Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом средствами интерактивных дидактических игр

irina_k200 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.08.2020
Актуальность темы и выявленные противоречия определили тему данного исследования «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом средствами интерактивных дидактических игр». Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности. Предмет исследования: интерактивные дидактические игры. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования интерактивных дидактических игр средствами ознакомления детей старшего дошкольного возраста со счетом. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что ознакомление детей старшего возраста со счетом будет эффективно, если: – разработать и апробировать комплект интерактивных дидактических игр; – повысить педагогическую компетентность родителей по использованию интерактивных дидактических игр в семье; – повысить педагогическую компетентность педагогов по использованию интерактивных дидактических игр как средства обучения в образовательном процессе. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью работы поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности. 2. Проанализировать интерактивно дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста со счетом. 3. Выявить уровень сформированности счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать и апробировать комплект интерактивных дидактических игры по ознакомлению детей старшей группы со счетом. Методы исследования: Теоретические – анализ и обобщение психолога – педагогической и методической литературы, моделирование; Эмпирические – изучение литературы, анкетирование, диагностики, наблюдения; Методы количественной и качественной обработки полученных данных. Методологическую основу исследования составили научно–теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.), о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, Л.С. Цветкова) исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счетной деятельностью (П.Я. Гальперин, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.С. Цветкова и др.). Теоретическая значимость исследования – разработан комплект интерактивных дидактических игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом которые помогут эффективно решить задачи по образовательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные интерактивные дидактические игры, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом, могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и в семье. Этапы работы: Первый этап – организационно – подготовительный. На данном этапе изучалась, анализировалась, систематизировалась информация по исследуемой теме в философской, психологической, педагогической литературе. Также были определены позиции исследования, определен понятийный аппарат, сформулирована первичная гипотеза и сформулированы задачи исследования. Методы: анализ, обобщение, сравнение. Второй этап – содержательно – процессуальный. На данном этапе разрабатывались и апробировались интерактивные дидактические игры, направленные на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом. Методы исследования: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент. Третий этап – аналитико – корректирующий. На данном этапе приводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные, был проведен контрольный педагогический эксперимент. Апробация в муниципальном МО воспитателей ДОО г.Нефтекамск, в ГАУ ДПО Институт развития образования РБ (15.05. 2019 и 17.09.2019). Методы исследования: построение диаграмм, таблиц, обобщение опыта. Апробация: Экспериментальная база исследования: МДОАУ детский сад №5г. Нефтекамск, дети старшего дошкольного возраста (20 детей 5-6 лет). Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования. Актуальность ознакомления детей старшего дошкольного возраста со счетом средствами интерактивных дидактических игр на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов формирования математических представлений дошкольников. Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась[5]. Еще И.Песталоцци считал, что арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов[49]. Приобретение детьми математических представлений необходимо для успешного обучения в младших классах средней школы. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается важность создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [52]. Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построениях, либо путем эмпирического опыта. Теоретический анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что в современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным. Формированию у ребенка математических представлений, в том числе и о счете, способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В разное время вопросами формирования математических понятий у детей дошкольного возраста, проблемами психологии игры занимались Ж. Пиаже, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.А. Смоленцева, И.Г Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори и др. Исследования проблемы формирования счетной деятельности старшего дошкольника исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к математическому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОО, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки дошкольников таких педагогов и методистов, как A.M.Леушина, А.П.Усова, А.А.Столяр, Л.С.Метлина, Т.В.Тарунтаева и многие др. П.Я.Гальперин, А.Н.Леушина, Т.В.Тарунтаева считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета. Эффективность обучения счету во многом зависит от того, какими средствами и методами, «инструментами» пользуется педагог. Решение этой проблемы связано с разработкой и внедрением новых эффективных педагогических технологий. В их число исследователи и передовые практики справедливо включают интерактивно – дидактические игры, которые обладают огромным образовательным потенциалом. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем – либо. Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Интерактивный характер дидактической игры позволяет применять разнообразные формы работы с детьми, актуализировать знания и умения, полученные ребенком в разных областях познания. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОО предполагает наличие интерактивного оборудования: компьютера со специализированным ПО, интерактивной доски, интерактивного стола, проектора, электронных конструкторов (робототехники). Интерес представляют публикации в периодических изданиях по использованию интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста: В.А.Новицкой и М.С.Новикова – о интерактивных технологиях Mimio, И.Ф.Фатиховой и Е.Ф.Сайфутдияровой – о компьютерных играх, Ю.Г.Ставцевой – об основных направлениях развития ИКТ и области их применения в ДОУ, вопросе защиты здоровья ребёнка при работе с компьютером, Е.М.Серых, М.А.Бусловской – об интерактивных играх как средстве повышения познавательной активности дошкольников, М.Н.Васильевой, В.В.Шильциной – об интерактивной доске, О.Л. Ахметжановой – о проведении интерактивных игр, об использовании интерактивного стола и интерактивной доски в работе со старшими дошкольниками. Авторы отмечают, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видят фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео и звукоряда. Применение интерактивных игр вызывает у детей эмоциональный подъём, значительно повышает познавательный интерес и эффективность усвоения материала. В условиях информационного общества ИКТ технологии должны стать необходимой составляющей образовательного процесса в ДОО. ИКТ можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Введение информационных объектов и технологий в образовательный процесс может дать необходимый социальный и экономический эффект только при условии, что создаваемые и внедряемые информационные объекты, и технологии будут естественным способом интегрированы в процесс функционирования ДОО. Анализ публикаций позволяет судить, что в настоящее время в области применения интерактивного оборудования в дошкольных образовательных учреждениях очень мало систематических исследований и широких наблюдений. В большинстве своём возможности интерактивного оборудования представлены в описании конкретного опыта его использования педагогами детских садов в периодических педагогических изданиях и научно –методических сборниках. Анализ исследований и практики внедрения ИКТ в дошкольные образовательные учреждения позволяет выделить ряд проблем: ? недостаточная техническая оснащённость дошкольных учреждений; ? недостаточный уровень ИКТ– компетентности педагогов; ? отсутствие методических пособий по использованию интерактивных технологий; ? наличие широкого спектра компьютерных программ и других электронных ресурсов при отсутствии экспертизы данных продуктов и единых требований к ним; ? организация пространства применения ИКТ в условиях ограниченных площадей детских садов; ? неоднозначная позиция как педагогов, так и родителей относительно пользы и рисков использования ИКТ с детьми дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью использования средств интерактивных дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста счету и недостаточной разработанностью теоретических основ и методики их применения в практике детского сада. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста со счетом с помощью средств интерактивных дидактической игр.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЧЕТОМ ………………… 1.1 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом как задача математического развития…………………………………….....................11 1.2 Особенности обучения детей счетной деятельности в старшей группе ДОО...…………………………………………………………………………17 1.3 Интерактивно дидактическая игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста со счетом..………………………………26 ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ …………………………………………………….…..35 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЧЕТОМ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР……..………………………………………………………………………..38 2.1. Констатирующий этап исследования уровня сформированности счетной деятельности детей старшей возраста дошкольной образовательной организации…………………………………………..……………......................37 2.2.Формирующий этап интерактивные дидактические игры как средство ознакомления детей старшей группы со счетом…………….………………..44 2.3.Контрольный этап исследования уровня сформированности использования интерактивных дидактических игр ………………………………………………………………….…………………53 ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ …………..……………………………………………56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...58
Список литературы

1.Абрамян Л. А. Игра дошкольников,М- Просвещение,1989-286 с. 2.Алиева, Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] : методическое пособие. ФГОС ДО / Т. И. Алиева, В. Тарунтаева. – М. : Сфера, 2015. – 224 с. 3. Арапова–Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации. / Н. А. Арапова–Пискарева. – М. : Мозаика- Синтез, 2006. - 210 с. 4.Батаева Ю. А. Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 180-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10359/ (дата обращения: 11.11.2019). 5.Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] : учебн. пособие для студентов вузов / В. Н. Белкина ; под ред. Г. А. Логвинова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015.-270 с. 6.Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2011. – №3. –С.11-18. 7.Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая – М. : Мозаика- Синтез, 2006. – 236 с. 8.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с 9.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с. 10.Воронина, Л. В. Знакомим дошкольников с математикой [Текст] /В. Воронина ; под ред. Т. В. Цветковой. – М. : Сфера, 2011. – 128С. 11. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. - М. 1997г. – 96с. 12.Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. – М. : Просвещение, 2000. – 767 с. 13.Герасина, Е. В. Детская психология [Текст] / Е. В. Герасина. – М. : Владос-Пресс, 2012. – 288 с. 14.Громова, О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста [Текст] / О.Е. Громова. М. : 2006. – 48 c. 15.Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М. : 1996. – 406 с. 16.Давыдова О.А. Математические диктанты. Формируем умения воспринимать информацию на слух, запоминать и пр. ФГОС ДО/ М.: Школьная пресса,- 2019.-56с./ https://www.labirint.ru/books/708155/ 17.Дандарова, Ж. К. Психология детства [Текст]: учебник / Ж. К. Дандарова [и др.] ; под ред. А. А. Реана. – М.:Олма-Пресс, 2012. – 368с. 18.Детство [Текст]:примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280с. 19.Дидактические интерактивные игры для дошкольников./https://nsportal.ru/detskiysad/matematika/2018/04/21/didakticheskie-interaktivnye-igry-po-matematike-dlya-doshkolnikov 20.Дошкольное образование: словарь терминов [Текст] / сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова [и др.] – М.: Айрис-прес, 2005 21.Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой [Текст] : методическое пособие для педагогов / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с. 22.Зайцев, В. В. Математика для дошкольников [Текст] / В. В. Зайцев. – М. : Академия, 2011. – 198 с 23.Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».) 24.Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997. – 237 с 25.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения./Я.А.Каменский. - М. Учпедиз, 1955.стр. 10-51. 26. Коган И. Д., Леонас,В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей [Текст]. ? М., Педагогика, 1999. ? 142 с 27.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416с. 28.Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий:Пос. для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко – СПб. : КАРО, 2006 –182с. 29.Колесникова, Е.В. Обучение решению арифметических задач: методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками / Е.В. Колесников. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2016. – 64 с. 30.Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. [Текст] : учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с. 31.Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А. И. Кудрявцева //Проблемы и перспективы развития образования / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой - Пермь: Меркурий, 2011. – С. 80-84. 32.Котова И.С. Практические вопросы использования интерактивного оборудованияв работе с детьми дошкольного возраста https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/06/01/prakticheskie-voprosy-ispolzovaniya-interaktivnogo 33.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера»,2012. - 464 с. 34.Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина – М., 1974. – 368с. 34.Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ:Методическое пособие [Текст] / А. А. Майер. – М. : ТЦ «СФЕРА»,2008. – 128 с. 35.Малахова, Е. И. Технология осуществления интеллектуального развития школьников в процессе обучения математике [Текст] / Е. И.Малахова – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. – 165с. 36.Математические онлайн –игры/ https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry 37.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст] : тематическое планирование,рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 96 с. З8.Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. Избранные психологические труды [Текст] / Н. А. Менчинская – М. : Просвещение, 1989.- 588 с. 39.Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С.Метлина. – М. : Детство-Пресс, 2006. – 284 с. 40.Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм Еврознак, 2006. - 672 с. 41.Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, Столяр А.А. и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 166 с 42.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с. 43.Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений [Текст] / Е.О. Овчинникова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 23-26. 44.Ожегов, С.И.. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп.. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 45.Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста [Текст] / под науч. ред. Р. Н. Бунеева. – М. : Баласс, 2016. – 528 с. 46.От рождения до школы. Основная образовательная программа/ под ред. Н.Е..Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-М:Мозаика-Синтез, 2015 г. 47.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. 48.Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. - 112 с 49.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с 50.Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.] ;под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с. 51.Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии [Текст] : сб. стат.; под ред. Л.Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской / Ж. Пиаже. – М., 2001. – С. 106-186 52.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // Российская газета. 2013. 25 ноября. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 53.Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой [и др.] – М. : Мозаика–Синтез, 2014. – 177 с. 54.Петерсен Л.Г., Кочемасова Е.Е.Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. ФГОС ДО/ М.: Бином Лаборотия знаний, -2018.- 96с./https://www.labirint.ru/books/41753/ 55.Пучкова Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17583. 56.Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / науч. рук. Е.В.Соловьёва, М.: Просвещение.-2014 57.Синяпкина Е. И. Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 566-569. — URL https://moluch.ru/archive/118/32847/ (дата обращения: 11.11.2019). 58.Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет.сада / А.А. Смоленцева.-М.: просвещение, 1987. – 97с. 59.Сорокина, А.И Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина – М.: Просвещение, 2003. – 96 с 60.Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 254 с 61.Ушинский, К.Д. О первоначальном обучении счету /К.Д.Ушинский.//Избр. пед. соч.- М., 1986.-147с. 62.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980 - 274 с 63.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – URL: минобрауки.рф: (дата обращения27.04.2017). 64.Фоминых Н.Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста/https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/formirovanie-elementarnyih-matematicheskih-predstavleniy-u-doshkolnikov.html 65.Хасанова, Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497с. 66.Хвостов, А. А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] / А. А. Хвостов, В. С. Мухина. – М. : Академия, 2011. – 624 с. 67.Черных И. А., Копица Е. С. Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 159-163. — URL https://moluch.ru/archive/181/46612/ (дата обращения: 11.11.2019). 68.Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 32 с. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М.: «Академия», 2004. – 272с. 69.Цветкова, Л. С. Нейропсихология и восстановительное обучение [Текст] / Л. С. Цветкова. - М. : Изд-во МГУ, 1990. – 262 с. 70.Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 257 с. Интернет-ресурсы: 71.https://infourok.ru/konspekt-nod-po-formirovaniyu-matematicheskih-predstavleniy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-znakomstvo-s-poryadkovim-s-2583634.html 72.https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/05/06/konspekt-konspekt-nod-po-formirovaniyu-matematicheskih 73.https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/07/07/zanyatie-po-formirovaniyu-matematicheskih-predstavleniy-u-detey 74.https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-didakticheskaja-igra-veselyi-schet-1-2-3-4-5-uchimsja-schitat.html 75.https://infourok.ru/interaktivnaya-igravesyoliy-schyot-s-mudroy-sovoy-1007566.html 76.https://infourok.ru/avtorskaya-interaktivnaya-igra-didakticheskaya-igra-v-gostyah-u-smesharikov-3573664.html 77.https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-starshey-gruppe-po-fgos.html 78.https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/02/02/osobennosti-formirovaniya-matematicheskikh-predstavleniy-u-detey
Отрывок из работы

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЧЕТОМ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со счетом как задача математического развития С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования[63]. Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет образовательные области, Одним из важных направлений является образовательная область «Познавательное развитие», которое включает «Формирование элементарных математических представлений дошкольников» [52]. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Исследованиями многих ученых (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В.Глаголева, Е.И.Тихеева, Ф.И.Блехер, А.М.Леушина и др.) доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем (оптической, пространственной, соматопространственной, речедвигательной и др.), представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой – как организатор деятельности счета[28]. Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: • цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности); • результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете. Из теории арифметики известно, что счет – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами[5]. Счётная деятельность рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множественных предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. Сущность деятельности счета состоит в том, что между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, каждое из которых является показателем определенного класса множеств, устанавливается взаимно – однозначное соответствие. Владение счетом включает в себя: • знание слов – числительных и называние их по порядку; • умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда); • выделение итогового числа. Деятельность вычисления основана на различных арифметических действиях, которые тоже являются абстрактными понятиями, обобщениями соответствующих операций над множествами». Иными словами, вычислительная деятельность предполагает действия с числами в соответствии с правилами этих действий[60]. Вычислительная деятельность – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания. Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний. Вычислительная деятельность включает в себя: • знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»); • знание образования соседних чисел (п ± 1); • знание состава чисел из единиц; • знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сло¬жения и соответствующие случаи вычитания); • знание цифр и знаков +, —, =, <, >; • умение составлять и решать арифметические задач Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Возникновение математических понятий произошло задолго до появления собственно математических текстов. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом, пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек – пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первым шагом или этапом к возникновению счёта было установление «взаимно однозначного соответствия» между считаемыми предметами и некоторым другим множеством. Счёт строился на однозначных соответствиях; «у некоторых южноафриканских племен при счёте дотрагиваются до каждого предмета по очереди пальцами, начиная с мизинца левой руки». Самым трудным этапом, который прошло человечество при выработке понятия о числе, считается выделение им понятия единицы из понятия «много». Оно произошло, по всей вероятности, еще тогда, когда человечество находилось на низшей ступени развития. В.В.Бобынин объясняет такое выделение тем, что человек обычно захватывает рукой один предмет, а это, по его мнению, и выделило единицу из множества. Таким образом, начало счисления, по мнению Бобынина, это создание системы, состоящей из двух представлений: «единица» и «неопределенное множество».[9] На современном этапе счет является ведущей ступенью в образовании человека. Еще с раннего детства человеку стремятся преподать навыки счета, которые используются и усовершенствуются всю жизнь. Началом формирования навыков счета является дошкольное обучение математике. Основоположники системы математического образования дошкольников Я.А.Коменский и И.Г.Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить уже на третьем году жизни, когда дети начинают считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начинают ясно выговаривать эта числа. Если на четвертом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать, что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно[24;49]. Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» указывал, что в первые 6 лет жизни ребенка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Определяя содержание этой основы, Я.А.Коменский отметил, что в период так называемой «Материнской школы» с ребенком необходимо пройти «первые шаги хронологии» [24]. В педагогических сочинениях основоположника русской дидактики К. Д.Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т. д., которые не жалко было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д.[61]. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятерками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т. д. Ушинский говорил, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить...»[61]. В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М.Монтессори. Суть ее в том, что трехлетние дети умеют считать до двух или трех. Потом они легко учатся нумерации. Для обучения нумерации М.Монтессори использовала монеты. «...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребенка...» [26]. Далее она обучала с помощью методических упражнений, применяя как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают сосчитать красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счете. Так происходило обучение математическим представлениям в «Доме ребенка» М.Монтессори[26]. В 1968 году появилась и была апробирована на практике методика Б.П.Никитина, который впервые призвал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог – «Своевременно!» Игры должны быть организованы так, чтобы развивать высочайший интеллект. Известный психолог Прейнер в одном из своих исследований говорит, что «имея перед глазами группу предметов в числе трех, мы можем непосредственно узнать это число, не производя счета, и называет такой процесс условным выражением «бессознательный счет». Если же число предметов, находящихся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа их становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаем непреоборимую потребность прибегнуть к счету»[70]. Исходя из вышеуказанного, следует сказать, что счет необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел. Непосредственное восприятие числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счет – на временные элементы числа и действий над числами. Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе как результате счета, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а следовать за ним. Вопрос о числовых фигурах считается одним из опорных вопросов в методике арифметики. Если в два одинаковых прозрачных стакана налить одинаковое количество слегка подкрашенной воды (для подкрашивания можно использовать несколько кристалликов марганцовки), а затем, показывая на стаканы, спросить у ребенка, в каком из них воды больше, а в каком - меньше? Практически все дети уверенно ответят, что воды в стаканах одинаковое количество. Затем, можно взять третий стакан, более узкий, и в присутствии ребенка перелить в него воду из первого стакана. Теперь снова спросить, в каком стакане, во втором или третьем, воды больше. Пусть вас не удивляет, если ребенок без колебаний заявит, что в третьем стакане воды больше. Все попытки переубедить ребенка ни к чему не приведут. В лучшем случае он сделает вид, что с вами согласился. Однако внимательное наблюдение покажет, что внутреннее его мнение осталось прежним. Почему это происходит? Разве ребенку непонятно, что при переливании осталась та же самая вода и больше ее не добавляли? Эта задача – только одна из бесчисленной серии задач, которые предлагались детям в экспериментах известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. В признание его заслуг эти задачи в научной литературе стали называться «задачами Пиаже», а выступающие в них явления – «феноменами Пиаже»[51]. Данный опыт можно повторить на самом разном материале и самыми разными способами, но, если одна из величин меняет свою форму так, что окажется в каком-то отношении явно больше или меньше другой, ребенок утверждает, что и величины стали больше или меньше. Пиаже этот результат объясняет тем, что у ребенка еще отсутствует понимание «принципа сохранения количества». Ребенок думает, что количество вещества изменилось, если явно изменилось одно из его измерений. Если его спросить: «Почему?», то он, в случае с водой, отвечает: «Потому, что ее перелили». Данные эксперименты требуют проведения целой серии занятий, которые ориентируют ребенка на количественную сторону объектов, создавая тем самым предпосылки для формирования у него потребности в счете. 1.2.Особенности обучения детей счетной деятельности в старшей группе ДОО Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее[60]. Многочисленные исследования педагогов и психологов (А.М.Леушина, Г.С. Костюк, В.В.Данилова и др.) показали, что овладение детьми счетом осуществляется постепенно и проходит ряд этапов[33]. Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете. Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно – качественных особенностей предметов. Со счетной вычислительной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой – формирование представлений о величинах[60]. В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями. Освоение детьми счета – это длительный и сложный процесс. Во второй младшей группе учатся работать с множествами. Это подготовит детей к счетной деятельности. Цель счетной деятельности – найти итоговое число, ответить на вопрос “сколько?” Создание системы обучения счету в детском саду является заслугой А. М.Леушиной (Обучение счету в детском саду – М. 1953 г.)[33] . А.М.Леушина разработала принципиально новый, теоретико-множественный подход в обучении детей счету. Исходным понятием в обучении дошкольников счету взято не число, а конкретное множество. Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. В возрасте трех – шести лет дети овладевают счетом. В этот период их основная математическая деятельность – счет. В начале формирования счетной деятельности (четвертый год жизни) дети учатся сравнивать множества поэлементно, путем накладывания и прикладывания, т. е. они овладевают так называемым «дочисловым этапом» счета (А.М.Леушина). Позднее (пятый – седьмой год жизни) обучение счету также происходит только на основе практических и логических операций с множествами. А.М.Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше – меньше – поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые. Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа – ознакомление со структурой множества. Основные способы – выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один. Второй этап также дочисловой, однако, в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Цель – научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы – накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности, дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая или убирая, т. е. уменьшая множество. Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель – ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности – сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну - по два, по четыре и т. д.). Результат – итог счета, обозначенный числом. Таким образом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат – число. Четвертый этап овладения счетной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат – понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее – на единицу меньше последующего. Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5. Результат – подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается. Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьного обучения[70]. Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию счетной деятельности, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Вычислительная деятельность, в отличие от счетной, имеет дело не с конкретными множествами, а с числами и их изображениями на письме – цифрами. Поэтому значительным фактором подготовки к вычислительной деятельности является ознакомление с цифрами. Желательно начинать эту работу в группе пятого года жизни со второго квартала. К этому времени у детей уже сформированы знания о первых числах и счете в пределах трех. Воспитатель формирует у детей представления о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомит их со знаками «+» (прибавить, сложить), «-» (отнять, вычесть) и «=» (равно, получится). Вычислительную деятельность дети усваивают, решая арифметические задачи, главным образом прямые, т.е. такие, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямо вытекает из практических действий с предметами (добавили – стало больше; убавили – стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и остатка. Дети знакомятся со сложением, когда к большему числу прибавляют меньшее, сначала прибавляют и вычитают число 1, затем число 2, а затем число 3. В старшей группе программа направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета: – продолжается работа по формированию представлений о численности (количественная характеристика) множеств, способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения; – дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ; – дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в 1, 2 и 3 элемента, как и в средней группе, дети отсчитывают количество предметов по названному числу или образцу (числовая фигура, карточка) или больше (меньше) на единицу, упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно – качественными признаками (форма, расположение, направление счета и др.) на основе восприятия различными анализаторами; – с целью подготовки детей к счету групп их обучают умению разбивать совокупности в 4, 6, 8, 9, 10 предметов на группы по 2, 3, 4, 5 предметов, определять количество групп и число отдельных предметов; – дети знакомятся с количественным составом чисел из единиц в пределах 5 на конкретных предметах и в процессе измерения, что уточняет и конкретизирует представление о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел; – продолжается обучение детей различению количественного и порядкового значения числа, вырабатываются умения применять количественный и порядковый счет в практической деятельности; – в ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с цифрами от 0 до 9, они учатся относить их к числам, различать, использовать в играх. Возросшие по сравнению со средней группой требования к характеру количественных представлений детей определяются возрастными возможностями пятилетних детей, способностью к обобщению, воспроизведению, логике суждений. Обучение счету начинается с практических действий с множествами, дробления их на элементы, сравнения смежных множеств. Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи, с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее. Анализ примерных и парциальной программ ДОО представлен в Приложении 1. А.М.Леушина определила шесть этапов развития счетной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше – меньше – поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые[33]. Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа – ознакомление со структурой множества. Основные способы – выделение отдельных элементов во множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один. Второй этап также дочисловой, однако, в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Цель – научить сравнивать смежные множества поэлементно, т.е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной задачей предмета математики. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Основные способы – накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 76 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg