ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДЕПРИВАЦИИ
Дети, которым выпадала горькая iучасть расти без родителей были во все времена. Сирот iусыновляли, брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. Датировка iвiозникновения таких учреждений разнится. Известные зарубежные исследователи iпроблемы сиротства Й.Лангмейер и З.Матейчек датой основания таких учреждений iназывают IV век н.э. (335 год, Цареград) [23, с.4]. В Российской iпедагогической энциклопедии в качестве первого iвоспитательного дома упоминается открытый в 787 году в Милане. Первые учреждения iдля детей, iоставшихся без iродителей, были приютами для младенцев. К началу XIX века iвоспитательные домаi имелись во многих крупных городах iЕвропы и Америкиi.
В России iпервый приют для «зазорных» младенцев был основан в Новгороде митрополитом iИовом в 1706 годуi. Петр I передал дело призрения государству, открывi 10 воспитательных домовi, называвшихся «сиропитательницами». При преемникахi Петра Ii они были закрыты и вновь открылись при Екатерине IIi.
Признание пагубности iвзросления детей без родителей и начало научного осмысления этого iявления относится к iначалу XX века. Первая, а затем Вторая мировые войны, iмощные iэкономические кризисыi и социальные потрясения привели к появлению iмножества покинутыхi детей, детей без родителей, эвакуированныхi, перемещённых, оказавшихсяi в концентрационных лагеряхi. Однако, несмотряi на значительный прогресс в деле призрения детей-сирот, который наблюдался на iпротяжении iXX века, те, кто имел к этому отношение, видели то же, чтоi и столетияi назад.
Решающий прорыв в iисследованиях был сделан в середине XX века психологами Д.Боулби и Р.Шпицемi, доказавшими первостепенную значимость для развития ребёнка iматеринской заботыi.
Материалы iпсихологических iисследований iпривлекли внимание к данной проблеме Всемирной iорганизации здравоохранения (ВОЗ).
В 1963 году в Праге iвышла монография «Психическая депривация в детском возрасте» (в 1984 году iона издана в Праге и на русском языке) авторства iЙозефа iЛангмейера и iЗденека Матейчека, обобщивших собственные и литературные iданные по проблеме, которая находится на стыке медицины, педагогики, iпсихологии - это проблема депривацииi.
Специфика развития детей в условиях депривации описана в работах М.Винцеi, iЛ.Н.iГалигузовой, iИ.В.Дубровинойi, М.И.Лисиной, Э.Пиклераi, А.М.Прихожанi, iА.Г.Рузской, Н.Н.Толстых, М.М.Царегородцевойi, К.Хевеши и др., iособенности отношенияi к себе у детей, перенёсших материнскую депривацию, изучали iТ.В.Гуськоваii, iИ.В.Дубровина, iА.Г.Елагина, С.Ю.Мещеряковаi, Т.И.Юферова.
Однако концепцияi психической депривации до сих пор не завершенаi. Лучше всего это iзаметно по iразнородностиi терминов, призванных выразить данное понятие.
Наиболее часто, iособенно в англосаксонской литературе, используется название «депривация» (deprivation, или соотв. privation), обозначающее потерю чего-либо, лишения из-за iнедостаточного удовлетворения какой-либо важной потребностиi. Причём речь в iданном случае идёт не о физических лишениях, а исключительно о iнедостаточном удовлетворении основных психических потребностей i(психическая депривация). iСовершенно iтождественны и остальные термины, iвыражающие в большинстве случаев аналогию с недостатком питания: iпсихическое голодание, психическая iнедостаточность. М.Трамер распознает две ступени iсерьёзности iзначения данного состояния: психическое iистощение и уже явное iболезненное изнурение, некую iпсихическую кахексию.
Чехословацкие исследователи И.Лангмайер и З.Матейчик депривацией называют состояниеi, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен iвозможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной iмере и достаточно долгое времяi. Более лаконичное определение дал известный iанглийский психолог Д.Хэбб: это состояние, связанное с биологически iполноценной, но психологически недостаточной средойi [13, с.120].
Й. Лангмейер и iЗ. Матейчек выделяют три основных варианта психической iдепривацииi: iэмоциональная, или iаффективная, социальная и сенсорная. По степени выраженности iдепривация может быть полной и частичной. Авторы подчёркиваютi некоторую условность и относительность понятия психической iдепривации - ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что iбудет аномалией в другой культурной среде [14, с.19]. Помимо этого, iконечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, детиi, воспитывающиеся в ситуации Маугли).
Таким образом, в связи с тем, что проблема психической депривации находится в iстадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. iНаиболее iчасто используется термин «депривация», обозначающий iпотерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических iпотребностей [9, с.123].
Считается, что для iполноценного развития у ребёнка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в iлюбви и признании. Одни считают её базовой, врождённой, другие iговорят о ней как о приобретении в процессе жизни. Неудовлетворениеi этой потребности ведёт к искажению развития личности и появлению iэмоциональной депривацииi [8, с.124].
Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, в которой iможет iотсутствовать мать или она недостаточно эмоционально iотносится к iребёнку (так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется iпонятие «материнская iдепривация» (maternal deprivation).
Многие источники iсвидетельствуют о том, что лишение ребёнка материнской любви в раннем iвозрасте iимеет далеко идущие последствия для умственного и личностного iразвития. iЭти источники можно разделить на три основных класса:
• прямые iисследования: непосредственные наблюдения психического здоровья и развития детей вi больницах, приютах, домах ребёнкаi;
• ретроспективныеi исследования: изучение истории детства тех юношей и iвзрослых, которыеi в настоящее время страдают психологическими недугамиi;
• лонгитюдные исследования: продолжительные исследования детей, в ранние годы iстрадавших от iдепривации, iнаправленные на диагностику состояния их психикиi.
Наиболее многочисленны прямые исследования. Они показали, что лишение материнскоюi заботы почти всегда ведёт задержке развития ребенка - физического, интеллектуального, iсоциального, кроме того, могут появиться симптомы iфизических и психических болезней.
Помимо самой депривацииi, выделяется ещё ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребёнка, когда отсутствует iвозможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут iвести себя различно и вынесут из этого разные последствия, ибо у iних разная конституция и различное предшествующее развитие.
Например, iизоляция - один из iвариантов депривационной ситуации. Й.Лангмейерi и З.Матейчек выделяют также термин последствия депривации («депривационное iпоражение»), iкоторым они называют внешние проявления результатов депривацииi, т.е. поведение ребёнка, находившегося в депривационной ситуации [14, с.70]. iЕсли ребёнок уже однажды побывал в депривационной iситуации, но это, к счастью, было недолго и не привело к грубым психическим iотклонениям, то говорят о депривационном опыте ребёнка, после iкоторого он будет более iзакалённым или, к сожалению, более чувствительнымi.
Фрустрация, т.е. iпереживание досады и т.п. из-за блокады потребности, - это не депривация, а более частное понятие, могущее войти в общее понятие депривации. Если у iребёнка iотнимают, например, игрушку, ребёнок может находиться в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если же ему вообще не iдают iиграть длительное времяi, то это будет депривацией, хотя фрустрации iуже нет. Если iребёнок в двухлетнем возрасте был разлучен с родителями и помещён iв больницу, то на это он может дать реакцию фрустрации. Если же он остался iв больнице год, да ещё в одном и том же помещении, iбез посещения его родителями, без прогулок, без получения нужной сенсорной, iэмоциональной и iсоциальной информации, то у него могут появиться состояния, относимые к кругу депривационных.
Депривация - это не iпедагогическая запущенность. Последняя есть результат плохого воспитания, не нарушающего психическое развитие ребёнка.
Случаи крайней социальной изоляции могут привести к искажению и задержке психического развития лишь детей более или менее старшего возраста, способных уже - как iРобинзон Крузо - обеспечить себе какое-то существование и выжить в тяжёлыхi условиях. Другое дело, когда речь идёт о маленьких детях или о грудных, - они обычно не выживают, лишившись человеческого общества, его iзаботы. Тут можно выделить три основных типа детей, с раннего детства живших вi условиях полной социальной изоляции: 1) одичавшие дети, которые сами убежали или которых бросили в безлюдной местности и там они iсамостоятельно выжили; 2) «волчьи» дети, которые были потеряны или похищены и выжили в «обществе» домашних или диких животных; 3) дети, которых iлюди только кормили, в остальном же они были изолированы от человеческого общества преступными или умалишенными родителями. От социальной изоляции отграничивают сепарацию. Под последней чехословацкие iисследователи Й.Лангмейер и З.Матейчек понимают не только болезненное отделение ребёнка от матери, но и всякое прекращение специфической связи iмежду ребёнком и его социальной средой [13, с.61]. Сепарация может быть iвнезапной и iпостепенной, полной или частичной, короткой и длительнойi. Сепарация - результатi нарушения взаимного контакта, она отражается не только на ребёнке, iно и на iродителях.
Как же выглядят iсепарационные реакции? В первую очередь тут следует отметить так iназываемую анаклитическую депрессию, описанную американским учёным Аленом Рене iШпицом (1887-1975), внёсшим большой вклад в развитие iучения о iпсихической депривации. Анаклитическая депрессия обычно возникает в возрасте i4-11 месяцев спустя 4-6 недель после сепарации. iАнаклитическая iдепрессия формируется не во всех случаях сепарации. Появится ли она iили нет, это зависит, полагает Шпиц, от факта получения ребёнком пригодной замены матери, а также от того, какими были отношения между ребёнкомi и матерью до iсепарации. Ребёнок со слишком интенсивной связью с матерью iпереносит разлуку намного хуже, чем ребёнок с поверхностной связью. iАнаклитическая депрессия, проявляющаяся в нарастании безразличия ребёнка, iухода в себя, утраты интереса к окружению и т.д., часто остаётся нераспознанной.
С середины XIX iстолетия и до 30-х годов XX века исследователи много внимания iуделяли анализу iразвития детей в детских приютах, считая эту модель наиболее iсовершенной для понимания причин депривации. Смертность в приютах колебалась от 50-60% до 97%. Причины смертности и аномального развитияi сложно iпереплетались, причём iзачастую расчленить неблагоприятные социально-психологические факторы и биологические не всегда возможно. Даже если дети и начинали iсвоевременно iходить и говорить, то всё равно очень часто страдали их iлюбознательность и предприимчивость. Именно в это время появился лозунг, в заострённой форме iвыразивший мнение многих учёных: «лучше плохая семья, чем самое iлучшее детское учреждение». С 30-х годов XX столетия была iпредпринята попытка пересмотреть этот вывод. Было показано, что улучшение работы детских учреждений приводит к уменьшению вероятности грубых форм iпсихической депривацииi. Однако создать идеальное учреждение для детейi трудно, если iвообще возможно.
Исследователи сравнивали iразвитие детей из дневных яслей и с постоянным пребыванием. Развитиеi детей из дневных яслей было значительно лучшим, чем развитие iдетей, постоянно находившихсяi вне матери. Состояние ребёнка нельзя iобеспечить только лишь его обучением навыкам говорения, ходьбы и т.п. Ведь в семье ребёнка часто iспециально не учат ходить и говорить, он учится iсамостоятельно, живя со своими родителями совместной ежедневной жизнью, подражая тем, кого iлюбит.
Вильям Гольдфарб в своём исследовании сравнил детей, которые провели в закрытом детском доме iпервый год жизни, с детьми, которые провели в приюте 3 года. Обследование iпроводилось в 3,5 года, в 6,5, в 8,5 лет и 12 летнем возрасте. Гольдфарб нашёл, что дети, находившиеся в приюте 3 года, отставали в адаптации по iвсем показателям развития, подчёркивая, что в этом случае наблюдается гораздо более выраженное ограничение способности к общению, интеллектуальное отставание, бедные речевые навыки, повышенная агрессивность, жестокость, раздражительностьi, бесконтрольное импульсивное поведение.
Барбара Тизард исследовала одинаковые группы детей, длительно находившихся в iзакрытом учреждении, и детей, также сначала находившихся в приюте, но быстро усыновленныхi или переведённых в семейный детский дом, где они опекались более чем i80 специалистами. Она обнаружила, что множество расстройств, описанных Голдфарбом, характеризуются постепенным сглаживанием и компенсацией. В 8-летнем возрасте Тизард зафиксировала у этих детей интеллектуальную норму и большинство из них сформировали тесные эмоциональные контакты с так называемой «матерью дома» или приёмными iродителями. iОднако, дети, которые провели в условиях закрытого детского учреждения более 4-х лет, были более беспокойными, непослушными и часто не успевали в школе. Они оставались эмоционально неустойчивыми и iтревожными в возрасте 16 лет и имели отклоняющееся антиобщественное iповедение.
Согласно взглядам отечественной школы психологии общение со взрослым является iосновным условием психического развития ребёнка, формированию эмоциональных iотношений с окружающими. Его дефицит лежит в основе iнарушений развития воспитанников закрытых детских учреждений. Дети, iвоспитывающиеся в условиях семьи, уже в 3 мес. лучше выделяют взрослого и используют более разнообразные средства общения, чем их сверстники из iдомов ребёнка. Исследования показали, что уже в 4 месяца младенцы из домов ребёнка демонстрируютi значительное снижение активности в коммуникативных iситуациях. Н.Н.Авдеева [1, с.93] обнаружила у младенцев из домов ребёнка задержку iразвития самосознания, отсутствие эмоционально-положительного самоощущения.
По данным исследования И.А.Залысинойi и Е.О.Смирновой дети домов ребёнка первых лет жизни iиспытывают повышенную потребность во внимании и доброжелательности, iдоминирующую до конца iдошкольного возраста [10, с.31]. Для их сверстников из семьи характерны более сложные формы потребности в общении, iвключающие познавательные компоненты, стремление к сотрудничеству со взрослыми, iпотребность в уважении и взаимопонимании. Авторы отмечают, что iповедение семейных детей более свободно и эмоционально насыщено. Воспитанники детских домов реже смеются, их движения скованны и маловыразительны, iбеднее словарный запас, проще и однообразнее грамматический состав речи, в 3,5 раза меньше оценочных суждений, в 4 раза выше iотвлекаемость. Причиной отставания в развитии воспитанников детского дома, по мнению авторов, являются особенности условий содержания в iданных учреждениях.
Йозеф Лангмейера и Зденек Матейчека доказали, что одинаковые депривационныеi условия различно iдействуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребёнка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению. iС годами ребёнок становится более зрелым и выносливым в отношении iразлуки с матерью, но тут уже большую роль начинает играть iналичие других родственниковi (бабушек особенно). Наличие матери ещё не уничтожает iвозможность семейной депривации. Если нет частого и длительного iобщения с социально положительными родственниками, то у ребёнка - особенно у iмальчика - могут возникать трудности поведения. Порой отсутствие отца становится iболее заметным, нежели отсутствие матери. Что необходимо для iпредупреждения депривации? Необходимо, чтобы к детям поступали разнообразные iстимулы из внешней среды в надлежащем количестве и качестве. Необходимо, чтобы ребёнкуi были обеспечены условия для учения уже на самом элементарном уровне.
Необходимо создать условия iдля развития положительных, стойких взаимоотношений iмежду ребёнком и его первыми воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественнойi и предметной iобстановкой. Все используемые для воспитания iребёнка приёмы должны быть эмоционально iокрашены, пробуждать в нём чувство радостиi и спокойной уверенности в общении с другими людьми - iсверстниками и взрослыми. Необходимо облегчить iребёнку включение в обществоi (например, в специальной игре) для того, чтобы он мог iусвоить адекватные социальные роли, обусловливающие впоследствии iвозможности «взрослой» общественной жизни.
Без просвещения iшироких масс родителей и педагогов достигнуть этого невозможно. Многие из аспектов iпредупреждения психической депривации выходят за iпределы педагогики и психологии, но задача в том, iчтобы привлечь к этой проблеме многочисленные и разнообразные iобщественные институты.
1.2 Психологический подход к исследованию материнской депривации.
К середине XX века iстало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребёнка является наличие тесных и стойких эмоциональных iсвязей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Отсутствие таких связейi получило название «материнской депривацииi» (maternal deprivation)i.
Сегодня все большеi научных данных и наблюдений свидетельствуют о том, что от iматеринской депривации страдают не только дети, оставшиеся без родителейi или находящиеся iдлительное время в больницах, но и многие из тех, кто живет в семьеi.
Если посмотретьi на то, что происходит в нашей стране, то можно прийти к следующемуi выводу: в iрезультате резкихi экономических и политических изменений iизменилось и детствоi. Во-первых, критических размеров достигло количество беспризорников. По разным данным их насчитывается от двух с половиной до iчетырёх миллионов. Масштабы этого социального бедствия столь iвелики, что задача iпомощи беспризорнымi поставлена государством как приоритетнаяi.
Во-вторых, продолжает оставатьсяi чрезвычайно высоким количество воспитанниковi домов ребёнка, детских домовi, школ-интернатовi.
В-третьих, констатируется увеличение количества семейных детей, страдающих так iназываемым «депривационным синдромом»i. Это, с одной стороны, дети, iродители которых iвынуждены много времени проводить на работеi, трудясь часто в нескольких местах, чтобы обеспечить семью. С другой стороныi, депривационный синдромi - это то, что нередко наблюдается в семьях с высоким и iочень высоким достатком, где родители передоверяют воспитание ребёнка гувернёрамi, частным iпреподавателям, репетиторам, iпансионам.
В-четвёртых, iотчуждённые, холодные детско-материнские отношения нередко начинают iвосприниматься не только как норма, но даже как некоторая ценность, а тёплое, iматеринское отношение - как исключение. Считается, что ребёнок, растущий в более iжёсткой и холодной эмоциональной обстановке, вырастает более конкурентоспособным и лучше подготовлен к жизни в современном, лишенномi патернализма iобществеi.
Таким образом, в наши дниi материнская депривация в обыденных, привычных формахi становится характеристикой быта, а теплое, радостное, полнокровное iотношение iматери к ребёнкуi оказывается не только iредкостью, но и тем, что iвоспринимается iокружающими как странность, отклонение от нормы, исключениеi.
Ранее материнская депривация рассматривалась как тяжёлое и необратимое состояние, iприводящее к «эмоциональной бесчувственности» индивида, iспособствующее формированию специфического типа личности, iхарактерной для воспитанникаi детского приюта. Дети, лишенные материнства, описывались iкак «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и iагрессивностью, отсутствием iсоциально-этических норм в поведении.
В связи с различной чувствительностью к материнской депривации встаёт вопрос о iвозможности различной iстепени избавления от её последствий. Несомненно, следует задаться iвопросом: «Обратимы ли последствия материнской депривации?»i.
Вопрос об обратимости iсам по себе поднимает несколько более важных теоретических вопросовi о iсущности развития. В этом отношении представляются реальными три теоретические позиции:
? теория обучения предполагает, что развитие полностью или почти полностью зависит iот внешней стимуляции. При обеспече¬нии соответствующих внешних условий будет происходить обуче¬ние, а то, что не было выучено ранее, может iбыть выучено после обеспечения соответствующих условий. iСогласно этому подходу ребёнок, с самого начала отстающий в развитии из-за депривацииi внешней стимуляции, может постепенно достичь нормы при усло¬вии, что его iизбавят от депривации и предоставят ему достаточ¬но времени для обучения;
? позиция психоанализаi предполагает, что ранний опыт может положить начало определённым iдинамическим процессамi, которые прочно укореняются и iпродолжаются несмотря на последующие iизменения в реальной ситуации. Ранняя iдепривация iматери может рассматриваться как толчок к установлению защитных действий, которые спасают ребёнка от болезненной фрустрации, iвызываемой поисками iвзаимодействий в окружающем безответном мире. Однажды закрепившись, защитное действие стремится к само¬сохранению, iизолируя ребёнка от взаимодействия с миром, который может оказать ему поддержку, быть iотзывчивым и полезным, если только быть к нему восприимчивымi. Согласно iэтой позиции, обратимость зависит от успеха попыток разбить этот защитный процесс. Защитный процесс, описанный психоаналитиками, iпредставля¬ется очень сходным с некоторыми феноменами, наблюдаемыми в iпсихологии обучения: однажды выученный порядок поведения iможет быть серьёзной преградой на пути обучения новому строю поведения. Эта помехаi со стороны старых привычек в приобрете¬нии новых очень хорошо знакома iигроку в гольф, который, научившись неверному удару, никак не может научиться iударить правильноi;
? на психологический подход, iпредполагающий «сензитивные фазы» или iкритические периоды, оказала iсвое влияние этология, но он независимо проявился и в iвыделении Д.Хеббом раннего обучения как существенной основы для последующего iобучения, и в работах некоторых психоаналитиков, например Э.Эриксона. Это положение предполагает, что в ходе развития могут быть фазы, в iтечение которых iопределённые процессы развиваются нормально при наличии iадекватных условий, но если они отсутствуют, развитие этих процессов может прекратиться, аi последующая стимуляция может с большим трудом, если может вообще, iактивизировать это развитие. Это подчеркивал Дж.Боулби, когда предлагал iрассматриватьi развитие младенцев в этологическойi системе координат.
Все эти три положения нельзяi считать несовместимыми. Представляется весьма iправдоподобным, что iнекоторое нарушение может быть полностью исправленоi обучением после iснятия депривации, но другое нарушение в той или иной степени не поддаётся iполному исправлениюi из-за более или менее глубоко укоренившихся защитных действий или привычных схем поведения, а третье нарушение вообще не iподдаётся iисправлению, поскольку сензитивная фаза нормального развитияi соответствующего процесса уже прошла.
Можно задаться вопросом: в каком возрасте ребёнку уже не наносит вреда недостаток материнской ласки? Все, кто изучал этот вопрос соглашаются на том, что в возрасте от трёх до пяти лет степень риска ещё высока, однако намного меньше, iчем прежде. В этот период iдети уже не живут исключительно в присутствии матери и iмогут смутно представлять себе время её возвращения, что совершенно недоступно большинству iдетей до трёх лет. Можно сказать, что в этот iвозрастной периодi благоразумным и внимательным отношением можно сильно смягчит болезненные проявления, в то время как отсутствие такого обхожденияi зачастую ведёт к очень тяжёлым последствиям, сравнимым с последствиями для возраста от iодного до трёх лет.