ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КОНТЕНТ КАК ОСОБАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА
1.1. Понятие Интернет контента
Начало XXI в. стало периодом завершения формирования глобального информационного общества, что связано с распространением Интернета и цифровых технологий. Информационное общество это общество, где информация становится основой трансформации ключевых факторов производства: знаний, технологий .
Информационное общество имеет характерные внешние проявления:
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей;
- становление и доминирование в экономике новых технологических укладов, основанных на массовом использовании сетевых информационных технологий;
- создание и бурное развитие рынка информации;
- увеличение роли информационной инфраструктуры (телекоммуникационной, социальных сетей) в системе общественного производства;
- повышение уровня образования населения за счет облегчения доступа к информации;
- формирование особых информационно-коммуникативных сообществ - например, блогосферы, цифровое общество.
В информационном обществе получила распространение компьютеризация всех сфер жизни. Человечество получило новый способ коммуникации, который позволяет людям существовать в двух пространствах одновременно: виртуальном и реальном. Поэтому, современная модель коммуникации находится под мощным влиянием развития новых средств передачи информации.
По мнению Мануэля Кастельса, внедрение технических изменений всегда становилось причиной информационных революций. Появление нового средства информации каждый раз меняло привычный образ жизни людей, состояние общества и историю цивилизации в целом. В современную эпоху такая возможность появилась благодаря возникновению и развитию, на рубеже XX и XXI веков – Интернета и системы технологий с ним связанных.
Информационно-компьютерные технологии сформировали особое информационное пространство, в котором функционирует современная молодежь.
И.И. Дзялошинский определяет информационное пространство, как «пространство информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющие свое особое «системное» качество, отсутствующее в самих субъектах» .
В философии информационное пространство понимается, как «мир имен и названий, сопряженный к онтологическому» миру, то есть реальному.
Таким образом, информационное пространство – система, где организована особая система отношений и существуют взаимозависимости между субъектами, вытекающие из реального мира, но являющиеся его полными аналогами.
Информационное пространство состоит из пяти обязательных компонентов:
- информационная инфраструктура (распределенные территориально в стране (мире) цифровые устройства, которые связанны между собой в сети средствами коммуникации и связи);
- информационные ресурсы, что размещены на цифровых носителях (информационные массивы виде автоматизированных баз данных, ресурсы, что распределены по веб-сайтах);
- программные комплексы и алгоритмы;
- правовые и организационные меры (информационное законодательство, международные нормативные юридические документы, международные договорные соглашения, конференции);
- рынок информационных технологий .
Модель структуры современного информационного пространства представляет собой систему взаимосвязей между базовыми элементами коммуникационного процесса (см. рис. 1).
Рис. 1 Модель структуры информационного цифрового пространства
Современное информационное пространство, как среда коммуникации состоит из множества агентов и определенного множества отношений (совокупности связей цитирования, комментирования и мнений). Информационное цифровое пространство характеризуется определенным состоянием - совокупностью мнений агентов, их активности, связями. В результате этого формируются отношения к событию или явлению.
Для современного информационного пространства характерны уникальные сообщества (объединения людей), которые сформировались с учетом его специфики и не имеют прямых аналогов в других пространствах. Например. это
- виртуальное общество;
- сетевой социум;
- онлайновое сообщество;
- «виртуальная коалиция» .
Неизбежным следствием развития и распространения нового информационного пространства стало формирование «цифрового поколения» , которое называют «племенем». «Мы имеем дело скорее с популяцией, не стоит забывать, что всего лишь 1 миллиард из 7, живущих на Земле, имеют доступ к цифровым технологиям, интернету»
Люди первого «цифрового поколения» родились в веке цифровых технологий, уже подросли и начали менять окружающий мир в соответствии со своими ценностями и убеждениями. «Наша экономика, политика, культура и даже семейная жизнь изменятся и будут подчинены их желаниям» .
Люди « цифрового поколения» - это молодежь (до 30 лет), чье взросление совпало с распространением информационно-компьютерных технологий в повседневной жизни. Характерные особенности этой категории людей: «тотальная» креативность, инновационность (в смысле отказа от традиционных ценностей), информированность, многозадачность (способны одновременно решать несколько задач) . «Цифровое поколение» с легкостью воспринимает весь многосторонний сетевой мир с его неоднозначными последствиями для системы собственных норм, ценностей и установок поведения.
Каждое сообщество нового информационного пространства имеет свою специфику, определяемую распространением информационного общества. Ключевая особенность подобных сообществ – особый образ мышления и трансформация повседневной жизни людей. Причина этих изменений связана с более простым доступом широких слоев населения к большим объемам информации, которые ранее были доступны только узкому кругу лиц. Люди имеют постоянный доступ к практически любой информации, могут следить и участвовать в большом объеме коммуникационных событий .
Еще одна особенность современного информационного пространства заключается в том, что люди находятся постоянно в процессе коммуникации – передают или принимают информационные сообщения. Как отмечает Мануэль Кастельс, «в мобильных устройствах наиболее важным свойством является не мобильность, а возможность постоянно оставаться на связи. Обеспечение связи – вот, что в корне изменило социальную модель коммуникации» .
Данное утверждение справедливо и для многих других современных технических средств. Смартфоны, планшеты, ноутбуки, имеющие доступ к интернету, позволяют постоянно следить за коммуникациями. Интернет настолько прочно вошел в жизнь человека, что сегодня «мы не просматриваем интернет, как телевизор, а живем с интернетом в интернете, он во всех сферах нашей жизни. Люди выстраивают свои собственные пространства отношений, информации, взаимодействия и обсуждений в так называемых социальных медиа, получая самый различный ассортимент информации через мобильные технологии» .
Ранее СМИ выступали в роли единственных организаторов жизни, конструирующих реальность: люди знали о мире ровно то, что доносили до них масмедиа. В настоящее время ситуация предполагает большую свободу – и большую сложность, неопределенность информационной среды. Появилась привлекательная возможность становиться частью всевозможных цифровых сообществ и влиять на «информационную повестку дня». Например, это стало возможным после появления блогосферы – «гигантского организма, в котором клетки самоорганизуются в комьюнити, настраиваются на каналы связи и постоянно обмениваются сигналами с другими клетками» .
Блогосферу сравнивают с «обетованной публичной сферой» Ю. Хабермаса, то есть областью свободной от протектората государства . Жилем Делез и Феликс Гваттари называли такое сообщество - «ризома», как состояние системы без центрального организующего звена, но с множеством, хаотичных, саморазвивающихся периферийных элементом, которые скрепляют ее в единое целое .
Следствием формирования и развития новых социальных сообществ цифровой эпохи или, так называемой, «сетевизации» общества является возникновение особых видов социальных структур и типов общественных отношений, которые заменяют традиционные. Проблема доступа и распространения информации, различного рода ресурсов, использования сервисов и услуг в сегодняшнем сетевом мире теряет былую актуальность. Вследствие этого повысилась социальная мобильность населения, сократились барьеры для получения образования, появились новые способы взаимоотношений индивида и сообщества.
Для людей цифровой эпохи характерна особая идентичность. Р. Перлофф описывает механизм формирования групповой идентичности в современных социальных сетях. Он рассматривает три области влияния: групповые сигналы, изменяющие восприятие членов группы путем изменения убеждений, стереотипов или взглядов; средства массовой информации, изменяющие значение предшествующих убеждений и стереотипов; групповые сигналы, вызывающие эмоции, которые приводят к изменениям в обработке информации и готовности идти на риски .
Демассификация общества является еще одной тенденций современного информационного пространства. Эффект демассификации усилился с появлением нового бесплатного канала – блога, который каждый пользователь Интернета может начать и вести его по своему усмотрению. Быстрый рост блогосферы – доказательство социокультурного и даже психологического стремления к еще более глубокой индивидуализации, следствием которого и является демассификация: «… мы видим разрушение массового сознания в виде вступившей в силу новой коммуникационной среды… Это демассификация массового сознания … Представления о едином стандарте изменяются» .
Эффект демассификации, который характерен для нового цифрового пространства, позволяет лучше реализовать функцию самовыражения. В блогах самовыражаться могут, прежде всего, авторы. Блогосфера строится вокруг личности блоггера и его окружения. Именно этот личностный подход и отличает блоги от, например, форумов. Он всегда «очеловечен», блоги интересно изучать не в последнюю очередь из-за возможности лучше рассмотреть мышление одного человека и небольших сообществ. Блоги можно рассматривать как ответ на вызовы, с которыми общество сталкивается в наши дни. Они становятся формой самовыражения, создают сообщества, стимулируют новые формы общения и взаимодействия между людьми, формируют целую новую систему воздействия на людей, формирования у них особых убеждений, коррекции ценностей .
Таким образом, важнейший признак современного информационного пространства - активное социальное взаимодействие создателей и потребителей информации.
Формы социального взаимодействия могут быть разнообразными: дебаты, дискуссии, обмен информацией, решение проблемы, конфликт, обмен шутками, игра, флирт, «троллинг» и т.д.
Американский исследователь С. Херринг выделил три главные социальные цели социального взаимодействия в современном цифровом пространстве:
- получить информацию;
- впечатлить / развлечь других / презентовать себя;
- снять эмоциональное напряжение.
Следующая особенность современного информационного пространства (максимальное приближение к конкретной личности и «очеловечивание» общения) создает условия для сильного влияния на собеседника. В ходе использования цифровой среды, допускающей социальное взаимодействие возможна подмена ценностей и идентичности, так как во взаимодействие вступают личности, для которых виртуальная реальность доминирует, и не дополняется традиционными социальными отношениями.
Например, У. Липпманн отмечает, что современное цифровое общество взаимодействует с «псевдосредой», существенно отличающейся от объективной реальности. Исходя из этого, Липпманн высказывал идею о критическом отношении к возможностям обычного человека вырабатывать собственные решения в общественно-политической сфере самостоятельно ввиду сложности контроля за осуществлением скрытых подмен . То есть объективная реальность, по сути, становится недоступной для понимания в цифровом обществе, которое оперирует ее заменителем – моделями медиарельности, формируемыми посредством использования новых каналов передачи информации.
Таким образом, современная молодежь сформировалась и развивается в новом информационном (цифровом) пространстве, которое является результатом перехода цивилизации к информационному обществу. Следует выделить характерные черты нового информационного пространства:
- формирование новой модели коммуникации, где появляется промежуточный уровень (сетевое сообщество) между субъектами передачи информационного сообщения;
- появление уникальных сообществ (объединений людей), которые сформировались в цифровом пространстве с учетом его специфики и не имеют прямых аналогов в реальном мире;
- появление особого «цифрового поколения» людей, которые имеют специфическую систему ценностей, убеждений и представлений о мире;
- для людей цифровой эпохи характерна особая идентичность, виртуализация взаимоотношений с внешним миром, демассификация, дифференциация на мелкие группы. В новом информационном пространстве обычные люди, объединившись в сообщества, могут формировать повестку дня.
В индустрии веб-дизайна есть поговорка: «Контент - это король или королева». Любой веб-дизайнер, работающий в отрасли, несомненно, слышал эту фразу вместе с простой истиной, что веб-контент является причиной, по которой люди посещают веб-страницы. Это также причина, по которой эти люди могут делиться этим сайтом (и контентом, который он содержит) с другими через социальные сети, ссылки на других сайтах или даже просто старомодные сарафанные радио. Когда дело доходит до успеха сайта, контент действительно является королем.
Использование гипертекста, гиперссылок и страничной модели обмена информацией, представленной с помощью Mosaic, а затем Netscape, помогло определить веб-контент и создание веб-сайтов. Сегодня мы в основном классифицируем веб-сайты в соответствии с содержанием.
В веб-контенте доминирует концепция «страницы», ее начало, как и начало всего Интернета, коренится в академической среде, и в настройке, в которой доминируют печатные страницы, когда идея сети заключалась в том, чтобы напрямую связать одну академическую статью с другой академической работой. Это была совершенно революционная идея в конце 1980-х и начале 1990-х годов .
Несмотря на то, что мы можем встраивать различные протоколы в веб-страницы, «веб-страница», состоящая из «HTML» (или некоторых вариантов) контента, по-прежнему является доминирующим способом обмена информацией. И хотя существует большое количество веб-страниц с локализованной собственной структурой (чаще всего, бизнес-сайты), огромное количество сайтов до сих пор реализуют свою составляющую на основе концепции контента веб-страницы.
Контент – любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание инфопродукта. То есть, контент - это начинка информационного продукта, которая определяет его качество и авторитет.
Контентом считаются:
1. Текст – это книги, статьи, блоги.
2. Изображение – это фотографии, анимации, картинки.
3. Аудио – это музыка, подкасты, интервью.
4. Видео – это различные ролики, фильмы и скринкасты.
5. Программы – это цифровые приложения, антивирусы и прочее
Контент находит свое отражение в следующих областях глобальной сети.
Блоги - это тип веб-сайта, который содержит главным образом веб-страницы, созданные в HTML (хотя блоггер может быть совершенно не осведомлен о том, что веб-страницы составлены с использованием HTML из-за используемого инструмента ведения блога). Миллионы людей используют блоги в Интернете; блог теперь является новой «домашней страницей», то есть местом, где человек может раскрывать личную информацию или выстроить концепцию своей виртуальной личности. Даже если блог может быть написан для других целей, таких как продвижение бизнеса, ядром блога является тот факт, что он написан «человеком», и этот человек раскрывает информацию с ее точки зрения.
Блоги стали очень мощным оружием, используемым маркетологами контента, которые хотят увеличить трафик своего сайта, а также ранжировать контент на страницах результатов поисковой системы (SERP) . На самом деле, новые исследования Technorati показывают, что блоги теперь превосходят социальные сети для потребительского влияния (данные отчета Digital Influence от Technorati за 2013 год).
Сайты поисковых систем состоят в основном из содержимого HTML, но также имеют типично структурированный подход к раскрытию контента. Страница результатов поисковой системы (SERP) отображает заголовок, как правило, имя самой поисковой системы, а затем список веб-сайтов и их веб-адресов. Список веб-адресов указан по их порядку релевантности в соответствии с поисковым запросом. Пользователи обычно вводят ключевые слова или ключевые фразы для поиска или поиска того, что они ищут в Интернете.
Дискуссионные форумы представляют собой сайты, состоящие из «текстового» контента, организованного HTML или некоторых вариантов, которые можно просматривать в веб-браузере. Движущим механизмом дискуссионной панели является тот факт, что пользователи зарегистрированы и после регистрации могут писать сообщения. Часто дискуссионный совет состоит из сообщений, в которых задается какой-то вопрос, на который другие пользователи могут дать ответы на эти вопросы .
Но это также означает, что может существовать система управления контентом, посредством которой каждая из разных ролей организована для оказания им помощи в управлении системой и организации информации для веб-сайта.
1.2. Онтологические характеристики электронного гипертекста и перспективы его лингвистического исследования. Основные функции гипертекста
В данном параграфе исследуются основные характеристики, свойства и функции гипертекста как уникального явления. Существуют разные группы характеристик гипертекста. Исходя из его вышеперечисленных трактовок, можно выделить следующие специфичные характеристики гипертекста, которые позволяют сравнить термины «текст» и «гипертекст»:
1) организация гипертекста отличается от организации традиционных текстов;
2) в большинстве случаев гипертекстами являются электронные тексты;
3) в организации гипертекстов важную роль играют «связи» (links) между текстами, которые устанавливаются произвольным образом;
4) связанные тексты считаются единым целым, нечто большим чем текст, т.е. чем гипертекст;
5) приобретение различных трактовок, т.е. гипертекст может рассматриваться как средство, метод, форма и т.д.
Связность, целостность, предельность, статика и динамика являются текстовыми категориями, но не опровергают главные характеристики гипертекста, такие как нелинейность, структурная дисперсность и гипермедийность. Нелинейность является одной из главных дистинктивных характеристик гипертекста, которая реализуется новыми технологическими устройствами Интернета. Разберем некоторые дистинктивные свойства и признаки гипертекста.
Гипертекстуальность позволяет прочитать текст нелинейно. По мнению Ольги Викторовны Дедовой, гипертекстуальность - это «совокупность специфических особенностей гипертекста в изложении, структурировании и организации доступа к информации». Данный термин сопоставляется с термином «интертекстуальность». Согласно Сергею Корневу, гипертекстуальность – это «проявленная интертекстуальность, сделанная зримой и общедоступной. С помощью гиперссылок можно ненавязчиво “пришить” к тексту весь его культурный контекст. С этой точки зрения Интернет предлагает нам “интертекстуальность для дураков” “имплантированную интертекстуальность” – по контрасту с естественной, заключенной в самом тексте».
Гипермедийность (мультимедийность и неоднородность) – возможность воздействовать на пользователя, используя наряду с текстовыми информациями изображения, видео, звуки. Следовательно, гипертекст является поликодовым и креолизованным (состоит из вербальной и невербальной частей).
Дисперсность – представление информации в виде коротких фрагментов (nodes). В таких текстах нет ни начала, ни конца. Они открытые и незавершенные. Читатель может выбирать необходимую информацию, используя специальные механизмы.
Интерактивность – пользователь может сам создать свою модель прочтения информации, взаимодействовать с другими читателями и выбрать способы навигации по изучаемому материалу, оставлять комментарии, используя специальные инструменты.
Нелинейность – в отличие от линейного текста, нет хронологии, установленного начала и конца, замкнутости. Нелинейное чтение текста является наиболее интересным и эффективным для пользователя, т.к. дополнительные ссылки с информацией по определенной теме дополняют первичный материал. Пользователи читают информацию нелинейным образом, которая преподнесена как соединенная сеть гнезд. Чтение реализуется посредством гиперссылок. Итак, нелинейность позволяет быстрее найти качественную информацию и достичь желаемого результата.
Оперативность в поиске информации очень важна. Информация может быть представлена и получена в актуальное время.
Согласно Александру Альбертовичу Калмыкову, выделим следующие характеристики гипертекста.
Экстериоризация связей. До тех пор, пока в произведении есть связи, это текст. А как только к данному тексту присоединяются и другие взаимосвязанные произведения и делают доступным всю совокупность, текст становится гипертекстом. По-другому их нельзя различить, иначе все тексты будут называться гипертекстом.
Голографичность. Во всяком тексте отображается целостный гипертекст.
Виртуальность. Активизация перехода в отдельное психологическое состояние, виртуал .
Многие исследователи подчеркивают следующие свойства гипертекста:
• дискретность передачи информации, т.е. отсутствие непрерывности;
• нелинейность;
• антропоцентричность или субъективизм в отношении коммуникативной законченности гипертекста;
• «демократичность» - в зависимости от расположения, избранного читателем, некоторые части гипертекста могут параллельно служить и началом и завершением.
Нина Геннадьевна Асмус отмечает такие свойства виртуальной коммуникации как наличие группы авторизации с точно выраженным субъектом, диалогичность, включенность в социальную работу, совокупность понятий «автор» - «пользователь», отмена временных и пространственных лимитов.
Согласно вышеперечисленным характеристикам, меняется и процесс восприятия гипертекста, вместо обычного чтения используют браузинг (browsing – беглое чтение, просмотр). При помощи гиперссылок пользователь перемещается в информационном пространстве гипертекста в поисках необходимой информации. Этот процесс называется навигация.
Далее приведем ряд преимуществ гипертекста над линейным текстом для распространения информации в электронном виде:
1) интерактивность;
2) дистанционность и доступность (читатель может прочитать информацию в любое время, независимо от того, на каком расстоянии от автора он находится);
3) виртуальность (текст существует только в электронном виде, благодаря чему он является доступным);
4) репликация (возможность сделать множество копий);
5) мультимедийность (возможность использовать наряду с текстовой информацией изображения, видео, звуки).
На сегодняшний день электронные технологии применяются все чаще и чаще. В связи с этим, по мнению ученых, возникает новая культура коммуникации, журналистики и преподавания. Это объясняется тем, что гипертекст имеет ряд функций, охватывающих все интересы человека.
При упоминании функций гипертекста, необходимо, в первую очередь отметить следующие ведущие факторы:
1) информационные – характер и уровень полноты информации;
2) прагматические – отношения автора и читателя;
3) стилистические – доминирование одной из функций языка;
4) практические – сферы деятельности, в которых человек может использовать гипертекст.
Опираясь на вышеуказанные факторы, Т.П. Рязанцева выделяет пять основных функций гипертекста – репрезентативная, когнитивная/эвристическая, дидактическая, суггестивная, фатическая.
Репрезентативная функция позволяет хранить, систематизировать, классифицировать и обобщать материал, разрабатывать когнитивные карты, энциклопедии и т.д. Данная функция гипертекста дает возможность охватить большой объем информации и изложить его в простой, понятной для читателя форме. Информация представляется в полном виде, в сжатой и компактной форме. Репрезентативная функция гипертекста реализуется при составлении словарей, справочников, различных нормативных документаций, рефератов и т.д.
Когнитивная или эвристическая функция гипертекста дает возможность приумножить, накопить информацию и исследовать малоизученные области. При реализации данной функции достоверной информации об изучаемом предмете представляется мало, и эта информация носит частный или узкий характер, т.е. автор дает материал в виде частного исследования, а читатель, в свою очередь, совершенствует знания по знакомому ему предмету. Примерами реализации когнитивной или эвристической функции гипертекста могут быть научные исследования, такие как статья, доклад, диссертация и т.д.
Дидактическая функция гипертекста дает возможность изучить, овладеть информацией, как большого объема, так и маленького. Дидактические гипертексты обычно читают люди, которые очень мало знакомы предметом и его темой. Дидактическая функция гипертекста совершается в образовательной сфере.