Чтение стихотворений в начальных классах имеет исключительную важность для эстетического воспитания. Поэзия помогает ребёнку увидеть красоту природы, поступки людей, радует и удивляет маленького читателя, обогащает духовный мир ребёнка.
Литературные жанры – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Жанр произведения традиционно определяется по целому ряду признаков – содержательных и формальных, которые объединяют произведения одного жанра и носят относительно устойчивый, исторически повторимый характер.
Детское чтение охватывает все разнообразие жанров научно- популярной и художественной литературы, а также народного творчества: очерки, статьи, документальные и художественные рассказы, народные и авторские сказки, волшебные и реалистические повести, стихотворения, баллады, пьесы, малые фольклорные жанры- скороговорки, пословицы, загадки, песни и др. В последнее время активно вторгаются в детское чтение крупные формы – повести и романы. В связи с этим учителю начальных классов необходимо в совершенстве владеть методикой работы над произведениями различных жанров, включенных в программу литературного чтения младших школьников.
При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят, например, к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности. А попытки перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводят к обеднению восприятия поэзии.
Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др.
Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность данной темы.
Таким образом, тема курсовой работы «Методика работы над стихотворением» является актуальной.
Объект курсовой работы: воспитание и обучение младших школьников посредством приобщения их к литературным произведениям.
Предмет курсовой работы методика работы над стихотворением у младших школьников.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей методики работы над стихотворением у младших школьников.
На основе поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи исследования:
1.Изучить стих как литературный жанр
2. Обозначить принципы работы над лирическими стихотворениями
3.Проанализировать стихотворения, изучаемые в начальных классах
4. Изучить методику работы над стихотворением.
5.Ознакомиться с методическими рекомендациями для учителей начальных классов.