Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретический анализ понятий идентичность и гражданская идентичность в психолого-педагогической литературе

irina_k200 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Объект исследования: гражданская идентичность обучающихся. Предмет исследования: способы и приёмы формирования гражданской идентичности у обучающихся на уроках права. Цель исследования: определить возможности уроков права при формировании гражданской идентичности у обучающихся. Задачи: - изучить понятие гражданской идентичности (концепция, структура, компоненты); - выявить особенности формирования гражданской идентичности у обучающихся; - разработать методические рекомендации по формированию гражданской идентичности обучающихся в процессе освоения права. При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: формирование гражданской идентичности обучающихся в процессе освоения права, будет успешным при следующих условиях: Методы исследования: теоретические методы: анализ и изучение нормативно-правовых документов, теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование; статистическая обработка документации; психолого-педагогической, социологической, философской литературы, учебных программ, методических рекомендаций и учебно-методических пособий; эмпирические методы: опросные методы (тестирование, анкетирование), педагогическая диагностика, методы статистической обработки и качественного анализа результатов эксперимента. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций: - развития личности, деятельности и общения (Борисенков В.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Караковский В.А., Климов Е.Н., Комарова Т.С.); - аксиологического и социокультурного подходов (Асташова Н.А., Бондаревская Е.В. , Никандров Н.Д., Сластенин В.А. , Сокольников Ю.П., Волков Г.Н., Ушакова О.С.); философские положения о сущности человека как совокупности общественных отношений; взаимосвязь развития общего воспитания; интеграция гражданского воспитания с историко-культурными ценностями, теории социализации личности (Буева Л.П., Кон И.С., Филонов Г.Н.); - концепции гражданского воспитания и образования (Кузнецова Л.В., Павлов И.В., Шаталов А.А.); - личностно-деятельностного подхода (Бондаревская Е.В., Якиманская И.С.); - диалогического подхода в познании на основе взаимодействия с собеседником (Бахтин М.М. , Флоренская Т.А.); - формирующего подхода (Лихачев Б.Т., Филонов Г.Н.); - онтологического подхода (Зеньковского В.В., Ильина И.А., Куломзиной С.С., Лосского Н.О., Ушинского К.Д.); - культурно-исторической парадигмы (Выготский Л.С. , Бондаревская Е.В. , Каган М.С., Газман О.С., Гершунский Б.С. , Щуркова Н.Е. ); - теории нравственного формирования личности (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Лихачев Б.Т., Филонов Г.Н.); - основ концепции российской гражданской идентичности (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.); - теории формирования духовно-нравственных ценностей с позиций православной педагогики (Бородина А.В., Дивногорцева С.Ю., Зеньковский В.В., Сурова Л. В., Ушинский К.Д., игум. Г. Шестун); - педагогической антропологии (Леонтьев Д.А., Слободчиков В.И.); - ценностно-смыслового и культурологического основания воспитания (Бондаревская Е.В., Лузина Л.М., Щуркова Н.Е.); База исследования: Исследование проводилось на базе школьного учебного заведения г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участие старшие школьники, обучающиеся в школе № 22 г. Комсомольска – на – Амуре. Структура работы включает в себя введение, две главы, библиографический список, заключение и приложение.
Введение

Современное российское общество характеризуется ускоренным и противоречивым развитием во всех сферах своего бытия, что выдвигает новые требования к формированию и функционированию разного рода взаимодействий между людьми. Необходимым условием и результатом становления межличностных и деловых отношений является развитие духовности, аутентичной свободы, экзистенциальной ответственности и бытийной веры. Проблема развития духовности личности в ее взаимосвязи с социумом сегодня особенно насущной том, что деструктивные тенденции современной научно-технической цивилизации, угрожая существованию самой жизни на земле, требуют внесения изменений в сферу ценностных ориентиров общества и ценностного самоопределения личности. С другой стороны, новое коммуникативное пространство создает условия для развития личности - самораскрытия, гражданской идентичности, принятия в контексте взаимодействия с другими, удовлетворяя потребность личности в аффилиации. К содержательным характеристикам коллективного образа гражданственности можно отнести субъектность, то есть веру в способность группы повлиять на свое будущее; степень оптимизма в отношении коллективного будущего; относительную сформированность представления о гражданственности по сферам жизнедеятельности группы или общества; социальная генерализованность образа гражданственности, то есть включенность в него надгрупповых, суперординатных социальных общностей, например, представителей той же культуры или религии, нации, региона проживания, человечества и т.п. Гражданская идентичность - это феномен надиндивидуального сознания, признак гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта. Для эффективного формирования гражданской идентичности личности важно четкое понимание сущности данного процесса, его структур и, самое главное, выделение показателей, на основе которых будет строиться диагностика, подбираться содержание и отслеживаться результативность проделываемой работы. В Федеральном государственном образовательном общего образования стандарте второго поколения поставлены задачи формирования гражданской идентичности школьников, социализации личности, что должно способствовать приобщению подрастающего поколения к фундаментальным ценностям отечественной и мировой культуры; освоения учащимися универсальными способами принятия решений в самых разнообразных жизненных и социальных ситуациях на каждом этапе возрастного развития. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особо отмечается, что достижение российской гражданской идентичности демонстрирует развитое гражданское и патриотическое самосознание, ставит личность россиянина на высшую ступень его духовно-нравственного развития. Человек может называть себя россиянином, который активно осваивает культурные богатства России и населяющих её народов, который осознает их значимость, самобытность, а также свою неразрывность и сопричастность к судьбе своего Отечества.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретический анализ понятий идентичность и гражданская идентичность в психолого-педагогической литературе 7 1.1 Общее понятие личностной идентичности в психологии 7 1.2 Понятие гражданской идентичности 11 1.3 Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС 18 Глава 2 Особенности формирования гражданской идентичности 25 2.1 Исследование гражданской идентичности старших школьников 25 2.2 Методические рекомендации по формированию гражданской идентичности на уроках права 32 Заключение 47 Библиографический список 49
Список литературы

1. Алексеев, В. Н. Формирование гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук / В. Н. Алексеев. – Пермь, 2014. – 223 с. 2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. – 2007. – № 6. – с. 4-10. 3. Безгина, Н. В. Гражданская идентичность как компонент в социальном становлении человека / Н. В. Безгина // Известия Тульского университета. – 2014. – № 2. – С. 177–186. 4. Бездухов, В. П. Ценностно-ориентационная деятельность как предмет педагогической рефлексии / В. П. Бездухов, И. М. Шадрина // Мир образования - образование в мире. -2017. - № 2 (66). - С. 148-155. 5. Белова, Е. С. Теория и практика социализации личности: учеб.-метод. пособие / Е. С. Белова, Л. Г. Пак. – Оренбург: Оренпечать, 2014. – 84 с. 6. Болтыков, О. В Дидактические основы формирования гражданской идентичности курсантов военного вуза / О. В. Болтыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2016. – № 3. – С. 12–15. 7. Болтыков, О. В. Междисциплинарный анализ феномена гражданской идентичности и путей ее формирования / О. В. Болтыков // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4 (59). – С. 85–88. 8. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика / В. Г. Бочарова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с. 9. Водолажская, Т. В. Идентичность гражданская / Т. В. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5. – С. 140–142. 10. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учеб.-метод. пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. – 268 с. 11. Громова О. Пирог моей страны: Что стоит за словами «воспитание культуры межнациональных отношений» // Библиотека в школе.– 2001. – № 17. – с. 24. 12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. 13. Долинина, И. Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования / И. Г. Долинина. – Пермь: ПГНИУ, 2011. – 370 с. 14. Дробижева, Л. М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма / Л. М. Дробижева // Мир России. Социология. Этнология. – 2017. – № 1. – С. 7–31. 15. Дьякова, В. В. Гражданская идентичность современного российского поколения X (на примере астраханской области) / В. В. Дьякова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – № 3 (37). – С. 28–31. 179 16. Дьяченко И.М. Построение содержания обществознания: системный подход // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2008. - №1. - С.108-113. 17. Еремина, Е. В. Гражданская идентичность молодежи как приоритетное направление государственной политики/ Е. В. Еремина, В. Н. Ретинская // Власть. – 2014. – № 4. – С. 59–62. 18. Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность»/ В. Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 250–254. 19. Иванова, Н. Л. Гражданская идентичность и формирование гражданственности / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Ученые записки педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. –2010. – № 4. – 11–20. 20. Исаева, Н. В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование) / Н. В. Исаева. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 416 с. 21. Казанова, Е. П. Идентичность школьников как проблема в педагогической психологии / Е. П. Казанова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. - № 152. – С. 222–228. 22. Каратаева Т.А. Гражданская идентичность как объект исследования в педагогической науке // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч.1/- Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.173-177. 23. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре ФГОС / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2008. - № 9. - С. 13–20. 24. Кондаков, А. М. ФГОС старшей школы [Электронный ресурс]: новые возможности развития личности / А. М. Кондаков. - URL: http://www.myshared.ru/slide/823507/# (дата обращения: 20.11.2019). 25. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл: Академия, 2004. – 346 с. 26. Место встречи – библиотека. Беседа в настоящем времени//Первое сентября. – 2004. – № 20. – с. 8-11. 27. Николаева, А. А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности / А. А. Николаева // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4 (29). – С. 67–70. 28. Семенова, Ю. А. Философское исследование проблемы гражданской идентичности личности как направление современной гуманитаристики [Электронный ресурс] / Ю. А. Семенова. – URL: http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Philosophia/2_126893.doc.htm.(дата обращения 12.12.2019 г.) 29. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 271 с. 30. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с. 31. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретический анализ понятий идентичность и гражданская идентичность в психолого-педагогической литературе 1.1 Общее понятие личностной идентичности в психологии Идентичность – включает чувство индивидуальности, целостности и тождественности, ощущениесинтеза, единства и социальной солидарности. Понятие идентичности имеет как социальные, так и психологические аспекты. Часть людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: бизнес, мечты и цели, ценности, образование, увлечения и контакты. Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о гражданственности и думать вообще. В определенных условиях, индивиду "... оказывается легче достичь идентичности (точнее сказать, ощущения некоторой целостности собственного Я) через тотальную идентификацию с тем, кем он меньше всего должен стать, чем бороться за ощущение реальности приемлемых ролей, для овладения которыми он не имеет внутренних средств»[14, с. 56]. Один из вопросов, с которым часто задаются молодые люди и девушки - "Как найти себя?" ("свой путь в жизни"). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи. В данном случае можно говорить о кризисе идентичности, поиске себя. Бывает, тем не менее, что человек действительно не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать: "Кто я". В этом случае кризис идентичности еще не наступил. Можно сказать, что личностная идентичность есть ответ субъекта самому себе на вопрос «Кто ты (в данный момент, завтра, через год и т.д.) такой и что из этого для тебя вытекает?», и как всякий ответ она проявляется тогда, когда такой вопрос звучит. Если такой вопрос не возникает, то можно говорить о переживании идентичности или, как писал Эриксон о «субъективно вдохновенном ощущении тождества и целостности» [8, с.26]. Это радостное чувство здорового организма и действующего Я, не нуждающегося в ином отражении себя или выделении себя из бытия, кроме переживания полноты чувств и соответствия потоку жизни. Только посредством специального образования и настоятельных требований «остановиться и подумать» формируется рефлексивный навык и понятийный аппарат осознания себя и осмысленного выражения своего Я, что дает возможность обсуждать проблемы жизни человека. Чувство идентичности сопровождает человека всю жизнь, переживается им как оптимальное чувство психосоциального благополучия, ощущения себя в своей тарелке, и лишь в кризисные моменты нашей жизни оно может казаться слишком осознанным. Формирование идентичности протекает большей частью бессознательно на всех уровнях психической деятельности. Данный процесс представляет собой процесс одновременного отражения и наблюдения. В результате формируется особая психологическая конфигурация, состоящая из двух основных составляющих: собственной оценки себя в сопоставлении с оценкой его другими и оценки суждений других о нем в сопоставлении с тем, как индивид воспринимает себя в сравнении с этими другими, значимыми для него. Описанный процесс находится в постоянном изменении и развитии. Его можно представить в норме как процесс постоянной дифференциации по мере расширения круга значимых для индивида лиц: от матери до всего человечества. Процесс формирования идентичности продолжается всю жизнь индивида и «не кончается до тех пор, пока в человеке не гаснет способность узнавать другого» [18, с.32]. Ватерман, говоря об идентичности, во главу угла ставит ценностно-волевые аспекты развития личности, хотя и не сводит все дело исключительно к ним. По-видимому, данные аспекты могут рассматриваться как один из факторов, через которые проявляется идентичность. Сюда же можно отнести и предлагаемые этими и другими авторами типологии идентичности как "точки тестирования", отражающие определенную фазу динамического процесса развития. Согласно Эриксону идентичность включает в себя осознание собственной временной протяженности, обеспечивающей преемственность всех аспектов собственного «Я» в прошлом, настоящем и гражданственности ; ощущение глубокого функционального единства, уникальности и неповторимости собственной личности, обуславливающее чувство непрерывной самотождественности; чувство общности социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания [23, с.72]. Итак, идентичность обязательно имеет социальную природу и в тоже время определяет представление человека о себе как о неповторимой индивидуальности, в которой определенные качества и атрибуты уникально объединены. Развитие идентичности, в частности гендерной, - это история становления психологических основ тех противоречий, конфликтов и деформаций, которые пронизывают наше общество на протяжении всей истории человечества. Идентичность - одна из важнейших характеристик человека, без которого он не может существовать как сознательная автономная личность. По определению Э. Эриксона идентичность базируется на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, а также на осознании факта, что это тождество признает окружения. Идентичность связана с образом «Я», с осознанием собственной индивидуальности и неповторимости индивидуальных физических и психологических черт. В тоже время идентичность - достаточно сложная и разнообразная. В зависимости от обстоятельств она выступает в разных качествах. Можно говорить о целом множестве, или о системе идентичностей, которые актуализируются в разных ситуациях, соответствующих различным социальным ролям. Как социальное существо, человек характеризуется не только индивидуальной, но и групповой идентичностью, которая, по мнению Э. Эриксона, связанная с групповыми, прежде всего географическими и исторических представлениями (коллективное «эго»-пространство-время) , а также с экономическими задачами (коллективные жизненные цели). Групповая идентичность связана с отождествлением себя с определенной группой или сообществом. В социологии и социальной психологии используют понятие «социальная идентичность» и «ролевая идентичность». Согласно теории социальной идентичности Г. Таджфела и Дж. Тернера, в основе социальной идентичности лежат процессы социальной категоризации. Социальная идентичность лежит в основе большинства групповых процессов, таких как групповая поляризация или стереотипизация. Ролевая идентичность, которую можно рассматривать как отдельную форму социальной идентичности - это идентичность, обусловленная социальными ролями, то есть культурно приемлемыми социальными ожиданиями к соответствующим видам поведения, характерными для определенных социальных позиций. Американский социолог Ч. Гордон, рассматривает ролевую идентичность как важный составляющую Я-концепции личности, выделяет пять ее видов: 1) половую идентичность, основанную на гендерной идентификации человека как мужчины или женщины; 2) этническую идентичность, то есть идентификацию человека как члена расового, религиозного, национального слоев или языковой группы, субкультуры или иной социальной структуры; 3) идентичности членства, основана на связи человека с организационным жизненным обществом благодаря всем формам группового членства (формального или неофициального); 4) политическую идентичность, что происходит от типичных партнеров отношение человека к концепции, власти и принятия решения; 5) профессиональную идентичность, то есть систему ролевых идентичностей по работе, как в домашнем хозяйстве, так и вне его. 1.2 Понятие гражданской идентичности Гражданская идентичность является одним из результатов процессов идентификации личности, наравне с этнической, профессиональной, возрастной и гендерной идентичностью. Гражданская идентичность – это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для человека значимый смысл. Есть и другое определение, раскрывающее это понятие не со стороны индивида, а со стороны общности. Гражданская идентичность - это феномен надындивидуального сознания, признак гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта. Структура гражданской идентичности, также как и структура личной идентичности включает в себя три основных элемента: 1) когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности; 2) ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; 3) эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых. Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы: 1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями. В исследовании О. Жуковой, направленном на выявление связи гражданской идентичности и временной перспективы личности частично подтвердилась гипотеза об их связи. В младшей возрастной группе есть связь между гражданской идентичностью и позитивным отношением к прошлому, а в старшей возрастной группе между гражданской идентичностью и позитивным отношением к гражданственности у и настоящему. Исследование О. Жуковой выявило некоторые возрастные особенности временной перспективы. Так, испытуемыми старшего возраста прошлое воспринимается больше, чем будущее, а для группы младшего возраста будущее представляется больше прошлого. Испытуемые старшего возраста более высоко оценивают прошлое как позитивное, чем испытуемые младшей группы. Испытуемые младшего возраста, в свою очередь, больше, чем испытуемые старшего возраста направлены на настоящее, на то, чтобы ценить каждый момент, не всегда задумываясь о последствиях. По данным, полученным в результате анализа, испытуемые старшего возраста больше опираются на волю случая, чем на собственную активность и приписывают событиям скорее случайный характер, чем результат активных действий, стремятся объяснить происходящее скорее влиянием внешних причин (Жукова О.Н., 2010). Базовые убеждения Данная категория личностных характеристик разработана в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с данной концепцией одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство собственной безопасности. По мнению американского психолога Р. Янов-Бульман оно основывается на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро (Г.У.Солдатова, Л. А. Шайгерова, 2008, С. 66 - 71.): 1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям 2. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. 3. Убеждение в ценности собственного "Я". В данной категории основное значение имеют три аспекта: "Я хороший человек" (самоценность), "Я правильно веду себя" (контроль) и оценка собственной удачливости. Базовые убеждения могут претерпевать серьезные изменения в процессе влияния серьезных травматических событий на личность, в результате чего представления и привычные схемы поведения разрушаются. Таким образом, базовые убеждения в отношении самого себя, и в отношении окружающего мира могут различаться у людей, которые пережили тяжелое травматическое событие, и которые с этим не сталкивались. Представление о мире. Методика социальных аксиом. Социальные аксиомы - это обобщенные убеждения (представления) о себе, социальной и физической среде или духовном мире, в форме утверждения о взаимоотношениях между двумя сущностями и понятиями. Типичная социальная аксиома имеет структуру взаимоотношений А и Б, где А и Б могут быть любыми сущностями, и отношения между ними могут быть причинными или корреляционными. Социальные аксиомы отличаются от ценностей, которые имеют форму "А - это хорошо/желательно/важно". Социальные аксиомы также отличаются от нормативных убеждений или утверждений, которые подразумевают предписание. Леунг обнаружил большое количество социальных аксиом, разбросанных в психологической литературе, большая часть которой написана в Северной Америке и Западной Европе. Чтобы расширить культурное представление аксиом, было проведено качественное исследование в Гон-Конге и Венесуэле, где были найдены местные аксиомы, выделяющиеся в этих двух культурных контекстах. Внутри каждой из пяти культур (Гонконг, Венесуэла, США, Япония, Германия) было выявлено пять типов социальных аксиом: • цинизм – данный вид проявляет негативный взгляд на природу и недоверие к социальному институту (жизнь производит несчастье, люди используют друг друга); • сложность жизни - убеждение во множестве путей достижения одного и того же результата, согласие с тем, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации; • награда за усердие – заключается в общей уверенности в том, что усилия, знания, тщательное планирование приведет к позитивным результатам; • религиозность - убежденность в реальности существования чего-то свыше и позитивных функций религиозной практики; • контроль над судьбой - убеждение в том, что события жизни предрешены и что есть способы влиять на эти выпады судьбы. Данные измерения социальных аксиом были подтверждены в 41 стране. Ценностные ориентации. Методика Ш.Шварца. Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задают ее направленность. Под ценностями Шварц подразумевал «познанные» потребности, которые непосредственно зависят от культуры, среды, менталитета общества. Коллективный образ гражданственности - совокупность представлений о гражданственности, разделяемых представителями социальной группы и конструируемых ими в межличностном дискурсе. В содержании представлений о коллективном представлении о гражданственности можно выделить пять основных феноменов: во-первых, это коллективные цели и планы, объединяющие и координирующие усилия группы в ходе совместной деятельности; во-вторых, социальные ожидания, то есть представления о значимых событиях ближайшего гражданственности, которые члены группы не могут контролировать, но стремятся учесть в своих планах, в-третьих, групповые мечты, то есть представления о желательных для группы событиях, которые не предполагают немедленной и полной реализации в действительности; в-четвертых, коллективные страхи, то есть разделяемые членами группы представления об угрозах для индивидуального и коллективного благополучия или даже для самого существования группы; и в-пятых, коллективные идеалы, то есть представления о принципиально недостижимом, но желательном для группы развитии событий. К содержательным характеристикам коллективного образа гражданственности можно отнести субъектность, то есть веру в способность группы повлиять на свое будущее; степень оптимизма в отношении коллективного гражданственности ; относительную сформированность представления о гражданственности по сферам жизнедеятельности группы или общества; социальная генерализованность образа гражданственности , то есть включенность в него надгрупповых, суперординатных социальных общностей, например, представителей той же культуры или религии, нации, региона проживания, человечества и т.п. К его динамическим характеристикам относятся протяженность в будущее; устойчивость к изменениям, происходящим с социальной группой в настоящем; относительная многовариантность, то есть наличие в коллективных представлениях нескольких сценариев гражданственности . Как и у коллективной памяти, у коллективного образа гражданственности есть ряд важнейших социальных функций: идентификационная, консолидирующая, целеобразующая, ценностно-мотивационная, функция поддержания позитивной социальной идентичности, функция адаптации к социальным изменениям, функция унификации автобиографических траекторий и др. Коллективный образ гражданственности исследуется в рамках целого ряда направлений социальных наук: социального прогнозирования, социологии риска, социологии религии, экономической социологии, социальной психологии и социологии организаций. В теории социального прогнозирования и футурологии коллективные представления о гражданственности как правило рассматриваются сквозь призму противопоставления, с одной стороны, обыденного предвидения, опирающегося на жизненный опыт и подверженного манипуляциям, и технологического прогнозирования, объективного, верифицируемого, опирающегося на специальные научные методы (Бесстужев-Лада И.В., 1970, 2006; Гендин А.М., 1970; Малая энциклопедия прогностики, 2007 ). Однако сама футурология оказывает влияние на массовое сознание и запускает самореализующиеся пророчества (Samuel L.R., 2009). Образ гражданственности основан на работе, проделанной коллективным воображением в прошлом. Иными словами существует коллективная память о гражданственности (Barbrook R., 2007). Содержащая сделанные когда-то авторитетные прогнозы, образы фантастической литературы и кино, такая память служит опорой при социальном конструировании гражданственности . В рамках социологии риска коллективные представления о гражданственности рассматриваются с точки зрения способности современного общества к рефлексии и предотвращению порождаемых им рисков. Получает признание тот факт, что прогнозирование рисков и оценка их вероятности опирается не только на личные и групповые интересы, но и на социокультурные механизмы, конструирующие массовые страхи (Beck U., 2005). Образ гражданственности, - коллективные надежды и страхи, - определяется групповыми ценностями. Культура влияет не только на то, что мы считаем желательным, но и на то, что мы определяем как угрозу социальному порядку. При этом риск интерпретируется как нарушение культурных норм, как отклоняющееся поведение конкретных людей и социальных групп (Douglas M., Wildavsky D., 1982; Douglas M., 1992). Несмотря на то, что в массовом сознании прогнозы экспертов игнорируются или ошибочно интерпретируются, солидарность на почве страхов перед будущим оказывается мощной политической силой (Бек У., 2000). Таким образом, представления о гражданственности вызывают к жизни новые политические силы, подвергают перестройке социальные институты. Эти наблюдения подтверждаются исследованиями в области социологии религии: формируя коллективный образ гражданственности, религиозные пророки выступали как агенты социальных изменений (Wilson R.R., 1980; Nissinen M., 2000). В экономической социологии коллективный образ гражданственности изучается как социальные ожидания, играющие важную роль в потребительском и сберегательном поведении, инфляционных процессах, финансовых кризисах и т.п., и являющиеся индикатором социального самочувствия (Красильникова М.Д., 2011). Как было показано еще в 1940-е гг. Р.Мертоном в связи с феноменом самосбывающихся пророчеств, социальные ожидания обладают свойством «самореализации»: наблюдая за словами и действиями друг друга, члены группы находят все больше подтверждений своим ожиданиям и все больше опираются на них в собственном поведении. 1.3 Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС Формирование гражданской идентичности является одной из главных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Когда мы говорим о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумеваем общероссийскую гражданскую идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российскому народу. Российская нация в данном случае - не синоним русских как отдельного народа. Под российской нацией здесь понимается гражданская общность, объединяющая этнические группы, проживающие в рамках Российского государства при сохранении ими своей национально-культурной самобытности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях русского народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба. Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области человеческого сознания, социальных отношений, деятельности, которые выступают источником нравственности. Они включают: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество Перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности, с учетом ее структуры, подразумевает: В отношении когнитивного компонента: - создание историко-географического образа; - формирование образа государственного устройства - знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина; - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и малых народностей России; - освоение культурного наследия России и мира; - ориентация в системе духовно-нравственных ценностей; - экологическое сознание. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов гражданской идентичности включают: - чувство патриотизма, гордости, уважение истории, культурных и исторических памятников; - уважительное принятие своей этнической идентичности; - уважение и принятие других народов России и мира - уважение личности и ее достоинства - уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей; В отношении деятельностного компонента гражданской идентичности: - участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - участие в общественной жизни; - выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, иных видах деятельности; - умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением. Показателем сформированности гражданской идентичности личности выступает также такое интегративное качество личности как социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Таким образом, благодаря этим структурным элементам можно формировать гражданскую идентичность. Но это не означает, что после уроков процесс прекращается. Следующий шаг это использование методик во внеурочной деятельности, связанных с воспитанием. В содержании системы воспитания гражданской идентичности учащихся можно выделить следующие направления реализации воспитательных задач: 1) духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание - формирование приоритетных ценностей человеколюбия, духовности и морали, чувства собственного достоинства; общественной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению; 2) историческое воспитание - знание основных событий истории России и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории родного края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село); 3) политико-правовое воспитание - направлено на формирование представлений учащихся о государственном устройстве России; символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая грамотность; 4) патриотическое воспитание - это формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в социальных мероприятиях;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 76 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg