1. ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
1.1. Понятие и значение возобновления производства по уголовному делу
Приостановление предварительного расследования – временный перерыв в расследовании обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в течение которого следователь (дознаватель) принимает меры к устранению обстоятельств, вызвавших приостановление в расследовании уголовного дела. На современном этапе развития отечественного уголовного процесса институт приостановления производства по уголовному делу связан с установлением законом сроков предварительного расследования и жестким порядком их продления .
Возобновление предварительного расследования ? это принимаемое при наличии предусмотренных законом оснований процессуальное решение о продолжении проведения предварительного расследования.
Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:
1) отпали основания, вызвавшие принятие решения о приостановлении предварительного расследования (например, установление места нахождения подозреваемого, обвиняемого; его излечение);
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого (обыск в связи с определением места, где скрывалось похищенное имущество; допрос ранее неизвестного свидетеля);
3) в результате признания постановления о приостановлении предварительного расследования незаконным или необоснованным: руководителем следственного органа ? вынесенного следователем (ч. 2 ст. 211 341 УПК РФ); прокурором, начальником подразделения дознания ?вынесенного дознавателем (ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ); судом ? вынесенного как следователем, так и дознавателем (по жалобе кого-либо из участников процесса ? ст. 125 УПК РФ).
М.С.Егорова отмечает, что впервые приостановление предварительного расследования как институт отечественного уголовно-процессуального права, был разработан в результате Судебной реформы 1864 года в Российской империи, и включен в Устав уголовного судопроизводства принятый в 1864 г. в виде приостановления обвинения (уголовного преследования) и просуществовал практически без изменений до начала ХХ века. В дальнейшем он был воспринят Уголовнопроцессуальными кодексами РСФСР 1922 и 1923 гг. отличительной особенностью которых, также, как и Устава был факт возможности решение вопроса о приостановлении уголовного производства только судом. Позже в УПК РСФСР 1960 г. решение о приостановлении дела стал принимать сам орган предварительного расследования .
Б.Д. Змиев пишет, что касается оснований приостановления предварительного следствия, то их отсутствие вызвало различные толкования в научной литературе. Анализ законодательства и практики высшего судебного органа (Правительственного Сената) позволяет выделить особенности приостановления предварительного следствия в дореволюционный период .
Специального исследования по данной теме обнаружить не удалось. О.И. Чистяков отмечал, что, при движении уголовного дела могут возникать различные препятствия, останавливающие или задерживающие производство по нему. «Рассмотрение этих препятствий, - писал он, - необходимо, потому что недостаточно определения цели уголовного иска и обозначения дороги, по которой он должен идти, нужно еще, чтобы он мог свободно достигать своей цели, без остановки на ходу. С другой стороны, препятствия сами по себе могут быть столь сильны, а интересы, преграждающие ход уголовного иска, могут быть так важны, что уголовный процесс должен уступить этим интересам. Уступка такого рода «интересам» и есть приостановление производства, в том числе и предварительного» .
На современном этапе развития отечественного уголовного процесса институт приостановления производства по уголовному делу связан с установлением законом сроков предварительного расследования и жестким порядком их продления.
Несмотря на свою большую проработанность и совершенство действующий УПК РФ, так же, как и его предшественники, не содержит формулировку понятия приостановления предварительного расследования, при этом законодатель использует различные обозначения, которые не изменяют существа данного правового института: приостановление предварительного следствия, приостановление производства по уголовному делу (ст. ст. 208, 238 УПК РФ).
Полагаем, что под приостановлением производства по уголовному делу следует понимать предусмотренный уголовно-процессуальным законом временный перерыв в расследовании обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в течение которого следователь (дознаватель) принимает меры к устранению обстоятельств, вызвавших приостановление в расследовании уголовного дела, производит не процессуальные действия, направленные на сбор информации, необходимой для своевременного возобновления производства по делу.
Относительно приостановления дознания УПК РФ не содержит никаких оговорок, распространив по данной категории уголовных дел в полном объеме без изъятий порядок, установленный главой 28 УПК РФ. Специфичность рассматриваемого правового института связана с отсутствием в деле главных участников – подозреваемого или обвиняемого или невозможностью производить с ними следственные или процессуальные действия до устранения процессуальных препятствий или необходимости производства дополнительных следственных действий.
Согласно ч. 3 ст. 162 УПК РФ время, в течение которого производство по делу было приостановлено, не включается в срок предварительного следствия. Для исключения необоснованного продления сроков расследования при возникновении данных обстоятельств законодатель, определив их исчерпывающий перечень, предусмотрел возможность приостановления расследования, закрепив рассматриваемый институт в главе 28 УПК РФ (ст.ст. 208-211 УПК РФ).
С.В. Тасаков выделяет следующие характерные черты приостановления предварительного расследования :
- принятие указанного решения допускается исключительно при наличии предусмотренных законом оснований (в литературе их иногда именуют общими основаниями), которые связаны с невозможностью участия в деле подозреваемого, обвиняемого; а также условий (в ряде случаев называемых специальными основаниями), которые либо дополняют все основания – это общие условия, либо одно (несколько) оснований – это частные условия;
- приостановление предварительного расследования влечет за собой временный перерыв в производстве по делу, связанный с приостановкой исчисления его сроков. Таким образом, период времени, в течение которого предварительное расследование не велось, в его общий срок не включается и в этой связи не требует продления;
- принятие анализируемого решения влечет изменение содержания процессуальной деятельности следователя (дознавателя), характеризующееся запретом на производство в рамках уголовного дела следственных действий. Что же касается проведения иных процессуальных действий, то они допустимы. На практике, зачастую с принятием решения о приостановлении предварительного расследования следователь и дознаватель временно освобождаются от работы по приостановленному делу, переключая внимание на расследование иных дел, находящихся в их производстве. Однако существующая система ведомственного и прокурорского контроля за делами данной категории позволяет учитывать их, а также проверять законность и обоснованность принимаемых решений.
П.А. Скобликов видит значение процессуальной возможностми возобновления и приостановления предварительного следствия в том, что в ходе предварительного расследования могут возникнуть обстоятельства, препятствующие производству процессуальных действий с участием подозреваемого либо обвиняемого. Необходимым условием предварительного расследования является то, что оно должно быть закончено в определенный срок. В этой связи всякая временная невозможность продолжения расследования, способная нарушить установленные сроки, обязана быть обоснована и мотивирована в особом решении .
В отличие от прекращения уголовного дела, когда в результате такого решения по существу завершается уголовный процесс в целом, приостановление расследования означает, что процессуальная деятельность по делу продолжается, но в особых формах.
М.С. Егорова считает, что возобновление производства по уголовному делу является самостоятельным уголовно-процессуальным институтом .
Институт возобновления производства по делу самостоятелен и состоит из трех субинститутов:
1) возобновления производства по ранее приостановленному делу;
2) возобновления производства по ранее прекращенному делу;
3) возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Роль возобновления прекращенных дел сводится к исправлению ошибок и других недостатков предварительного расследования, созданию необходимых предпосылок для последующего производства. Если обнаружены явные ошибки и нарушения закона, повлекшие или возможно повлекшие неправильное решение о прекращении дела, роль института возобновления выполняется в полном объееме. Если возобновление осуществляется по поводу других обстоятельств, то вопрос о применении правовосстановительнои? санкции не возникает, так как законность и обоснованность прекращения дела не опровергнута. Иначе говоря, служебная роль института возобновления выполняется в том или ином объеме в зависимости от обстоятельств, послуживших основанием к возобновлению прекраще?нного дела.
Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать определение возобновления производства по делу, под которым предлагается понимать самостоятельныи? уголовно-процессуальныи? институт, направленныи? на дальнеи?шее движение по делу с проведением следственных или судебных деи?ствии?.
1.2. Основания и условия возобновления производства по уголовному делу
Сама возможность возобновления производства по делу является важным аспектом процедуры привлечения виновных лиц к ответственности за совершенные преступные деяния. Исходя из оснований, определенных законодательством, дела возобновляются при наличии необходимых и достаточных объективных причин для продолжения производства по делу, предпосылками могут служить различные юридические факты, которые указывают на совершенно новые обстоятельства, не известные правосудию ранее.
В.Н. Кудрявцев отмечает, что условия и процессуальный порядок возобновления предварительного расследования заключается в следующих аспктах .
1. При возобновлении предварительного расследования следователь (дознаватель) выносит одноименное постановление, в котором отражает основания принятого решения.
2. В случае отмены руководителем следственного органа, прокурором либо начальником подразделения дознания решения следователя, дознавателя о приостановлении предварительного расследования как незаконного или необоснованного ими выносится постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) и о возобновлении предварительного следствия (дознания).
3. В случае признания судом постановления следователя, дознавателя о приостановлении предварительного расследования незаконным или необоснованным суд направляет свое решение руководителю следственного органа либо прокурору, соответственно. для устранения допущенных нарушений. В этой ситуации указанные должностные лица отменяют постановление следователя, дознавателя и возобновляют предварительное расследование.
4. В случае, когда на момент приостановления предварительного расследования сроки производства по уголовному делу истекли, то одновременно с принятием решения о возобновлении предварительного расследования следователь (дознаватель) должен обратиться к руководителю следственного органа (прокурору) с ходатайством об установлении сроков дополнительного расследования (указанная просьба отражается в самом постановлении о возобновлении предварительного расследования). Срок предварительного следствия в таком случае устанавливается, согласно ч. 6 ст. 162 УПК РФ, не более одного месяца с момента поступления дела к следователю; для дознания данный вопрос законом не регламентирован, соответственно, его сроки продлеваются по общим правилам, предусмотренным ст. 223 УПК РФ.
5. О возобновлении предварительного расследования уведомляются: подозреваемый, обвиняемый; их защитник; потерпевший и его представитель; гражданский истец; гражданский ответчик; их представители; прокурор. Следует отметить, что в последнем случае законодатель допускает неточность, скорее следует вести речь о направлении прокурору в срок не позднее 24-х часов копии постановления о возобновлении предварительного расследования.
Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ, обязателен для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК РФ) . Общие полномочия прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения дознания закреплены в ст. ст. 37 - 39, 40.1, 41 УПК РФ. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа вправе проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Вместе с тем названная норма предполагает лишь общие процессуальные возможности руководителя следственного органа, порядок реализации которых конкретизирован в статьях части 2 УПК РФ «Досудебное производство», в том числе и на стадии возбуждения уголовного дела . Так, в ч. 6 ст. 148 УПК РФ законодатель конкретизирует, например, возможность соответствующего руководителя следственного органа отменять незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные процессуальными подчиненными. Согласно ч. 1 ст. 214 УПК РФ руководитель следственного органа вправе отменить признанные незаконными или необоснованными постановления следователя о прекращении уголовного дела. Аналогичным образом в ч. 2 ст. 211 УПК РФ предусмотрена возможность возобновления предварительного следствия на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя .
Этот тезис подтверждается и положениями теории права, которая предусматривает два способа изложения юридических норм в тексте закона: абстрактный и казуистический. Если первый из них предполагает обобщенный вид подачи признаков явлений в их многообразии, то второй характеризует индивидуальные признаки события путем перечисления тех или иных случаев - казусов. В исследуемой ситуации положения п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ изложены абстрактным способом, а порядок действий в каждом конкретном случае (напр., ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148, ч. 1 ст. 214, ч. 2 ст. 211 УПК) - казуистическим .
Из содержания ч. 1 ст. 37 УПК РФ следует, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Прокурор руководит уголовным преследованием от имени государства.
В современном отечественном уголовном процессе предварительное производство реализуется через функцию досудебного уголовного преследования, которое возникает при фактическом ограничении прав лица, вовлеченного в уголовно-процессуальные правоотношения в связи с установлением его причастности к совершенному преступлению, и заключается в осуществлении процессуальной подготовки и обосновании материально-правовой стороны уголовного иска к этому субъекту .
Действующий УПК РФ не наделяет руководителя следственного органа правом отмены постановления следователя о возбуждении уголовного дела. Произвольное расширительное толкование отдельными правоприменителями п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ приводит к отмене постановлений о возбуждении уголовного дела уже после признания их законными и обоснованными со стороны надзирающих прокуроров, а также к проведению следственных и иных процессуальных действий.
Подобная практика позволяет «спрятать» отдельные факты незаконного или необоснованного уголовного преследования с целью придания видимости благополучия статистическим показателям результатов следственной работы. Такие факты неоднократно выявлялись в ходе прокурорских проверок, когда руководителями следственных органов отменялись постановления по уголовным делам, возбужденным более 1,5 месяца назад . Не менее проблемная ситуация возникает, когда уголовное дело в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, возбуждено с нарушением порядка, установленного ст. 448 УПК РФ. Нельзя признать подобные факты особо распространенными, но их наличие в практической деятельности не позволяет положительно оценивать судебную перспективу таких уголовных дел. Так, суд апелляционной инстанции признал обоснованность выводов суда первой инстанции о нарушении порядка возбуждения уголовного дела по соединенному уголовному делу и существенных нарушениях уголовно-процессуального закона органами предварительного следствия, что исключило возможность рассмотрения уголовного дела на основании этого обвинительного заключения в судебном заседании, поскольку они были связаны с нарушением процессуальных прав обвиняемого Т., относящегося к категории лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ .
Действительно, УПК РФ не предусматривает возможность устранения допущенных нарушений по уголовному делу, расследование по которому при этом осуществлялось длительное время. Прекращение уголовного преследования и последующее возбуждение нового уголовного дела по этим же фактам в порядке, предусмотренном ст. 448 УПК РФ, не будет основано на законе, так как п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ относит эти обстоятельства к основаниям прекращения уголовного преследования.
Основаниями возобновления производства по уголовному делу в порядке, установленном главой 49 УПК РФ, являются:
- вновь открывшиеся обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду (п. 1—3 ч. 3 УПК РФ);
- новые обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ);
- иные новые обстоятельства (п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).
Многие ученые-процессуалисты утверждают, что понятие института приостановления производства по делу должно содержать в себе и признаки другого института – возобновления производства по делу, поскольку эти институты не просто соприкасаемы, но и неразрывны . Представляется, что институт возобновления производства по приостановленному уголовному делу является логическим продолжением института приостановления, поскольку именно возобновление уголовного дела является положительным результатом его приостановления. Эти два института связаны между собои? и влияют друг на друга.
Однако приостановление и возобновление производства по делу, не всегда неизбежны, не всегда первое переходит ко второму. Более того, оба рассматриваемых института - не обязательные элементы уголовного судопроизводства; они проявляются лишь при наступлении определенных законодателем обстоятельств. Нормы рассматриваемых институтов могут проявляться как на стадии предварительного расследования, так и на судебных стадиях.
Рассматриваемые институты имеют много различии?. Так, нормы института приостановления производства по делу реализуются лишь при наличии основании?, при которых невозможно участие в следственных деи?- ствиях подозреваемого или обвиняемого, а нормы института возобновления производства по делу реализуются при устранении основании?, обусловивших приостановление производства по делу и необходимости проведения дополнительных следственных деи?ствии?.
Различны и правовые последствия, наступающие при реализации норм рассматриваемых институтов. При приостановлении уголовного дела течение сроков предварительного расследования приостанавливается, а при возобновлении производства по делу срок предварительного следствия (дознания) продолжает истекать.
Задачами приостановления производства по делу являются: выявление причин, препятствующих завершению расследования; активная деятельность следо- вателя (дознавателя) по их устранению и обеспечению участия подозреваемых, обвиняемых в деле; юриди- ческое оформление основании? и условии? приостанов- ления производства по делу.
Задача возобновленого производства - процессуальное оформление полученных сведении? путе?м производства следственных деи?ствии?, осуществление движения уголовного дела к следующим стадиям уголовного судопроизводства. Но приостановленное дело может завершиться и его прекращением. Поэтому нельзя сказать, что приостановление и возобновление – части целого .
Приостановить можно любое уголовное дело, производство по которому невозможно из-за отсутствия подозреваемого (обвиняемого). Возобновлению же подлежат ранее приостановленные или прекращеенные дела в связи с устранением причин их приостановления, прекраще- ния или в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.