1. Теоретическая часть
1.1Характеристика конфет и требования, предъявляемые к их упаковке
Конфеты (от лат. confectum,«изготовлено») – это кондитерские изделия из однородной или разнородных масс, на основе сахара (60-75%) и разновидных добавок (орехи, фрукты и пр.)
Кондитерские изделия делятся на 3 вида:
-шоколадные (шоколад, батончики и пр.)
-на основе сахара (конфеты, карамель, зефир, драже и пр.)
-мучные (печенья, пирожные и т.д.)
Конфеты изготавливают по ГОСТам, по рецептам, соблюдая все требования стандартов.[1]
Требования к упаковке кондитерских изделий
Упаковка должна соответствовать всем технологическим требованиям. Основа по которым создают упаковка:
• Соответствие товару. Особенность продукта важно учитывать при проектировании будущей упаковки. В зависимости от самого продукта следует исходить какая будет упаковка. Например, мармелад или шоколадные конфеты не стоит располагать близко друг к другу при проектировании ложемента, т.к. они потеряют внешний вид и могут слипнуться. Для жиросодержащих продуктов не подходит бумажная или картонная упаковка, в таком случае необходима дополнительная обертка/пакет.
• Транспортировка и хранение.
Упаковка должна легко перемещаться при транспортировке и держать товарный вид. Данная функция дает возможность перевозить упакованную продукцию специальным видом транспорта, на необходимое расстояние, время и в определенных условиях.
• Экологические материалы.
В последние годы предпочтения все чаще отдают материалам, не наносящим вред окружающей среде, которые подлежат переработке. Эту, как казалось, не важную особенность, важно учесть, так же указать на упаковке.
• Соответствие позиционированию продукта.
В данном случае упаковка должна быть грамотно расположена на рынке и соответствовать ценовой политики своего сегмента.
• Информировать о товаре.
В среднем у упаковки есть пару секунд, чтобы покупатель сделал выбор: хочет он этот товар или нет. Упаковка должна рассказывать о товаре, иногда рассказывать о внешнем виде и вкусовых разнообразиях. Обязательно указывается на упаковке:
- Производитель
- Состав
- Пищевая ценность.
• Привлекать покупателя. Одной из задач является привлечение внимания покупателя. Каким бы дорогим/качественным не был бы продукт, если упаковка не примечательна и теряется на фоне конкурентов, то больше шансов, что он останется на полке в магазине. Дизайн должен заставить посмотреть на себя, вызвать желание потрогать/пощупать и купить товар для себя или в подарок. Тут хорошо использовать интересные материалы, например картон с приятным тактильным ощущением, либо разные виды отделки такие как: тиснение, лакирование и прочее.
• Защитная функция это способность упаковки сохранять качество и вид упакованного товара. Также сюда включается осуществление защиты упаковкой продукции от воздействия внешней среды, защита от разных повреждений и порчи товара при транспортировке и хранение.
• Экологическая функция. С каждым годом внимание экологической проблеме придается все большее значение. Она позволяет защищать окружающую среду от материала, в который упакован сам товар. Скорость роста производства упаковки постоянно увеличиваются, из этого возникают проблемы утилизации уже использованной упаковки. [6,7]
1.2 Анализ упаковки конфет
Особенности данного сегмента рынка:
-относительно маленький срок реализации товара
- логистика, сложная, обычно обусловлена большими расстояниями
- популярность «домашней» еды.
-высокая конкуренция среди конфет, особенно в низком ценовом сегменте.
В 2019 году потребление сладкого в РФ выросло. Примерное потребление сладкого на человека возросло до 25 кг на человека.
Рынок кондитерский изделий растет с каждым годом. Спрос с 2010 года среднем растет на 1-3% в год. Исходя из этого, растет производство сладких изделий, следовательно, и их упаковок.
Рынок сладостей разнообразен, а также очень велик. Простой упаковкой уже никого не удивить, понимая это, производитель не скупается на создание новой концепции и дизайна. Детей привлекает все яркое, красочное и веселое, тем самым заставляя родителей это покупать.
Очень важно чтобы упаковка защищала конфеты от света, от ударов, сдавливания, от попадания микроорганизмов и кислорода к конфете, от засыхания конфет. Также, если конфета имеет шоколадный корпус, желательно чтобы упаковка давала некоторую защиту от нагревания, чтобы предотвратить расплавление шоколада.
Современные тенденции
Это необычные вкусы шоколада и конфет, так же сочетания; горький шоколад (связано с распространением моды на все «полезное»); продукция для узкого сегмента (диетические, диабетики т.п.).
При создании упаковки большое внимание уделяют дизайну. При его создании необходимо учитывать особенность аудитории и особенности рынка. Необходимо учитывать на кого в основном ориентирован данный продукт -дети это или же взрослые, по сегментам он может относится к премиальному, среднему и низкому, по характеристики: подарочная или ежедневная, и по материалу: картон, пластик, металл и т.д. исходя из этих данных создается уникальное товарное предложение.
Возможные приемы в дизайне:
- при создании упаковки важно, чтобы дизайн показывал только сильные стороны продукта, и не вредила ему.
Например, на (рисунок 1) Плитка шоколада, ее дизайн лаконичен, с минимальным количеством текста. Акцент на данном дизайне на натуральности, так же используется «крафт», который всегда имеет намек на натур-продукт. Так же контраст бежевой бумаги с ярким цветом выгодно выделяет глазу потребителя.
Рисунок 1 – пример упаковки с лаконичным дизайном
- простота в дизайне, может быть яркой и привлекать взгляд потенциального покупателя. Например, на рисунке 2. В дизайне присутствуют только два цвета. Так же минимум деталей. Текст оттеняется дополнительной золотой «тенью» благодаря чему он не теряется. Выглядит стильно и привлекает к себе внимание.
Рисунок 2 – пример дизайна с лаконичным дизайном
- Основным потребителем сладкого сегмента являются дети. Следовательно, стоит «играть» дизайном: мордашки, животные, яркие и сочные цвета. В игривом дизайне для упаковки конфет, которая позиционирует на рыночном на детском рыночном сегменте, характеризуется красочным дизайном, мультяшными элементами дизайна, которые созданы для того, чтобы привлекать взгляд детей, во многом тут решают они.
Поэтому выгодно использовать только яркие цвета и возможно веселых зверят или героев мультиков (рисунок 3)
.
Рисунок 3– примеры детских дизайнов
-Так же есть подарочные упаковки. При создании дизайна для нее стоит не упускать праздничность. Например, на рисунке 4, упаковка выполнена красочно и не нуждается в дополнениях (пакет, бантик и т.д.).
Рисунок 4 – пример упаковки с подарочным дизайном
- Эксперименты. Новое всегда хорошо. Экспериментировать с формами упаковок и их материалов - возможность продвинуться на рынке и увеличить спрос на товар (рисунок 5).
Рисунок 5 – пример оригинальной формы и дизайна упаковки для конфет
- Двойная выгода. Материалы, долгосрочные (метал, пластик) так же пользуются спросом у покупателей. Люди любят использовать все максимуму, тем самым экономя. Если коробка привлекательна и сохраняет свой вид, клиент не захочет ее выкидывать, а подарит «вторую жизнь» коробочке, т.е. ее можно использовать для хранения разных мелочей, использовать как шкатулку и пр.(рисунок 6).
Рисунок 6 – пример упаковки из металла
- Внимание на продукте. Окошки, отверстия, пленки. Позволяют максимально сосредоточить внимание на продукте, показав его сильные стороны. Часто производители применяют прозрачную упаковку либо делают окошки в упаковке, чтобы показать покупателю товар в его реальном виде, а не на картинке.
Такие упаковки популярны в тех сферах, где покупателю хочется оценить товар перед покупкой, осмотреть содержимое и принять решение о покупки (рисунок 7).
Рисунок 7 – пример упаковки с вырубным окном
-Ретро стиль. Актуален в последние годы.
Ретро стиль в упаковке может быть разных стилей:
• «винтаж» – ретро-шрифты, каллиграфия, простота графики, сдержанные цвета;
• викторианский стиль – множество деталей, сложная, симметричная и узорчатая эстетика; тиснение, рукописные шрифты;
• ар-нуво – отказ от ровных линий, абстрактность форм;
• авангард (ранний модерн) – геометрические формы, насыщенные цвета, большой и массивный шрифт;
• ар-деко – плоские, глянцевые картинки, насыщенная гамма;
• швейцарский или международный типографский стиль – минимализм, никаких иллюстраций и рисунков;
• психоделика – яркие цвета, хаос, кривизна линий, коллажи;
• постмодернизм – комбинация цветов, причудливость картинок, образность формы (пример на рисунке 8).
Рисунок 8 –пример упаковки с ретро стилем
Шутливые сообщения.
В последнее время очень популярны банки из пластика, в которые производители помещают разные сладости. Этикетки пытаются превзойти друг друга: предлагают купить «Мешок счастья», «Пилюлю здоровья» и другие заманчивые вещи. К нематериальным ценностям можно отнести и шоколадки, которые можно подарить друзьям по самым необычным поводам (рисунок 9).
Рисунок 9 – примеры упаковок с шутливыми названиями
Как видим, основные «тренды» в упаковке кондитерских изделий — это натуральность, персонализация аудитории и интерактивность.
1.3 Материалы, применяемые для упаковки конфет и конструкции.
В создании упаковки важно так же уделять внимание будущей конструкции и материалу.
Правильно выбранный материал поможет создать желаемый образ-вид продукта.
Повседневные товары упаковывают в более дешевые материалы, для уменьшения себестоимости упаковки, что обеспечит покупательскую способность и сохранность продукта, следовательно, подарочные упаковывают в более дорогие материалы.
В настоящее время на рынке чаще встречаются упаковки из:
- картон или бумагу
- полимеры
- металл
- комбинированные материалы
Теперь рассмотрим подробно каждый из материалов.
Картон или бумага.
В упаковке кондитерских изделий чаще используется: мелованный картон, хром-эрзац, крафт - картон.
МЕЛОВАННЫЙ КАРТОН.
Картон мелованный с одной или двух сторон. Благодаря милованию картон обладает более гладкой поверхностью и прочностью, и так же, несомненно, преобладает привлекательный внешний вид
Различают три типа мелованного картона:
Цельный чистоцеллюлозный картон (SBB) – картон очень высокого качества из беленой целлюлозы. Его плотность варьируется от 185-390 гр./м2
Характеристика данного вида: плотность, легкость, более устойчивый к влаге, пластичный, на нем хорошо держится краска и тиснение.
Обработка: все виды печатной и послепечатной обработки.
Использование: упаковка для элитной парфюмерии, дорогой табачной, пищевой, фармацевтической продукции, элитного алкоголя.
Хром-эрзац картон (FBB) –преимущественно картон для пищевой упаковки, тонкий, с внешней белесой поверхностью. Плотность варьируется 170-850 г/м2.
Характеристики: тонкий, плотность, легкость, более устойчивый к влаге, пластичный, на нем хорошо держится краска и тиснение, хорошо держит цвет.
Обработка: в основном одно- и полноцветная печать, вырубка, тиснение.
Использование: тара для пищевых продуктов, в том числе замороженных; парфюмерии и косметики; обуви; бытовой химии; игрушек.
Картон вторичной обработки макулатурный (WLC) – плотность средняя. Более дешевый. Плотность варьируется 200-600 г/м2.
Характеристики: недорогой, тонкий, легкий, устойчив к влажности, хорошо поддается различным видам обработки, хорошая четкость и цветопередача при печати.
Обработка: печать, вырубка, тиснения.
Использование: упаковка кондитерских изделий, сыпучих продуктов (крупы, чай, кофе), полуфабрикатов, канцтоваров, бытовой химии, табачных изделий.
КРАФТ-КАРТОН.
Картон изначально создавался под лайнер для гофрокартона, позже стал использоваться отдельно. Крафт используется в дизайне для придания эко - стиля.
Оттенки – от белого до коричневого.
Характеристики: тонкий, плотный, пластичный, прочный, гладкий, устойчив к влаге, недорогой картон.
Обработка: любая печатная и послепечатная обработка.
Для перевозки на паллетах используют гофр картон профиля «В».
Отличительная особенность-легкость, компактность и экологичность. Картон наиболее часто используют для упаковывания кондитерских изделий. Так же часто используют в быстром питании. Минусы данного материала – это не полная защита от запаха, низкая влаго- и жиро- стойкость.
Картон и бумагу, в производстве упаковки, используют разной толщины. Картон плоский в основном используются для производства потребительской тары.
Верхний слой картона часто производят из беленой целлюлозы покрывают мелованным слоем, для улучшения печатных свойств.
Свойства картона могут улучшить дополнительные процессы, к примеру дополнительным покрытием полимером, методом экструзии или иных.
Характеристики картона измеряются толщиной и массой. В производстве упаковки и фирмах по производству картона, мерная величина толщины- микроны. (1микрон=0,001 мм). Масса картона измеряется в граммах на 1 квадратный метр (гр./м2). [14,15]
Производители упаковок (по каталогам) продают картонные коробки поштучно (пример на рисунке 10).
Рисунок 10 – пример картонной упаковки
Пластик.
Используется в качестве материала как для самой коробки (рисунок 11), так и в дополнение, например, к картонной коробки в виде коррекса, капсюли или пленок для обертки конфеты. На современном рынке представлено огромное количество самого разнообразного товара и его упаковки. Шоколад, мармелад, пастила, конфеты упаковывают в прозрачный пластик, что дает видеть товар в таре, на такой пластик наносится печать, которая содержит информации. Это полистирол, полипропилен, поливинилхлорид, полиэтиленфталат и др. полимеры. [7,6]
Рисунок 11 – пример полимерной упаковки конфет
Металл.
Особенностью данных металлов является:
-легкая
-доступная стоимость
-простота переработки
-удобство транспортировки
Недостатки- низкая экологичность. Поэтому следует выбирать внимательно материал, учитывая особенности продукта и материал.
Упаковку из металла изготавливают в качестве премиум класса для конфет-печенья. При ее изготовлении используют жесть, алюминий и разные сплавы. Минусами являются маленький выбор конструкций и дороговизна. Например, жестяные банки – это один из самых старых типов упаковки для кондитерских изделий.
Надежно защищает товар от внешних воздействий. Высокая стоимость материала. Такие упаковки обычно относят к более дорогой продукции.
Комбинированные материалы.
К этому ряду относится: Блистеры, тетра-паки и пр. (рисунок 12). Такая упаковка обеспечивает более высокую защиту от проникновения кислорода и загрязнений, так же на длительное время сохраняет аромат и свежесть продукта. Надежна, не большой вес и презентабельный внешний вид.
Рисунок 12 - Пример упаковки из комбинированных материалов
Виды упаковок
1. Флоу-пак – это трехшовные пакеты. (рисунок 13, 14)
Такие пакеты легки в изготовлении, соответственно скорость изготовления тоже высока. В качестве материала используются однослойные и многослойные пленки. Основные характеристики такой упаковки: низкая цена; стойкость к проникновению газов и паров; герметичность.
Рисунок 13,14 – примеры упаковки флоу-упак
2. Дой-пак –это пакет с замком «Зип-лок» и складной в основании. Благодаря замку многоразовооткрывается/закрывается (рисунок 15). Изготавливаются из многослойной барьерной пленки. Удобен в использовании благодаря наличию гибкого дня, что дает сохранять вертикальное положение. Упаковку изготавливают из двухслойных комбинированных материалов (PET мет/РЕ), полипропилена, металлизированного ПП / полиэтилена (ВОРР мет/РЕ).
Рисунок 15 - пример упаковки дой-пак
3. Коробка – картонный материал часто используется в качестве упаковки, она может быть с окном из пленки (дает возможность потребителю ознакомиться с содержимым). Такая комбинация часто используется в кондитерской продукции. Такая упаковка экономична по стоимости, защищает изделие и предоставляет информацию покупателю о товаре, удобны по вопросам логистики, и размещению товара на полках. (рисунок 16)
Какой вид и тип картона возможно использовать для конкретного случая- зависит от многих факторов.
• Содержимое- включает себя:
-вид продукта
-массу
-объем/форму
• Внешний вид- Конструкция упаковки, ее поверхность, способ печати и виды отделки. Внешний вид зависит в большей степени зависит от позиционирования данного изделия (упаковываемого товара) на рынке.
Рисунок 16 – пример картонной упаковки
5. Банка (жестяная коробка).
Самый старый вид упаковка для кондитерских изделий (рисунок 17). Много разовое использование является отличительной особенностью данного вида упаковки. После потребления продукции из упаковки, вероятнее потребитель оставит металлическую упаковку для хранения каких-либо потребностей. Поэтому вероятнее покупая такой товар в итоговом решении выбора, потребителя подкупить дизайн. Тут уже важно креативно оформить упаковку. Рельефные поверхности, тематическая иллюстрация- все это может помочь выиграть таре на полках магазинов. [2,5]
Рисунок 17 - Пример жестяной банки для конфет
6. Коррекс – это дополнительная часть упаковки, в которую могут быть уложены конфеты. Сделаны они так чтобы сохранить внешний вид конфет, не давая им слипнуться высоких температур и сохранить внешний вид. Тем самым повышая эстетичный вид продукта и упаковки в целом (рисунок 18).
Рисунок 18 – пример коррекса для конфет
7. Так же индивидуально конфеты упаковывают в «твист» пленки. Они обычно состоят из трехслойных и более слоев из полимерных материалов ПЭ, ПП, ПС, и ПВХ которые держат форму и сохраняют продукцию от влаги.
Эффект твиста происходит за счет того, что материал основного слоя ориентирован в определенном направлении, и имеет способность сохранять скрученную форму (рисунок 19). Такая упаковка не деформируется.
Рисунок 19 - пример закручивающейся «твист» пленки
1.4 Вывод к литературному обзору.
В данном разделе было рассмотрено как внешний вид важен для упаковки в нынешнее время. Красивая, красочная и оригинальная упаковка привлекает потребителей, увеличивая уровень ее продаж и придает товару презентабельный вид. Именно поэтому в современном мире пристальное внимание производители делают именно на дизайне упаковки.
С каждым годом меняются тенденции и дизайнерам приходится много трудится над созданием качественного дизайна, который не проиграет на фоне конкурентов, а еще вернее более повысит спрос именно на этот товар. Упаковка должна сохранять внешний вид товара, привлекать внимание потенциальных покупателей, нести информацию о своем содержимом, должна быть легка в транспортировке. Быть удобной в применении для потребителей.
В магазинах представлено широкое многообразие конфеты – это красочность, яркость и веселье. Но в тоже время не стоит забывать о основных функциях упаковки: информационную, экологическую, защитную, транспортную, продлевать срок годности товара. Все материалы должны быть безопасными и соответствовать требованиям ГОСТа и Минздрава.