Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений старших до-школьников о величинах

lupari84 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Объект исследования: процесс формирования представлений о вели-чине предметов у детей дошкольного возраста. В теоретической части нашей работы мы, изучив психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что неосознанное знакомство с величинами, происходит в жизни ребенка с первых дней рождения и по мере взросления и накопления жизненного опыта, это знакомство преобразуется в знания. Одной из самых важных задач педагогики является способствование росту этих знаний и целенаправленное их формирование.
Введение

Задачей дошкольного воспитания в старших и подготовительных группах является подготовка детей к школе, физическое и умственное развитие, математическое развитие. В возрасте пяти - шести лет, уровень умственного и психического раз-витие детей становится достаточным и более того, стремящимся к познава-нию широкого горизонта пространства и предметов, которыми оно наполнено. В процессе физиологического и умственного развития, дети стремятся к интеграции с жизненным опытом взрослых. В этот период взросления детей, образовательный процесс получает благоприятную основу для передачи таких знаний. Такая интеграция подразумевает нахождение общего языка с этим «взрослым миром» и использование общей терминологии и знаний. Для детей, важным аспектом изучения правил окружающего мира становится изучение языка, способного описать этот мир и предметы, находящиеся в нем. Одним из самых важных элементов которого, является математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира [32, 283], такое необычное, но примечательное определение, дано выдающимся советским математиком А. Н. Колмогоровым. В старших группах детского сада одной из задач воспитания детей, становится математическое развитие, которые на этом этапе состоят из взаи-мосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [32, 283]. Знакомство с математикой, начинается для детей со знакомства с понятием «Величина». Величина - одно из основных математических понятий, позволяющее описывать окружающий мир. Понятие величины является общим для описания отдельных физических характеристик предметов: длины, ширины, высоты, времени и т.д. Наряду с другими характеристиками предметов, умение оценивать и оперировать величинами становится значительным прогрессом на пути раз-вития детей. Игра уже знакома детям с более раннего возраста, и они воспринимают ее как естественный процесс, не принуждающий к каким-либо действиям, а наоборот приносящий положительные эмоции. Добавление дидактических элементов в игру не рассматривается детьми как отдельный процесс и продолжает оставаться в зоне психологического комфорта. Это позволяет использовать игру как основание для математического развития. Исходя из этого, можно определить в качестве одной из основных проблем является определение педагогических условий развития представлений о величинах у детей дошкольного возраста посредством игры. Данная работа опирается на научно-практические разработки Ф.Н. Блехер [8], А.М. Вербенец [12], Н.Е. Версака [12], Л.В. Ворониной [18], Л.С., Выготского [19], В.В. Данилова [23], Т.И. Ерофеевой [27], А.Я. Ковальчук [31], С.А. Козловой [35], А.М. Леушиной [38], Л.С. Метелиной [41], И.М. Петровой [49], Г.А. Репиной [54], А.А. Столяр [55], К.Д. Ушинского [58], Т.А. Фалькович [59], Л.А. Чилинровой [61], Д.Б. Эльконина [62] и др. В этой связи возникают противоречия: в педагогической науке уделяют особое внимание математической науке. Однако в методике математического развития недостаточно рассмотрен вопрос использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития представлений детей о величинах. Также не описана система работы по развитию представлений о величинах посредством сюжетно-ролевой игры. Это свидетельствует об актуальности темы исследования. На основе вышеперечисленных противоречий была сформулирована проблема нашего исследования, которая заключается в выявлении и описа-нии системы работы по развитию представлений о величинах у детей до-школьного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассмат-риваемой проблемы, а также выявленные противоречия повлияли на выбор темы исследования: Сюжетно-ролевая игра как средство развития представ-лений старших дошкольников о величинах. Цель исследования: Выявить и обосновать условия развития представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования представлений о вели-чине предметов у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - игра, как средство развития представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью можно сформулировать задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития пред-ставлений старших дошкольников о величинах. 2. Раскрыть педагогические возможности сюжетно- ролевой игры в развитии представлений старших дошкольников о величинах. 3. Теоретически и практически обосновать и описать системы работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно - ролевой игры. 4. Провести анализ работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно- ролевой игры. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: Теоретические – анализ, синтез, классификация обобщения. Эмпирические – теоретический анализ психолого-педагогической ли-тературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, анализ и самоанализ занятий, анализ результатов учебной деятельности, ан-кетирование, тестирование, педагогические наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных. Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификацион-ной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития представлений дошкольников о величинах. Экспериментально выявлен уровень развития представлений старших дошкольников о величинах и по результатам диагностики разработана система методов по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии старших дошкольников о величинах. Практическая значимость заключается в использовании данной системы методов в работе детского сада. База исследования: МДОУ Детский сад № 4. Исследование проходило в три этапа: Первый - общее ознакомление с темой исследования, обзор и анализ научной литературы по теме исследования, обоснование актуальности темы исследования, формулировка проблемы и поиск основных направлений ис-следования, определение объекта, предмета, цели исследования, его гипоте-зы. Второй этап - планирование и проведение практической части исследования, обобщение педагогического опыта, проведение занятий, анализ учебной деятельности, тестирование, описание и интерпретация результатов, проверка гипотез, подведение итогов исследования. Третий этап - Обобщение и оформление результатов исследования, подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЕЛИЧИНАХ 7 1.1. Психолого-педагогические основы развития представлений старших дошкольников о величинах 7 1.2. Педагогические возможности сюжетно – ролевой игры в развитии представлений старших дошкольников о величинах 15 1.3. Теоретическое обоснование системы работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно – ролевой игры 23 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЕЛИЧИНАХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ 37 2.1. Организация и методы исследования уровней развития представлений старших дошкольников о величинах 37 2.2. Система работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно – ролевой игры 45 2.3. Анализ работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно – ролевой игры 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных матема-тических представлений в детском саду. Программа и методические реко-мендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мо-заика-Синтез. 2012 – 200 с. 2. Аверинцев С.С. Поэты. [Текст] / С.С. Аверцев - М.: Языки рус-ской культуры, 1996. - 364 с. 3. Баишева, М. И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический ком-плекс [Текст] / М. И.Баишева // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). – 2000. – 144 с. 4. Бантикова С. Геометрические игры. Дошкольное воспитание / 2012 - №1 - С. – 60-66. 5. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементар-ных математических представлений/ М. Беженова. – М.: Эксмо,2013. – 210с. 6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических спо-собностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с. 7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведении /.А. С. Белкин – М.: Академия, 2005. – 256 с. 8. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических пред-ставлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Н. Блехер // Дошколь-ное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14 9. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с. 10. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М: Просвещение, 2013. - 192с. 11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. ? М.: Академия, 2012 – 240 с. 12. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода// А.М. Вербенец /Детский сад: теория и практика. -2012, № 1 – С.44-69. 13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в до-школьном детстве. Учебное пособие. [Текст] // Н.Е. Версака, А.Н. Версака – М.: Мозаика - Синтез, 2012. – 336 с. 14. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Про-свещение, 2015 – 209с. 15. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы / ред. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1966. – 444 с. 16. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьни-ков / под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962, С.52 17. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Педагогика, 2004. – 418 с. 18. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с. 19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 20. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 2005. – 519 с. 21. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррек-ционной работе. [Текст] / И.С, Гринченко. Учебно - методическое пособие. - М.: «ГЦЛ»,2002. - 80с. 22. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 2013 – 245 с. 23. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду/ В.В. Дани-лова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: «Академия», 2014 г. – 180с. 24. Дьяченко, О. М., Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева – М.: Просвещение, 1991. 25. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обу-чения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] // Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с. 26. Дуброва В.П. Диагностические программы для определения ма-тематических представлений дошкольников// В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич / Педагогическая практика в детском саду. – М.: 2014.-с.132-141 27. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 2015 – 210 с. 28. Житомирский В.Г. Математическая азбука [Текст] / В. Г. Жито-мирский, Л. Н. Шеврин. - 3-е изд., испр. - М. : Педагогика, 1988. - 200 с.: ил. 29. Занимательная математика: Материалы для коллективных инди-видуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ состав. Попова Г.П., Усачева В.И. – М.: 2013 – 320с. 30. Зохина, Р.Е. Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заве-дения: Авторефер. дис. канд. пед. Наук [Текст] / Р.Е. Зохина – Саратов, 2000. – 17 с. 31. Ковальчук А.Я. Сюжетно – ролевые игры с математическим со-держанием у старших дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moyaugra.ru/publication/1/963 (дата обращения: 5.06.2019) 32. Колмогоров А.Н. «Математика»/ Большая Советская Энциклопе-дия, 1-е издание. Т. 38, 1938, с. 359–405; была переработана для БСЭ, 2-е изд., т. 26, 1954, с. 464–483; повторена в Математической Энциклопедии. Т. 3, 1982; в Математическом энциклопедическом словаре, 1988, и коротко изложена в Новом Энциклопедическом Словаре, 2002. 33. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6 – 7 лет: учебно – ме-тодическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. –М.: ТЦ Сфера, 2012 – 96 с. 34. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Фор-мирование элементарных математических представлений у детей дошколь-ного возраста» / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. – М.: 2014 – 144 с. 35. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. ? М.: Академия, 2012 – 416 с. 36. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст]: Сборник статей и речей / Н. К. Крупская. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с. 37. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. 38. Леушина А.М. ФЭМП у дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: «Просвещение», 1974 г. – 368 с. 39. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Г.М. Лямина. – Москва: Просвещение, 1984. – 288 с.: ил. 40. Макаренко, А. С. Правильно воспитывать детей. Как? [Текст] / А. С. Макаренко. – М.: ACT, 2013. – 80 c. 41. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду : пособие для воспитателей / Л.С. Метлина. –2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985. – 221 с. 42. Метлина Л.С. Математика в детском саду. / Л.С. Метелина. – Ре-жим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/ (дата обраще-ния: 21.11.2019). 43. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З.А. Михайлова. – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/ (дата обращения: 21.11.2019). 44. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. – М.: Просвещение, 2013 – 452с. 45. Нагорняк А.А. Психология учебное пособие. [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: https://gendocs.ru/v9768/введение_в_психологию (дата обращения: 5.06.2019). 46. Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 5-6 лет/ В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2015 – 400 с. 47. Панчук, Е.Д. и Дзекалюк , М.И. Особенности использования сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием в развитии математи-ческих представлений у старших дошкольников. Вестник Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева №1(26)/2015 – Режим доступа: http://repository.nkzu.kz/id/eprint/7356 (дата обращения: 23.11.2019). 48. Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька... [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н. Холина Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб.- М.: Издательство «Ювента», 2008. - 256 с. 49. Петрова И.М. Организация психолого-педагогического сопро-вождения дошкольников в рамках ФГОС ДО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141211/collection-20141211-5373.pdf (дата обращения: 7.06.2019). 50. Павлова А.В., Смирнова С.В., Безирова Л.Ю., Рогова Л.Я., Соколова И.А., Шишкина Е.С. «Планирование совместной деятельности и организация НОД на основе игровых технологий (введение ФГОС ДО) – Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре». Рыбинск: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 106, 2015 г. 51. Приказ Министерства образования и науки Российской Федера-ции (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приложение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // СПС «Гарант». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата обращения 10.03.2019). 52. Развитие познавательно исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина. З.А. Серова – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с. 53. Радугин, А. А. Психология и педагогика/ А. А. Радугин. – М.: 2014 – 110 с. 54. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современ-ные направления/ Г.А. Репина. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 128 с. 55. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. – М.: Просвеще-ние,1988. – 330 с. 56. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических пред-ставлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0151/5-0151-1.shtml (дата обращения: 21.11.2019). 57. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста)/ Е. И. Тихеева. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0320/index.shtml?from_page=1 (дата обращения: 21.11.2019). 58. Ушинский К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии. [Текст] / К.Д. Ушинский. - Соч. М.: Просвещение, 1948 г. 59. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2015 – 165 с. 60. Фидлер, Мария. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Мария Фидлер; перевод с польского О. А. Пав-лович. - Москва : Просвещение, 1981. - 159 с.: ил. 61. Чилинрова, Л. А. Играя, учимся математике / Л. А. Чилинарова, Б. В. Спиридонова. – М.: 2013 – 177 с. 62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Вопросы психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm#$p66 (Дата обращения 08.08.2019).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЕЛИЧИНАХ 1.1. Психолого-педагогические основы развития представлений старших дошкольников о величинах Вопрос o роли измерений в формировании первых математических представлений становился еще в работах К.Д. Ушинского. Прогрессивные представители русской методики арифметики также значительное внимание уделяли этой проблеме (Д. И. Гaланин) [58, 67]. Первые советские методисты в области дошкольного воспитания (Е.И. Тихeeва, Ф.Н. Блeхeр и др.) указывали на необходимость обучения детей, начиная с дошкольного возраста, измерению общепринятыми мерами. Е.И. Тихeeва считала, что к разному виду измерениям следует привлекать детей уже с 5-6 лет. Их легко познакомить с метром и научить обращаться с ним. Л. В. Глаголева придерживалась примерно того же мнения, считая, что семилетние дети должны научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду или грядки на огороде, они должны уметь нарисовать в тетради линию определенной длины, отмерить доску, полоску бумаги указанного размера и др. Она знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром, рекомендовала учить измерять руками, шагами, чашками, стаканами, ложками и т. д. [57]. С особой остротой проблема обучения детей-дошкольников измерительной деятельности была поставлена в 60-70-е годы. Возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка (П.Я. Гальперин, B.В. Давыдов и др.). И хотя в настоящее время обучение измерению осуществляется на базе развития представлений o числе и счетных умений, эта концепция послу-жила основой для разработки многих теоретических и методических вопро-сов. По мнению Столяра А.А, в детском саду измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением [55, 217].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 104 страницы
2600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg