Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Взаимодействие ДОО и семьи в ознакомлении с малой родиной.

irina_k200 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.08.2020
Цель исследования: разработать проект взаимодействия ДОО и семьи, обеспечивающую ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной. Объект исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной в ДОО. Предмет исследования: взаимодействие ДОО и семьи в ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. Анализ психолого - педагогической литературы позволил выдвинуть гипотезу исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с малой Родиной будет эффективным, если: - разработать проект взаимодействия ДОО и семьи; - обогатить предметно-пространственную развивающую среду по ознакомлению детей с малой Родиной. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной работе. 2. Проанализировать содержание работы по ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной. 3. Выявить содержание взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. 4. Разработать и реализовать проект взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. 5. Обеспечить предметно-пространственную развивающую среду по ознакомлению детей с малой Родиной. 6. Обобщить результаты работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной. Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные положения о регионализации образования в трудах В.М. Петровичева, В.К. Шаповалова, Г.В. Ушамирской; региональные образовательные программы: «Земля отцов», «Я Родину свою хочу познать!» (Р.Х.Гасанова), «Я-Башкортостанец» (Р.Л.Агишева), «Оскон» (Ф.Г.Азнабаева), «Мой край - Башкортостан» (Ф.Ф.Фазлыева), «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» (Л.И. Марченко), "Башкирская мозаика", "Учусь вырезать", "Башкирское народное декоративно-прикладное искусство дошкольникам" (А.В. Колбина). Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.). Методы исследования. В соответствии с намеченной целью и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование педагогов, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных, обобщение. Теоретическая значимость исследования: - проанализировали психолого-педагогическую и специальную литературу по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной; -конкретизировано содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной; -раскрыты цель, задачи и содержание взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. Практическая значимость исследования: Разработан и апробирован проект взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы ДОО, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования. Этапы исследования: 1 этап (апрель-август 2019г.) На основе анализа философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме определились методологические и теоретические основы исследования, его объект, предмет, цели и задачи. Результатом этого этапа стало формирование методологического аппарата, обоснование подходов к исследованию. 2 этап (сентябрь-декабрь 2019 г.) Проведен константирующий эксперимент, позволивший выявить основные проблемы и противоречия в реализации плана взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. Разработка и реализация проекта взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. 3 этап (декабрь 2019г.) Систематизация и обобщение результатов исследования, формирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы. Апробация результатов исследования: - выступление с результатами исследования на педагогическом совете МАДОУ детский сад «Родничек»; - выпущена статья по проблеме исследования «Историко-педагогический анализ литературы по проблеме взаимодействия ДОО с семьей» в сборнике Всероссийской с международным участием научно-практической конференции по теме «Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика (к 100-летию системы дошкольного образования РБ)».- Уфа, 2020г. База исследования: МАДОУ детский сад «Родничек» д. Улукулево Кармаскалинского района РБ: 40 детей, педагоги, 40 родителей. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе проблема воспитания гражданина на социально-педагогическом уровне является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой. Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, расположенных рядом. Изменения всех сторон современной общественной жизни России существенным образом влияют на содержание отношений между людьми. Становится особенно актуальным поддержание такого взаимодействия между ними, которое определяется сотрудничеством, взаимопониманием и ответственностью. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. О значении дошкольного возраста как основы формирования национального самосознания, национальной гордости, толерантного отношения к представителям других национальностей раскрыто в работах исследователей Республики Башкортостан Р.Х.Гасановой [18,19]. Среди исследователей, посвященных актуальным проблемам дошкольного образования в Республике Башкортостан, можно выделить: мультикультурное образование (Р.Х.Гасанова), поликультурное образование (Р.Л.Агишева), формирование родиноведческих понятий (Н.С.Белобородова), ознакомление с декоративно-прикладным искусством башкирского народа (Ф.Г. Азнабаева, Т.А.Брюханова, А.В.Колбина), материальная и духовная культура башкирского народа (Р.Х.Гасанова), башкирское народное образование (Р.Б.Ураксина, А.Ф.Фазлыева) [4,5,18,19,31,79]. Данные исследования обосновывают актуальность на научно-теоретическом уровне. Наиболее значительную часть по степени развития на познание составляют региональные образовательные программы: «Земля отцов», «Я Родину свою хочу познать!» (Р.Х.Гасанова), «Я- Башкортостанец» (Р.Л. Агишева),«Оскон», (Ф.Г.Азнабаева), «Мой край - Башкортостан» (Ф.Ф. Фазлыева), «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» (Л.И. Марченко), "Башкирская мозаика", "Учусь вырезать", "Башкирское народное декоративно-прикладное искусство дошкольникам" (А.В. Колбина) [4,5,18,19,31,43,44,45,46,82]. Рассматривая актуальность изучаемой проблемы исследования на научно-методическом уровне, подчеркнем, что основу ознакомления с малой Родиной составляют работы, раскрывающие проблемы формирования образа мира у дошкольников (С.А. Веретенникова, Н.Ф. Виноградова, Р.Х.Гасанова, С.Д. Дерябо, Н.А. Короткова, Н.В. Космачева, В.В. Ткаченко и др.). Проблема взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной изучена недостаточна. Как показывает анализ научной литературы, эта проблема характеризуется большим разнообразием мнений, которые довольно сложно систематизировать. В связи с этим актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между: - социальным заказом общества при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной и недостаточной разработанностью данного вопроса в сложившейся системе образования; - необходимостью развития ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной и недостатком взаимодействия ДОО и семьи; - необходимостью разработки проекта по взаимодействию ДОО и семьи в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной и недостаточным методическим обеспечением для ее эффективной реализации. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленных противоречий: каково содержание, средства и методы взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной в данной области. Изложенное выше, определило тему исследования «Взаимодействие ДОО и семьи в процессе ознакомлении с малой Родиной».
Содержание

¬¬¬¬¬¬¬¬¬ Введение ГЛАВА 1 Теоретические основы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной 1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной 1.2 Особенности взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической науке 1.3 Классификация типов семей и форм взаимодействия с семьей по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении с малой Родиной 2.1. Объекты и методы исследования взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении с малой Родиной 2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по взаимодействию ДОО и семьи в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по взаимодействию ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной Заключение
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1 Теоретические основы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной 1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной Процесс ознакомления с малой Родиной детей старшего дошкольного возраста входит в область «Познавательное развитие» по ФГОС ДО (2013). ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В Стандарте перечислены принципы дошкольного образования. Одними из которых являются сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей.[83] Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе образования вопросы регионализации нашли отражение в международных и в нормативно-правовых документах [24,25,37]. «Конвенция о правах ребенка» признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения [36]. В законе «Об образовании в РФ» (2019) во второй статье выделяется необходимость единства федерального, культурного и образовательного пространства. А также провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это предоставило возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур [84]. В конституции Республики Башкортостан (ст.47) говорится, что Республика Башкортостан устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования [37]. «Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан» (2002) выделяет такие цели и задачи регионального дошкольного образования: - формировать основы духовности личности; -формировать базис личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Республики Башкортостан. - формировать самосознание личности в контексте национальной культуры народов Башкортостана; - развивать родную и русскую речь, как способ познания мира в качестве одного из важнейших инструментов формирования личности ребенка, средства передачи национальной культуры, социализации.[65] Ряд авторов Л.Ф.Греханкина, А.П.Райцев, Л.Л.Супрунова, В.И.Турченко, А.А.Штец рассматривают национально-региональный компонент как часть образования, которая способствует тому, что «…на основе национальной культуры, потребностей общества, конкретного региона, возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого человека, становящегося субъектом культуры» [9]. По мнению А.П.Райцева национально-региональный компонент - это «…инвариативная и вариативная часть образования. Инвариативная - предусматривает определенный уровень знаний, умений и навыков по всем предметам, а вариативная - удовлетворение образовательных потребностей и интересов этносов страны в лице субъектов РФ [66]. Штец А.А. считает, что национально-региональный компонент направлен на реализацию ряда принципов: а) взаимосвязи регионального компонента с федеральным; б) содержательной и территориальной целостности; в) адаптации к условиям региона; г) диалога культур; д) разноуровневой интеграции национального компонента и этнокультурной адаптации [89]. На научно-теоретическом уровне следует отметить, что основу процесса реализации регионального компонента в образовании составляет: задача определения оптимального соотношения федерального и регионального компонентов (В.М. Петровичев, В.К. Шаповалов, Г.В. Ушамирская) [59,80,87]. В процессе реализации регионального компонента значимое для нашего исследования являются и исследования этнопедагогов, которые представлены в работах К.Ш. Ахиярова, Н.М. Ахмерова, Х.Х. Баймурзина, С.А. Мухамедьянова и др [8]. Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в ставших классическими работах Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого [35,41,54,73,81]. В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности [7,17,67,40,90]. Содержание дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Появилась тенденция системного определения качества образования, включающего все его составляющие (образовательная среда, знания детей, нормативное программное и методическое, кадровое обеспечение) и др. Главным ориентиром стали интересы ребенка. Ранее в многонациональных детских садах реализовалась комплексная программа, по которой работают примерно 80% детских садов, является «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С.) [63]. В этой программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности, а на содержание регионального компонента внимание уделено недостаточно. Наиболее значительную часть по степени познания в ДОО Республики Башкортостан составляют образовательные программы. Область «Познание» раскрыто в программах: «Земля Отцов» Р.Х. Гасановой, «Я-Башкортостанец» Р.Л.Агишевой, «Оскон» Ф.Г.Азнабаевой, З.Г.Нафиковой, которые направлены на ознакомление детей дошкольного возраста с бытом и жизнью родного народа, особенностями его характера, присущими этносу нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной культуры; воспитание патриотических чувств. А программа Р.Х.Гасановой «Я Родину свою хочу познать!» ознакамливает дошкольников с национальной культурой башкирского народа [4,5,18,19]. Программа Ф.Ф.Фазлыевой «Мой край - Башкортостан» направлена на познание детей дошкольного возраста о родном крае [82]. Л.И. Марченко в своей работе под названием «Комплексное развитие дошкольников в процессе их общения с природой» представляет тип общеразвивающей программы следующей направленности: ребенок должен выйти из детского сада физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым [43,44,45,46]. Все эти программы представлены в виде специализированных (парциальных) программ. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) во второй статье выделяется необходимость единства федерального, культурного и образовательного пространства, а также провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это предоставило возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур [84]. В Конституции Республики Башкортостан (ст.47) говорится, что Республика Башкортостан устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования [37]. Современные концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Сохранение культурных ценностей является важным условием развития личности ребёнка. Реализация регионального компонента осуществляется через ознакомление с местностью, в которой живет ребенок (малой родиной), его обычаями, традициями, культурой, для развития и взаимного обогащения культур всех народов, населяющих Республику Башкортостан, и создание естественных условий для формирования и воспитания миролюбия в отношениях между народами. Это связано с тем, что культура одного народа не может существовать изолировано, она проникает в другие культуры, обогащает их и развивается сама [8,20]. С ведением ФГОС ДО содержание дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Педагоги ДОУ должны знакомить дошкольников с культурой народов, проживающих на территории Республики Башкортостан [83]. Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически не знакомы с историей и культурой нашего края. В связи с этим возникает необходимость показать детям старшего дошкольного возраста особенности истории и культуры на примерах региона, в котором он живет. Дошкольная организация обеспечивает естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь народов, реализует программу поликультурного воспитания, через знакомство с культурой русского, башкирского, татарского, марийского, чувашского и других народов [13,56]. Национально-региональный компонент должен реализовываться через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ. Содержание направления осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности и в повседневной работе по ознакомлению с историей, достопримечательностями и традициями родного края. В планы образовательной деятельности вводятся региональные, национально- этнические компоненты. Эти компоненты включают в себя родной язык, устное народное творчество, историю народа, его культуру, специфику быта и уклада жизни, традиции и нормы взаимоотношений в семье и обществе, особенности этикета, речевого общения, знакомство с народными праздниками, обрядами [8,18]. В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.[7,17,40,90] Содержание дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Появилась тенденция системного определения качества образования, включающего все его составляющие (образовательная среда, знания детей, нормативное программное и методическое, кадровое обеспечение) и др. Главным ориентиром стали интересы ребенка [22]. В многонациональных детских садах реализуется комплексная программа, по которой работают примерно 82% детских садов, является программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. В этой программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности, а на содержание регионального компонента внимание уделено недостаточно [9,56]. Наиболее значительную часть по степени познания в ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы. Одним из важнейших условий воспитания детей средствами народной культуры является создание в детском саду развивающей предметно – пространственной игровой среды, способствующей ознакомлению дошкольников с родным краем, приобщению к духовным и материальным богатствам родного народа и народов ближайшего национального окружения [44]. Реализация содержания в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения, сколько через организацию работы с детьми вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности. Доступная информация о дальнем окружении - лесах, лугах, реках, природных богатствах, об истории села - развивает познавательный интерес к прошлому и настоящему месту проживания, который постепенно перерастает в чувство любви к малой родине, чувство уважения к людям, жившим и живущим в селе, чув¬ство собственного достоинства [16]. В ДОО должны быть созданы все условия для организации деятельности с учетом национально-регионального компонента: системность в методической работе с педагогами по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности (профессиональной компетентности); наличие плана работы с воспитанниками по ознакомлению с малой родиной, который мобилизует потенциальные способности не только воспитанников, но и педагогов [23]. Творчество, постоянный поиск и огромное желание нужны для того, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребенка. В своем исследовании мы опирались на законы, концепции, декларации, разработанные на федеральном и республиканском уровне, типовые положения и договоры, которые были адаптированы под индивидуальные особенности сторон взаимодействия ДОО и семьи. Возникла необходимость создать такую модель взаимодействия ДОО и семьи, которая бы обеспечивала процесс совместной систематической деятельности детского сада и семьи в ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. Основной задачей нашей работы является - разработка модели организации взаимодействия ДОО и семьи в процессе ознакомлении детей дошкольного возраста с малой Родиной. Содержание деятельности ДОО и семьи в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной организуется по следующим этапам: • совместное собрание педагогов ДОО и семьи с целью определения состояния, цели, задач взаимодействия по проблеме; • первичная диагностика детей дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной; • работа по разработке плана мероприятий, плана под календарное планирование образовательной работы; • разработка содержания мероприятий и их апробация; • обогащение образовательной среды по проблеме; • итоговая диагностика по проблеме. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной осуществляется по трем основным направлениям: • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС ДО, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ); • работа с детьми (организация совместных мероприятий); • работа с родителями. Важная роль отводится в выстраивании системы взаимодействия воспитателя и родителей. От их творческого подхода, от уровня их профессионализма во многом зависит успешность ознакомления детей дошкольного возраста с малой Родиной. Создавая взаимодействие ДОО и семьи, соединяющие воспитание и обучение детей дошкольной организации и семьи в целостный педагогический процесс, строим его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе [16,26]. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательной организации; между образовательными организациями и семьёй. Осуществление взаимодействия между ДОО и семьей во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве ДОО. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни [38]. 1.2 Особенности взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической науке Семья в дошкольной педагогике рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Исследования Е.П. Арнаутовой, А.В. Добрович, В.К. Котырло, С.А. Ладывир подтверждают, что в первые годы жизни ребенка семья оказывает самое сильное влияние на его развитие. Дошкольная педагогика изучает семью как уникальное явление. Эта уникальность связана с понятием «социокультурное окружение» - характеристика бытового, предметного мира семьи, её социально-этническая характеристика, типология, характеристика обычаев традиций. Социокультурная семья от поколения к поколению воспроизводит общечеловеческие ценности и от этого зависит в целом жизнеспособность общества [11]. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1]. Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [42]. В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОО с семьёй [42]. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [9]. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании в РФ». В соответствии с законом «Об образовании в РФ», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.[84] Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОО большое значение имеет работа с родителями воспитанников [13]. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОО широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОО с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОО в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [42]. Проблема взаимодействия дошкольной организации с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными организациями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны [6]. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: • оригинальность, • востребованность, • интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями[11][39]. Что же к ним можно отнести: Информационно-аналитические • анкетирование; • опрос; • "почтовый ящик". Наглядно-информационные • родительские клубы; • мини-библиотека; • информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»; • выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей». Познавательные • родительские гостиные; • нетрадиционные родительские собрания; • устные журналы; • экскурсии. Досуговые • праздники; • совместные досуги; • акции; • участие родителей в конкурсах, выставках. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные организации). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным организациям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление [35]. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка [38]. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества – общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после неё его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg