Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом

lupari84 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Проблема развития исследовательских умений дошкольников получила определенную теоретическую разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых. Педагогическая практика свидетельствует, что технология развития познавательных интересов дошкольников нуждается в дальнейшем совершенствовании, обусловленной требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из задач современного дошкольного воспитании и обучении детей является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников, так как от уровня её сформированности зависит успешность обучения в школе, умение находить нужную информацию, приобретение знаний. Цель обучения состоит не в том, чтобы дать ребёнку большое количество информации, содержание которой увеличивается каждый год, а привить ему культуру мышления, научить эффективно решать актуальные для него задачи, находить ответы на интересующие вопросы. Современный ребёнок нуждается в активизации важной черты детского поведения - любознательности. Исследователи отмечают, что к младшему школьному возрасту такая активность снижается. Начинать формировать интерес к изучению окружающего мира, к явлениям действительности необходимо уже в дошкольном возрасте. Следует отметить, что именно в эти годы создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливаются следующие целевые ориентиры на этапе завершении дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Для достижения этой задачи необходимо расширять взаимодействие старших дошкольников с окружающим миром, позволять изучать его, проводить эксперименты. Чтобы избежать развития у дошкольников исследовательской пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интереснее, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательские умения достаточно легко интегрируются в экспериментальную детскую деятельность. Проблема развития исследовательских умений у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Н.Е. Веракса, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков и другие. Одним из средств развития исследовательских умений старших дошкольников является экспериментирование с природным материалом. Анализ литературы позволил выявить противоречие между потребностью в развитии исследовательских умений старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с природным материалом. Проблема исследования состоит в ответе на вопрос: на основе каких педагогических условий возможно успешно осуществлять развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредствомэкспериментирования с природным материалом? Недостаточная разработка данной проблемы и ее несомненная актуальность для практики дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования – «Развитие исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия для развития исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом. Объект исследования: процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: условия развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с природным материалом. Гипотеза: в своём исследовании мы исходим из предположения о том, что развитие исследовательских умений старших дошкольников будет проходить успешнее, если обеспечить реализацию следующих педагогических условий: - обогатить развивающую предметно-пространственную среду в ДОО для исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; - осуществлять плодотворное сотрудничество с родителями детей, в том числе в выборе природного материала. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать проблему развития исследовательских умений детей на основе изучения психолого-педагогической литературы. 2. Выявить уровень сформированности исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. 3. Организовать работу над развитием у детей исследовательских умений с учетом обозначенных педагогических условий. 4. Выявить динамику развития исследовательских умений у детей в процессе экспериментирования с природным материалом. В нашем исследовании были использованы следующие методы: - теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов, обобщение и систематизация знаний; - эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент. Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №1 г. Сретенска. Практическая значимость состоит в том, что предложенные педагогические условия для успешного формирования исследовательских умений детей дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Структура. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 67 страниц.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом………………………………………………………………………..7 1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений старших дошкольников…………………………………………………7 1.2. Возможности экспериментирования с природным материалом в развитии исследовательских умений старших дошкольников………………………….15 1. 3. Педагогический опыт развития исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом……………………………………………………………………….21 ГЛАВА II. Практические аспекты развития исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом……………………………………………………………………….33 2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений старших дошкольников……………………………………………………………………33 2.2. Описание работы по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом……………………………………………………………………….38 2.3. Анализ результатов практической работы по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом……………………………...48 Заключение……………………………………………………………………….51 Список литературы………………………………………………………………53 Приложения……………………………………………………………………...58
Список литературы

1. Веракса, Н.Е., Галимов, О.В. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет . - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с. – Текст: непосредственный. 2. Возрастная и педагогическая психология : учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 412 с. – Текст: непосредственный. 3. Волкова, Е.В., Микерин, С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом . - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. - 256 с. – Текст: непосредственный. 4. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения . - М.-Л., 1985. – 366 с. – Текст: непосредственный. 5. Головизнина, Н.Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников : автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Киров, 2005. – 24 с. – Текст: непосредственный. 6. Гримовская, Л.М., Бутырская, Е.В. Педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Инновации в образовании. - 2016. - № 8. - С. 35-43. – Текст: непосредственный. 7. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками : метод. пособие / Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 128 с. – Текст: непосредственный. 8. Долина, К.К. Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2016. - №11. – С. 90-93. – Текст: непосредственный. 9. Дубровина, Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2015. - №7. – С. 112-118. – Текст: непосредственный. 10. Дыбина, О.В. Рахманова, Н.П. Щетинина, В.В. Неизведанное рядом . - М.: Сфера, 2017. – 192 с. – Текст: непосредственный. 11. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности . - Ижевск, 2001. – 114 с. – Текст: непосредственный. 12. Зубкова, Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет . - СПб.: Речь, 2011. - 64 с. – Текст: непосредственный. 13. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . - М., 2015. – 114 с. – Текст: непосредственный. 14. Козлова, С., Куликова, Т. Дошкольная педагогика . - М.: ACT, 2012. – 420 с. – Текст: непосредственный. 15. Короткова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность ребенка в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2013. - №3. - С.12-21. – Текст: непосредственный. 16. Кравцова, Е.Е., Кравцов, Г.П. Психология и педагогика обучения дошкольников : учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 318 с. – Текст: непосредственный. 17. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : метод. пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 172 с. – Текст: непосредственный. 18. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет . - Волгоград: Учитель, 2014. – 116 с. – Текст: непосредственный. 19. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология : учеб. пособие. - М.: Академия, 2014. – 328 с. – Текст: непосредственный. 20. Менщикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы . - Волгоград: Учитель, 2009. - 130 с. – Текст: непосредственный. 21. Микерина, А.С. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей дошкольного возраста / А.С. Микерина, С.Д. Кириенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 10. - С. 64-70. – Текст: непосредственный. 22. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников . - Волгоград: Учитель, 2013. – 218 с. – Текст: непосредственный. 23. Организация исследовательской деятельности дошколь¬ников : метод. рекомендации. / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ACT, 2016. – 220 с. – Текст: непосредственный. 24. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевия. - Мн.: «Соврем. Слово», 2017. – 630 с. – Текст: непосредственный. 25. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. – 528. – Текст: непосредственный. 26. Поддъяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 14-23. – Текст: непосредственный. 27. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт . - М.: Эребус, 2006. – 266 с. – Текст: непосредственный. 28. Поддьяков, А.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство . - М.: Речь, 2010. – 144 с. – Текст: непосредственный. 29. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Текст: электронный. – URL: http:// www.consultant.ru (Дата обращения: 30.10.2019). 30. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2008. – 64 с. – Текст: непосредственный. 31. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. – Текст: непосредственный. 32. Романов, П. Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2003. – 22 с. – Текст: непосредственный. 33. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30. – Текст: непосредственный. 34. Савенков, А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 92 с. – Текст: непосредственный. 35. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников . - Самара: Учебная литература, 2004. - 80 с. – Текст: непосредственный. 36. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников . - СПб., Питер, 2004. - 272 с. – Текст: непосредственный. 37. Семенова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2007. – 226 с. – Текст: непосредственный. 38. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире : книга для родителей. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с. – Текст: непосредственный. 39. Тит, Т. Научные забавы . – М.: Издательский дом Мещерякова, 2008. – 223 с. – Текст: непосредственный. 40. Тугушева, Г. П., Чистякова, А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста . – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 с. – Текст: непосредственный. 41. Урунтаева, Г.А. Детская психология . - М.: Академия, 2001. – 336 с. – Текст: непосредственный. 42. Шалавина, М.Ю. Детское экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – С. 192-195. – Текст: непосредственный. 43. Шапиро, А.И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха . – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2009. – 64 с. – Текст: непосредственный.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования с природным материалом 1.1. Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений старших дошкольников Исследовательская деятельность расс¬матривалась и изучалась многими выдающимися учеными как одно из услови¬й развития творческой активности личности. Еще в 19 веке ученые выдвинули теорию о том, что «исследовате¬льская деятельность способствует формированию готовности к самостояте¬льной умственн¬ой деятельности, созданию атмосферы увлеченности учение¬м, доставлению ¬радости детям от самостоятельного поиска и развития». Они ¬рассматривали ис¬следовательскую деятельность как особый вид детской деят¬ельности в контек¬сте «что-нибудь делать», связывали исследовательскую¬ деятельность с¬ инстинктами, присущими ребенку от природы [25, с. 138]¬. В.Г. Белинский, А¬.И. Герцен, Д.И. Писарев говорили об исследовательской¬ де¬ятельности как о ст¬имуле не только познавательной, но и социальной¬ активно¬сти детей, которая¬ проявляется не только к положительным, я¬рким сторонам ¬жизни, но и к сложн¬ым социальным вопросам. Н.Г. Чер¬¬нышевский, Н.¬А. Добролюбов -рассматривали исследовательскую деяте¬льность как по¬знавательное отно-шение к миру, основанное на потребност¬ях [25, с. 1¬39]. Таким образо¬м, в 19 веке психологической основой активно¬ст¬и ребе¬нка признавались ег¬о способности, стремления и потребности к деятель¬ности. ¬ В 20 веке М.А. Данилов, Б.П. ¬Есипов, М.Н. Скаткин выдвин¬ули теорию, что исследовательская деятельнос¬ть форми¬рует самостоятельн¬ый перенос знаний и умений в знакомую ситуа¬цию, видение задачи в знакомо¬й ситуации, выявление новой функции и¬ структуры объекта, самос¬тоятельное комбинирование из известных спос¬обов деятельности нового, альте-рнативный подход к поиску решения проблем¬ы [24, с. 64]. П.Ф. Каптерев подчеркивал, что в состоянии исследовательской ¬деятельности ребен¬ок более или менее, но всегда активен. Первооснова разв¬ития исследовател-ьской деятельности - врожденные органические свойства¬ человека: хорошее¬ зрение, тонкий слух, общая врожденная впечатлительнос¬¬ть к внешним прояв¬лениям [24, с. 255]. А. Ферьер определял исследовател¬ьскую деятель-ность «как активатор разнообразных чувств ребенка ¬в процессе познан¬ия через игровую деятельность, как стимул умственн¬ой деятельности. Пут¬ь развития детской исследовательской деятельности¬ он представлял ¬как процесс от бессистемности до целенаправленн¬ых действий» [25, с. 14¬1]. В настоящее время исследо¬вательская деятел¬ьность рассматривается учеными с позиции структурно¬сти, системности, ¬ единства сознания и деятельности, деятельности и л¬ичности и предст¬ает как своеобразное проявление природного, социально¬го и индивидуальн¬ого. Исследовательская деятельн¬¬ость - это особый в¬ид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой акти¬вности и на базе исследовательского поведения. ¬¬ Детская исследовательск¬ая деятельно¬сть - это «активность ребенка, направленная на постижение ¬устройства ве¬щей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядо¬чение и систем¬атизацию» [28, c. 102]. Основой исследовательской деятельност¬и называют: ¬ «поисковую активность (это поведение, направленное на из¬менение ситуац¬ии или отношения к ней при отсутствии определенного прог¬ноза его результа¬тов, но при постоянном учете степени его эффективности) ¬и исследователь¬¬ское поведение (поведение, направленное на поиск и при¬обре¬тение новой информации из внешнего окружения)» [31, c. 17]. ¬¬
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg