Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционное право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

irina_k200 3150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Актуальность темы обусловлена тем, что право человека на свободу передвижения и свободный выбор места жительства являются одними из основных в системе прав и свобод, закрепленных на конституционном уровне в странах Европы, а также в ряде ключевых международных нормативно-правовых актов в области прав человека. В Российской Федерации длительное время реализация этого права существенно ограничивалась институтом прописки, который сегодня трансформирован в институт регистрации места жительства. Несмотря на ряд положительных изменений в законодательстве РФ, которое регулирует право на свободу передвижения и на свободный выбор места проживания в нем все еще наблюдается много коллизий и противоречий. На сегодняшний день для большинства людей право на свободное передвижение и на свободный выбор места проживания кажется настолько естественным и неотъемлемым, что они даже не задумываются над его значением, а важность и фундаментальность этого права становится понятной только тогда, когда индивид сталкивается с потенциальной потерей этого права. Однако это право человека не является абсолютным, поскольку оно может быть ограничено в случаях, определенных законодательством. Несмотря на то, что Конституция РФ прямо не ограничивает право на свободу передвижения и на свободный выбор места проживания, анализ законодательства РФ свидетельствует, что некоторые ограничения регламентируются подзаконными актами. В этом аспекте учитывая задекларированный Россией курс на демократизацию и интеграцию в мировое сообщество целесообразно исследование законодательства, которое регулирует такие вопросы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, устанавливающие содержание и порядок осуществления права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации. Целью курсовой работы является исследование конституционно-правовых аспектов права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства. Исходя их цели, перед нами встают такие задачи, как: - изучить право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: понятие, значение, содержание; - исследовать ограничение права на свободу передвижения; - анализировать право граждан Российской Федерации: на выезд за пределы Российской Федерации, на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию. Правовая основа исследования - нормы Конституции Российской Федерации Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод научного познания, а также общие и частные методы: логический, сравнительный, социологический, системно-структурный. Положения, выносимые на защиту: 1. В настоящее время актуальна проблема отсутствия регламентации признания строений жилищем. Проблема обусловлена тем, что в настоящий момент достаточно популярны благоустроенные жилые строения в пригородной зоне, которые не признаются жильем. Также имеются национальные традиционные жилища, которые необходимы для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов России. Актуальны населенные пункты, где граждане не могут зарегистрироваться по месту жительства, так как эти населенные пункты не имеют государственной регистрации и не включены в состав соответствующих муниципальных образований. Получается, что граждане живут в выбранном ими месте на территории Российской Федерации, но не могут быть там зарегистрированы, поскольку населенный пункт не имеет правового статуса либо выбранное ими место жительства с точки зрения действующего законодательства не является таковым. Необходимо внести положение в Жилищный кодекс Российской Федерации, позволяющее признавать жильем благоустроенные жилые строения в пригородной зоне, а также активизировать деятельность государственных органов государственной регистрации населенных пунктов, где проживают малочисленные народы России. 2. На наш взгляд, в современной России по-прежнему существует советское восприятие права на жилище в качестве позитивного права, реализация которого всегда сводится к выбору исключительно жилого помещения. По-прежнему остается традиционное восприятие конституционного права на жилище в качестве позитивного и социального права. Право на жилище представляет собой право лица иметь, получать или каким-либо иным способом приобретать жилище, отвечающее требованиям жилого помещения, а также свободно выбирать жилое помещение для проживания. Жилищное законодательство РФ выделяет только виды жилых помещений и не предусматривает иного вида жилища, кроме жилого помещения. Если даже связывать это право с жилищем, то необходимо расширить понимание жилища по сравнению с тем смыслом, который вкладывается в это понятие в ст. 40 Конституции РФ и Жилищном кодексе РФ. Как мы полагаем, право на выбор места жительства и места пребывания не должно заключаться только в выборе гражданином жилого помещения и тем самым подменяться одним из элементов права на жилище. Содержание и реализация права на свободный выбор места жительства не тождественны содержанию и реализации права на жилище, осуществление данных конституционных прав имеет различный результат. Право на выбор места пребывания отличается от права на выбор места жительства только временным сроком пребывания в определенном месте на территории Российской Федерации. Полагаем, что право на выбор места жительства и право на жилище являются самостоятельными негативными личными правами, реализация которых взаимосвязана. При этом существо данных прав принципиально различается. Право на выбор места жительства - личная свобода человека. Право на выбор места жительства заключается в выборе гражданином места постоянного проживания, которым может считаться то место (ограниченное земельное пространство в пределах Российской Федерации), с которым гражданин связывает реализацию своих основных жизненных потребностей. На наш взгляд, право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ) является также негативным правом человека и заключается в выборе им одного из видов жилища в выбранном месте жительства. Причем категория "жилище" должна включать в себя различные виды жилищ, одним из которых должно быть жилое помещение. 3. Для разрешения многочисленных проблем необходимо совершенствовать правовое регулирование, связанное с нормативным содержанием категорий "место жительства" и "место пребывания" в Законе РФ о свободе передвижения граждан. При этом возможны следующие уточнения. Место жительства - жилище, которое расположено или находится в пределах Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, района или города, иного населенного пункта, в котором гражданин постоянно проживает. В случае отсутствия у гражданина жилища местом жительства признается поселение, на территории которого гражданин постоянно проживает. Место пребывания - жилище либо иное помещение, предназначенное или организованное для временного проживания, которое расположено или находится в пределах Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, района или города, иного населенного пункта, в котором гражданин пребывает. В случае отсутствия у гражданина жилища либо иного помещения, предназначенного или организованного для временного проживания, местом пребывания признается поселение, на территории которого гражданин пребывает. Для целей настоящего Закона жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение, строение или иное временное передвижное сооружение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное и используемое для временного или постоянного проживания. В этой связи необходимо закрепить за Главным управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации функцию по осуществлению регистрации граждан, не имеющих жилища, по адресу органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого данные граждане проживают или находятся. При этом не исключается возможность законодательного наделения органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по ведению учета граждан, не имеющих жилища, по адресу органа местного самоуправления, на территории которого граждане проживают или находятся, с целью выполнения такими гражданами законодательно установленной обязанности о постановке на регистрационный учет по месту пребывания или жительства, а также для создания условий осуществления других конституционных прав и свобод и исполнения обязанностей перед государством, обществом и другими лицами. На наш взгляд, изменение подхода к пониманию права на выбор места жительства (места пребывания), взаимозависимого с ним права на жилище и законодательная корректировка понятий места жительства, места пребывания и жилища позволят обеспечить действительную реализацию права на свободу передвижения и права на жилище, повысят качество реализации гражданами экономических прав и свобод. 4. В Законе о границе не установлены основания для отказа в выдаче пропуска либо перенесения выдачи пропуска на более поздний срок для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону. В Приказе ФСБ в отличие от Закона о границе установлен перечень оснований для отказа в выдаче пропуска либо перенесения выдачи пропуска на более поздний срок для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону. Причем, что означает понятие "более поздний срок", в Приказе ФСБ не раскрывается (п. 1.8 Приказа). В Приказе ФСБ граждане разделены на определенные категории в зависимости от регистрации по месту жительства и по месту пребывания и соответственно для разных категорий граждан установлен различный режим пребывания и передвижения в пограничной зоне. Так, граждане Российской Федерации, которые имеют регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах пограничной зоны, могут временно пребывать и передвигаться в пределах указанного субъекта Российской Федерации. Граждане, имеющие регистрацию за пределами пограничной зоны, вправе пребывать и передвигаться в пределах поселений пограничной зоны, где находится их место пребывания. Иностранные граждане, имеющие регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах пограничной зоны, вправе осуществлять пребывание и передвижение в пограничной зоне исключительно в пределах муниципального района (городского округа). На наш взгляд, Приказ вышел за рамки предписаний Закона о границе, поскольку истолковал обозначенные в Законе поручения расширительно. Из положений Закона не следует принятие подзаконных актов, содержащих какие-либо правоустанавливающие нормы в отношении расширения перечня необходимых документов, установления оснований для отказа во въезде (проходе) лиц и транспортных средств в пограничную зону, а также условий, с которыми связан срок пребывания на территории пограничной зоны. Комплексный анализ ограничительных мер в отношении права на свободу передвижения в пограничной зоне, установленных в Приказе ФСБ на соответствие предложенных нами характеристик ограничений права на свободу передвижения, позволяет сделать вывод о том, что ограничительные меры не соответствуют следующим критериям допустимых ограничений: - критерию "в той мере, в какой это необходимо", поскольку из Приказа ФСБ не следует, что установленные в нем ограничения права на свободу передвижения являются крайним способом вмешательства государства в реализацию данного права и действительно необходимы для защиты безопасности государства; - критерию "необходимости в демократическом обществе", поскольку ограничения права на свободу передвижения в пограничной зоне не обусловлены неотложной социальной потребностью; - принципу равенства, поскольку право пребывания и передвижения в пограничной зоне разных категорий граждан зависит от их регистрации по месту пребывания или по месту жительства; - принципу соразмерности, в связи с тем, что эти ограничения права на свободу передвижения явно не соразмерны защищаемому интересу; - принципу "предусмотрено законом", так как в Законе о границе четко не определены полномочия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по осуществлению ограничений реализации права на свободу передвижения в пограничной зоне. Кроме того, неопределенность отдельных положений Закона о границе не обеспечивает его доступность и предсказуемость. 5. Другая немаловажная проблема связана с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по такому предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как режим пограничных зон (п. "б" ст. 72 Конституции РФ). В связи с тем, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по данному предмету совместного ведения федеральным законодателем не определены, то субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют нормативно-правовое регулирование режима пограничных зон, принимают нормативные акты, в которых устанавливают ограничения права на свободу передвижения в пограничных зонах. В соответствии с Конституцией РФ к исключительному предмету ведения РФ относится определение статуса и защита Государственной границы (п. "н" ст. 71 Конституции РФ). Законом о границе на федеральные органы исполнительной власти возложены полномочия по нормативному регулированию режима пограничных зон, который включает в себя установление их пределов и правил въезда, пребывания и передвижения в пограничных зонах. При этом органы местного самоуправления обладают правом внесения предложений о невключении в пограничную зону отдельных территорий соответствующего муниципального образования (ст. 16 Закона о границе). В ст. 26 Закона о границе определен закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данный перечень полномочий не содержит такого полномочия, как установление пограничных зон и пограничного режима в пограничных зонах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Режим пограничных зон в качестве предмета совместного ведения не нашел своего отражения и в перечне полномочий органов государственной власти субъектов, предусмотренных в Федеральном Законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В то же время анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации показывает, что субъекты устанавливают пограничные зоны, в том числе границы пограничных зон, и определяют пограничный режим, включающий дополнительные требования к документам, которые необходимы для въезда (прохода) в пограничную зону, предусматривают возможности лишения пропуска в пограничную зону, определяют срок пребывания в пограничной зоне, устанавливают основания для отказа в выдаче пропуска, разрешений на въезд и пребывание, в том числе для лиц, имеющих административное взыскание за совершение в течение года правонарушения, при наличии неснятой или непогашенной судимости и т.д. Соответственно, субъекты вторгаются не только в компетенцию федерального законодателя, ограничивая право на свободу передвижения в части территории определенного субъекта, но и в нормативное содержание права на свободу передвижения. На наш взгляд, это происходит потому, что Закон о границе четко не разграничил полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов по режиму пограничных зон. Поэто>му необходимо внести соответствующие изменения в Закон о границе и определить компетенцию и пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу режима пограничных зон. Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях, круглых столах и конкурсах: 1. Принял участие в XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России» (СГУ, юридический факультет, 25.04.2019 г.). Тема выступления: «Ограничение права граждан Российской Федерации на выезд за пределы Российской Федерации»; 2. Принял участие в XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России» (СГУ, юридический факультет, 26.04.2018 г.). Тема выступления: «Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». По теме магистерской работы были опубликованы следующие статьи: 1. Кинжибеков В. В. Ограничение прав граждан РФ на выезд за пределы РФ // Молодой ученый. — 2020. — №2. — URL https://moluch.ru/archive/292/66162/ (дата обращения: 10.01.2020). 2. Кинжибеков В. В. Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 130-133. — URL https://moluch.ru/archive/240/55425/ (дата обращения: 10.01.2020).
Введение

Современная миграция - процесс динамичный и сложный, который влечет различные как позитивные, так порой и негативные социально -экономические и политические последствия для государств. Миграция оказывает большое влияние на облик стран, регионов и даже континентов. Многие европейские страны, еще недавно считавшиеся однонациональными, теперь отличаются большим этническим разнообразием. Благодаря миграции человек постоянно находится на рубеже традиций, культур, взаимодействие с которыми требует от него диалога, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Миграция напрямую отражается на этническом, культурном равновесии общества, а также оказывает влияние на государственные, политические, экономические институты, уклад жизни народов. Международная миграция в современном мире не только растет, но и во многом определяет векторы политического, экономического, социокультурного развития. О сопряженности миграции с экономическим и социальным развитием стран и отдельных регионов, обусловленной важностью, значимостью, ценностью человеческого капитала, написаны целые тома. Ежегодные доклады международных и российских экспертов дают исчерпывающую информацию о человеческом развитии в разных странах мира, в том числе в аспекте миграции. В XXI в. мировое сообщество назвало миграцию наряду с другими факторами инструментом по достижению целей устойчивого развития. Очевидно, что сейчас наибольший поток мигрантов наблюдается в Западной Европе. Вопросы миграции стали в этом регионе наиболее острыми в 2015 г. Причиной послужили события, происходящие в Ливии, Сирии, Ираке и других регионах. В 2015 г. более 1 млн беженцев приехали в Европу из стран, охваченных конфликтами. Хотя сейчас имеет место некоторый спад количества мигрантов, о прекращении потока беженцев говорить пока не приходится. События на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще не прекратились, в 2015 г. в Европу приехала лишь часть беженцев, поэтому согласно экономическому прогнозу Еврокомиссии возможна еще одна миграционная волна. Социально - политическое развитие Российской Федерации в XXI в. также в значительной степени обусловлено миграционными процессами. В 2005 - 2017 гг. (за исключением кризисных 2008 - 2009 гг.) наблюдался общий тренд роста основных показателей миграции населения в Российской Федерации – число прибывших и выбывших, сальдо миграционного прироста за указанный период имели положительные значения. Данный фактор усиливает значимость исследования миграции в аспекте определения ее роли в обеспечении устойчивого развития.
Содержание

ведение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: понятие, значение, содержание…15 1.1. Понятие и значение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства………………………….15 1.2. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: гарантии права; механизм осуществления права…………………………………………………………………………………23 Глава 2. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: понятие, содержание………………………………………………………………47 2.1. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации…………...47 2.2. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства…………………………………………..…………………..53 2.3. Ограничение права на свободу передвижения в пределах РФ……………...66 Глава 3. Право граждан Российской Федерации: на выезд за пределы Российской Федерации, на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию……………………………………………………………………….…77 3.1. Право граждан Российской Федерации на выезд за пределы Российской Федерации…………………………………………………………………………...77 3.2. Право граждан Российской Федерации на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию…………………………………………………………....88 Заключение…………………………………………………………………………92 Список использованной литературы………………………………………...…95
Список литературы

Международное законодательство 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291. 3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993) // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489. 4. По делу "Праведная против Российской Федерации: Постановление Европейского суда по правам человека от 18 ноября 2004 г. // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Российская газета. N 286. 2019. 3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; 2019. N 14 (часть I). Ст. 1461 4. Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4682 5. О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2021. 6. Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Постановление от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития РФ N 17 и Пенсионного фонда РФ N 19пб // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 26 7. По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 8. Об отказе в удовлетворении ходатайства МВД РФ об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2003 г. N 102-О // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 9. По делу о проверке конституционности положений ч. ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гр. А.Я. Аванова: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 2-П // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 531. 10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.В. Хромова на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 334-О // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 11. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 213. 12. По делу о проверке конституционности абзаца 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2089. 13. По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П // СЗ РФ. 1997. N 46. Ст. 5339. 14. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; 2018. N 17. Ст. 2431. 15. Об установлении пограничной зоны и пограничного режима на границе Российской Федерации и Республики Беларусь в пределах Брянской области: Постановление администрации Брянской области от 6 января 2004 г. N 1 // Брянская неделя. 2004. 15 янв. N 2. 16. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.07.2015 N Ф01-2575/2015 по делу N А38-328/2014 // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 17. О снятии установленных судом ограничений на выезд за пределы Российской Федерации: Письмо ФССП России от 03.06.2016 N 00011/16/50623-СВС // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 18. Об установлении пограничной зоны и пограничного режима на границе Российской Федерации и Республики Беларусь в пределах Брянской области: Постановление администрации Брянской области от 6 января 2004 г. N 1 // Брянская неделя. 2004. 15 янв. N 2 19. О взаимодействии уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, с участием НПО, при осуществлении действий, направленных на восстановление нарушенных прав заявителя А.С. Гречко: информационное сообщение аппарата уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае от 7 июля 2006 г. N 13-2006 // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 20. О проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909 21. По делу о проверке конституционности положения пунктов 2 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг., входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П // СЗ РФ. 2007. N 15. Ст. 1820. 22. По делу о проверке конституционности абзаца 2 статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П // СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1909. 23. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Республики Молдова Н.Г. Морарь на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 545-О-О // URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25 марта 2019 г.). 24. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 // Российская газета. N 152. 1993. 2019. N 14 (часть I). Ст. 1461 25. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. 26. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029. Российская газета. N 286. 2019. 27. Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939; 2017. N 23. Ст. 3330. 28. По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783. 29. Об отказе в удовлетворении ходатайства Министерства внутренних дел Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2003 г. N 102-О // URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25 марта 2019 г.). 30. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 // СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5110; 2018. N 53 (часть I). Ст. 8454. 31. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. С.В. Даньшина на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР: Определение Конституционного Суда РФ от 23 января 2003 г. N 17-О // URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25 марта 2019 г.). 32. О разрешительном порядке прописки граждан: Заключение Комитета Конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1) // ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. N 46. Ст. 1307. 33. Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в городе Москве: Постановление правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 859-ПП // Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 65. 34. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 // Российская газета. N 84. 1993; Российская газета. N 295. 2019. Материалы правоприменительной и судебной практики 1. По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края,Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные районы: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909. 2. По делу о проверке конституционности частей первой, второй и третьей статьи 2 и части шестой статьи 4 Закона Московской области от 5 июля 1996 года "О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально - бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство" в связи с жалобами граждан И.В. Шестопалько, О.Е. Сачковой и М.И. Крючковой: Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.1997 N 10-П // СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 3304. 3. Энгель и другие против Нидерландов (Engel and Others v. theNetherlands): Постановление Европейского Суда по правам человека от 8 июня 1976 года (жалоба N 5100/71) // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 4. Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2004 N 60-Г04-14 // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 5. По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 1 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 г. "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 ноября 1995 г. N 14-П // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 4692. 6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы З.А. Косаревой на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 6, ч. ч. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 264-О // Вестник конституционного Суда РФ. 2006. N 2. 7. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.03.2017 N 33а-4442/2017 по делу N 2-13876/2016 // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 8. Постановление ФАС ВВО от 26.05.2009 по делу N А82-14915/2008-18 // URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25 марта 2019 г.). 9. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.05.2017 по делу N 11а-6404/2017 // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 10. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2016 N 33а-23385/2016 по делу N 2а-3761/2016 // [Электронныи? ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовои? системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25 марта 2019 г.). 11. По жалобе гр. Н.П. Медиковой на нарушение ее конституционных прав положением ч. 1 ст. 16 Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае: Определение Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2000 г. N 41-О // СЗ РФ. 2000. N 18. Ст. 2020. 12. По делу о проверке конституционности положений ст. 82 УПК РФ в связи с жалобой гр. В.В. Костылева: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. N 9-П // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3695. Научные статьи, публикации и обзоры периодических изданий 1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия. М., 2016. – 103 с. 2. Из 17 целей цель 10 предусматривает в том числе обеспечение безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции // Доклад о Целях в области устойчивого развития. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017. – 98 с. 3. Лимонова Н. А. Теоретико-правовые подходы к пониманию свободы передвижения // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №3. -89 с. 4. Трубин В., Николаева Н., Мякишева С., Хусаинова А. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, путирешения // Социальный бюллетень. Аналитический центр при Правительстве РФ. 2018. Май. – 78 с. 5. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. 2018. N 4. – 67 с. 6. Прасолов Б.В. Неприкосновенность жилища и невозможность его произвольного лишения // Семейное и жилищное право. 2017. N 6. – 78 с. 7. Прасолов Б.В. Конституционное право граждан на жилище // Семейное и жилищное право. 2016. N 4. -56 с. 8. Миронов В.И., Прасолов Б.В. Некоторые проблемы ретроспективного действия казуальных интерпретаций Конституционного Суда Российской Федерации: теория и практика // Семейное и жилищное право. 2018. N 6. – 56 с. 9. Кузовкина Т.С. Сущность и содержание права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, их развитие // Вестник экономической безопасности. 2018. №6. – 98 с. 10. Позднышов А.Н. Нормативное регулирование свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в Российской Федерации // ЮП. 2018. №1 (62). – 67 с. 11. Прудникова Т.А. Теоретические основы формирования института права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Труды Академии управления МВД России. 2018. №2 (26). – 45 с. 12. Князева И.Н., Кутлубаева Г.Ш. К вопросу о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. №1 (42). – 78 с. 13. Иванова М.А. Проблемы реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Марийский юридический вестник. 2018. №1 (12). – 79 с. 14. Егоров С. А., Прудникова Т. А. Право на свободу передвижения и выбор места жительства - одно из конституционных прав граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №10. – 59 с. 15. Безручко Евгений Валерьевич Концепция общественной безопасности Российской Федерации как важная составляющая в системе средств обеспечения безопасности здоровья граждан в Российской Федерации // ЮП. 2018. №1 (62). – 89 с. 16. Николай Григорьевич Кадников, Геннадий Сергеевич Шкабин Проблемы уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет граждан Российской Федерации и иностранцев по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2017. №4. – 89 с. 17. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина". М., 2000. С. 117. – 51 с. 18. Семенова А.В. Миграционные процессы в Российской Федерации: административно- правовое регулирование // Вестник ПАГС. 2017. №2. – 69 с. 19. Лобанова Яна Витальевна Конституционный смысл свободы экономической деятельности // Вестник экономической безопасности. 2018. №3. – 87 с. 20. Лермонтова Н.В. Понятие и признаки административно-правового режима // Административное и муниципальное право. 2018. N 3. С.48. – 91 с. 21. Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции: Учебное пособие для вузов. М., 2004. – 81 с. Авторефереты и диссертации 1. Шапиро И.В. Право на территориальное самоопределение как элемент конституционного статуса человека и гражданина Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. 2. Босхомджиева Г.Г. Конституционно-правовой механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 3. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2003.
Отрывок из работы

Глава 1. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: понятие, значение, содержание 1.1. Понятие и значение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства Конституционное право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ) является по своей юридической природе конституционной свободой. Местом жительства гражданина (ст. 20 ГК РФ) признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Иные места, в которых гражданин проживает временно, являются местами его пребывания. Установлено также, что граждане, находящиеся под опекой, а также не достигшие 14 лет несовершеннолетние проживают по месту жительства их законных представителей (родителей, опекунов или усыновителей). Любое пригодное для проживания жилище (не только жилое помещение) может стать местом жительства, например, палата в санатории, номер в гостинице. Таким образом, постоянное или преимущественное проживание является не чем иным, как правовой презумпцией. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ конституционная свобода, установленная ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, как и другие права и свободы человека и гражданина, может быть ограничена лишь федеральным законом и исключительно в целях, предусмотренных Конституцией РФ. При этом законность нахождения на территории РФ распространяется только на иностранцев и лиц без гражданства. Законом от 25 июля 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" был введен регистрационный учет граждан по месту жительства и по месту пребывания, заменивший прописку. В нем было сказано, что наличие либо отсутствие регистрации не может являться основанием ограничения либо условием реализации прав человека и гражданина, которые (ст. 18 Конституции РФ) действуют непосредственно и определяют смысл, содержание и применение закона. Следует отметить, что в этот Закон более 10 раз вносились изменения и дополнения. Орган регистрационного учета (ст. 6 Закона N 5242-1) обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства. Но этот орган уполномочен лишь зарегистрировать результат акта свободного волеизъявления гражданина. При этом Конституционный Суд РФ указал, что: 1) понятие "закон" относится лишь к федеральным законам (далее - ФЗ) и федеральным конституционным законам (далее - ФКЗ); 2) регистрация носит уведомительный, а не разрешительный характер; 3) отказ в регистрации возможен лишь по основаниям, предусмотренным "законом"; 4) основные права и свободы граждан гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. Право на свободу есть одно из выражений права личности, соответствующее самому представлению о субъективном праве, как о свободе, соответственно, право на свободу передвижения человека является одним из выражений права личности. Следует отметить, что первоначально под личной свободой человека подразумевали не столько права человека, сколько обязанности со стороны государства по отношению к отдельному человеку, и прежде всего они заключались в неприкосновенности личности со стороны государства. Поэтому многие ученые вплоть до середины XX в. рассматривали личную свободу человека и неприкосновенность личности как идентичные понятия. По мере развития учения естественного права менялось и представление о личной свободе человека, содержание и понимание личной свободы человека существенно расширялись и углублялись. Отечественные и зарубежные дореволюционные исследователи использовали различные термины для обозначения понятия личной свободы: "право личной свободы", "неприкосновенность личности", "право на свободу", "свобода личности", или "личная свобода", "права личности", "гражданские права", "гражданские права свободы", "индивидуальные права", или "основные права". Постепенно содержание понятия "личная свобода человека" стало представлять собой совокупность видов основных (естественных) прав и свобод человека, которые в настоящее время рассматриваются как система основных прав и свобод человека и гражданина. Полагаем, что учение естественного права сформировало доктринальное обоснование права на свободу передвижения в качестве основного права человека; по мере развития теории личных прав и свобод человека право на свободу передвижения стало одним из видов личной свободы человека. В системе основных прав и свобод человека право на свободу передвижения является одним из важнейших элементов, поскольку обеспечивает область индивидуальной свободы человека от неправомерного вмешательства государства и одновременно имеет гарантирующее значение для реализации иных прав и свобод человека. Проведенный анализ различных классификаций прав и свобод позволяет сделать вывод о том, что первоначально классифицировали именно личные (индивидуальные) права и свободы, где право на свободу передвижения относили к тому или иному виду личной свободы. На наш взгляд, достаточно спорной является точка зрения Е.Д. Костылевой, согласно которой при разделении личных прав на три группы право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства относится к группе личных прав, направленных на обеспечение свободы личности при удовлетворении ее отдельных индивидуальных потребностей. Две другие группы личных прав обеспечивают физическую и психологическую неприкосновенность, а также нравственно-духовную ценность личности. Следует отметить, что все личные права, в том числе и свобода передвижения, направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого человека. Право на свободу передвижения не только обеспечивает физическую и психологическую неприкосновенность, но и способствует нравственно-духовному развитию человека. Отметим, что в настоящее время актуальна точка зрения, согласно которой свобода передвижения тесно связана с неприкосновенностью личности, образуя таким образом право личной свободы. Так, например, В. Блэкстоун усматривал право личной свободы человека в возможности передвижения, изменения ситуации или перемещения любого лица в любое место по собственному желанию без преследования за это, без ограничения или тюремного заключения, которые допустимы лишь после надлежащей законной процедуры. Право на непосредственное передвижение совместно с личной безопасностью (неприкосновенностью) составляет самостоятельный вид личной свободы человека и гражданина. Леон Дюги под индивидуальной свободой понимал обыкновенную свободу, или свободу физическую, т.е. гарантию каждого человека свободно идти, оставаться, отправляться, подвергаться опасности, быть арестованным или задержанным лишь согласно формам, определенным Конституцией 1791 г. Противоположную позицию занимал В. Орландо, который рассматривал свободу передвижения и свободу выбора места жительства как одну из форм проявления личной свободы, как гарантию против произвольного ареста и заключения, против высылки и назначения обязательного места жительства, против мер, стесняющих переезды в пределах страны или за границу. Исследователь М. Ориу разделял личную неприкосновенность и свободу, под которой подразумевал личную свободу, или свободу передвижения, которая тесно связана с личной неприкосновенностью, однако не сливается с ней в том смысле, что она лишь является обеспечением свободы передвижения, тогда как личная неприкосновенность является обеспечением жизни. В настоящее время на тесную взаимосвязь и взаимозависимость свободы передвижения и личной неприкосновенности указывает прецедентная практика Европейского суда по правам человека, согласно которой лишение человека свободы передвижения и содержание его в определенном месте расцениваются как акт "лишения свободы". Полагаем, что общепризнанное современное понятие «право на свободу и личную неприкосновенность» является результатом эволюции права личной свободы (в классическом смысле), которое изначально представляло собой совокупность свободы передвижения (в узком смысле) и личной безопасности человека, т.е. физической свободы лица, целью которой является гарантия каждого от непроизвольного лишения этой свободы. На наш взгляд, достаточно спорным является мнение о том, что основным содержанием права на свободу передвижения является то, что ее ограничения, такие как арест, заключение, взятие под стражу и т.д., могут быть осуществлены только при наличии минимальных процессуальных гарантий и, в частности, судебной проверки, поскольку в данном случае право на свободу передвижения рассматривается в качестве элемента личной неприкосновенности, а содержание определяется через ограничения, которые применительно к праву на свободу передвижения имеют косвенный характер. Мы полагаем, что право на свободу передвижения в узком смысле можно рассматривать в качестве компонента неприкосновенности личности, так как при ограничении личной неприкосновенности автоматически ограничивается и свобода передвижения, ограничения которой принимают различные формы: высылку, ссылку, запрет, заключение и т.п. Вместе с тем право на свободу передвижения является личным правом человека (в широком смысле) и имеет свои собственные ограничения. Свобода передвижения представляет собой безусловное охранительное право от государственных ограничений и является субъективным правом человека, т.е. конкретным правом, имеющим в настоящее время собственное нормативное содержание. На наш взгляд, достаточно спорным является мнение И.В. Шапиро, согласно которому пять конституционных правомочий: право на свободу передвижения, право на выбор места пребывания, право на выбор места жительства, право на выезд, право на возвращение граждан Российской Федерации - составляют право на территориальное самоопределение человека и гражданина. Представляется, что в данном случае речь идет о новом названии права, компонентами которого являются пять правомочий, закрепленных в ст. 27 Конституции РФ. В юридической литературе право на самоопределение, как правило, рассматривают в качестве одного из аспектов проблемы суверенитета и связывают с правом наций на самоопределение, т.е. с правом той или иной нации решать свою государственно-правовую судьбу по собственному желанию, естественно, на определенной территории. Свобода передвижения, являясь личным правом человека, имеет гарантирующее значение для реализации других конституционных прав и свобод. Мы полагаем, что при названии того или иного права необходимо учитывать исторический аспект формирования права. Поэтому обозначение совокупности правомочий, закрепленных в ст. 27 Конституции РФ, в качестве права на территориальное самоопределение представляется не совсем удачным. Право на свободу передвижения, или свобода передвижения человека и гражданина, достаточно устойчивое обозначение относительно самостоятельных личных прав, составляющих его нормативное содержание. Таким образом, право на свободу передвижения имеет комплексный характер, нормативное содержание которого составляют следующие правомочия: 1) свободное перемещение на территории РФ; 2) свободное пребывание и проживание на территории РФ; 3) свободный выезд за пределы РФ; 4) возможность переезда на жительство в другую страну; 5) возможность беспрепятственного возвращения в РФ граждан РФ. На основе перечисленных правомочий формируются относительно самостоятельные субъективные личные права, которые являются элементами свободы передвижения и определяют ее нормативное содержание. Конституционно гарантированное право на свободу передвижения имеет экономическую направленность и состоит из относительно самостоятельных личных прав, которые можно разделить на две основные группы по критерию территориальных пределов реализации: права, реализующиеся в пределах Российской Федерации (право на свободное перемещение, право на жительство и право на выбор места жительства, право на пребывание и выбор места пребывания); права, реализация которых выходит за пределы Российской Федерации (право на свободный выезд и на беспрепятственное возвращение). Критерий территориальных пределов реализации права на свободу передвижения предопределяет для каждой группы личных прав взаимозависимость, собственное законодательное регулирование и допустимые ограничения. 1.2. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: гарантии права; механизм осуществления права В условиях рыночной экономики, предполагающей свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), существенно повышается значение экономической и социальной мобильности населения. А это неизбежно связано с необходимостью усиления государственных гарантий реализации права на свободу передвижения в Российской Федерации. Поэтому необходимо искать новые подходы к пониманию позитивных обязанностей государства, которые, так же как и негативные обязанности государства, корреспондируют с правом на свободу передвижения. В юридической литературе понятие "механизм" стало методологической категорией и рассматривается исследователями в различных аспектах: механизм реализации прав и свобод, механизм защиты прав и свобод, охранительный механизм прав и свобод, механизм обеспечения прав и свобод, социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод и т.д. Одно из за лексических за значений во понятия к "механизм" из - на система, к устройство, из определяющие ну порядок во какого-либо во вида к деятельности. В механизм конституционного обеспечения права на свободу передвижения входят следующие элементы: механизм реализации права на свободу передвижения; механизм его охраны и механизм защиты данного права. В к соответствии за с и лексическим из значением о термин за "гарантия" на подразумевает во обеспечение, из термин ну "гарантировать" к означает за "защищать" на или он "обеспечивать". к Следовательно, из понятие из "гарантия" и подразумевает на защиту из или ну обеспечение. за В ну современной из юридической во литературе на сущность ну механизма о реализации за прав на и во свобод ну обозначается о по-разному: он "гарантируется", за "охраняется", о "не он допускается", о "обеспечивается" из и о т.д. он Все из это во определяет и способы, за методы и и за средства во осуществления ну прав к и из свобод. Таким он образом, на понятие за "гарантия" на является на более из широкой из категорией он и ну подразумевает и обеспечение ну и и защиту во права о на на свободу о передвижения и человека во и из гражданина. во Конституция он РФ из гарантирует ну реализацию о права ну на о свободу он передвижения, на его ну охрану во и во защиту. на При во этом на охрана на и и защита и призваны о обеспечить и реализацию о права он на ну свободу за передвижения. во Полагаем, о что к реализацию из права на на и свободу на передвижения ну обеспечивают к закрепленные ну в он ст. о 2 и Конституции о РФ о три к основные ну государственные во гарантии: за признания, во соблюдения о и на защиты, и содержание на которых он раскрывается на в он гл. за 2 он Конституции ну РФ. Обозначенная он нами ну гарантия во признания ну предполагает о конституционное к закрепление ну права о на к свободу он передвижения и и он означает, во что о государство ну не ну наделяет и этим на правом он тех, к кого во посчитает из нужным, за а о признает во его он в во качестве ну основного во права к человека, к неотъемлемой о составляющей он конституционного ну статуса он личности во в и Российской во Федерации. Гарантия из соблюдения о права на на во свободу во передвижения на связана за с ну негативным за аспектом он реализации о данного о права, он который о требует он минимального он законного о вмешательства и в о процесс о реализации во права за на он свободу к передвижения, из отказ из от он его на отрицания из и он умаления. Гарантия ну защиты во права на на ну свободу на передвижения ну требует за активных к действий он государства и через и систему он государственных за органов, на деятельность во которых к направлена во на из недопущение ну нарушений к реализации за права из на к свободу он передвижения, к на на восстановление за права на в за случае во нарушения и его он реализации ну и на на о возмещение и ущерба на (компенсацию) во в ну случае о неправомерного за нарушения к данного к права. По во сути, во государство, ну обеспечивая к выполнение к своих он обязанностей, и гарантирует на реализацию и права о на из свободу во передвижения на человека о и и гражданина за на к всей о территории он РФ, он без ну учета из границ к между во субъектами он РФ. Комплексный ну анализ ну гл. ну 2 к Конституции за РФ за позволяет на отметить, во что и гарантия и признания за права на на ну свободу во передвижения из в ну Российской он Федерации к реализуется на в ну ст. во 27 на Конституции он РФ. он Гарантия и соблюдения за государством к права он на за свободу на передвижения во раскрывается во в о ч. во 1 на ст. о 17 за и ну в за ст. он 18 во Конституции к РФ, он поскольку за в за положениях и этих ну статей и заключается он смысловое о содержание и обеспечительной из деятельности за государства, он которая за направлена и на и реализацию он права о на к свободу во передвижения. из Гарантия из защиты во права ну на о свободу за передвижения во в на общем и смысле о обозначена о в на ч. и 3 во ст. во 17 из и во в во ст. к 19 из Конституции о РФ; из гарантию о защиты и права во на и свободу ну передвижения и можно и реализовать за через он права, во гарантированные за ст. за 45, за ч. о 3 ну ст. и 46 во Конституции за РФ. во Гарантия о компенсации из в к случае на неправомерного во нарушения ну государством ну права к на из свободу ну передвижения за следует о из к ст. о ст. из 52 он и ну 53 о Конституции во РФ. из На за наш и взгляд, за положения ну ст. и 55 во и за ч. и 1 о ст. за 56 ну Конституции к РФ он гарантируют он и к соблюдение, к и о защиту о права из на во свободу к передвижения и человека и и из гражданина. Можно во сказать, о что во система во конституционных за гарантий ну реализации из права он на к свободу ну передвижения и является во системой ну обязанностей на государства и по к обеспечению к реализации на права из на ну свободу из передвижения за на ну всей за территории о Российской из Федерации. Следует ну отметить во анализ о польского из Билля из о на правах, из который за позволил о В. на Ощатыньски из выделить о четыре за механизма он обеспечения ну исполнения и основных из прав во и и свобод: а) он механизм, ну основанный на на во основополагающем из праве о предъявления за судебного и иска за в из защиту из своих он прав; б) из механизм, о образованный ну на из праве на требования ну компенсации к в на случае во нарушения за прав к от за государственного о служащего к или из от во государственного о учреждения, к где о он за работает; в) о механизм, на созданный за на за праве из обращения к в во Конституционный он трибунал ну с он целью на проверки ну конституционности во парламентских из и к законодательных из актов; г) из механизм, он основанный и на за праве и обращения он к ну посреднику за по за жалобам о в к случае и нарушения во гражданских о прав. На на наш во взгляд, и мнение ну Г.Г. ну Босхомджиевой во о он том, к что к механизм на обеспечения во личных за прав к и на свобод он человека на и о гражданина во является из совокупностью из трех за взаимосвязанных ну элементов: во механизма и охраны, на механизма ну защиты к и к механизма к восстановления, он нужно из рассматривать за в ну узком за смысле, к поскольку за в он качестве и элемента ну механизма и обеспечения во прав и и он свобод о необходимо к дополнительно ну выделить на механизм из реализации на права он и к свободы. и Мы и полагаем, во что и механизм о охраны, к механизм из защиты из и из механизм о восстановления на являются к элементами во гарантии на защиты и прав из и он свобод, ну которая за наряду из с во механизмом и реализации о является он элементом ну конституционно-правового и механизма к обеспечения он прав к и из свобод. Следует о согласиться за с за существующим он в о юридической ну литературе о мнением, ну согласно и которому во конституционно-правовой он механизм из обеспечения ну личных на прав на и и свобод за человека ну и во гражданина на подразделяется из на за механизм во обеспечения он личных он прав из и он свобод на человека во и за гражданина из на во уровне и Российской к Федерации к и о механизм он обеспечения на личных ну прав за и он свобод о человека на и к гражданина во на за уровне во субъектов на Российской к Федерации. По он нашему за мнению, ну конституционно-правовой ну механизм ну обеспечения из права он на к свободу на передвижения из человека во и и гражданина ну необходимо о рассматривать ну как во сложный за конституционно-правовой к комплекс, ну который ну включает за в о себя он внутригосударственный к и и международный и механизмы. он Внутригосударственный он конституционно-правовой во механизм ну обеспечения во права на на к свободу ну передвижения на осуществляется: из 1) за на он уровне во Российской к Федерации; во 2) к на к уровне он субъектов во Российской на Федерации; во 3) к на о уровне он местного и самоуправления. Содержание за внутригосударственного и конституционно-правового о механизма на обеспечения ну права он на ну свободу на передвижения он раскрывается во через к следующие и относительно к самостоятельные на механизмы: 1) на механизм он реализации; к 2) на механизм ну охраны; и 3) он механизм он защиты за (восстановления во при за нарушении к права); из 4) и механизм во компенсации на в он случае на нарушения на права. на Международный из механизм и обеспечения из права из на к свободу во передвижения из состоит к из на следующих и взаимосвязанных во механизмов: во 1) к механизма к реализации он (международные и договоры о и за соглашения); на 2) и механизма о охраны на (международно-правовые за акты и о во правах ну человека, он международный на контроль за за о соблюдением на прав за и во свобод ну человека на и он др.); и 3) о механизма ну защиты во (деятельность из международных на судов, о международных на правозащитных из организаций). Кроме к того, к конституционно-правовой и механизм о обеспечения за права за на во свободу из передвижения он можно ну рассмотреть за как за деятельность к государственных на органов, на общественных ну объединений во и он иных за организаций, во должностных и лиц, к всех ну лиц, ну кто из законно к находится к на из территории за Российской из Федерации, на направленную за на и создание и оптимальных о условий за для из реализации ну правовых из норм и и во правомерного ну осуществления ну данного из конституционного во права. Таким за образом, он конституционно-правовой ну механизм из обеспечения и права на на и свободу и передвижения за - о это к комплекс ну согласованных за действий о государства за (форм, во способов, во критериев, на средств), и направленных из на из невмешательство на и о одновременно за с о этим ну на и создание он условий, на гарантирующих из реализацию во данного ну права; на действия о по на охране, во защите на (восстановления к права ну в во случае он нарушения на его за реализации) он и о компенсации из в ну случае во нарушения ну права ну неправомерными из действиями из и он привлечение к к во ответственности он виновных на лиц. Следует к согласиться он с во мнением и Г.Н. к Комковой, во которая за указывает и на ну то, из что во равенство на - о понятие он социальное. во Принцип к равноправия ну выражает о сущность за правового о статуса ну личности, во его о социальное к назначение. ну С о опорой к на из мнение за Г.Н. и Комковой ну о и правовой и и на социальной ну сущности во принципа во формального ну равенства на проведенный за нами из анализ и влияния он данного к принципа во на на свободу за передвижения и позволил он сделать из два о основных и вывода. 1. из Принцип на формального о равенства и обеспечивает ну каждому, во кто во законно из находится о на ну территории ну Российской на Федерации, за равенство за возможностей и реализации ну права о на из свободу и передвижения к в на пределах к Российской о Федерации, на в на том о числе и путем и законодательного и установления о обоснованных во льгот ну (позитивная он дискриминация). 2. на Принцип из формального о равенства, ну основанный он на и равенстве из людей о по он праву о их ну рождения, за вызывает к необходимость на обеспечения и государством и условий и реализации на права он на к свободу о передвижения во в и пределах за Российской ну Федерации, во поскольку во без за возможности ну реализации к данного к права о трудно из говорить и о и достойной за жизни на и из свободном ну развитии о человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 80 страниц
2200 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 106 страниц
1050 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 66 страниц
750 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 63 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg