1 СТРУКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ НОРВЕГИИ
По моему мнению, начать стоит с определения государственной безопасности. Безопасность государства ¬– состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Это целый комплекс мер политического, экономического, социального, правового и военного плана, осуществляемый с целью защитить имеющийся общественный и государственный строй. Данный комплекс мер отвечает за неприкосновенность территории государства, его способность противостоять диверсионной и вредительской деятельности иностранных спецслужб (в особенности, разведывательных), а также, помимо всего вышеперечисленного, он помогает ликвидировать разрушительную деятельность противников государственного строя внутри государства. Однако, стоит отметить, что безопасность государства, это лишь составляющая часть национальной безопасности, которая, в свою очередь уже делится на внешнюю и внутреннюю.
1.1 Внешняя национальная безопасность Норвегии
Основная и важнейшая цель системы безопасности Норвегии – защитить свои интересы в контексте национальной безопасности. Норвежское правительство считает лучшими способами защиты интересов национальной безопасности поддержание мирной обстановки, надёжности, защищённости, стабильности и устойчивости как на всей территории Норвегии, так и за её пределами. На национальном уровне Норвегия должна быть в состоянии отстаивать свой суверенитет и суверенные права и осуществлять власть для защиты интересов. Однако, в 21 веке влияние глобализации аннулирует важную роль географической удалённости в превентивности потенциальных национальных угроз. Поэтому, чтобы обеспечить максимальную безопасность своей территории, Норвегия тесно сотрудничает с НАТО и ООН, что также является укреплением международной безопасности в целом.
1.1.1 Роль вооружённых сил в обеспечении безопасности Норвегии
Норвежские Вооруженные Силы – это мощнейшее звено всей системы национальной безопасности. Формирование ВС проводится согласно направлениям военной политики, суть которой выражена во множестве правительственных документов и законодательных актов. Стоит отметить, что общего нормативного правового акта, касающегося военной политики, объединяющего все положения, в Норвегии нет. «Белая книга» – единственное, что может считаться единым концептуальным документом, своеобразным сводом официальных документов, однако в нём рассматривается множество направлений государственного управления, а не только военное. Новые документы, относящиеся к военной политике, могут формироваться посредством предоставления их в Стортинг в виде доклада или законопроекта.
Одним из основных направлений политики безопасности Норвегии считается сотрудничество с НАТО, поскольку данный военно-политический блок является гарантом обеспечения национальной безопасности. Также, по мнению правительства, тесная связь с НАТО является весьма полезной для Норвегии в контексте освоения Арктического региона и соперничестве с Российской Федерацией. В связи с этим был разработан проект морской стратегии Североатлантического союза, предусматривающий организацию совместного боевого дежурства ОВМС союза в этом регионе.
Нынешняя норвежская военная политика основывается на следующих положениях: «Мир, безопасность и развитие» 2015 года и утвержденных правительством арктической и океанской стратегий в 2017 году.
В настоящее время норвежские военные подразделения принимают участие в следующих международных миссиях и операциях: возглавляемой США многонациональной операции «Непоколебимая решимость» по борьбе с террористической организацией ИГИЛ (запрещена в России); учебной миссии НАТО "Решительная поддержка" в Афганистане (обучение сил безопасности); миротворческих операциях в Косово, Боснии и Герцеговине; миссиях ООН в Мали, Южном Судане и операции ООН по содействию стабильности на Ближнем Востоке; в штаб-квартире независимой международной миссии многонациональных сил и наблюдателей в Египте. [16]
Кроме того, норвежские воинские подразделения задействуются в рамках оборонного сотрудничества государств Северной Европы (NordicDefenceCooperation), размещаются в Литве в составе батальонной многонациональной тактической группы под немецким командованием.
В настоящее время Вооружённые силы Норвегии состоят из четырёх родов войск:
• Армия Норвегии – сухопутнтые войска (H?ren)
• Королевский военно-морской флот Норвегии (Sjoforsvaret)
• Береговая охрана Норвегии (Kystvakten)
• Королевские военно-воздушные силы Норвегии (Luftforsvaret)
• Внутренняя гвардия Норвегии – Хемверн (Heimevernet)
Для более точного раскрытия значения вооруженных сил и армии Норвегии на международной арене, следует рассмотреть организационную структуру высшего военного управления вооруженных сил Норвегии (см. Приложение А).
Согласно норвежской Конституции, Король является Главнокомандующим Вооруженными Силами. Эта власть осуществляется королем в Государственном совете, то есть Правительством. Политический контроль над Вооруженными силами осуществляется посредством сотрудничества и разделения власти между парламентом и Правительством. Именно правительство обладает высшей исполнительной властью, ответственной за военную и гражданскую готовность в мирное время, а также за командование всеми аспектами тотальной обороны во время кризиса и войны. В важных делах, касающихся внешней политики и политики безопасности, перед принятием решений проводятся консультации с парламентскими органами. Кроме того, Статья 25 Конституции Норвегии гласит, что Вооруженные силы («сухопутные и военно-морские силы королевства») «не могут быть увеличены или сокращены без согласия парламента». Министр обороны возглавляет Королевское норвежское министерство обороны и несет конституционную и политическую ответственность за деятельность Вооруженных Сил. Все вопросы, не решенные в Совете, решаются министром или должностными лицами Департамента от имени министра. Так называемые “вопросы военного командования”, то есть вопросы, касающиеся планов мобилизации и обороны, рассматриваются вне Совета. Министр обороны представляет такие вопросы королю в присутствии только премьер-министра и министра иностранных дел. Однако случается это крайне редко.
Министерство обороны является высшим органом военной администрации, который принимает решения по разработке предложений и реализации военной политики государства, координации деятельности по обеспечению территориальной обороны страны. Оно также отвечает за организацию военного сотрудничества с отдельными странами, а также с НАТО и ЕС и другими организациями. Министерство обороны отвечает за разработку планов строительства вооруженных сил, военного бюджета страны, финансирования военных программ, комплектования вооруженных сил, а также социальных и пенсионных выплат для военнослужащих.
Верховный главнокомандующий вооруженными силами осуществляет непосредственный контроль над операциями вооруженных сил на административной линии через штаб-квартиру обороны (Осло), а по вопросам оперативного применения сил и средств - через оперативное командование вооруженных сил.
Общая численность личного состава Вооруженных Сил составляет 18,5 тысяч солдат, включая более 5 тысяч гражданских служащих. После мобилизационного развертывания она может превысить 100 тыс.
Основные направления реформирования вооруженных сил были определены в «Плане создания Вооруженных сил Норвегии на 2017–2020 годы и их будущем развитии», принятом в 2016 году правительством страны и подготовленном министерством обороны в феврале 2019 года, «Планы снабжения оборонного сектора от С 2019 по 2026 год». Эти документы предусматривают реализацию комплекса мер по совершенствованию системы управления войсками, оптимизации организационной и кадровой структуры соединений вооруженных сил, их технического оснащения, а также подготовки кадров и повышения интенсивности и масштабов оперативной подготовки.
Норвежские сухопутные войска являются наиболее многочисленным типом национальных вооруженных сил с общей численностью более 8000 человек. К ним относятся: Одна отдельная механизированная бригада (бригада Север) с командным и административным составом бригады, два механизированных боевых батальона (бронетанковый батальон и батальон Телемарк), один легкий бронетанковый боевой батальон (2 батальона), артиллерийский батальон, инженерный батальон, разведывательный батальон, батальон связи, батальон боевой службы и поддержки, медицинский батальон и рота военной полиции; Королевская гвардия; Пограничная Охрана; Командование Норвежского Спецназа/Командование Специальных Операций Норвежской Армии.
Основная задача норвежской армии - подготовить подразделения и личный состав к развертыванию у себя дома и за рубежом в мирное время, а также во время кризиса или войны. Норвежская армия также проводит ежедневные операции в Норвегии. Примерами этого могут служить охранные и церемониальные функции королевской гвардии и работу пограничных служб. Вклад Норвежских вооруженных сил в миссии за рубежом охватывает весь спектр задач, от обычных боевых задач до служб безопасности и охраны, наблюдения, обучения и других вспомогательных функций. Норвежский генеральный инспектор при поддержке штаба армии отвечает за производство войск и базируется в Бардуфоссе в Тромсё.
Пехотный батальон Королевской гвардии (база Хусеби, в пригороде Осло) был разработан для решения задач защиты членов королевской семьи, королевского дворца и загородных резиденций, для сопровождения и обеспечения безопасности иностранных государственных деятелей, прибывающих в Норвегию. Кроме того, персонал подразделения участвует в антитеррористических операциях в этой стране.
Военно-воздушные силы состоят из штаба и четырех воздушных крыльев (акров), которые намеренно разделены на военные (132, 133 акра) и вспомогательные (135,139 акров). Среди них: три эскадрильи самолетов боевой авиации (два истребителя-бомбардировщика и патруль); две эскадрильи поддержки с воздуха; четыре вертолётных эскадрильи (две - многоцелевых вертолетов, транспортная и поисково-спасательной службы); Зенитная система Nasams-2 (4 батареи) и восемь батарей П3PK RBS-70.
Военно-воздушные силы насчитывают более 3000 солдат, из которых около 1000 призваны. После мобилизации может увеличиться до 8000.
Основной задачей Королевских норвежских ВВС является производство авиационных частей и оборудования и обеспечение их работы как в мирное время, так и во время кризиса, а также оказание военной помощи стране и за рубежом. Кроме того, одна из главных задач Королевских норвежских военно-воздушных сил заключается в обеспечении того, чтобы вооруженные силы всегда были готовы к воздушному наблюдению, осуществлению власти и поддержанию национального суверенитета. Королевские норвежские ВВС также несут ответственность за эксплуатацию поисково-спасательных вертолетов.
Генеральный инспектор Королевских ВВС Норвегии при поддержке штаба ВВС отвечает за производство сил и базируется в Ригге.
Организация противовоздушной обороны Норвегии считается одной из главных задач ВВС страны. В то же время территория страны защищена от воздушных атак по принципу объекта всеми имеющимися силами и силами ПВО ВВС, СВ и ВМФ. Управление ими осуществляют: национальный центр управления авиацией при оперативном командовании вооруженных сил Норвегии (н. п. Рейган, пригород г. Будё); оперативный центр управления авиацией (и. п. Сёррейса); 11 радиолокационных постов (н. п. Вардё, Конгсвингер и Хон-нингсвог, горы Грокаллен, Ишкурас, Ньюнис, Рассегалварре и Шикула, о-ва Вествогёй, Вогсёй и Сенья).
Основной задачей Королевского флота Норвегии является создание военно-морских сил и обеспечение оперативной готовности военно-морских сил или их оперативное развертывание в мирное время, в кризисных ситуациях и в войнах на национальном и международном уровнях. Королевский флот Норвегии должен иметь возможность защищать суверенитет и суверенные права Норвегии, осуществлять свою власть и поддерживать интересы Норвегии. Генеральный инспектор Королевского норвежского флота при поддержке ВМФ отвечает за производство вооруженных сил. Генеральный инспектор базируется на военно-морской базе Хаконсверн в Бергене. Штаб ВМС, расположенный на территории ГВМБ Хаконсверн, состоит из четырех отделов: кадрового, оперативного, планового и административно-хозяйственного. Оперативные силы Королевского норвежского флота разделены между норвежским флотом, командованием военно-морского флота и береговой охраной. Военно-морские базы и учебные заведения также являются частью Королевского норвежского флота. Командующий норвежским флотом и командующий Норвежской специальной боевой группой, базирующейся в Бергене. Командующий норвежской береговой охраной со штабом находится на базе береговой охраны в Сортланде на севере Норвегии. Флот и береговая охрана оснащены современными судами, специально построенными для различных целей.
Численность норвежских ВМС превышает 3,5 тыс. человек. После мобилизационного развертывания она может быть более 10 тыс. человек.
В вопросах оперативного использования национальных военно-морских сил руководство страны отдает приоритет действиям в арктических широтах. Особое внимание уделяется обеспечению присутствия в Баренцевом море и в северной части Норвегии, а также в водах вокруг архипелага Шпицберген.
Хемверн представляет собой иррегулярное военизированное формирование, включающее сухопутный, воздушный и морской компоненты, комплектуемые добровольцами в возрасте старше 17 лет, а также военнообязанными, не проходившими военную службу. Основным подразделением хемверна являются пехотные роты. В его составе имеются также специальные отряды - связи, санитарные, транспортные и другие.
Во время войны подразделения Хемверна будут подчиняться соответствующим подразделениям вооруженных сил и будут выполнять функции охраны и защиты военных объектов, транспортных коммуникаций, промышленных компаний, боевых войск и диверсионных разведывательных групп, а также выполнять партизанские действия в районе, оккупированном противником.
Основными задачами ополчения являются обеспечение территориальной целостности, защита важной инфраструктуры, поддержка Национального антикризисного управления, усиление военного присутствия по всей стране по мере необходимости и оказание поддержки гражданскому сообществу. Генеральный инспектор норвежского ополчения при поддержке штаба ополчения отвечает за производство сил и базируется в Тернингмоене в Эльверуме.
Норвегия делится на 11 округов, в которых призываются резервисты.
Можно сделать небольшой вывод, что все виды вооруженных сил Норвегии постоянно модернизируются и не стоят на месте, все 4 вида ВС идут вровень друг с другом. Это происходит, потому что Норвегия хочет держать планку значимости в Северной Европе, а особенно относительно вопросов, касающихся Арктического региона. Собственно, военно-политическое сотрудничество с США и Североатлантическим союзом и является основным средством достижения этой «значимости». ВС Норвегии, бесспорно, играют важнейшую роль в обеспечении внешней безопасности государства.
1.1.2 Органы, обеспечивающие безопасность
Штаб обороны, обычно именуемый норвежской аббревиатурой FST, отвечает от имени начальника обороны за выполнение задач вооруженных сил, за обеспечение выполнения принятых решений, а также за повседневную ответственность работодателя за персонал сил. вооружен. Это влечет за собой ответственность за обеспечение надлежащего выполнения планов и бюджетов, принятых и доведенных до сведения Министерства обороны. Отдельные начальники штабов Службы входят в состав Штаб-квартиры Обороны и несут исполнительную ответственность за производство сил в своих соответствующих подразделениях Службы.
Национальный объединенный штаб (NJHQ) в Ставангере является национальным командным центром по урегулированию кризисов и постоянно отслеживает ситуацию в норвежских районах, представляющих интерес, как на суше, так и в воздушном и морском районах под норвежской юрисдикцией.
Национальный объединенный штаб осуществляет оперативный контроль над территориальной обороной Норвегии и отвечает за планирование и управление деятельностью норвежских вооруженных сил как в мирное время, так и во время кризиса и войны. Это означает, что NJHQ также отвечает за норвежские вооруженные силы за рубежом. NJHQ планирует и проводит важные военные учения в Норвегии, готовит подготовку союзников в Норвегии и управляет военными проектами развития. Региональная штаб-квартира на Севере в Боде является неотъемлемой частью NJHQ и несет особую ответственность за северные районы.
Норвежская организация оборонного снабжения (NDLO). В сферу ответственности NDLO входят инженерные услуги, закупки, инвестиции, снабжение, услуги в области информационно-коммуникационных технологий, а также техническое обслуживание, ремонт и хранение материальных средств. NDLO также отвечает за функционирование систем связи и вычислительной техники в рамках оборонного предприятия. NDLO также поддерживает производственные функции Армии, Военно-Морского флота, ВВС и внутренних войск, а также оперативных подразделений Вооруженных Сил.
Разведывательная служба отвечает за сбор информации, касающейся вопросов, находящихся за пределами Норвегии. Служба также собирает, обрабатывает и анализирует информацию, касающуюся норвежских интересов в отношении иностранных государств, организаций и частных лиц. Цель разведывательной деятельности состоит в том, чтобы содействовать обеспечению норвежских властей надежной основой для принятия решений по вопросам безопасности, обороны и внешней политики. [4]
1.1.3 Стратегическое руководство вооруженными силами
Стратегическое руководство Вооруженными Силами включает в себя Королевское норвежское министерство обороны, начальника Министерства обороны и его/ее стратегические функции в Министерстве обороны, объединенные с военным штабом. Министерство обороны является политическим/административным учреждением. Иными словами, Министерство обороны является одновременно и частью аппарата политического контроля, и частью административной системы.
Министр обороны является членом правительства и главным руководителем Министерства. Государственный секретарь несет прямую ответственность перед министром. Генеральный секретарь является самым старшим государственным служащим Министерства. Начальник обороны выполняет свои функции в качестве высшего военного советника министра обороны, а стратегические функции начальника обороны интегрированы с Министерством.
Полномочия военного командования делегируются военным командирам. Начальник обороны является высшим военным должностным лицом страны и главным советником правительства и министра обороны по военным вопросам, а также осуществляет полное руководство обороной Норвегии. Начальник обороны является главой норвежских вооруженных сил и одновременно самым старшим военным советником Министерства обороны. Начальники вспомогательных штабов обороны занимают должности как в Министерстве обороны, так и в штабе обороны. Для оказания помощи начальнику обороны в управлении вооруженными силами был создан штаб обороны, который находится в подчинении Министерства обороны.