Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Политические взгляды бал гангадхара тилака.

irina_k200 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Объектом исследования является национально-освободительное движение в Индии 1860-1890. Предметом является индийские политические, общественные и религиозные организации 1860-1890 гг., которые ставили перед собой цель свержение или уменьшение колониальной власти и становление независимой Индии. Цели моего исследования – изучить политические взгляды Бал Гангадхара Тилака, становление национальных организаций в Индии, их характер, сделать вывод о том, как их деятельность повлияла на создание Индийского Национального Конгресса. Задачи: - изучить историографическую базу по данной теме (советская литература, зарубежная литература, публикации в газетах, журналах); - изучить источниковую базу по теме (мемуары, автобиографии, документальные акты); - выявить основные Политические взгляды Бал Гангадхара Тилака. - выявить основные причины формирования национально – освободительных организаций в Индии во второй половине 19 века; - выявить основные направления деятельности национально-освободительных организаций; - обозначить роль национально – освободительных организаций в становлений Индийского Национального Конгресса. Хронологические рамки исследования с1856 года по 1920 года. Территориальные рамки исследования-Индия. Методологической основой работы служат принципы научной объективности и историзма. Первый предполагает рассмотрение всей совокупности фактов и мнений, связанных с исследуемым явлением, с целью максимального приближения к пониманию истинной картины происходившего. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определенные тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Разработка темы осуществлялась с использованием таких общенаучных методов, как исторический - для целостного рассмотрения изучаемого явления во всем разнообразии составляющих его процессов, логический - для обнаружения их внутренних связей и характерных черт и метода классификации, позволившего дать группировку организаций, выявить общее и особенное в деятельности этих организаций. Применялись так же и специально-исторические методы: проблемно-хронологический - для показа становления национально-освободительного движения на различных этапах; историко-генетический - для анализа причин образования Индийского Национального Конгресса; сравнительно-исторический - для сопоставления различных организаций этого движения. В методологии исследования следует назвать исторический и логический методы, которые обнаруживают функционирование и развитие объектов в пространстве и времени. Ведущим конкретным методом системных исследований является структурно-функциональный анализ, призванный раскрывать строение, структуры, функции и развитие систем. Другим наиболее широко применяемым методом целостного изучения общественной реальности является причинно-следственный анализ, который позволяет изучать динамические изменения в структурах системы, т.е. позволяет выявить истоки и тенденции развития национально-освободительного движения. Таким образом, методология исторической науки позволяет использовать в данном исследовании богатый арсенал конкретно-исторических методов. Бал Гангадхар Тилак родился в Ратнагири, штат Махараштра, в брахманской семье среднего достатка. Отец его был известным преподавателем санскрита и очень рано начал обучать и своего сына. Тилак блестяще учился, с детства интересовался математикой, от дедушки, жившего в Каши во время восстания 1857 г., слушал рассказы о борцах с англичанами Нана-сахибе, рани Джханси Лакшми-бай и др. Когда Тилаку исполнилось 10 лет, семья переехала в Пуну, где мальчик стал учиться в англо-индийской школе. По окончании, в возрасте 16 лет он поступил в колледж Декана, закончил его в 1877 г. первым в классе по математике. Тилак принадлежал к первому поколению индийцев, получивших современное западное образование в колледже. С 1877 г. Тилак преподает математику в Фергюссон-колледже в Пуне. Тогда же он начал журналистскую карьеру с критики западной системы образования, которая унижает индийских учеников и внушает неуважение к наследию Индии. Вместе с одноклассниками Гопалом Ганешем Агаркаром (Gopal Ganesh Agarkar) и Вишнушастри Чиплункаром (Vishnushastry Chiplunkar) он организовал Образовательное общество Декана для улучшения качества обучения индийской молодежи, а в 1880 г. основал 2 ежедневные газеты «Kesari» («Лев»), на маратхи, и «The Mahratta» на английском. В 1890 г. Тилак вступает в Индийский национальный конгресс и начинает активнее заниматься политикой, публикуя в своих газетах оппозиционные статьи британским властям. В частности, в 1891 г. он активно выступил против «Билля о возрасте согласия», в котором английские власти намеревались поднять брачный возраст индусских невест с 10 до 12 лет. Тилак счел этот законопроект злостным вмешательством в индийские религиозные традиции. После этого инцидента он приобрел славу упорного индийского националиста. В 1897 г. во время эпидемии бубонной чумы в Бомбее, когда английские власти приняли крайне жестокие «карантинные» меры, Тилак опубликовал в своей газете «Кесари» взволнованные статьи, где цитатами из «Бхагавад Гиты» призвал к сопротивлению угнетателям. После публикации этих статей непосредственные руководители «карантина» были убиты. Тилака обвинили в подстрекательстве к убийству и приговорили к лишению свободы сроком полтора года. В тюрьме он написал книгу «Арктическая родина в Ведах». Впервые в британской истории английская интеллигенция (в т.ч. великий востоковед Макс Мюллер) приняла участие в его судьбе и убедила правительство в несправедливости судебного разбирательства. Тилак вышел из тюрьмы национальным героем и провозгласил новый лозунг: «Сварадж (самоуправление) – это право моего рождения, и я его получу» (Swarajis my birthright and I will have it). В 1908 г., после теракта, направленного против английского окружного судьи Дугласа Кенфорда, и публикаций статей, в которых Тилак защищал националистов-террористов и призывал к немедленному введению Сварадж, он был арестован за подстрекательство к мятежу, осужден и сослан в Мандалай, Бирма, где отбывал срок с 1908 по 1914 г. Вернувшись из Мандалая, Тилак был признан лидером насильственной революции в Индии. Он участвовал в создании Всеиндийской лиги самоуправления в 1916-18, вместе с Анни Безант, Жозе Баптистой и Мухаммедом Али Джинной. В 1916 году он подписал исторический Пакт Лакхнау об индийско-мусульманском согласии с Мухаммедом Али Джинной, будущим основателем Пакистана. В 1918 году Тилак посетил Англию в качестве президента Индийской лиги самоуправления, и налаживал отношения с лидерами лейбористской партии. Вернувшись домой в 1919 г. для участия в заседании Конгресса в Амритсаре, Тилак выступает против политики Ганди о бойкоте выборов в законодательные советы и критиком стратегии Махатмы Ганди о ненасильственном гражданском неповиновения. Агитируя за выборы, Тилак посетил Сангли, Хайдерабад, Карачи, Солапур, Каши, рассказывая людям о целях Лиги самоуправлении. Скончался от диабета в Бомбее в 1920 г. По данной теме я изучила 3 источника. Это документы личного происхождения – мемуары, автобиографии. Работа Б.Г. Тилака «Арктическая родина в Ведах» , была опубликована в 1956 г в Пуне. Б.Г. Тилак родился в 1856 г. Он получил блестящее образование юриста, увлекался западной философией. После окончания своего образования он отказался от государственной службы и посвятил себя цели национального возрождения. За время своей деятельности он поменял свои взгляды в сторону более радикальных. После раскола в Национальном Конгрессе возглавил так называемую партию «бешеных». Он разработал программу Шиваджи Джаянти, целью которой было объединение людей для пробуждения в них мысли о независимости Индии. «Арктическая родина в ведах», написанная им в период пребывания в тюрьме, посвящена не политическим взглядам Тилака, а рассмотрению вопроса о том, где находится истинная родина всего человечества. Тилак рассматривает как вариант Северный полюс. Но для исследования более интересны дополнительные главы, в которых рассматривается связь между русским языком и санскритом. Одним из источников является «Автобиография Д.Неру», написанная им в период с июня 1934 по февраль 1935 года во время его пребывания в тюрьме. В 1953 г. она была выпущена в Лондоне, а в СССР в 1955 г. Д.Неру был видным деятелем и сподвижником М.Ганди в борьбе за национальное освобождение Индии. С 1947 г. он был премьер министром Республики Индия. Всю жизнь он был сторонником сотрудничества с Россией. Хотя Д. Неру не являлся современником тех событий (он родился 14 ноября 1889 года), но тем не менее в своей книги излагал мысли по поводу обстановки в Индии в годы его детства. В этой книге Неру ставит перед собой задачу: не дать обзор современной истории Индии, а проследить, насколько возможно, историю моего собственного духовного развития. В предисловии к русскому изданию, Неру говорит о том, что книга позволяет заглянуть в душу тех, кто вел борьбу за нашу свободу. Для начального исследования наиболее интересны главы «Детство» и «Теософия». В этих главах Неру пишет о своем отношении к английским колонизаторам, именно в это время у Неру формировались мысли об освобождении Индии. Этот источник дает информацию о том, как течения в Индии 1860 – 1890 годов в дальнейшем повлияли на взгляды одного из видных деятелей освободительного движения начала 20 века. Источником по общей истории Индии может служить работа «История Индии» Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи, в которой описывается история Индии с момента возникновения государства до деятельности Индийского Национального Конгресса. В этом источнике описываются политические и социальные аспектов жизни Индии второй половины 19 века, но лишь один параграф посвящен вопросу национально-освободительного движения, который обозначен как предыстория Индийского Национального Конгресса. Историографическая база моего исследования более обширна, чем источниковая база. Национально – освободительное движение в Индии в 1860 – 1890 гг. имеет свое частичное освещение в книгах как советских, так и зарубежных исследователей, а также в периодической печати. Среди общих работ по истории Индии, затрагивающих данную проблему, в первую очередь, стоит отметить «История Индии» под редакцией Антоновой, Бонгард – Левина. В ней рассмотрены такие вопросы, как политическая, экономическая и социальная обстановка в Индии во 2 половине 19 века. Другая работа – «История Индии» (сост. Андреев А.Р.) послужила основой для изучения социально-экономического и политического положения индии рассматриваемого периода. Стоит отметить работу С. Таммита-Дельгода «Индия. История страны» в ней рассматривается вопрос о влиянии Британии на экономическое развитие Индии, а так же в целом политика колонизаторов. Вопрос об национально - освободительных организациях в Индии наиболее полно рассмотрен в книге «Новая история Индии». Авторы рассматривают причины формирования организаций, их основные требования и деятельность. Внимание уделяется также разделению течения по направленности – религиозные организации, политические, просветительские организации. Также в работе рассматриваются причины образования Индийского Национального Конгресса. В работе «Национально – освободительное движение в Индии и деятельность Тилака» 1958 года издания под редакцией Рейснера И.М. и Гольдберга Н.М. рассматривается вопрос роли Тилака в национально- освободительном движении. Но в большинстве своем внимание уделяется революционному подъему в Индии в 1905 -1908 гг., этот вопрос является темой дальнейшего исследования. Поэтому в данной работе следует обратиться к статье Н.М. Гольдберга «Бал Гангадхад Тилак – вождь демократического крыла национального движения в Махараштре», в которой автор освещает вопрос, как формировались взгляды Тилака на первом этапе его деятельности – в Махараштре. Вторая статья, представляющая интерес – статья Э.Н. Комарова «Из истории национально- освободительного движения и общественной мысли в Бенгалии в конце 19 – начале 20 века». В ней весьма полно освещены вопросы о ситуации в Индии во 2 половине 19 века, об освободительной борьбе в Бенгалии, о причинах недовольства политикой Англии. В книге И.П. Челышевой «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Аурбиндо Гхоша», изданной в Москве в 1986 г., следует обратить внимание на раздел, посвященный Тилаку – «Гита Рахасья» Б.Г. Тилака. Хотя в целом этот раздел посвящен формированию религиозных идей Тилака, но в дальнейшем они станут основой движения свадеши, которое сыграло не малую роль в национально – освободительной борьбе начала 20 века. К сожалению, в публицистике проблема национально-освободительного движения в Индии во 2-й половине 19 века рассмотрена недостаточно. В журналах «Восток» и «Азия и Африка сегодня» чаще встречаются исследования более позднего этапа освободительного движения в Индии в начале 19 века. Структура работы: введение, две главы, три параграфа, заключение и список литературы. Принцип и методы, используемые при написании курсовой работы: определение, осмысление, историческое обобщение.
Введение

Бал Гангадхар Тилак - индийский националист, социальный реформатор, борец за свободу, первый всенародно известный лидер движения независимости Индии, «отец индийских беспорядков», школьный учитель, преподаватель санскрита, журналист, авторитетный специалист по математике, астрономии, религиозному законоведению, индуизму и Ведам. Носил почетный титул Локманья, что значит «Любимый народом» или «Почитаемый миром». Национально освободительное движение 1860 – 1890 гг. - это один из важнейших этапов национального подъема Индии. В период с 1850 по 1890 в Индии образовывались течения, затрагивающие различные сферы жизни: политическую, экономическую, социальную, религиозную. В литературе по истории колониальной Индии 19 - 20 вв. в основном освещено национально-освободительное движение после образования Конгресса. Вопрос о том, что послужило предпосылками образования Индийского Национального Конгресса, а также какие организации стояли у истоков национально - освободительного движения в Индии после восстания 1857 г., рассмотрен не достаточно полно, именно поэтому эта тема должна быть исследована более подробно. В современном мире достаточно ярко проявляются сепаратистские тенденции мелких национальностей. Некоторые современные политические организации таких национальностей ставят своей целью освобождение от зависимости от других более крупных государств. В какой-то степени это проявления освободительного движения. На примере национально – освободительного движения в Индии в 1860-1890 гг. можно проследить, как формировалась мысль о народной независимости в 19 веке, какими были основные причины их недовольства и сравнить их деятельность с деятельностью современных организаций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 122 1.1. Формирование радикальных политических взглядов и общего мировоззрения Тилака. 122 1.2. Выступление Тилака против умеренного национализма. 133 1.3 . Роль Тилака в борьбе за освобождение Индии. 155 ГЛАВА 2. ТРУДЫ ТИЛАКА ПО ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ИСТОРИИ И ИНДУИЗМУ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 290 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 333
Список литературы

1.Источники 1.1.«История Индии» Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи 1.2. «Автобиография Д.Неру», 1934 1.3.Б.Г. Тилака «Арктическая родина в Ведах» 1956 г в Пуне. 2.Литература 1. Антонова К.А. и др. История Индии. Краткий очерк. М., Мысль. 1973. 2. Бэшем А. Чудо которым была Индия. М., Наука, 1977. 3. Васильев А.В. История востока. 3-е издание. М., Высшая школа. Т.2. – 2003. 4. Володин М. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1959. 5. Горев А. Махатма Ганди. М., 1989. 6. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. М., 1960. 7. Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии //Советское востоковедение. № 5, 1956. 8. Жуков Е. Об исторической роли Махатмы Ганди// Новое время, № 6, 1956. 9. История стран Азии и Африки в новейшее время. В 2-х частях. М.Я. Юрьев, Л.М. Гатауллина. Изд. МГУ, 1976. 10. Комаров Э.Н. Критика буржуазного общества и эгалитарные концепции в Индии // Народы Азии и Африки, № 6, 1967. 11. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969. 12. Мартышин О.В. Политические взгляды МохандасаКарамчанда Ганди. М., 1970. 13. Намбудирирад Е. Махатма Ганди и гандизм. М., 1960. 14. Новейшая история Азии и Африки. 3 Т., 2003. 15. Новейшая история Индии. М., 1959. 16. Новейшая история стран Азии и Африки МГУ. 1965. 17. Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М., 1958. 18. Пробуждение Азии 1905г. и революции на Востоке: сборник статей // Под ред. М.С.Годеса. 1935 19. Райков А. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу 1905-1930г. М., 1979. 20. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс: очерки идеологии и политики (60-е - первая половина 70-х годов). М., 1977. 21. Синхап Л. Революционное движение в Индии в 1905-1914гг.//Народы Азии и Африки, № 2, 1972. 22. Тилак Б.Г «Арктическая родина в Ведах» - М., изд. Ин. лит, 1965 г. 23. Ульяновский Р.А. Мохандас Карамчанд Ганди. М. 1986.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1. Формирование радикальных политических взглядов и общего мировоззрения Тилака. Характеризуя обстановку в индийском обществе того времени, журнал «Индия» пишет: «Организованное политическое движение в Индии тех времен еще не существовало, современные методы политической борьбы только зарождались. К 1879 г. страна оправилась от сокрушительного поражения 1857 г. и в Махараштре вспыхнуло вооруженное восстание, не принесшее, однако, результатов. Жестокий голод собирал тяжкую дань жизнями людей. Критика британских властей носила робкий и косвенный характер, ограничиваясь мелкими жалобами на административные порядки». В эти годы Тилак и его единомышленники осуществляют ряд мероприятий просветительского и пропагандистско-политического характера: создание в г. Пуне – историческом и культурном центре Махараштры – независимых от официальных английских учреждений средней школы, Деканского просветительского общества (Deccan Education Society) и, наконец, высшей школы университетского типа. В 1881 г. Тилак приступил к изданию двух еженедельников: «Махратта» на английском языке (для более образованной части общества) и «Кесари» на языке маратхи (для широких масс). Эти издания первыми начали смелую борьбу за независимость. На их страницах Тилак неустанно разоблачал всё зло чужеземного владычества, призывал своих соотечественников не доверять тем индийским руководителям, которые в обмен на привилегии готовы были служить британскому правительству. В июле 1882 г. за свои публицистические выступления, пришедшиеся не по вкусу колонизаторам, Тилак был приговорен к четырем месяцам тюрьмы. На этом этапе взгляды Тилака были еще довольно противоречивы и двойственны. Признавая в принципе необходимость бескомпромиссной борьбы за политическое освобождение Индии, Тилак вместе с тем, будучи убежденным и последовательным сторонником единства действий, мирился с политикой соглашательства во взаимоотношениях с английскими властями и тем самым не отделял себя от умеренного крыла индийского национального движения. Если принять во внимание неразвитость классовых антагонизмов в молодом буржуазном обществе Индии, а также наличие колониальной зависимости, от которой в той или иной мере страдали все классы общества, можно считать эту двойственность Тилака в известном смысле оправданной. Но она неизбежно приводила к утрате принципиально важных позиций, нанося в конечном счете вред борьбе за достижение поставленной цели. 1.2.Выступление Тилака против умеренного национализма. Объективной причиной разрыва Тилака с «умеренными», во главе которого стояли такие умудренные политическим опытом лидеры, как М. Г. Ранаде, Г. К. Гокхале и другие, явилось усиление стихийного недовольства народных масс, охватившего в конце 80-х - начале 90-х годов XIX в. почти всю Индию. «Умеренные» возлагали все надежды на социальные реформы, считая их предпосылкой политической независимости. Социальные реформы, по словам Тилака, практически означали бытовые реформы: «...бей сколько хочешь в звучный барабан домашних преобразований. Но что ты скажешь человеку, у которого нет дома? Сперва дай ему дом, а потом предложи ему заниматься реформами» . Тилак и его единомышленники (пенджабец Лала Ладжпат Рай, бенгальцы Бипин Чандра Пал, Ауробиндо Гхош и др.) перешли к активной политической борьбе с колониальным режимом, к широкому применению средств и методов, рассчитанных на вовлечение в борьбу широких народных массв 1891 г. он активно выступил против «Билля о возрасте согласия», в котором английские власти намеревались поднять брачный возраст индусских невест с 10 до 12 лет. Тилак счел этот законопроект злостным вмешательством в индийские религиозные традиции. После этого инцидента он приобрел славу упорного индийского националиста. В 1897 г. во время эпидемии бубонной чумы в Бомбее, когда английские власти приняли крайне жестокие «карантинные» меры, Тилак опубликовал в своей газете «Кесари» взволнованные статьи, где цитатами из «Бхагавад Гиты» призвал к сопротивлению угнетателям. После публикации этих статей непосредственные руководители «карантина» были убиты. Тилака обвинили в подстрекательстве к убийству и приговорили к лишению свободы сроком полтора года. В тюрьме он написал книгу «Арктическая родина в Ведах». Впервые в британской истории английская интеллигенция (в т.ч. великий востоковед Макс Мюллер) приняла участие в его судьбе и убедила правительство в несправедливости судебного разбирательства. Тилак вышел из тюрьмы национальным героем и провозгласил новый лозунг: «Сварадж (самоуправление) – это право моего рождения, и я его получу" (Swarajis my birthright and I will have it). В 1908 г., после теракта, направленного против английского окружного судьи Дугласа Кенфорда, и публикаций статей, в которых Тилак защищал националистов-террористов и призывал к немедленному введению Сварадж, он был арестован за подстрекательство к мятежу, осужден и сослан в Мандалай, Бирма, где отбывал срок с 1908 по 1914 г. После возвращения из Мандалая, Тилака признали лидером насильственной революции в Индии. Он участвовал в создании Всеиндийской лиги самоуправления в 1916-1918 гг., вместе с Анни Безант, Жозе Баптистой и Мухаммедом Али Джинной. В 1916 году он подписал исторический Пакт Лакхнау об индийско-мусульманском согласии с Мухаммедом Али Джинной, будущим основателем Пакистана. В 1918 году Тилак посетил Англию в качестве президента Индийской лиги самоуправления, и налаживал отношения с лидерами лейбористской партии. Вернувшись домой в 1919 г. для участия в заседании Конгресса в Амритсаре, он выступает против политики Ганди о бойкоте выборов в законодательные советы и критиком стратегии Махатмы Ганди о ненасильственном гражданском неповиновения. Агитируя за выборы, Тилак посетил Сангли, Хайдерабад, Карачи, Солапур, Каши, рассказывая людям о целях Лиги самоуправлении. 1.3 .Роль Тилака в борьбе за освобождение Индии. Наряду с буржуазными революциями в полуколониальных странах – Иране, Турции, Китае – в начале 20 в. развернулись мощные антиимпериалистические выступления в Индии, Индонезии и других колониях. Если в полуколониальных странах революции начала 20 в. были направлены в первую очередь против феодализма и правящих династий, то в колониях революционное движение периода пробуждения Азии носило открыто антиимпериалистический, антиколонизаторский характер. В колониях национально-освободительному и демократическому движению противостояла военно-бюрократическая государственная машина колонизаторов, опиравшаяся на всю мощь империалистических метрополий. Это обстоятельство затрудняло революционную борьбу. Тем не менее, революционный подъем, охвативший в начале 20 в. многие колонии, являлся важной составной частью общего процесса пробуждения Азии. Особенно важные внутренние и международные последствия имела освободительная борьба народов крупнейшей из колониальных стран – Индии. В Индии полнее и раньше, чем в других угнетенных странах Востока, сказались последствия новых форм колониальной эксплуатации, свойственных эпохе империализма. К началу XX в. Индия была самой развитой в промышленном отношении среди колониальных и зависимых стран Востока. Там быстро росли капиталовложения английских монополий. За 1893 – 1907 гг. английские инвестиции в железные дороги и оросительные сооружения увеличились на 56%, капиталы частных компаний – на 23, банков – на 95%. В 1905 г. в Индии действовало 165 иностранных акционерных компаний, зарегистрированных за границей, в основном в Англии. Их капитал втрое превышал капитал компаний (как английских, так и индийских), зарегистрированных в самой Индии. В результате усилившейся колониальной эксплуатации доход на душу населения, и без того мизерный, сократился с 1882 по 1900 г. вдвое – с 1,5 до 0,75 пенса на человека в день (в то время пенс равнялся примерно 4 коп.). Усиление контроля английских монополий над экономикой Индии сопровождалось ростом полуфеодальной эксплуатации индийского крестьянства. Увеличивалась арендная плата. Значительная часть крестьян теряла свои права на землю. По словам одного из лидеров Национального конгресса, почти треть крестьян страны лишилась земли и стала «крепостными ростовщиков». В стране свирепствовали голод и эпидемии. За десятилетие (1896 – 1906) от голода умерло свыше 10 млн. человек. В 1896 г. вспыхнула эпидемия чумы, продолжавшаяся и в последующие годы. Только в 1904 г. от чумы погиб 1 млн. индийцев. Один из исследователей писал: «Со времени Черной Смерти в XIV в. нигде не было такой смертности от чумы, которая наблюдалась в Индии в 1896 – 1912 гг.». Атмосфера в стране становилась все более и более накаленной. В 1894 г. в Ассаме происходили крестьянские выступления против помещиков и ростовщиков. В 1896 г. вспыхнуло восстание крестьян народа малаяли на Малабарском побережье. В 1899 – 1900 гг. крестьянские волнения охватили Центральные провинции (ныне штат Мадхья-Прадеш). В Северо-Западной пограничной провинции против колонизаторов с оружием в руках боролись пуштунские племена. В городах активизировалась деятельность сторонников Тилака. Английские власти пытались подавить выступления масс террором и репрессиями. Вице-король Индии Керзон заменял чиновников-индийцев англичанами. Считая носителями «крамолы» индийцев, получивших высшее образование, он издал в 1904 г. закон, повышавший более чем вдвое плату за обучение в университетах. В состав университетских советов вводились британские чиновники, установившие полицейский контроль над высшей школой. Особую тревогу Керзона вызывало растущее национальное движение в Бенгалии – наиболее развитой и населенной, с компактным бенгальским большинством провинции Британской Индии. Он решил разделить эту провинцию, полагая, что раздел «разрубал надвое политические планы тех экстремистов и агитаторов, которые в своей борьбе за политические уступки искали случая, когда они смогли бы направить против британского правительства общую силу бенгальского народа». В Западной Бенгалии бенгальцы были бы в меньшинстве, ибо в тот период в состав Бенгалии входили Бихар и Орисса и бихари и ория составили бы больше половины населения новой провинции. Подавляющее большинство крестьян Восточной Бенгалии исповедовало ислам, а индуистами здесь были главным образом помещики, ростовщики, крупные купцы. В Западной Бенгалии преобладал индуизм. Проводя раздел Бенгалии, англичане стремились противопоставить бенгальцев-мусульман бенгальцам-индусам. Натравливая мусульман на индусов, англичане внешне демонстрировали благожелательное отношение к мусульманам. Один из видных представителей британских властей заявил тогда: «У Англии есть две жены – индуска и мусульманка, но любимая жена – это мусульманка». Раздел Бенгалии имел и экономические цели. Англичане предполагали заменить в Восточной Бенгалии постоянное заминдарство временным, что должно было повысить платежи, вносимые заминдарами британским властям. С созданием провинции Восточная Бенгалия намечалось переоборудовать и расширить расположенный на ее территории порт Читтагонг, который должен был конкурировать с Калькуттой, где довольно сильные позиции имел индийский капитал. Весь ход развития Индии подготовил почву для подъема национально-освободительного движения. Не удивительно поэтому, что русская революция 1905 г. оказала огромное влияние на народы Индии. При господстве британских колонизаторов не могло быть сколько-нибудь значительных постоянных связей между народами России и Индии. Поэтому непосредственные контакты между русским и индийским революционным движением почти отсутствовали или носили случайный характер. Но даже отдельные известия о событиях в России производили сильное впечатление в Индии. Во время русско-японской войны в русской армии служила довольно многочисленная группа индийских солдат-сикхов. Вернувшись на родину, они рассказывали о событиях в России, и это вызывало большую тревогу у английских властей. Отдельные представители индийской революционной эмиграции в Европе общались с русскими революционерами. Некоторые переписывались с А.М. Горьким. Ряд общественных деятелей Индии находился в переписке с Л.Н. Толстым, проявлявшим большой интерес и симпатию к освободительной борьбе народов Индии. Народы Индии, передовые представители ее освободительского движения восприняли известие о начале революции в России как призыв к борьбе за свое освобождение. Тилак и другие индийские патриоты не раз ссылались в своих выступлениях на пример русского народа. Под влиянием русской революции наступил революционный подъем в Индии. В июле 1905 г. было опубликовано постановление английских колониальных властей о разделе Бенгалии. Против него выступали не только различные слои национальной буржуазии, но бенгальские заминдары, опасавшиеся повышения платежей за свою землю. В борьбу включались и широкие массы трудящихся. Против раздела выступали не только индусы, но и мусульмане. В августе в Калькутте начались митинги и демонстрации протеста. Принимались резолюции, призывавшие бойкотировать английские товары. 16 октября 1905 г. – день, когда закон о разделе Бенгалии вступал в силу, по предложению Национального конгресса был объявлен днем национального траура. Пошеей Бенгалии не разжигали очагов. Все, кроме детей и больных, соблюдали строгий пост. Закрылись фабрики, магазины, базары. Тысячи людей с пением национального гимна «Привет тебе, родина-мать!» направились к берегам рек совершать религиозные омовения. Патриоты требовали, чтобы индийцы – служащие английских государственных учреждений, которые вынуждены были ходить на работу, в знак траура сняли обувь. Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. «Он проводился под патриотическим лозунгом, свадеши (букв. «своя земля»), давшим название этому движению. Главной целью движения свадеши было развитие своего, национального (индийского производства). Участники митингов торжественно заявляли: «Призывая бога всемогущего быть нашим свидетелем перед потомками, мы даем эту торжественную клятву, что, насколько это возможно, мы будем употреблять изделия отечественного производства и воздерживаться от употребления иностранных изделий. Да помоги нам бог». Инициаторы движения призывали собирать средства для развития национального производства, устраивали выставки индийских товаров. Создавались свадешистские кооперативы. Патриоты пикетировали магазины, торговавшие английскими товарами. Выступая на митинге в Калькутте, Тилак говорил: «Свадеши охватывает все области жизни. Свадеши соответствует тому, что в Англии называют национальным единством и патриотизмом. Свадешизм включает это понятие и, кроме того, выражает нечто большее: все то, что означает национальное единство и патриотизм, взятые вместе». Вскоре лозунг свадеши был дополнен лозунгом свараджа (букв, «свое правление»). Во время митингов и демонстраций раздавался призыв «Индия для индийцев!». Начавшись, протесты против раздела Бенгалии, движение становилось общеиндийским. Оно стало массовым в Пенджабе и Бомбейской провинции, охватило другие области страны. Национально-освободительное движение народов Индии впервые приобрело сознательный демократический характер. Против британского империализма выступали либеральная буржуазия (к ней примыкала и часть индийских помещиков, особенно в Бенгалии), мелкая буржуазия города, рабочий класс, крестьянство. Все это свидетельствовало о пробуждении Индии. В условиях начавшегося революционного подъема возросли авторитет и влияние Индийского национального конгресса – единственной политической организации. В его руководстве преобладали «умеренные», выражавшие интересы либеральной буржуазии и примыкавших к ней групп помещиков. Они старались придать движению мирный, и легальный характер. «Умеренные» трактовали лозунг свараджа, как требование весьма ограниченной автономии Индии в рамках Британской империи. Свадеши означало для них стремление к усилению позиций индийского крупного капитала, требование политики таможенного протекционизма и государственной поддержки индийской фабричной промышленности. Они стремились выхолостить политический смысл движения свадеши, использовать его для распространения влияния буржуазии на индийский пролетариат. Один из лидеров «умеренных» заявил: «Движение свадеши – это только прелюдия к нашему стремлению войти в великое братство промышленных наций Запада по возможности без внутренней борьбы между трудом и капиталом». По мере развертывания революционного движения в массах росла популярность «крайних» и их вождя Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно-демократическое государство. Тилак и другие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс. Они вели агитацию не только среди интеллигенции и мелкобуржуазных слоев города, но и среди рабочих, их агитаторы обращались к крестьянству. Но, вовлекая трудящиеся массы в национально-освободительную борьбу, «крайние» объективно содействовали распространению идейного и политического влияния национальной буржуазии на трудящихся. Индийские буржуазные демократы не выдвинули своей аграрной программы. Обращаясь к крестьянству, эти мелкобуржуазные революционеры апеллировали к религиозным чувствам. Агитация среди рабочих тоже велась главным образом под религиозными и национальными лозунгами. Следует подчеркнуть, что «крайние» не имели единой политической организации. Под этим именем объединялись разношерстные мелкобуржуазные группы. Более решительные из мелкобуржуазных демократов создавали подпольные организации. Они считали, что их главная задача – подготовка вооруженного восстания. Так, в Бенгалии в 1905 г. была создана подпольная организация «Общество прогресса», в программе которой говорилось: «Политическая независимость Индии невозможна без насильственного изгнания жадных и себялюбивых чужеземцев. Мы можем, однако, избавиться от них не иначе, как свергнув власть установленного правительства посредством вооруженного национального восстания... Наше основное внимание должно быть обращено на организацию восстания». Но эти группы готовили восстание заговорщическими методами. Их участники придерживались тактики индивидуального террора. Тилак был сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но он считал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». В известном смысле Тилак выступал как предшественник Ганди. Если внутри Индийского национального конгресса Тилак и его сторонники составляли меньшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу с колонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем. Состоявшийся в 1906 г. в Калькутте съезд Национального конгресса по предложению Тилака включил в программу Конгресса требование свараджа, «такого же, как в доминионах и в самой Англии». Тилака поддержал тогда председатель съезда, старейший деятель Конгресса Дадабхай Наороджи. Движение свадеши продолжало нарастать, приобретая все более массовый и боевой характер. С 1906 г. в Бенгалии стали быстро расти местные патриотические союзы. Их членов называли национальными волонтерами. Волонтеры, среди которых было много учащейся молодежи, пикетировали английские магазины, агитировали за свадеши. В некоторых сельских районах Бенгалии организации волонтеров накладывали штрафы на нарушителей бойкота, следили за порядком в своей местности. В конце 1905 г. начались экономические забастовки железнодорожных и других рабочих. Сильный отклик по всей стране имела забастовка части рабочих Восточно-Индийской железной дороги в июле 1906 г. Ее участники не ограничились одними только экономическими требованиями, они выступили против расовой дискриминации, требуя замены употребляемого колонизаторами с презрением названия «туземцы» словом «индийцы».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 47 страниц
564 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Политология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg