Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы развития политической культуры студентов в образовательном процессе современного вуза

lupari84 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
В условиях гуманизации и гуманитаризации образования, противоречивых политических и социальных процессов, происходящих в современном обществе, актуализируются проблемы, связанные с формированием социально-политической культуры молодого поколения, как неотъемлемой части общей культуры общества, которая выступает в качестве важного системообразующего фактора его социально-политической жизни.
Введение

Демократические изменения в современном российском обществе, характеризуются усилением роли граждан в полити¬ческой и социальной системе. Одним из условий устойчиво¬го развития демократического государства является формирование гражданского общества. И сегодня перед системой высшего профессионального образования стоит задача воспитание социально - политически активной молодежи. От её гражданской позиции, социально-политической активности, духовно-нравственных ориентации и политиче¬ской культуры во многом зависит судьба обновления российского общества. Политические знания и культура сегодня необхо¬димы любому молодому человеку независимо от его профессиональ¬ной подготовки, ибо они помогают ему ориентироваться в сложных полити¬ческих проблемах, грамотно выстраивать отношения с властью, осуществ¬лять контроль за её деятельностью. Политическое образование студентов, осуществляемое в процессе изучения политологии и направлено на формирование у студентов нового политического мышления, их готовности к активному участию в становлении и развитии российской государственности и гражданского общества. Иными словами, вузовское политическое образо¬вание должно создавать условия для формирования личности, свободной в своем политическом выборе, в определении собственных политических по¬зиций, взглядов и убеждений, способной к самоопределению в мире полити¬ки, имеющей опыт общественно-политического поведения. Студенческая молодёжь является интеллектуальным, социальным, политическим ресурсом общества. От решения проблемы развития политической культуры студентов зависит, будут ли в нашем обществе доминировать законопослушные граждане, знающие и умеющие отстаивать свои права, активно участвующие в общественно-политической жизни общества. Политические знания, культура политического поведения нужны каждому студенту, ибо каждый студент, как гражданин, взаимодействует с другими людьми, партиями и общественными организациями, с государством. Формируя знания о политической системе, политических процессах, политических правах и обязанностях, у студенческой молодёжи развивается способность к осмыслению феномена политики, формируется гражданская позиция и модель поведения в политическом мире. Чтобы студент мог сделать свой политический выбор осознанно в условиях политического плюрализма, его надо научить анализу всего спектра альтернатив, возможностей и последствий. Актуальность исследования обусловлена потребностями образователь¬ной практики подготовки студентов вузов к активному участию в новой социальной модели, основанной на солидарности и социальном партнёрстве автономных групп в составе гражданского общества; в новой демократичес¬кой политической системе, опирающейся на свободного и ответственного гражданина, что требует достижения нового качества высшего образования, обновления политического образования и гражданского воспитания студентов вузов, в котором на первый план выдвигаются не столько трансляции норм и образцов, сколько инициирование культурной активности личности, в том числе и политической. В последнее вре¬мя опубликовано немало работ, написанных политологами и социологами, анализирующими различные аспекты проблемы формирования политической культуры молодёжи (В.И. Бегин, Т.В. Бутковская, Л.Н. Гуляев, A.M. Карабухин, К.Г. Колтаков, М.Ю. Несмелова, И.Ю. Сафаров, СР. Шаврин и др.). Проблеме вузовского политического образования посвящены исследования А.А. Волковой, И.А. Милюковой, А.Л. Мифтахова, О.Ю. Рыбакова, Л.А. Си¬доренко, В.М. Хомякова, А.А. Шарипова, Ю.М. Шелюк и др. Несмотря на то, что в целом проблеме политического образования по¬священо достаточно большое количество научных работ, подавляющая их часть была опубликована в советский период. Исследователи обобщили в них опыт организации идейно-политического воспитания молодёжи, роль и значение кафедр общественных наук в политическом образовании и воспитании студентов. В современной педагогической литературе проблема фор¬мирования политической культуры молодежи остается пока слабо разрабо¬танной, данной проблеме посвящены немногочисленные диссертационные исследования (И.Г. Долинина, А.В. Драгунов, Л.А. Липская, О.Н. Монахов, О.В. Сорокин, СЮ. Трофимов, И.А. Тютькова, Е.М. Усанова, Н.Н. Филимо¬нова). Среди зарубежных учёных вклад в разработку проблем развития политической культуры общества внесли труды: Г. Алмонда, К.фон Бойме, С.Вербы, А. Брауна, Д. Даля, Д. Истона, Г.Пауэлла, Л. Пая, У. Розенбаума, Г.Симона, Р. Такера, А. Де Токвиля, Д.Хелда и др. Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен значительный объём знаний, представляющий теоретическую основу для дальнейших исследований по проблеме развития политической культуры студентов в образовательном процессе современного вуза. Необходимость разрешения обозначенной проблемы исследования и его ведущей идеи позволили выделить новое направление в педагогических исследованиях и определить тему исследования «Проблемы развития политической культуры студентов в образовательном процессе современного вуза». Объект исследования: политическая культура Объект исследования: политическая культура студентов современного вуза. Предмет исследования: образовательный процесс как ресурс развития политической культуры. Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка концепции образовательного процесса современного вуза, реализация которой способствует развитию политической культуры студентов. Методологичекой основой исследования на общенаучном уровне определён системный подход и политико-культурный подходы, дающие возможность исследовать взаимосвязь культуры, политики, образования, их влияние на развитие политической культуры студентов. На конкретно-научном уровне избран деятельностный подход, позволяющий исследовать изменения в учебно-познавательной деятельности студентов, проявление их социально-политической активности; ресурсный подход, позволяющий конструировать образовательный процесс вуза, продуктивно используя его ресурсный потенциал. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор совокупности методов исследования. Теоретические методы: - социально-политический анализ использовался для выявления проблем, противоречий, тенденций развития политической культуры студентов в образовательной сфере; - анализ и обобщение педагогического опыта и практики вузов по проблеме развития политической культуры студентов дали возможность определить реальную картину интереса студентов к политике, имеющиеся политические знания, политические умения, определить социально-политическую активность студентов различных отечественных вузов.
Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------- 3 Глава 1. Политическая культура студентов как объект исследовательского анализа 1.1. Политическая культура: сущность понятия, функции ------------------ 7 1.2. Структура и типологии политической культуры ------------------- 11 Глава 2. Проблема формирования политической культуры у студентов педагогического вуза ----------------------------- 2.1. Особенности формирования политической культуры студентов педагогического вуза в процессе обучения 2.2. Механизмы, критерии и уровни развития политической культуры студентов в образовательном процессе вуза 2.3. Использование активных форм, методов и средств формирования социально-политической культуры студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин Заключение ---------------------------------------------------------------------------- Список использованной литературы------------------------------------------
Список литературы

1. Almond G. and Pawel J. Comparative Politics: a developmental approach. Boston, 1966. 398. 2. Almond G. Comparative Political System - "Journal of Politics", 1965, №3, vol.18. 397. 3. Almond G., Verba S. The Civil Culture: Political Attitudes and396. 4. Democracy in Five Nations. Prinstone, 1963. 345 5. Pyel. Political Culture. -7n: International encyclopedia of Social Science/ L., 1968, vol. 8, p. 219. 412. 6. Rosenbaum W. Political Culture. N.Y., 1975. 414. 7. Ажаев B.C. Политическая культура: теория и национальные мод ели.-М., Интерпракс, 1994. 4. 8. Айнштейн В. О проблеме воспитания в ВУЗе. // Высшее образование в России, 1998, №3, с. 75-82. 6. 9. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах, т.4, - М., 1983, с.378. 17. 10. Асташова Н.А. Конституционные основы педагогической аксиологии. // Педагогика, 2002, № 8, с.8-13. 22. 11. Баранова И.П. Современные тенденции развития системы высшей школы. //Социально-гуманитарные знания, 2008, №5, с.171-177. 30. 12. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен. //Вестник Московского Университета, 1991, №6, с.68-72. 31. 13. Болотин И.С., МихайловА.А .Социально-гуманитарное образование студентов в информационном обществе. // Социально-гуманитарные знания, 2007, №5, с.232-242. 42. 14. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма.- М., 1985, с.384. 52. 15. Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России. // Высшее образование в России, 1996, №1. 61. 16. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 206 с. 37. 17. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А.А. Вербицкий, Т.А.Платонова. -М.: НИИВШ, 1986. - 40 с. 39 18. Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи / А.А. Вербицкий. -М.: Знание, 1990.-63 с. 38. 19. Вислова А.Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача образования. //Социально-гуманитарные знания, 2008, № 4, с. 152-162. 65 20. Вислова А.Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача образования. //Социально-гуманитарные знания, 2008, № 4, с. 152-162. 65. 21. Волкогонова О., Панина Е., Малов А. Идеалы современной вузовской молодёжи. // Высшее образование в России, 2002, №6, с. 105-117. 67. 22. Вятр Е. Социология политических отношений / Е. Вятр. - М., 1979. -463 с. 41. 23. Габрусевич, С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству / С.А. Габрусевич. - Минск: Народное образование, 1989. - 126 с. 49. 24. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект. // Полис, 1992, № 1-2. 74. 25. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.- М.,1977. 367с. 76. 26. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации. // Педагогика, 2000, №10, с.32-38. 95. 27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996. 28. Дженусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты. // Социально-политические науки, 1994, №11-12, с.31-35. 103. 29. Дженусов А.И. Различие структур и уровней развития политической культуры. // Социально-гуманитарные знания, 1999, № 4, с.108-120. 104. 30. Дженусов А.И. Различие структур и уровней развития политической культуры. // Социально-гуманитарные знания, 1999, № 4, с.108-120. 104. 31. Димов В.Н. Проблемы девиантного поведения российской молодёжи. // Вестник Московского университета, 1997, № 3. 106.. 32. Долинина И. Г. Концептуальная модель и практика формирования по-литической культуры учащихся : дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Долинина. -Ижевск, 2002.-182 с. 71. 33. Драгунов А. В. Формирование политической культуры будущих жур-налистов в вузе : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Драгунов. - Магнитогорск, 2004.- 187 с. 73. 34. 3алесский Г.Е., Редькина Е.Б. Психодиагностика убеждений и ориентации личности: учебное пособие.- М.:МГУ, 1996, 273с. 124. 35. Зинченко В.П. О целях и ценности образования. // Педагогика, 1997, №5. 131. 36. Иванова А. Как аттестовать творчество. // Высшее образование в России, 1998, № з, с.47-54. 135. 37. Исаев Б. А. Политические отношения и политический процесс в совре¬менной России : учеб. пособие / Исаев Б. А. , Баранов Н. А. - СПб. : Питер, 2008.-395 с. 95. 38. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с. 96. 39. Калачева, Л.Л. Управление групповой динамикой при организации учебных занятий в студенческих группах / Л.Л. Калачева. -Иркутск: ИГУ, 1995. - 42 с. 86. 40. Кейзеров Н.М. О соотношении категории «власть» и «политическая культура». // Вопросы философии, 1983, № 1. 153. 41. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.-Оренбург.1996, 188 с. 159. 42. Климова Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. - Оренбург, 2000. — 328 с. 107. 43. Куров СВ. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: Учебное пособие. -М., 1999, 119 с. 201. 44. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. // Педагогика, 1997, № 3, с. 52 - 56 217. 45. Мальцев В.А. Основы политологии.- М., 1997. 225. 46. Мамыканова Б.К. Социальное воспитание студентов в вузах постсоветских государств. //Социально-гуманитарные знания. 2007, №6, с.172-180. 226. 47. Матюшкин, A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления / A.M. Матюшкин // Новое в теории и практике обучения. - М.: Знание, 1980. - С.34-40. 133. 48. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань, 1972. - 551 с. 134. 49. Метод малых групп. -Новосибирск: НГУ, 1995. -С. 149-163. 137. 50. Пивкин, С.Д. Проблемно-ситуативное обучение как способ моделирования профессиональной подготовки менеджера в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ СД. Пивкин. - Казань, 2000. - 22 с. 162. 51. Платон. Сочинение в трех томах. т.З, ч. 1, - М., 1971, с.82. 271. 52. Политическая наука: новые направления. - М., 1999. 278. 53. Политология. // Под редакцией А.А. Радугина. - М., 2003, 335 с. 283. 54. Политология. // Под редакцией Г.В. Полуниной. - М., 1996, 280 с. 281. 55. Политология. // Под редакцией М.Н. Марченко. - М., 1997, с.301-302. 280. 56. практическая конференция. Секция 6.- Мурманск, 200198. 57. Скаковская Л.Н., Лучинина Н.А., Мигаль В.В. По пути модернизации образовательного процесса. // Высшее образование в России, 2010, №3, с. 61-67. 321. 58. Сморгунова В.Ю. Политическая культура личности. Межвузовский сборник научных трудов.- Л., 1981, с.76 - 80. 328. 59. Топчий Л.В. Проблемы формирования политической культуры студентов.-М., 1991. 347. 60. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодёжи. // Высшее образование в России, 2006, № 12. 355. 61. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс: методика и специфика исследования. //Педагогика, 2000, № 9, с. 11 - 18. 364. 62. Шаламова Л.Ф. Показатели социальной активности молодёжи. // Социально-гуманитарные знания, 2009, №3, с. 128-138. 373. 63. Шаран П.Н. Сравнительная политология. ч.2. - М., 1992. 375. Шилобод М.И. и др. Политика и право.- М, 1996, «Дрофа», 432 с. 380. 64. Шурухина Т.Н. Педагогическое сознание в аспекте современности. // Человек и образование. 2009, №4. 383. 65. Щёгорцев В.А. Политическая культура: модели и реальность.-М., 1990. 379. 66. Яруллина, Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их подготовки в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Ф. Яруллина. -Казань, 1999. - 16 с. 228.
Отрывок из работы

Глава 1. Политическая культура студентов как объект исследовательского анализа 1.1. Политическая культура: сущность понятия, функции Многое из того, что в настоящее время в науке и практике относят к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности Аристотелем и Платоном (17, 271). Термин «политическая культура» появился впервые много позже, в XVIII веке в трудах немецкого философа-просветителя И.Гердера. Он считал, что политическая культура может исходить только от образованной и политически активной части населения, мудрецов, занимающих общественные должности и ответственно выполняющих их на благо общества. Что касается политической культуры народа, то мыслитель полагал, что ему необходимо дорасти до полной зрелости политической культуры. (76). В настоящие время в науке нет единой позиции как понимания сущности понятия «политической культура», так и её структурных компонентов, содержания, функций. Зарубежные учёные Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, У.Розенбаум и др., исследуя понятие «политической культуры», акцентируют внимание на синтез коллективного опыта региона, нации, группы, либо подчеркивают персональный характер проявления политической культуры конкретного индивида (396, 397, 398,). Так, Г.Алмонд и Г.Пауэлл считают, что политическая культура -интернализация политической системы через познания, чувства и суждения ее членов, т.е. политическая культура - это совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы, субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. (398). В соответствии с изложенным, главным предметом исследования политической культуры остаются позиции индивидуумов и групп по отношению к политическим явлениям, что означает ориентацию на изучение субъективного контекста политики, т.е. политическая культура в данном понимании - явление субъективное и по природе своей индивидуальное, из ее состава исключены политические институты и организации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg