Актуальность темы исследования. В странах с развитой рыночной экономикой сложились две основные модели формирования заработной платы. В рамках англосаксонской модели установление оплаты труда максимально децентрализовано; оно происходит на уровне отдельной компании или даже ее структурного подразделения. Общенациональные и отраслевые объединения работодателей, и профсоюзов не играют существенной роли в процессе детерминации оплаты труда. Главными «направляющими» для заработной платы являются конкуренция, внятные сигналы рынка и меры макроэкономической политики государства.
В нашей стране механизм детерминации заработной платы все еще находится в стадии становления и ее окончательные контуры пока не совсем очевидны. С формальной точки зрения у нас есть все те же институты зарплатообразования, что и в странах с координируемой рыночной экономикой, хотя практика их фактического функционирования существенно отличается. Многие стереотипы, пришедшие из плановой экономики, груз взаимного недоверия между работниками и работодателями, жесткость трудового законодательства, доминирующая роль государства и как работодателя, и как регулятора – все эти факторы оказывают существенное влияние на практику трудовых отношений. Окончательный ответ на вопрос, какой из применяемых в мире подходов окажется более эффективным и востребованным для российской экономики и общества – децентрализованный, централизованный координируемый или какой-то иной может дать только время. Пока же, как мы постараемся показать ниже, российская конструкция зарплатообразования существенно отличается от всех известных моделей, действующих в странах с развитой рыночной экономикой.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.
Конституция Российской Федерации (ст. 72) относит трудовое законодательство и общие вопросы образования к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Особенности труда работников каждой отрасли, каждой профессиональной группы требуют дифференцированного подхода к принципам формирования оплаты труда. В этом и заключается идея реформирования системы оплаты труда.
Федеральный закон № 95-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 5 февраля 2018 года , и Федеральный закон № 131-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2019 года определяет полномочия по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, основываясь на единой тарифной сетке.
Оплата труда педагогических работников – важный вопрос, от которого зависит не только материальное благополучие этих работников, но и уровень основного и дополнительного образования среди населения страны. Достойная оплата труда педагогических работников образовательного учреждения – необходимый материальный стимул, гарантия полноценного и эффективного труда работников системы образования.
Современные социально-экономические условия определяют необходимость внесения значительных изменений в систему оплаты труда педагогических работников дополнительного образования детей, в систему повышения их квалификации и аттестации; более широкое привлечение органов самоуправления и общественных организаций к участию в государственно-общественной системе управления образованием. С 2018 года действует новая система оплаты труда педагогических работников, установленная на единой рекомендации Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений .
Степень изученности темы исследования. Проблемы правового регулирования труда работников в разные годы поднимались в работах А.А. Абрамовой, Н.Г. Александрова, Л.Ю. Бугрова, М.П. Головиной, С.Н. Ереминой, А.Д. Зайкина, Г.Г. Зайцевой, Я.Л. Киселева, В.В. Коробченко, Ю.П. Орловского, Л.Ф. Петренко, А.М. Прудинского, Н.М. Саликовой, М.А. Сторчевой А.И. Шебановой, Р.А. Яковлева и др. Комплексный анализ трудовых отношений педагогических работников, опирающихся на действующее законодательство, проводили О.Г. Шмелева, А.В. Лебедева, Р.А. Шаймуллина , Веревкина Е. А., Лоскутова Д. С.
Вместе с тем не все проблемы как теоретического, так и прикладного характера, касающиеся регулирования труда педагогических работников, нашли отражение в работах, указанных выше авторов. Это обусловлено как изменениями действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, так и новыми потребностями правоприменительной практики. Степень изученности проблемы определила выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объектом исследования являются трудовые отношения между образовательными учреждениями дополнительного образования детей и педагогическими работниками.
Предметом исследования являются нормы действующего трудового законодательства Российской Федерации, которыми регулируются вопросы оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование системы оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в условиях реализации государственных программ развития образования в Российской Федерации (переход на «эффективный контракт»).
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
1. Соотнести общетеоретические для трудового права понятия «оплата труда» и «заработная плата» работника.
2. Изучить и сформулировать принципы оплаты труда педагогических работников.
3. Определить структуру заработной платы педагогических работников.
4. Оценить влияние государственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на систему оплаты труда педагогических работников.
5. Рассмотреть систему оплаты труда на основе «эффективного контракта» в учреждениях дополнительного образования детей.
6. Проанализировать сущность и содержание показателей и критериев оценки эффективности трудовой деятельности педагогических работников в системе дополнительного образования детей.
Методологическая основа исследования. При написании работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: системный подход, дедукция и индукция, причинно-следственные связи для построения логических выводов по результатам исследования, структурный анализ полученной информации, ее обобщения в целях последующей обработки данных, их сравнения, сопоставления изменений и выявления тенденций, абстрагирование, аналогия как методы экстраполяции и интерпретации полученных данных. Сравнительно-правовой метод как метод оценки правовых принципов, позиций, основ в их исторической динамике.
Научная новизна работы заключается в разработке методических рекомендаций по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников в учреждениях дополнительного образования детей.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в нем выводы и предложения могут быть использованы в правоприменительной практики.
Выводы, изложенные в диссертации, и применяемые для их доказательства аргументы могут быть использованы в качестве рекомендаций по развитию действующих и вновь разрабатываемых норм трудового права, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения, субъектами которых являются педагогические работники дополнительного образования детей. Кроме того, содержание исследования может быть применено при разработке учебного курса «Правовое регулирование труда педагогических работников дополнительного образования детей».
Апробация результатов диссертационного исследования. Работа подготовлена и обсуждена на кафедре правовых дисциплин и методики преподавания права Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Поскольку диссертация содержит анализ практики действия норм, регулирующих отношения в сфере труда педагогических работников, ее содержание может быть использовано как практическое пособие для кадровых служб и руководящих работников образовательных организаций дополнительного образования детей. Возможно использование диссертации в консультационной деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.