Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие творческих способностей обучающихся в общеобразовательной школе

irina_k200 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Цель работы: выявить влияние использования игровой технологии на развитие творческих способностей обучающихся на уроках ОБЖ. Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках ОБЖ. Предмет исследования: методика использования игровой технологии в процессе обучения учащихся на уроках ОБЖ. В соответствии с целью была выдвинута гипотеза исследования: использование игровой технологии на уроках ОБЖ будет способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся и воспитанию познавательных интересов, если игровая технология будет систематически использоваться в учебном процессе на различных этапах урока. Для подтверждения гипотезы в ходе исследования были определены следующие задачи: 1. Исследовать и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе. 2. Разработать и апробировать уроки ОБЖ с использованием игровой технологии. 3. Выявить влияние игровых технологий на развитие творческих способностей обучающихся. Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы, изучение действующих учебников и программ, теоретический и эмпирический анализ, опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, тестирование и анкетирование. База эксперимента: Становская средняя общеобразовательная школа Большеуковского муниципального района Омской области.
Введение

Реально существующая потребность современного общества в продуктивном развитии творческих способностей личности объективно «наталкивается» на отсутствие в школах условий, обеспечивающих каждому школьнику систему научно-методического обеспечения и технологического сопровождения процесса развития творческих способностей. Недостаточность таких условий в современном образовании, даже в условиях внедрения инновационных технологий, не формирует устойчивые познавательные потребности личности. Актуальностью в настоящее время явилось изучение безопасности жизнедеятельности и приобрело особую значимость. Современный мир подвержен природным катаклизмам, проявлениям терроризма и экстремизма. Во всех этих чрезвычайных ситуациях возникает угроза жизни человека, его здоровью и имуществу. Безопасность жизнедеятельности учит предвидеть опасность, по возможности избежать её, при необходимости действовать. Игровые технологии, используемые на уроках ОБЖ, являются эффективным средством развития уровня знаний и способностей обучающихся. Игровые элементы, применяемые как на этапе изучения нового материала, так и на этапе первичного закрепления, позволяют создать на уроке комфортную обстановку и способствуют повышению успеваемости. Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы была сформулирована тема работы: «Использование игровой технологии обучения для развития творческих способностей обучающихся на уроках ОБЖ»
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Развитие творческих способностей обучающихся в общеобразовательной школе……………………….…………………………...5 1.1. Психолого–педагогические особенности развития творческих способностей обучающихся……………………………………………………..5 1.2. Развитие творческих способностей школьника в образовательном процессе………………………………………………………………………….20 1.3. Особенности использования игровых технологий в учебном процессе…………………………………………………. ……………………...27 Глава II. Эффективность использование игровой технологии на уроках ОБЖ……………………………….……………………………………………..37 2.1. Роль использования предмета ОБЖ в творческом развитии обучающихся…………………………….……………………………………...37 2.2. Разработка уроков ОБЖ с использованием игровой технологии ……………………..…………………………………………………………….45 2.3. Анализ результатов развития творческих способностей обучающихся при использовании игровых технологий на уроках ОБЖ………………..... 60 Выводы.………………………………………………………………………….74 Список литературы…….………………………………………………………..76 Приложение
Список литературы

1. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина, А. М. Зуев ; под ред. С. В. Петрова ; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. – Оренбург, 2010. – 227 с. 2. Актуальные проблемы основы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ; Сервисшкола, 2010. – 89 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 2004. – 336 с. 4. Арустамов Э.А. ОБЖ. - М.: Просвещение, 2004. – 285 с. 5. Артёмов А.К.Теоретические основы методики обучения ОБЖ в средней школе. - М.: Просвещение, 2006. – 210 с. 6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: - Просвещение, 2004. – 223 с. 7. Байбородов Л.В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2008. – 126с. 8. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 2007. – 182 с. 9. Белов С.В. Основа безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2005. – 156 с. 10. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 2005. - т.16. - №5. - 49-58 с. 11. Вельдбрехт Е.Е. Диагностика творческих способностей. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2004. – 100-104 с. 12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 2007. – 296 с. 13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 2006. – 328 с. 14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – М.: Педагогика, 2007. – 369 с. 15. Газман О.С. и др. В школу — с игрой - М.: Высшая школа, 2008. – 21- 39 с. 16. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Журнал «Педагогическая техника» - М.: Народное образование, № 4. - 2005. – 3-8 с. 17. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М.: Прогресс, 2004. – 512 с. 18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 2006. – 365 с. 19. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Высшая школа, 2004. – 287 с. 20. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 304 с. 21. Занько С.Ф. и др. Игра и учение - М.: Высшая школа 2005. –54 - 79 с. 22. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. - М.: Академия, 2005. № 6. – 5-12 с. 23. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2003. – 198 с. 24. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. / Пер. с англ. под ред. Е.И.Щебланова. – М.: ИНТОР, 2005. – 33-48 с. 25. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 344с. 26. Латчук В.И., Марков В.В., Маслов А.Г. “Методическое пособие по ОБЖ” 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010 г. – 63-75 с. 27. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. - М.: Дрофа, 2009. – 278 с. 28. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Институт практической психологии, 2007. – 213 с. 29. Лук А. И, Мышление и творчество. - М.: Илекса, 2006. – 35-45 с. 30. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008. – 398 с. 31. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с. 32. Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей обучающихся // Бюллетень. – М.: «ЭКСМО», 2004. - № 4. – 7-9 с. 33. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2008. – 287 с. 34. Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. - М.: Дрофа, 2005. - 45-89 с. 35. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. – М.: Высшая школа, 2009. – 392 с. 36. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. - М.: Просвещение, 2005. – 274 с. 37. Мошкин В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 5-11 классов. - М.: Просвещение, 2006. - 1140 с. 38. Павлова О.В. Пожарная безопасность. - В.: Учитель, 2006. – 353с. 39. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.: Просвещение, 2010. - 98-116 с. 40. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками. – В.: Учитель, 2005. 32– 67 с. 41. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 2005. - 242 с. 42. Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ. - М.: Просвещение, - 2009. - № 2. - 34-38 с . 43. Психологический словарь, / Под ред. В. В, Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 2008. – 448 с. 44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М.: «ЭКСМО», 2006. – 325 с. 45. Самкова В. А, Белоусова О. Г. Тест. - М.: Просвещение, - 2005. - 228 с. 46. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 288 с. 47. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. М.: «Эксмо», 2009. –164с. 48. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I. - М.: Педагогика, 2005.- 328с. 49. Тетушкина Л.А Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания. - В.: Учитель, 2009. – 136 с. 50. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М.: Просвещение, 2006. – 389 с. 51. Тронева Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ. - М.: Просвещение, 2009. - № 10. - 26-27 с. 52. Тхоржевский Д. А. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2007. - 447 с. 53. Уварина Н.В. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе: Монография. – Ч.: ЧГПУ, 2003. - 227 с. 54. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей.//Психологический журнал, т.28, №1. – М.: «Институт психологии РАН», 2012. - 28-37 с. 55. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2007. – 222 с. 56. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. - М.: Айрис Пресс, 2006. – 183 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Психолого–педагогические особенности развития творческих способностей обучающихся В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий. В работе Л.С. Выготского « Избранные психологические исследования» пишет, что творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности.[13; 22] Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. [20] Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявлять закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени. Творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному. С уверенностью можно отметить, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и в художественной (творческой). Творчество – это общечеловеческий феномен, который не возникает из ничего, основываясь на знаниях, на мужестве переживать новое. Оно позволяет, с одной стороны, находить в знакомом и близком новые аспекты, а с другой стороны встречаться с новым и неизвестным, создавая из него с помощью имеющегося знания новые переживания [30]. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших её критериев является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества. Таким образом, творчество – как личностное качество, базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации, не осознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему, через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком. Л.С. Выготский отмечает, что творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность. Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих высших способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать определенную деятельность. Л.С. Выготский считает, что критерием творчества человека является воображение. Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека. Л.С. Выготский полагает, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, творчество во многом зависит от воображения [12]. Потому обратимся к данной характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Следует отметить, что ученическое творчество без сопоставления с культурно-историческими достижениями не позволяет ребенку переходить на новые уровни развития и включаться в культурные общечеловеческие процессы. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Б. М. Теплов отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей подросткового возраста широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б.Эльконин, А. В.Запорожец и др. Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях. Концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга. Продукты творческой деятельности выступают как кристаллизованное воображение. Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью: 1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение". 2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это высшая форма связи воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту". 3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко: • Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, "чувства влияют на воображение". Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения. • Воображение влияет на чувства, проявляется "закон эмоциональной реальности воображения". 4. "Воображение становится действительностью", когда оно кристаллизируется", "воплощается", начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения, возможный также и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции. [12] Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Поэтому автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…». [12; 14] Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. Исследование интеллекта определяются двумя направлениями: генотипическим подходом, который исходит из наследственности, и фенотипическим, который считает факторы окружающего мира столь же определяющими, как и наследственность. Френсис Гэлтон (1869 г.) представитель первого подхода, изучив биографии, около ста знаменитых личностей, таких как Ч. Дарвин, И. Бах, И. Ньютон и др. установил, что гениальность передается по наследству. Ф. Э. Терман (1925 г.) тоже указывал, что высокая одаренность является чем-то врожденным. Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Дивергентное мышление – важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе творчества, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки творческих способностей. [25] Если конвергентное мышление - это последовательный, логический процесс, протекающий строго от "ступени к ступени" и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление-это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, меньше ограничен заданными факторами, допускающий изменение путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам. Конвергентное мышление развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ. Дивергентное или творческое мышление, позволяет видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами. В качестве основных Дж. Гилфорд выделяет беглость, гибкость, оригинальность. Дивергентное или творческое мышление – это активность, полюсами которой является логика и фантазия, результат внутри- и межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие. Творческое мышление удерживает полюса в равновесии и объединяет кажущиеся противоположными элементы. Это собственный продукт, и поэтому оно так ценно. Нет ни каких логических методов для создания новых идей или логической реконструкции творческого процесса. Ведь каждое открытие содержит иррациональный момент или творческою интуицию. Наиболее известными и широко используемыми являются тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом. Гетцельс и Джексон (1962 г.) исследовали отношение между интеллектом и творчеством, а также между дивергентными формами проявления творчества и интеллектуальными конвергентными способностями и обнаружили следующее: у двух групп детей, коэффициент интеллекта которых отличался по 20 пунктам, академические показатели были одинаковыми, причем дети с более низким коэффициентом интеллекта имели высокий уровень творческих способностей. Следует различать детей с высоким интеллектом и детей, у которых очень рано проявляются особые дарования в определенной области. Раннее достижение в какой-либо области является следствием определенных способностей, которые в процессе развития ребенка еще могут измениться. Если происходит слишком ранняя концентрация на определенные способности, это может привести к интеллектуальной ограниченности. Способность к творчеству нужно сопоставлять с интеллектом не как противоположность, а как дополнение и расширение существующих понятий интеллекта. Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих: 1. Обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поиска способов передачи нового; 2. Умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве, от интеллектуальной инициативы; 3. Умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности. Таким образом, специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованиями. Потребность делать нужное для других, ориентировка на будущее, почти автоматически порождает саму способность творить, высвобождая ее от пут стандарта и шаблона. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с творческой деятельностью осуществляется и когнитивная (познавательная) деятельность. Процесс творчества протекает в трех основных фазах – подготовительной, поисковой, исполнительной (рисунок 1). Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям и имеет свой «продукт». Как это отмечалось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», «потребное будущее», ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья – с воплощением найденного решения в конкретный продукт. Рисунок 1 - Основные фазы творчества Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз – умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт. Творческие способности же, как личностная характеристика, проявляются в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности. Творческая личность проявляет творчество во всем – в одежде, в приготовлении пищи, организации отдыха, во взгляде на мир, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей среды. Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать механизмы включения, процесса протекания и условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека как общеличностного качества. Проблема мотивации также принадлежит к личностному аспекту исследования творчества. Почему индивид является творческой личностью? Одни исследователи говорят о врожденном стремлении к созиданию, творчеству, другие - о неудовлетворенных сублимированных потребностях, желании общаться с окружающим миром, интеллектуальном стремлении, любопытстве, стремлении к новому, к порядку. Вероятней всего, что внутренняя мотивация, побудительная сила, стоящая за каждым творческим устремлением - это радость, удовлетворение и вызов в самом процессе, в актуализации личных способностей. Внешняя мотивация, то есть через вознаграждение извне, хотя и ведет к определенным успехам, но быстро иссякает, если отсутствует внутренняя мотивация.[25] Исследования среди детей подросткового возраста показывают, что достижения при решении творческих задач оказывались хуже, если они были мотивированы только внешне, через вознаграждение. Оказавшись в ситуации поощрения их собственных мнений, подростки охотно высказывают свои суждения - стремятся выразить себя, стремятся к собственным результатам, часто намеренно отчуждаясь от мнения других учеников. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа. Если говорить о мотивационной готовности подростков к развитию творческих способностей, то следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка. Положения, способствующие развитию творческих способностей подростков: 1. Уровень развития способности целеполагания обучающегося включается в обязательные стандарты, подлежащие контролю и оцениванию. Индивидуальное целеполагание обучающихся и соответствующая их деятельность в изучаемых областях занимает не менее 20% общего объема. 2. К обязательным видам деятельности, планируемым и контролируемым учителем, относятся: творческие, когнитивные и методологические. 3. Оптимальными требованиями объема творческой деятельности и продукции ребенка являются следующие: • объектами творческой деятельности обучающегося выступают дополнительные образовательные объекты; • объем личного творчества обучающегося должен составлять не менее 20% - 25%. 4. Внутренняя образовательная деятельность и продукция обучающегося отличается от предлагаемого ему стандарта. [48] Опыт показывает, что самостоятельно добываемые обучающимися знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно-исторические сведения. Легче решаются проблемы мотивации, делать что-то самому интересней, чем заучивать то, что предлагается со стороны. При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности. Понятием «способности» определяется главным образом то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными способами действий и деятельности. Каждый вид деятельности предъявляет свои «требования» к сочетанию качеств. Исключение составляют творческие способности, которые стоят «над» специальными, могут проявляться во всех видах деятельности, а также отсутствовать в самых творческих ее типах. Большой вклад в исследование проблемы способностей внес Б. М. Теплов. В его работах было дано определение способностей как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. При этом под способностями понимались «не всякие вообще индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности или многих деятельностей». Более того, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Одинаковые знания и умения в какой-либо области, для опытного преподавателя могут у разных учеников обозначать совершенно различное, например: у одного указывают на совершенно недостаточную работу, а у другого указывают о больших достижениях. Природа индивидуальных различий связывается с нейрофизиологическими задатками особенностями воспитания и обучения, т. е. процессом социализации и адаптации к требованиям среды, а также наличием потенции специальных способностей к творческим видам деятельности. Способности - это такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. [48] Б. М. Теплов обосновал следующие положения относительно развития способностей: 1. Способности человека не являются врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. 2. Способности существуют только в развитии, поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. 3. Основными детерминирующими факторами развития способностей являются воспитание и обучение. Практические пределы развития способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились. Б. М. Теплов делает вывод о том, что предела развитию способностей не существует, но при этом оговаривается, что развитие способностей не протекает прямолинейно. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества. Э. Фромм отмечает, что креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. В рамках комплексного подхода способности рассматриваются не только как «состоявшаяся действительность», но и как возможности, которые на многие годы могут остаться скрытыми и для самого человека и для окружающих. В число этих потенциальных возможностей входит и природные предпосылки способностей – задатки. Творческие потенции как присущие всей человеческой популяции на Земле заложены у каждого человека, и развивать их можно, только опираясь на индивидуальность, а также на знание общих законов, как творчества, так и психики. [16] Этой точки зрения, в своих трудах придерживается и Б.М.Теплов, который утверждает, что только задатки, могут быть врожденными. Таким образом, творческие задатки, то есть анатомо - физиологические особенности существуют в мозгу каждого человека, являются врожденными и лежат в основе развития творческих способностей, которые в свою очередь могут быть только результатом развития. Кроме природных задатков, не меньшую роль играют социальные факторы, которые тормозят, блокируют творческое начало или способствуют их проявлению. В исследованиях Э.А. Голубевой развивается подход, намеченный в исследованиях Б.М. Теплова. Основная идея Э.А. Голубевой состоит в комплексном изучении способностей, основанном на понимании единства природного и социального в человеке, в их конкретном соотношении для разных видов способностей. Развитие индивидуума во многом зависит от средового воздействия и, в первую очередь от воспитания и обучения, а также врожденных «анатомо - физиологических» задатков.[17] Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития высших психических функций в своих теоретических разработках отмечал, что психика современного человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С рождением ребенка они как бы сливаются в одну линию. Рассматривая генезис психических функций, он полагал, что в основе их лежат две формы: врожденная (натуральная) и приобретенная (культурная). Называя вторую опосредованной, он отдавал ей предпочтение. Необходимо отметить, что для объяснения роли развития творчества Е.П. Торренсом была предложена модель и трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, умениям и мотивации. Высокий уровень творческих достижений можно ожидать только при совпадении всех этих трех факторов, т. е. при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности. И наоборот, наличие соответствующей мотивации, и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих способностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая исполнительское мастерство. Многочисленные сферы деятельности могут быть расклассифицированы и предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областях человеческих интересов, требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности. Таким образом, творческими способностями является создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, т. е. индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg