Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Сущность, виды и перспективы развития пенсионного обеспечения

irina_k200 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Объект работы – общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Предметом работы являются нормы права, регламентирующие реализацию конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Исходя из цели, определим задачи работы: ? изучить понятие и содержание системы пенсионного обеспечения; ? рассмотреть конституционные основы формирования института пенсионного права; ? проанализировать современные тенденции пенсионного обеспечения в России; ? рассмотреть сущность реализации пенсионных прав граждан РФ; ? изучить особенности реализации права на одновременное получение двух пенсий; ? провести анализ специфики судебной защиты прав граждан на пенсионное обеспечение в Российской Федерации. При написании работы применялись следующие методы исследования: системно-структурный, структурно-функциональный, формально-логический, методы анализа, синтеза. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена следующими аспектами. Одним из основных видов социального обеспечения в России является система пенсионного обеспечения, представляющая собой развивающуюся государственную программу, охватывающую значительные слои населения в Российской Федерации. По мнению социологов, пенсионное обеспечение затрагивает жизненно важные интересы почти 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Право на пенсионное обеспечение относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления. Право граждан на пенсию является конституционным правом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Нарушения, допускаемые в процессе реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, обусловлены, прежде всего, сложностью самого пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового акта становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря о населении, которое выступает участником пенсионных отношений. Председателем Конституционного Суда РФ отмечается, что жалобы по социальным вопросам занимают по количеству одно из первых мест среди всех обращений граждан в Конституционный Суд. Особенно показательным является также и анализ количества пенсионных споров, рассмотренных судами общей юрисдикции. В последние годы наблюдался резкий рост удельного веса пенсионных дел в общей массе гражданских дел. Причем количество удовлетворенных исков колеблется от 89 до 93,5%, что свидетельствует, прежде всего, о проблемах не столько в правоприменительной деятельности, сколько в качестве законотворческого процесса. В Докладах Уполномоченного по правам человека указывается на то, что треть обращений, поступивших в 2018 году, связаны с нарушением пенсионных прав. Такая же тенденция сохранилась и на 2019 год. Приведенные показатели являются объективным доказательством, свидетельствующим о существующей необходимости дальнейшего системного совершенствования пенсионного законодательства, которое, с одной стороны, устанавливало бы достойный уровень пенсионного обеспечения, а с другой - гарантировало гражданам простоту и доступность беспрепятственной реализации пенсионных прав.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3 1 Сущность, виды и перспективы развития пенсионного обеспечения……. 6 1.1 Понятие и содержание системы пенсионного обеспечения…………………. 6 1.2 Современные тенденции пенсионного обеспечения в России……………... 13 2 Вопросы реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение………………………………………………………………………. 20 2.1 Сущность реализации пенсионных прав граждан РФ……………………… 20 2.2 Судебная защита прав граждан на пенсионное обеспечение в РФ………… 27 2.3 Современные проблемы пенсионного законодательства и стратегия законотворчества…………………………………………………………………... 38 Заключение………………………………………………………………………... 49 Библиографический список……………………………………………………... 53
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. №237. С.2. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 07.12.2019). 3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 17.11.2019). 4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ Российская газета. 2001. 28 ноября. 5 Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 27.12.2018 N 536-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 2010. – 1окт. (дата обращения: 09.10.2019). 6 Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 11.12.2018). Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс». 2010. 1 окт. (дата обращения: 21.11.2019) 7 Федеральный закон от 03 октября 2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 17.11.2019). 8 Федеральный закон от 27 июля 2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 09.11.2019). 9 Федеральный закон от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019)»О страховых пенсиях». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 22.11.2019). 10 Федеральный закон от 28 декабря 2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) «О накопительной пенсии». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 22.11.2019). 11 Федеральный Закон РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 22.11.2019). 12 Федеральный закон о пенсиях с комментариями для граждан и пенсионным калькулятором. М., 2019. 257 c. 13 Федеральный закон от 31.12.2002 N 198-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832. 14 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» от 21.07.2014 N 216-ФЗ (в ред. от 03.07.2016)//Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 30. Ст. 3739. 15 О государственных пенсиях в Российской Федерации: закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351. 16 О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3585. 17 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 5. 18 Об утверждении Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти: приказ Минюста РФ № 3, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ от 10 января 2001 г. № 51 // Бюллетень Минюста РФ. 2001. № 2. 19 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. Российская газета. 2009. 17 апреля. 20 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334. 21 О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Российская газета. 2013. 31 декабря. 22 О государственных пенсиях: закон СССР от 14 июля 1956 г. Ведомости ВС СССР. 1956. № 15. Ст. 313. 23 О государственных пенсиях в Российской Федерации: закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351. 24 О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920. 25 Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г.№ 2524-р. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 8029. 26 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 9-П. Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 5. 27 Законопроект № 911767-6 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» Статья URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&RN=911767-6&02. (дата обращения: 15.11.2019). 28 Аранжереев М.М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России. М., 2009. С. 21-22. 29 Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах. М., 2019. 105 c. 30 Батыгин К. С. Развитие основных форм социального обеспечения в свете новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1979. № 3. С.19-23. 31 Вавулин Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О накопительной пенсии» (постатейный). М., 2019. 112 c. 32 Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению. Журнал российского права. 2013. № 8.С. 43–54. 33 Гусов К.Н. Право социального обеспечения России / отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2008. С. 209. 34 Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата. М., 2017. 402 с. 35 Дегтярев Г.П. Реформирование пенсионной системы России: институциональный анализ: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2006: 08.00.05 36 Ерофеева О.В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение. М., 2013. 171 с. 37 Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для СПО. Саратов, 2019. 276 c. 38 Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие Саратов, 2018. 233 c. 39 Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве). М., 2013. С. 142. 40 Защита прав на трудовые пенсии. Судебная практика и образцы документов. М., 2019. 94 c. 41 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. М., 2008. С. 323–326. 42 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Современное состояние пенсионной системы России, основные этапы ее реформирования и перспективы дальнейшего развития // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения». М.,2010. С. 519. 43 Золотухина Т. А. Современное состояние и направления совершенствования законодательства России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4.С. 44–49. 44 Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения. Российская юстиция. 1997. № 7. 45 Индексация пенсий в 2019 году для неработающих пенсионеров: когда, на сколько, кому подымут. Taneta NEWS // Статья https://teneta.ru/67970indeksacija-pensij-v-2019-godu-dlja-nerabotajushhih-pensionerov - kogda-na-skolko-komu-podymut/ от 18.12.2018 46 Казанбекова Д.Р. Рассмотрение судами споров, связанных с пенсионным обеспечением: науч.-практ. пособие. М., 2014. 128 с. 47 Кирилловых, А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». М., 2019. 136 c. 48 Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 05. URL: http://e-koncept.ru/2014/14546.htm 49 Каминский П. Л., Павлюченко В. Г., Хмелевская С. А. Социальное страхование: теория и практика. - М., 2003 50 Кокорев Р.А. Негосударственные пенсионные фонды: болевые точки и возможности роста // Аналитический вестник (издание Аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). - 2006. - № 11(289). - С. 45. 51 Кобылинская С.В. Судебная защита пенсионных прав. Право и практика. 2015. № 3. С. 29-34 с. 52 Каминский П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. М., 2003. С. 189 53 Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. М., 1997. С. 22. 54 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. для СПО. М., 2017. 441 с. 55 Маслова Т.А. Ваша пенсия в ваших руках. Как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. - М., 2019. 142 c. 56 Матузова Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 66. 57 Mrachkov V. Social Security Law in Bulgaria / V. Mrachkov. - Kluwer law international, 2011. 264 р. 58 Право социального обеспечения: учеб. и практикум для СПО. М., 2017. 382 с. 59 Пайгина Д. Р., Стрельников П.А. Поиск эффективных решений проблем правотворчества // 2014. № 6.С. 141–145 60 Павлюченко В. Г. КОНТ ТЕПТ научно-методический электронный журнал. Социальное страхование. - М., 2007. - С. 28. 61 Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М., 2007. С. 116. 62 Роик В.Д. Право социального обеспечения России / отв. ред. В.Д. Роик. М., 2011. - С. 88-90. 63 Семенов В. В. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации. - М., 2007. - С. 84. 64 Social Rights Jurisprudence: Emerging Trends in International and Comparative Law. Cambridge University Press, 2009. 65 Сыченко Е.В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение. М., 2014. 139 с. 66 Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М Гражданское право: учеб. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005. 848 с. 67 Седельникова М.Г. К вопросу о прогнозируемой эффективности норм права социального обеспечения. Киев, 2016. С. 387-390. 68 Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. М., 2003. С. 224 69 Чирков С.А. О ретроспективном характере современного пенсионного права. Пенсия. 2016. № 6. С. 39-42. 70 Чирков С.А. О правоприменительной деятельности в сфере пенсионного обеспечения. М., 2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 05.11.2019). 71 Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск, 1986. С. 5-26.
Отрывок из работы

1 Сущность, виды и перспективы развития пенсионного обеспечения 1.1 Понятие и содержание системы пенсионного обеспечения Современная пенсионная система оказывает огромное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, сбалансированность федерального и регионального бюджетов. В то же время следует отметить, что степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы очень отстает от потребностей современной российской практики. Нуждается в разработке и категориально-понятийный аппарат, используемый при исследовании пенсионной системы: его полисемантичность, неопределенность создают немалые трудности при анализе проблем пенсионной системы как в теории, так и в практической работе . Большинство российских исследователей относят пенсионное обеспечение к системе социальной защиты населения, рассматривая его как важнейший компонент государственной социальной политики . Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений. Так, некоторые авторы выделяют следующие основные формы социальной защиты: личная материальная самозащита, общественная благотворительность, общественная солидарность, государственное социальное обеспечение и помощь, а также фирменные (предприятий) системы социальной защиты . Другая группа авторов среди форм социальной защиты выделяет: социальное обеспечение, социальную помощь, социальное страхование и благотворительность . В свою очередь, каждая из названных форм может быть рассмотрена применительно к защите от рисков, связанных со старостью, инвалидностью, потерей кормильца (то, что составляет суть пенсионной системы). Вместе с тем в литературе перечисленные формы социальной защиты трактуются неоднозначно . Так, вызывает споры трактовка термина «социальное обеспечение». Например, авторы учебника «Право социального обеспечения России» полагают, что «под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» . В этой дефиниции говорится только об определенной категории граждан, которые включены в систему социального обеспечения, и только в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми. На наш взгляд, такая трактовка этого феномена, во-первых, не совсем ясна, поскольку в ней не обозначены сами социальные группы, попадающие в систему социального обеспечения; во-вторых, в экономической литературе уже давно устоялось понятие «социальные риски», которые и должны браться за основу при анализе видов и способов социального обеспечения . Анализ дефиниций термина «социальное обеспечение» показал, что существуют как узкая, так и широкая его трактовки . В широкой трактовке сюда включают такие виды социального обеспечения, как медицинское, пенсионное, собственно социальное . В узкой трактовке под социальным обеспечением подразумевается только выплата пенсий, пособий и социальное обслуживание . Однако в каждом из названных выше вариантов среди видов социального обеспечения названо пенсионное обеспечение. Термин «пенсионное обеспечение» является достаточно емким и включает в себя различные формы социальной защиты населения от социальных рисков, связанных с наступлением старости, инвалидностью, потерей кормильца. По меньшей мере можно также говорить о нескольких значениях термина «пенсионное обеспечение». В широком смысле «в него включаются не только обязательные и дополнительные пенсионные программы, но и другие системы, позволяющие поддерживать определенный уровень и стандарты жизни в пенсионном возрасте (например, системы здравоохранения, социального обслуживания и пр.)» . Узкая трактовка термина предполагает, что из пенсионного обеспечения исключается пенсионное страхование . Однако ситуация осложняется тем обстоятельством, что сами указанные понятия четко не определены, а границы между ними подвижны. Достаточно часто поднимается вопрос о параллельном и равнозначном существовании процессов, обозначенных указанными терминами, в зависимости от методов финансирования и формирования денежных фондов. При финансировании в виде прямых ассигнований из бюджета используют термин «пенсионное обеспечение», а при применении страховых методов при формировании специальных фондов - термин «пенсионное страхование» . В связи с рассматриваемой темой интересен и подход, предложенный А.А. Григорьевым, Д.Н. Ермаковым, Ю.Ю. Финогеновой и другими авторами. Как пишет Ю.Ю. Финогенова, «пенсионное обеспечение» - это понятие, охватывающее назначение и выплату всех существующих видов пенсий, а понятие «пенсионное страхование” является формой пенсионного обеспечения граждан, и данные понятия относятся как общее к частному» . На наш взгляд, этот подход позволяет рассмотреть все виды пенсий в рамках пенсионной системы, соединив те, которые формируются и выплачиваются государством; работодателями через обязательное и добровольное пенсионное страхование; самими гражданами (добровольное пенсионное страхование). Таким образом, термин «пенсионное обеспечение» рассматривается в широкой трактовке, которая включает в себя все виды пенсий, формируемых и выплачиваемых в рамках пенсионной системы, среди же его форм - государственное пенсионное обеспечение (узкая трактовка данного термина) и пенсионное страхование (обязательное и добровольное). Именно в таком аспекте данный термин и будет использоваться в исследовании в дальнейшем применительно к региональной системе пенсионного обеспечения. По отношению к Российской Федерации, исходя из ее действующего законодательства, можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения: 1) государственное пенсионное обеспечение (его финансирование осуществляется за счет федерального бюджета). Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №1б6-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ; 2) обязательное пенсионное страхование (его финансирование осуществляется за счет страховых взносов работодателей, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также дотаций из бюджета). В этой системе выплачиваются трудовая пенсия по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовая пенсия по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей); 3) негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение (страхование). За счет него выплачиваются негосударственные пенсии в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами (иными институтами), финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от инвестирования данных средств. Негосударственное пенсионное обеспечение (страхование) в национальной пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях, банках или пенсионных фондах (а также иных организационных формах: например, на основе прямого финансирования в самоуправляемых фондах, специализированных резервах в балансе предприятий, на базе трастовой собственности) . Некоторые авторы считают, что применение термина «негосударственное пенсионное обеспечение» в отношении основной деятельности негосударственных пенсионных фондов (выплаты дополнительных пенсий), деятельности страховых компаний (в случае тех или иных форм пенсионного страхования) не вполне обосновано, так как организация негосударственного пенсионного обеспечения происходит на страховых принципах. Поэтому корректнее было бы назвать это системой негосударственного пенсионного страхования . На наш взгляд, допустимо употребление обоих понятий, если исходить из того, что «пенсионное обеспечение» - это родовое понятие, а «пенсионное страхование» - понятие, отражающее одну из форм пенсионного обеспечения . В теоретико-методологическом аспекте важно и раскрытие соотношения понятий «негосударственное пенсионное обеспечение» и «обязательное пенсионное обеспечение». Другими словами, включаются ли обязательные формы пенсионного обеспечения в систему негосударственного пенсионного обеспечения? Решение указанного вопроса имеет не только теоретико-познавательный, но и практический интерес. Так, в связи с возможностью участия российских негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании возникает вопрос о включении данного вида страхования в состав негосударственного пенсионного обеспечения. Несмотря на юридические аспекты перехода права собственности на средства пенсионных накоплений от государства к негосударственным пенсионным фондам, обязательное пенсионное страхование в данном случае является составной частью государственного пенсионного страхования, где в качестве страховщика выступает частный институт - негосударственный пенсионный фонд. Тем не менее вопрос о праве собственности на пенсионные резервы и накопления является дискуссионным и оказывает влияние на неоднозначность не только в трактовке понятийного словаря в сфере пенсионного обеспечения, но в области налоговой политики. Так, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ст. 3 устанавливается, что обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. При такой трактовке здесь заложено определенное противоречие: по организационно-правовой форме обязательное пенсионное страхование относится к государственному, но если проанализировать источники финансирования данного вида страхования, то их основу составляют обязательные платежи, уплачиваемые работодателями, поэтому его можно отнести к негосударственному. Вместе с тем по действующему законодательству обязательное пенсионное страхование относится к государственному. Общая структура форм пенсионного страхования представлена на рисунке 1. Рис. 1 – Формы пенсионного страхования Организация и управление пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной функции государства, реализуемой в его социальной политике. Вместе с тем возможны разные варианты формирования и проведения данной политики в сфере пенсионного обеспечения. Так, анализ современных пенсионных систем позволяет выделить несколько разновидностей их теоретико-методологических оснований: это доктрина либерализма, трансформировавшаяся на рубеже XIX-XX веков в социальный либерализм, который в отличие от классического либерализма допускал участие государства в социальной сфере; этатизм, исходящий из превалирующей роли государства в названной сфере и также модернизированный в ХХ веке в более мягкий вариант участия государства в разработке и проведении социальной политики (дирижизм, модели «третьего пути» и пр.). 1.2 Современные тенденции пенсионного обеспечения в России Пенсионное обеспечение в России — совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии . В последние годы актуализуется анализ системы пенсионного обеспечения, обусловленный опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства и населения к проблемам социальной справедливости, материального благосостояния, удовлетворения условиями жизни и степенью страховой защиты пенсионеров и лиц с социально-пенсионным статусом. На базе проведенного исследования установлено, что сегодня не устранены значительные проблемы, которые отрицательно влияют на пенсионные выплаты: 1 В России остается патерналистская база пенсионной системы (государство - работник - пенсионер) при отсутствии интереса у работодателей и самих работников формировать пенсионный капитал. 2 Формируется устойчивая тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовая зависимость от государственного бюджета, то есть величина государственных пенсионных обязательств не совпадает с величиной фактически получаемых страховых взносов. 3 Не обеспечивают ожидаемого эффекта введение единого социального налога и механизм его администрирования. Реальная смена страховых взносов налогообложением фонда зарплаты работников не разрешила проблему дефицита пенсионного бюджета, а снижение величины единого социального налога не разрешило задачу вывода зарплаты «из тени». Наличие взносов по обязательному пенсионному страхованию в границах налогового вычета из суммы единого социального налога порождает значительные проблемы с персонализацией учета в Пенсионном фонде РФ и использованием взносов. Начисляемые работодателями взносы на страховые и накопительные части пенсии конкретным работникам не подразделяются в Пенсионном фонде РФ по персонализированному учету в течение года. В обстоятельствах налогового администрирования персонализация пенсионных взносов теряет свою актуальность во времени. 4 Снижаются страховые начала в системе пенсионного обеспечения, которые заявлены в начале пенсионной реформы в виде ее основы. В составе трудовой пенсии увеличивается удельный вес ее базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равное участие социальных партнеров, включая основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении средствами обязательного пенсионного страхования. 5 Досрочные пенсии необоснованно финансируются из общей величины страховых взносов, в т. ч. и из-за отсутствия профессиональных пенсионных систем. 6 Потенциал негосударственных институтов в системе пенсионного обеспечения применяется в недостаточной степени, чему мешает в первую очередь неудачная и нерезультативная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения . Несмотря на увеличение величины пенсионных выплат, система пенсионного обеспечения РФ скрывает очевидное противоречие, которое заключается, с одной стороны, в важности оптимизации затрат ПФР РФ и внедрения 3-х уровневой системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает персонализацию пенсионных накоплений, а с другой сторона, в распространении социальных программ и росте социальных затрат страны, в т. ч. за счет институциональной инерции (сохранность пенсий при наличии пятилетнего стажа труда и досрочных пенсий за вредные условия труда) и роста нагрузки на работоспособное население. Поэтому важное значение получает комплексный анализ принципов, механизмов и эффектов улучшения системы пенсионного обеспечения, основанный на эволюционном, институциональном и социально- экономическом подходах, исследовании институционализации механизмов образования, учета и реализации пенсионных прав, оценке социально-экономических эффектов посредством системы социально-демографических и экономических показателей. При этом многие, в особенности мужчины, не доживают до данного возраста. Большее количество смертей происходит от сердечно – сосудистых заболеваний - 57,1 %, травм и несчастных случаев - 13,9 %, онкологических заболеваний -13,6 %. Это говорит о том, что в РФ образовались большие группы населения, условия и образ жизни которых несовместим со здоровым образом жизни (ЗОЖ) и приемлемым качеством жизни. Важным неразрешенным вопросом пенсионного обеспечения остается вопрос высокой «конвертируемости» заработных плат, т. е. их теневые выплаты. Пенсионные отчисления платит далеко не все население. 14,5 % граждан получают заработную плату неофициально . Ухудшение пенсионного обеспечения в РФ стало заметно в последние несколько лет, что связано с финансовым и экономическим кризисом в стране. Сформировавшаяся в РФ современная система пенсионного обеспечения имеет целый ряд значительных недостатков и, главное, не может гарантировать стабильного исполнения обязательств страны перед пенсионерами в ближайшее будущее. Проблема задержки выплаты государственных пенсий в некоторой степени была решена, а вот проблема неадекватности величины пенсии социальным нуждам пенсионеров до сих пор стоит остро. Разрешение рассмотренных проблем особенно важно для гарантирования социально-экономического развития России. С 1 января 2019 года в России началась масштабная пенсионная реформа, которая существенно изменила условия выхода на пенсию (прежде всего, в связи с началом повышения пенсионного возраста), а также порядок индексации пенсий неработающим пенсионерам. Правительство считает, что эти изменения позволят сбалансировать пенсионную систему страны и повысить уровень доходов российских пенсионеров — в частности, уже с 1 января 2019 года страховые пенсии увеличились в среднем на 1000 рублей. При этом надо понимать, что мероприятия реформы запланированы на долгосрочную перспективу, а в 2019 году Правительство только приступило к ее реализации . Изменения в пенсионной системе с 2019 года осуществляются, прежде всего, с целью выполнения так называемого «майского указа» Владимира Путина от 07.05.2018 № 204 о долгосрочном развитии России на период до 2024 года. Документ предусматривает: - снижение уровня бедности в 2 раза; - обеспечение роста пенсионного обеспечения с темпом выше уровня инфляции (таким образом, пенсии будут расти значительно быстрее, чем это было в предыдущие годы); - разработку и внедрение программы поддержки и повышения качества жизни россиян старшего поколения. К сожалению, цели Правительства по повышению пенсий в России в 2019 году снова не затронули работающих пенсионеров. Все ограничения пенсионного законодательства, принятые в отношении этой категории граждан начиная с 2016 года, останутся без изменений. Минфин объясняет это тем, что доходы у работающих пенсионеров и так растут быстрыми темпами из-за роста заработных плат (в частности, в 2018 году Правительство впервые сравняло МРОТ с прожиточным минимумом). Реформа пенсионной системы, которую Правительство планирует осуществлять в ближайшие годы, направлена на обеспечение устойчивого роста пенсий выше уровня инфляции, а также на приведение ее величины до 40% от заработной платы гражданина. Все эти задачи Правительство решает с целью создания устойчивой (самодостаточной) пенсионной системы, которая будет существовать без необходимости привлечения дополнительных денежных средств из Федерального бюджета для покрытия дефицита Пенсионного фонда России (ПФР) . В 2019 году произошли следующие изменения в части пенсионного обеспечения россиян: 1 Изменение условий для выхода на пенсию по старости, в том числе: - повышение общеустановленного пенсионного возраста и корректировка условий назначения некоторых видов льготных пенсий; - аналогичное повышение возраста, позволяющего оформить социальную пенсию по старости. 2 Изменение порядка индексации пенсий, в том числе: - повышение страховых пенсий неработающим гражданам темпами выше инфляции (в среднем на 1000 рублей). Таким образом, одно из самых существенных изменений произошедших в пенсионном законодательстве в 2019 году — это то, пенсию по старости на общих основаниях смогут оформить женщины, достигшие 55,5 лет, и мужчины при достижении 60,5 лет. Фактически это означает, что: - в первом полугодии 2019 года на пенсию вышли не только те россияне, которые получили право на пенсию до конца 2018 года(соответственно женщины и мужчины при достижении 55 и 60 лет); - те граждане, которым 55 и 60 лет исполнилось в первом полугодии 2019 года, смогли выйти на пенсию во втором полугодии в возрасте 55,5 и 60,5 лет; - мужчины и женщины, которым 55 и 60 лет исполнилось во втором полугодии 2019 года, по новому закону выйдут на пенсию только в 2020 году. С учетом того, что повышение пенсионного возраста с шагом 1 год началось в 2019 году, то в соответствии с графиком в нечетные годы (2019, 2021, 2023 и т.д.) новых пенсионеров в России появляться не будет (за исключением 2019 и 2021 года, когда согласно поправке Владимира Путина на пенсию можно будет выходить на 0,5 года раньше тем пенсионерам, кому 55 и 60 лет исполняется в 2019-2020 гг.) . Также в нечетные годы смогут выйти на пенсию некоторые категории «досрочников» и тех, кто уже достиг пенсионного возраста и откладывал выход на пенсию). Стоит отметить, что законом предусматривается возможность оформить страховые выплаты по старости досрочно при наличии продолжительного страхового стажа: 42 года у мужчин и 37 лет — у женщин. В этом случае выйти на пенсию можно на 2 года раньше установленного пенсионного возраста, но не раньше, чем при достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Осуществляемая за последние годы государственная компания по проведению и улучшению системы пенсионного обеспечения направлена на создание новой организационной структуры и правовых рамок российской пенсионной системы, на проведение структурных изменений в формировании пенсионного обеспечения и системы страхования, на рост уровня и качества условий жизни населения социально-пенсионного положения. Предполагаются следующие перспективы развития системы пенсионного обеспечения: 1 Государство должно четко устанавливать величину гарантий и ответственность, которые сможет взять на себя в ходе пенсионного обеспечения жителей страны, сформировав им условия для образования их пенсионных накоплений в границах частно-государственного партнерства, как с привлечением работодателей, так и самих граждан страны. 2 Основным инструментом разрешения пенсионных проблем может стать формирование и становление региональных накопительных пенсионных фондов как результативной системы пенсионного обеспечения жителей страны, которые, принимая в расчет региональную специфику, могут привести, с одной стороны, к улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшем будущем, а с другой стороны, к социальному и экономическому развитию регионов посредством направления на данные цели образованных в них ресурсов. 3 Правительство должно вызвать интерес работодателей к участию в пенсионном обеспечении своих сотрудников. С этой целью нужно предоставлять налоговые льготы и прочие формы мотивирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочивать их нормативно-правовое регулирование. 4 Необходимо проводить разъяснение населению о необходимости и целесообразности формирования накопительных принципов финансирования пенсий, как в обязательной, так и в добровольной части . Основной задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является обеспечение высокого стандарта текущего потребления людей, которые имеют социально-пенсионное положение. 2 Вопросы реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение 2.1 Сущность реализации пенсионных прав граждан РФ Принятый законопроект с поправками, рекомендуемыми В. В. Путиным, четко определяет категории получателей пенсий, которых не затронут внедренные новшества. Так же документом закреплены некоторые категории занятых, а также лица, которые по медицинским показаниям или по социальному положению получают право выхода на пенсию раньше общепринятого срока. В соответствии со ст. 8 закона № 400-ФЗ страховая (трудовая) пенсия по старости устанавливается при выполнении трех основных условий: - достижение установленного пенсионного возраста; - наличие минимально необходимого трудового стажа; - наличие необходимого количества пенсионных баллов (так называемый индивидуальный пенсионный коэффициент — ИПК) . В 2019 году все эти нормативы, включая пенсионный возраст увеличены. Тем самым повысятся требования, необходимые для выхода россиян на пенсию по старости. Прежде всего, новый закон, который уже одобрен Госдумой и подписан Президентом, предполагает поэтапное увеличение пенсионного возраста, достижение которого дает право на оформление страховой пенсии по старости. Оно уже началось в 2019 году. Закон устанавливает новые значения нормативного пенсионного возраста: 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам (изначально планировалось 63 года, но Владимир Путин поручил эту планку смягчить). Но поскольку все корректировки предложено производить постепенно, в 2019 году уже стали действовать переходные положения этого закона — пенсионный возраст был увеличат всего на 0,5 года (до 55,5 лет женщинам и 60,5 мужчинам). Два остальных необходимых параметра (страховой стаж и количество пенсионных баллов) и так увеличиваются ежегодно по графику, предусмотренному законом «О страховых пенсиях».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 98 страниц
2800 руб.
Дипломная работа, Социология, 137 страниц
4500 руб.
Дипломная работа, Социология, 90 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Социология, 34 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Социология, 79 страниц
1975 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg