ГЛАВА I. Теоретические основы эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
1.1. Понятие и сущность эмоционального интеллекта и его особенности для исследования личности подросткового возраста
Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Стремление человека к познанию своей индивидуальной эмоциональной природы и природы социальных эмоциональных проявлений нашло свое отражение в становлении понятия «эмоциональный интеллект».
Проблема эмоционального интеллекта укоренилась в науке в 1990 году с появление термина «эмоциональный интеллект», который был предложен П.Саловеем и Дж. Майером. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Популярностью концепция обязана работам Д.Гоулмена. В 1995 году вышла его монография «Эмоциональный интеллект», задача которой - популяризация понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в этой области.
В настоящее время в научной литературе нет единого мнения относительно самого понятия «эмоциональный интеллект», что обуславливает его различные определения рядом авторов (таблица 1).
Исследуя понятия эмоционального интеллекта, предложенные в таблице 1, можно сказать, что все они содержат одно наиболее важное условие, которое заключается в способности осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а так же умение ими управлять.
Таблица 1 – Определения понятия «эмоциональный интеллект»
Автор Определение
П. Саловей и Дж.Майер «Эмоциональный интеллект» - это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность получать доступ и/или генерировать чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и эмоциональному знанию и способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста»
Д. Гоулмен «Эмоциональный интеллект» - такие способности, как само мотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться
Г.Г. Горскова «Эмоциональный интеллект» - способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза
И.Н. Андреева «Эмоциональный интеллект- это совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой»
М.А. Манойлова «Эмоциональный интеллект» - это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого
Данное понятие включает в себя такие психические способности, как осознание и осмысление эмоций своих и окружающих, когнитивная ассимиляция эмоционального опыта и адаптивная регуляция эмоциональных проявлений .
Рисунок 1. Направления мнений ученых относительно развития эмоционального интеллекта
Если же рассматривать данное понятие с точки зрения способности, то в психологии мнения ученых разделяются на два противоположных направления. Первое направление заключается в том, что эмоциональный интеллект как способность является врожденным качеством и не подлежит развитию (Дж. Мейер), а второе направление заключается в том, что данную способность не только можно, но и нужно развивать в течении всей жизни человека (Д. Гоулман) (рисунок 1) .
При этом Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета была разработана первая модель эмоционального интеллекта (рисунок 2).
Рисунок 2. Первая модель эмоционального интеллекта
Первая структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.
Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента :
1. Идентификация эмоций (восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций);
2. Осмысление эмоций (понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях);
3. Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач);
4. Управление эмоциями (снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций).
Позднее Д. Гоулман разработал и доработал свою смешанную структуру эмоционального интеллекта. На сегодняшний день она состоит из четырех компонентов: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями.
Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психологи Рэйвен и Бар-Он начали свою работу в этой области.
Структура эмоционального интеллекта по Рувену-Бар-Ону представляет собой пять выделенных сфер компетенции, которые включают в себя 15 способностей (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура эмоционального интеллекта по Рувену-Бар-Ону
На основе анализа вышеуказанных моделей эмоционального интеллекта можно определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.
В настоящее время ученые разрабатывают новые теоретические конструкты, способы диагностики уровня эмоционального интеллекта, практические психологи разрабатывают различные тренинги, направленные на рост и повышение уровня эмоционального интеллекта для людей разных возрастов .
Важное практическое значение имеет исследование эмоционального интеллекта в подростковом возрасте (рисунок 4). Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки - лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст - 10-14 лет; поздний подростковый возраст - 15-19 лет) .
Именно подростковый возраст с его обострённым отношением к социальной сфере и собственному «Я» очень интересен в плане изучения эмоций. Согласно современным психологическим исследованиям, вербализация эмоций к этому возрасту практически завершена, и словарь эмоций сформирован.
Рисунок 4. Особенности изучения эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
Кроме того, изучение репрезентаций эмоций у подростков может прояснить многие важные моменты в процессе формирования эмоционального интеллекта. При том, что, ведущий вид деятельности в подростковом возрасте - общение, которое не может эффективно протекать без учета эмоционального компонента.
Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой способность осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а так же умение ими управлять.
Учеными на разных этапах развития данного понятия были разработаны модели эмоционального интеллекта. На сегодняшний день современная модель эмоционального интеллекта (модель Д. Гоулмана) состоит из четырех компонентов: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями
Исследование эмоционального интеллекта осуществляется для людей разных возрастов, при этом наибольшую ценность представляют исследование эмоционального интеллекта для подросткового возраста. Это связано с тем, что в данный период наблюдается обостренное отношение к себе и социальной сфере, завершена вербализация эмоций, а также межличностное общение не может протекать без эмоционального компонента.
1.2. Методы развития эмоционального интеллекта у подростков
В предыдущем пункте курсовой работы было выявлено, что в психологии существует два противоположных направления мыслей ученых о возможности развития эмоционального интеллекта.
Первое направление, выдвинутое Дж. Мейером заключается в том, что эмоциональный интеллект не подлежит развитию, а второе направление заключается в том, что данную способность не только можно, но и нужно развивать в течении всей жизни человека (Д. Гоулман).
По мнению автора курсовой работы, эмоциональный интеллект как способность подлежит развитию, при этом, необходимость его развития возникает с раннего детства. Однако, полноценное, осознанное и наиболее интересное с практической точки зрения психологии развитие происходит в подростковом возрасте.
Формирование и развитие эмоционального интеллекта у подростков осуществляется с помощью активных методов обучения.
Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем (рисунок 5). Такие методы обучения способствуют углублению знаний, а также развивают практические навыки и умения.
Рисунок 5. Типы активных методов обучения
В рамках курсовой работы возникает необходимость более подробно рассмотреть отдельные методы развития эмоционального интеллекта.
Первый метод – семинар. Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя . Одна из идей, лежащих в основе организации семинаров - стимулирование активности учащихся.
По мнению Вербицкого А.А., главной целью семинарских задания является «обеспечение студентов возможностью овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли».