Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретический анализ проблемы организации педагогического процесса в современной сельской школе

irina_k200 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Цель исследования: выявить особенности организации педагогического процесса в современной сельской школе. Объект исследования: организация педагогического процесса в современной сельской школе. Предмет исследования: особенности организации педагогического процесса в современной сельской школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литерaтуру по проблеме особенностей организации педагогического процесса в современной сельской школе. 2. Дать содержательную характеристику понятий: «педагогический процесс» и «сельская школа» 3. Раскрыть функции целостного педагогического процесса. 4.Провести анализ опыта организaции педагогического процесса в сельской МБОУ Ломовская школа. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические: обобщение опыта организации педагогического процесса в сельской МБОУ Ломовская школа. Методологические положенияисследования. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы по обобщению опыта организации педагогического процесса в сельской школе могут быть использованы в деятельности учителя. Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ Ломовская школа Нижегородской области. Структура работы: введение, две главы, список источников и литературы, приложение.
Введение

Актуальность темы: В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в стране, в последние годы на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, растущей безработицей, сужением социальной сферы и потерей в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, свое благополучное будущее (5, с.12-18). В этой ситуации образование на селе отстает от потребностей современной жизни как слабо формирующее у школьников личностные качества, ценностные ориентации, социально-значимые знания и умения, отвечающие запросам социума и необходимые для успешной, самостоятельной, достойной жизни на родной земле. Несоответствие содержания школьного образования, в особенности в сельской школе, потребностям быстроменяющейся жизни признается как учеными-педагогами, учителями, так и родителями. Школа и общество едины, взаимосвязь их проявляются в призвании школы формировать личность, руководствующуюся в своей деятельности общечеловеческими принципами, культурными ценностями, осознающую свою ответственность перед семьей, обществом, государством. Выполнить это предназначение могут сельские учителя, готовые дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и научить их успешной реализации. Являясь динамичной образовательной структурой социальной среды, сельская школа обеспечивает обучение и воспитание, адекватное потребностям социума, а значит и потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы, семьи, личности (7, с.20). Сельская школа, её педагогические проблемы, всегда были в центре внимания многих учёных, педагогов. Различные аспекты особенностей сельской школы и организации учебно – воспитательного процесса в ней раскрыты в работах многих современных авторов: Байбородовой Л.В., Броневщук С.Г., Величкиной В.М., Данилова Д.А., Зайкина М.И., Калашникова А.Г., Кондратенко А.Е. и др. (2, с.160). Все исследования в этом направлении рассматривают различные аспекты организации образовательного процесса сельской школы в русле тех моделей, которые предлагаются в Концепции реструктуризации сети сельских образовательных учреждений. Основной целью реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся в сельских школах. Качественное реформирование образовательной среды сельской школы происходит на основе гуманизации современного образования. Гуманистичeскаaя позиция заложена во всех докумeнтах, определяющих стратегические цели отечественной образовательной системы. В сложившихся условиях проблeма личностно – ориентированного обучения в сельской школе становится весьма актуальной, что обосновано не только наполняeмостью классов, но и такими обстоятельствами, как: - разброс семeй по социальному статусу, который влечёт за собой в образовательных уровнях и потребностях, как родителей учащихся, так и самих обучающихся; - необходимость объединения разновозрастных групп школьников для проведения учебных занятий в рамках одного или нескольких классов (10, с.190). Следовательно, на современном этапе необходимы качественные преобразования образовательного процесса сельской школы с учётом его специфики.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1.Теоретический анализ проблемы организации педагогического процесса в современной сельской школе ………………………………………6 1.1. Современная сельская школа как объект теоретического анализа ………6 1.2. Особенности организации педагогического процесса в современной сельской школе …………………………………………………………………..1 Глава 2. Организации педагогического процесса в современной сельской школе …………………………………………………………………………….16 2.1. Функции целостного педагогического процесса…………………………16 2.2. Анализ опыта организации педагогического процесса в МБОУ Ломовская школа …………………………………………………………………………….21 Заключение ………………………………………………………………………35 Список источников и литературы ……………………………………………...37
Список литературы

Нормативные и правовые акты 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010 Учебная литература 2. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 160 с. 3. Воспитательная система сельской школы: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 2017. – 146 с. 4. Высоцкая, Н.Ф. Особенности организации учебного процесса в сельской малокомплектной и малочисленной школе. Сборник методических рекомендаций «Сельская малокомплектная и малочисленная школа: проблемы, поиски, перспективы развития». Тула. - 2017. - С. 3-28. Научная литература 5. Абанкина, И. Модели и перспективы реструктизации сельской школы. / И. Абанкина, Т. Абанкина, Н. Осовецкая // Директор школы. - 2017. - №9. - С. 12-18. 6. Акулова О.В. Информационная образовательная среда городской и сельской школы: Проблемы и перспективы развития / О.В. Акулова // Городская и сельская школа: состояние и перспективы взаимодействия. – СПб., 2012. – С. 32 – 40. 7. Андрейко, А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.З. Андрйко. – М., 2016. – С.20. 8. Арсланова, Ф.М. Инновационная воспитательная система современной сельской школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ф.М. Арсланова. – Нижний Новгород, 2014. – С.24. 9. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М., 2014. – 356 с. 10. Броневщук, С.Г. Сельская школа на современном этапе: (Основы профил. дифференциации обучения учащихся) / Ин-т общ. Образования / С.Г. Броневщук. – М.: Б.и., 2017. – 190 с. 11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 / Л.С. Выготский; [гл. ред. А.В. Запорожец]. – М.: Педагогика, 2012. – 400 c. 12. Гурьянова, М. Перспективы развития сельской школы. [Текст] / М. Гурьянова //Народное образование. - 2014. - №8. - С. 8-15. 13. Дружинин, В.И. Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития. / В.И. Дружинин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 24-25. сент. 2008 г., Курган. Ч. 1. - Курган: ИПК и ПРО Курганской обл. - 2018. - С. 136. 14. Косенок, С. М. Социально-педагогические условия развития образовательной системы малого города: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2015. – С.18-22 15. Кушнер, А. Сельская школа как производственно-технический и социокультурный центр. [Текст] / А. Кушнер // Народное образование. - 2017. - №8. - С. 8-11. 16. Ланцова, И.О. Особенности развития современной сельской школы. / И.О. Ланцова // Издательство Института общего образования. - 2018. – С.11-17. 17. Лебединцев, В. Сельская школа нового типа: обучение без классов и уроков./ В. Лебединцев // Сельская школа - 2015. - №4. - С. 12-15. 18. Наумов, Н.Г. Теория и практика развития образования в сельском районе в новых социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.Г. Наумов. – М., 2015. – 30 с. 19. Панина, Л. Рекструктуризация сельской школы: эксперимент завершился - проблемы остались. / Л. Панина // Директор школы. - 2015. - №5. - С. 10-20. 20. Подзорова, С.В. Современная сельская малокомплектная школа: проблемы и пути их решения // Сибирский учитель. – 2018. – №3 (57). – С. 44 – 48. 21. Понер, Л.В. Особенности организации образовательного процесса в сельской школе в рамках внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24548 22. Поташник М.М. Инновационные школы России / М.М. Поташник. – М., 2013. – 302 с. 23. Публичный доклад МБОУ Ломовской школы 2018- 2019/ Официальный сайт школы: http://lomovka-sh.edusite.ru/p26aa1.html 24. Семенов, В.И. Особенности становления и развития воспитательной системы сельской малочисленной школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2018. – 24 с. 25. Сидоров, С.В. Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе. / С.В. Сидоров // Мир науки, культуры, образования. -2016. - №7. - ч.1. - 192-194 с. 26. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с. 27. Шацкий, С.Т. К вопросу о педагогике деревни / С.Т. Шацкий // Собр. соч.: в 4 т. – Т. 3. – М., 2014. – 242 с.
Отрывок из работы

Глава 1.Теоретический анализ проблемы организации педагогического процесса в современной сельской школе 1.1. Современная сельская школа как объект теоретического анализа В настоящее время нет официального однозначного определения понятия «сельская школа»: в частности, оно отсутствует в CЭС, в словаре Ожегова С.И. и других справочниках. Анализируя публикации по проблемам сельской школы, нам удалось установить, что смысловое значение понятия «сельская школа» является понятием собирательным. Наиболее точно, на мой взгляд, оно представлено доктором педагогических наук Н.Л. Селивановой: «Сельская школа – это совокупность различных видов и типов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников, а также социально – педагогические функции» (20, с.44-48). В cвязи с тем, что нет чёткого и однозначного определения понятия «сельская школа», оно не прописано в современной педагогической и справочной литературе, то данный термин мы будем использовать в следующем смысловом значении: «сельская школа – это общеобразовательная школа в сельской местности с полным комплектом классов, включая параллели, с малым количеством учащихся (менее 20 учащихся) во всех или отдельных классах» (6, с.32-40). Проблема сельской школы во все времена была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст - проблем исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиции доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней, перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными. Исторический анализ этапов развития сельской школы, периодов ее реформирования призван стать основой оценки деятельности современной сельской школы, разработки направлений ее педагогических преобразований. В новых исторических условиях школе необходимо вернуть роль важнейшего института социализации на селе, определить пути решения задачи подготовки школьника к успешной деятельности в рамках новой системы социальных отношений, обусловленных, с одной стороны, законами рынка, с другой - ценностями культуры постиндустриального общества. При этом от сельской школы общество ждет сохранения традиционных функций, связанных с трансляцией народной культуры, особого сельского образа жизни. Столь многоплановые задачи, стоящие сегодня перед сельской школой, требуют разработки модели культуросообразной, диалогической школы, объединяющей в своей деятельности работу по освоению этнонациональных, в том числе педагогических, традиций и актуальных культурных и социальных практик. Сельская школа изначально объединяла в своей деятельности социокультурные традиции и педагогические новации, поэтому исследование исторических типов данного синтеза может иметь значение для осмысления положения сельской школы на современном этапе (14, с.18-22). Наиболее значимые с педагогической точки зрения исторические модели сельской школы России были связаны с проектами профессионального, трудового обучения. Исторический анализ данных моделей призван определить оптимальные для сельской школы педагогические условия осуществления практикоориентированных форм образовательной деятельности, оценить возможность использования сложившихся традиций трудового обучения и воспитания в сельской школе на современном историческом этапе. Решение этих задач обусловлено в целом состоянием проблемы в современной отечественной науке. На протяжении ряда последних десятилетий сельскую школу в педагогической литературе рассматривали, прежде всего, как источник кадров для сельской местности, от образования требовали узкой профессионализации. Сегодня, в условиях роста социальных возможностей для личности овладение школьниками практическими навыками и умениями в сельской школе должно получить новое значение: не столько приобретение сельскохозяйственной профессии, сколько овладение практикой социального познания, практикой личностного становления в сфере современных социально-экономических отношений. Сельская школа не может ориентировать молодежь только на жизнь и деятельность в условиях села и тем самым препятствовать личностной и социальной самореализации выпускников. При этом проблема успешной социализации сельских школьников сегодня, на наш взгляд, может решаться как с опорой на новые методологические основания, так и на исторический опыт сельской школы. Несмотря на потребность современной педагогической науки в разработке новой теоретико-методологической базы организации процесса обучения и социализации в сельской школе, на данный момент отсутствуют научные труды, посвященные поиску этих методологических оснований и анализу методик использования социально-педагогического потенциала сельской школы, в том числе - с учетом исторических моделей его актуализации в педагогической практике (18, с.30). Наиболее востребованной методологией современной педагогической науки является методология конструктивизма и социального конструкционизма. Тем не менее, она требует проверки своих положений на практике в различных социокультурных условиях. Конструкционизм, рассматривающий необходимость организации практических форм социального познания в качестве приоритетной задачи образования, коррелирует с важнейшей особенностью традиционной системы обучения в сельской школе - с практикоориетированным характером ее деятельности. Поэтому не менее актуальным представляется исследование опыта воплощения педагогических идей конструкционизма в образовательной системе сельских школ Нижегородской области. Отдельные стороны заявленных проблем нашли освещение в научных трудах, которые позволяют решить часть исследовательских задач. Анализ социокультурных изменений в современной школе дан в трудах Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, С.Г. Вершловского, О.Б. Даутовой, И.А. Мавриной, С.Н. Чистяковой и др. Изучению социально-педагогических проблем сельской школы посвящены работы М.П. Гурьяновой, П.В. Макарова, В.М. Петруленкова, Н.А. Петрушовой (16, с.11-17). Непосредственная разработка инновационных моделей сельских школ, основанных на взаимодействии с семьей, образовательными, научными учреждениями, производственными структурами, представлена в исследованиях Л.В. Агеевой, Д.С. Золотухина, В.Н. Иванова, А.А. Михайлова, Т.В. Нестера, Э.И. Трофимовой (6, с.32-40). История сельской школы России отражена в исследованиях, посвященных вопросам организации сельской школы дореволюционного периода, сравнения земского образования с государственным и сельско-общинным. Специфику образовательной деятельности нижегородской сельской школы в XIX - XX вв. раскрывают дореволюционные труды (А.С. Гациский, Н.Н. Иорданский, А.А. Савельев) и работы современных ученых (И.В. Берельковский, М.В. Богуславский, С.В. Грачев, С.Ф. Егоров, Л.П. Михайлова, Е.Г. Осовский, И.В. Фролов и др.) (13, с.136). Теоретические исследования способствовали научному осмыслению феномена сельской школы в системе современного российского образования, позволили рассмотреть её как развивающуюся образовательную среду, находящуюся в многообразных отношениях с сельским социумом, выявить принципы её вариативной организации в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды, поставить проблему национального своеобразия сельской школы и др. Теоретическую значимость для решения этих проблем имели исследования Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, О.В. Гукаленко, Н.К. Сергеева, и других исследователей (12, с.8-15). Несмотря на разнообразие подходов к изучению сельской школы России, проблемы обоснования новых теоретико-методологических форм деятельности сельской школы являются наименее разработанными. Кроме того, в педагогической литературе отсутствует исследование, посвященное целостному анализу процесса исторического развития сельских школ, в том числе сельских школ Нижегородской области. В то же время, данное исследование призвано, опираясь на фактический материал, выявить ряд особенностей становления системы сельских школ, практики обучения и воспитания в условиях села. Таким образом, сельская школа играет большую роль в жизни индивида, семьи, сельского сообщества. Она выполняет не только образовательные, но и экономические, социальные, культурные и нравственные функции. Качественными характеристиками сельской школы, определяющими ее устойчивость и уникальность, с одной стороны, а с другой- обусловливающими ее внутреннего противоречивость, трудность разрешение ее проблем, мы считаем: - малочисленность; - недоукомплектованность педагогическими кадрами; - стихийную интегративность; - безальтернативное образовательное пространство; - многофункциональность; - самобытность и самодостаточность. 1.2. Особенности педагогического процесса в современной сельской школе Образовательное пространство нашей страны в настоящее время на 1/3 состоит из сельских школ, где обучается 28,8% всех учащихся. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в современной сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития. При разрушении единого социально-экономического пространства, недостаточном финансировании сферы образования в сложных условиях оказалось сельское население. В условиях сельской школы стало сложнее и труднее всего реализовать конституционное право граждан на получение образования независимо от места проживания. Возможности сельских населенных пунктов в предоставлении разнообразных образовательных услуг весьма ограничены. Для сельской школы характерны низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса (27, с.242). Необходимость создания новых образовательных стандартов объясняется социальной неудовлетворенностью результатов обучения, так как они не соответствуют современным реалиям и не выполняют социальный заказ из-за устаревшей школьной системы, основанной на репродуктивном обучении. Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения отвечает современные требованиям и запросам общества и ориентирует на образовательные и метапредметные результаты, обеспечивающие успешность на различных этапах учебной деятельности. По мнению С..Г. Броневщук настоящее время, присутствует существенная необходимость обновления действующих стандартов в области обучения, которая объясняется наличием отрицательных результатов и получение некачественного образования. Появление такой тенденции характеризуется наличием быстрого и непрерывного процесса развития имеющихся технологий, применение которых систематически расширяет границы своего использования. Поскольку непосредственного процесса обновления самой образовательной программы не производилось, ее эффективность снижается с каждым новым выпуском специалистов. Новый стандарт государственного федерального характера был составлен с учетом всех современных требований нынешнего поколения, который в полной мере отвечает запросам общества. Данный федеральный закон в области образования имеет полноценную образовательную программу в соответствии, с которой образовательные учреждения предоставляют профессиональное обучение необходимого уровня. «В настоящее время в рамках внедрения новых образовательных стандартов можно выделить специфические особенности организации образовательного процесса на базе сельских образовательных учреждений (далее ОУ)»: - Большое количество некомплектных школ среднего образования именно в сельской местности, то есть численность классов является максимально не комплектной, иногда собирается только один класс целой параллели (порядка 70%); - В школах, расположенных в сельской местности, все образовательные учреждения, обладают рядом специфических качеств и свойств, к сожалению, преимущественно отрицательного характера. Наиболее существенные и распространённые, из них, являются: некомплектность классов, малочисленность, отсутствие какой-либо образовательной альтернативы, особенно, касательно высшего профессионального образования, максимальная привязка к месту расположения, а так же наличие текущего социально-экономического потенциала, на данной, конкретной территории, отсутствие учителей различного профиля, в связи с чем, имеющие преподаватели обучают не только своей науки, но и смежным, в области которых профессионалами не являются, существенная привязка к действующим народным традициям, наличие огромной значимости в области трудовой культуры и воспитания и так далее; - В качестве выводов из предыдущего пункта, очевидно, что весь учебный характер, по факту имеет очень низкую эффективность; - Практически отсутствует какая-либо возможность получения дополнительного образования (21). Посредствам имеющегося перехода на действующую в настоящее время систему ФГОС общего образования именно для педагогов школ сельской местности весь образовательный процесс будет осуществляться намного легче и в то же время намного эффективней. В качестве основных, наиболее существенных изменений, при проведении полноценного анализа действующей системы образования в сельских школах и ожидаемых улучшений, можно выделить следующие: - Весь процесс обучения был целиком и полностью направлен на полноценное и всестороннее развитие личностных характеристик всех обучающихся, а также на максимальное развитие возможностей процесса адаптации во всех ситуациях, полноценная подготовленность к осуществлению профессиональных навыков, функций и конечно к выполнению необходимых социальных ролей, общественного значения. - Принципы обучения как требования к образовательному процессу в сельских ОУ всегда носили и носят деятельностный, практико, научно-ориентированный (даже с точки зрения авторов развивающего обучения) характер, что совпадает с требованиями провозглашаемого системно-деятельностного процесса. - Содержание образования обусловлено целеполаганием процесса обучения, что обуславливает в его составе меньшую степень когнитивного компонента, соответственно усиление аксеологического и операционного компонентов, что совпадает с требованиями ФГОС. - Технологии преподавания в сельской школе в рамках процесса обучения носят в большей степени интерактивный характер, так как связаны с организацией разновозрастного обучения, большей долей самостоятельной работы (1). Следовательно, с одной стороны - в силу указанных особенностей организации процесса обучения в сельской школе переход на новые ФГОС в данного типа ОУ РФ будет происходить значительно мягче, чем в городских. С другой стороны в силу господствующих в современном образовании стереотипов в вопросах обучения необходимо констатировать потребность в разработке механизма, помогающего учителям обеспечить фундаментальные изменения позиций и компонентов урока. В педагогической деятельности учителя также происходят изменения. Начинается формирование сетевых механизмов, организации новых моделей обучения требуют появления новой учебной документации учителя, разрабатываются рабочие программы, формируется набор технических карт вместо поурочных планов, интерактивных педагогических приемов и контрольно-измерительных материалов (КИМ). В рамках внедрения новых образовательных стандартов была сделана попытка мотивировать не только родителей и детей, но и построение четких рамок для работы учителя, внешними границами которых является сетевое взаимодействие ОУ - сетевые механизмы, а внутренняя структура осуществляется с помощью технологической карты, которая используется в различных регионах. Под механизмами сетевого характера, как правило, понимается, полноценная система принципов и методов, а также определенного рода процедур, осуществление которых происходит посредствам различных коммуникаций социального и личностного характера. Сетевые механизмы позволяют сделать педагогический прочес наиболее эффективным и гармонизированным, по отношению к конкретной системе образования. В качестве сетевых механизмов можно отнести следующие процессы: - Обеспечение коммуникационного процесса информационно-аналитического характера; - Полагание на цели; - Осуществление полноценного проектирования; -Осуществление способов коммуникации результативности деятельности в рамках сетевого взаимодействия на разных этапах формирования образовательных сетей. На основании указанной выше информации, очевидно, что для учителей наличие сетевых механизмов является полноценным внешним ориентиром в текущих условиях действующих образовательных стандартов. Однако, в данном случае важно отметить, что в действующей системе присутствуют исключительно внешние ориентиры, в то время, как внутренние механизмы для работы учителей практически отсутствуют, единственным ориентиром в данном случае является так называемая технологическая карта (25, с.194). К особенностям педагогического процесса в современной сельской школе можно отнести: - Интенсивность процесса обучения. - Семейная атмосфера. - Преемственность между классами. - Трудовая деятельность. - Отдалённость сельской школы от крупных культурных центров. - Малокомплектность школ. - Отсутствие социально-экономической поддержки. - Слабый уровень подготовки к сдаче государственных экзаменов. Глава 2. Организации педагогического процесса в современной сельской школе 2.1. Функции целостного педагогического процесса Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности Педагогический процесс - целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Целостный педагогический процесс выполняет образовательную, воспитательную, развивающую и социальную функции (26, с.576). Образовательная функция реализуется, прежде всего, в процессе обучения, но не в малой степени она реализуется во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений. Воспитательная функция целостного педагогического процесса проявляется во всем: от воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, от личности воспитателей и их профессионализма, до учебных планов и программ, форм, методов и средств, используемых в учебно-воспитательном процессе. Развивающая функция. Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. "Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий, в первую очередь, самого ребенка", — считал Н. Н. Блонский. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, по интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сфер обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний и умений и навыков с уровнем развития обучаемого (9, с.356). Л. С. Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития. Исходя из этой теории, если воспитание предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие ребенка ничтожно. Воспитание идет на одном уровне с развитием воспитанника, если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагаем, пытаясь воспитывать или обучать. Это зона актуального развития. Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребенок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной. Социальная функция (функция социализации) педагогического процесса проявляется также практически во всем. Попадая в любое образовательное учреждение, воспитанник оказывается в системе новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает, это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником стал школьником, стал старшим в начальной школе и снова — самым младшим, перейдя в среднюю школу и т.п. Ярко видно влияние функции социализации образовательных учреждений на детей, когда в начальную школу приходят домашние дети и дети из детского сада: первые, как правило, особенно в первое время — тихие, застенчивые, робкие; детсадовские быстро адаптируются к школе, учителю, начинают вести себя раскованно, свободно (11, с.400).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
650 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
564 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg