Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В РОМАНЕ И.С. ШМЕЛЕВА "ЛЕТО ГОСПОДНЕ": НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

lupari84 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.08.2020
Настоящее исследование посвящено изучению репрезентации пространства в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» с точки зрения научно-методического аспекта. Роман И.С. Шмелева «Лето Господне» - один из самых удивительных образцов романа-воспоминания, романа-исповеди в русской литературе. Писатель не просто вспоминал свое детство, роман был для него и обращением к образу той России, которой больше уже никогда не будет, и духовным становлением: от атеизма И.С. Шмелев пришел к вере, тогда, когда уде пребывал вдали от своей семьи с сильнейшими духовными традициями и устоями.
Введение

В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи демонстрируют возрастающий интерес к пространственным и временным характеристикам художественных текстов, созданных писателями прошлого и настоящего. Изучением художественного пространства и времени занимаются такие исследователи, как М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С. Скварчинская, В.Е. Хализев и др. В своих трудах они не только пытаются определить данные понятия, но и выявить языковые способы их репрезентации в текстовом пространстве. Учитывая вышесказанное, интерес к автобиографическому произведению «Лето Господне» И.С. Шмелева вполне очевиден и обоснован, так как в нем автор представляет свое видение художественного пространства и времени, а также предлагает свои пути его внедрения в текст. Однако не только изучение пространственных и временных характеристик художественных текстов интересует исследователей. Особое внимание уделяется лингводидактическим возможностям автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева и специфики его преподавания в условиях современного учебного процесса. Именно поэтому представляется необходимым провести более глубокое теоретическое изучение пространственно-временных особенностей художественных текстов, а также выработать практические рекомендации по изучению автобиографического произведения «Лето Господне» на уроках русского языка и литературы с учетом данных черт художественного текста. Актуальность данного исследования обусловлена: повышенным в настоящее время вниманием к пространственным и временным характеристикам художественных текстов; необходимостью определить языковое выражение категории времени в художественном пространстве; необходимостью более глубокого изучения автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева, его использования в дидактических целях на уроках русского языка и литературы. Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать пространственно-временные особенности автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева и специфику их выражения в данном художественном тексте, а также разработать систему упражнений по его изучению уроках русского языка и литературы. Из поставленной цели вытекают следующие исследовательские задачи: 1. рассмотреть понятия «художественное пространство», «пространственные границы», «хронотоп» и категорию времени; 2. определить способы языкового выражения категории времени в художественном пространстве; 3. описать жизненный путь и художественный мир И.С. Шмелева; 4. изучить жанровое своеобразие и композицию автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева, его образность и символизм; 5. рассмотреть языковую репрезентацию образа мира в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»; 6. проанализировать образ времени и пространственные образы в романе И.С. Шмелева; 7. определить дидактические возможности изучения автобиографического произведения «Лето Господне» на уроках русского языка и литературы; 8. разработать систему упражнений с использованием автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева в процессе обучения учащихся русскому языку и литературе. Объектом данного исследования выступают пространственно-временные особенности художественного текста. Предметом исследования являются способы выражения художественного пространства и времени в художественном тексте. Материалом данного исследования послужило автобиографическое произведение «Лето Господне» И.С. Шмелева. Методами исследования явились следующие: 1. биографический метод с целью рассмотрения творческого наследия И.С. Шмелева; 2. статистический метод (при сопоставлении количества языковых средств выражения художественного пространсва и времени в романе); 3. сопоставительный метод (при определении жанровой специфики романа). Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные пространственным и временным характеристикам и их репрезентации в художественных текстах. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. Научная новизна обусловлена применением методики анализа пространственно-временных особенностей к произведению из школьной программы с учетом его методических аспектов изучения в школе. Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении сформулированы цели, задачи данного исследования, названы актуальность, объект и предмет исследования, описывается база эмпирического материала, определены теоретическая ценность и практическая значимость работы. В рамках первой главы «Теоретические основы изучения пространства в художественной литературе» рассматриваются понятия «художественное пространство», «пространственные границы», «хронотоп» и категория времени. Также определяются способы языкового выражения категории времени в художественном пространстве. Вторая глава «Художественное пространство в автобиографическом произведении «Лето Господне» И.С. Шмелева» состоит из шести подпунктов и посвящена жизненному, творческому пути и художественному миру И.С. Шмелева. Также изучается жанровое своеобразие и композиция автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева, его образность и символизм, рассматривается языковая репрезентация образа мира и проводится анализ образа времени и пространственных образов в романе. Третья глава «Изучение творчества И.С. Шмелева в школе» посвящена изучению произведений И.С. Шмелева в образовательном аспекте и определению дидактических возможностей изучения автобиографического произведения «Лето Господне» на уроках русского языка и литературы. Также разрабатывается система упражнений с использованием автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева в процессе обучения учащихся русскому языку и литературе. В Заключении обобщаются основные выводы работы и намечаются перспективы для проведения дальнейших исследований в исследуемой области. Библиография включает 72 источника использованной справочной литературы по теме исследования. В Приложении представлены схемы и рисунки. Работа прошла апробацию в рамках публикации в сборнике «Язык Большой засечной черты» и в рамках участия в VI международной научной студенческой конференции «Русский язык в ХХI веке: исследования молодых».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10 1.1. Художественное пространство: понятие и подходы к его пониманию 10 1.2. Хронотоп и пространственные границы 21 1.3. Категория времени как составляющая коммуникативного пространства художественного произведения 32 1.4. Языковое выражение категории времени в художественном пространстве 36 Выводы по главе 1 40 ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И.С. ШМЕЛЕВА 42 2.1. Жизнь и творческое наследие И.С. Шмелева 42 2.2. Специфика художественного мира И.С. Шмелева 45 2.3. Жанровое своеобразие романа и композиция автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева 46 2.4. Образность и символизм романа И.С. Шмелева 57 2.5. Языковая репрезентация образа мира в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне» 61 2.6. Образ времени и пространственные образы в романе И.С. Шмелева 67 Выводы по главе 2 76 ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. ШМЕЛЕВА В ШКОЛЕ 78 3.1. Произведения И.С. Шмелева в образовательном аспекте 78 3.2. Дидактические возможности изучения автобиографического произведения «Лето Господне» на уроках русского языка и литературы 83 3.3. Система упражнений с использованием автобиографического произведения «Лето Господне» И.С. Шмелева в процессе обучения учащихся русскому языку и литературе 91 Выводы по главе 3 97 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101 ПРИЛОЖЕНИЕ 106
Список литературы

1. Агеносов В.В. Самый русский из писателей. – М.: 1998. - 92 с. 2. Адамович Г. Иван Шмелев. – М.: 1996. 88 с. 3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. – М.: РАН, 1995. – С. 41-46. 4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. – Екатеринбург, 2004. 185 с. 5. Балакай А.Г. Словарь повести И.С. Шмелева «Лето Господне». – Новокузнецк, 2007. 60 с. 6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М.: 1979. 412 с. 7. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. – М.: 1975. 234 с. 8. Белоусов И.А. Воспоминания. Литературная среда. Материалы к биографии Шмелёва. - М.: 1928. 64 с. 9. Бердяев Н.А. О власти пространств над русской душой. – М.: 1918. 68 с. 10. Беспалова О.Е. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н. Гумилева). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. – С. 89–95. 11. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» для студентов филологического факультета. Блинов [и др.]. – М.: 2005. – С. 453 - 457. 12. Бугров Б.С., Голубков М.М. Русская литература ХIХ – ХХ веков. – М.: издательство МГУ, 2011. 435 с. 13. Бутакова Л.О. Проблемы структурирования когнитивной реализации авторского сознания в тексте. – Омск: ОмГУ, 2000. – С. 51–54. 14. Всеволодова М. В. Способы виражения пространственных отношений в современном русском языке. – М.: 1982. 224 с. 15. Голубков М.М. Литература ХХ века. – М.: МАКС-пресс, 2016. 198 с. 16. Горюшкина М.Б. Особенности изучения творчества И.С.Шмелёва в основной и средней школе. – Челябинск, 1999. 150 с. 17. Добровольская Е.В. Концептуализация семьи в русской языковой картине мира. – Томск, 2005. 100 с. 18. Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М.: Доборосвет, 2015. 311 с. 19. Есин А. Б. Время и пространство. – М.: Высшая школа, 2004. 680 с. 20. Жеребцова Е. Е. Хронотоп прозы А.П. Чехова и этико-философские представления писателя. // Вестник Челябинского университета. 2003. № 1. – С. 17–24. 21. Журавлева А.Н. Православно-христианские традиции в произведениях И.Шмелева «Лето Господне», «Богомолье». – М.: 1997. – С. 92 – 100. 22. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. – М.: Искусство , 1988. 213 с. 23. Кандрашкина О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. №2 (5). – С. 421-434. 24. Каширина С. В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. – С. 180 – 185. 25. Кондаков В.Н. Мифологема «Потерянный рай» в художественной структуре повести И.С. Шмелева «Лето Господне». – Калининград, 1994. – С. 154 – 167. 26. Кузичева А. «...Лето Господне благоприятное» // Книжный обозреватель. 1986. № 41. – С. 43-56. 27. Кузьмина Н.А. Закономерности развития языка в постсоветский период в свете теории интертекста // Динамизм социальных процессов в постсоветском обществе: Мат-лы Междунар. семинара. Вып. 1. – Луганск-Женева, 2000. – С. 132–140. 28. Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. 530 с. 29. Лау Н.В. Мотив «духовного странничества» и образы» «нищих духом» в художественных произведениях И.С. Шмелёва – Алушта: Антиква, 2006. – С. 288-300. 30. Леви Т.С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологи. 2013. № 5. – С. 93-101. 31. Лепахин В.В. «Неупиваемая Чаша» и Иверская Заступница: По произведениям И.С. Шмелёва. М.: Наука, 2002. – С. 424 - 440. 32. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 303 с. 33. Логутова Н.В. Поэтика пространства и времени романов И.С. Тургенева. – Кострома, 2002. – С. 113-115. 34. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. 352 с. 35. Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства. 1970. С. 137 – 153. 36. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. 222 с. 37. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя. – М.: Просвещение, 1988. 145 с. 38. Мирская Л.А. Миф в современной западной философии и литературе // «Мир культуры». 2002. № 1. – С. 23-25. 39. Медведев А.М., Шокина Е.В. Хронотоп как схема понимания развития личности – Кемерово: ГОУ ВПО КГУ, 2007. – С. 166–171. 40. Михайлов О.Н. Иван Шмелев: Вступ. ст. – М.: Мол. гвардия, 1991. – С. 3-16. 41. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» // Литература в школе. 2000. №3. – С. 27-36. 42. Наривская В.Д. О новых подходах к изучению творчества - Симферополь, 2003. 74 с. 43. Наумова Т.Р. Система уроков по изучению романа И.С. Шмелева «Лето Господне», 2011. – С. 32-37. 44. Осипов С. К вопросу о категории времени в произведениях А. П. Чехова и Ж. П. Сартра // Вестник гуманитарной науки. 1997. №3 (35). – С. 27–31. 45. Пищальникова В.А. Лингвосинергетика: проблемы и перспективы. – Барнаул, 2000. – С. 81-90. 46. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1983. 245 с. 47. Постовалова В. Картина мира в жизнедеятельности мира. М.: 1988. 121 с. 48. Прокофьева М.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2005. № 11. – С. 77-79. 49. Пространство и время в искусстве. Л.: Наука, 1988. 340 с. 50. Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе. М.: Управление технологиями, 2006. – С. 156-161. 51. Рыбальченко Т.Л. Поиск картины мира в современной прозе - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 261-266. 52. Сейбель Н.Э. «Порог» и «граница»: Специфика хронотопа в австрийском романе (Штифтер, Брох, Музиль) // Вестник Воронежского государственного университета Серия Гуманитарные науки. 2005. № 2. – С. 126-142. 53. Сергеева А.Г. «Пути небесные» И.С. Шмелёва как духовный роман – Алушта: Антиква, 2004. 211 с. 54. Смирнова Л.А., Турков А.М. Русская литература 20-го века: 11 класс. – М.: Изд-во. Дрофа, 2001. – С. 78-80. 55. Стернин И.А. Может ли лингвист моделировать структуру концепта? – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. – С. 13–17. 56. Телия В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке. – М.: Наука, 1981. – С. 22-25. 57. Темирболат А.Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. – Алматы: Ценные бумаги, 2009. 101 с. 58. Темирболат А.Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения – СПб.: Реноме, 2012. 141 с. 59. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. 438 с. 60. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк. 2002. 526 с. 61. Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь: человек и мир. К.: 2006. 308 с. 62. Хуторянская А.Д. Параметры художественной картины мира в литературоведении – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2008. 180 с. 63. Филат Т.В. Поэтика пространства и времени в русской повести конца 1880-х- начала 90-х годов. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 2002. 418 с. 64. Фрэнк Дж. Пространственная форма в современной литературе. – М.: Наука, 1987. – С. 194-213. 65. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М.: 2006. 166 с. 66. Чиковани В.С. Современная французская литературная критика и структурализм Ролана Барта. – Тбилиси, 1981. С. 85-90. 67. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.: Советский писатель, 1986. 384 с. 68. Шалыгина О.В. Развитие идеи времени: от А.П. Чехова к А. Белому. – М.: МГУ, 1998. – С. 145-158. 69. Шешунова С.В. Роль иконы в романах И.С. Шмелёва – Алушта: Антиква, 2006. – С. 77-84. 70. Уайнхольд Б. Бегство от близости. – СПб.: Изд. гр. «Весь», 2011. 311 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Художественное пространство: понятие и подходы к его пониманию В последние годы в языкознании наблюдается растущий интерес к категории пространства. Пространство как универсальная категория является предметом исследования многих наук: философии, лингвистики, литературоведения, лингвосемиотики, этнолингвистики и др. История исследования художественного пространства насчитывает не одно столетие. Отечественные исследователи в области лингвистики (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С. Скварчинская, В.Е. Хализев и др.) предпринимали попытки охарактеризовать особенности категории пространства, описать своеобразие его существования в языке, выделить основные типы пространства и языковые средства его выражения в литературных текстах. Взгляды исследователей указывают на разновекторность подходов к классификации и трактовке основных положений данного аспекта, а именно на расхождение решения пространственных проблем, а иногда и их резкое противопоставление. Именно поэтому возникает необходимость в детальном описания и характеристике позиции исследователей относительно категории пространства как основной формы бытия и базовой категории человеческого сознания в диахронии с целью выявления основных взглядов ученых на понимание понятия «художественное пространство» и его типологизацию. Первые попытки пояснить понятие «пространство» прослеживаются в философии. Ученые-философы описывали пространство как философскую категорию, которая отражает основные формы существования материи, характеризующейся сосуществованием объектов, их взаимодействием, протяженностью и структурированностью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Литература, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg