Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы экологического воспитания в общеобразовательной школе

irina_k200 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Объект исследования – процесс воспитания в общеобразовательной школе. Предмет исследования – организация экологического воспитания в общеобразовательной школе. Цель исследования – изучение организации экологического воспитания в общеобразовательной школе. Задачи исследования: - изучить сущность экологического воспитания; - рассмотреть формы, методы и средства экологического воспитания школьников; - изучить опыт экологического воспитания в современной общеобразовательной школе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы. Проблема экологического образования в школе представляется достаточно актуальной в связи с тем, что люди живут не в гармонии с природой. На сегодняшний день, экологические проблемы достаточно сильно влияют на все сферы жизни человека: науку и производство, политику и экономику, энергетику, градостроительство, здравоохранение и образование. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы, для синтеза научных знаний и социального опыта, для изучения возможностей науки и практики разумно решать экологические проблемы [3]. Экология - самый важный источник научного мировоззрения, а мир постигается в процессе познания и в процессе образования, так как школа должна воспитывать у детей чувство близости к природе, ощущать ее красоту, не позволять относиться к ней варварски, жестоко [1]. Экология оказывает большое воздействие на образование и служит источником экологического образования школьников. В экологическом воспитании особое значение приобретают предметы естественно-географического цикла: История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе; Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа. Результаты взаимодействия общества и природной среды неутешительны. И поэтому школой поставлена задача развития экологической культуры младших школьников и воспитателей человека будущего – всесторонне развитой личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующей в рамках экологической необходимости. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность при этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Вопросами экологического воспитания и образования занимается довольно много педагогов. Огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым педагогам и методистам, как И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, А.Я Герд, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.М. Низова, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий и др. А делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3 Глава 1.Теоретические основы экологического воспитания в общеобразовательной школе…………………………………………………….. 1.1.Сущность и понятие экологического воспитания ……………………..…..6 1.2. Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы…………………………………………………………………………….9 Глава 2. Организация экологического воспитания в общеобразовательной школе………………………………………………...……………………….…..14 2.1.Опыт организации экологического воспитания в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………..14 2.2. Методические рекомендации по улучшению организации экологического воспитания в школе……………………………………………………………..19 Заключение ………………………………………………………………..……..28 Список использованных источников …………………………………..….......30 Приложения
Список литературы

1. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с. 2. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – 248 с. 3. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с. 4. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с. – (В помощь учителю). 5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288 с. 6. Балабанова, В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с. 7. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. – 80 с. 8. Неделя экологии в школе: Учебное пособие по методике преподавания биологии / Л.Д.Бобылева, Л.П.Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. Мичуринск: Издательство МГПИ, 2001. – 111 с. 9. Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002. – 92 с. 10. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебнометодическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с. 11. Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. – 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»). 12. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с. 13. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»). 14. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 с. 15. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник / А.Н.Голицын. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 336 с. 16. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологические беседы в школе: Учебнометод. пособие. – Мичуринск, 2003. – 53 с. 17. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. – 2014. – №5. – с. 83-88. 18. Антонова, Н.М. Роль школьных библиотек в экологическом просвещении учащихся // Школьная библиотека. – 2011. – №9-10. – с. 66-73. 20. Экологические сказки: для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн.: «Асар», 1998. – 160 с. 21. Грешневиков, А.Н. Экологический букварь / Грешневиков А.Н. – М.: «ЭКОС – информ», 1995. – 78 с. 22. Спарджен, Р. Экология: Энциклопедия окружающего мира / Р.Спарджен. – М.: «РОСМЭН», 1997. – 48 с. 23. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Природоведение и экология: Учебник для 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы. – СПБ.: «Специальная Литература», 1997. – 176 с. 24. Околелов, А.Ю. Курс лекций по прикладной экологии и природопользованию: Учебное пособие по экологии для студентов биологических специальностей педвузов и учителей биологии и экологии / А.Ю. Околелов. – Мичуринск: МГПИ, 2004. – 143 с. 25. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с. – (Библиотека журнала «Биология в школе», вып.10.) 26. Чернышева, В.А. Программа внеурочной деятельности по экологии // Практика административной работы в школе. – 2013. – №6. – с. 17. 31. Прудникова, Т. Экология души – основа экологического воспитания // Искусство в школе. – 2012. – №1. – с. 27. 27.Юркина, С.В. Экологическое образование младших школьников: Социально-экологический проект «Вода без границ» // Начальная школа +до и после. – 2011. – №7. – С 15.
Отрывок из работы

Глава 1.Теоретические основы экологического воспитания в общеобразовательной школе 1.1. Сущность экологического воспитания Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. В педагогике считается, что «экологическое воспитание - составная часть нравственного». [11, с. 329] Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения, биологии, химии, физики и на других. Во время этих занятий формируются следующие представления: - почему поле, лес, луг называют природными сообществами; - для чего существуют различные элементы природных сообществ; - как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах. Эти экологические знания на протяжении всей учебно-воспитательной работы переходили в убеждения, доказывая ребятам необходимость жить в гармонии с природой. Знания, которые переросли в убеждения, формируют экологическое сознание. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам. Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение, можно выделить основные эколого-педагогические положения в сущности экологического воспитания. Во-первых, организовывать целенаправленное и систематическое общение детей с природным окружением, способствующим постепенному накоплению и систематизации природоохранительных знаний, умений, навыков, формировать систему ведущих природоведческих и природоохранительных понятий, на основе которых учащиеся уясняют не только существование природных взаимосвязей и взаимозависимостей, но и необходимость сохранения и поддержания их, позволяет добиваться осмысления этих знаний и перехода их в убеждения, предопределяющие разумное, бережное отношение к природе. Во-вторых, обогащать личный опыт учащихся пониманием того, что природа является естественной основой жизни общества и каждого человека, что все необходимое для удовлетворения жизненных потребностей люди берут из нее. И природные ресурсы – воздух, вода, почва, полезные ископаемые, растительный и животный мир – в значительной степени зависят от человека. В-третьих, развивать и углублять мотивы охраны природы – экономические, научно-познавательные, гуманистические, эстетические и санитарно-гигиенические, регулирующие нормы отношения к природе. В-четвертых, предупреждать негативное воздействие на природу, подводить учащихся к сознательному соблюдению норм и правил поведения, вырабатывать высокую экологическую культуру. В-пятых, вызывать потребность к природоохранительной деятельности, формировать опыт ценностных ориентации по отношению к природной среде. В-шестых, воспитывать нравственные личностные качества – доброту, заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю и республике. [12, с.4] Образование является одной из важнейших социальных подструктур общества. Его содержание, развитие и функционирование отражают состояние общества, особенности его перехода от индустриального к информационному обществу XXI века. В этих условиях особую значимость приобретает укрепление связей образования и культуры, многоаспектный строй которой опирается на экологическое отношение человека, выступающего в мире Природы мощной преобразующей силой. Реализация такого экологического образования (непрерывного, сохраняющего преемственность, способного к развитию, усложнению) требует продуманной подготовки специалистов – воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы, преподавателей средних и высших учебных заведений (преподавателей). Цель экологического образования: постановка вопроса о месте и роли человека в социальном мире как части общего мира Природы означает необходимость в ориентации образования на воспитание у человека чувства собственного достоинства, чувства свободы, потребности в общекультурной компетентности. Задачи экологического образования: • расширить представления преподавателей о современных открытиях в области экологии, представлениях о специфике техногенного освоения природы, о биологическом разнообразии окружающей природы и о фундаментальных условиях динамической стабильности биосферы; • раскрыть современную научную систему взглядов на проблему единства живого вещества биосферы через трофические взаимодействия биоразнообразия и человека; • сформировать наиболее целесообразные приемы работы по экологическому образованию дошкольников, школьников и студентов, позволяющие эффективно решать комплексную проблему воспитания у этих возрастных групп экологического отношения, ответственной гражданской позиции, опирающейся на понимание характера взаимодействия человека с окружающей средой; • сформировать научно обоснованные представления о целостной природной среде, о закономерностях ее развития и функционирования, о механизмах глобального биогеохимического круговорота; • содействовать углубленному изучению преподавателей инновационных подходов в методике преподавания экологии, в том числе и в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла. 1.2. Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [11]. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценности ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе рассказа, беседы экологического содержания актуализирует знания детей, расширяет и углубляет их, выявляет новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе, способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать её последствия. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. На уроках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изображения объектов природы, с помощью стрелок ученик показывает связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например, трофическая цепь: комары лягушки аист Дети показывают стрелочками связи между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются на доске – дети соединяют нужные объекты стрелочками. Содержание воспитательной работы реализуется через такие её формы, как учебные задания, наблюдение за явлениями в природе и объяснение причин их возникновения, выявление взаимосвязи между сезонными изменениями в природе, заполнение календаря природы, игры и игровые ситуации экологического содержания, посильный общественно полезный труд. Одним из эффективных средств экологического воспитания младших школьников являются учебные задания, направленные на: - формирование знаний об объектах природы, взаимосвязи природы и человека; - формирование оценочных суждений и ценностных ориентаций; - формирование знаний о мерах по охране природы. Важную роль в воспитательном процессе играют умения по охране природной среды и поведению в природе, формирование в процессе организации практической деятельности учащихся. В ходе экскурсий происходит ознакомление с природой родного края, выявление её особенностей. Экскурсии могут включать элементы заочных игр-путешествий по родному краю. При этом расширяются представления о природных богатствах края, разнообразии и красоте его природы. Экскурсии могут включать и элементы поисковой работы. Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» - это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который прокладывается так, чтобы на нём были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнить естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Работая на «экологической тропе» экологическое воспитание имеет не только информационный, но и деятельностный характер; ребята участвуют в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы и т.д. Кроме этого, такое посещение природы даёт возможность организовывать и проводить исследовательские работы – изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребёнка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные; прогнозировать последствия деятельности человека; оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней. Специфической формой организации деятельности младших школьников по изучению и охране природы являются игры и учебно-игровые ситуации. Они позволяют ребёнку выбрать собственный образец поведения, соответствующий его интересам, чувствам и убеждениям. Детские игры – отражение жизни. Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире не только понимаются, но и легко закрепляются. Усваиваются моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У ребёнка формируется опыт принятия экологически грамотных решений. Дети играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями. Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры – соревнования, имитационные. Дидактические игры – это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребёнок и не думает учиться, но в результате игры узнаёт что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с картинками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек»; игры загадки, например по «портрету» на карточке найди растение в гербарии. А если игра проводится в природе, то в лесу на поляне и т.д. Можно рекомендовать придумать загадку к объекту, который нравится ученику. Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Ролевая игра является коллективной формой работы. Она содействует усвоению школьниками данного социального и материально-ценностного опыта детей, развивает творческие способности учащихся и их представлений. Ролевое поведение даёт возможность ребёнку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умения вести дискуссию, использовать свои знания. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Например, игра «Кто, где живёт?» раскрывает зависимость распространения животных от условий среды обитания. Игры соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, загадок, проектов, путешествий и т.д. Они широко используются в практике работы школ. В последние годы учителя стали применять метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И.В. Цветкова подчёркивает, что: «…метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка». Метод проектов включает этапы: выдвижение цели, осознанной и принятой детьми; разработку плана действий, практические действия, шаги к намеченной цели, подведение итогов выполнения проектов. Проекты могут быть кратковременными и длительными. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время. Глава 2. Организация экологического воспитания в общеобразовательной школе 2.1.Опыт организации экологического воспитания в общеобразовательной школе В ходе экспериментального исследования были использованы различные методы. Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа №64 г. Чебоксары. Было проведено анкетирование в школе №64 с целью выявления степени использования экологического воспитания в процессе обучения. Анализируя результаты анкеты, выяснили, что 90% опрошенных систематически используют экологическое воспитание в процессе обучения, 8% - воспитывают экологическую культуру личности только тогда, когда позволяет время или нужно выполнить программу, 2% - не используют такое воспитание в учебном процессе, считая, что этим нужно заниматься во внеурочное время. Несмотря на результаты, все респонденты считают, что воспитывать экологическую культуру младших школьников необходимо, так как младшие школьники имеют довольно ограниченные представления о многообразии действий и поступков, выражающих заботу о природе или причиняющих ей вред. Вместе с тем они вполне понимают необходимость заботливого отношения к природе. Младшие школьники озабочены плохими поступками взрослых по отношению к природе: «взрослые режут кору деревьев, загрязняют лес банками, стеклом». Поэтому, начинать такое воспитание надо именно с раннего школьного возраста. Полученные данные занесены в диаграмму: Анализ документации и дополнительной литературы показал, что на сегодняшний день начальная школа требует пересмотра приоритетов целей обучения. Особое внимание уделяется развивающей функции обучения и личности младших школьников. Большая роль в решении этой задачи принадлежит курсу «Человек и мир». 1 класс. В названном курсе объединены биологические, географические, обществоведческие и анатомические знания, что поможет формировать у младших школьников представление о единстве человека, общества и природы, даст возможность показать детям как важно сохранить гармонию в отношении человека и природы. В основу блока «Природа и человек» курса «Человек и мир» положена концепция экологического образования и воспитания младшего школьника. Наряду с решением задач умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Важной задачей данного блока является задача формирования экологической культуры младших школьников. Известно, что в возрасте от 6 до 11 лет активно формируется базисная сторона культуры коммуникативная, умственная, эстетическая и нравственная. Формированию экологической культуры способствует также уяснение детьми всесторонней ценности природы. Уже в подготовительном классе не следует подчёркивать и ставить на первое место материальную ценность природы, так как практика показала, что выпячивание материальной ценности природы способствует формированию у детей потребительского отношения к ней. В подготовительном классе изучается три основных блока предмета: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и его здоровье». 2 класс. Во втором классе у учеников углубляется интерес к изучению природы, стремление узнать её тайны и загадки. Происходит систематизация природоохранительных знаний, умений и навыков учащихся. При изучении неживой природы формируются первоначальные знания об основных её свойствах, и подчёркивается важность сохранения чистоты воды, воздуха, почвы. Использование научно-популярной природоведческой литературы даёт возможность обсуждать конкретные ситуации и поступки, видеть отношение детей к описываемому, давать мотивированную оценку поведения людей, т.е. возникают реальные предпосылки для преодоления негативных проявлений в поведении учащихся на природе. 3-4 классы. уроки в третьем классе по блоку «Природа и человек» направляют внимание учащихся на более глубокое понимание причинно-следственных связей в природе, на необходимость их сохранения и поддержания человеком. Здесь важно, чтобы не только сообщались новые сведения, обобщались и систематизировались знания по использованию и охране природы, но и формировались ценные нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться школьники в практических действиях и поступках. Модель организации проектной деятельности в 3 классе «Поможем птицам зимой» Информационно - пропагандистский блок Подготовительный этап Практико-исследовательский блок Основной этап Творческо-исследовательский блок Заключительный этап Первое направление Сбор и изучение материалов по теме проекта. Практические мероприятия по оказанию помощи птицам. Мероприятия, проводимые в классе и школе. Второе направление Пропаганда целей проекта. Исследовательские наблюдения за жизнью зимующих птиц. Мероприятия, проводимые вне школы. Решению этих задач способствуют различные методы и проблемы изучения и закрепления новых знаний с самостоятельной работой учащихся, использование наглядных пособий, периодической печати, работа с учебником, демонстрация учебных телепередач, диафильмов, диапозитивов и др. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учётом психологической подготовленности учеников и с учётом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Также на этом этапе проводились наблюдения за учителем на уроках с целью выявления уровня правильной организации и руководства при экологическом воспитании. Человек и мир Математика Тема: «Животные поля» Начало урока организованное, дети настроены на активную работу. Поставлены задачи урока и пути их решения. Домашнее задание проверялось различными способами: - вопросы для коллективного обсуждения (Именно здесь, учащиеся 3 «А» класса самостоятельно определяют правила поведения на лугу, способы охраны животных и растений. Отсюда можно сделать вывод, что экологическая культура у детей присутствует). - тест для выявления уровня усвоения знаний по теме - индивидуальные задания (работа с гербарием) Объяснение нового материала учитель начал с общеразвивающих вопросов вида: «Зачем поля нужны людям? Какой хоз. деятельностью там занимаются? А только ли людям нужно поле? И т.д.». Далее учитель объясняет о назначении поля в жизни людей и животных. Познавательный рассказ дополнил знания детей о природе и её хозяев. После этого дети знакомятся со статьёй учебника на стр.71-73. Далее на уроке имеет место ПР – составление кластера «Животные поля», которую дети выполнят самостоятельно и описание птицы по плану. После самостоятельной работы учащихся, целесообразно проведение физминутки. Для развития логического мышления учитель задаёт вопросы для размышления о способах уборки урожая с полей: с середине поля следует начинать уборку или с конца. (используются иллюстрации) После этого, дети знают как можно сохранить природное сообщество и животных и птиц, которые там живут. На этапе закрепления учитель предлагает разгадать кроссворд. В конце урока были подведены итоги о проделанной работе. Вывод: Урок построен в здоровьесберегающем режиме. Использовались различные методы обучения:игровой, наглядный, практический, словесный. Продуманное объяснения материала, использование проблемных ситуаций. Наблюдалась высокая активность учащихся, самостоятельность. Подводились итоги каждого этапа урока. Воспитывалась экологическая культура учащихся. Тема: «Приёмы деления с остатком» Организационный момент урока настроил детей на хорошую активную работу. Узнав тему урока, учащиеся самостоятельно ставят для себя задачи урока. На этапе актуализации знаний учителем проведён устный счёт с использованием экологических задач. После их решения учащиеся размышляют, правильно ли поступали герои задач. На этапе изучения нового материала дети знакомятся с алгоритмом для рассуждения при делении с остатком. Далее выполняют все задания в учебнике по этой теме. На уроке было место и для физминутки с экологическим содержанием. Для проверки усвоения знаний учащихся, учитель ввёл самостоятельную работу. На этапе закрепления, учитель предлагает по картинке составить задачу с экологическим содержанием. После решения такой задачи подводятся итоги работы на уроке и рефлексия. Вывод: Организованное начало урока, оптимальное сочетание фронтального и индивидуального способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Главной задачей на уроке – было воспитание экологической культуры детей и с помощью экологических задач учитель добивался поставленной цели. Устный счёт способствовал развитию логического мышления. При изучении новой темы был поставлен проблемный вопрос, совместно проведён поиск решения. В рамках урока подведены итоги работы. Урок прошёл на оптимальном уровне. 2.2. Методические рекомендации по улучшению организации экологического воспитания в школе Большую роль в экологическом образовании и воспитании играет практическая, исследовательская работа. Основными условиями ее являются: Первое условие: взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию. Второе условие: организация проектной деятельности. Третье условие: осуществление личностно-ориентированного подхода по учету интересов и возможностей каждого ребенка, степень его участия в проектной группе. Так, теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Учет их интересов, возможностей составляет третье педагогическое условие успешной работы по экологическому воспитанию. Например, проект «Мое дерево», был определен самими детьми. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево ? прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ? довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом. Для реализации данного проекта потребуется три этапа. Первый этап ? подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ? дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники часто выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. В этом случае экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления. Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg