Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Механизмы реализации антикоррупционной политики в РФ.

irina_k200 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является исследование современной государственной политики в области противодействия коррупции в регионах РФ и разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов ее реализации. Задачи работы обусловлены поставленной целью: – дать определение понятию, анализ сущности и классификации видов коррупционной деятельности; – рассмотреть правовые основы антикоррупционной политики в РФ; – изучить систему форм, методов и механизмов антикоррупционной политики в РФ; – провести сравнительный анализ уровня коррупционной составляющей в социально-экономическом развитии регионов РФ; – изучить региональную специфику функционирования институционально-правовых механизмов противодействия коррупции; – проанализировать особенности информационно-коммуникативного обеспечения реализации региональной антикоррупционной политики; – выявить актуальные проблемы реализации антикоррупционной политики в регионах РФ; – дать рекомендации по совершенствованию механизмов государственного регулирования антикоррупционной деятельности в регионах РФ; – предложить меры по повышению эффективности функционирования антикоррупционных механизмов общественного контроля на региональном уровне. Объект исследования - антикоррупционная политика в Российской Федерации. Предмет исследования - механизмы реализации антикоррупционной политики в регионах РФ. Теоретическая и методологическая основа работы. Системный и статистический анализ для количественной оценки эффективности предмета исследования. В процессе написания работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации. Для решения поставленных задач в работе применялся эмпирический подход для анализа государственного регулирования антикоррупционной политики, статистические данные, социологические исследования (контент-анализ региональных СМИ и опрос населения методом анкетирования). Информационной базой исследования явились монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалы специальных периодических изданий. Научная новизна диссертационного исследования. - уточнено понятие «антикоррупционная деятельность» с точки зрения системного подхода. - выявлены и классифицированы механизмы государственного регулирования антикоррупционной деятельности; - выдвинуто предложение по организации нового федерального органа по противодействию коррупции. Практическая значимость работы. Выводы, содержащиеся в работе, формируют конкретные механизмы реализации государственной антикоррупционной деятельности, необходимые для достижения эффективного результата по пресечению и борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Материалы диссертации могут быть использованы органами власти, для повышения эффективности деятельности и обоснованного решения проблемы коррупции в стране. Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. Первая глава исследования посвящена исследованию методологических и теоретических основ антикоррупционной политики. Вторая глава посвящена анализу механизмов противодействия коррупции в регионах Российской Федерации. Третья глава посвящена разработке механизма эффективной реализации антикоррупционной политики.
Введение

Коррупция сегодня является широко распространенным явлением современности, являясь препятствием в работе государственных и муниципальных органов власти и реализации функций публичной службы. Она мешает реализации правоохранительных функций государства, реализации гражданских инициатив, что в целом снижает авторитет государства в глазах населения страны. Проблема коррупции в системе публичной власти присутствует на всех уровнях управления, и в особенности на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку на данном уровне федеральный контроль не всегда может быть оперативно и комплексно реализован ввиду наличия проблем, связанных с сокрытием коррупционных фактов от федеральных надзорных инстанций. На сегодняшний день в Российской Федерации активно ведется работа по антикоррупционной политике, но если присмотреться на информацию, которую приводит Генеральная прокуратура РФ с января по конец сентября 2019 года количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 4,4 % (26 114).[52, с.100] В то время как за аналогичный период 2018 года были совершены 27143 преступления коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2017 года. [53, с.100] Ущерб государству от преступлений коррупционной направленности исчисляется в десятках миллиардах рублей. [52, с.100] Приведенные выше факты указывают на то, что тема противодействия коррупции, не смотря на то, что является широко обсуждаемой, по-прежнему остается актуальной для стратегического развития Российской Федерации и обеспечения ее национальных интересов и безопасности. Значимость государственного регулирования антикоррупционной деятельности ставит перед наукой ряд актуальных задач. Одной из важнейших является формирование устойчивого и эффективного механизма противодействия коррупции, без реализации которого становится невозможным достижение соблюдения прав граждан, закрепленных конституцией Российской Федерации. Фактически изменившиеся отношения внутри государства (между гражданами и представителями всех ветвей власти) приводят к необходимости коренных изменений в антикоррупционной деятельности, постоянного мониторинга правового поля в сфере противодействия коррупции. В то же время для корректировки общего курса государственной антикоррупционной политики и выявления возможных положительных изменений сферы данных отношений, необходимо проведение анализа данной области с определением особенностей функционирования каждого субъекта отношений по удовлетворению интересов государства и каждого человека в частности. Степень изученности проблемы. Научно практический фундамент для решения поставленных в работе задач и обеспечение обоснованности полученных результатов составил комплексный анализ современных исследований российских и зарубежных авторов. На сегодняшний день, существует широкий спектр исследований, которые посвящены различным аспектам коррупции, что свидетельствует о междисциплинарном характере исследования феномена коррупции. Работы американских ученых С.Роуз-Аккерман, И. Шихаты и других раскрывают экономическую сущность коррупции и влияние на мировую экономику. О причинах коррупции нравственного и морально-этического характера посвящены работы Аронова И.З. и Волженкина Б.В. Коррупцию, как статусную ренту за монопольное положение чиновника, что повышает экономические издержки рассматривали П.Моруа, И. Шихата. Ежегодно в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин признает, что само государство во многом способствовало масштабному развитию коррупции, диктату теневой экономики и «серых» схем, выводу капитала за пределы страны. Также он говорит о проблемах в системе работы законодательных и исполнительных органов власти, статусной ренте, взятках и отступных, о необходимости повышения доверия граждан к государству. Над проблемами противодействия коррупции в Российской Федерации, в частности разработкой антикоррупционной политики занимались Акимова Н.В., Бородаенко Н.В., Казаченкова О.В., Левин М.И., Сатаров Г.А., Смирнов Н.В., Сторчилова С.С., Сулакшин В.А. Анализу механизмов, причин распространения и особенностям коррупции в нашей стране посвящены работы Аслаханова А.А., Гилинского Я., Кирпичникова А.И. и Номоконова В.А. В целом необходимо отметить отсутствие реальных достижений в регулировании антикоррупционной политики государства, рост коррупции в огромных масштабах, что и обусловило выбор темы работы.
Содержание

Введение 2 1. Теоретические и организационно-правовые основы антикоррупционной политики в Российской Федерации 3 1.1. Определение понятия, сущность и классификация видов коррупционной деятельности 3 1.2. Правовые основы антикоррупционной политики в РФ 3 1.3. Система форм, методов и механизмов антикоррупционной политики в РФ 3 2. Анализ формирования и реализации антикоррупционной политики в регионах РФ (на примере Республики Татарстан, Башкортостан, Тверской, Самарской и Волгоградской областей) 3 2.1. Сравнительный анализ уровня коррупционной составляющей в социально-экономическом развитии регионов РФ 3 2.2. Региональная специфика функционирования институционально-правовых механизмов противодействия коррупции 3 2.3. Исследование особенностей информационно-коммуникативного обеспечения реализации региональной антикоррупционной политики 3 3. Совершенствование механизмов противодействия коррупции на региональном уровне 3 3.1. Актуальные проблемы реализации антикоррупционной политики в регионах РФ 3 3.2. Рекомендации по совершенствованию механизмов государственного регулирования антикоррупционной деятельности в регионах РФ 3 3.3. Меры по повышению эффективности функционирования антикоррупционных механизмов общественного контроля на региональном уровне 3 Заключение 3 Список использованных источников 3
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/10103000/, (режим доступа 20.12.2019) 2. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: - федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 N 228-ФЗ). - Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12164203/, (режим доступа 20.12.2019) 3. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: - федер. закон от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 N 231-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70353474/, (режим доступа 20.12.2019) 4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: - федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 N 217-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12136354/, (режим доступа 20.12.2019) 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [Электронный ресурс]: -федер. закон от 07.05.2013 г. N 102-ФЗ (в ред. от 22.12.2014 N 431-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70373200/, (режим доступа 20.12.2019) 6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции [Электронный ресурс]: - федер. закон от 04.05.2011 г. N 97-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 N 143-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12185476/, (режим доступа 20.12.2019) 7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции [Электронный ресурс]: - федер. закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 N 361-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12191970/, (режим доступа 20.12.2019) 8. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам [Электронный ресурс]: - федер. закон от 03.12.2012 г. N 230-ФЗ (в ред. от 04.06.2018 N 133-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70271682/, (режим доступа 20.12.2019) 9. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [Электронный ресурс]: - федер. закон от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ (в ред. от 06.02.2019 N 5-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70372954/, (режим доступа 20.12.2019) 10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: - федер. закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (в ред. 11.10.2018 N 362-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/195958/, (режим доступа 20.12.2019) 11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]: - федер. закон от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 N 375-ФЗ). – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12148566/, (режим доступа 20.12.2019) 12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: – указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683. - Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/71296054/, (режим доступа 20.12.2019) 13. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих [Электронный ресурс]: - указ Президента РФ от 12.08.2002 г. N 885. – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/184842/, (режим доступа 20.12.2019) 14. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]: - указ Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821. – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/198625/, (режим доступа 20.12.2019) 15. Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [Электронный ресурс]: - указ Президента РФ от 03.02.2007 г. № 129. – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6228896/, (режим доступа 20.12.2019) 16. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы [Электронный ресурс]: - указ Президента РФ от 13.04.2010 г. N 460. – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12174916/, (режим доступа 20.12.2019) 17. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]: - указ Президента РФ от 01.07.2010 г. N 821. – Доступ из справочно–правовой системы «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/198625/,(режим доступа 20.12.2019) 18. Абдуразаков М.В. Основные направления осуществления антикоррупционной деятельности [Текст] / М.В. Абдуразаков // Молодой ученый №21 (207). – 2018. - 2 с. 19. Астанин В.В. Антикоррупционная политика: криминологические аспекты [Текст] / В.В. Астанин. - 2009. – 11 с. 20. Ахметова Н.А. Международный опыт противодействия коррупции [Текст] / Н.А. Ахметова // Власть, 2009. ? № 12. ? С. 72-74. 21. ГуреевС. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? [Текст] / С. Гуреев // Вопросы экономики. - № 1. - 2011. - С. 11-18. 22. Есаян А.К. Правовое регулирование противодействия коррупции в государствах - членах евразийских организаций [Текст] / А.К. Есаян // Юридический мир, 2018. ? № 6. ? С. 21-26. 23. Казаченкова О.В. Конфликтный потенциал государственной службы как фактор возникновения коррупционных рисков [Текст] / О.В. Казаченкова // Административное и муниципальное право. - 2017. - №?4. - С. 36–42. 24. Киселев И.А. Актуальные вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства в Российской Федерации [Текст] / И.А. Киселев, В.И. Михайлов // Следователь, 2018. ? № 2. ? С. 37-42. 25. Коваль А. Государственная политика в области противодействия коррупции [Текст] / А. Коваль // Законность, 2016. ? № 10. ? С. 43-47. 26. Кравцова М.В., Экономическая социология [Текст] / М.В. Кравцов, № 2. - 2012. – С. 3-18. 27. Кузнецов Ю.А. Силинский Ю.Р. Хомутова А.В., Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции [Текст] / Ю.А. Кузнецов, Ю.Р. Силинский, А.В. Хомутова // Дальневост. гос. акад. экономики и упр., Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999. – С. 96-146. 28. Латов Ю.В. Коррупция в системе угроз национальной безопасности России [Текст] // ISSN 1993-047X. «Актуальные проблемы экономики и права». - 2015. – 45 с. 29. Левакин И.В., Шишова Ж.А. Коррупционные риски: понятие и основные подходы к их выявлению [Текст] / И.В. Левакин, Ж.А. Шишова // Гражданин и право. – 2017. – № 11. – С. 26-31. 30. Манукян А.С., Хаджиев А.С. Антикоррупционная стратегия Сингапура: ориентация на результат [Текст] / А.С. Манукян, Т.С. Хаджиев // трибуна молодого ученого. - 2017. – 117 с. 31. Мокосеева М.А. Обязанности, ограничения и запреты государственных и муниципальных служащих и другие новеллы нового закона о противодействии коррупции [Текст] / М.А. Мокосеева // Гуманитарные науки. – 2018. – 53 с. 32. Мхитарян Ю.И. К вопросу о государственном регулировании антикоррупционной деятельности в России [Текст] / Ю.И. Мхитарян // Законодательное обеспечение. – 2017. С. – 1-5. 33. Найденко В.И. Правовые средства противодействия коррупции как фактору, способствующему распространению этнонационального экстремизма в РФ [Текст] / В.И. Найденко // Журнал российского права, 2015. ? № 6. ? С. 23-30. 34. Наумов А. Новое антикоррупционное законодательство: многое упущено [Текст] / А. Наумов // Уголовное право, 2018. ? № 2. ? С. 100-104. 35. Нуреев Р.М. Макроэкономика: практикум [Текст] / Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 7-10. 36. Осипова М.А. Сингапур: победить коррупцию можно! [Текст] / М.А. Осипова // Азия и Африка сегодня. - 2014. № 1. - С. 43 — 45. 37. Попов М.Ю. Институты гражданского общества против коррупции [Текст] / М.Ю. Попов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2 (4). – С. 24-30. 38. Потомский В.В. Типология основных антикоррупционных стратегий государства [Текст] / В.В. Потомский // Вестник государственного и муниципального управления № 3 (22). - 2016. – С. 26-29. 39. Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости [Текст] / М.В. Пресняков // ДМК Пресс, 2018. ? 384 с. 40. Ромашина Е.В. Правовой механизм противодействия коррупции в Советской России [Текст] / Е.В. Ромашина // История государства и права, 2010. ? №17. ? С. 42-44. 41. Сараев Н.В. О Некоторых вопросах применения законодательства России в противодействие коррупции [Текст] / Н.В. Сараев // Административное и муниципальное право, 2014 ? № 6. ? С. 76-79. 42. Ташина К.М., Пустовалова И.Н. К вопросу о понятии коррупционных рисков [Текст] / К.М. Ташина, И.Н. Пустовалова // Успехи современного естествознания. - 2012. № 4. – 212 с. 43. Шапошников Е.Л. Проблемы предупреждения коррупции на анализе законодательства России и США [Текст] / Е.Л. Шапошников // Приволжский научный журнал. - 2014. №2. - С. 223-226. 44. Шоуберт О.Ю. Разработка маркетинговой стратегии предприятий [Текст] / О.Ю. Шоуберт // Проблемы экономики и менеджмента. - С. 60-64. 45. Шунаев А.М. Опыт борьбы с коррупцией в Южной Корее и Сингапуре [Текст] / А.М. Шунаев // Управленческое консультирование. - 2018. - С. 65-71. 46. Хлонова Н.В. Международный мониторинг коррупции [Текст] / Н.В. Хлонова // Международное право и международные организации. - № 1. - 2017. - С. 52-54. 47. Автономная некоммерческая организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив TransparencyInternational [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://transparency.org.ru/about/, свободный. 48. Аналитический центр имени Юрия Левады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.levada.ru/, свободный. 49. Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов факультета государственного управления. Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» [Текст] // (Фонд ИНДЕМ); под ред. Г.А. Сатарова М.: СПАС, 2014. С – 314-316. 50. Газета.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2011/01/26/n_1674262.shtml, свободный. 51. Газета.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gazeta.ru/ video/Panfilova:_%ABBorba_s_korruptsiei_-__eto_borba_s_sistemoi%BB.shtml, (режим доступа 20.12.2019) 52. Генеральная Прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/stat/data/, (режим доступа 20.12.2019) 53. Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Правовая статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/, (режим доступа 20.12.2019) 54. Инвестиционная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investorschool.ru/v-54-vvp-ocenivaetsya-obem-korrupcii-v-rossii, (режим доступа 20.12.2019) 55. Институт социологии Российской академии наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.isras.ru/, (режим доступа 20.12.2019) 56. Консалтинговая компания «НЭО Центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://neoconsult.ru/, (режим доступа 20.12.2019) 57. Коррупция в России: мониторинг [Текст] / под ред. С.В. Львов // Пресс-выпуск ВЦИОМ №2437. - 2013. – 3 с. 58. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/anticorruptpolicy?WCM_PI=1&WCM_PageSize.044cca41-8f15-48af-98f3-32daf9222193=10, (режим доступа 20.12.2019) 59. Независимое исследовательское агентство «Башкирова и партнеры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bashkirova-partners.ru/news/results/, (режим доступа 20.12.2019) 60. Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oecdru.org/corr.html, свободный. 61. Портал Презентаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/918873/, (режим доступа 20.12.2019) 62. Портал Президента Российской Федерации, Вступительное слово Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Совета законодателей, посвященному борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/633/, (режим доступа 20.12.2019) 63. Портал Свободного обмена информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pikabu.ru/story/borba_s_korruptsiey_bez_mneniya_tolko_tsifryi_6496404, (режим доступа 20.12.2019) 64. Портал ProstoCoin [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prostocoin.com/finance/corruption, (режим доступа 20.12.2019) 65. Российская Газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:// rg.ru/2008/07/03/voina.html/, (режим доступа 20.12.2019) 66. Российская Газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/09/03/dohody.html, (режим доступа 20.12.2019) 67. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/, (режим доступа 20.12.2019) 68. Фонд «Петербургская политика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fpp.spb.ru/, (режим доступа 20.12.2019) 69. Юридический центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldrat.ru/osnovy-prava/suschnost-i-formy-antikorruptsionnoy-politiki-gosudarstva, (режим доступа 20.12.2019) 70. Юридический центр «CenterBereg» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-bereg.ru/o4220.html, (режим доступа 20.12.2019)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Определение понятия, сущность и классификация видов коррупционной деятельности Современные исследователи активно изучают феномен коррупции. Коновалов В.А. определяет коррупцию как преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их «продажность». Саатова А.Б. полагает, что коррупция является социальным явлением, характерным не только для государства, но и в целом для всего общества, поскольку представители власти одновременно являются и членами общества. При этом можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, коррупционные схемы нередко присутствуют в действиях граждан (к примеру, использование чиновников государственных и муниципальных органов власти для достижения своих корыстных, а нередко и противоправных целей, а с другой стороны, это действия лиц, имеющих властные полномочия по применению собственного служебного положения в таких же целях. Нормативно закрепленное понятие коррупции подано в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с данным законом, под категорией «коррупция» понимают злоупотребление служебным положением, дачу и (или) получение взятки, превышение должностных полномочий, осуществление коммерческого подкупа или факты незаконного использования физическим лицом своей должности и профессиональных компетенций вопреки закону, интересам государства и общества для получения выгоды в виде денежных средств, разного рода ценностей, имущества или услуг, связанных с реализацией имущественных прав для себя либо для третьих лиц, или незаконное предоставление такой выгоды конкретному лицу или лицам со стороны других физических лиц, а также реализация данных действий от имени юридического лица или в его интересах. Исходя из данного определения можно сказать, что коррупция – это очевидное зло для всей системы государственного управления, мешающее реализации эффективной социально-экономической политики. Признаки коррупции: - совершается должностным лицом государственной и муниципальной службы; - наличие корыстной или иной личной заинтересованности; - деяние связанно непосредственно с должностными полномочиями лица, их превышение или злоупотребление; - действие по незаконному приобретению права владения, распоряжения, пользования чужого имущества и иных благ; - деяние должностного лица всегда только умышленное, при этом лицо, его совершающее, сознает противоправный характер своих поступков; - причинно-следственная связь между деянием должностного лица и наступившими негативными последствиями в виде нарушения интересов государственной службы. Очевидно, что данное определение и признаки раскрывают только правовую сторону вопроса, что отвечает требованиям указанного Федерального закона и Уголовного кодекса Российской Федерации, направленных на пресечение данного явления в нашей стране. Однако, в теории встречается множество определений включающих в себя социальную, политическую, психологическую сторону. Антикоррупционная деятельность — система мер, которые направлены на снижение уровня коррупции, реализацию и защиту законных прав и интересов государства, граждан и юридических лиц.[32, с.98] Антикоррупционная политика – это последовательная деятельность государства и общества, направленная на устранение причин и условий совершения преступлений коррупционной направленности. [38, с.99] В настоящее время, в научной литературе и специализированных периодических изданиях часто употребляется словосочетание коррупционные риски, одновременно с этим, следует обратить внимание на отсутствие общепринятого определения данному явлению. Казаченкова О.В.?дает следующее определение коррупционным рискам: это обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе функционирования органов государственной власти, осуществления служебной деятельности государственных служащих, создающие ситуацию возможного совершения коррупционного правонарушения [23, с.97]. Известный российский ученый В.В. Астанин рассматривает коррупционные риски, как вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и?ограничений, установленных для государственных служащих в? связи с?прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего [19, с.97]. По мнению Левакина В. И. коррупционные риски - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действий/бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий. [29, с.98] Можно выделить следующие способы проявления коррупционных рисков: 1. С помощью электронной почты, сети Интернет, телефона провести социологические опросы и анкетирования; 2. Провести мероприятия по информированию сотрудников организаций, студентов ВУЗов и школьников; 3. Назначить на несколько сотрудников служебные функции; 4. Осуществлять проверки сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; 5. Контролировать осуществление требований к служебному поведению, соблюдению ограничений и запретов государственными служащими; Согласно опубликованного документа - «Оценка коррупционных рисков в?проектах законов, изменяющих действующее законодательство в?сфере государственных и?муниципальных заказов», который издал Центр антикоррупционных исследований и?инициатив «Трансперенси Интернешнл», коррупционные риски представляются как «риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций»[37, с.99]. Стратегия «захват государства» обозначает корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием властных решений, имея в виду и разные ветви власти, и разные уровни власти (центральный, региональный и т.п.). Под стратегией «захват бизнеса» понимается совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или, даже, организаций, стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты. Указанная терминология, по мнению автора, наиболее полно раскрывает явления, рассматриваемые в работе. Более того, именно указанные термины могут быть предложены не только для включения в документы стратегического планирования, но и в нормативно-правовые акты, принимаемые в сфере противодействия коррупции. Коррупцию можно разделить на следующие виды: В зависимости от сферы проявления: - политический вид, в данном случае происходит «сращивание» целей преступных элементов общества с органами власти, для дальнейшего облегчения совершения преступлений, обычно экономической направленности; - социально-экономический вид заключается в искажении коррумпированным госаппаратом значимых, социально-экономических решений государства, а также в многочисленных случаях допуска криминальных элементов к экономическим рычагам управления. Подобные проявления характерны в настоящее время в Российской Федерации; - правовой вид: позволяет недобропорядочным правоприменителям препятствовать принятию «неудобных» для них законопроектов и юридически значимых решений, лоббировать реализацию своих интересов, и принятие законов в пользу ограниченного круга лиц. В зависимости от уровня распространения: - низовая (индивидуальная), где привлечены два лица, но и, естественно, результаты отразятся только на них; - вершинная-элитарная, проявляется в тех сферах деятельности государства где больше всего обращается внимание на материальные или финансовые возможности, сюда же можно добавить злоупотребление служебным положением; - международная, имеющая наднациональный характер и проявляющаяся в различных формах (совместная деятельность в сфере государственных закупок на взаимовыгодной основе; пoдкуп должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций; укрывательство капиталов, наживаемых преступным путем, и др.). Коррупция имеет множество форм проявлений: - взяточничество; - злоупотребление своим положением и властью; - торговля внутренней информацией; - непотизм/покровительство/фаворитизм; - лоббизм; - растрата; - нецелевое использование средств. В соответствии с уголовным законом Российской Федерации понятие взятки определено, как незаконное получение должностным лицом и иностранным должностным лицом, либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника, взятки в виде денег, ценных бумаг или же иного имущества, как, например, оказания незаконных услуг имущественного характера, предоставления иных прав имущественного характера (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому и/или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействие), а равно за общее попустительство или покровительство по службе. В последнее время государственная политика активно настроена на борьбу именно со взяточничеством, хотя это не единственная форма проявления коррупции. Вымогательство взятки выделено законодателем в отдельный состав преступления, за которое следует более суровое наказание. Кроме того, отдельное место в Уголовном кодексе Российской Федерации занимает посредничество во взятке, для того, чтобы воздействовать на всех участников коррупции. В период времени с 2015 по 2017 годы в России, вследствие активной борьбы с коррупцией правоохранительными органами формально исполнялись свои обязанности по борьбе со взяточничеством, в результате чего к уголовной ответственности тысячами привлекались лица передавшие государственному служащему или иному должностному лицу взятку в размере 50, до 1 000 рублей. Мелкое взяточничество характерно тем, что оно не применяет изощренные схемы для передачи денежных средств, а соответственно его легко выявить и доказать, а также не затрагивает деятельность высокопоставленных должностных лиц. Противоположная ситуация наблюдалась при передаче взятки в более крупных размерах. Применение схем сокрытия факта передачи взятки, сложность выявления и доказывания усложняют работу правоохранительных органов. При этом, работа системы настроена на количественные показатели борьбы с преступностью. Таким образом, доказать несколько эпизодов мелкого взяточничества обеспечивает выполнение поставленной задачи, а значит именно такая форма в большей степени концентрировала на себе внимание силовых структур. Взятки в размере сотен миллионов оставались вне поля деятельности правоохранительных органов. Примечательно, что законодатель обратил внимание на имеющийся пробел в общественных отношениях, после чего уголовный закон представил новый состав преступления - мелкое взяточничество, которое подразумевает передача денежных средств и их эквивалентов, не превышающих 10 000 рублей. Таким образом, органами противодействующим коррупции приходится уделять внимание более значимым взяткам. Такая форма коррупции как хищение и растрата вверенного имущества изначально подразумевает под собой наличие у должностного лица доступа, к имуществу принадлежащего государству или муниципалитету, которым он распоряжается в личных интересах, вопреки интересам службы. Особое место занимает такая форма коррупции как мошенничество. Для его совершения должностное лицо, вводит в заблуждение о своих полномочиях лицо, передающее денежные средства, а также считающие, что фактически оно передает взятку, при этом должностное лицо осведомлено о том, что не обладает необходимыми полномочиями. То есть фактически происходит хищение чужого имущества, путем введения в заблуждение, с использованием своего служебного положения. При злоупотреблении своими полномочиями очень важно наличие корыстной или иной личной заинтересованности. Обязательным признаком при превышении своих полномочий являются последствия в виде существенного нарушения прав человека и законных интересов юридического лица. Последствия от коррупции можно разделить на несколько видов. Экономические последствия. 1. Происходит расширение теневой экономики, когда социально-экономические отношения между отдельными социальными группами или гражданами, связаны с использованием государственной собственности в личных, корыстных или групповых интересах. А такая политика может привести к уменьшению бюджета и налоговых поступлений. В итоге, государство потеряет наиболее важные финансовые рычаги управления экономикой, также быстро появляются социальные проблемы, из-за невыполнения бюджетных обязательств. 2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка и в «лидерах» тот, кто незаконно получил преимущества, а не конкурентоспособный. 3. Вследствие нарушений в процессе приватизации и искусственно инициированных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников, проявляется фактор замедленного появления эффективной частной собственности. 4. Кроме этого, неэффективно используются бюджетные средства, в том числе, при распределении государственных кредитов и заказов. Это как правило, усугубляет проблемы страны в сфере бюджетных правоотношений. 5. За счет коррупционных «расходов» происходит повышение цен, что приводит к тому, что страдает потребитель. И в этой ситуации, как правило, главной жертвой коррупции становится народ. 6. У участников рынка теряется доверие к власти, также появляются сомнения в ее способности устанавливать и контролировать справедливые нормы поведения. Вследствие произойдет уменьшение производства в целом, а это, в свою очередь, приведет к ухудшению инвестиционного климата в стране. 7. Рост размера коррупционных действий отмечается в сфере коммерческих учреждений (в фирмах, на предприятиях, в том числе в общественных организациях). В результате падает эффективность работы этих организаций, но и в целом экономики страны. Последствия социального происхождения 1. Средства не сосредотачиваются на целях общественного развития, и это приводит к снижению разрешения социальных проблем и росту бюджетного кризиса. 2. В стране быстрыми темпами начинает развиваться имущественное неравенство, большая часть населения оказывается на грани бедности. 3. Начинает развиваться и распространяться организованная преступность. 4. Быстрыми темпами растет социальная напряженность, что порождает угрозу политической стабильности в стране. Политическиe последствия. 1. Постепенно у населения снижается доверие к власти. 2. Страна теряет свой авторитет на международной арене, повышается угроза ее экономической и политической изоляции. 3. Среди граждан страны развивается недовольство, т.к. снижается и профанируется политическая конкуренция. Немаловажным фактом является то, что экономические потери от коррупции гораздо шире и глобальнее, чем суммарная величина взяток и это та цена, которую платят частные лица или юридические лица коррупционерам, то есть чиновникам и политикам. А главные потери происходят именно из-за решений, которые принимались агентами, вступающими в коррупционные «отношения». Так, в результате незаконного проведенного тендера, заказ поступает заведомо недобросовестному исполнителю. Затем следуют потери, сопряженные уже с возникшим ранее обстоятельством, которые намного больше величины самой взятки, стимулировавшей то самое незаконное решение тендерной комиссии. Потери в экономике от коррупционных действий можно выделить в две категории: прямые и косвенные. 1. Прямые потери от коррупционных действий выражаются в недостатке пополнения бюджета, влечет неэффективное расходование бюджетных средств в результате согласованных действий и обстоятельств возникших как следствие этих действий. 2. Косвенные потери от коррупционных действий возникают в результате общего понижения эффективности экономики страны, напрямую сопряженное с коррупцией. Им также присущи два признака. Первый признак характеризует всегда потери, сопряженные с явными причинами, порождающими коррупцию, такие как административные барьеры. Они одновременно снижают эффективность и приводят к коррупции. Вторым признаком являются потери, порождаемые самой коррупцией (например падение прироста инвестиций). В силу объективных причин, осуществить исчисление таких потерь не представляется возможным. Зачастую, частные характеристики коррупции могу играть более важную роль в отличие от ее общего уровня, охватывающего более широкий спектр общественных связей. Примером частной характеристики может выступать непредсказуемость услуг на коррупционных рынках, таких как неопределенность относительно коррумпированности различных организаций, а также определенная степень той необязательности в поведенческом этапе коррупционеров. Кроме этого, значительную роль занимает информированность о развитии коррумпированности в стране и влияние уровня взяток на уровень прямых иностранных инвестиций, что порождает снижение к инвестированию. Следовательно, можно прийти к выводу, что антикоррупционная политика – это последовательная деятельность государства и общества, направленная на устранение причин и условий совершения преступлений коррупционной направленности. Коррупция с точки зрения экономики связана с существованием и объемом теневой экономики, мероприятия по снижению коррупционных явлений могут привести к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно повлиять на эффективность экономики в целом и, главное, на масштаб и эффективность социальных программ, в зависимости от суммы собираемых налогов. 1.2. Правовые основы антикоррупционной политики в РФ В целях создания системы действенного противодействия коррупции в Российской Федерации и ее субъектах был разработан и внедрен целый комплекс законодательных мер, в частности, принят пакет федеральных законов антикоррупционной направленности, главным из которых стал вышеупомянутый Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который установил основные принципы механизма реализации системы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с данным явлением, инструменты минимизации и ликвидации ее последствий. На основе данного закона были внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов (к примеру, касающиеся отмены лицензирования некоторых видов деятельности и многие другие). Помимо федеральных законов и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих механизмы управления системой противодействия коррупции, были изданы указы Президента Российской Федерации, которые стали нормативными основами реализации профилактических мер противодействия коррупции (к примеру, указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и указ Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов». Наряду с нормативно-правовым закреплением механизмов управления системой противодействия коррупции в России принят ряд планово-программных документов, которые регламентируют порядок работы органов государственной власти и прочих экономических субъектов по осуществлению мероприятий противодействия коррупции. Основой для этого стал Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы». Национальная стратегия противодействия коррупции является постоянно модернизируемой системой организационных, экономических, правовых, информационных и кадровых мер и охватывает федеральный, региональный и муниципальный уровни власти. Она направлена на ликвидацию коренных причин коррупции в обществе и осуществляется поэтапно всеми органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и населением. Национальный план противодействия коррупции закрепил основы государственной антикоррупционной политики, в том числе обосновал необходимость принятия федерального закона о противодействии коррупции, определил направления совершенствования данного процесса. В настоящее время действует указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы». Данный национальный план предусматривает основополагающие механизмы, которые обеспечивают антикоррупционную политику государства и принимают непосредственное участие в развитии механизмов управления системой противодействия коррупции во всех субъектах РФ. К таким механизмам относятся: ? конфискация имущества, которое было нажито нелегально; ? обязательная процедура декларирования госслужащими и их близкими родственниками доходов и имущества; ? возврат из-за рубежа имущества, скрытого от контроля со стороны государства; ? регламентирование порядка поступления на работу в коммерческие структуры после увольнения из органов государственной власти; ? ужесточение ответственности за взятки сотрудникам коммерческих фирм и «коммерческий подкуп»; ? штрафы за передачу разного рода имущества лицам, выполняющим государственно-управленческие функции; ? укрепление системы социально-правовых гарантий для ответственных работников органов государственной власти. Мероприятия, предусмотренные действующим Национальным планом противодействия коррупции, нацелены на решение следующих задач: – совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; – обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; – совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; – совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; – обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; – повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; – совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; – систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции; – повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России. Итак, законодательство о коррупции и противодействии ей содержит большое количество нормативных актов в разрезе отраслей права. Единой правовой конструкции антикоррупционной политики не выявлено. 1.3. Система форм, методов и механизмов антикоррупционной политики в РФ В настоящее время широко осуществляется деятельность органов государственной власти, которая направлена на борьбу с коррупцией и ликвидацию причин, порождающих ее. Такая деятельность образует систему противодействия коррупции. Имеющийся опыт реализации системы противодействия коррупции во всем мире говорит о том, что в основном меры борьбы с коррупцией сосредоточены в правовом поле, а именно в нормативно-правовых актах в рамках антикоррупционного законодательства. При этом законодатель разработал универсальный способ определения коррупции, который заключается в отражении правонарушения в элементах подкупа или продажности. Это приемлемо и для России в настоящее время, так как находит свои обоснования в процессе развития законодательства и правоприменительных практик. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под противодействием коррупции понимают деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: – по предупреждению и профилактике коррупции; – по реализации непосредственных мероприятий по борьбе с коррупцией (выявление, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg