Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

lupari84 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Результаты педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы: 1. Ход нормального развития речи подчиняется определенным законам, которые можно четко проследить в речи каждого отдельного ребенка и происходит в определенные временные рамки. 2. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера нарушения речи) негативно влияют на все психическое развитие ребенка, влияют на его деятельность, поведение.
Введение

Актуальность исследования. Роль речи в развитии ребенка неоценима. Она повышает стремление ребенка к познанию, способствует формированию интеллекта, позволяет расширить кругозор ребенка. По мнению Т.А. Ткаченко, важной задачей родителей и педагогов является помощь детям в овладении всеми видами речи, особенно монологической. Монолог показывает умение ребенка правильно составить предложение и заключить их в связное логически построенное высказывание. Монологическая речь в большей мере, чем диалогическая речь позволяет увидеть речевые, интеллектуальные возможности ребенка, отражает опыт ребенка. Поэтому развитие монологической речи будет способствовать всецелому развитию ребенка [50]. Связная речь - это сложная форма речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитая связная монологическая речь позволяет не только говорить грамотно, подробно, красочно, но и детально описывать предмет, умение рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий. В формировании связной речи четко прослеживается тесная связь речи и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдения. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представить объект истории (предмет, событие), уметь анализировать, выбирать основные (для этой ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между объектами и явлениями. Для достижения согласованности речи также необходимо умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать слова, подходящие для выражения этой мысли, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для выражения предложений. Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и других. Вопросы формирования связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С.Выготским, В.В. Гербовой, В.П. Глуховым, Н.С. Жуковой, А.А. Леонтьевым, Е.М. Мастюковой, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинский и другими. Исследования в области коррекционной педагогики показывают, что при общем недоразвитии речи III уровня отмечаются нарушения в развитии связной монологической речи. В связи с этим, актуальность заключается в поиске оптимальных путей формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Возможности использования технических средств обучения в формировании связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволяют повысить эффективность коррекционного обучения. Таким образом, возникает противоречие между важностью формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы использования компьютерных технологий в коррекции монологической речи детей с общим недоразвитием речи. Цель исследования. Изучить эффективность использования интерактивных игр с различным уровнем сложности, в коррекционной работе по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования: связная монологическая речь старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования: 1. На основе анализа научно-методической литературы раскрыть современные подходы к изучению и коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 3. Составить и апробировать комплекс занятий по формированию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием интерактивных игр с различным уровнем сложности. Гипотеза исследования: повышению эффективности коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать включение в коррекционные занятия по формированию связной монологической речи интерактивных игр с различным уровнем сложности. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование родителей и специалистов. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации исследований педагогов, психологов и лингвистов по проблеме формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Практическая значимость работы состоит в том, что выделены основные направления и этапы коррекционно - развивающей работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Результаты исследования представлены в статье: «Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» (Modern science. — Moscow, 2019. — № 05 – С. 168-172 (21.05. 2019)) и «Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» (Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 276-278. (10.04.2019)). Структура и объем работы: введение, 3 главы, выводы, заключение, список литературы, рисунки, таблицы
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Научно-методические основы формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР...……….....7 1.1. Причины и классификации нарушения речи..…………...……..........7 1.2. Сущность понятия «монологическая речь»...………………………11 1.3. Особенности связной монологической речи детей с ОНР III уровня……………………………………………………………………...16 1.4. Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР…………………………………………….19 Выводы по I главе…..……………………………………………………..23 Глава II. Изучение состояния связной монологической речи у детей с ОНР III уровня…………………………………………………………….23 2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента…….23 2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………………30 Выводы по II главе…………………………………………………..........42 Глава III. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня………….........44 3.1. Содержание и организация формирующего эксперимента……….44 3.2. Результаты формирующего эксперимента…………………………71 Заключение………………………………………………………………..78 Список литературы……………………………………………………….80
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. –159с. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 292 с. 4. Асанова Г.Р., Лебедева Н.В. Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 135-137 5. Бухбиндер В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста. – Киев, 1978. - С. 30 6. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: состояние и перспективы // Вопросы психологии, 2007, № 5, с. 3-12 7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158с. 8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2016. — 199 с. 9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. - М: КомКнига, 2006. — 144 с. 10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с. 11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. – 56с. 12. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1992. - 126с. 13. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008. – с.16 14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 240 с. 15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. – 87 с. 16. Желтухина С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 69-72 17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.: Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. – М.: КнигоМир, 2011, 320с. 18. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с. 19. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина. - М.: Рус. яз., 1981. - 113 с. 20. Золотова Г.А. К вопросу о конститутивных единицах текста В кн.: Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. - М., 1984. - С. 164 21. Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана // Логопедия. – 2004. - № 2. – 45с. 22. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 23. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. 3-е изд. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 176 с. 24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 104с. 25. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 26. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы // Журнал «Логопед», №5, 2008 27. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях // Журнал «Логопед», № 3, 2011, с. 68 28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для студ. вузов. - М.: 2008. - С. 33 29. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2005, с. 245 30. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей / Л.М. Лосева. – Москва: Просвещение, 1980. – 94 с. 31. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – Питер, 2007. – 115с. 32. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. – 2002. - № 3. – С. 84-92 33. Москальская О.И. Текст - два понимания и два подхода 1 кн.: Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текс и контекст. – М.: Академия, 1984.- С. 154 34. Нечаева О.А., Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ.: 1974 35. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Альянс, 2013. – 366с. 36. Ожегов C.B., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с. 37. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448 с. 38. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин. - М.: Академия, 1998. - 289 с. 39. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256с. 40. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Воронеж: «МОДЭК», 2001. – 256 с. 41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 454 с. 42. Семенович А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 55-60. 43. Сидорчук Т.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. - Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000. - 44 с. 44. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12 45. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин; 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 223 с. 46. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,1980. – 414с. 47. Терехова М. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1411–1415 48. Тихеева Е.И., Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева / под ред. Ф.А. Сохина. – М., 2005. – 325с. 49. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16–21 50. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с. 51. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПБ.,1994. – 59с. 52. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 299 с. 53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1993. – 103с. 54. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 314с. 55. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 55с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда) 56. Челышева А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 104-106 57. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. // Патология речи. - М., 2001. – 288с. 58. Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 4. - С. 16 59. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1998. - 211с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 1.1. Причины и классификации нарушения речи В настоящее время дошкольники с нарушениями речи являются самой большой группой детей с нарушениями развития. Комплексный анализ нарушений речи у этих детей представлен в работах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. [35, 53 и др.]. Впервые теоретическое обоснование проблемы ОНР было дано в результате исследований различных форм патологии речи у детей школьного и дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом исследователей из Института дефектологии, ныне Институт коррекционной педагогики (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) [35, 53, 54 и др.]. Авторы выделяют категорию детей с ОНР, для которых характерно при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте имеется такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Общее недоразвитие речи - это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [17], время появления первых слов у детей с ОНР не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течении которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов. В связи с этим, общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [40].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg