Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тактика назначения пожарно-технических экспертиз.

irina_k200 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Целью выпускной квалификационной работы является исследование тактики назначения пожарно-технической экспертизы. Задачи работы: ? Дать криминологический анализ пожаров и описать правовое обеспечение пожарно-технической экспертизы; ? Рассмотреть понятие и сущность пожарно-технической экспертизы; ? Определить цели, задачи, предмет и объект пожарно-технической экспертизы; ? Изучить тактику проведения осмотра места пожара; ? Выделить особенности тактики назначения и производства пожарно-технической экспертизы; ? Выявить проблемы назначения и производства пожарно-технических экспертиз. Объект исследования – совокупность правовых отношений, складывающихся в связи с назначением пожарно-технической экспертизы. Предмет исследования – нормы регламентирующие правовые основания и процессуальный порядок назначения пожарно-технической экспертизы, нормативное правовое регулирование порядка назначения пожарно-технической экспертизы, а также практика применения пожарно-технической экспертизы. В процессе исследования использовались общие и частные методы научного познания, применяемые в юридической науке: системный, функционального анализа, сравнительного правоведения, историко-логический, социологический, анкетирование. Поставленные цель и задачи исследования обусловливают его структуру: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования: Каждый день в Р?ссии пр?исх?дит неск?лько с?тен пожар?в, десятки людей на них п?гибают, а с?тни п?лучают травмы. Не?бходимой мер?й для б?рьбы с п?жарами являются пр?филактические работы. Для выявления нед?статков пр?филактики, наиб?лее важных пр?блем, в?зникающих при ее пр?ведении, а также для выявления направлений, по кот?рым следует усилить пр?филактические меры, необх?димо расслед?вать п?жары, в рамках чег? устан?вить причину в?зникновения п?жара, а также лиц, вин?вных не т?лько в его в?зникновении, но и в п?ддержании г?рения и ег? распр?странении. При?ритетной задачей при расслед?вании п?жара, несомненно, является ?пределение причины ег? в?зникновения. Определение техническ?й причины п?жара – ?сновная задача п?жарно-технической экспертизы. П?жарно-техническая экспертиза – исслед?вание, целью к?торого является устан?вление ?чага п?жара и механизма его пр?текания, времени в?зникновения и прод?лжительности п?жара, причин, повлекших возг?рание, факт?в нарушение п?жарной без?пасности. П?жарную экспертизу пр?водят, чт?бы устан?вить обст?ятельства в?зникновения и развития г?рения. Это является одн?й из ключевых задач при расслед?вании угол?вных дел о п?жарах, а также судебн?м рассм?трении гражданских и уг?ловных дел, связанных с п?жарами, в судах ?бщей юрисдикции и арбитраже. Обст?ятельства, выявленные при п?жарной экспертизе, укажут либ? на действия людей, либ? на пр?явление прир?дных явлений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты назначения пожарно-технической 5 экспертизы 5 1.1 Криминологический анализ пожаров. Правовое обеспечение пожарно-технической экспертизы 5 1.2 Понятие и сущность пожарно-технической экспертизы 19 1.3 Цели, задачи, предмет и объект пожарно-технической экспертизы 25 2. Тактика назначения пожарно-технической экспертизы, проблемы и перспективы развития 45 2.1 Тактика проведения осмотра места пожара (цели, задачи, методика осмотра) 45 2.2 Особенности тактики назначения и производства пожарно-технической экспертизы 50 2.3 Проблемы назначения и производства пожарно-технических экспертиз 62 Заключение 71 Библиографический список 75 Приложение 1 Примерный перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение экспертиз по делам о пожарах 80 Приложение 2 Образец изъятия объектов исследования 83 Приложение 3 Анкета 85
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993. - 25 декабря. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание Законодательства РФ. – 2002. - №1. – Ст.40. 3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2002. - №36. – Ст.3892. 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2002. - №24. – Ст.3416. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2002. - №1. – Ст.1. 6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 1996. - №22. – Ст.2615. 7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2002. - №1. – Ст.10. 8. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание Законодательства РФ. – 2001. - №14. – С.1686. 9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание Законодательства РФ. – 2001. - №28. – Ст.3246. 10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" // Собрание Законодательства РФ. – 1994. - №48. – Ст.5218. 11. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости РФ. – 1992. - №22. – Ст.3124. 12. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости РФ. – 1991. - №12. – Ст.1278. II. Специальная литература: 13. Аверьянова Т.В. Проблемы теории и практики судебной экспертизы // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследования преступлений. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Академии управления МВД России. 28-29 апреля 2005 г. - М., 2005. 14. Беспалов И.В., Серов Д.И., Николичев В.С. Назначение экспертиз по делам о пожарах и подготовка материалов для их производства. (рекомендации для сотрудников государственного пожарного надзора, следователей, судей и адвокатов). Омск: СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области, 2010 – 20 с. 15. Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. - М.: Норма, 2005. 16. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 3. – М.: НОРМА, 2010. - С. 105. 17. Белкин Р.С. Методологические основы предварительного следствия//Руководство для следователей. - М., 1971. 18. Божьев В.П. Недостатки системного характера в регулировании процесса доказывания по уголовному делу // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследования преступлений. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 28-29 апреля 2005 г. Ч. 1. - М.: Изд. Академии управления МВД России, 2005. 19. Виницкий Л.В. Осмотр места происшествия: организационные, процессуальные и тактические вопросы. - Караганда, 1986. 20. Вопросы общей теории оценки доказательств // Теория доказательств в советском уголовном процессе. Общая часть. - М.: Юрид. лит., 1966. 21. Герасимов И.Ф., Драпкин Л.Я. Криминалистика. - М.: ИНФРА-М, 2009. 22. Ефимичев П.С. Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" / Под ред. В.П. Кашепова. - М.: Юстицинформ, 2009. 23. Жогин Н.В. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. - М., 1965. 24. Зернов С.И., Антонов О.Ю. Пожарно-техническая экспертиза: Назначение, оценка и использование результатов. - М., 1998. 25. Кальницкий В.В. Следственные действия: учеб. пособие // Уголовный процесс: сб. учеб. пособий. Особенная часть. Вып. 2. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 26. Котлярова М.С. Психологические и нравственные основы комплексной экспертизы // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследования преступлений. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Академии управления МВД России. 28-29 апреля 2005 г. 27. Криминалистика / Под ред. Н.П.Яблокова. - М.: Юристъ, 2008. 28. Ларин А.М. Процессуальные гарантии и функция уголовного преследования. //Сов. государство и право. - 1975. - № 7. 29. Ларин А.М. Расследование уголовного дела: процессуальные функции. - М.: Юридическая литература, 1986. 30. Мариупольский Л.А., Гольст Г.Р. К вопросу о процессуальных функциях следователя.//Сов. государство и право. - 1963. - № 6. 31. Махов В.Н. Комментарий к УПК РФ / Под ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. - М.: Экзамен, 2008. 32. Махов В.Н. Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации / Под ред. В.П. Кашепова. - М.: Юстицинформ, 2008. 33. Нагнойный Я.П. О возможности назначения судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела//Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1967. 34. Нажимов В.П. Об уголовно-процессуальных функциях.//Правоведение. - 1973. - № 5. 36. Орлов Ю.К. Производство экспертизы в уголовном процессе. - М., 1982. 37. Плескачевский В.М., Пряткин А.А. Некоторые вопросы совершенствования классификаций судебных экспертиз // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследования преступлений. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Академии управления МВД России. 28-29 апреля 2005 г. - М., 2005. 38. Рооп X.А. О соотношении судебной экспертизы и возбуждения уголовного дела//Процессуальные и методические вопросы судебной экспертизы. - Таллин, 1981. 39. Российская Е.Р. О доказательственном значении результатов комплексного исследования вещественных доказательств//Проблемы уголовного процесса и криминалистики. - М., 1982. 40. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: "Норма", 2009. – С.128. 41. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. - М., 1975. 42. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности): учеб. пособие / Под ред. Б.П. Смагоринского. - М.: Изд. УМЦ, 1994. 43. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 4-е издание, дополненное и переработанное. – М.: ИНФРА-М, 2009. 44. Сорокотягин И.Н. Криминалистические проблемы использования специальных познаний в расследовании преступлений. Дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1992. 45. Федотов А.И., Ливчиков А.П., Ульянов Л.Н. Пожарно-техническая экспертиза. - М., 1978. 46. Храмцев С. Пожарно-техническая экспертиза // "эж-ЮРИСТ". - 2008. - №46. 47. Цховребова И.А. О дифференциации специальных знаний эксперта и специалиста // // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследования преступлений. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Академии управления МВД России. 28-29 апреля 2005 г. - М., 2005. 48. Шиканов В.И. Актуальные вопросы уголовного судопроизводства в криминалистике в условиях современного научно-технического прогресса. - Иркутск, 1978. 49. Шимановский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе // Правоведение. - 1965. - № 2. 50. Якуб М.Л. О понятии процессуальной функции в советском уголовном судопроизводстве.// Правоведение. - 1973. - № 5. III. Материалы судебной практики: 51. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2009 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2009 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 30. 52. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 августа 2009 г.) // БВС РФ. - 2009. - №12. 53. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2009 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2009 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - №8. 54. Постановление Верховного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. N 18-Ад04-3 // БВС РФ. – 2004. - №42.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты назначения пожарно-технической экспертизы 1.1 Криминологический анализ пожаров. Правовое обеспечение пожарно-технической экспертизы Вопросы обеспечения пожарной безопасности в наши дни приобретают глобальный характер. Это связано с масштабными технологическими и промышленными изменениями в современном мире, концентрацией населения в крупных городах, повышением его плотности, а также плотности застройки и этажности зданий, нарушением правильного зонирования селитебной территории и т.д. Последствием пожаров в этих условиях и не только на предприятиях ядерной, химической, военной и иной, представляющей потенциальную опасность, промышленности, могут стать глобальные социальные, экономические и экологические проблемы. Расследование дел о пожарах, пожарная безопасность и пожарно-техническая экспертиза регламентируется множеством нормативных документов. Основные из них: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации. 4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. 6. Гражданский кодекс Российской федерации. 7. Федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294 ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. 9. Приказ МЧС РФ № 517 от 01.10. 2007 г. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 10. Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации». 11. Приказ МВД РФ и МЧС РФ от 31.03.2003 г. № 163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами». 12. Приказ МЧС РФ от 06.02.2006 № 68 «Об утверждении перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзор федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».– «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 11.13.03.2006. 13. Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС РФ (утверждена приказом МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270). На Земле ежегодно происходит более 6 млн пожаров, в огне гибнет более 50 тыс. человек . В 2019 г. в России произошло 152 638 пожаров, в которых погибло 10 183 и травмировано 11 043 человек; прямой материальный ущерб составил 16 498 427 тыс. руб. При этом поджог, то есть умышленное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) явился, по данным МЧС России, причиной пожаров в 17 968 случаях, что составляет 11 % от их общего числа в 2019 г. В остальных случаях причиной пожара стали нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ, неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления и т.д. . Материальный ущерб от поджогов составил 3 089 054 тыс. руб. или 18,7 % от общего ущерба, причиненного пожарами. Основными причинами пожаров в Томской области за 2018 г. являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, поджоги. Это подтверждается статистическими данными за 10 лет. Рисунок 1 – Количество пожаров в Томской области, на основании данных МЧС России Рисунок 2 – Основные причины пожаров в Томской области Основываясь на статистике, можно сделать вывод, что в регионе наблюдается снижение количества пожаров в среднем на 4 % каждый год. Основными причинами пожаров являются: ? поджоги (7,7 %); ? неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства (0,6 %); ? нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (22 %); ? нарушение правил устройства и эксплуатации печей и теплоустановок (17 %); ? неосторожное обращение с огнем (детская шалость, по вине лиц в нетрезвом состоянии) (36 %); ? прочие причины (16,7 %). Обстановка по причинам пожаров в Томской области схожа с обстановкой в Российской Федерации. На первом месте остается неосторожное обращение с огнем, на втором - нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, на третьем - нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления, на четвертом – поджоги. При этом наибольшее количество пожаров зарегистрировано в жилом секторе (табл. 1). Таблица 1 – Количество пожаров в жилом секторе в период 2008-2017 гг Статистические данные показывают, что на жилой сектор приходится около 70,85 % от общего числа пожаров в Томской области. Основное количество пожаров в жилом секторе происходит по вине людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и детской шалости. Также основными причинами возгораний являются: низкая обеспеченность жилых зданий средствами обнаружения и оповещения о пожаре, первичными средствами пожаротушения; неправильное устройство и эксплуатация электрооборудования и печного отопления; отсутствие элементарных противопожарных знаний и навыков у граждан. Как свидетельствуют полученные данные, обстановка с пожарами в Томской области имеет совсем небольшую тенденцию к улучшению, поэтому вопрос о противопожарной защите был и остается актуальным и на сегодняшний день . Между тем специалисты говорят о высокой, достигающей 50 %, латентности поджогов , а также об устойчивой тенденции ежегодного увеличения доли поджогов. Общее же количество пожаров по данным Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России в целом снижается. Поджог является квалифицирующим признаком соответствующего состава преступления, таким образом, законодатель признает его повышенную общественную опасность. Нелишне упомянуть, что в связи с особенностью данного вида преступлений, связанной со сложностью установления причины пожара и широкими возможностями по ее маскировки под бытовую либо неосторожную, раскрывается лишь каждый третий поджог. При этом в суде рассматривается менее 10 % установленных поджогов. С точки зрения большинства ученых - криминологов, криминальный пожар - всегда следствие умышленных преступных действий . Так, А.Л. Репецкая и В.Н. Шутова отмечают, что «криминальным пожаром можно считать только горение, возникшее в результате умышленных действий», и соотносят понятия пожар и криминальный пожар как родовое и видовое . Представляется, что в данном случае значение термина «криминальный пожар» неоправданно сужено и не включает в себя гораздо более широкий круг преступных деяний, как умышленных, так и совершенных по неосторожности, повлекших за собой уничтожение или повреждение имущества, гибель или причинение тяжкого вреда здоровью человека. С позиций УК РФ (ч. 2 ст. 167) поджог означает разновидность общеопасного способа умышленного уничтожения или повреждения имущества. Однако поджоги выступают не только средством совершения преступления, но и способом его сокрытия (хищений, убийств и т. п.). Кроме того, действующее уголовное законодательство предусматривает еще четыре состава преступления, объективная сторона которых включает поджог в качестве вида и способа преступного деяния: терроризм (ст. 205 УК РФ); массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ); уничтожение или повреждение лесов (ч.ч. 2, 3 ст. 261 УК); диверсия (ст. 281 УК РФ) . Наказуемыми в действующем отечественном уголовном законодательстве являются не только умышленные деяния, но и совершенные по неосторожности: уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере (ст. 168 УК РФ), нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (ст. 219 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (ч.ч. 1, 2 ст. 261 УК РФ). Поскольку термином «пожар» традиционно обозначается не преступление, связанное с огнем, а любое явление, связанное с неконтролируемым горением, для целей уголовного права и криминологического исследования применение термина «криминальный пожар» является обоснованным ко всем уголовно наказуемым деяниям, связанным с огнем, с горением - как умышленным, так и неосторожным. Разделив по данному основанию в интересах юридической науки термины «пожар» и «криминальный пожар» как два родовых понятия, получим в результате более полное представление о роли человека в генезисе данного бедствия, которое традиционно продолжает считаться стихийным, несмотря на то, что и в наши дни, и в обозримом прошлом являлось таким крайне редко. В 97 % случаев, то есть в подавляющем большинстве, причинами пожаров являются действия человека. Пожары могут возникать и по естественным причинам: удар молнии, извержение вулкана или падение метеорита. Однако доля таких естественных пожаров крайне невелика. Так, в 2019 г. лишь 0,03 % пожара произошли вследствие исключительно природных причин. Самовозгорание веществ и материалов стало причиной в 0,3 % случаев всех пожаров, а неустановленные причины, которые, как представляется, также могут быть обусловлены влиянием человеческого фактора, в 1,5 % случаев. Таким образом, лишь небольшая доля пожаров, не превышающая 1,5 % от их общего числа, может считаться стихийным бедствием. Подавляющее же количество возгораний рукотворно. В среднем в России в одном пожаре из семи (что составляет 14,2 %) травмируется или гибнет человек. При этом практически каждый пожар приводит к повреждению либо уничтожению имущества. Анализ многолетних статистических показателей свидетельствует, что количество уголовных дел и осужденных по ст.ст. 168, 219, ч.ч. 1, 2 ст. 261 УК РФ (за неосторожные деяния, приведшие к пожарам) в среднем в восемь-девять раз меньше, чем уголовных дел и осужденных по ч. 2 ст.ст. 167, 205, ч.ч. 2, 3 ст. 261, ст.ст. 212, 281 УК РФ (за умышленные преступления в этой же сфере). Изложенное однозначно свидетельствует, что латентность криминальных пожаров с неосторожной формой вины крайне велика и требует дополнительного криминологического исследования. В настоящее же время приходится констатировать, что сложность установления причины пожара, обусловленная в свою очередь тем, что пожар как явление сам уничтожает все следы и улики, позволяет лишь в одном случае из 15-20 потенциально преступных возгораний квалифицировать его как преступление. Используя статистику по указанной категории уголовных дел, данные о количестве умышленных и неосторожных преступных деяний, получивших правовую оценку, а также принимая во внимание, что в подавляющем большинстве человеческий фактор является основной и, зачастую, единственной причиной возникновения пожара, правомерно утверждать, что доля криминальных пожаров в России от общего числа неконтролируемых возгораний составляет от 25 до 75 %. Безусловно, такая оценка является наиболее общей, однако, она дает представление о масштабе рассматриваемой проблемы и достаточно широком круге разноплановых и сложных преступлений, связанных с огнем и квалифицируемых по разным разделам и главам уголовного закона. Вопросы классификации пожаров достаточно подробно разрешены как в доктрине, так и в действующем законодательстве. Так, например, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности проводит классификацию пожаров по виду горючего материала, по сложности их тушения и опасным факторам пожара. Однако целью указанной классификации является обозначение области применения средств пожаротушения, определение состава сил и средств подразделений пожарной охраны и других служб, необходимых для тушения пожаров, а также обоснование мер пожарной безопасности, необходимых для защиты людей и имущества при пожаре . Очевидно, что для целей криминологии указанная классификация может представлять лишь опосредованное значение. Поскольку понятием «криминальный пожар» охватывается большой круг преступлений, различающихся как по форме вины, так и по другим основаниям (мотив, объект, причиненные последствия и т.д.), предлагается классифицировать данное явление в зависимости от формы вины причастного лица, его мотивов и целей, а также объекта возгорания. Подобная классификация предложена А. Л. Репецкой и В.Н. Шутовой , однако она, по мнению автора, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Прежде всего, деяния с неосторожной формой вины причинителя возгораний также должны охватываться указанным термином. Основным классифицирующим признаком, по которому следует разделить криминальные пожары на две большие группы, является форма вины преступника. К первой группе относятся пожары, возникающие в результате поджога, который в свою очередь может быть результатом как непосредственных действий поджигателя, направленных на розжиг материалов и веществ, так и иных деяний: умышленного нарушения требований пожарной безопасности; создания условий, способствующих самовоспламенению; использования специальных устройств, обеспечивающих воспламенение в указанном месте в указанное время и т. д. Ко второй группе необходимо отнести пожары, возникающие в результате неосторожного нарушения установленных законодательством требований пожарной безопасности, в том числе неосторожного обращения с огнем: нарушение правил изготовления, хранения, перевозки различных легковоспламеняющихся предметов и материалов; использование отопительного, осветительного и иного оборудования, приборов, не обеспеченных противопожарной защитой; нарушение правил эксплуатации электропроводки; нарушение запрета палов сухой травы на землях сельскохозяйственного назначения в пожароопасный период и т. д. В зависимости от мотивов и целей совершения преступления, а также его объективной стороны, криминальные пожары, возникшие в результате преступного умысла, можно подразделять на следующие группы: - возникшие вследствие поджогов с целью уничтожения имущества, данная группа объединяет пожары, организованные с целью запугивания конкурентов, получения страховых выплат, удовлетворения личных мотивов (месть, ревность, хулиганские побуждения и т.д.), освобождения места под застройку и т. д.; - организованные с целью сокрытия других преступлений как уже совершенных (сокрытие улик и следов), так и планируемых (поджог леса с целью последующей незаконной рубки под видом санитарной рубки); - возникшие вследствие действий, имеющих цель дестабилизировать обстановку (терактов, диверсий, массовых беспорядков). Среди объектов криминальных пожаров необходимо выделить: - жилые здания; - нежилые здания и сооружения, производственные предприятия; - объекты транспортной инфраструктуры (мосты, тоннели и т.д.); - транспортные средства; - сельхозугодья. В связи с тем что массовые лесные (степные) пожары имеют повышенную степень общественной опасности, обладают определенной сезонной регулярностью и территориальной обширностью, а также крайне сложны в расследовании, представляется необходимым выделение их в отдельную группу. Участившиеся в последние годы случаи массового возгорания лесов наносят огромный, ни с чем несравнимый экономический и экологический ущерб. Такие пожары распространяются на огромные площади, сравнимые с территориями некоторых европейских государств. Уничтожаются леса, сельхозугодья, жилые дома в населенных пунктах, пригородная инфраструктура, в огне массово гибнут животные. Ежегодно в пожароопасный период, который в России составляет более девяти месяцев в году, над многими городами нависает смог. В пожароопасный сезон 2018 г. в лесах Российской Федерации зафиксировано более 17 тыс. лесных (степных) пожаров на площади 3,7 млн га. Так, первый пожар в 2018 г. в Приморском крае возник 4 января. Более 200 дней чрезвычайно высокий - 5 класс пожарной опасности - держался в Республике Тыва, Красноярском крае, Приморье. Сумма ущерба от лесных пожаров в 2018 г. составила 23,6 млрд руб. Подавляющее количество - более 80 % лесных и степных пожаров - произошли по вине человека. Так, возникший в Республике Хакасия в результате неконтролируемого пала сухой травы на землях сельхозназначения и неосторожного обращения с огнем в лесу, пожар за три дня (11-13 апреля 2015 г.) полностью уничтожил 1 285 частных жилых дома. От огня пострадало 40 населенных пунктов, погибли не менее 20 человек, свыше 560 человек (включая 145 детей) получили травмы. Только прямой ущерб от этого пожара составил более семи млрд руб. . Эффективное расследование пожаров и, соответственно, привлечение к ответственности виновных, ввиду отдаленности территорий, значительности площадей возгорания является затруднительным. Больше всего лесных (степных) пожаров в 2018 г. зафиксировано в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. На них пришлось 65 % от общего количества пожаров и 99 % от общей площади, пройденной огнём по стране. В соответствии с действующим законодательством виновный должен компенсировать не только прямой ущерб от лесных пожаров, но и затраты на тушение и восстановление погибших лесов. При этом по состоянию на 1 декабря 2018 г. выявлен 191 виновник лесных пожаров, в том числе восемь виновников крупных пожаров. Возбуждено около 2,4 тыс. уголовных дел, однако к уголовной ответственности привлечено лишь 122 человека. К административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности привлечено около 17 тыс. лиц. Наложено около 15 тыс. административных штрафов на сумму свыше 200 млн руб. Взыскано только 45 % штрафов. Безусловно, с целью определения комплекса основных правовых, организационных, правоохранительных мер предупреждения и минимизации количества криминальных лесных (степных) пожаров в данной сфере требуется специальное криминологическое исследование, способное определить, прежде всего, направления совершенствования законодательства и профилактической работы всех без исключения государственных и муниципальных органов и должностных лиц. Выделения в отдельную группу (и последующего серьезного изучения) требуют также пожары на объектах атомной (прежде всего АЭС) и химической промышленности, а также военно-промышленного комплекса. Подобные пожары имеют повышенную опасность не только для самого объекта, но и являются потенциально катастрофичными для огромных территорий. Угрожая населению региона, такие катастрофы могут быть событием большого общественно-политического значения. Классическим примером подобной катастрофы является авария (взрывной характер разрушения и последующий пожар) на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Последствия от этой катастрофы беспрецедентны как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших людей, так и по экономическому ущербу. В результате радиоактивного облучения сотни человек перенесли лучевую болезнь, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Специфическая методика исследования требуется для каждого вида криминальных пожаров, указанных в предложенной классификации. При этом только глубокое исследование может ответить на вопросы: является ли оправданной более подробная классификация объектов криминальных пожаров? Велика ли, например, для целей криминологии и юридической практики разница между пожарами в административно-общественном и торговом помещении (тем более, учитывая, что те и другие могут располагаться в одном здании) ? Какие критерии или виды объектов в целях классификации криминальных пожаров могут быть выделены дополнительно? Возможно ли не учитывать уголовно-правовой подход, который, будучи объективирован в уголовном законе, уже группирует преступления как по объекту посягательства, так и по объективной стороне деяния, начинающегося «с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчивающегося наступлением преступного результата» и т.д. ? Подходы к изучению криминальных пожаров должны учитывать форму вины поджигателя, его цели и побудительные мотивы, специфику объекта. Следует согласиться с позицией А. Л. Репецкой и В. Н. Шутовой о том, что, учитывая все разновидности перечисленных в классификации целей и мотивов преступного поведения, каждый выделенный объект требует создания собственной методики исследования криминальных пожаров, способной не только описать их детерминацию, но и предложить эффективную систему мер, которые могли бы обеспечить их пожарную безопасность . Научно-технический прогресс далеко не безобиден. Использование новых методов и технологий зачастую приводит к непредвиденным негативным последствиям. В связи с появлением новых средств и материалов, обладающих невиданными ранее способностями к поджогу и горению, пренебрежение к проблемам противодействия криминальным пожарам значительно увеличивает вероятность негативных последствий для человека. Криминологическое исследование криминальных пожаров должно быть направлено на поиск новых подходов, научно обоснованных методов обеспечения общества эффективной стратегией воздействия на преступность в этой сфере, разработку современных рекомендаций по эффективному обеспечению пожарной безопасности общества правовыми средствами. При?ритетной задачей при расслед?вании п?жара, несомненно, является ?пределение причины ег? в?зникновения. Определение техническ?й причины п?жара – ?сновная задача п?жарно-технической экспертизы. 1.2 Понятие и сущность пожарно-технической экспертизы Судебная экспертиза и включаемые в ее состав экспертизы специализированные, в том числе пожарно-техническая экспертиза – сложные и многогранные понятия. По характеру специальных знаний объектов и решаемых задач судебные экспертизы принято подразделять на классы, роды и виды. При этом основой классификации является род судебных экспертиз, который обычно указывают, определяя пределы компетенции судебного эксперта. В данном параграфе дипломной работы рассмотрим такой род судебных инженерно-технических экспертиз, как пожарно-техническая экспертиза . Законодательство Российской Федерации не дает определения пожарно-технической экспертизы. В то же время в статье 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» закреплено понятие судебной экспертизы, под которой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу . Используемое в русском языке понятие экспертизы в общем смысле совпадает с формулировкой названного Федерального закона , с учетом особенностей судебной деятельности. Интересно заметить, что в Своде уставов пожарных Свода законов Российской империи 1832 года содержалась статья 77, обязывающая местную полицию «по утушении пожара … немедленно исследовать причины оного…», что, по сути, явилось предвестником современной пожарной экспертизы . Федеральный закон «О пожарной безопасности» относит к работам и услугам в области пожарной безопасности проведение научно-технического консультирования и экспертизы, а также предоставляет право должностным лицам органов государственного пожарного надзора проводить, в том числе экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю . Если исходить из требований судебной экспертизы, по которым необходимо провести исследование и установить обстоятельства, подлежащие доказыванию, то при назначении пожарно-технической экспертизы следует выявить причину пожара, то есть причину неконтролируемого горения, причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 53 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 55 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 56 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 58 страниц
1450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg