ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Сущность понятия «монологическая речь». Психолингвистические особенности иноязычной монологической речи
В данной работе уделяется внимание одной из форм говорения – монологической речи. В первую очередь, мы раскроем понятие «говорение» в целом, для большего понимания исследовательской работы и более полного раскрытия понятия монологической речи.
Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие с коммуникативным намерением говорящего [7, 190]. Это чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения, во-вторых, говорение - это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности, в-третьих, в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание[16, 6].
Говорение как один из видов деятельности обладает многими ее признаками; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются специфические признаки. На эти признаки указывает Е.И. Пассов:
1. Мотивированность. Говорение всегда мотивированно. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого определенная внутренняя причина, есть мотив. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации, в основе которой лежит потребность в общении и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка (потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию).
2. Активность. Говорение всегда процесс активный, ибо в нем всегда проявляется отношение говорящих к окружающей деятельности. Это отношение имеет место не только тогда, когда человек говорит, но и когда он слушает собеседника (так называемая внутренняя активность). Причем здесь имеется ввиду не та ее сторона, которая направлена на аудирование, на понимание речи собеседника, а активность реакции на то, что воспринимается: попутная оценка высказываний, частичное планирование своей реплики и т. п.[16, 17].
3. Целенаправленность. Говорение всегда целенаправленно, ибо любое высказывание преследует какую-нибудь цель. Бесцельное (в плане общения) произнесение каких-то предложений есть проговаривание, а не говорение. В процессе общения проговаривание, как правило, не может иметь места. Говорящий всегда хочет достичь своим высказыванием какой-то цели: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или разгневать его, поддержать его мнение или высмеять его и т.д. [16, 18].
4. Связь с деятельностью. Говорение как один из видов речевой деятельности несамостоятельно. Говорение «обслуживает» всю другую деятельность человека. Но говорение не только играет служебную роль, оно во многом зависимо от общей деятельности человека[16, 19].
5. Связь с коммуникативной функцией мышления. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Не случайно часто используется термин «мыслительно-речевая деятельность». Но то, что совершается в процессе мышления как «активном процессе отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях», не идентично тому, что происходит при мыслительной деятельности, связанной с говорением.Дело в том, что перед человеком возникают разные задачи. Речь здесь - вспомогательное средство, которым, кстати, надо владеть в совершенстве. Это мыслительные задачи, а мышление в них выполняет познавательную функцию.В других случаях (например, кто-то высказывает несправедливые суждения о вашем друге, вы хотите их опровергнуть), прежде всего, требуется речевой поступок. Мыслительная деятельность направлена на его совершение, подчинена ему. Это коммуникативная функция мышления[16, 19-20].
6. Связь с личностью. Говорение неразрывно связано с личностью.Психологи выделяют много компонентов, присущих личности: потребности, интересы, идеалы, моральные качества, способности, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства, темперамент, опыт, умения и навыки. Все эти компоненты личности проявляются в деятельности. И если говорение обслуживает все другие деятельности и является средством общения, то компоненты личности не могут не проявляться в нем [16, 20-21].
7. Ситуативность. Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения. Так, на дальнейший ход развития общения может повлиять любая произнесенная собеседником речевая единица, если она в смысловом отношении «вписывается» в контекст деятельности другого собеседника, т. е. прямо или косвенно затрагивает его взаимоотношения с каким-то другим лицом. Преломляясь через личность, эта речевая единица может менять коммуникативную задачу и влиять на мотивацию. Можно сказать, что ситуативность есть потенция речевого контакта [16, 21-22].
8. Эвристичностъ. В любой деятельности многие автоматизированные действия периодически, по мере надобности повторяются, репродуцируются, человек в этом случае опирается на известные ему алгоритмы действий. Но всякая деятельность (и речевая в том числе) не может быть полностью алгоритмизирована, заучена. В действительности же всякий раз в зависимости от ситуации общения порождается такое высказывание, которое адекватно коммуникативной задаче, решает ее. Заранее это высказывание чаще всего предвидеть нельзя. Такая непредсказуемость речевых действий и есть эвристичность говорения [16, 22-23].
9. Самостоятельность. Это качество говорения как деятельности проявляется в том, что говорение, как правило, протекает:
1) без заимствования мыслей из предварительно прочитанных ли прослушанных источников;
2) без опоры на полные или частичные записи того, что используется в речи;
3) без опоры на иллюстративное изображение объектов высказывания;
4) без обращения к родному языку [16, 23].
10. Темп. Говорение, наконец, всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.Но следует помнить, что в процессе говорения основную роль играет не абсолютный его темп, т. е. не количество слогов (слов), произнесенных в единицу времени, а синтагматичность, т. е. расчлененность высказывания на синтагмы. Необходимый темп сохраняется в основном в пределах синтагмы. Это создает предпосылки для осуществления речевой практики, ибо позволяет в паузах между синтагмами продумывать дальнейший ход высказывания[16, 23-24].
Говорение неотделимо от условий, в которых оно протекает: от целей и мотивов общения, характерных особенностей участников общения, обусловленных социальным статусом, социальной ролью в общении, возрастом, уровне развития, от конкретного содержания речевого акта, от экстралингвистического контекста и т.д. Все перечисленное составляет ситуацию общения как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану»[25, 261].
В литературепо методике обучения иностранным языкам выделяются две формы говорения: диалогическая и монологическая.
Диалог, или диалогическая речь, это беседа двух лиц при которой каждое из них выдает какое-то сообщение и получает в свою очередь другое.
Монологическая речь, или монолог, имеет место тогда, когда информация исходит от одного лица, другой участник только слушает. В этом случае может быть много слушателей и один говорящий. Это то, что происходит при слушании лекций, радиопередач, программ телевидения, а также при беседе. В процессе беседы монологическая речь может перемежаться с диалогической [5,122].
Поскольку предметом нашего исследования является процесс обучения монологическому высказыванию, рассмотрим особенности монолога как основной формы говорения. Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно.
В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к собеседнику или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям [10, 183].
В словаре методических терминов и понятий Азимова Э.Г. монолог определяется как активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативная цель которого является сообщение о каких-либо фактах, явлениях [6, 160].
Гез Н.И. утверждает, что монолог – это развернутый, активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения[7, 205].
По мнению Е.И. Пассова нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхфразового единства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи), с одной стороны, и с другой стороны, существует общение, т.е. взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива [16].
Академик Л.В. Щерба условно считал монолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге (цитата по Филатову В.М.)[25, 268].
В то же время доля участия коммуникантов в диалоге неодинакова. Реплика одного из говорящих может принять форму развернутого высказывания, поэтому явления такого рода некоторые ученые предлагают обозначить термином «монологический диалог» или монолог в диалоге [25, 268].
И. А. Зимняя считает что монолог – это «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника» [8].
По определению Г. В. Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [21].
Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
Психологические особенности монологической речи:
- относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора;
- ативный и произвольный вид речи ( говорящий должен иметь какую-либо тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний);
- организованный вид речи (подразумевает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а так же некоторыми неязыковыми средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией) ) [25, 268 - 269].
Пассов Е. И. указывает на следующие особенности монологического высказывания:
1. Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть определенная цель — решить определенную речевую задачу, причем задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит желание (осознаваемое или нет) изменить поведение собеседника в желаемом направлении.
2. Логичность. Под него понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т. е. рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих, т. е. в уточнении мысли, дополнении к ней, пояснении ее, обосновании и т. п.
3.Связность как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве объемом до 8-10 фраз. Именно здесь — «эпицентр» обучения.
4. Относительная завершенность в содержательном, тематическом плане.
5. Продуктивность. Любое высказывание уровня сверхфразового единства всегда ново (если это не цитата), всегда новая комбинация речевых единиц, т. е. продукция, а не репродукция заученного.
6. Непрерывность, т. е. отсутствие ненужных пауз, осмысленная синтагматичность высказывания.
7. Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических, иллюстративных.
8. Выразительность — наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов и т. п. [19, 98].
Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащихся должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим на иностранном языке. Для монолога ситуация является отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она произносится,- это «контекстная» речь. «Ситуативная речь» - это речь, понятная другому, благодаря ситуации, в которой осуществляется высказывание. Контекстную и ситуативную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некоторой ситуацией [26, 148].
Т.о. монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачами говорящего, относится преимущественно к контекстной речи, поэтому характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли. Она обращена к слушателю, эмоционально окрашена, должна пониматься без помощи экстралингвистических средств[25, 269].
С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, с наличием слов обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов связок, передающих последовательность высазываний [25, 269].
Все виды монологической речи предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, событий и фактов, которое проявляется во владении учащимися связующими элементами предложений – наречиями времени (lately, then, since, once, today, yet, still, soon), причинно-следственными наречиями (that is why, because), наречиями, выражающими последовательность (second, the next, last), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, а именно выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов (and, till, but, if) и союзных слов(who, what, when) [16, 61-65].
Так как монологическая речь-это акт говорения то, она имеет механизмы говорения. Ведь именно работой психофизиологических механизмовобеспечивается выработка у говорения всех его необходимых качеств.
1.Механизм упреждения. Без работы этого механизма невозможно ни одно высказывание, будь это уровень фразы или сверхфразового единства. Для того чтобы речь была плавной и ее элементы укладывались в определенное нормализованное время, должно иметь место так называемое упреждение того, что будет далее сказано.
Упреждение может происходить в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, и на уровне высказывания.
Механизм упреждения — продукт опыта, его надо развивать специально, на определенных упражнениях.
В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание.
2.Механизм выбора языковых средств, зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д
3.Механизм комбинирования. Под этим механизмом понимается такой процесс формирования словосочетаний и предложений, при котором изучающий иностранный язык использует знакомые ему языковые компоненты в новых, не встречавшихся в прошлом опыте сочетаниях.
Однако комбинирование может происходить не только на уровне словосочетаний и предложений (фраз), но и на уровне сверхфразового единства (высказывания), темы, нескольких тем.
В качестве единиц комбинирования могут выступать слово, синтагма, фраза.
Механизм комбинирования есть один из центральных базальных механизмов речевого умения. Механизмы репродукции и выбора подчинены этому механизму. С другой стороны, репродукция и выбор совершенствуются именно в процессе комбинирования.
От способности комбинировать зависит и беглость речи, и ее новизна. Комбинирование происходит при говорении в зависимости от речевой задачи. Поэтому методически важно, чтобы и упражнения в комбинировании материала выполнялись не ради комбинирования, а с коммуникативной направленностью.
4.Механизм репродукции обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить коммуникативную задачу.