Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Федеративное устройство Российской Федерации.

irina_k200 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что, естественно, находит отражение в различных положениях Конституции, начиная с первой статьи. Уже более десяти лет страна находится в состоянии реформирования, в том числе и государственного. Одна из целей названного реформирования – конкретизация конституционной модели федерализма. В государстве по-прежнему не сформировалась эффективная модель федерализма, не реализован на практике конституционный принцип равенства субъектов федерации. Цель – проанализировать и раскрыть тему федеративного устройства Российской Федерации.
Введение

Данный доклад посвящен изучению федеративного устройства Российской Федерации и принципов его организации. Для того чтобы рассмотреть вопрос о федеративном устройстве РФ необходимо разъяснить само понятие государственного устройства. Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства. Унитарным называется государство, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы, не обладающие самостоятельностью. Все эти территориальные единицы управляются из центра. В таком государстве создается единая централизованная система государственных органов: один парламент, один президент, одно правительство, власть которых распространяется на всю территорию государства. В унитарном государстве существуют также единое законодательство, единое гражданство. Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Содержание

Введение 1 3 2. Как развивалось экономическое чудо в Японии 5 3.Суть японского чуда 10 4.Внешне экономические связи в современной экономике Японии 13 Заключение 16 Библиографический список 17
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). М.: Эксмо, 2017. 2. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.2001г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». 3. Федеральный конституционный Закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". 4. Федеральный закон от 04.06.1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». 5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Книги 6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: НОРМА, 2004 7. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Норма, 2009 8. Бошно С.В. Правоведение: Учебник. – М.: Эксмо, 2014 9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2013 10. Шкатулла В.И. Правоведение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004 11. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003 12. Правоведение: Учебник для вузов/Под ред. Абдуллаева М.И. – М.: Финансовый контроль, 2004 13. Правоведение: Учебник/Под ред. Козбаненко В.А. – М.: Дашко и Ко, 2014 14. Правоведение: Учебник/Под ред. Мальцева Г.В. – М.: РАГС, 2015 15. Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. М.: Изд-во РАГС, 2015. 16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. 17. Конституционное право России: учеб./ под ред. А.Е. Постникова. М.: Проспект, 2014. 18. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник доку-ментов // Под ред. и с вступит. статьей д. ю. н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2015. 19. Кутафин О.Е. Содержание конституционного права. М.: Юристъ, 2011. 20. Теория государства и права: учебник/отв. ред. В.Д. Перевалов. М.: Норма, 2015. 21. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2016.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы федеративного устройства Российской Феде-рации. Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства — Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); Они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Первоначально субъектами Федерации признавались только автономные образования. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус. В начале 90-х гг. XX в. в федеративном устройстве России произошли су-щественные изменения. Автономные республики (их насчитывалось к тому вре-мени 16) стали добиваться статуса суверенных республик в составе Российской Федерации, принимая декларации о государственном суверенитете; из пяти автономных областей четыре были преобразованы в республики в составе РФ (таким образом, республик стало 20, а после разделения Чечено-Ингушской республики на две их стало 21). Статуса субъекта Федерации стали добиваться самые крупные административно-территориальные единицы — края, области, два города — Москва и Санкт-Петербург (бывший Ленинград). Они получили этот статус после подписания Федеративного договора (1992 г.) и внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ. Федеративное устройство Российского государства - это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей - субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ - суверенное, целостное, федеративное государ-ство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3). Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом федерации. Согласно статье 5 Конститу-ции России, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Субъекты имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации. Субъекты федерации имеют по два представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля над исполнением их решений. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Важная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства России. Федеративная природа российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов РФ) обусловливает необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между этими уровнями власти. Такое разграничение осуществляется, прежде всего, Конституцией РФ, которая определяет, во-первых, предметы ведения Российской Федерации, т.е. те вопросы, которые вправе решать только федеральные органы государственной власти. Во-вторых, Конституция устанавливает предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, т.е. те вопросы, регулирование которых находится в ведении и РФ, и ее субъектов. Вопросы, которые не отнесены ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов, находятся в исключительном ведении субъектов РФ. Конституция РФ не содержит конкретного перечня этих вопросов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. При этом субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Однако после принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев. 2. Правовые основы федеративного устройства Российской Федерации. В настоящее время в состав Российской Федерации входят субъекты Федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). Указанные два принципа организации субъектов Федерации (национально-территориальный и территориальный) — существенные характеристики федеративного устройства России. На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации: одна автономная область (Еврейская Автономная область); три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севасто-поль); 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий); 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский); а также 22 республики и 46 областей. Все эти субъекты группируются в: 9 федеральных округов; 12 экономических районов; 4 военных округа; 11 часовых поясов. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Население всех республик, автономий многонационально, причем в боль-шинстве из них нация, давшая им название, составляет менее половины населе-ния. Российская Федерация олицетворяет государственное объединение русского народа со многими нациями и народностями меньшей численности: татарами, чувашами, башкирами, мордвой и т.д. Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется в том, что все субъекты РФ обладают одинаковыми (равными) правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Субъекты РФ взаимодействуют с федеральными органами государственной власти на основе единых конституционных правовых принципов, единых правил взаимоотношений. Равноправие субъектов РФ не означает, что они обладают абсолютно одинаковыми правами. Конституция РФ устанавливает и некоторые различия в их конституционно-правовом статусе. Так, республики принимают конституции, а другие субъекты РФ — уставы. По инициативе автономной области, автономного округа может быть принят специальный федеральный закон о статусе данных субъектов РФ. Республики вправе устанавливать собственный государственный язык. Имеются некоторые различия в структуре и наименованиях органов государственной власти субъектов РФ (например, в некоторых объектах РФ формируют двухпалатные представительные (законодательные) органы государственной власти — в большинстве субъектов РФ они однопалатные) и т.д. Кроме того, необходимо учитывать и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов. Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего наличие имеющихся у Российской Федерации государственно-правовых признаков, характерных для федеративного государства. Таким образом, выделены следующие признаки: 1. суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию и проявляющегося в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов; 2. федеральной Конституции и федеральных законов; 3. федеральных органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ; 4. государственной территории, целостной и неприкосновенной, включающей территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств); 5. единого гражданства РФ; 6. государственного языка; 7. единых Вооруженных Сил; 8. единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Цен-тральным банком РФ); 9. государственных символов: Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации; 10. столицы Российской Федерации. Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер, содержание ее компетенции, права и конкретные полномочия, предметы ведения. ? 3. Проблемы российского федерализма и его особенности. Особенности федеративного устройства России. Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по нацио-нально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции РФ. Это обусловлено как необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ. Рассмотрим проблемы, которые связанны с разграничением компетенций. К моменту разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года новая структура подлинно федеративных отношений еще не сложилась. Социально-экономические интересы регионов и политические силы, стоящие у власти в субъектах России, были очень неоднородны. Различным регионам требовалась различная система взаимоотношений с центром. К какому-либо общеприемлемому варианту федерализма региональные элиты так и не пришли. Центр, в свою очередь, не решился навязать им свое видение государственного устройства. Стремление опереться на регионы в борьбе с союзной властью, а затем и с Верховным Советом, а также общее усиление центробежных тенденций существенно увеличили самостоятельность и влияние региональных лидеров. С их позициями уже было нельзя не считаться. Все это и предопределило особенности конституционной модели российского федерализма: ее крайнюю размытость, вариативность. По сути, Конституция закрепляет только общие принципы федеративного устройства, оставляя «на потом» и их конкретизацию, и выработку механизмов их реализации. Причем, при переводе конституционных положений в конкретные регулятивные предписания конституционная схема может трансформироваться в принципиально разные модели. Большинство конституционных принципов российского федерализма находятся друг с другом в отношениях если и не противоречия, то конкуренции. Большинство конституционных положений, закрепляющих различия в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации являются своеобразным компромиссом между автономными советскими социалистическими республиками, стремившимися в новой правовой системе сохранить и усилить свое «привилегированное» положение, и иными регионами, претендовавшими на равный с ними статус. Еще в период, предшествовавший подписанию Федеративного договора, большинство автономных областей трансформировались в республики. Различия в статусах республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов проявляется в Конституции сугубо номинально: республики названы государствами и имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города и округа государствами не признаются и имеют свой устав и законодательство. Более или менее реальным преимуществом республик является их право устанавливать свои государственные языки. Это провоцирует республики на введение языковых цензов для занятия государственных должностей, то есть на определенное ущемление прав представителей нетитульной нации. Такая практика уже складывается. Основу для подлинной асимметричности Российской Федерации создает заложенная в Конституции возможность различных вариантов распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами. Согласно части 3 статьи 11 Конституции, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Из этой формулировки можно сделать вывод о приоритете конституционного регулирования федеративных отношений. Тогда договорное разграничение предметов ведения и полномочий может осуществляться лишь в соответствии с нормами статей 71-73 Конституции, то есть сводится к распределению полномочий между Федерацией и ее субъектами внутри предметов совместного ведения и к передаче Федерации отдельных полномочий из сферы исключительной компетенции субъекта. Однако пункт 3 статьи 11 подобного ограничения не содержит, а его нормы, в силу пункта 2 статьи 16, имеют большую юридическую силу по сравнению с положениями статей 71-73, 76 (пункт 1). Вместе с тем разный объем взаимных прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов, устанавливаемый в договорах, часто представляется как практика, противоречащая принципу равноправия субъектов Российской Федерации (пункты 1, 4 статьи 5). Статьи 5 и 11 входят в главу 1 Конституции «Основы конституционного строя» и, следовательно, обладают одинаковой, большей по сравнению с другими конституционными нормами, юридической силой (статья 16), поэтому чисто правовое разрешение коллизии кажется невозможным. Но принцип равноправия субъектов Федерации допустимо рассматривать и как гарантированное Конституцией формально-равное право каждого субъекта на урегулирование своих отношений с федеральными органами власти посредством договора. При этом, конкретный объем взаимных прав и обязанностей центра и регионов может быть разным. Дополнительные проблемы порождает абзац 4 пункта 1 Раздела второго Конституции, согласно которому, в случае несоответствия положениям Консти-туции положений Федеративного договора, а также других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют положения Конституции России. Раздел второй Конституции назван «Заключительные и переходные положения» и его нормы представляют собой изъятия из положений Раздела первого, в том числе и главы 1. Однако формально из части 2 статьи 16 следует, что положения Раздела второго не могут противоречить главе 1. Это имеет под собой и содержательное основание: очевидно, что переход к новому конституционному строю не может осуществляться с нарушением его основополагающих принципов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Государственное и муниципальное управление, 13 страниц
130 руб.
Реферат, Государственное и муниципальное управление, 11 страниц
50 руб.
Реферат, Государственное и муниципальное управление, 11 страниц
150 руб.
Реферат, Государственное и муниципальное управление, 21 страница
210 руб.
Реферат, Государственное и муниципальное управление, 16 страниц
90 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg