Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Виды социального развития территорий и регионов.

irina_k200 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: Темпы общественно-политических и экономических преобразований в нашей стране опережают темпы изменений в практике управления регионами, городами и районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими и неадекватными методами, (сказывается наследие административно-командной системы управления). Наше государство вступило в совершенно новый этап экономических отношений, требующий пересмотра бывших традиций управления. Будущее процветание России заключено в грамотной и продуманной политике управления развитием регионов. Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в реферате мною решаются следующие задачи: 1. Выявить основные особенности в управлении развитием регионов. 2. Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов. 3. Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов. 4. Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.
Введение

Тема данной курсовой работы была выбрана мной не случайно. В настоящее время экономика нашей страны находится в переходном, кризисном состоянии, однако следует констатировать тот факт, что этому состоянию уже приходит конец. А так как состояние страны в целом во многом определяется аккумуляцией экономических состояний её составляющих, то есть регионов, отсюда вывод – благосостояние страны полностью и всецело зависит от её субъектов. Именно субъекты РФ – регионы – ключ к выходу России на принципиально новые рубежи на мировой арене. Социально-экономическое состояние российских регионов требует пристального и непрерывного наблюдения и изучения. Очевидно, что это состояние определяется многочисленными факторами, как объективными (макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условия выхода из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием.Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, расширяет возможности для тех видов экономической деятельности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4 Глава 1 Управление развитием ………………………………………………...6 1. 1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы……………………….. 6 1. 2 Особенности управления развитием………………………………………. 12 1. 3 Факторы развития регионов…………………………………………………15 Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов ……………..17 2. 1 Современные тенденции социально-экономического развития..…………17 2. 2 Социально-экономическая устойчивость развития регионов……………..22 Глава 3 Методы управления развитием территорий. ………………….….30 3. 1 Управление развитием социальной сферы регионов…………....………... 30 3. 2 Мониторинг социально-экономического развития региона………………38 Заключение………………………………………………………………………...41 Список литературы………………………………………………………………..43
Список литературы

1. Гапоненко А. Л. Управление экономическим развитием. -М., 1997. 2. Глазырин М. В. Призводственно-социальные комплексы регионов и управление ими. -М.,1999. 3. Иванченко Л. А. Приоритеты региональной экономики. -М.,2002. 4. Материалы семинара Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия, 28 июня - 1 июля 1999г., СПб., 1999. 5. Коробейников А.М Оценка эффективности регионального развития. Сборник Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах, СПб., 1999. 6. Карапетян Л. Концептуальные вопросы социального управления // Международный журнал Проблемы теории и практики управления. 1999. №5. С. 10 7. Щекин Г. Социальное управление как система, // Международный журнал Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. 8. Мацнев Д. А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России// Проблемы прогнозирования. 2000. №5. 9. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. Ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. -М.:Изд-во РАГС, 2001. 10. Тодаро М. П. Экономическое развитие. -М.:ЮНИТИ, 1997
Отрывок из работы

Глава 1 Управление развитием 1. 1. Региональное развитие: цели, критерии, факторы. Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование. Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления. Основной, интегральной целью социально-экономического раз¬вития региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие: • повышение доходов, улучшение здоровья населения и по¬вышение уровня его образования; • создание условий, способствующих росту самоуважения лю¬дей в результате формирования социальной, политической, эко¬номической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; • увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учи¬тываются при оценке степени социально-экономического разви¬тия стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политичес¬кой практике. В качестве конкретных целей социально-экономического раз¬вития региона также могут быть определены: уменьшение нище¬ты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздо¬ровление окружающей среды, обеспечение равенства возможно¬стей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они мо¬гут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель здоро¬вье людей. Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию. Стандартным, наиболее традиционным способом оценки эко¬номического развития региона является оценка уровня производ¬ства (как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс разви¬тия человека, разработанный в рамках "Программы развития" ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. Для расчета используются три показателя эко-номического развития: • ожидаемая продолжительность жизни при рождении; • интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого насе¬ления и средняя продолжительность обучения); • величина душевого дохода с учетом покупательной способ¬ности валюты и снижения предельной полезности дохода. Индекс развития человека можно с успехом использовать для оценки развития регионов. Наряду с этим и другими крупномас¬штабными показателями можно использовать более частные по¬казатели развития региона. Среди них: • национальный доход на душу населения; • уровень потребления отдельных материальных благ; • степень дифференциации доходов; • продолжительность жизни; • уровень физического здоровья; • уровень образования; • степень счастья населения. Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития реги¬она. Среди долгосрочных целей обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уров¬ня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образо¬вания и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рас¬сматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению. Достижение краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к развитию, сколько к фун¬кционированию, в то время как долгосрочные цели имеют непос-редственное отношение к развитию. В связи с этим целесообраз¬но рассматривать задачи по достижению устойчивого функцио¬ нирования и устойчивого развития региона. Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактичес¬ких целей регионального развития выступают промежуточные зада¬чи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития, и созда¬нию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать: • привлечение новых видов бизнеса; • расширение существующего бизнеса; • развитие малого бизнеса; • развитие промышленности; • развитие сферы услуг; • повышение уровня занятости населения региона. Особое значение в определении уровня экономического раз¬вития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный продукт ВНП, валовой внутренний продукт — ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей). Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регио¬не. В первую очередь это темпы роста душевого дохода, произво¬дительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономическо¬го роста - жизненно важный вопрос для экономической полити¬ки как страны в целом, так и отдельного региона. Устойчивая динамика количественных показателей экономического роста - один из показателей устойчивого развития. В целом на уровне региона можно рассматривать в качестве наиболее адекватных следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития: • ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей; • средний уровень доходов населения и степень их дифферен¬циации; • продолжительность жизни, уровень физического и психи¬ческого здоровья людей; • уровень образования; • уровень потребления материальных благ и услуг (продук¬тов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домаш¬них хозяйств товарами длительного пользования; • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами «Скорой помощи», качество предоставляемых медицинских услуг); • состояние окружающей среды; • равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса; • обогащение культурной жизни людей. При управлении экономическим развитием отдельного регио¬на целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, снабжение продуктами питания, контроль их каче¬ства, соблюдение прав потребителей на розничном рынке. В понятие социально-экономического развития региона вхо¬дит и такая трудно измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика экономического развития реги¬она возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона. 1. 2 Особенности управления развитием. Развитие всегда имеет целевую направленность, т. е. направ¬лено на достижение некоторой цели или системы целей. Положи¬тельная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, дегра¬дации. Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей. Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие России (или другой страны). Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики уже давно стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любой страны, любого регио¬на, города или района. Управление развитием любого объекта выделяется в относи¬тельно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так, например, по своему содержанию раз¬личаются: • управление функционированием фирмы и управление раз¬витием фирмы; • управление функционированием университета и управле¬ние развитием университета; • управление функционированием региона и управление раз¬витием региона. Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление функционированием и развитием: • в рамках фирмы - управление функционированием производства (диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками, технологический контроль и пр.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий); • в рамках вуза - управление функционированием учебного процесса (расписание, управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации преподавателей, внедрение новых технических средств обучения); • в рамках региона или города - управление функционированием региональных и городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты населения, налоговых служб региона и управление развитием региона (привлечение новых видов бизнеса, развитие телекоммуникаций, поддержка малого бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие региональных финансовых учреждений и пр.). В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала. Менеджмент развития проявляется в различных формах, в частности в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном развитии, мониторинге, а также в конкретных технологиях менеджмента, таких, как бизнес-пла¬нирование, группы качества и др. Основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое пла¬нирование. 1. 3 Факторы развития регионов и городов Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняю¬щие действие основных факторов экономического развития ре¬гионов и городов. Первая из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельнос¬ти. Эти преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и дру¬гих материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи. Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевая промышленность к источникам де¬шевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно това¬ров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими территори¬альными преимуществами, связанными либо с источниками сы¬рья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные раз¬личия размещением производительных сил. Другие традиционные представления, связанные не только с те¬орией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации произ¬ водства. В крупных городах или городских агломерациях дополни¬тельная экономия или дополнительный экономический эффект об¬разуются в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использова¬нию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация про¬мышленности в крупных городах позволяет получить дополнитель¬ную экономию как результат агломерационного эффекта: совокуп¬ные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного разме¬щения вне пределов данной агломерации. Дополнительный потенциал развития крупных центров воз¬никает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной деятельности: музейная и театраль¬ная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр. Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, яв¬ляется концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, продукция которой вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимуществен¬но в пределах региона. Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в каче¬стве основного производства, а его инфраструктуру (строительные органи¬зации, банки, страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспорт¬ные службы, поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) - в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель эконо¬мического роста. Глава 2. Анализ перспектив развития Российских регионов 2. 1 Современные тенденции социально-экономического развития . Чтобы эффективно воздействовать на ход социально-эконо¬мического развития территории, необходимо учитывать законо¬мерности и факторы современного социально-экономического развития, и в первую очередь новые особенности воспроизвод¬ственных процессов. Ниже рассматриваются общая логика и тен¬денции современного социально-экономического развития, в пер¬вую очередь переход от индустриальной к постиндустриальной модели, глобализация процессов развития. Стадии социально-экономического развития Ответим на простой вопрос: "Где и кем работают люди?" Одни люди работают в материальном производстве, непосредственно воздействуя на вещественный предмет труда, преобразуя его с помощью орудий труда. К ним относятся представители таких профессий, как слесарь, ткачиха, сельскохозяйственный рабочий, сталевар, шахтер, буровик, строитель. Другие люди работают в нематериальном производстве, их предмет деятельности - услу¬ги, коммуникации с другими людьми или обработка информа¬ции. К ним относятся врач, учитель, государственный служащий, продавец, военный, бухгалтер, программист. Основной тен¬денцией развития современного общества стало сокращение от-носительной доли занятых в материальном производстве и уве¬личение доли тех, кто занят в нематериальном производстве. Выявлению более детальных тенденций современного экономического развития общества помогает классификация секторов общественного производства, предложенная американским социологом и экономистом Д. Беллом. В соответствии с его классификацией все общественное производство подразделяется на три сектора: первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, рыболовство и лесоводство, т. е. те виды деятельности, которые связаны преимущественно с природными ресурсами. К вторичному сектору относятся отрасли, занятые обработкой добытых ресурсов: металлургия, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, легкая и пищевая промышленность, энергетика, строительство и пр. К третичному сектору относятся наука, искусство, телекоммуникации, производство программного обеспе¬чения, оборона, торговля, медицинское обслуживание, образование, административное управление и другие виды услуг. В соответствии с этой классификацией всю историю человеческого общества можно разделить на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе структура занятос¬ти такова, что почти все заняты в первичном секторе, преимуще¬ственно в сельском хозяйстве. При этом производительность труда в сельском хозяйстве еще относительно низка и не дает возмож¬ности высвободить работников для других секторов обществен¬ного производства. По мере того, как растущая производительность труда в сель¬ском хозяйстве позволяет меньшему количеству людей прокор¬мить все общество, начинает расширяться вторичный сектор: происходит индустриализация. В индустриальном обществе ос¬новная часть занятых работает во вторичном секторе, при этом третичный сектор вбирает в себя пока еще относительно неболь¬шую часть всех занятых. В постиндустриальном обществе в пер¬вичном секторе занята незначительная часть активного населе¬ния (обычно ниже 5 - 10%). Во вторичном секторе, который тра¬диционно ассоциируется с индустриальной мощью и уровнем развития страны в целом, с научно-техническим прогрессом в его материально-вещественном выражении, число занятых снижает¬ся до 20-30% всех занятых. Большая часть всего занятого насе¬ления начинает работать в третичном секторе, который в значи¬тельной степени совпадает с нематериальным производством в системе общественного производства. Постиндустриальное общество - это общество, которое на¬ходится еще на стадии становления даже в некоторых высокораз¬витых странах Запада и Востока. Однако тенденция к развитию большинства развитых стран в сторону постиндустриального общества налицо. Так, например, в США более 2/3 всех рабочих мест занято в сфере услуг и лишь около 20% - в промышленности и строительстве. За последние 20 лет основной рост числа рабо¬чих мест наблюдался в банковском, страховом, гостиничном деле, в розничной торговле, в то время как в промышленности этого практически не наблюдалось. Анализ структуры занятости в разных странах и регионах может служить инструментом оценки степени развития экономи¬ки и степени зрелости постиндустриального общества. В табл. 1 приведены данные по Таджикистану, СНГ в целом, России, стра¬нам Европейского Союза и Нидерландам. Эти данные позволя¬ют сделать вывод, в частности, о том, что Таджикистан имеет сильно отличающуюся от СНГ структуру занятости; Россия — несколько более прогрессивную, чем СНГ в целом, но существен¬но менее прогрессивную, чем Европейский Союз; Нидерланды характеризуются более прогрессивной структурой, чем Европей¬ский Союз в целом. Именно структура Нидерландов отличается ярко выраженным постиндустриальным характером. Структура занятых по секторам экономики (в %) Сектор экономики Таджикистан СНГ Россия ЕС Нидерланды Сельское, лесное и рыбное хозяй¬ство 50 20 14 6 4 Промышленность энергетика и строительство 18 36 40 31 24 Услуги 32 44 46 63 72 Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность оценить предысторию и перспективу экономи¬ческого развития региона. В регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, поэтому здесь приме¬нимы разные рецепты управления процессом экономического раз¬вития. В регионе на стадии индустриального развития действуют за¬кономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомо¬тивов индустрии", которые создают так называемый мультипли¬кативный эффект и определяют развитие региона в целом. Веду¬щая отрасль создает дополнительные рабочие места, а вся инф¬раструктура региона как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются регионы с моноотрасле¬вой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего региона. На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющим его благосостояние, становится уро¬вень развития инфраструктуры. Развитость дорожной сети, свя¬зи, жилищного сектора, сферы услуг и индустрии развлечений, предложение офисных помещений, низкий уровень преступнос¬ти, обеспеченность региона квалифицированными кадрами, в целом способность инфраструктуры региона принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям - все это определяет потенциал постиндустри¬ального развития. Классификация стадий развития человеческого общества по¬зволяет сделать вывод о том, что все более значимое место в со¬временном мире занимает нематериальное производство, и эта тенденция постоянно усиливается. Действительно, все больше и больше труда, как живого, так и овеществленного, затрачивает¬ся в нематериальной сфере. Именно здесь создается большая часть стоимости в современном мире. Инвестиции также идут в основ¬ном в развитие третичного сектора общественного производства. Подтверждением этому служит мировая статистика и статистика многих государств. Так, например, в России непроизводственные капитальные вложения составляют более 50% валовых капитальных вложений. В США на инфор-мационное оборудование (оборудование связи и телекоммуникаций, копи-ровальную и вычислительную технику) идет более 50% всех инвестиций в оборудование. Другими словами, основные инвестиции идут не на обору¬дование металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов, а на ксероксы, факсы, персональные компьютеры, средства связи и пр., т. е. на то оборудование, которое обслуживает нематериальную сторону обще¬ственного производства. И труд, и капитал затрачиваются преимуществен¬но в нематериальном производстве, следовательно, и основная часть добав¬ленной стоимости создается именно в нематериальном производстве. Этот вывод дает возможность по-новому рассмотреть многие факты современ¬ной экономической жизни и по-новому проанализировать тенденции эко¬номического развития стран, регионов и городов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 22 страницы
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg