Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений старших дошкольников о величинах

lupari84 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.08.2020
Объект исследования: процесс формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. В теоретической части нашей работы мы, изучив психолого-педагогическую литературу, пришли к выводу, что неосознанное знакомство с величинами, происходит в жизни ребенка с первых дней рождения и по мере взросления и накопления жизненного опыта, это знакомство преобразуется в знания. Одной из самых важных задач педагогики является способствование росту этих знаний и целенаправленное их формирование.
Введение

Задачей дошкольного воспитания в старших и подготовительных группах является подготовка детей к школе, физическое и умственное развитие, математическое развитие. В возрасте пяти - шести лет, уровень умственного и психического раз-витие детей становится достаточным и более того, стремящимся к познава-нию широкого горизонта пространства и предметов, которыми оно наполнено. В процессе физиологического и умственного развития, дети стремятся к интеграции с жизненным опытом взрослых. В этот период взросления детей, образовательный процесс получает благоприятную основу для передачи таких знаний. Такая интеграция подразумевает нахождение общего языка с этим «взрослым миром» и использование общей терминологии и знаний. Для детей, важным аспектом изучения правил окружающего мира становится изучение языка, способного описать этот мир и предметы, находящиеся в нем. Одним из самых важных элементов которого, является математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира [32, 283], такое необычное, но примечательное определение, дано выдающимся советским математиком А. Н. Колмогоровым. В старших группах детского сада одной из задач воспитания детей, становится математическое развитие, которые на этом этапе состоят из взаи-мосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [32, 283]. Знакомство с математикой, начинается для детей со знакомства с понятием «Величина». Величина - одно из основных математических понятий, позволяющее описывать окружающий мир. Понятие величины является общим для описания отдельных физических характеристик предметов: длины, ширины, высоты, времени и т.д. Наряду с другими характеристиками предметов, умение оценивать и оперировать величинами становится значительным прогрессом на пути раз-вития детей. Игра уже знакома детям с более раннего возраста, и они воспринимают ее как естественный процесс, не принуждающий к каким-либо действиям, а наоборот приносящий положительные эмоции. Добавление дидактических элементов в игру не рассматривается детьми как отдельный процесс и продолжает оставаться в зоне психологического комфорта. Это позволяет использовать игру как основание для математического развития. Исходя из этого, можно определить в качестве одной из основных проблем является определение педагогических условий развития представлений о величинах у детей дошкольного возраста посредством игры. Данная работа опирается на научно-практические разработки Ф.Н. Блехер [8], А.М. Вербенец [12], Н.Е. Версака [12], Л.В. Ворониной [18], Л.С., Выготского [19], В.В. Данилова [23], Т.И. Ерофеевой [27], А.Я. Ковальчук [31], С.А. Козловой [35], А.М. Леушиной [38], Л.С. Метелиной [41], И.М. Петровой [49], Г.А. Репиной [54], А.А. Столяр [55], К.Д. Ушинского [58], Т.А. Фалькович [59], Л.А. Чилинровой [61], Д.Б. Эльконина [62] и др. В этой связи возникают противоречия: в педагогической науке уделяют особое внимание математической науке. Однако в методике математического развития недостаточно рассмотрен вопрос использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития представлений детей о величинах. Также не описана система работы по развитию представлений о величинах посредством сюжетно-ролевой игры. Это свидетельствует об актуальности темы исследования. На основе вышеперечисленных противоречий была сформулирована проблема нашего исследования, которая заключается в выявлении и описа-нии системы работы по развитию представлений о величинах у детей до-школьного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассмат-риваемой проблемы, а также выявленные противоречия повлияли на выбор темы исследования: Сюжетно-ролевая игра как средство развития представ-лений старших дошкольников о величинах. Цель исследования: Выявить и обосновать условия развития представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования представлений о вели-чине предметов у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - игра, как средство развития представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью можно сформулировать задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития пред-ставлений старших дошкольников о величинах. 2. Раскрыть педагогические возможности сюжетно- ролевой игры в развитии представлений старших дошкольников о величинах. 3. Теоретически и практически обосновать и описать системы работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно - ролевой игры. 4. Провести анализ работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно- ролевой игры. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: Теоретические – анализ, синтез, классификация обобщения. Эмпирические – теоретический анализ психолого-педагогической ли-тературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, анализ и самоанализ занятий, анализ результатов учебной деятельности, ан-кетирование, тестирование, педагогические наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных. Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификацион-ной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития представлений дошкольников о величинах. Экспериментально выявлен уровень развития представлений старших дошкольников о величинах и по результатам диагностики разработана система методов по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии старших дошкольников о величинах. Практическая значимость заключается в использовании данной системы методов в работе детского сада. База исследования: МДОУ Детский сад № 4. Исследование проходило в три этапа: Первый - общее ознакомление с темой исследования, обзор и анализ научной литературы по теме исследования, обоснование актуальности темы исследования, формулировка проблемы и поиск основных направлений ис-следования, определение объекта, предмета, цели исследования, его гипоте-зы. Второй этап - планирование и проведение практической части исследования, обобщение педагогического опыта, проведение занятий, анализ учебной деятельности, тестирование, описание и интерпретация результатов, проверка гипотез, подведение итогов исследования. Третий этап - Обобщение и оформление результатов исследования, подготовка к защите выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЕЛИЧИНАХ 7 1.1. Психолого-педагогические основы развития представлений старших дошкольников о величинах 7 1.2. Педагогические возможности сюжетно – ролевой игры в развитии представлений старших дошкольников о величинах 15 1.3. Теоретическое обоснование системы работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно – ролевой игры 23 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЕЛИЧИНАХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ 37 2.1. Организация и методы исследования уровней развития представлений старших дошкольников о величинах 37 2.2. Система работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно – ролевой игры 45 2.3. Анализ работы по развитию представлений старших дошкольников о величинах посредством сюжетно – ролевой игры 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Список литературы

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных матема-тических представлений в детском саду. Программа и методические реко-мендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.А. Арапова-Пискарева. – М.: Мо-заика-Синтез. 2012 – 200 с. 2. Аверинцев С.С. Поэты. [Текст] / С.С. Аверцев - М.: Языки рус-ской культуры, 1996. - 364 с. 3. Баишева, М. И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический ком-плекс [Текст] / М. И.Баишева // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). – 2000. – 144 с. 4. Бантикова С. Геометрические игры. Дошкольное воспитание / 2012 - №1 - С. – 60-66. 5. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементар-ных математических представлений/ М. Беженова. – М.: Эксмо,2013. – 210с. 6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических спо-собностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с. 7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведении /.А. С. Белкин – М.: Академия, 2005. – 256 с. 8. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических пред-ставлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Н. Блехер // Дошколь-ное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14 9. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с. 10. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М: Просвещение, 2013. - 192с. 11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. ? М.: Академия, 2012 – 240 с. 12. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода// А.М. Вербенец /Детский сад: теория и практика. -2012, № 1 – С.44-69. 13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в до-школьном детстве. Учебное пособие. [Текст] // Н.Е. Версака, А.Н. Версака – М.: Мозаика - Синтез, 2012. – 336 с. 14. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Про-свещение, 2015 – 209с. 15. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы / ред. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 1966. – 444 с. 16. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьни-ков / под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962, С.52 17. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Педагогика, 2004. – 418 с. 18. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с. 19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 20. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 2005. – 519 с. 21. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррек-ционной работе. [Текст] / И.С, Гринченко. Учебно - методическое пособие. - М.: «ГЦЛ»,2002. - 80с. 22. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 2013 – 245 с. 23. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду/ В.В. Дани-лова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: «Академия», 2014 г. – 180с. 24. Дьяченко, О. М., Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева – М.: Просвещение, 1991. 25. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обу-чения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] // Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с. 26. Дуброва В.П. Диагностические программы для определения ма-тематических представлений дошкольников// В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич / Педагогическая практика в детском саду. – М.: 2014.-с.132-141 27. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 2015 – 210 с. 28. Житомирский В.Г. Математическая азбука [Текст] / В. Г. Жито-мирский, Л. Н. Шеврин. - 3-е изд., испр. - М. : Педагогика, 1988. - 200 с.: ил. 29. Занимательная математика: Материалы для коллективных инди-видуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ состав. Попова Г.П., Усачева В.И. – М.: 2013 – 320с. 30. Зохина, Р.Е. Технология организации развивающей среды как фактора саморазвития учащихся в условиях инновационного учебного заве-дения: Авторефер. дис. канд. пед. Наук [Текст] / Р.Е. Зохина – Саратов, 2000. – 17 с. 31. Ковальчук А.Я. Сюжетно – ролевые игры с математическим со-держанием у старших дошкольников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moyaugra.ru/publication/1/963 (дата обращения: 5.06.2019) 32. Колмогоров А.Н. «Математика»/ Большая Советская Энциклопе-дия, 1-е издание. Т. 38, 1938, с. 359–405; была переработана для БСЭ, 2-е изд., т. 26, 1954, с. 464–483; повторена в Математической Энциклопедии. Т. 3, 1982; в Математическом энциклопедическом словаре, 1988, и коротко изложена в Новом Энциклопедическом Словаре, 2002. 33. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6 – 7 лет: учебно – ме-тодическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. –М.: ТЦ Сфера, 2012 – 96 с. 34. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Фор-мирование элементарных математических представлений у детей дошколь-ного возраста» / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. – М.: 2014 – 144 с. 35. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. ? М.: Академия, 2012 – 416 с. 36. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст]: Сборник статей и речей / Н. К. Крупская. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с. 37. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. 38. Леушина А.М. ФЭМП у дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: «Просвещение», 1974 г. – 368 с. 39. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Г.М. Лямина. – Москва: Просвещение, 1984. – 288 с.: ил. 40. Макаренко, А. С. Правильно воспитывать детей. Как? [Текст] / А. С. Макаренко. – М.: ACT, 2013. – 80 c. 41. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду : пособие для воспитателей / Л.С. Метлина. –2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985. – 221 с. 42. Метлина Л.С. Математика в детском саду. / Л.С. Метелина. – Ре-жим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/ (дата обраще-ния: 21.11.2019). 43. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З.А. Михайлова. – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/ (дата обращения: 21.11.2019). 44. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. – М.: Просвещение, 2013 – 452с. 45. Нагорняк А.А. Психология учебное пособие. [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: https://gendocs.ru/v9768/введение_в_психологию (дата обращения: 5.06.2019). 46. Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 5-6 лет/ В.П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2015 – 400 с. 47. Панчук, Е.Д. и Дзекалюк , М.И. Особенности использования сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием в развитии математи-ческих представлений у старших дошкольников. Вестник Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева №1(26)/2015 – Режим доступа: http://repository.nkzu.kz/id/eprint/7356 (дата обращения: 23.11.2019). 48. Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька... [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н. Холина Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб.- М.: Издательство «Ювента», 2008. - 256 с. 49. Петрова И.М. Организация психолого-педагогического сопро-вождения дошкольников в рамках ФГОС ДО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141211/collection-20141211-5373.pdf (дата обращения: 7.06.2019). 50. Павлова А.В., Смирнова С.В., Безирова Л.Ю., Рогова Л.Я., Соколова И.А., Шишкина Е.С. «Планирование совместной деятельности и организация НОД на основе игровых технологий (введение ФГОС ДО) – Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре». Рыбинск: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 106, 2015 г. 51. Приказ Министерства образования и науки Российской Федера-ции (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приложение «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // СПС «Гарант». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата обращения 10.03.2019). 52. Развитие познавательно исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина. З.А. Серова – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с. 53. Радугин, А. А. Психология и педагогика/ А. А. Радугин. – М.: 2014 – 110 с. 54. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современ-ные направления/ Г.А. Репина. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 128 с. 55. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. – М.: Просвеще-ние,1988. – 330 с. 56. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических пред-ставлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0151/5-0151-1.shtml (дата обращения: 21.11.2019). 57. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста)/ Е. И. Тихеева. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0320/index.shtml?from_page=1 (дата обращения: 21.11.2019). 58. Ушинский К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии. [Текст] / К.Д. Ушинский. - Соч. М.: Просвещение, 1948 г. 59. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2015 – 165 с. 60. Фидлер, Мария. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Мария Фидлер; перевод с польского О. А. Пав-лович. - Москва : Просвещение, 1981. - 159 с.: ил. 61. Чилинрова, Л. А. Играя, учимся математике / Л. А. Чилинарова, Б. В. Спиридонова. – М.: 2013 – 177 с. 62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Вопросы психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm#$p66 (Дата обращения 08.08.2019).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЕЛИЧИНАХ 1.1. Психолого-педагогические основы развития представлений старших дошкольников о величинах Вопрос o роли измерений в формировании первых математических представлений становился еще в работах К.Д. Ушинского. Прогрессивные представители русской методики арифметики также значительное внимание уделяли этой проблеме (Д. И. Гaланин) [58, 67]. Первые советские методисты в области дошкольного воспитания (Е.И. Тихeeва, Ф.Н. Блeхeр и др.) указывали на необходимость обучения детей, начиная с дошкольного возраста, измерению общепринятыми мерами. Е.И. Тихeeва считала, что к разному виду измерениям следует привлекать детей уже с 5-6 лет. Их легко познакомить с метром и научить обращаться с ним. Л. В. Глаголева придерживалась примерно того же мнения, считая, что семилетние дети должны научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду или грядки на огороде, они должны уметь нарисовать в тетради линию определенной длины, отмерить доску, полоску бумаги указанного размера и др. Она знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром, рекомендовала учить измерять руками, шагами, чашками, стаканами, ложками и т. д. [57]. С особой остротой проблема обучения детей-дошкольников измерительной деятельности была поставлена в 60-70-е годы. Возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка (П.Я. Гальперин, B.В. Давыдов и др.). И хотя в настоящее время обучение измерению осуществляется на базе развития представлений o числе и счетных умений, эта концепция послу-жила основой для разработки многих теоретических и методических вопро-сов. По мнению Столяра А.А, в детском саду измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением [55, 217].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg