Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Государственное регулирование экономики России.

irina_k200 252 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Целью данной работы является рассмотрение методов, способов и форм государственного регулирования экономики, а также роли государства в современной экономике России.
Введение

В данной статье рассматриваются вопросы государственного регулирования российской экономики, а также связанные с этим проблемы и пути их решения. В течение XX в. Сочетание государства и рынка принимало разные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных принципов. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и требуют участия государства. Эти проблемы включают, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификацию рабочей силы и состояние научных исследований напрямую влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с самого начала рынка был актуален и остается по сей день, поскольку только государство обладает такой властью, которая способна изменить развитие экономики в макромасштабе.
Содержание

Введение…………………………………………..………………………………….4 1.Государственное регулирование экономики с точки зрения теории…………..5 2.Экономические школы о государственном регулировании экономики……..12 3. Роль государственного регулирования в современной России……………....16 Заключение………………………………………………………………………....21 Литература………………………………………………………………………….22
Список литературы

1. Андрианов В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2001. - № 11-12. – C. 117 -129. 2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1994. – 720 с. 3. Курс экономической теории: Учебник – 5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2002. – 832 с. 4. Экономика: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М: Инфра–М, 1997.– 720с. 5. Лившиц В. Роль государства в современной экономической системе // Во-просы экономики. – 1993. - №11. – C. 14-19. 6. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 544 с. 7. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по экономической теории / Сост. С.В.Бык. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2002. – 20 с. 8. Талапина Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. – 1999. - № 11. – C. 73-79. 9. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций / Бартенев С.А. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352 с. 10. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с. 11. Экономика: методические рекомендации для студентов неэкономических специальностей / Сост. С.В. Бык, М.В. Зибарев–Орск: Изд-во ОГТИ, 2002.–75 с. 12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с. 13. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. – 1997. - № 6. – C. 13-21.
Отрывок из работы

1. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. На протяжении всей истории своего существования государство наряду с задачами поддержания порядка, законности и организации национальной обороны выполняло определенные функции в экономической сфере. Государственное регулирование экономики является формой управления экономикой, которая представляет собой воздействие, влияние государственных органов на экономические процессы. Он используется в условиях, когда объект контроля не подчиняется непосредственно субъекту контроля, то есть какому-либо государственному органу. В начале двадцатого века. экономическая роль государства стала настолько значительной, что первая половина прошлого века вошла в историю как эпоха "государственно-монополистического капитализма" (ГМК). Ее практика породила идею «государственного социализма» - попытки использовать экономическую мощь государства для ускорения социалистической трансформации общества. Однако это только привело к появлению «командной экономики». Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального государства («капитализм» или «социализм»), представляет собой «социальный рынок» (смешанный). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика, более чем любая другая, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнять только государство - институт, представляющий все общество и имеющий право на неэкономическое вмешательство в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти наилучшие меры и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, одновременно обеспечивали бы рыночную экономику с максимальной эффективностью. Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно порождает соблазн политического решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результатом такого «административного» решения оказывается только появление преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых областях приоритет государственного влияния необходим и эффективен. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики основана на следующих принципах: 1. Предпочтение следует отдавать рыночным формам экономической организации. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за низкой прибыльности. 2. Государственные предприятия не должны конкурировать, а должны способствовать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа может привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными. 3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности. 4. Государственное регулирование приобретает особое значение во время экономических кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная производственная специализация, валютные отношения). Государство в рыночной экономике также вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государство играет регулирующую роль, отличается нерыночным происхождением дохода и имеет императивный статус, то есть его требования. являются обязательными для всех других экономических агентов. Государственное регулирование имеет три цели: - минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процес-сов, - создание правовых, финансовых и социальных предпосылок для эффективного функционирования рыночной экономики, - обеспечение социальной защиты для тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наибо-лее уязвимым. Умелое государственное регулирование устраняет те «неудачи», которые нельзя восполнить, используя исключительно рыночные механизмы. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, что все проблемы заканчиваются, когда государство компенсирует провалы рынка. В конце концов, происходит фиаско государства (фиаско государственного регулирования), которое понимается как неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Неудача государственного регулирования может быть вызвана следующими причинами: 1. Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди получают больше прибыли, чем менее информированные. 2. Недобросовестность государственных чиновников (государственных чиновников), преследующих их интересы, которые могут в какой-то момент превысить их чувство долга как правительственных чиновников. 3. Несовместимость во времени принятия определенных решений. Это означает, что действия, которые являются оптимальными с точки зрения правительства сегодня, могут быть неоптимальными в будущем. В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, что также может привести к фиаско государства. Речь идет о влиянии задержки, то есть о временном разрыве между признанием проблемы, принятием государственных решений и результатами реализации государственной программы. Под внутренним лагом понимают период времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и мо-ментом принятия ответа. Внутренние лаги делятся на лаги распознавания и лаги решения. Лаг признания (распознавания, осознания) - его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях. Внешний лаг – это промежуток времени, который проходит между мо-ментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия – это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время. Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п. Решение этих проблем видится в свободном развитии рыночных процессов, хотя и не отрицается положительная роль государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определённых пределах [8, с. 374]. Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчёт в том, каких целей они хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают. Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведён в 1952 году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе “Теория экономической политики”. Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. Выделим основные формы и методы вмешательства государства в экономику: 1. Административные методы государственного регулирования прово-дятся через расширение государственной собственности на материальные ре-сурсы, управление государственными предприятиями и законотворчество. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях. - прямой контроль государства над монопольными рынками; - административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов; - обеспечение экономической безопасности производства; - разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением; 2. Экономические методы проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на состояние национального кредита и денежного обращения. Важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются: 1. Операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг; 2. Учётно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка; 3. Регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении Центрального банка. Известны две основные разновидности денежно-кредитной политики: 1. Мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы. 2. Жёсткая (стабилизирующая), при которой Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику. Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных меро-приятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём изменения государственных расходов и налогообложения. Важнейшей категорией налогово-бюджетной политики является государственный бюджет – это финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период (обычно за год). Если расходы больше доходов, то говорят о бюджетном дефиците. Если доходы больше расходов – о бюджетном профиците. Помимо государственного бюджета принято также различать региональный бюджет (штатов, республик) и местный бюджет (муниципальных учреждений). Основным источником поступления в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы. Налог – это обязательный индивидуально – безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является условием совершения соответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего. По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые – это те налоги, которые взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара. По характеру накопления выделяют: - прогрессивные налоги – это такое налогообложение, когда чем больше налогооблагаемая база, тем больше доля, которую приходиться отдавать в виде налога; - регрессивные налоги - это такое налогообложение, когда приходиться отдавать большую часть низкого дохода и незначительную часть высокого. Обычно при этом налог в денежном выражении равен для всех плательщиков. - пропорциональное налогообложение – это когда ставка налога постоянна при любой величине налогооблагаемой базы, но существует несколько фиксированных ставок для разных условий. По уровню взимания различают федеральные, региональные и местные налоги. Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы. 2. Экономические школы о государственном регулировании экономики Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешатель-ству в экономику на разных этапах её становления было различным. Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория. Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания зало-жили меркантилисты. Меркантилисты - от итальянского mercante – купец, торговец – сторонники сильной власти, выступали за государственную поддержку торговли (особенно экспорта). Условием роста богатства нации считали не только выгоду внешнеторговых связей с другими странами, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, поддерживать активный торговый баланс (то есть тратить меньше, чем зарабатывать). Меркантилисты подчёркивали исключительную роль государства в экономике, как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами. Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать. Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам. В соответствии с классическим подходом государство должно: 1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества; 2. Обеспечивать правосудие; 3. Создавать и содержать общественные учреждения. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции. В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией. В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег. Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу об ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы. Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства. Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмеша-тельства государства, может быть только теоретической абстракцией. Эконо-мическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg