1. Правовые основы института компенсации морального вреда
1.1. Понятие морального вреда
Существует множество разногласий в определении понятия морального вреда. В ст. 151 ГК РФ моральный вред определен как физические или нравственные страдания, причиняемые гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также другие случаи, (действия) предусмотренные законом. Союз «или» предполагает, что моральный вред может иметь место либо только при причинении лицу физических страданий, либо только при причинении нравственных, либо и тех и других одновременно.
Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ (далее ВС РФ) в п.2 постановления от 20 декабря 1994 г. № 10 , моральный вред выражается в нравственных или физических страданиях, причиненных действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
В данном постановлении Верховный Суд РФ не раскрывает определения страданий, но определяет что такое нравственные страдания. Под ними понимаются переживания.
Действия причинителя вреда приводят к негативным ощущениям (физические страдания) или переживаниям (нравственные страдания) потерпевшего. При этом, физическими страданиями, как указывает Ю.Ю. Гладышева могут быть: «боль, дискомфортное состояние здоровья и другие болезненные физиологические процессы и симптомы (ощущения)». А нравственными страданиями могут быть: «чувство унижения, морального дискомфорта, обиды, горя, чувство неполноценности вследствие каких-либо
отклонений и другие негативные эмоции и переживания» , также это может быть страх, стыд и иные формы, а потому, нравственные страдания могут возникнуть в результате любых действий причинителя вреда. Как пишет Е.А. Шергунова: «Одной из главнейших особенностей морального вреда является то, что все негативные метаморфозы происходят лишь в подсознании потерпевшего и форма, в которой они выражаются в объективной реальности, имеет сильную зависимость от специфики состояния и устойчивости психики субъекта» .
Интересное мнение по поводу физических страданий приводит Т.П. Будякова, основываясь на исследованиях филологов, она пишет, что организму человека, для здоровья, необходимы физические испытания, которые закаливают его и являются необходимым условием для его функционирования. Более того, «бездеятельность, малоподвижность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть, угнетают человека больше, чем изнурительный труд» .