Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика дезадаптивного поведения подростков в деятельности социального педагога.

irina_k200 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Объектом исследования является социальная адаптация. Предметом исследования – работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей. Целью работы: Определить роль социального педагога в профилактике дезадаптивного поведения подростков. Задачи исследования: 1 .Провести диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности подростков. 2.Составить рекомендации для социального педагога с целью организации профилактики дезадаптированного поведения подростка. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологопедагогической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение. Важной задачей социального педагога в системе образования является профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности. Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью. Социальная профилактика (предупреждение, превенция) деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Введение

Современная экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в обществе, повлекла за собой ряд новых, в том числе и социальных проблем. Смена идеологии и системы ценностей, удорожание жизни, нестабильность правовых и моральных критериев, локальные военные и межэтнические конфликты ведут к безработице, миграции беженцев, криминализация общества и пр. Происходят существенные сдвиги в демографической ситуации в стране. В результате в укладе жизни людей происходят изменения, влияющие, прежде всего, на социальное здоровье населения. Они провоцируют социальную дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности и агрессивности, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров. Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на подрастающем поколении. Сегодня вызывает опасения уровень здоровья детей и рост проявлений социальной дезадаптации. Постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская проституция, наркомания, алкоголизм. Многие дети оказываются в асоциальной, зачастую криминальной среде. Особую тревогу вызывает увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних. Адаптация в своем психологическом аспекте предполагает приспособление человека как личности к существованию в конкретном обществе в соответствии с его требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами. Проблема адаптации детей из социально неблагополучных семей к обществу является одной из самых важных, поскольку именно от благополучности протекания адаптации во многом зависит успешность дальнейшего становления личности ребенка. Социальный педагог, зная условиями воспитания детей в социально неблагополучных семьях, факторы и причины их отклоняющегося поведения, и учитывая их, может помочь ребенку в успешном решении его проблем.
Содержание

Введение……………………………………………………………….. Глава1.Теоретические основы профилактики дезадаптивного поведения подростков……………………………………………………………………….. 1.1Определение дезадаптивного поведения …………………………... 1.2.Сущность и виды дезадаптивного поведения подростков………… 1.3.Деятельность социального педагога по профилактике дезатаптации подростков……………………………………………………….. Вывод……………………………………………………………………… Глава2. Профилактические меры по предупреждению социальной дезадаптации подростков………………………………………… 2.1 Направления практической работы социального педагога по профилактике дезатаптивного поведения подростков…………………….. 2.2. Комплексная диагностика особенностей развития дезадаптивного поведения подростков…………………………………………………………… 2.3. Программа профилактики дезадаптивного поведения подростков Вывод…………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………
Список литературы

Отрывок из работы

Глава1.Теоретические основы профилактики дезадаптивного поведения подростков 1.1Определение дезадаптивного поведения Дезадаптивное поведение это негативная форма поведения, которая наносит вред человеку. В психологии этот термин широко используется для обозначения условий, которые наносят ущерб благополучию человека. Когда беспокойство, которое чувствует человек, не уменьшается посредством индивидуального поведения и является дисфункциональным для человека, эти типы поведения считаются неадаптивными. В этом смысле неадаптивное поведение является механизмом преодоления, которые не являются продуктивными. Вместо того, чтобы снимать тревогу и напряжение, которые испытывает человек, это приводит к дальнейшим проблемам со здоровьем. Например, злоупотребление психоактивными веществами это неадекватное поведение, которое наносит вред человеку, даже если оно обеспечивает мгновенное облегчение. В долгосрочной перспективе это неэффективно для человека, так как это может привести к серьезным заболеваниям. Неадаптивное поведение не ведет к личностному росту и развитию личности, а вызывает гибель человека. На одном уровне это препятствует развитию человека, когда он или она чувствует себя неспособным найти решение переживаемой тревоги. Эта неспособность принять свое состояние приводит к нарушениям в жизни человека, а также профессиональной жизни. Такой человек может столкнуться с трудностями не только в повседневных делах, но и в отношениях. Дезадаптация подростков Эмоционально здоровые подростки справляются со стрессом и проблемами с поведением, которое помогает им адаптироваться и расти. Например, подросток с хорошим чувством собственного достоинства может обратиться к тренеру или другу, когда испытываете чтото трудное, и принять и использовать данный совет. Неадаптивное совладание с поведением очень похоже на избегание, но оно включает в себя действия, которые напрямую помогают избежать эмоций или справляются с основами жизни. Злоупотребление наркотиками, компьютерная / медийная игровая зависимость, пропуск школы или причинение вреда себе очевидные примеры неадаптивного совладания, но даже утонченное поведение, такое как общение с отрицательными сверстниками, чрезмерное прослушивание негативной музыки, неприязнь к другим или драма, являются примерами того, что подростки делать, когда их эмоции подавляющие, и они не могут найти лучшие способы преодолеть ситуацию. Психологи используют различные поведенческие терапии для лечения неадаптивных моделей поведения. В поведенческой терапии основное внимание уделяется текущему состоянию. Посредством таких методов, как консультирование , люди, которые страдают от неадаптивного поведения, осознают свое истинное состояние, раскрывая и принимая свои тревоги и страхи. Затем социальный педагог и подросток работают вместе, чтобы найти решение для преодоления беспокойств. Это обычно включает в себя усиление самоконтроля и корректировку неадаптивного поведения. 1.2 Сущность и виды дезадаптивного поведения подростков Дезадаптивное поведение бывает двух типов: 1. Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия может направляться на любой случайный объект, на посторонних людей, непричастных к ее причинам, т. е. вымещаться не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрессивной личности. 2. Бегство от ситуации уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожнодепрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий. Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация. Школьная дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих (аффективный и волевой уровни). Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психологопедагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебновоспитательного процесса. Ключевыми факторами реабилитации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками. Социальная дезадаптация – более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации – семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностнонормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в более серьезной социальнопедагогической и социальнопсихологической помощи, которая лучше всего может быть оказана в специализированных учреждениях (центры социальнопедагогической реабилитации и т.п.). Общие неадаптивные поведения Неадаптивное поведение может варьироваться от пассивного общения до токсикомании. 1. Пассивное общение Поскольку вы предпочитаете избегать конфронтации, вы можете минимизировать свои чувства или не обсуждать вещи, которые вас беспокоят. Это может ухудшить социальное беспокойство подросков , потому что, не сообщая о своих чувствах их потребности могут остаться без внимания. Таким образом, пассивное общение может оставить чувство обиды и усилить социальную тревогу. 2. Избегание Если у подростков есть социальная тревога, социальный педагог будет стараться избежать возникновения ситуаций , участвуя в следующих действиях: отказ от публичной речи отклонение приглашений на мероприятия отказ от обязательств в последнюю минуту не посещать занятия с участием публичных выступлений есть один или ограничивать то, что вы едите перед другими не задавая вопросов в классе Хотя избегание таких ситуаций может помешать подростку испытывать беспокойство в данный момент, регулярное избегание их может ухудшить социальную тревогу подростка вызывая следующие негативные последствия: ограничивается круг общения подростка, что заставляет его чувствовать себя более одиноким способствуя низкой самооценке, связанной с отсутствием у подростка социальных способностей и навыков к общению ограничение продвижения в учебе или будущей карьере накладывает определенные ограничений на их жизненные цели и ориентиры Чтобы облегчить чувство тревоги и избежать возможного смущения в социальных ситуациях подростки пользуются мерами безопасности (также известных как частичное избегание), Говорят очень тихо Избегаю зрительного контакта Общаются скрестив руки или возясь с предметом Стоят далеко от людей Участие в частичном избегании мешает подростку полностью присутствовать и вовлекаться в момент. То, что подростки с дезадаптацией считают зоной комфорта, на самом деле держит их в замкнутом круге тревоги. 3. Гнев Некоторые люди с социальной тревогой могут злиться. Они могут быть разочарованы собой или расстроены из-за того, что заставляют их участвовать в социальных ситуациях или игнорируют их потребности. Эти чувства могут обуздаться и, наконец, выразиться как гнев. Подростки с социальной дезадаптацией могут нездоровым образом излить свой гнев или наброситься на близких, что впоследствии заставляет их чувствовать себя виноватым и фактически ухудшает их социальную тревогу. Хотя не все с социальной тревогой будут чувствовать гнев, для тех, кто это делает, это может быть серьезной проблемой. Неадаптивное поведение часто формируется как метод преодоления определенных ситуаций. Каждый разработает свои любимые методы борьбы с различными ситуациями. Проблема возникает, когда эти методы оказываются вредными для благополучия человека. Неадаптивное поведение, как правило, непродуктивно и вредно, но степень и серьезность такого поведения сильно различаются. Основные виды и типы подростковой дезадаптаци Последние годы все более употребимым становится понятие, обозначающее трудности несовершеннолетних, – школьная дезадаптация. Явления дезадаптации несовершеннолетних многогранно, многовариативно, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами. Суть его во внутренней или внешней дегармонизации личности несовершеннолетнего с самим собой или обществом, проявляющейся в деятельности, взаимоотношениях, поведении. Отсюда все явления, обозначенных данным термином, рассматривали как дезадаптацию: трудновоспитуемость, педагогическую и социальную запущенность, безнадзорность, дискомфортность, недисциплинированность, неуспеваемость, девиантность, деленквентность и т. д. В свою очередь, классификация каждого из перечисленных явлений, в той или иной мере, является классификацией одного из проявлений дезадаптации. Работы последних лет предлагают различные классификации видов дезадаптации; рассматриваются виды по «институтам», где произошла дезадаптация: школьная, семейная, групповая; по возрастным особенностям: дошкольная, младших школьников, отроческая, подростковая, и др. [1]; по степени запущенности на: Трудновоспитуемых; Педагогически запущенных; Подростковправонарушителей; Насовершеннолетних преступников. При такой классификации М. А. Алемаскин не называет термин «дезадаптация», но в нашем понимании классифицирует именно её, причём в полном проявлении. Остановимся более подробно на классификации видов дезадаптации, данной С. А. Беличевой. При делении дезадаптации на виды автор учитывает, прежде всего, внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением, самим собой. Заслуживает внимания то, что дезадаптацию автор рассматривает как явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную и социальную. Патогенная определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и появлений различных фобий. Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера (акцентуация – крайнее проявление нормы, усиление степени проявления определенной черты), а также неблагоприятных проявлений эмоциональноволевой сферы, умственного развития и т. д. Наконец, рассматривается дезадаптация социальная, которая проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Признавая правомерность такой классификации видов дезадаптации, и опираясь на неё, считаем необходимым предложить свою, выделив в отдельную группу дезадаптацию психологическую и социальнопсихологическую, а также более подробно классифицировать подвиды. Обоснуем сказанное. Психологическая дезадаптация – это фобии, различные внутренние мотивационные конфликты, а также некоторые виды акцентуаций, которые еще не повлияли на социальную систему развития, но которые нельзя отнести к явлениям патогенным. Такая дезадаптация, на наш взгляд, в большей степени скрыта и достаточно устойчива, хотя и ситуативна на начальных этапах. К психологической дезадаптации следует отнести все виды внутренних нарушений (самооценки, ценностей, направленности и т. д.), которые сказались на самочувствии личности, привели к стрессу или фрустрации, травмировали личность, но не сказались ещё на поведении. Требует выделения и социальнопсихологическая дезадаптация, источником которой, в отличие от психосоциальной становятся нарушения в социуме, влияющие на психику человека. Последние два вида мы объединили единым термином – социальнопедагогическая дезадаптация, т. е. не вышедшая за рамки того педагогического пространства, в котором подросток должен пребывать в определенный возрастной период, и в котором должен осуществлять свою основную деятельность. Социальную дезадаптацию мы связываем не только с теми, кто асоциален или неудобен окружающим по причине нарушения социума, но и теми, которые не нашли место в обществе, как бы «выпали» из него, в том числе из своего микросоциума. (Но степень социальной деформации бывает разная, что нами отражено в уровнях дезадаптации). Исходя из выше изложенного, считаем необходимым выделить следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социальнопсихологическую (или социальнопедагогическую) и социальную. Совершенно справедливо, что патогенная дезадаптация проявляется в неврозах, истериках, психопатиях, нарушениях анализаторов, соматических нарушениях и т. д. Этим видом дезадаптации, помимо педагогов и психологов, должны заниматься медики, вид, стоящий как бы особняком, имеющий свои критерии и признаки. Как уже подчеркивалось, психологическая дезадаптация обнаруживается в акцентуациях характера, конфликтах мотивационной сферы, уходе в защиту, неадекватной самооценке, депривациях (отчуждении), фобиях (тревожности), фрустрированности и прочих причинах, которые не проявились в поведении. Она не всегда лежит на поверхности и требует глубинного изучения. Следствием социальнопсихологической или психосоциальной дезадаптации является неуспеваемость, недисциплинированность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушения взаимоотношений. Это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации. При определенных условиях этот вид дезадаптации может перейти в дезадаптацию социальную, когда подросток мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (делинквентное поведение), характеризуется адаптацией к дезадаптированности (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего возможен выход на криминогенный уровень. С данным видом дезадаптации мы связываем и детей просто «выпавших» из обычного общения, обиженных обстоятельствами (потерявших родителей, оставшихся без крова, предрасположенных к суициду и т. п.). Если первый и второй виды дезадаптации заставляют школьников испытывать внутреннюю дисгармоничность, третий вид, помимо собственной психологической дисгармонии, нарушает развитие многих связей, дезорганизует деятельность, мешает ближайшему окружению, то четвертый уже просто неудобен, а иногда и опасен для общества, требуя не только вмешательства психологов, педагогов, родителей, врачей, но и работников юстиции. Уделяя внимание всем видам дезадаптации подростков, мы считали, что сложным ребёнком надо заниматься тогда, когда он ещё не попал в преступную среду, когда «болезнь» не запущена, существуя как школьная дезадаптация. Школьной мы её называем не по той причине, что она проявляется только в школе, а поскольку она может быть у подростка, имеющего официальный статус школьника, студента лицея, гимназии, техникума и т. д.. Нельзя не согласиться в связи с этим с мнением исследователей, предупреждающих о том, что в условиях резкого изменения социума ребёнка, бороться с дезадаптацией становится чрезвычайно трудно. Сошлёмся на статью В. Поршнева, в которой он, говоря о детской преступности, подчёркивает, что наиболее высока она среди детей и подростков, оказавшихся вне стен школы. Отсюда делается вывод о том, что «если мы хотим, чтобы детская преступность была как можно меньше, надо добиваться того, чтобы дети не бросали школу, а продолжали в ней учиться» [4, с. 18]. А когда подросток является школьником, он чаще всего подвержен психологической, психосоциальной и социально-психологической видам дезадаптации, которые являются предметом наиболее пристального внимания в данной работе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
1425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg