ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ГОРНОГО АЛТАЯ
1.1. Культурно – исторические традиции Горного Алтая
Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр.
На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями (Теньгинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская). Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.
Находящиеся на территории Алтая археологические памятники относятся к одному из периодов:
• каменный век (1 млн.—4 тыс. лет до н.э.);
• бронзовый век (IV тыс.—I тыс. до н.э.);
• железный век (I тыс. до н.э—V в. н.э.);
• тюркский период (VI-Х вв.).
Внутри основных этапов близкие по времени и сходные по ряду признаков памятники археологии условно объединены в древние ископаемые культуры, получившие свое название по географическому пункту, где впервые были обнаружены памятники.
1.1.1 Каменный век
Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад, как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в городе Горно – Алтайске.
Во время раскопок Улалинской стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. (Приложение А) Улалинские находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных стоянок Денисовской и Усть – Канской пещер.
Именно в этих природных закрытых комплексах, не подверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. Археологи обнаружили различные каменные предметы: нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и птиц (15-20 тыс. лет).
В Денисовской пещере преставлены материалы различных периодов, от среднего палеолита до средневековья. Интересны зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст которых удалось установить с помощью радиоуглеродного метода (42 тыс. лет). Это наиболее древние останки человека из до сих пор найденных в Северной Азии. К каменному веку также относятся стоянки открытого типа, например Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм.
Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.
1.1.2 Период ранней бронзы
Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому, характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых, представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец 4 тыс. до н.э. — первая четверть 2 тыс. до н.э.).
Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по реке Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.
Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность .
Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.
Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. (Приложение Б рис. 1) Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. (Приложение Б рис. 3) Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа. (Приложение Б рис. 2)
1.1.3 Железный век
В 1 тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства .
Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано, прежде всего, с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.
Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.
Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север-юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. (Приложение В рис. 1) По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. (Приложение В рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7) Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. (Приложение В рис. 12, 13) Кроме могильников к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), «оленные камни»,петроглифы. Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей.
К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.
Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.
В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа.
Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую (II-VIII вв.) и сросткинскую (IХ-Х вв.) культуры.
1.1.4 Тюркский период
В Горном Алтае были обнаружены археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно – сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.
В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая.
После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом, сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби.
Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило, из баранины.
С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также «каменные бабы» (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв .
В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. (Приложение Г) Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае). На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая «гайлга» — натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного.
На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие вертикально поставленные камни — балбалы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. (Приложение Г рис.1) Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда — сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах.
Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами - неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы — наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка. Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. (Приложение Д) Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно-енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.
1.2 Обработка войлока и материалов из ткани
С древнейших времен войлок служил необходимой составной частью народного быта. Как показывают археологические находки С.И. Руденко, М.П. Грязнова и Н.В. Полосьмак уже в искусстве Пазырыкского времени техника валяния войлока различных сортов и качеств была очень развитой . Войлок употреблялся не только для покрытия стен и пологов жилища, но и для изготовления одежды, головных уборов, чулок, седельных подушек и чепраков, « в некоторых случаях, например, для седельных покрышек, белый войлок красили в синий или красный цвет. Из окрашенных в различные цвета лоскутов тонкого войлока вырезали отдельные фигурки и из них составляли сложные узоры и картины» - писал археолог С.И. Руденко.
Эти же материалы указывают, что наиболее древним способом художественного оформления войлока служила техника аппликации различных изображений, главным образом орнаментики, вырезанной из разноцветного войлока. При этом на однотонный войлок при помощи тонких сухожильных или шерстяных ниток нашивались разноцветные кусочки войлока определенной формы, для выполнения требуемого изображения. Такая аппликация часто дополнялась несложной вышивкой из цветных шерстяных ниток, а иногда в полосе одноцветного войлока делалась прорезь, под нее подкладывали лоскутки войлока другого цвета и вышивались по краю прорези.
Войлок использовался даже для создания круглой скульптуры, часто в сочетании с другими материалами – кожей, деревом, костью, рогом, крашеным волосом, в самых различных комбинациях этих материалов. Прекрасным примером этого могут служить сшитые из мягкого цветного войлока фигуры лебедей, украшавшие верх войлочного шатра.
О значении и размерах войлочных изделий, создаваемых древними пазырыкцами, могут свидетельствовать огромные войлочные полотнища шатра из пятого Пазырыкского кургана. Одно сохранившееся почти полностью размером 6,5 на 4,5 метра, другое в нескольких фрагментах, непревзойденных по красоте, нарядности и сложности рисунка.
По цвету, композиции узора, по отдельным его элементам орнаментированные изделия из войлока непосредственно связаны со всеми другими видами алтайского прикладного искусства.
Художественные особенности алтайских войлоков (кийис) во многом зависят от техники их изготовления. Существуют различные приемы орнаментации войлочных изделий, которые мало чем отличаются от технических приемов, употребляемых народными мастерами, например, в Киргизии и Казахстане. В основном эти приемы сводятся к следующим видам обработки: аппликация по войлоку цветной тканью или крашеным войлоком; вваливанию узора из цветной шерсти; узорной стежки по войлоку; выкладывание узора цветным шнуром и другие художественные приемы.
В настоящее время художественная обработка войлока в Горном Алтае не прекратила свое существование. Войлоки, которые все - таки выделываются в отдельных районах для хозяйственных нужд, ныне почти не орнаментируются. Причина здесь в том, что секреты художественного оформления войлочных изделий уже в значительной степени утеряны, ибо алтайская юрта, для утепления и украшения которой они, собственно, и служили, окончательно превратилась в летнюю кухню. Поэтому выделка войлока ручным способом становиться ненужной, так как в магазинах всегда можно купить ковры фабричного производства.
В условиях высокогорной пустыни Кош – Агачского района с ее огромными перепадами температур в дневное и ночное время, исключительно холодными и ветряными зимами, почти полным отсутствием леса, войлочная юрта до сих пор не утратила свои позиции. (Приложение Е)
Более того, в 1960 – м году были предприняты попытки создания промышленных юрт с синтетическим покрытием, но они не оправдали возлагавшихся надежд, летом быстро накалялись, а зимой же, наоборот, сильно остывали.
В наше время, когда переносная юрта стала лишь временным летним жилищем, войлочные изделия не теряли своего значения и в современных квартирах. Войлочные ковры (сырмаки, текеметы) стелятся на полу, вывешиваются на стенах, в общем, выполняют те же функции – утилитарные и художественные, которые они несли и при кочевом укладе жизни народа. В отличие от северных алтайцев художественная обработка войлока у теленгитов и казахов, проживающих на юге Республики Алтай, до последнего времени занимает исключительное положение, как в силу вековых традиций, так и благодаря образу жизни скотоводов отгонного животноводства, вынужденных ежегодно совершать сезонные перекочевки.
Поскольку общие принципы и приемы орнаментации войлочных изделий сугубо традиционны, как и технологический процесс их изготовления, то нет смысла останавливаться на технических частностях. Однако следует обратить внимание, главным образом, на художественное своеобразие алтайских изделий, на то, чем они отличаются от подобных казахских войлочных ковров.
По материалам искусствоведа В.И. Эдокова, который имел возможность неоднократно посещать все села Кош – Агачского района в течение многих лет, можно наблюдать развитие этого вида декоративно – прикладного искусства у теленгитов. В отношении войлочных изделий можно уверенно отметить тот факт, что когда все население района практически живет оседло, исключая сезонные перекочевки чабанов, в добротных многоквартирных деревянных домах, войлок вошел в современный быт и составляет в настоящее время неотъемлемую принадлежность почти каждого теленгитского дома.
Очень любопытное зрелище представляет сейчас интерьер современного алтайского жилища, в котором достаточно гармонично сочетаются все современные нововведения и элементы традиционного уклада юрты. С одной стороны: это различная радиоаппаратура, холодильники, современная мебель. С другой стороны: стоящие на подставках у стен резные, расписанные красками, деревянные сундуки; десятки сложенных друг на друга войлочных ковров и вышитых подушек; полы, устланные в один, а то и два слоя сырмаками и текеметами; кровать под пологом, покрытая сплошь вышитыми занавесками и настенные вышитые ковры – сускийис; маленькие резные столики для чаепития и другие предметы национального быта. Все выглядит достаточно красочно и красиво. Вызывает удивление тонкое понимание народными мастерами связи характера изделия и его декора, тонкое чувство материала и высокая техника их изготовления. Принцип целесообразности, присущий всякому народному искусству, свидетельствует о навыках многих предшествующих поколений, передаваемых по традиции и позволяющих широко использовать фактуру и цвет основного сырья, каким является шерсть.
По устным свидетельствам старожилов известно, что в давнопрошедшие годы употреблялись краски растительного происхождения из корней растений или из ягод. Так, например, желтая краска добывается ими и сейчас из корней ревеня, которые после очистки и сушки толкут в ступе и, превратив их в порошок, растворяют в горячей воде. Впрочем, такой же способ изготовления растительных красок употребляется в Казахстане и Киргизии.
В отличие от традиций народного искусства собственно Казахстана, где в качестве напольных ковров употребляются, главным образом, огромные тяжелые войлоки – текеметы, которые декорировались крупномасштабными узорами из спиралевидных и зигзагообразных завитков способом накатки узора из цветной шерсти на полуготовый войлок, теленгиты развивают другой вид постилочных ковров, так называемые «сырмаки», изготовляемы в технике мозаики и отличающиеся более четким графическим узором. Но способ изготовления текеметов и сырмаков абсолютно идентичен и свидетельствует о глубоких традициях.
Как отмечают этнографы, здесь все целесообразно. Сам выбор мозаичной техники врезания войлока одного цвета в войлок другого цвета наиболее отвечает назначению изделия как ковра, постилаемого на пол. Здесь не годится ни аппликация, ни вышивка, так как узор должен ложиться вровень с поверхностью фона, что предохраняет ковер от преждевременного износа. Сырмаки отличаются большой прочностью, добротно сделанные, они могут служить до пятидесяти лет и более .
При изготовлении ковра – сырмака мастерица перед окрашиванием войлока нарезает его на куски в соответствии с основными орнаментальными формами будущего изделия. После окраски умелица накладывает войлок одного цвета на войлок другого цвета, наносит мелом на верхний кусок войлока узор и по узору режет сразу два слоя войлока. Делают это обычно наиболее опытные мастерицы, создавая узор по памяти, от руки. По контуру узора кошму режут острым ножом одновременно и для узора. Но бывают случаи, когда менее опытные ковровщицы используют и бумажные трафареты. Вставленный один в другой куски войлока сшивают, накладывают на простой грубый войлок, плотно пристегивают. Стежка ведется параллельно очертаниям узора. По линиям соединения кусков разноцветного войлока пришивается цветной шнур, роль которого в общем, колористическом решении ковра очень значителен.
Основное отличие от сырмаков, получивших распространение на территории Казахстана и отличающихся приверженностью к двухцветной (черно - белой) гамме, алтайские сырмаки отличаются яркостью и многоцветием. Они обычно имеют форму прямоугольника, размеры которого варьируются, но соотношение сторон – длинная сторона равняется двум коротким – всегда одинакова . В сырмаке яснее, чем в каких – либо других изделиях из войлока, видна зависимость их орнаментации от техники исполнения. Вырезанные одновременно из двух кусков войлока разного цвета орнаментальные мотивы образуют две зеркально отраженные орнаментальные поверхности, каждая из которых занимает равную по отношению к узору другого цвета площадь. Это равенство узора и фона определяет художественные особенности изделия.
Четкий графический криволинейный узор слагается из ритмического повторения вариантов рогообразных завитков и равномерно покрывает центральное поле и кайму сырмака. (Приложение Ж) Часто правильные четкие спиралеобразные завитки, соединенные в основании по два или четыре, как правило, компонуются в круги или ромбы, образованные основаниями завитков. При этом узор плавно вписывается в отдельные замкнутые плоскости, зеркально повторяющие друг друга. Подчеркнутая округлость завитков изредка осложняется дополнительными ответвлениями и тогда узор становиться стилизованным. Если для казахских узоров характерны вариации растительного узора, то для алтайских наиболее популярны рогообразные мотивы. Кроме того, для них обязательно центральное поле, которое состоит из одного или двух прямоугольников, ромбов или окружностей, вписанных в прямоугольник. Узор центрального поля сырмаков всегда более крупный. В этом сказывается, с одной стороны, понимание народными мастерами декоративности ковра, рассчитанного на рассмотрение изделия, с другой зависимость мастеров от технических возможностей, заставляющих их избегать мелких форм орнамента и их детализации.