Прежде чем начать какое - либо дело, менеджер, да и человек, не занимаемый руководящую должность должен тщательно продумать, что именно, в какой срок, с помощью каких средств и какими способами он сможет это выполнить. Иначе его намерения могут оказаться невыполнимыми. Таким образом, самой первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения – это и подразумевает планирование.
Но, рассматривая функцию планирования, в первую очередь мы должны обратить внимание на само определение стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент - деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям [5].
Планирующая функция в стратегическом управлении представляет собой набор действий и решений, предпринятых менеджером и ведущих к разработке специфических стратегий. Данные стратегии подразумевают помощь организациям в достижении своих целей.
Инструментом, помогающим обеспечивать основу управления предприяти¬ем выступает сам процесс стратегического планирования.
Стратегия – это детальный всесторонний комп¬лексный план. Его разработка должна отталкиваться от перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. В редком случае основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Сущность стратегии – это разработка обоснованных мер и планов достижения намеченных целей.
Многие специалисты трактуют функцию планирования по разному, к примеру, известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.
В современных условиях рыночной экономики, менеджер несёт высокую ответственность, не только за работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Следовательно, планирующая функция выступает в данном случае как анализ состояния, оценка всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработка стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.
На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала - через оплату труда.
К тому же функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Содержание планирования как функция управления учреждением состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Планирующая функция строится и осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. То есть в неком роде мотивация персонала на выполнение посильных им задач, ведь люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, как более понятные.
Безусловно, планирование отталкивается от данных из прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации (предприятия) в перспективе. Следовательно, надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.
Методологичной особенностью планирования выступает масштабное использование программно-целевого подхода, который предполагает точное формулирование целей учреждения и их увязки с ресурсами.
Актуальность темы данной работы обусловлена идеологией стратегического планирования, характерной для управления организациями в условиях высокой нестабильности и неопределённости внешней среды, что в настоящий момент и присуще экономической ситуации в стране. К тому же планирование - это попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. Менеджеры на основе планирования определяют сильные и слабые стороны организации, анализируют их и разрабатывают тактику своих действий, оценивают положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Цель курсовой работы - изучить функцию планирования в стратегическом менеджменте.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность, структуру и виды планирования в менеджменте;
2. провести анализ эффективности планирования в менеджменте;
3. Рассмотреть эффективность планирования на примере Курганского областного общественного благотворительного фонда по охране охотничьих животных «Сапсан».
Предметом курсовой работы является планирование как функция стратегического менеджмента.
Объект - изучение системы планирования КООБФ «САБСАН».
Теоретическую базу курсовой работы составили труды и исследования в области планирования в менеджменте. Достаточно большой интерес представляют работы: Щерба Г.В. Теория и практика управления функциями менеджмента, Виханский О.С. Менеджмент, Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент, Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент и ряда авторов, указанных в библиографическом списке.
Практическая значимость. Изучен опыт планирования на примере конкретного фонда, по результатам которого составлены рекомендации по улучшению процесса планирования в данной организации.
Методом исследования, проведенного в ходе выполнения данной курсовой работы, является анализ - как способ изучения и исследования эффективности планирования в менеджменте.