Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Внеурочная работа на уроках окружающего мира.

irina_k200 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Цель исследования: выявить наиболее эффективные внеурочные формы работы младших школьников на уроках «Окружающего мира». Задачи исследования:1.Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников. 2. Рассмотреть проблемы внеурочной деятельности школьников в методической и педагогической литературе 3. Проанализировать содержание учебной программы и методических пособий по «Окружающему миру» и выявить виды внеурочных форм и особенности их использования на уроке. Объект исследования: внеурочные формы работы Предмет исследования: организация внеурочных форм работы младших учащихся по ознакомлению с окружающим миром», Аникеева Н.П. «Воспитание игрой», Казаренков В.И. «Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников на уроках «Окружающего мира». Гипотеза: использование внеурочных форм работы на уроках «Окружающего мира» - важнейшее условие развитие познавательной активности учащихся. Методы: методы теоретического анализа литературы, изучение педагогического опыта, обобщение и систематизация, наблюдение. В ходе работы была изучена программа и учебные пособия Виноградовой Н.Ф. по предмету «Окружающий мир», статьи: Гозман, О.С., Харитонова Н.Е. «В школу с игрой», Григорьева Е.В. «Внеучебная деятельность школьников», которые помогла нам исследовать нашу проблему.
Введение

Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, потребовали пересмотра традиционного подхода к методам образования и воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость введению новых образовательных стандартов, актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных форм школьников, создать на их базе новые методики и технологии. Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных форм школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким. В 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили c позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Именно единство школьных и внешкольных форм способствовало формированию познавательной активности. В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. В современной школе внимание учителей начальных классов все более обращено на нетрадиционные методики и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые, театральные. Сегодня школьник вступает в диалог не только с учителем, учебником, сверстниками, но и с историческими событиями, явлениями, процессами, что требуют не столько запоминания, сколько умения и желания анализировать, сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества. Перед современным учителем стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобретения опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности.
Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! - М., 1988., 202 с. 2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 1987-316с. 3.Бердникова Е.М. Формы внеклассной работы по истории. - М.-1965.-20с. 4.Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ,1977.212с. 5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова.- М: Вентана-Графф,2004.-240с. 6.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 кл. Четырёхлетней начальной школы/Н.Ф.Виноградова. -Вентана-Графф,-2005.-38с. 7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник для 3 кл. Четырёхлетней начальной школы/ Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.-М:Вентана-Графф,2001.-1600с. 8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:-/Л.С.Выготский.-М.:Просвещение,1991.-96с. 9.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой.-М.:Просвещение,1991.-96с. 10.Григорьева Е.В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром//Григорьева Е.В.начальная школа.-2011.-№3.-96с. 11.Давыдов В.В.Российская Педагогическая Энциклопедия/В.В.Давыдов, Э.Р.Днепров. - М.:БРЭ,1999.-780с. 12.Данильченко Л.И. Чему учит история родного края//Воспитание школьников.-2001.-№7.-69с. 13.Зимняя, И.А.Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст]/И.А. Зимняя - М.: Лотос,2000.-384с. 15.Казаренков В.И.Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников.//Педагогика.-1993.-№3.-45с. 16.Камаева Г.И. Подросток в клубе: об использовании различных форм театрализованной игры во внеклассной работе с детьми и подростками/Под ред. Камаевой Г.И. и Поздняковой Т.С.-М.:-1982.-125с. 17.Кацюба Д.В. Внеклассная работа по истории краеведение.-М.-1975.-245с. 18.Короткова М.В.Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории.- М.-2003.-12с. 19.Матюхина М.В. Психология младшего школьника[Текст]/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т.Патрина.-М.:Просвещение,1976.-208с. 20.Митрофанова Г.К. Формирование понятия «отечество» у старшеклассников//Преподавание истории в школе.-2004.-№4.-96с. 21.Мухина, В.С.Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]/ В.С.Мухина.-М.:Академия,2006.-608с. 22.Парфёнова Е.А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся//Преподавание истории в школе.-2004.-№2.-96с. 23.Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории.- М.-1961.-37с. 24.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПб.,1998.-456с. 25.Румын В.В.Использование форм популярных телепередач во внешкольной работе//Преподавание истории в школе.-1998.-№3316.-96с. 26.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256с. 27.Удальцова Е.И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск,1976.-230с. 28.Учебная деятельность и игра. Психология. СПб.,1998.-460с. 29.Шильгави В.П.Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М.-1980. 30.Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? http://www.hr-portal.ru/article/ 31.Эльконин Д.Б.Психология игры/Д.Б.Эльконин.-М.:Просвещение,1995.-245с. 32.Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии.-1994.-№2.-64с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования внеурочных форм младших школьников. 1.1 Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе. Практический опыт великих педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского показал, что именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности. Они по-разному практически реализовали идею единства обучения и воспитания учащихся, исходя из конкретных социально-педагогических условий. В своих научно-публицистических работах и практической педагогической деятельности каждый из них рассматривал целостность учебно-воспитательного процесса через связь школьного образования с практической работой воспитанников вне школы. В современной методической и педагогической литературе существует немало проблем по обозначенной теме: недостаток научных публикаций, рекомендаций по организации внеурочной деятельности, описанные формы недостаточно разнообразны и сводятся часто к кружковой работе. Изучая литературу по теме «Внеурочная деятельность», мы столкнулись с проблемами, существующими в научных и методических изданиях, представленных в основном статьями в научно - методических журналах, которые ограничиваются описыванием опыта работы в этом виде деятельности. Первая проблема состоит в том, что большинство публикаций написаны еще в советский период. К таким работам относятся книги А. Ф. Родина, Е. М. Бердниковой, В .Кацуба. Родин А.Ф. в своей книге рассматривает различные формы организации внеурочной деятельности, считавшиеся основными, и даются методические рекомендации по организации экскурсий, экспедиций, исторических вечеров и конференций, олимпиад и конкурсов, викторин. Автор сборника далек от попыток разрешения невыполнимой задачи - раскрыть каждую форму во всем ее разнообразии использования. Этот сборник содержит статьи с описанием опыта учителей по организации внеурочной деятельности. В 1960- е годы ценность его состояла в том, что он содержал опыт новый, мало освещенный или вообще не описанный в предшествующей методической литературе. Здесь описываются политико-просветительская работа опыт работы кружка, сбор информации о текущих событиях в жизни общества, их краткий обзор и оценка. Статьи сборника Д. В. Кацюбы в полном объеме содержат все компоненты связанные с организацией и проведением краеведческой работы в школе. Автор, отбирая статьи для своего сборника, учитывал такие важные составляющие, как совместная работа учителя и ученика, формирование у детей умений и навыков поисково-исследовательской работы на основе краеведческого материала, организация школьных музеев и использование их материалов в учебно-воспитательном процессе. По моему мнению, на современном этапе развития образования данный сборник не претендует на всестороннее освещение актуальных вопросов, связанных с организацией этой формы внеурочной деятельности, а особенно использование внеурочных форм работы на уроках. Приоритетным для авторов становится «…всемерная активизация школьной и внешкольной работы, цель которой состоит, прежде всего, в формировании мировоззренческих и поведенческих основ личности». Впервые поднимается вопрос о формировании всесторонне развитой личности, и поиске средств для осуществления этого. Приводятся разработки конкретных игровых форм, которые являлись актуальными на тот период времени, показывают механизмы их воздействия на образования школьников. Здесь можно выделить еще одну особенность. Автор вступительной статьи, кандидат психологических наук Ф. С. Махов снимает партийную идеологию, что само по себе говорит уже о повороте к демократизации образования. Следующая проблема, касающаяся историографии, заключается в том, что отсутствуют обобщающие публикации по внеурочным формам в современной российской школе. Имеющиеся публикации представляют собой, как мы уже отмечали, статьи в журналах. 1.2 Различные виды внеурочных форм младших школьников. Примером может служить статья В. В. Румынина «Использование форм популярных телепередач во внешкольной работе». Он предлагает разработки: «Своя игра», которая является проверкой знаний; «Блеф - клуб», который предоставляет возможность получения учащимся дополнительных знаний, как правило, выходящих за рамки школьной программы. Однако здесь существует опасность выбора неприемлемой формы телепередачи для использования ее в школе. Известны случаи, когда учитель использует низко интеллектуальную форму телепередачи. Поэтому необходимо перед использованием того или иного типа телеигры, анализировать ее формы и четко проработать цели и задачи. Проведение таких мероприятий вызывает огромный интерес у учащихся. В статье Т. М. Климовой «Дети пишут учебник» автор описывает уникальную форму внеурочной деятельности - создание учебника, который пишут сами дети. У детей формируется собственный взгляд, мировоззрение. Такая форма может охватить большое количество учащихся, так как работа над написанием учебника включает в себя массу разнообразных видов: создание иллюстраций, картографического материала, вопросов и заданий к параграфу, общий дизайн учебника и т.д. Недостаток такой формы - большая трудоемкость. Кандидат педагогических наук К. Г. Митрофанов опубликовал статью, в которой нас заинтересовало имеющаяся статистика использования форм внеурочной деятельности учителями. Он говорит о том, что в современной педагогической науке остро стоит вопрос о соотношении воспитания и образования, об интенсивном использовании внеурочных форм работы на уроках Автор в статье приводит результаты опроса, в котором участвовали 100 педагогов. Из этих ста учителей предпочтение внеурочной деятельности, как одному из способов формирования образованной и воспитанной личности, отдали всего лишь 45 %. Это говорит о том, что часть педагогов не уделяют должного внимания внеурочной деятельности. В статье Е. А. Парфеновой дается разработка одного из вечеров с полным описанием результатов влияния на учащегося такой формы внеурочной деятельности. Статья подтверждает тот факт, что исторический вечер, гостиная, элементы театрализации, - это эффективные внеурочные формы. Они способствует формированию личности гражданственности. Следующий журнал, который мы проанализировали - «Воспитание школьников». Анализ подшивки с 2000 года показал, что в данном журнале имеются статьи, рассказывающие о внеурочной деятельности. Автор статьи «Чему учит история родного края» Л. Данильченко обеспокоен нигилистическим отношением молодежи к национальной культуре, отсутствием интереса к истории прошлому своего народа, здоровой национальной гордости. Л. Данильченко видит решение проблемы в одной из форм организации внеурочной деятельности - краеведении или использовании на уроках его элементов. И в доказательство приводит разработку программы, основанной на идеи личностно-ориентированного подхода. В. Воронова в статье «Разнообразие форм воспитательной работы» дает классификацию видов внеурочной деятельности, приводится определение форм внеурочной деятельности, рассматривается методика проведения занятий. Статья содержит научную основу взаимосвязи урока и внеурочных форм. В ходе изучения проблем, существующих в современной методической и педагогической литературе, анализа достоинств и недостатков наиболее распространенных внеурочных форм мы сделали вывод о том, что на современном этапе внеурочной деятельности уделяется определённое внимание и педагогам необходимо шире использовать данные формы работы на уроках, но при этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенностей учащихся, тематику урока, особенности внеурочных форм. Сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников, создаются на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей. 1.3.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования внеурочных форм работы на уроках «Окружающего мира» «Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» так Н. С. Лейтес характеризует этот возраст. Когда мы говорим «младший школьник», то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет, то есть на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал Учитывая данную особенность, учитель вполне может использовать в обучении младшего школьника внеурочные формы работы, которые помогут ребенку запомнить необходимый ему объём материала. Интерес представляют следующие задания: найди ошибку художника, сделай свой рисунок по иллюстрацию к тексту, одень принцессу, воина, реши различные анаграммы, игра «Было или нет?», и другие. Отличительная черта любого младшего школьника - интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Помощью в этом ему будут служить разнообразные формы внеурочной работы, которые помогут ребенку поэтапно изучать окружающий мир. Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, как целостное восприятие мира. Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, любознательность, позитивная рефлексия. Поэтому уместно использовать интересные ситуативные задания, конкурсы, мастерские, экскурсии. У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он может объективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его во внимание в совместной деятельности. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит, это нужно, и дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением свой работы. Поэтому необходимо использовать творческие задания: закончи рассказ, сочини сказку, дополни словечко, найди продолжение слова пофантазируй. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, презентация, наглядный материал, видеофрагмент, аудиоматериал) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать. Для того чтобы выявить возможности каждого ребенка, так как они не всегда активны на обычном уроке учителю необходимо систематически включать детей в различные внеурочные формы: игры «путешествие», инсценировка, разгадывание загадок и ребусов, сканвордов, в результате чего каждый ребёнок может проявить себя. Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих. Таким образом, изучив психолого-педагогическую характеристику младшего школьника можно сделать вывод, что возможности использования внеурочных форм работы на уроках «Окружающего мира» находятся на высоком уровне. Учитывая особенности младшего школьного возраста, учитель сможет достаточно правильно ввести в обучение внеурочные формы. Предлагая разные задания игрового характера, учитель повысит у ребят интерес к данному предмету. А поэтому учащийся сам того, не подозревая, в ходе выполнения различных внеурочных форм повысит свой уровень знаний, а также самостоятельность. Глава 2 Внеурочные формы на уроках «Окружающего мира» 2.1. Виды внеурочных форм работ в учебной программе и пособиях «Окружающий мир» (Н.Ф.Виноградова) и особенности их использования на уроках в начальных классах. В настоящее время в образовательных учреждениях внедряются новые образовательные стандарты начального образования. Их главное отличие от предыдущих - ориентация на развитие личности младших школьников. В связи с этим центральное место в образовательном процессе отводится воспитательной роли учителя. В стандарте отмечено, что «изучение интегрированного предмета «окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу (селу), своей Родине, осмысление личного опыта общения с природой и людьми, пониманию своего места в природе т социуме; приучение к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему». Очевидно, что намеченные задачи невозможно решить только в рамках учебной деятельности и очень важно и нужно использовать внеучебные формы работы на урока. Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной обстановке учащиеся учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять описательный рассказы, рассказ-загадки, рассказ-этюды. А всё это, как мы знаем, ведёт к развитию творческих способностей. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Особенность творческой личности- высоко развитое воображение. Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее». В программе мы нашли сведения о том, какие творческие задания предлагаются детям на уроках окружающего мира: Творческое рассказывание. Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Отличие творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника: а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности; в) Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья. Следовательно, данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития творческих способностей является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы. Многие учителя убеждены в том, что для обучения необходимо не воображение, а восприятие, память, мышление, речь. Поэтому основным методом обучения в современной школе является образец, а работа учащихся в основном строится на подражании, исполнении инструкции учителя. Авторы данной системы убеждены в том, что заданный учителем образец мешает творчеству, сковывает его, становится помехой для творческого воображения. Поэтому необходимо пересмотреть методику организации творческих заданий, изменить роль и место образца в процессе обучения. Я с этим могу согласиться, так как одним из условий развития творческих способностей школьников является предоставление ему свободы в деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg