Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование традиционных мотивов Горного Алтая в процессе освоения подростками технологических приемов художественного войлока.

irina_k200 2625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.08.2020
Целью дипломной работы является разработка программы студии по освоению подростками технологических приемов художественного войлока. Объект исследования: освоение подростками технологических приемов художественного войлока. Предмет исследования: использование традиционных мотивов Горного Алтая в студии художественного войлока. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: • изучить культурно – исторические традиции Горного Алтая; • описать методы освоения технологических приемов художественного войлока; • выявить особенности освоения войлоковаляния детьми в алтайской студии «Кайкамчылу кийис» ( «Удивительный войлок» ); • выполнить практическую часть работы: изготовление войлочного панно «Триптих по мотивам алтайского героического эпоса Маадай – Кара».
Введение

Валяние из шерсти, имеющее в наше время огромную популярность, уходит корнями в далекое прошлое. Существует легенда, согласно которой первая валяная вещь появилась в Ноевом ковчеге, овцы, плывшие в ковчеге, стояли в тесных стойлах. Их шерсть падала на пол и намокала, копыта овец сбивали и стаптывали ее. Когда же животные покинули ковчег, на полу остался лежать валяный ковер. Если же обращаться к научным данным, то археологами установлено, что валяние из шерсти – это самая первая техника изготовления текстиля на Земле. Самые древние изделия имеют возраст восемь тысяч лет. Войлок – один из самых необходимых предметов в быту кочевых народов. Именно из их культуры берёт начало ремесло художественной обработки шерсти. На протяжении веков войлочное полотно было для кочевых народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении. Из войлока делали халаты для пастухов, покрышки для юрты, постилочные и настенные ковры, сумки, различные футляры для хранения и перевозки вещей, предметы убранства для верховых и вьючных животных и многое другое. Республика Алтай также имеет собственные традиции в искусстве валяния шерсти. Мастера, умеющие валять, без работы никогда не останутся, уверены многие жители Горного Алтая. Войлочные изделия там вновь в моде. Традиция их изготовления ручным способом возрождается. Мастера валяния выезжают с мастер – классами по селам. Благодаря этим урокам возрождаются традиции народных промыслов, и решается проблема занятости на селе. Сохранение самобытных национальных традиций и культуры - внутренняя потребность каждого народа. Возрождают и поддерживают старинные традиции изготовления войлочных изделий не только мастера, но и педагоги дополнительного образования детей. Изделия из войлока напоминают детям о художественной культуре республики, связанной с мировой художественной культурой и историей. Изучение возможностей войлока, как художественного материала и различные техники работы с ним позволяют знакомить детей с множеством вариантов создания творческих работ и совершенствоваться в нем. Освоив технику войлоковаляния, можно создавать различные композиции, утилитарные вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность. В последние годы этот почти забытый вид ремесла становится объектом внимания в современной индустрии моды. Войлок, сделанный как по традиционным технологиям, так и с помощью чесальных машин и станков, используют при изготовлении обуви и одежды, при создании картин и панно и в качестве декоративного украшения. Шерсть перестали использовать только в качестве утеплителя. Этот удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекает все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. Навыки и приемы обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров, но и профессиональных художников, возрождающих древнее ремесло, а также любителей рукоделия. Наблюдая эти тенденции современного общества, можно говорить о том, что у этого уникального материала не только великое прошлое, но и большое будущее.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ГОРНОГО АЛТАЯ 6 1.1. Культурно – исторические традиции Горного Алтая 6 1.1.1 Каменный век 7 1.1.2 Период ранней бронзы 8 1.1.3 Железный век 9 1.1.4 Тюркский период 11 1.2 Обработка войлока и материалов из ткани 14 1.3 Традиционный алтайский орнамент 20 ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЙЛОКА 29 2.1 Техника холодного валяния 29 2.1.1 Подготовка материалов и способы выполнения холодного валяния 29 2.1.2 Изготовление войлочной игрушки 30 2.2 Техника горячего войлока или мокрое валяние 33 2.3 Изготовление декоративного панно «Триптих по мотивам алтайского эпоса Маадай - Кара» 40 2.3.1 Работа над эскизами. Алтайский героический эпос. 40 2.3.2 Материалы и техника выполнения декоративного панно 44 ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ВОЙЛОКА 48 3.1 Методы обучения народному декоративно – прикладному творчеству 48 3.2 Программа студии «Кайкамчылу кийис» («Удивительный войлок») 53 3.2.1 Пояснительная записка 53 3.2.2 Тематическое планирование 58 3.2.3 Содержание изучаемого курса 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68 ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Список литературы

1. Аристов Н. А., Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности, - «Живая старина», 1896, год VI, вып. III – IV 2. Анохин А. , Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов, шорцев, - Архив Горно – Алтайского НИИИЯЛ, фольклорные материалы, папка № 115, стр. 37. 3. Антонов Н. К. Лекции по тюркологии.- Якутск.: ЯГУ, 1976г. – 64 с. 4. Алтаика, № 4 – 1994. -. 5. Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. М.: 1982 – 104 – 118с. 6. Баркова Л,Л. Изображение рогатых и крылатых тигров в искусстве древнего Алтая / / Археологический сборник № 26. - Ленинград.; Искусство, 1984. с. 83-89. 7. Баркова Л. Л. О хронологии и локальных изображениях травоядных и хищников в искусстве ранних кочевников Алтая / / Археологический сборник № 32. – Сбп.; 1995г. С. 60-67. 8. Баскаков Н. А., Алтайский фольклор и литература, Горно – Алтайский Облнациздат, 1948, стр. 4. 9. Баскаков Н. А., Алтайский язык, М., 1958, стр.26. 10. Баскаков Н. А. , Характеристика исполнения героических сказаний алтайским кайчи и об исполнении «кая» А. Г. Калкиным, - Архив Центрального Дома народного творчества, Москва (ЦДНТ) («Алтайский краевой Дом народного творчества»), 1948, стр. 1. 11. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика/ Е.Г. Вакуленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. стр. 23-26 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1981 12. Вербицкий В.И. алтайские инородцы. – М.; Этнограф. Отдел императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. Универ., 1893г. – 272с. 13. Грач А. Д. Древние кочевники в Центре Азии. – М.; Наука, 1980 г. – 256 с. 14. Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. – Ленинград, 1950г. 15. Грязнов М. П. Булгаков А. П. Древнее искусство Алтая. – Ленинград., 1958 г. – 96 с. 16. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно-Алтайск, 2001. 17. Духанин К.П. Декоративно – прикладное искусство / / сбор. Виды изобразительного искусства. Ленинград: УЧПЕДГИЗ, 1959. с. 231- 268. 18. Иванов С. И. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. – Москва – Ленинград.; Ленинград.; Изд.. Академии наук СССР, 1953г. – 840 с. 19. Калкин А. Г. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М., М 12 Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973 г. 474 с. 20. Карнаев М.А. Архетипы, символы, орнаменты Горного Алтая, 2011. – 155 с. 21. Кокарева Ия Анатольевна. Живописный войлок: [техника, приемы, изделия: энциклопедия] / И.А. Кокарева, 2009. 119 с. 22. Каплан И.И. Очерки по народному искусству Алтая. Гос. Издательство местной промышленности и художественных промыслов. М. 1961. 23. «Кан Сулутай», - «Сибирские огни», 1940, № 4 – 5, стр. 120. 24. Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. – Новосибирск.; Наука, 1984 г. – 230 с. 25. Кубарев В. Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая / / Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул.; АГУ, 1999 г. – 84 с. 26. Кучияк П. В., Певец Ойротии, - «Народное творчество», 1939, №2 27. Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, стр 493 – 494. 28. Народное декоративное искусство. Пособие для руководителей кружков. - М.: Просвещение, 1992. 29. Некрасова М. А. Народные мастера. Традиции, школы. — М., 1985. Вып. 1. стр. 22 30. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с. 31. Огнева Г.Н. Детям о культуре и искусстве алтайского народа. Пособие для воспитателей детских садов. Горно-Алтайск, Юч Сюмер, 1992. 32. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1981. 33. Полосьмах Н.В. Татуировка у пазырыкцев / / Археология, этнография и антропология Евроазии №4. – Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2000. с 95 – 102. 34. Руденко Сергей Иванович. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая [Текст] / С.И. Руденко, 1968 г. 35. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. – Москва – Ленинград: Изд. Академии наук СССР, 1953. – 402с. 36. Соёнов В.И. Суразаков А.С. Археологические памятники особо охраняемых природных территорий Республики Алтай. — Горно-Алтайск, 2001. 37. Семпелс Е.Б. Энциклопедия войлока. Возрождение мастерства. Изд., : Мода и Рукоделие. 2008 г. 38. Суразаков А. С. К семантике изображений на башадарском саркофаге / / Материалы по истории и культуре Республики Алтай. – Горно – Алтайск.; 1994 г. 36 – 43 с. 39. Тайны древних курганов Алтая альбом, Горно–Алтайск: Ак Чечек, 2000. 112с. 40. Тюхтенева С. П. О символике цвета в культуре алтайцев / / Материалы по истории и культуре Республики Алтай. – Горно – Алтайск, 1994 г. 60-63 с. 41. Черников С.С. Загадка золотого кургана. – М.: Наука, 1965. – 188 с. 42. Чежина Е.Ф. О возможности применения методов искусствознания в исследованиях звериного стиля / / Археологический сборник №30. – Ленинград: Искусство, 1990. с. 77-82. 43. Шинковская Ксения Александровна. Войлок: все способы валяния / Ксения Шинковская, 2011. – 175с. 44. Шитова Светлана Николаевна. Народное искусство : войлоки, ковры и ткани у южных башкир: этнографические очерки / С.Н. Шитова, 2006. – 199, [1] с. 45. Шмидт С.О. Родина № 4, 1989, с. 70 46. Эдоков В.И. Алтайский орнамент. – Горно–Алтайск: 1971. – 11с. 47. Эдоков В.И. Связь времен и поколении: о народном искусстве Сибири / / Художник № 12. – М.; 1980. с 25 – 31. 48. Эдоков А.В. Декоративное искусство Горного Алтая. С древнейших времен до наших дней. Горно–Алтайск: 2002. с. 192 49. Ямаева Е.В. Алтайские тамги. – Горно-Алтайск: 1998. – 47с. 50. http://valika.org/blogs/entry/master-klass-delaem-tsvetok-metodom-mokrogo-val 51. http://altai-mountains.ru/articles/?idnews=956
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ГОРНОГО АЛТАЯ 1.1. Культурно – исторические традиции Горного Алтая Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр. На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями (Теньгинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская). Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории. Находящиеся на территории Алтая археологические памятники относятся к одному из периодов: • каменный век (1 млн.—4 тыс. лет до н.э.); • бронзовый век (IV тыс.—I тыс. до н.э.); • железный век (I тыс. до н.э—V в. н.э.); • тюркский период (VI-Х вв.). Внутри основных этапов близкие по времени и сходные по ряду признаков памятники археологии условно объединены в древние ископаемые культуры, получившие свое название по географическому пункту, где впервые были обнаружены памятники. 1.1.1 Каменный век Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад, как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в городе Горно – Алтайске. Во время раскопок Улалинской стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. (Приложение А) Улалинские находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных стоянок Денисовской и Усть – Канской пещер. Именно в этих природных закрытых комплексах, не подверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. Археологи обнаружили различные каменные предметы: нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и птиц (15-20 тыс. лет). В Денисовской пещере преставлены материалы различных периодов, от среднего палеолита до средневековья. Интересны зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст которых удалось установить с помощью радиоуглеродного метода (42 тыс. лет). Это наиболее древние останки человека из до сих пор найденных в Северной Азии. К каменному веку также относятся стоянки открытого типа, например Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм. Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий. 1.1.2 Период ранней бронзы Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому, характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых, представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец 4 тыс. до н.э. — первая четверть 2 тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по реке Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере. Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность . Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др. Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. (Приложение Б рис. 1) Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. (Приложение Б рис. 3) Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа. (Приложение Б рис. 2) 1.1.3 Железный век В 1 тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства . Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано, прежде всего, с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота. Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса. Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы — это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север-юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. (Приложение В рис. 1) По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. (Приложение В рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7) Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. (Приложение В рис. 12, 13) Кроме могильников к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), «оленные камни»,петроглифы. Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах — довольно много золотых вещей. К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками. Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей. В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов — накладки лука гуннского типа. Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую (II-VIII вв.) и сросткинскую (IХ-Х вв.) культуры. 1.1.4 Тюркский период В Горном Алтае были обнаружены археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно – сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов. В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом, сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило, из баранины. С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также «каменные бабы» (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв . В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. (Приложение Г) Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае). На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая «гайлга» — натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного. На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие вертикально поставленные камни — балбалы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. (Приложение Г рис.1) Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики — балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда — сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах. Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами - неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы — наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка. Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. (Приложение Д) Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно-енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям. 1.2 Обработка войлока и материалов из ткани С древнейших времен войлок служил необходимой составной частью народного быта. Как показывают археологические находки С.И. Руденко, М.П. Грязнова и Н.В. Полосьмак уже в искусстве Пазырыкского времени техника валяния войлока различных сортов и качеств была очень развитой . Войлок употреблялся не только для покрытия стен и пологов жилища, но и для изготовления одежды, головных уборов, чулок, седельных подушек и чепраков, « в некоторых случаях, например, для седельных покрышек, белый войлок красили в синий или красный цвет. Из окрашенных в различные цвета лоскутов тонкого войлока вырезали отдельные фигурки и из них составляли сложные узоры и картины» - писал археолог С.И. Руденко. Эти же материалы указывают, что наиболее древним способом художественного оформления войлока служила техника аппликации различных изображений, главным образом орнаментики, вырезанной из разноцветного войлока. При этом на однотонный войлок при помощи тонких сухожильных или шерстяных ниток нашивались разноцветные кусочки войлока определенной формы, для выполнения требуемого изображения. Такая аппликация часто дополнялась несложной вышивкой из цветных шерстяных ниток, а иногда в полосе одноцветного войлока делалась прорезь, под нее подкладывали лоскутки войлока другого цвета и вышивались по краю прорези. Войлок использовался даже для создания круглой скульптуры, часто в сочетании с другими материалами – кожей, деревом, костью, рогом, крашеным волосом, в самых различных комбинациях этих материалов. Прекрасным примером этого могут служить сшитые из мягкого цветного войлока фигуры лебедей, украшавшие верх войлочного шатра. О значении и размерах войлочных изделий, создаваемых древними пазырыкцами, могут свидетельствовать огромные войлочные полотнища шатра из пятого Пазырыкского кургана. Одно сохранившееся почти полностью размером 6,5 на 4,5 метра, другое в нескольких фрагментах, непревзойденных по красоте, нарядности и сложности рисунка. По цвету, композиции узора, по отдельным его элементам орнаментированные изделия из войлока непосредственно связаны со всеми другими видами алтайского прикладного искусства. Художественные особенности алтайских войлоков (кийис) во многом зависят от техники их изготовления. Существуют различные приемы орнаментации войлочных изделий, которые мало чем отличаются от технических приемов, употребляемых народными мастерами, например, в Киргизии и Казахстане. В основном эти приемы сводятся к следующим видам обработки: аппликация по войлоку цветной тканью или крашеным войлоком; вваливанию узора из цветной шерсти; узорной стежки по войлоку; выкладывание узора цветным шнуром и другие художественные приемы. В настоящее время художественная обработка войлока в Горном Алтае не прекратила свое существование. Войлоки, которые все - таки выделываются в отдельных районах для хозяйственных нужд, ныне почти не орнаментируются. Причина здесь в том, что секреты художественного оформления войлочных изделий уже в значительной степени утеряны, ибо алтайская юрта, для утепления и украшения которой они, собственно, и служили, окончательно превратилась в летнюю кухню. Поэтому выделка войлока ручным способом становиться ненужной, так как в магазинах всегда можно купить ковры фабричного производства. В условиях высокогорной пустыни Кош – Агачского района с ее огромными перепадами температур в дневное и ночное время, исключительно холодными и ветряными зимами, почти полным отсутствием леса, войлочная юрта до сих пор не утратила свои позиции. (Приложение Е) Более того, в 1960 – м году были предприняты попытки создания промышленных юрт с синтетическим покрытием, но они не оправдали возлагавшихся надежд, летом быстро накалялись, а зимой же, наоборот, сильно остывали. В наше время, когда переносная юрта стала лишь временным летним жилищем, войлочные изделия не теряли своего значения и в современных квартирах. Войлочные ковры (сырмаки, текеметы) стелятся на полу, вывешиваются на стенах, в общем, выполняют те же функции – утилитарные и художественные, которые они несли и при кочевом укладе жизни народа. В отличие от северных алтайцев художественная обработка войлока у теленгитов и казахов, проживающих на юге Республики Алтай, до последнего времени занимает исключительное положение, как в силу вековых традиций, так и благодаря образу жизни скотоводов отгонного животноводства, вынужденных ежегодно совершать сезонные перекочевки. Поскольку общие принципы и приемы орнаментации войлочных изделий сугубо традиционны, как и технологический процесс их изготовления, то нет смысла останавливаться на технических частностях. Однако следует обратить внимание, главным образом, на художественное своеобразие алтайских изделий, на то, чем они отличаются от подобных казахских войлочных ковров. По материалам искусствоведа В.И. Эдокова, который имел возможность неоднократно посещать все села Кош – Агачского района в течение многих лет, можно наблюдать развитие этого вида декоративно – прикладного искусства у теленгитов. В отношении войлочных изделий можно уверенно отметить тот факт, что когда все население района практически живет оседло, исключая сезонные перекочевки чабанов, в добротных многоквартирных деревянных домах, войлок вошел в современный быт и составляет в настоящее время неотъемлемую принадлежность почти каждого теленгитского дома. Очень любопытное зрелище представляет сейчас интерьер современного алтайского жилища, в котором достаточно гармонично сочетаются все современные нововведения и элементы традиционного уклада юрты. С одной стороны: это различная радиоаппаратура, холодильники, современная мебель. С другой стороны: стоящие на подставках у стен резные, расписанные красками, деревянные сундуки; десятки сложенных друг на друга войлочных ковров и вышитых подушек; полы, устланные в один, а то и два слоя сырмаками и текеметами; кровать под пологом, покрытая сплошь вышитыми занавесками и настенные вышитые ковры – сускийис; маленькие резные столики для чаепития и другие предметы национального быта. Все выглядит достаточно красочно и красиво. Вызывает удивление тонкое понимание народными мастерами связи характера изделия и его декора, тонкое чувство материала и высокая техника их изготовления. Принцип целесообразности, присущий всякому народному искусству, свидетельствует о навыках многих предшествующих поколений, передаваемых по традиции и позволяющих широко использовать фактуру и цвет основного сырья, каким является шерсть. По устным свидетельствам старожилов известно, что в давнопрошедшие годы употреблялись краски растительного происхождения из корней растений или из ягод. Так, например, желтая краска добывается ими и сейчас из корней ревеня, которые после очистки и сушки толкут в ступе и, превратив их в порошок, растворяют в горячей воде. Впрочем, такой же способ изготовления растительных красок употребляется в Казахстане и Киргизии. В отличие от традиций народного искусства собственно Казахстана, где в качестве напольных ковров употребляются, главным образом, огромные тяжелые войлоки – текеметы, которые декорировались крупномасштабными узорами из спиралевидных и зигзагообразных завитков способом накатки узора из цветной шерсти на полуготовый войлок, теленгиты развивают другой вид постилочных ковров, так называемые «сырмаки», изготовляемы в технике мозаики и отличающиеся более четким графическим узором. Но способ изготовления текеметов и сырмаков абсолютно идентичен и свидетельствует о глубоких традициях. Как отмечают этнографы, здесь все целесообразно. Сам выбор мозаичной техники врезания войлока одного цвета в войлок другого цвета наиболее отвечает назначению изделия как ковра, постилаемого на пол. Здесь не годится ни аппликация, ни вышивка, так как узор должен ложиться вровень с поверхностью фона, что предохраняет ковер от преждевременного износа. Сырмаки отличаются большой прочностью, добротно сделанные, они могут служить до пятидесяти лет и более . При изготовлении ковра – сырмака мастерица перед окрашиванием войлока нарезает его на куски в соответствии с основными орнаментальными формами будущего изделия. После окраски умелица накладывает войлок одного цвета на войлок другого цвета, наносит мелом на верхний кусок войлока узор и по узору режет сразу два слоя войлока. Делают это обычно наиболее опытные мастерицы, создавая узор по памяти, от руки. По контуру узора кошму режут острым ножом одновременно и для узора. Но бывают случаи, когда менее опытные ковровщицы используют и бумажные трафареты. Вставленный один в другой куски войлока сшивают, накладывают на простой грубый войлок, плотно пристегивают. Стежка ведется параллельно очертаниям узора. По линиям соединения кусков разноцветного войлока пришивается цветной шнур, роль которого в общем, колористическом решении ковра очень значителен. Основное отличие от сырмаков, получивших распространение на территории Казахстана и отличающихся приверженностью к двухцветной (черно - белой) гамме, алтайские сырмаки отличаются яркостью и многоцветием. Они обычно имеют форму прямоугольника, размеры которого варьируются, но соотношение сторон – длинная сторона равняется двум коротким – всегда одинакова . В сырмаке яснее, чем в каких – либо других изделиях из войлока, видна зависимость их орнаментации от техники исполнения. Вырезанные одновременно из двух кусков войлока разного цвета орнаментальные мотивы образуют две зеркально отраженные орнаментальные поверхности, каждая из которых занимает равную по отношению к узору другого цвета площадь. Это равенство узора и фона определяет художественные особенности изделия. Четкий графический криволинейный узор слагается из ритмического повторения вариантов рогообразных завитков и равномерно покрывает центральное поле и кайму сырмака. (Приложение Ж) Часто правильные четкие спиралеобразные завитки, соединенные в основании по два или четыре, как правило, компонуются в круги или ромбы, образованные основаниями завитков. При этом узор плавно вписывается в отдельные замкнутые плоскости, зеркально повторяющие друг друга. Подчеркнутая округлость завитков изредка осложняется дополнительными ответвлениями и тогда узор становиться стилизованным. Если для казахских узоров характерны вариации растительного узора, то для алтайских наиболее популярны рогообразные мотивы. Кроме того, для них обязательно центральное поле, которое состоит из одного или двух прямоугольников, ромбов или окружностей, вписанных в прямоугольник. Узор центрального поля сырмаков всегда более крупный. В этом сказывается, с одной стороны, понимание народными мастерами декоративности ковра, рассчитанного на рассмотрение изделия, с другой зависимость мастеров от технических возможностей, заставляющих их избегать мелких форм орнамента и их детализации.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg