1 Технологический раздел
1.1 Конструктивно - технологическая характеристика детали
К конструктивно-технологическим характеристикам детали относится:
- класс детали и материал;
- твёрдость;
- вид термообработки и др.
Конструктивно - технологическая характеристика детали представлена в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Конструктивно - технологическая характеристика головки блока цилиндров ГАЗ - 24
Параметр Показатель параметра
Класс детали и материал изготовления Аллюминевый сплав Al-4
ГОСТ 2685-63
Способ получения заготовки при изготовлении детали Литье
Термообработка ремонтируемых поверхностей Нормализация
Твёрдость ремонтируемых поверхностей НВ -50
Основные конструктивные элементы детали
Посадочные отверстия под гильзу, гнезда вкладышей коренных подшипников, отверстия во втулках по распред. вал, отверстия под толкатели
.................................................................................................................................
1.2 Условия работы детали
Условия работы - это совокупность факторов, обуславливающих протекание вредных процессов и появление дефектов. Условие работы характеризуется: родом и видом трения, характером нагрузки и агрессивностью среды, и рассматриваются в таблице 2.
Таблица 2 - Условия работы блока цилиндров авто ГАЗ - 24
Конструктивный элемент Род и вид трения Характеристика нагрузки Агрессивные среды
Трещина на рубашке охлаждения Трение скольжения,
жидкостное Переменная Масляная среда
Износ отверстий под втулки толкателей. Трение скольжения,
жидкостное Переменная Масляная среда
...............................................................................................................................................
1.3 Технические требования на дефектацию и маршрут ремонта
1.3.1Технические требования на дефектацию и ремонт ремонт блока цилиндров автомобиля ГАЗ - 24 представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Технические требования на дефaектацию
деталь Блок цилиндров ГАЗ-24
№ детали 24-1002010
Материал Al-4 ГОСТ 2685-63
Твердость НВ - 50
Обозначение по эскизу Возможный
дефект Способ установления дефекта и контролный
ин-мент Размер, мм. Заключение
Номинальный
Допутимый без
ремонта Допутимый для ремонта
1 Пробоины на стенках рубашки охлаждения или картере блока цилиндров Осмотр - - - Поставить заплатты. Браковать при площади пробоины более 80см.
2 Износ посадочных поверхностей под втулки распределительного вала Пробки листовые на размеры
47+0,009
?52?_(-0,08)^(0-,06) 46,98 55,54 Восстановить синтетич-ми материалами
3 Износ посадочного отверстия под гильзу
Нутромер индикаторн100-160 мм ?100?_(-0,08)^(0-,06)
100,07 Менее
100,07 Восстановить синтетич-ми материалами
...............................................................................................................................................
1.4 Выбор способа ремонта
1.4.1 Выбор и обоснование способа ремонта основан на последовательном применении четырёх критериев:
- применимости;
- долговечности;
- технико-экономичности;
- экономичности.
1.4.2 Выбор способа ремонта по критерию применимости.
Критерии применимости (технологический) – устанавливает принципиальную возможность применения способов ремонта, в зависимости от их служебных свойств, которые обеспечивают восстановление формы, размеров и физических свойств изношенной поверхности детали в соответствии с техническими условиями капитального ремонта.
В курсовом проекте применяют следующие сокращения:
-ЭДС ? электродуговая сварка;
-ГРС ? ручная газовая сварка;
-АДС ? аргонно-дуговая сварка;
-НФС ? наплавка под слоем флюса;
.............................................................................................................................
1.5 Схема базирования
В этом разделе, основываясь на выбранном способе ремонта и предварительном решении вопроса об использованном оборудовании, требуется определить поверхности, которыми деталь устанавливают при обработке и ориентируют относительно инструмента.
Базовые поверхности должны быть выбраны так, чтобы при установке и зажиме обрабатываемой детали она не смещалась с приданного ей положения и не деформировалась под действием сил резания и усилий зажимов.
...............................................................................................................................
1.6 Подефектная технология
На данном этапе проектирования необходимо разработать технологию устранения каждого дефекта в отдельности по принятому способу восстановления, определить содержание и цель каждой операции. Эти данные приведены в таблице 9.
Таблица 9 – Подефектная технология устранения дефектов ГАЗ-24
Наименование дефекта, операций,
Установок, переходов Установочные базы Технические
Условия
Дефект № 7
005 Слесарная: зачистить и разделать кромки, трещины по всей длине L=100 мм
010 Сварочная: заварить трещину
Слесарный верстак, шлифовальная машина
Сварочная установка УДГ-301
.....................................................................................................................................
1.7 Выбор технологического оборудования, приспособлений и инструмента
Алмазно-расточной станок модели 2А78
Размеры рабочей поверхности станка, мм - 500 – 1000.
Диаметр растачиваемого отверстия, мм - 17 – 200.
Расположение шпинделя – вертикальное.
Наибольшая длинна растачиваемого отверстия, мм:
- универсальным шпинделем - 150 - 200;
- шпинделем ?48 мм - 185;
- шпинделем ?75 мм - 210 - 300;
- шпинделем ?120 мм - 350 – 410.
Перемещение стола, мм:
- продольное - 800;
- поперечное – 150.
.....................................................................................................................................
1.8 Маршрутный технологический процесс восстановления блока цилиндров автомобиля ГАЗ-24
В предыдущем разделе предусматривалось выполнение работ (и порядок операций) в интересах устранения каждого дефекта в отдельности. Данный раздел требует разработки порядка операций по устранению комплекса дефектов, объединённых общим маршрутом и состава операций, т.е. содержания и порядка вспомогательных и технологических переходов.
При этом технологический маршрут составляется по всем дефектам маршрута:
- объединение одноимённых операций по всем дефектам маршрута;
- каждая последующая операция должна обеспечивать сохранность качества рабочих поверхностей детали, достигнутого при предыдущих операциях;
...........................................................................................................................
1.9 Расчёт режимов обработки и техническое нормирование
1.9.1 Расчет количества деталей в партии.
N = 6000 шт.
= 0,5
247 рабочих дней
Расчет количества деталей в партии , шт, определяется по формуле
(1.5)
где N - годовая программа;
– количество одноименных деталей в агрегате;
– маршрутный коэффициент ремонта;
– количество рабочих дней в году.
Принимаем дней
.................................................................................................................................
2 Экономический раздел
2.1 Себестоимость ремонта
Себестоимость ремонта детали, "С" _"в" , руб., включает все затраты, связанные с её ремонтом и определяется по формуле
"С" _"в" "=" "З" _"т" "+" "З" _"м" "+" "З" _"зч" "+НР," (2.1)
где - заработная плата с начислениями, руб.;
- затраты на запасные части, руб.;
- затраты на материалы, руб.;
- накладные расходы, руб.
Зарплата по тарифу, ?"ЗП" ?_"тар" , руб., определяется по формуле
(2.2)
где - часовая тарифная ставка, руб.;
- трудоемкость ремонта по операциям, час.
В нашем курсовом проекте заработная плата по тарифу приравнивается к основной зарплате, так как ни доплат и премий не учитывается.
Основная заработная плата, ОЗП, руб., определяется по формуле
..............................................................................................................................
2.2 Экономическая эффективность проект
Эффективность проекта определяется из неравенства 1.1
где – стоимость новой детали (таблица 1 - конструктивно- технологическая характеристика детали).
Применяем руб.
– коэффициент долговечности (таблица 6 - коэффициент долговечности и удельная стоимость). Применяем .
664,2 ? 33250
Неравенство соблюдается, следовательно, выбранный нами способ ремонта рационален и экономически выгоден.
.......................................................................................................