Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аттестация государственных служащих Российской Федерации.

irina_k200 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и прохождения процедуры аттестации, государственных служащих РФ. Предметом исследования служат нормативные правовые акты, составляющие содержание института аттестации государственных служащих, научные разработки в области государственной службы, а также аттестационная деятельность как один из элементов в формировании системы эффективного государственного управления. Целью выпускной квалификационной работы выступает комплексное исследование процедуры аттестации государственных служащих РФ Для достижения названной цели предполагаются постановка и решение следующих задач: – рассмотреть понятие и назначение аттестации государственных служащих; – определить материально-правовые признаки аттестации государственных служащих; – раскрыть содержание и методы аттестации государственных служащих; – проанализировать процессуально-правовые нормы аттестации государственных служащих; – рассмотреть состояние и проблемы процессуально-правового регулирования аттестации государственных служащих. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания социальных и правовых явлений. Обоснованность выводов, содержащихся в выпускной квалификационной работе, достигается за счет комплексного применения системного, сравнительно-правового, логико-теоретического, формально-юридического, социологического и статистического методов исследования. Структура работы определена логикой исследования и поставленными задачами: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы выпускного квалификационного исследования. Последние десятилетия, начиная с 2000-х годов, характеризуются особым вниманием со стороны руководства страны к выработке новой стратегии в отношении управления государством, деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, учреждений и организаций. Это способствует более глубокому определению понятия и системы государственной службы, порядка и условий ее прохождения, а также статуса государственного служащего. Специфика и характер исполнения своих функциональных обязанностей целым рядом категорий государственных служащих в нашей стране (например, сотрудников правоохранительных органов) требуют от них не только должного уровня образования и профессиональной подготовки, специфических знаний и навыков, но и готовности при необходимости сознательно подвергать свою жизнь и здоровье опасности, а также применять меры принуждения, то есть ограничения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией . Несмотря на то, что Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации » правоохранительную службу называет одним из видов федеральной государственной службы, правоохранительная служба имеет целый ряд особенностей, отличающих ее от иных видов государственной службы. Это в частности относится и к правовому регулированию прохождения правоохранительной службы: поступлению на службу, определению общих условий назначения на должности, основаниям для назначения, особенностям и видам перемещений по службе, увольнению со службы, присвоению специальных званий, проведению аттестации и др. Основные задачи института аттестации состоят в совершенствовании деятельности по формированию кадрового состава государственной службы, подборе и расстановке кадров, повышении профессионального уровня государственных служащих, создании резерва кадров для выдвижения и направления на учебу, а также определении соответствия государственного служащего квалификационным требованиям по замещаемой должности. В своих выводах аттестационные комиссии коллегиально принимают решения о необходимости повышения квалификации конкретных государственных служащих, с учетом профессионального уровня аттестуемого и требований, предъявляемым к замещаемой должности, определяются направления их дальнейшего обучения, принимаются решения, влияющие на последующий карьерный рост, установление материальных стимулов, присвоение соответствующего замещаемой группе должностей квалификационного разряда. Единый институт аттестации государственных служащих занимает важнейшее место в системе средств реализации кадровой политики в России. Только при условии должной эффективности формирующегося института аттестации, как важнейшего метода аудита персонала, объективности и качества полученных результатов возможен успех других направлений работы с кадрами. Аттестация как коллегиальный метод работы с кадрами не противоречит главенствующему в системе государственной службы методу единоначалия, опирающемуся на сбалансированную вертикаль власти. Вопросы единоначалия и коллегиальности на государственной службе остаются предметом широкой научной дискуссии. Например, С.С. Маилян отмечает, что «известны случаи, когда твердое руководство превращается в злоупотребления, а коллегиальность обсуждения становится «говорильней» . Обезличенность коллегиальности создает ситуацию, когда каждый «относится к делу менее внимательно, чем если бы оно было предоставлено ему одному» . Но при решении изначально трудных вопросов, в отношении которых всегда предъявляются претензии к тому, кто их решает, «безликость» коллегиального органа может иметь и положительное значение. В таких случаях она не только создает условия для принятия более объективного решения, но и облегчает взаимодействие членов коллегиального органа с внешней средой» . При условиях дальнейшего совершенствования и развития аттестация может стать институтом, наиболее гармонично реализовавшим в себе потенциал коллегиальности и единоначалия в системе государственной службы. Несмотря на наметившийся прогресс в развитии аттестации, многие вопросы данного института до настоящего времени остаются неизученными. Недостаточно проработанная нормативная правовая база, регламентирующая порядок и прохождение государственной службы, затрудняет реализацию заложенных в системе аттестации возможностей, не используется научный потенциал, выработанный отечественными и зарубежными специалистами в области аудита и оценки персонала, управления кадрами в современных условиях. Нерешенность материально-правовых и процессуально-правовых проблем, стоящих перед аттестацией, зачастую порождает формальный характер данного института. Актуальность рассмотрения процесса аттестации государственных служащих как института административного права и сопровождающих данный процесс проблем определяется большой социальной значимостью всей системы государственной службы в России. Степень разработанности темы. Ряд принципиальных для проводимого исследования вопросов нашел свое отражение в работах, посвященных государственной службе, в частности в трудах Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, К.С. Бельского, А.А. Гришковца, А.Ф. Ноздрачева, В.М. Манохина, В.М. Курицына, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилова, Ю.Н. Тихомирова и др. Однако, в их работах вопросы, связанные с аттестацией государственных служащих, не являются предметом непосредственного изучения. Концептуальные представления о кадровой политике получили широкое освещение в работах Охотского Е.В., А.И. Турчинов и др. Теоретические представления о сущности аттестации исследовались в работах Овсянко Д.М., Старилова Ю.Н., Атаманчука Г.В., Бахрах Д.Н., Ноздрачёва А.Ф., Манохина В.М., Тихомирова Ю.А., Гришковца А.А. Теоретико-практические представления об оценке персонала рассматривались в работах Бояциса Р., Спарроу П., Дулевича В., Выдроффа С. Также вопросы проведения аттестации государственных служащих получили широкое освещение в работах Т.Ю. Базарова, А.В. Беляева, И.В. Бизюковой, Е.А. Борисова, Ф.П. Величко, И.М. Гуськовой, A.Л. Журавлева, С.А. Калачевой Ю.Д. Красовского, Курилова В.И., Матирко В.И., Магницкой Е.В., Меньшикова Л.И., Пашкова А.С., Прохоровой О.В, Поспеловой Л.И., Сергуна П.П., Щекина Г.В. и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. МАТЕРИАЛЬНО-ПРОВАВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 8 § 1.1. Понятие и назначение аттестации государственных служащих 8 § 1.2. Материально-правовые признаки аттестации государственных служащих 18 § 1.3. Содержание и методы аттестации в системе средств реализации кадровой политики 29 ГЛАВАII. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 38 § 2.1. Процессуально-правовые нормы аттестации государственных служащих 38 § 2.2. Состояние и проблемы процессуально-правового регулирования аттестации государственных служащих 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституции РФ принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»). 2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре РФ» // СПС «Консультант Плюс». 3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс». 4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (в ред. от 01.10.2019) «О службе в таможенных органах РФ» // СПС «Консультант Плюс». 5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О воинской обязанности и военной службе» // СПС «Консультант Плюс». 6. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О статусе военнослужащих» // СПС «Консультант Плюс». 7. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы РФ» // СПС «Консультант Плюс». 8. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе РФ» // СПС «Консультант Плюс». 9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 01.10.2019) «О полиции» // СПС «Консультант Плюс». 10. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 01.10.2019) «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». 11. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 02.08.2019) «О статусе судей РФ» // СПС «Консультант Плюс». 12. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (в ред. от 06.02.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // СПС «Консультант Плюс». 13. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (в ред. от 21.02.2019) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // СПС «Консультант Плюс». 14. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 (в ред. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» // СПС «Консультант Плюс». 15. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 (в ред. от 15.11.2013) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // СПС «Консультант Плюс». 16. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 (в ред. от 08.02.2019) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СПС «Консультант Плюс». 17. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 (в ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы)» // СПС «Консультант Плюс». 18. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 (в ред. от 30.09.2012 г.) «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ» // СПС «Консультант Плюс». 19. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 12.04.2019) // СПС «КонсультантПлюс». 20. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ» // СПС «Консультант Плюс». 21. Приказ Министерства внутренних дел России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ». 22. Приказ Федеральной таможенной службы России от 24 декабря 2008 г. № 1658 (в ред. от 17.04.2012) «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов РФ» // СПС «Консультант Плюс». Учебники, монографии, учебные пособия: 23. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2009. 24. Административное право: учебник / Под общ. ред. А. И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. 25. Административное право России. Общая часть: Учебник для высш. учеб. заведений / Под ред. П.И. Кононова. М., 2006. 26. Административное право России: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. П.И. Кононова. М., 2009. 27. Административно-процессуальное право. Курс лекций. ЦОКР МВД России. М., 2009. 28. Административное право: практикум / Под ред. Старилова Ю.Н. М.: 2010. 29. Анисимова Т.В. Институт аттестации государственных служащих в административном праве: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 30. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Академия, 2007. 31. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. 32. Беляев А.В., Герасимов В.М. Аттестация государственных служащих. М.: ИТПИ, 2001. 33. Большой Энциклопедический Словарь. М., 1976. 34. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2008. 35. Булгаков С.Н. Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации: автореф. … канд. юрид. наук. М., 2013. 36. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. 37. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. 38. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учебное пособие. М.: Логос, 2001. 39. Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012. 40. Государственная служба США, Германии, Франции, Великобритании (организация и регулирование) : учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Бакушев В. В. и др. М., 2001. 41. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. 2000. 42. Жиров А. П. Правовые аспекты аттестации руководящих работников и специалистов в промышленности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 43. Маилян С.С. Единоначалие и коллегиальность в управлении органами внутренних дел: монография. М., 2002. 44. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2009. 45. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. 46. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: учебник. М.: Норма, ИНФРА-М, 2013. 47. Нечаева Т.В., Кирилин А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Деловой двор, 2013. 48. Никулина Н. Г. Методы оценки в системе аттестации государственных служащих: дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 49. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. 50. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Апенько С.Н., Мерко А.И. Мотивация персонала: Учеб. пособие. Практические задания (практикум). М.: Изд-во «Альфа-Пресс». 2010. 51. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: учебник. М.: Альфа-Пресс, 2006. 52. Панова И.В. Административно-процессуальное право России: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 124. 53. Прохорова О.В. Организационно-правовые основы прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2007. 54. Попова Н. Ф. Правовое регулирование государственной службы: учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2009. 55. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. Юридическая литература. М., 1964. 56. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития: монография. Саратов, 1997. 57. Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб.: изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2002. 58. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 59. Сорокин В.Д. Семь лекций по административному праву. СПб., 1998. 60. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М.: Юридическая литература, 1968. 61. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2006. 62. Ткач А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. М.: Юстицинформ, 2008. 63. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005. 64. Кибанов А.Я., Ивановская JI.В., Митрофанова Е. А. Управление персоналом: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2007. 65. Коренев А.П. Административное право России: учебник. В 3 ч. Ч. I. М.: МЮИ МВД России: Щит-М, 1999. 66. Коренев А. П. Административное право России: учебник. В 3 ч. Ч. 1. М., 2001. 67. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ с изменениями от 11 ноября 2003 г. «О системе государственной службы РФ» и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М. : РАГС, 2005. 68. Курилов В.И. Аттестация и личность работника / В.И. Курилов. - М.: Норма-Пресс, 2003. 69. Куптаерев В.В. Государственная служба в органах внутренних дел. Белгород, 2011. 70. Мега Л.П. Правовое регулирование аттестации руководящих, инженерно-технических работников и специалистов народного хозяйства. Рига, 1986. 71. Чочуа Г.Г. Правовые проблемы аттестации работников в условиях рынка труда: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 72. Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов). М.: Серия Право в Вооруженных Силах - консультант. За права военнослужащих, 2008. 73. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма-Инфра-М, 2000. 74. Щукина Т. В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: автореф. дис. … док-ра юрид. наук. Воронеж, 2011. 75. Управление персоналом : энциклопедический словарь / Под ред. д.э.н. проф. А.Я.Кибанова. М.: 1999. 76. Ухов В.Ю., Каплунов А.И., Курноскин Е.А., Прохорова О.В. и др. Административное право: курс лекций. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. Статьи: 77. Башуров В.Б. Отграничение квалификационного экзамена от аттестации государственных гражданских служащих РФ // Современное право. – 2011. – № 11. – С. 82. 78. Дёмин А.А. Особенности правового регулирования государственной службы в России и за рубежом // Вопросы управления. – 2012. – 2(19). – С. 36. 79. Закалюжная Н.В. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников // Законодательство и экономика. – 2009. – № 4. – С. 32. 80. Иванчина Ю.В. Аттестация работников и ее правовое регулирование // Чиновник. – 2003. – №5(27). – С. 31. 81. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. – 2005. – № 2. –С. 16. 82. Пашин В.М., Кобозев А.А. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 1. – С. 53. 83. Подзин А.А. Правовое и организационное обеспечение процедуры проведения аттестации в ОМВД // Российский следователь. – 2013. – № 17. – С. 44. 84. Прозоровский С. Формальная аттестация и оценка эффективности персонала // Финансовая газета. – 2009. – № 32. – С. 32. 85. Соколова О.С. Объекты унификации норм законодательства о правоохранительной службе // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 8. – С. 14. 86. Старилов Ю. Н. Аттестация госслужащих и аттестационная процедура // Правовая наука и реформа юридического образования : сборник научных трудов. Выпуск 6. Воронеж, 1996. 87. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. – 2004. – № 9. С. 26. 88. Сурманидзе И.Н.К вопросу об аттестации государственных и муниципальных служащих: понятия, сравнительная характеристика, законодательные нововведения // Юридический мир. – 2006. – № 8. – С. 32. 89. Шматова Е.С. Правовая система: вопросы теории и методологии // История государства и права. – 2013. – № 20. – С. 22 - 27.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. МАТЕРИАЛЬНО-ПРОВАВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ § 1.1. Понятие и назначение аттестации государственных служащих Правовой институт как структурный элемент системы права обладает определенными признаками, а именно: самостоятельностью, специфичностью способа правовой регламентации, наличием возможности формирования общих понятий в рамках видовых явлений . Различных определений правового института существует множество, и каждое из них в той или иной степени отражает содержание данной правовой категории. Так, например, В. Н. Хропанюк под правовым институтом понимает «обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений» . А. Б. Венгеров определяет институт права как «объединение правовых норм по общему предмету регулирования» . Данное определение признает в качестве основания для деления права на институты предмет правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются определенные виды общественных отношений, сложившиеся в процессе развития наиболее значимых отраслей современного права. Предмет, являясь материальным, объективно обусловленным критерием, «диктует необходимость выделения той или иной отрасли» . Существует точка зрения, согласно которой институт права является составной системообразующей частью отрасли права . И.Н. Сенякин дал следующее определение правового института: «институт права – это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений» . По мнению ряда авторов, предложенное И.Н. Сенякиным определение правового института является наиболее полным. Ученые, изучающие административное право, под его предметом обычно понимают широкий комплекс общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией функций государственного управления, с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органов управления и должностных лиц . Нормы права, образующие институт аттестации, устанавливают определенный порядок деятельности, направленный на организацию и проведение оценки служащих. Внутренняя связанность и обособленность норм, регламентирующих аттестационные должностные отношения в процессе прохождения государственной службы, образуют своего рода нормативный блок, что свидетельствует о существовании сложившегося правового института аттестации. Итак, под правовым институтом аттестации государственных служащих следует понимать систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы, по оценке деловых, личных и нравственных качеств служащих, результатов их труда, действенному контролю за их деятельностью, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего занимаемой должности, решению вопросов стимулирования и присвоения соответствующей квалификации, возможных перспектив карьерного роста, в целях повышения эффективности управления государством в рамках реализации позитивного сценария развития общества. Правовой институт аттестации государственных служащих тесно связан с другими правовыми институтами, затрагивающими вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовым договором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда, увольнения), с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных служащих . Многие исследователи права рассматривают институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. Так, например, В. И. Курилов в своей работе отмечает, что «нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено общностью целей и содержания, названных норм» . По мнению В. Н. Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений . Для того чтобы разобраться с понятием государственного служащего, необходимо рассмотреть понятие государственной службы. Современным российским законодательством выработано понятие государственной службы, научная оценка которого позволит получить ответы на вопросы, возникающие в результате недостаточно четкого и однозначного определения, как самой государственной службы, так и статуса гражданина, состоящего на государственной службе. В правовой науке государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства . Понятие государственной службы впервые нормативно было закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» , где государственная служба понималась «как профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов» . В ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» даётся новое определение государственной службы. Государственная служба в Российской Федерации теперь определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности РФ); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов РФ). А.Ф. Ноздрачев определяет государственную службу как «установленный государством, нормативно выраженный и легитимный, признаваемый гражданами юридический институт практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в масштабе всего общества и реального времени» . Известно, что системный подход предполагает рассмотрение любого явления или системы в генезисе, то есть в стадиях зарождения, функционирования и развития. Для того чтобы определиться, что же такое государственная служба, необходимо обратиться к истории, к истокам происхождения данного понятия. История цивилизованного человечества – это во многом история государства, его институтов и такой социальной общности людей как чиновничество или бюрократия. Систематическое развитие проблематика бюрократии впервые получила в работах выдающегося немецкого социолога Макса Вебера. Его концепции типов господства, патримониальной и рациональной бюрократии явились теоретической базой для появившихся впоследствии научных школ по проблемам изучения бюрократии и социологии организаций . Выводы Вебера о российской бюрократической системе, представляющие интерес для данного исследования, мы приведем ниже. История государства и права России не только связана с государственной службой, а проистекает из нее. Судьбы страны, народа, общества неразрывно связаны с государственной службой, компетентностью людей на ней состоящих. Победы и поражения Отечества на протяжении всей его истории – это победы и поражения российской государственной службы. Столетиями исторически складывались особенности развития России. Постоянное сопротивление внешним угрозам, объединение в одном государстве народов с различными культурными, религиозными, национальными отличиями, обширные территории с суровым климатом, наложили отпечаток на формирование государственной службы, ее особую роль и значение, предполагающие гораздо большее участие государственного аппарата в жизни общества и более значительную ответственность конкретного чиновника, военного, дипломата за принятые решения или за бездействие, чем в странах с менее драматичной судьбой. В этих сложных условиях зачастую было крайне сложно проконтролировать деятельность государственных чиновников на местах, и поэтому непосредственное исполнение замыслов правителей государства, успех или неудача проводившихся ими мероприятий, зачастую зависели от степени компетентности государственных служащих, от степени понимания каждым чиновником своих задач и меры ответственности перед государством и народом. Роль государственных служащих традиционно была, настолько важна в отечественных условиях, что все важнейшие преобразования в истории страны, затрагивавшие повседневную жизнь практически каждого жителя России, как правило, происходили по инициативе государства. Обеспечение же постоянного и бесперебойного обслуживания нужд государства и общества требовало постоянной подготовки новых квалифицированных кадров. Исследуя институт аттестации государственных служащих, необходимо определиться с основными понятиями, используемыми в данном контексте: «государственная служба», «государственный служащий» и собственно «аттестация». Понятие государственного служащего напрямую вытекает из понятия государственной службы. Таким образом, государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий за это денежное вознаграждение, которому в установленном порядке присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания . Переходя к определению понятия аттестации, хочется – отметить, что аттестация (attestatio) в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, как процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям. Очень интересным, представляется определение, которое дается в словаре В.И. Даля: «...аттестовать, аттестовывать кого-либо, делать отметку или надпись о службе, поведении, способностях и пр., отзываться, свидетельствовать; «...аттестация – удостоверение, засвидетельствование; одобрение...» . В Большом энциклопедическом словаре дано следующее понятие аттестации: это «оценочное заключение, закрепленное в форме документа, присваивающего человеку определенную профессиональную квалификацию или направленная на установление соответствия или не соответствия занимаемой должности» . По мнению О.В. Прохоровой под аттестацией государственного гражданского служащего понимается процедура оценки служебной деятельности, основанная на соответствии квалификационным требованиям по замещению государственной гражданской должности . Таким образом, аттестация является законченным, оформленным и зафиксированным результатом оценки человека с учетом его образовательного уровня, профессиональной подготовки и личностных качеств, экстраполируемых к конкретным требованиям, соотносимым как с занимаемой должностью, так и с характером выполняемых должностных обязанностей. В своем развитии аттестация служащих в России прошла сложный путь. В государственной системе императорской России аттестация являлась одним из средств выяснения способностей чиновника и его пригодности к службе Отечеству. Генерал П.Д. Киселев, государственный деятель первой половины XIX столетия, говоря об аттестации, замечал: «...аттестация, представленная командиром полка, есть нравственный способ, данный для исправления подчиненных» . Законодательству Российской империи была известна аттестация, как один из методов работы со служащими административных учреждении; ей придавалась немаловажная роль в назначении на государственные должности и дальнейшем карьерном росте. В XIX в. в России для претендентов на управленческую должность даже был установлен «экзамен на чин». В 1833 г. в Своде законов Российской империи был опубликован «Свод устава о службе по определению правительства», в котором, в частности, указывалось на необходимость оценки качеств служащих не только по личным делам, но и по результатам практической деятельности. В Советском Союзе зарождение аттестации относится к концу 60-х годов и связано с утверждением Госкомитетом по науке и технике СССР в мае 1969 г. «Положения о порядке проведения аттестации работников научно-исследовательских, проектных, проектно-конструкторских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений». С этого времени принимается достаточно объемный массив нормативных правовых актов по вопросам аттестации, отмечается определенный процесс накопления необходимого опыта в данной сфере, нормы об аттестации получают свое наибольшее развитие . Конгломерат кадровой практики и науки в СССР не выработал единого нормативного правового источника, законодательно регулирующего, теоретически обобщенные вопросы аттестации для широкого круга работников и служащих. Предусматривались аттестационные мероприятия для конкретных категорий работников. Они проводились с соискателями ученых степеней и ученых званий, работниками проектно-конструкторских, научно-исследовательских, технологических организаций и научно-исследовательских подразделений вузов, с инженерно-педагогическими работниками, профессионально-технических училищ и учителями общеобразовательных школ . Процесс формирования законодательной базы о государственной службе на новых принципах проходил параллельно со становлением института аттестации, необходимость совершенствования которого диктовалась логикой развития институциональных правовых норм. Одним из средств повышения эффективности государственной службы является федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы)» , в которой признается важность изменения системы работы с кадрами в органах государственной власти в целом, и совершенствование механизма проведения аттестации в частности. Опыт развития и совершенствования всей системы государственной службы позволяет признать аттестацию основным способом, как оценки служащих, так и совершенствования системы работы с кадрами в государственных органах. «Инструментом, позволяющим реализовать целый ряд направлений работы с кадрами, является аттестация, направленная на совершенствование деятельности органов государственной власти по подбору, повышению квалификации и расстановке государственных служащих» . Являясь видом оценки деятельности служащего с правовой точки зрения, административно-правовой процедурой, направленной на оценку и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающей по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, способствующие развитию профессионального и личностного потенциала кадров, аттестация регламентируется различными нормативными правовыми актами, в которых определяются сроки, порядок, процедура, основные условия ее проведения, требования к аттестуемому, его права и обязанности, права и обязанности членов аттестационной комиссии. Как отмечал в своих трудах Ю. Н. Старилов, «под правовым институтом аттестации следует понимать систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы в процессе осуществления деятельности по оценке деловых, личных, нравственных качеств, результатов их труда и действенному контролю за работой служащих в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда и повышения эффективности управления» . Характерной чертой института аттестации государственных служащих является наличие в нем норм, как материальных, так и процессуальных. Материальные нормы устанавливают основные категории исследуемого института, в первую очередь саму систему аттестации и правовой статус государственных служащих. Процессуальные нормы обеспечивают исполнение материальных норм, устанавливая определенные процедуры. Подводя итог в данном параграфе, можно сделать выводы о том, что: Правовым институтом аттестации государственных служащих является система правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы, по оценке деловых, личных и нравственных качеств служащих, результатов их труда, действенному контролю за их деятельностью, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего занимаемой должности, решению вопросов стимулирования и присвоения соответствующей квалификации, возможных перспектив карьерного роста, в целях повышения эффективности управления государством в рамках реализации позитивного сценария развития общества. Назначение аттестации состоит в правильном подборе и расстановке кадров, обеспечивающих эффективность государственного управления и способных решать государственные задачи, стоящие перед ними, а также в определении степени соответствия профессионального уровня служащего квалификации выполняемой им работы. § 1.2. Материально-правовые признаки аттестации государственных служащих В административном праве выделяются административно-правовые институты закрепляющие принципы государственного управления; определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления; регулирующие регистрационно-легализующую деятельность, контрольно-надзорную деятельность, административно-правовой статус граждан, государственную службу и определяющие правовой статус государственных и муниципальных служащих, а также многие другие . Как и все институты административного права, правовой институт аттестации государственных служащих включает в себя материальные и процессуальные нормы, которые устанавливают определенные аттестационно-правовые положения, а также регулируют саму процедуру аттестации (необходимость подготовки аттестационной характеристики, сроки проведения аттестации, виды аттестационных оценок, состав комиссии, рекомендации и выводы аттестационной комиссии). В практической деятельности служащих аттестация имеет важнейшее значение, поскольку является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах. Без периодической аттестации служащих невозможно совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы . Существующий в настоящее время нормативный правовой массив, регламентирующий процедуру аттестации, во многом повторяет концепцию, принципы, структуру, выработанные юридической практикой ранее, где аттестация представлялась одним из вспомогательных инструментов кадровой работы, что, вероятно, соответствовало понятию и смыслу государственной службы в СССР. Правовые нормы, регулирующие отношения по аттестации служащих, обслуживают несколько отраслей права. В теории управления аттестация работников рассматривается как важная организационно-правовая форма проверки результатов работы, и профессиональных качеств, направленная на улучшение качественного состава персонала, а также подбора и расстановки кадров . Аттестация как правовой институт имеет свои принципы, цели, задачи и функции. Ряд авторов, изучающих проблемы государственной службы, к принципам аттестации наряду с общеправовыми – законность, объективность, гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность – относит и специальные, такие, как: обязательность аттестования; всесторонность; системность и комплексность аттестации, дифференцированный подход; периодичность проведения аттестации государственного служащего; обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; действенность аттестации . Другая же группа исследователей основными принципами аттестации государственных служащих предлагает признать: законность, профессионализм, демократизм и социально-правовую защищенность служащих . Обе эти позиции, безусловно, имеют право на существование. Попытаемся оценить каждую из них с точки зрения значимости при осуществлении аттестационных процедур. Законность, по утверждению А. В. Беляева и В. М. Герасимова, одно из важнейших требований в ходе аттестации государственных служащих. Она должна осуществляться объективно, гласно, на высоком организационно-методическом уровне, в благожелательной эмоциональной атмосфере . Профессионализм предполагает: компетентность служащих; знания по специальности, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации; систематичное, регулярное выполнение функций, решение дел, стабильность служебных отношений; политическая нейтральность; лояльность; ответственность за деятельность . Применяемый принцип профессионализма, безусловно, важен для оценки аттестуемого и должен распространяться также на членов аттестационной комиссии, деятельность которых при дальнейшей реализации потенциала аттестации будет приобретать все более значимый для совершенствования государственной службы характер . Проявлениями демократизма являются: полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства; подотчетность и ответственность служащих; гласность . Социально-правовая защита подразумевает создание необходимых условий для объективной оценки профессионализма и компетентности кадров, возможность дополнения личной характеристики не включенными в нее положительными данными, возможности обжалования решения аттестационной комиссии; обеспечение служебной перспективы . Принцип объективности под собой подразумевает, что все лица, имеющие отношение к процедуре аттестации, беспристрастно исследуют все обстоятельства, отражающие действительное состояние служебного соответствия служащего предъявляемым к нему требованиям, а также рассматривают и оценивают все представленные материалы. Принцип гласности проявляется в том, что процедура аттестации и все подготовительные мероприятия к ней несут доступность, открытость, информированность и обязательность доведения до сведения служащих результатов аттестации. Принцип коллегиальности включает объективность, всесторонность при обсуждении индивидуальных качеств государственного служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям во время проведения заседания аттестационной комиссии. Принцип обязательности аттестования относится ко всем служащим независимо от занимаемой должности, во всех подразделениях создаются аттестационные комиссии, которые наделяются соответствующими полномочиями по проведению аттестации в отношении конкретных служащих. Под принципом всесторонности понимается полный сбор информации по всем индивидуальным проявлениям (профессиональные, деловые, нравственные, личные качества) аттестуемого. Для анализа материально-правовой сущности института аттестации кроме принципов, положенных в его основу, следует изучить цели аттестации. Сложившийся нормативно-правовой массив, регламентирующий процедуру аттестации , определяет, что она проводится в целях: а) определения соответствия замещаемой должности; б) определения уровня профессиональной подготовки; в) для решения вопросов связанных с изменением условий оплаты труда; г) совершенствования деятельности государственного органа. По мнению ряда авторов, аттестация служит трем целям: административной, информационной и мотивационной . Административные цели возникают как реакция на результат оценки деятельности аттестуемого. Таких реакций может быть несколько: повышение по службе (заполнение вакансии работниками, проявившими свои способности); перевод на другую работу (приобретение работником нового опыта); направление на обучение, переподготовку, повышение квалификации; поощрение; наказание; понижение по службе; прекращение трудового договора. Информационная цель удовлетворяет потребность человека в знании оценки своего труда для того, чтобы он смог скорректировать свое поведение. Мотивационная цель – вознаграждение благодарностью, зарплатой, повышением. Изыскание резервов роста производительности труда. Заинтересованность работника в результатах своего труда. Использование экономических стимулов и социальных гарантий. Создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности . Для осуществления каждой из перечисленных целей необходимо решение ряда задач. С точки зрения нормативных правовых актов, регламентирующих аттестацию, ее задачи можно рассматривать в узком и широком смысле. Аттестация в узком смысле проводится для проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе. В ряде нормативных правовых актов, регламентирующих аттестацию определяется, что она проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 117 страниц
25000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 85 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 104 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 66 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 113 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg