Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Роль школьной библиотеки в интеллектуальном развитии школьников-спортсменов.

irina_k200 2200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность в педагогической теории и накопленный исследовательский материал определили выбор темы исследования: «Роль школьной библиотеки в интеллектуальном развитии школьников - спортсменов». Объект исследования - развитие интеллектуальных способностей школьников - спортсменов через чтение художественной литературы. Предмет исследования - педагогическое обеспечение развития умственных сил и возможностей детей. Цель исследования – исследовать роль школьной библиотеки в интеллектуальном развитии школьников - спортсменов. Для раскрытия данной цели решаются следующие задачи: 1. Раскрыть основы деятельности школы и библиотеки; 2. Изучить школьную библиотеку и специфическую форму организации библиотечной работы; 3. Изучить пути формирования личности учащихся; 4. Сформировать у школьников - спортсменов способности, установки, навыки творческого чтения художественной литературы; 5. Исследовать экспериментальным путем роль школьной библиотеки в интеллектуальном развитии школьников – спортсменов. В основу исследования была положена следующая гипотеза: Интеллектуальные силы, умственные возможности детей - спортсменов успешно развиваются, когда: формируются личностно значимые мотивы чтения художественной литературы обуславливающие осознание детьми, увлеченными спортом, необходимости овладения разносторонними знаниями; школьники широко вовлекаются и в неспортивные виды общественно полезной, творческой деятельности, где происходит раскрепощение личности, позволяющее человеку проявить и развивать свой интеллектуальный потенциал; на занятиях по физической культуре и спорту серьезное внимание уделяется на развитие познавательных процессов, умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования и т.д.; отказ от традиционного взгляда на детей, увлеченных спортом, как на детей с достоверно низкими учебными возможностями, перестроив отношение к ним, как к детям с развитым практическим интеллектом; расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамку узкоспортивных интересов для преодоления их одностороннего развития и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями. Методологической основой исследования в нашей работе явились современные подходы к созданию образовательной среды библиотеки (Г.Ю. Беляев, В.А. Ясвин, И.П. Осипова), формированию информационной культуры учащихся, разработанные специалистами Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова). Существенной методологической основой стали положения, изложенные в нормативных документах, посвященных деятельности школьных библиотек; материалы по руководству чтением, отраженные в публикациях А.Н. Ванеева, В.И. Терешина, Ю.П. Мелентьевой, А.А. Леонтьева; основным принципам деятельности библиотек, обслуживающих детей и подростков, России и зарубежных стран, освященные в работах Г.А. Ивановой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Жуковой, И.И. Тихомировой, Ф.Л. Кэрролл. Экспериментальной базой работы стала школьная библиотека Усть-Алданского улуса Мындабинской СОШ. Теоретическая значимость работы: наша работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процесса развития информационно-компетентной личности. Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при анализе уровня развития и использования в учебном процессе справочно-поискового аппарата. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической, практической), заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность. В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования. Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий. Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитанием непосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные учреждения. Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире. Будущее общества связано с новой постановкой дела обучения и воспитания подрастающего поколения. Со школьной скамьи начинается подготовка кадров, будущих экономистов, предпринимателей, ученых, педагогов, лидеров республики, людей духовно и нравственно обогащенных. Задача может быть успешно решена, когда в школе будут сформированы и развиты качества интеллекта в широком смысле данного понятия. Как подчеркивается в специальной литературе (Г. С. Костюк, Н. А. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина), и что в целом подтверждается полученными нами результатами предварительного исследования, физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитание физических качеств человека позволяют эффективно решать задачи интеллектуального развития, но только в рамках «узкой» специализации в области физической культуры и спорта. Анализ теории и практики показывает необходимость постановки и решения вопроса о новом подходе к формированию интеллектуальных способностей школьников. Не секрет, что повсюду распространено мнение, что физическое воспитание в целом направлено лишь на развитие таких качеств личности, как воля, характер, самообладание, целеустремленность и т.д. Причем развитие этих качеств мобилизуется для достижения высоких спортивных результатов или для занятий физической культурой. Данный подход к исследованию проблемы заключается в раскрытии возможностей формирования интеллектуальных сил детей, обеспечивающих развитие познавательных способностей школьников. Многообразие и сложность решения этой задачи требуют определения рациональных педагогических условий для развития умственных сил и способностей школьников, увлеченных спортом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 7 1.1 Библиотека и педагогическая система школы……………………………..7 1.2 Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы……………………………………………………………14 1.3 Пути формирования личности учащихся…………………………………26 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ – СПОРТСМЕНОВ 2.1 Деятельность школы 2.2 Итоги опроса по выявлению читательских интересов младших школьников 2.3 Экспериментальный этап. Методики экспериментальной работы и педагогической деятельности школьной библиотеки для интеллектуального развития школьника - спортсмена. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..38
Список литературы

1. О библиотечном деле. Закон Российской Федерации // Библиотека. – 1995. - №3. С. 41-47. 2. Библиотека общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док / сост. Г.В. Чулкина, О.В. Козлова. – М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2016. – 80 с. 3. Библиотека и юный читатель : практ. пособие. – М. : Книжная палата, 1987. – 214 с. 4. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / В.А. Бородина. – И: Либерея, 2004. – 168 с. 5. В помощь школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. – Школьная книга, 2004. – 64 с. 6. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования : учеб.-метод. пособие: часть / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 2016 . – 356 с. 7. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2016, №7. – С. 34-38. 8. Дети. Книга. Библиотека. Поиски и обретения 90-х гг. – Челябинск, 2016. – 318 с. 9. Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001. - 497 с. 10. Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 23-29. 11. Мелентьеа Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества. – М. : АСОПиР, 2001. – 417 с. 12. Новокшонов Ю. Воспитывая информационную культуру / Ю. Новокшонов, А. Соломатин // Народное образование. 1988. № 6. – С. 49-53. 13. Ратке И. История письменности. Выпуск 4 / И. Ратке. – Ростов н/Д : Феникс, 1995. – 405 с. 14. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 215 с. 15. Чудинова В.П. Дети, библиотеки и новые массовые информационные технологии // Библиотековедение. – 2016. – №5. – С. 40-50. 16. Збаровский В.С. Технология развивающего обучения : учеб. пособие / В.С. Збаровский, Н.В. Збаровская., Г.П. Чепуренко. – СПб., 2014. – 182 с. 17. Зуева Е.М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки // Библиотека и образование школьников: проблемы информационной поддержки: Докл. и сообщения науч.-практ. конф., 20–22 июня 2016 г. – Озерск, 2016. – С. 63–67. 18. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде // Библиотечное дело: XXI век. – 2013. – №2. – С. 79 – 115. 19. Квалификационные характеристики работников школьных библиотек, выполняющих педагогические функции (проекты) // Повышение квалификации библиотечных работников системы образования. – М., 2016. – С. 51–54. 20. Копейкин А. Приглашение на «час книги» // Школьная библиотека. – 2001 – №1. – С. 36–38. 21. Михайличенко Е.П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы. // Библиотечное дело: XXI век. – 2004. – №1. – С. 178 – 182. 22. Попова Е.С. Научная литература в школьной библиотеке. // Библиотечное дело: XXI век. – 2003. – №2. – С. 79 – 115. 23. Проблемы оценки библиотечной деятельности и совершенствования обслуживания читателей / Рос. нац. б-ка. – Л, 1985. – С. 42–58. 24. Рензулли, Дж. Модель обогащающего школьного обучения [Текст] / Дж. Рензулли, С. Рис // Основные концепции одаренности и творчества / Под ред.Д.Б. Богоявленской. - М.: Просвещение, 2010. - С.53-79. 25. . Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия [Текст] / В.В. Репкин // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. - С.26-29. 26. . Романовская, З.М. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова [Текст] / З.М. Романовская // Нач. шк. - 2012. - №8. - С.50-55. 27. . Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2013. - С.343-442. 28. . Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема [Текст] / А.И. Савенков // Педагогика. - 2013. - №10. - С.87-94. 29. Селиверстова, Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся [Текст] / Е.А. Селиверстова // Нач. шк. - 2013. - №1. - С.54-56. 30. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб: Речь, 2012. - 373 с. 31. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб: Питер, 2013. - 201 с. 32. Хеляер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К.А. Хеляер // Основные концепции одаренности и творчества // К.А. Хеляер. - М.: Просвещение, 2010. - С.80-85. 33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). 34. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1999.-175с. 35. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 2017. – 512 с. 36. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. - 97 с. 37. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования интеллектуальных интересов учащихся [Текст]/Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- С.334. 38. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 1.1 Библиотека и педагогическая система школы библиотека педагогический школьный потенциал Педагогическая система – сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества, отдельного образовательного учреждения, педагога. Как любая система, педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые выстраиваются в систему, если функционируют по определенным законам, обладают общими качествами. Посмотрим, в чем выражается включенность библиотеки в педагогическую систему школы. Сопоставление основных нормативных и правовых актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений и школьных библиотек, позволяет прийти к заключению об общем законодательном поле. В основе деятельности школы и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база: • Международные документы: «Конвенция о правах ребенка» (1989), составленная по аналогии со «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларация прав ребенка» (1959), «Декларация о школьных библиотеках»; • Конституция Российский Федерации; • Законы РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998), «Об образовании» (1996), «О библиотечном деле» (1994); • Государственные образовательные стандарты федерального и регионального значения. Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции. Законы: • признают, что: государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственной власти Российской Федерации; целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; • констатируют: единство культурного и образовательного пространства; приоритет области образования, общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; • трактуют: библиотечную деятельность как социально значимый вид деятельности; библиотеку как образовательное учреждение. Все правовые документы в сфере библиотечного образования равнозначны и только дополняют, а не противоречат друг другу. И образовательные учреждения, и библиотеки преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок» (т.е., согласно «Конвенции о правах ребенка», человек до 18 лет). В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи: сохранение историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение учебного процесса. В ГОСТах федерального и регионального уровней, в Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей. А именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Именно личность – цель, субъект, результат в главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа создания и развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах: партнерства и приоритета интересов пользователей; личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся, формирования ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения учащихся, осознанного читательского вкуса. Следует выделить, по меньшей мере, три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек в будущем и деятельности школьного библиотекаря. Суть первого – в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения – медиатеки или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста [10, 26]; второй состоит в том, что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора [4, 50]; третий – в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями [9, 59]. Какой будет каждая конкретная библиотека должны решать сами ее работники. Р.К. Тимофеева – ректор Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия) видит школьные библиотеки как педагогическое структурное подразделение школы [9, 68], что предполагает осмысление и активизацию ее педагогической деятельности. Таким образом, включенность библиотеки в педагогическую систему школы основывается на ее специфических воспитательных функциях. Библиотекарь – участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе. Примером групповой формы организации педагогического процесса является урок – библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы библиотеки. Библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо при: – объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь необходимо владеть вербальными методами – рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование, работа с книгой; – выработке учебных умений и навыков. Для этого используются упражнения, практические работы – показ техники пользования справочно-библиографическим аппаратом книги, библиотеки, умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т.д.; – организации общения читателя и библиотекаря, используются определенные модели педагогического общения, применение различных его стилей; – формировании ответственности и обязательности у читателей-учащихся, развитии критического мышления важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки – формирование духовно богатой личности. В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если четко сформулирована цель и методы контроля ее достижения; определен конечный результат; имеется обратная связь. Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико-типологической модели фонда школьной библиотеки гимназии №210 «Корифей», которая базируется на принципах технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. В этом документе отражены пять основных линий содержания образования по национально-региональному компоненту ГОСТа: культурно-историческая (человек и культура), социально-правовая (человек и общество), информационно-методологическая (человек и информация), экологическая (человек и природа), валеологическая (человек и здоровье) [6, 79]. Роль школьной библиотеки в создании условий реализации национально-регионального компонента ГОСТа заключается не только в профильном комплектовании фонда, развитии у учащихся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, сотрудничестве с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении Рабочей программы педагога по реализации ГОСТа НРК в части программного и учебно-методического обеспечения реализации ГОСТа. Необходимо отметить, что взгляд на школьного библиотекаря как на пассивного поставщика информации ушел в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей библиотеки. Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности); организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, управлять отдельными ее технологическими циклами, включать детей в различные виды деятельности); коммуникативных (умение устанавливать контакты, общаться с администрацией, педагогами, детьми; тактичность, правильную речь и пр.); проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее, использовать дидактические материалы); гностических (умение проводить самообразование, самосовершенствование) [7, 52]. И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании. Все чаще рассматривают школьного библиотекаря как педагога и специалисты органов управления образованием. Свидетельство тому – участие библиотекарей в педагогических чтениях, в проведении комплексной системы аттестации по единым правилам и требованиям, как для педагогов, так и для школьных библиотекарей. Издавна в деятельности библиотек ставились цели воспитания бережного отношения к книге, формирования информационно-библиотечной культуры (а теперь, с возникновением медиаобразования, и медиакультуры). Плодотворно велось на базе библиотек эстетическое, экологическое, правовое воспитание. Школьные библиотекари могут внести свой вклад в реализацию не только этих задач воспитательного процесса. Желательно направлять свои силы на реализацию и прочих целей, стоящих перед всеми подразделениями школы, и добиваться их достижения, используя библиотечные формы и методы. Среди традиционных целей можно назвать: 1) формирование коллектива учащихся; воспитание гуманистических качеств личности (доброжелательности, взаимоуважения, терпения и др.); 2) развитие познавательной активности; 3) формирование сознательного отношения к учению; 4) воспитание дисциплинированности; 5) развитие самостоятельности и ответственности у школьников; 6) развитие духовности личности, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям; 7) воспитание стремления к здоровому образу жизни; 8) формирование творческого отношения к делу; 9) воспитание суверенности личности, способности к объективной самооценке; 10) воспитание трудолюбия и др. [3, 21]. Для определения путей достижения этих целей стоит использовать большой практический опыт учителей. Так, каждый библиотекарь может применить методику самоинтервью, т.е. спросить себя: «Если цель воспитания – формирование коллектива учащихся, что в моей работе будет этому способствовать?» (и так по каждой цели). В случае, когда находятся конкретные действия, мероприятия, способствующие достижению данной цели, они включаются в план работы библиотеки, а также в общешкольный план. Если данная цель библиотечными формами и методами не может быть достигнута либо требует дополнительного осмысления и разработки, в текущие планы она не включается. Однако может быть предусмотрена перспективная разработка библиотечного сопровождения любой заинтересовавшей библиотекаря (либо профильной для школы) воспитательной цели. В качестве средств достижения используется весь арсенал библиотечных форм и методов: составление планов чтения и тематических картотек, выставки, беседы, обзоры, диспуты, устные журналы, конференции, литературные вечера и т.д. Воспитательные цели ярко прослеживаются в содержании и тематике мероприятий «Я и ценности моей жизни», «Я и смысл моей жизни», «Мое отношение к нравственным ценностям общества», «Размышления о жизненном опыте», «Мое отношение к книге и библиотеке» и др. Таким образом, все вышесказанное позволяет констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как профессиональных партнеров педагогов, а саму библиотеку – как важный компонент педагогической системы образовательного учреждения. 1.2 Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на информационное обеспечение образовательного процесса, а также на развитие читательского интереса учащихся. Современная школьная библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; Законами Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской Федерации, а также отраслевые законы. К числу важнейших международных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 года и ратифицированная СССР в июне 1990 года. В данной Конвенции наряду с общими положениями, обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своей индивидуальности, свободы мысли, совести и религии, - в статье 28 предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к информации и материалам. Другим важным документом является «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2016 года и на последующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 50/81 14 декабря 1995 года. В Программе серьезное внимание уделено образованию молодежи, поощрению таких образовательных и учебных систем, которые в большей мере соответствовали бы нынешним и будущим потребностям молодых людей. В пункте 25 Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития информационных навыков, т.е. навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования, а также информатики и заочного обучения». Для построения библиотечной политики любого уровня, от масштабов государства до масштабов отдельной школьной библиотеки, важен текст, принятый Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2016 г.) «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств». Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов: • Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.); • Манифест школьных библиотек, принятый в 2016 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА; • Манифест ИФЛА об Интернете 2016 года; • Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ. • Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2016 года. Манифест школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение школы. В Манифесте также говорится о том, что повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и учителей является доказанным фактом - «содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями». Манифест ИФЛА об Интернете декларирует необходимость поддерживать права пользователей в поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств коммуникации. Весьма актуально положение Манифеста о необходимости «предоставления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах». Важнейшим документом на федеральном уровне является Федеральный Закон «О библиотечном деле». Данный документ был принят Государственной Думой 23 ноября 1994 год, затем в него был внесен еще ряд изменений. Содержание Закона включает в себя следующие статьи: Раздел I. Общие положения Ст. 1. Основные понятия. Ст. 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле. Ст. 3. Сфера действия Основ законодательства. Ст. 4. Основные виды библиотек. Раздел II. Права граждан в сфере библиотечного дела Ст. 5. Права граждан на библиотечное обслуживание. Ст. 6. Права граждан на библиотечную деятельность. Ст. 7. Права пользователей. Ст. 8. Права особых групп пользователей. Ст. 9. Ответственность пользователей. Раздел III. Ответственность и права библиотек Ст. 10. Статус библиотек. Ст. 11. Ответственность библиотек. Ст. 12. Права библиотек. Раздел IV. Государственная политика в области библиотечного дела Ст. 13. Государственная политика в области библиотечного дела. Раздел V. Разделение компетенции в области библиотечного дела Ст. 14. Компетенция органов государственной власти и управления Российской Федерации. Ст. 15. Компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации Ст. 16. Компетенция органов местного самоуправления. Ст. 17. Компетенция учредителя. Раздел VI. Библиотечные фонды как культурное достояние народов Российской Федерации Ст. 18. Библиотечные работы как культурное достояние народов Российской Федерации. Раздел VII. Координация и кооперация в области библиотечного дела Ст. 19. Участие государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного обслуживания. Ст. 20. Центральные библиотеки. Ст. 21. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами. Раздел VIII. Экономическое регулирование в области библиотечного дела Ст. 22. Порядок создания и ликвидации библиотек. Ст. 23. Реорганизация, приватизация и ликвидация библиотек. Ст. 24. Имущество библиотек. Ст. 25. Финансовые ресурсы библиотек. Ст. 26. Инвестиционная политика в библиотечном деле. Ст. 27. Фонды развития библиотек. Ст. 28. Финансовые и иные льготы. Ст. 29. Трудовые отношения работников библиотек. Также важными документами являются Кодекс этики школьных библиотекарей Российской Федерации, принятый на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации 1-4 июля 2007 и Манифест школьных библиотек Российской Федерации, проект которого был также принят на I съезде школьных библиотекарей Российской Федерации. В этих документах изложены цели и задачи школьной библиотеки, принципы равноправия, свободы доступа и цензуры, конфиденциальности, добровольности участия в деятельности библиотеки. Целями школьной библиотеки указаны следующие: реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие осуществлению непрерывного образования учащихся учителей; содействие развитию творческих способностей школьников, формирование духовно богатой, нравственно здоровой личности; организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения; обеспечение ориентации и организация доступа к местным, региональным, национальным или глобальным информационным ресурсам; организация информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечении, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.); интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни. Задачи школьной библиотеки: формирование фондов; оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования; организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни; содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения. Таким образом, деятельность школьной библиотеки регламентируется как международными правовыми документами, так и Федеральным Законом Российской Федерации, а также особыми документами, определяющими специфику работы именно школьной библиотеки, как специфического вида информационно-образовательного подразделения. ? 1.3 Пути формирования личности учащихся Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие: I. Комплектование библиотечного фонда. 1. Информационная и методическая работа. 2. Массовая работа со школьниками. 3. Индивидуальная работа с читателями. 4. Систематическое повышение собственного профессионального уровня. Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности. Но библиотека не может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и с администрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениями предметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором) работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихся разных способов использования информации. Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности. Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества: 1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.); 2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; 3) развивать Интеллектуальные интересы и творческие способности учащихся. Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся. Основными направлениями в работе библиотеки должны стать: - информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; - развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 114 страниц
12000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 67 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 106 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 215 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 106 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg