Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Управление инновационными процессами в образовательной организации (на примере ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ)

irina_k200 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности особенностей организации методической работы в вузе, инновационных процессов как механизма управления и необходимости совершенствования системы управления образовательным процессом с использованием инноваций в системе высшего образования. Объект исследования — инновационные процессы в образовательной организации высшего образования. Предмет исследования ¬— процесс управления инновациями в высших образовательных организациях на примере экономического факультета ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. Цель дипломного исследования - изучить в теории и на практике процесс управления современными инновационными процессами в высшей образовательной организации на примере экономического факультета ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ и разработать проект по совершенствованию системы управления данным процессом. Задачи дипломной работы: 1. Изучить теоретические основы управления инновационными процессами в системе высшего образования; 2. Изучить опыт управления инновационными процессами на примере экономического факультета ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ; 3. Разработать проект по совершенствованию методической работы и системы управления инновационными процессами на примере ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составляют концептуальные разработки в области развития системы образования, нормативные правовые акты и программные документы, в которых сформированы основы политики государства в этих областях, а также теоретические разработки по управлению процессом организации работы в образовательных организациях с использованием инноваций, общенаучные положения теории управления, системный, личностно-деятельностный, синергетический, акмеологический и диалоговый подходы к управлению инновационными процессами, теория и принципы инновационного менеджмента. В работе использованы положения, определяющие содержание системного (Ю.А. Конаржевский [32], П.И. Третьяков [50]), личностно-деятельностного (И.А. Зимняя [28], А.Н. Леонтьев [35]) подходов к управлению инновационными процессами в вузе; рефлексивного (П.И. Третьяков [50]); диалогового (Ю.Н. Кулюткин [33]) подходов к управлению педагогическими системами. Основные положения дипломного исследования опираются на выводы специалистов в области инноваций: В.И. Загвязинского [25], В.А. Сластенина [47], О.Г. Хомерики [55]; в области управления: Б.С. Гершунского [18], П.И. Третьякова [50]; в области управления инновационными процессами: И.Т. Балабанова [11], Л.H. Оголевой [39], Ю.В. Шлёнова [60]. Методы исследования: Для реализации поставленных задач в работе использовались следующие группы методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент); методы общетеоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация) и общенаучные методы (аналогия, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Информационная база исследования включает в себя: - Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 26.07.2019) [1]; - Постановление Правительства РФ N 528-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 гг.» от 30 декабря 2013 г. [2]; - Распоряжение Правительства РФ N 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г» от 8 декабря 2011 г. (ред. от 18.10.2018) [3]; - Постановление Правительства РФ N 1698 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать образовательная организация высшего образования или научная организация, по инициативе которых создается инновационный научно-технологический центр» от 29 декабря 2017 г. (ред. от 01.10.2018 № 1168, от 30.07.2019 № 978) [4]; - Положение «О порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ» [5]; - Положение «Об электронной информационно-образовательной среде ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ»; - Положение «Об электронном портфолио обучающегося ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина» [6]; - Регламент работы ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ на 2019-2020 учебный год; - Отчет о работе экономического факультета за 2018-2019 учебный год. Эмпирической базой дипломного исследования является практический опыт ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ по созданию и управлению системы управления инновационными процессами в образовательной организации. Практической базой исследования является экономический факультет ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина». Научно-практическая значимость данного дипломного проекта заключается в возможности применения его результатов и выводов в организации эффективного управления инновационными процессами с целью совершенствования системы управления инновационными процессами в образовательной организации на примере ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. Апробация результатов дипломного исследования проходила на базе ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ в процессе прохождения преддипломной практики. Результаты дипломного исследования представлены в форме статьи на тему: «Управление инновационными процессами в образовательной организации» в ХX Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики». А также апробированы при проведении исследования в образовательном процессе на примере ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников, литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы дипломного исследования. В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми её звеньями. Идеи развития становятся одной из наиболее мощных движущих сил в системе образования. Радикальные изменения социально-экономического устройства общества неизбежно ведут к смене требований к образованию, их дифференциации, к необходимости удовлетворения этих новых требований. В таких условиях невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь и не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания. И те, кто осознаёт это, получает больше возможности для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений. Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до его осуществления сложный путь, и на нем множество препятствий. Поэтому не случайно вопрос эффективности управления одна из наиболее актуальных тем в теории и практике управления. Без овладения специальными технологиями управления руководителям часто не удаётся реализовать замыслы инновационных преобразований, поскольку, инновационные процессы как объект управления качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов и требуют других способов реализации управленческих функций. Инновационные процессы охватывают в настоящее время всю систему непрерывного образования (от дошкольного до послевузовского) и педагогическую науку как составную часть системы образования и ведущий источник ее обновления. Современная социокультурная ситуация изменения нашего общества, ее динамизм, неопределенность и непредсказуемость делают неизбежным качественно новый параметр этих процессов — их перманентность, нацеленность на непрерывное сущностное и целостное обновление образования, его опережающее развитие (И.Г. Абрамова [7], Л.Д. Гирева [20], В.И. Загвязинский [25], A.M. Саранов [45], А.П. Тряпицына [51]). По мнению М.В. Кларина [30], в условиях резких социокультурных перемен наша педагогика столкнулась с «обвальной инновационностью в образовании». Это вызвало псевдоинновации, различные имитации по принципу «смены вывесок» и деформации инновационных процессов, проявляющиеся в расхождении содержательных и формальных признаков инновационности; в реализации образовательных утопий и реанимации образовательных анахронизмов, ориентации образования не на развитие, а на изживание недостатков традиционной школы, стремление любой ценой не отстать от модных педагогических веяний, перепробовать новое методом проб и ошибок, без предварительного прогнозирования возможных последствий. Таким образом, организация управления инновационным процессом на современном этапе в образовательной системе на основе глубокого комплексного критического анализа всех сторон и аспектов ее деятельности, с учетом прогноза возможных последствий нововведений, предстает как проблема, требующая скорейшего осмысления со стороны ученых, педагогов и практиков. В связи с этим, в современных условиях развивающегося общества и государства, непрекращающейся модернизации образования, тема нашего исследования является актуальной и востребованной. Степень научной разработанности дипломного исследования. К настоящему времени проведен целый ряд исследований, раскрывающих различные аспекты, связанные с инновационными процессами и проблемами управления ими. Инновации, инновационные процессы в образовании освещаются в работах современных ученых-педагогов: М.С. Бургина [12], В.И. Загвязинского [25], а также JI.C. Подымовой [41], О.Г. Хомерики [55]. Проблемам управления инновационными процессами в образовании посвящены исследования М.В. Артюхова [10], К.Я. Вязиной [17], Б.С. Гершунского [18], O.A. Добрыниной [22], Л.А. Ивановой [29]. В зарубежной педагогике проблемы планирования инноваций и управления инновационными процессами изучают: Ш. Ковач [31], А. Николлс [37], Э. Роджерс [43]. В последнее время стали появляться работы, раскрывающие возможности организационно-педагогических условий в повышении эффективности управления инновационными процессами в различных педагогических системах (публикации В.А. Анищенко [8], А.П. Волчковой [14], Е.А. Шатохина [58]).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Сущность понятия «инновационные процессы» в образовании. Роль управления инновациями в развитии образовательной системы высшего образования 1.2 Организационно-управленческие условия развития инновационной образовательной среды в системе высшего образования Раздел II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ФГБОУ ВО БЕЛГОРОДСКИЙ ГАУ 2.1 Анализ особенностей организации управления инновационными процессами в образовательной организации на примере экономического факультета ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ 2.2 Обоснование эффективности управления современными инновационными процессами на примере экономического факультета ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ Раздел III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО БЕЛГОРОДСКИЙ ГАУ 3.1 Разработка проекта по совершенствованию системы управления инновационными процессами в образовательной организации «Создание Центра методической помощи по использованию инноваций в образовательном процессе на экономическом факультете ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения 09.10.2019). 2. Об утверждении государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 гг.»: Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года №528-пп. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» - URL: https://base.garant.ru/26367781/ (дата обращения 12.10.2019). 3. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020: Распоряжение Правительства РФ N 2227-р от 8 декабря 2011 г. (ред. от 18.10.2018). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» - URL: https://base.garant.ru/70106124/ (дата обращения 18.10.2019). 4. Об утверждении критериев, которым должны соответствовать образовательная организация высшего образования или научная организация, по инициативе которых создается инновационный научно-технологический центр: Постановление Правительства РФ N 1698 от 29 декабря 2017 г. (ред. от 01.10.2018 № 1168, от 30.07.2019 № 978). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» - URL: https://base.garant.ru/71849538/ (дата обращения 09.09.2019). 5. О порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ: Положение ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. 6. Об электронном портфолио обучающегося ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина»: Положение ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ. 7. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования / И.Г. Абрамова. - М.: Гардарики, 2013. - 368 с. 8. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. 9. Анищенко В.А. Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. - С. 16 19. 10. Артюхов М.В. Маркетинговая стратегия управления модернизацией муниципальной системы образования: учебное пособие / М.В. Артюхов. - М.: Издание, 2013. - 165 с. 11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2010. - 528 с. 12. Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. - М.: Педагогика, 2014. 304 с.43. 13. Вакулюк В.М., Семенова Н. Г. Использование мультимедиа технологий в лекционном курсе / В. М. Вакулюк, Н.Г. Семенова // Современные наукоемкие технологии: Сборник научных трудов. Выпуск № 2, 2014. - С.16-28. 14. Волчкова А.П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект: автореферат / А.П. Волчкова. - Москва, 2009. - 21 с. 15. Вохмянина С.М. По системе Марии Монтессори/ С.Н. Вохмянина// Педагогический вестник. – 2012. – № 8 (299). – с.7. 16. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Вготский. - Издательство «Азбука», 2016 - 448 с. 17. Вязина К.Я. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное развитие / К.Я. Вязина. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2016. - 296 с. 18. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 432 с. 19. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект: Пособие для преподавателей / В.И. Гинецинский. - Москва. Издательская корпорация «Логос», 2014. - 196 с. 20. Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80-х гг. XX века / Л.Д. Гирева // Педагогика. - 2015. - № 5.-С.83-86 21. Гордиенко И.В. Организация и управление методической работой в системе среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие / И.В. Гордиенко, Ю.М. Мельник. – Белгород: ОГАОУ ДПО БелИРО, 2019. - 144 с. 22. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи / О.А. Добрынина. - Новокузнецк, 2012. - 205 с. 23. Дубинин Н.П. Что такое человек/ Н.П. Дубинин. - М.: Мысль, 2013. - 334 с. 24. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании/ Н.И. Ерофеева// Народное образование. – 2012. – №5. – с.94. 25. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 2010. – с. 8. 26. Захаров А.А. Электронная библиотека вуза с развитой сетью филиалов как основа для становления корпоративной образовательной среды: учеб. пособие/ А.А. Захаров. - ИНФРА- М, 2017. - 18 с. 27. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 112 с. 28. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и спец. / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2009. - 382 с. 29. Иванова Л.А. Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании: Науч.-метод. рекомендации / Л.А. Иванова. - Великий Новгород: НРЦРО, 2017-. - 22 с 30. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Наука, 2015. - 223 с. 31. Ковач Ш. Повышение творческой активности сознания в трудовом коллективе: диссертация кандидата философских наук / Ш. Ковач. - Москва, 2013. - 158 с. 32. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - Педагогический поиск, 2010. - 224 с. 33. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 2015. - 305 с. 34. Лазарев В.С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2014. – № 1. –с.16. 35. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2015. 352 с. 36. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: учеб. пособие / В.С. Мерлин. - «МОДЭК, МПСИ», 2009. - 544 с. 37. Николлс А. Социальное предпринимательство: новые модели устойчивых социальных изменений / А. Николлс. - Издательство Оксфордского Университета, Лондон, 2008. - 87 с. 38. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А.М. Новиков// Дополнительное образование. – 2012. – № 4. – с.53. 39. Оголева Л.Н. Инновационная составляющая экономического роста / Л.Н. Оголева. - М.: Изд-во Финансовой академии, 2016. - 78 с. 40. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. вузов/ С.В. Панюкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 224 с. 41. Подымова Л.С. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности: монография / Л.С. Подымова, Л.А. Долинская. - Прометей, 2016. - 256 с. 42. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социал. пробл. инноватики) / А. И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2013. - 863 с 43. Роджерс Э. Коммуникации в организациях: пер. с англ. / Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс // Под ред. Л. И. Евенко. - М.: Экономика, 2010. - 176 с. 44. Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е.Н. Руднев// Директор школы. – 2016. – № 8. – с.38. 45. Саранов A.M. Аксиологические основы российской педагогической науки и практики: учеб. пособие / А.М. Саранов, С.В. Куликова. Волгоград: Перемена, 2013. - 185 с. 46. Селевко Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко // Народное образование. – 2015. – № 1. – с.181. 47. Сластёнин В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2016. 48. Сукиязов А.Г. Принципы использования активных компьютерных технологий для предметного обучения / А.Г. Сукиязов, С.О. Крамаров. - М.: Проспект, 2013. - 38 с. 49. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - Изд. 3-е, М.: ИНФРА- М, 2013. - 601с. 50. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе / П.И. Третьяков. - М.: Скрипторий, 2016. - 567 с. 51. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А.П. Тряпицина. - Ленинград: ЛГПИ, 2011. - 91 с. 52. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 5. – с.8. 53. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль / Э.Н. Фаустова. - М.: НИИВО, 2014. - 130 с. 54. Хабибуллин К.Я. Методы эффективного управления/ К.Я. Хабибуллин // Образование в современной школе. - 2015. - № 7. - с. 56. 55. Хомерики О.Г. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании: прошлое, настоящее, будущее / О.Г. Хомерики // МИР: Модернизация. Инновации. Развитие, 2011. - С. 59-65. 56. Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента/ А.В. Хуторской// Школьные технологии. – 2016. - № 3. – с.44. 57. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров. - НОУНБ, 2010. - 238 с. 58. Шатохин Е.А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением: диссертация / Е.А. Шатохин. - Орел, 2012. - 186 с. 59. Ширшов Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий / Е.В. Ширшов, Е.В. Ефимова. - Издательство: Логос, Университетская книга, 2014. - 168 с. 60. Шленов Ю.В. Планирование и финансирование научно-предпринимательской деятельности высшей школы / Ю.В. Шленов. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2015. - 54 с. 61. Якобсон Р.О. Формальная школа и современное русское литературоведение / Р.О. Якобсон. - Издательство: Языки славянских культур. - 2013. - 280 с. 62. Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина //. - 2012. - №4. - с. 30-32.
Отрывок из работы

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Сущность понятия инновационных процессов в образовании. Роль управления инновациями в развитии образовательной системы . Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране [42]. Как и любой производственный процесс, инновационная деятельность требует для своего эффективного осуществления управления этой деятельностью. Управление инновациями в современном образовательном процессе – это важнейшая составная часть управленческой деятельности, вообще связанная с обеспечением развития образования, совершенствованием всех его элементов и подсистем. Управление – это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы и связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты. Управление инновациями – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение инновационных целей образовательной организации на основе рационального использования научных, организационных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Управление инновациями предполагает формирование соответствующей системы управления, тоесть форм и методов управления инновационной деятельностью, которые в значительной мере определяются характером осуществляемых нововведений [49]. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение –инновация. Под управлением инновационным процессом в образовательной организации следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития, учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой вузом работы. На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников [14]. Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в новшество и проходящий этапы: поиск, исследование, конструирование, эксперимент, распространение. Это многоаспектный процесс. Он заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике [39]. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этих изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. На наш взгляд, управление инновационными процессами – это совокупность последовательных действий всех субъектов инновационной системы, которые согласованы между собой на всех уровнях управления (планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование) и стремятся к достижению устойчивого развития экономики на данном этапе посредством инноваций. Управление инновационным процессом на уровне отдельно взятой образовательной организации – это совокупность мер и действий по организации перехода от одного этапа к другому, в конечном счете, получении нового средства, метода, технологии обучения, позволяющих достичь большей эффективности качества образования посредством планирования, формирования инновационной политики, наличия инновационной стратегии, организации инновационного менеджмента, наличия инновационного потенциала, мониториринга возможностей для осуществления всех элементов и этапов инновационного процесса, организации взаимодействия с инновационной инфраструктурой, прогнозирования уровня инновационного развития, контроля. И оттого, насколько грамотно будет осуществляться управление, зависит конечный результат. В данном случае, управлять необходимо научной, научно-технической, производственной деятельностью, интеллектуальным потенциалом образовательной организации, инвестиционными, финансовыми ресурсами. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений – В.И. Загвязинский [25]. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового – Р.Х. Шакуров [57]. Ученые считают, что управление инновационным процессом в контексте целостного развития вуза должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты: - работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности; - работу с обучающимися, предполагающую изучение и учет интересов и образовательных потребностей обучающихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; - работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в вузе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; - совершенствование работы совокупного субъекта внутривузовского управления с целью максимального использования имеющихся в вузе ресурсов; - осуществление связей с окружающей вуз средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в вуз дополнительных ресурсов; - осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; - осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности. Инновация в образовании – это результат инновационной деятельности работников образования, способствующей созданию существенного положительного новшества (методики, технологии, программы) и реализованного в практической деятельности. Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки. Общепринятой системной классификации нововведений в образовании пока не создано. Однако наиболее приемлема для использования классификация А.И. Пригожина [42]. 1. По объекту изменений (по их отнесенности к той или иной части учебно-воспи¬тательного процесса): - в содержании образования; - в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; - в организации учебно-воспитательного процесса; - в управляющей системе образовательной организации. 2. По масштабу (объему) вносимых преобразований: - на частные (локальные, единичные), не связанные между собой; - на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе обучающихся); - на системные (охватывающие всю образовательную организацию) нововведения. Руководящие органы любой образовательной организации, а тем более той, что переходит в режим развития, тоесть образовательной организации в которой организован инновационный процесс, обязаны все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. Роль инновации в современном образовательном процессе весьма велика. Данному явлению способствует большое количество различных факторов и с уверенностью можно констатировать, что развитие всего будущего напрямую зависит от оперативности внедрения инновационных методов и технологизации непосредственно в образовательный процесс. Все дело в том, что инновация и технология в последнее время – явления очень и очень сильно взаимосвязанные. Так, например, технологизация образования в любом случае приводит к появлению и возникновению новых инновационных педагогических методов обучения. А инновация в обучении, в свою очередь, дает толчок развитию технологической составляющей. Нет одного, нет и другого. Стоит также выделить и задачи современного инновационного направления в образовании. Управление процессами, происходящими в образовательных организациях - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы [10]. Преподаватель и педагог в этой ситуации должен выступать, своего рода, исследователем. Он должен искать наиболее оптимальные пути к тому, чтобы максимально эффективно, учитывая все индивидуальные особенности обучающихся, удовлетворить их «образовательные потребности» и реализовать потенциал. Иными словами, педагог должен найти к каждому обучающемуся индивидуальный подход и выступить помощником в его самореализации. Ведь каждый человек стремится достичь успеха, нужно лишь правильно направить его. Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе образовательных организация. На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества образования. Развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь педагогам в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любой образовательной организации должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. 1.2 Организационно-управленческие условия развития инновационной образовательной среды в системе высшего образования Под инновационной образовательной средой понимается весь комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, и создающих профессиональную компетенцию. Понимание инновационной образовательной среды необходимо дополнить таким феноменом как «взаимодействие», именно взаимодействие множества компонентов, которые составляют эту среду, делают её полноценной и инновационной. Инновационная образовательная среда каждой образовательной организации формируется корпоративным сообществом преподавателей, студентов, педагогов-новаторов. Компонентами инновационной образовательной среды являются: современные образовательные технологии, сотрудничество, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компетентностно-деятельностный подход (КДП), учебно-методический комплект (УМК), разноуровневое содержание образования, урок. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная среда – макросреда и ближняя – микросреда, окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда), либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы. Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования, бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс. Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность. Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал организации. Знание внешней - инновационный климат. Знание среды в целом - инновационную позицию организации. Развитие вуза на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии – целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума [40]. Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов. В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий и условий развития инновационной образовательной среды: 1. Разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы; 2. Определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие вуза на основе интеграции инновационных потенциалов вуза, семьи и социальной среды; 3. Разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса; 4. Подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, обучающихся и их родителей к участию в инновационном процессе; 5. Обновление структуры внутривузовского управления; 6. Создание инновационного совета вуза, инновационных экспертных групп, творческих объединений педагогов, обучающихся, родителей; 7. Обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса; 8. Внедрение личностно-адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций; 9. Реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; 10. Осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; 11. Внедрение методики экспертизы инноваций; 12. Разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности; 13. Внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в вузе. Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в вузе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса – лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления вуза. Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самоанализ. Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления. Качество инновационной деятельности образовательной организации оценивается на основе трех групп критериев: - критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности вуза с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника вуза, государственными образовательными стандартами; - критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов; - критерия мотивации, так называемого критерия образовательного самочувствия обучающихся и педагогов. Для измерения эффективности управления инновационными процессами образовательной организации используются следующие критерии: - уровень информированности членов педагогического коллектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены вузом (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития вуза); - полнота выделения актуальных проблем вуза (понимание членами коллектива проблем вуза, а также их причинно-следственных связей); - рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в вузе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем вуза; - интегрированность целей развития вуза: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой; - реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами; - заинтересованность педагогического коллектива вуза в освоении нового; контролируемость инновационных процессов в вузе; - возникновение и развертывание социально-образовательных инициатив, вызванных стремлением модернизировать образовательную реальность, требует преобразований в организационно-педагогическом и научно - методическом обеспечении функционирования образовательной системы на всех ее уровнях. Составным компонентом инновационной среды образовательной организации является методическая работа в образовательной организации. Поскольку модернизация российского образования требует создания и развития различных форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Это влечет за собой модернизацию системы методической работы, призванной обеспечить непрерывность образования педагогов. Таким образом, методическая работа – это составная часть профессионально- педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия. Инновационная методическая работа – это система управленческих мер, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Процесс проектирования стратегии обновления методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации, осуществляющих инновационную педагогическую деятельность. Это деятельность по освоению, апробации, созданию и внедрению образовательных инноваций в образование; деятельность, способствующая повышению качества образования, проявляющаяся в появлении принципиально важных изменений в содержании образования, расцениваемых как прогрессивные. Функции управления методической работой: - информационно-аналитическая – формирование банка данных о новых исследованиях в психолого-педагогической науке и практике; банка данных о структурных подразделениях педагогов в образовательной организации; сбор научно-методического материала о состоянии образовательной работы в образовательной организации; формирование банка данных о методической работе педагогов, их профессиональных качествах; - мотивационно-целевая – определение цели научно-методической деятельности коллектива и отдельных педагогов, образовательной системы образовательной организации, на основе реальных условий рациональной организации педагогического труда, изменения мотивации педагогической деятельности в условиях инноватики; - планово-прогностическая – прогнозирование развития научно- методической работы педагогического коллектива; планирование организации и содержания научно-методической и инновационной методической работы; определение зоны ближайшего развития педагогов на основе диагностики профессиональных качеств, планирование конкретных методических мероприятий для достижения поставленных целей; - контрольно-диагностическая – осуществление аналитической деятельности, контроля за качеством образовательной работы с детьми, оценка состояния образовательной, научно-методической, инновационной, самообразовательной деятельности педагогов; - регулятивно-коррекционная – обеспечение поддержания системы научно-методической, инновационной работы в непрерывной связи с инновационными процессами в образовании детей; устранение нежелательных отклонений в экспериментально-поисковой работе, в организации повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение оперативной помощи педагогам, регулирование и коррекция деятельности структурных подразделений. Исходной позицией при анализе эффективности методической работы является соответствие ее основной цели, роста уровня педагогического мастерства педагогических работников, с конечной целью – повышением качества и эффективности воспитательного процесса, а также с отдаленной целью – изменениями в личности педагогов и обучающихся. Анализ – это специфический вид профессиональной деятельности руководства образовательной организации. Он представляет собой необходимый компонент педагогического анализа воспитательной работы в учреждении образования. Основные вопросы, которые необходимо учитывать при анализе методической работы с педагогическими работниками: - развитие мировоззрения, профессионально-целостных ориентаций; - развитие творческих мотивов профессиональной деятельности; - развитие устойчивых морально-нравственных качеств личности; - профессиональные навыки педагогической технологии; - развитие современного стиля педагогического мышления; - развитие эмоционально-волевой сферы; - формирование готовности к профессиональному самообразованию, самовоспитанию; - совершенствование профессиональных знаний; конечные показатели результатов методической работы. - Основная цель управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата в инновационной (внедренческой) деятельности [21]. Таким образом, инновационная работа определяется как система мер, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально- педагогической деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 85 страниц
2125 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 72 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 79 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 86 страниц
2150 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 121 страница
1250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg