Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Развитие институтов сотрудничества стран БРИКС

irina_k200 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.08.2020
Цель и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования - на основе всестороннего анализа выявить тенденции и перспективы развития стран БРИКС, торгово-экономические связи членов объединения и рассмотреть возможные направления расширения сотрудничества России с государствами группировки. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: - систематизировать теоретические представления о странах БРИКС путем анализа факторов, влияющих на схожесть взглядов стран по ключевым международным проблемам; текущих показателей развития; выявления перспективных направлений сотрудничества стран группы; - выявить основные тенденции роста взаимной торговли на основе анализа коэффициента интенсивности двусторонних товарных потоков стран БРИКС с целью доказательства их увеличения, а также исследовать географическую и товарную структуру экспорта и импорта товаров на пространстве стран объединения; - построить гравитационные модели потоков экспорта и импорта стран БРИКС и на их основе проанализировать степень зависимости внешней торговли стран группы от размера экономик и расстояния между ними; - обосновать будущую динамику торгового сотрудничества России со странами БРИКС на основе расчета прогноза двусторонних товаропотоков до 2030 года; - исследовать значение и позиции экономик БРИКС по потенциальному и показательному индексам притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для мирового рынка ПИИ и построить матрицу интегральной инвестиционной привлекательности ПИИ стран БРИКС; - доказать возможность влияния группы БРИКС на процесс реформирования мировой финансовой архитектуры путем увеличения квоты стран в МВФ. Объектом диссертационного исследования являются страны БРИКС и их взаимное торгово-экономическое сотрудничество. Предметом исследования являются экономическое взаимодействие стран БРИКС, динамика и перспективы их торгового, инвестиционного и финансового взаимодействия, влияние этой группы стран на мировую экономику. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили результаты научных исследований отечественных и зарубежных Ученых в области двустороннего сотрудничества стран БРИКС. Информационно-статистическая база исследования была сформирована на основе материалов ООН, ЮНКТАД, МВФ, ВТО, Всемирного банка, банка Goldman Sachs, Росстата, таможенной статистики РФ, важные данные были получены из зарубежной и российской периодической печати и Интернета. Цель и задачи исследования предполагают использование методов системного анализа, которые позволили подробно рассмотреть изучаемые процессы взаимодействия стран БРИКС. В качестве инструментов исследования автором были использованы методы группировки, научной индукции и дедукции, обобщения, экономико-статистического анализа, сравнения, а также табличные и графические приемы отражения статистических данных. Достоверность и аргументированность выводов, репрезентативность результатов диссертации обеспечили рассчитанные автором индексы, коэффициенты, прогнозы, а также гравитационная модель экспортных и импортных товаропо-токов. Рабочая гипотеза диссертационной работы строится на предположении, что государства БРИКС проявляют интерес к активизации торгово-экономического сотрудничества, учитывая свои национальные особенности, что может быть доказано наблюдающимся расширением взаимодействия стран внутри группы, а также высокой заинтересованностью России в совместных проектах. Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что выявлены тенденции и перспективы развития торгового, инвестиционного и финансового сотрудничества стран БРИКС и расширения «повестки дня» участия России в данном объединении. Основные положения диссертации, выносимые на защиту и отличающиеся научной новизной: 1. Проведено комплексное исследование тенденций развития взаимного торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС, позволяющее определить перспективы существования группировки. Страны демонстрируют объективные предпосылки к усилению экономической взаимозависимости и формированию многополярной системы международных отношений; выявлены необходимость и пути к институционализации стран БРИКС. 2. Рассчитаны коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между странами БРИКС. На основе результатов исследования автором сделан вывод, что Бразилия и Китай являются основными центрами торговли в рамках БРИКС. Увеличение интенсивности двусторонних товаропотоков внутри группы важно для их дальнейшего торгового сотрудничества. 3. Построены гравитационные модели экспорта и импорта стран БРИКС. Полученные результаты доказывают, что экспорт и импорт в рамках группы возрастает с ростом ВВП страны-контрагента. С ростом удаленности страны-контрагента объем экспорта снижается для экспорта всех стран БРИКС за исключением Индии. Для импорта Бразилии и КНР действует и усиливается «антигравитационный» закон. Для импорта России изначально «антигравитационный» закон постепенно сменился «гравитационным». 4. Построенный прогноз экспорта и импорта товаров между Россией и странами БРИКС до 2030 г. обосновывает перспективы дальнейшего увеличения товаропотоков. Выявлено, что с учетом сохранения динамики общего объема экспорта и импорта России в страны БРИКС за 2005-2011 гг., к 2030 г. основным торговым партнером страны по экспорту и импорту останется Китай. 5. На основе изучения позиций стран БРИКС по потенциальному и показательному индексам притока ПИИ автором построена матрица интегральной инвестиционной привлекательности, которая позволяет выявить основные тенденции их инвестиционной привлекательности. Из анализа двусторонних инвестиционны проектов следует, что страны БРИКС объединяет взаимный интерес к улучшению инвестиционного климата стран-участниц и увеличение как количества, так и качества взаимных инвестиционных проектов. 6. Проанализированы достигнутые результаты действий стран БРИКС в отношении принципов дальнейшего развития мировой финансовой архитектуры. С целью увеличения влияния стран БРИКС в МВФ предложено изменение формулы расчета квоты стран БРИКС с помощью корректировки коэффициента при показателях золотовалютных резервов и открытости экономики. Теоретическая н практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, сделанные в диссертации, представляют собой основу для дальнейшего исследования торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС, а также процессов их экономической интеграции. Построенная гравитационная модель торговых потоков, матрица интегральной инвестиционной привлекательности ПИИ, рассчитанные прогнозы экспорта и импорта стран БРИКС внесли значительный вклад в теорию и практику мировой экономики. Выводы диссертации имеют практическую значимость для выработки подходов к процессам интеграции на пространстве БРИКС. Полученные результаты могут быть полезны при формировании стратегии участия России в группе БРИКС, выстраивании взаимоотношений внутри объединения, раскрывают преимущества и недостатки такого сотрудничества. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международная торговля», «МЭО и региональные экономические объединения». Апробация результатов исследования. Наиболее важные положения диссертационной работы изложены в выступлениях автора на Международных научных конференциях «Россия: ключевые проблемы и решения» в ИНИОН РАН (Москва, 2009, 2010, 2012), Международной научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» (Москва, 2010), III Международной научно-практической конференции «Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации», РУДН (Москва, 2010), XIX Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы», Институт Дальнего Востока РАН (Москва, 2011). По теме диссертационного исследования опубликована 21 научная работа общим объемом 7,05 п.л., в т.ч. 6 научных работ в изданиях, входящих в перечень рекомендованных ВАК Минобразования РФ и 1 статья в КНР на китайском языке. Структура и объем диссертационной работы отражают её содержание и соответствует поставленным целям и задачам. Работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение. Основная часть работы изложена на 227 страницах и содержит 34 таблицы, 11 графиков и 5 рисунков. Библиография насчитывает 311 наименований, в том числе 50 работ на иностранном языке.
Введение

Актуальность темы исследования. За прошедшие 50 лет изменился социально-экономический образ мирового хозяйства, состав развитых и развивающихся стран, распалась мировая социалистическая система. Перечисленные изменения выразились в расстановке и соотношении основных экономических сил между государствами. Развивающиеся страны повлияли на изменение макроэкономической сферы и превратились в более крупных и стабильных участников мировой экономики. Необходимость изучения и исследования новых процессов возрастающего влияния развивающихся экономик Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в международной экономической интеграции обусловили актуальность темы. Страны БРИКС — это аббревиатура кластерного понятия, объединяющего экономики пяти стран, которые по прогнозам Goldman Sachs к середине XXI в. войдут в число мировых лидеров наряду с США и Японией. Начиная с 2000 г., государства БРИКС усиливают свои позиции в мировой экономике. В 2012 г. на долю этих стран пришлось около 27,1% мирового ВВП, который составил более 22,6 трлн долл. против 15,7 трлн долл. ЕС. С 2011 г. товарооборот БРИКС увеличился на 81 млрд долл. и составил 628 млрд долл. - 42% объема мировой торговли. В 2012 г. самые большие темпы роста ВВП из стран БРИКС продемонстрировал Китай - 7,8% при темпах роста мирового ВВП -3,3%'. Важным обстоятельством, определяющим актуальность избранной темы, является то, что исследование перспектив развития стран БРИКС имеет особое значение для современной России. Это подтверждает и создание в России в 2011 г. Национального комитета по исследованию БРИКС. Оценивая степень разработанности проблемы, необходимо отметить, что работ, посвященных вопросам экономического сотрудничества в рамках БРИКС, немного. Исследуется в основном двустороннее сотрудничество стран на пространстве БРИКС, не в полной мере отражающее влияние развивающихся стран БРИКС на усиление тенденций перегруппировки мировых сил. Указанное обстоятельство также определяет актуальность и новизну данного исследования. Для написания диссертационного исследования особое значение имели фундаментальные труды таких ведущих отечественных авторов как Е.Ф. Авдоку-шин, В.Г. Гельбрас, С.П. Глинкина, В.М. Давыдов, Т.Л. Дейч, A.B. Кива, О.В. Климовец, Е.А. Козловский, A.B. Лукин, Б.Ф. Мартынов, В.А. Никонов, A.B. Островский, В.Я. Портяков, И.А. Рогачев, М.Л. Титаренко, Г.Д. Толорая, И.С. Троекурова, C.B. Уянаев и др. Среди зарубежных исследователей особо следует выделить работы аналитика Дж. О'Нила, экспертов Дж. Киртона, К. Брахт, труды китайских исследователей Лю Цинцай, Сунь Тонин, Лю.Гучан, Ли Синь, Чжай Цзюнь, политических деятелей Индии М. Сингха, М. Ганди, А. Дж. Калама, Н. Рао, индийских ученых Ч. Машапатры, Г. Капура, Б.П. Саха, которые внесли значительный вклад в теоретическое осмысление процессов развития двустороннего сотрудничества стран БРИКС.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В 10 РАМКАХ БРИКС 1.1. Предпосылки становления сотрудничества на пространстве 10 БРИКС 1.2. Основные этапы совместного развития стран объединения ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ СТРАН БРИКС 2.1. Приоритетные направления товаропотоков стран БРИКС 2.2. Динамика и структура внешней торговли России со странами 67 БРИКС 2.3. Гравитационные модели внешней торговли стран БРИКС и 82 прогноз товаропотоков России до 2030 года ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРТНЕРСТВА И СТРАТЕГИЯ 101 ИНВЕСТИЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС 3.1. Инвестиционная привлекательность экономик БРИКС 3.2. Основные двусторонние инвестиционные проекты в рамках 131 БРИКС 3.3. Влияние стран БРИКС на изменение финансовой архитектуры 163 МВФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Айвазов А. Итоги Делийского саммита стран БРИКС // Институт эволюционной экономики. Апрель, 2012 // http://iee.org. 2. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. 3. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 294 с. 4. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. 5. Макроэкономика : учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. 6. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1 : учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. 7. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. 8. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавриата и специалитета / А. И. Погорлецкий [и др.] ; под редакцией А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 499 с. 9. Мировая экономика в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Б. М. Смитиенко [и др.] ; под редакцией Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. 10. Мировая экономика : учебное пособие для академического бакалавриата / А. И. Погорлецкий [и др.] ; ответственный редактор А. И. Погорлецкий, С. Ф. Сутырин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 170 с. 11. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. А. Губина, А. Г. Коваль, З. С. Подоба, С. Ф. Сутырин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 306 с. 12. Мировая экономика в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 689 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В 10 РАМКАХ БРИКС 1.1. Предпосылки становления сотрудничества на пространстве 10 БРИКС В декабре 2010 г. было официально объявлено о пополнении БРИК новым членом Южно-Африканской Республикой. Спустя несколько месяцев, в апреле, в китайском городе Санья руководители ЮАР приняли участие в третьем саммите в рамках данного формата, а его название, исходя из расширения состава, звучит теперь как БРИКС. С точки зрения целей и главных направлений деятельности БРИК, которые в документах «четверки» формулируются как «обсуждение ключевых вопросов международной жизни», это событие, на наш взгляд, имеет весьма символическое значение, значение большее, чем простой технический шаг. Отныне, с включением в структуру одной из наиболее заметных стран Африки, «пятерка» БРИКС, в том числе по формально-географическому признаку усиливает свое «глобальное наполнение». Тем самым, по меньшей мере потенциально, возрастают ее возможности и влияние, увеличивается поле взаимодействия по широким вопросам глобальной и региональной политики. Кроме того, расширяются функции БРИКС как существенного фактора в области структурирования современных международных отношений, продвижения к более справедливому и рациональному экономическому и политическому миропорядку, поиска адекватных ответов на традиционные и новые вызовы, включая влияние кризиса и те негативные проявления, которыми, наряду с позитивными, обладает процесс глобализации. Но, разумеется, расширенный формат это не только возможности, но и вызовы. Речь идет не только о том, что в ареал деятельности БРИКС могут быть вовлечены дополнительные вопросы, но и о новых акцентах в дискуссиях относительно общих черт и различий между странами данной структуры и вытекающих отсюда перспективах ее развития. В фокусе таких дискуссий находится, как правило, вопрос о соотношения факторов, способствующих интеграции стран БРИК (БРИКС) и, напротив, разделяющих их, делающих таким образом общую повестку малореальной. Иными словами, речь идет, с одной стороны об импульсах и предпосылках взаимодействия, с другой о лимитах и ограничениях. Споры среди экспертов и политиков по этому поводу продолжаются и ныне: уже после объявления о вступлении ЮАР в БРИК, вновь давались оценки. И хотя число скептиков по мере продвижения сотрудничества уменьшается, будет не лишним еще раз остановиться на этом вопросе, взвесив аргументы сторон. В свою очередь, с будущим БРИК (БРИКС) тесно связаны подходы, которых придерживаются в отношении этого формата отдельные страны «пятерки», в частности Китай, в последние годы демонстрирующий наиболее высокую и устойчивую динамику развития и превращающийся в державу глобального порядка. Перед освещением основных в данной статье вопросов было бы уместно чуть более подробно обратиться к краткой пока истории и эволюции концепции БРИК (БРИКС) в целом, а также к общей характеристике роли и места стран БРИКС на политико-экономической карте планеты. Краткая история. Как известно, аббревиатура БРИК впервые была запущена в международный словарь десять лет назад. В 2001 г. эксперты американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) употребили его применительно к Бразилии, России, Индии и Китаю. Спустя два года банк подготовил специальный доклад, названный «Мечты БРИК Путь в 2050 год», в котором эти четыре страны были названы наиболее перспективными в плане экономического развития. Показательно, что эксперты Goldman Sachs сделали тему мониторинга развития четырех стран регулярной, практических ежегодно выступая с новыми комплексными докладами и публикациями. В условиях глобального кризиса доклады стали выходить еще чаще. В последних из них, опубликованных весной и летом 2009 г., а также в мае 2010 г. тезис о растущей глобальной роли БРИК выглядит по-прежнему акцентированным. В частности их лейтмотив это то, что страны БРИК являются «движущей силой» в «наметившейся стабилизации глобального экономического цикла», а тенденция роста их глобальной экономической роли в первом десятилетия нынешнего века «как ожидается, будет продолжена и станет более очевидной». Действительно, по подсчетам экспертов, в последние годы страны БРИК обеспечивали до 65 % роста мирового ВВП. На них приходится свыше четверти объема мирового ВВП по паритету покупательной способности; по официальному обменному курсу 17,8 %. Место в мировой экономике и политике теперь уже «пятерки» стран хорошо иллюстрируется и рядом дополнительных фактов. Даже без учета ЮАР в странах БРИК сосредоточено 45 % мировой рабочей силы, что больше соответствующего потенциала других 30 наиболее развитых стран. А по объемам золотовалютных резервов Китай, Россия, Индия и Бразилия занима­ют 1-е, 3-е, 6-е и 7-е места соответственно. Интересен и такой по своему показательный факт: в марте 2011 г., по оценке Forbs, число миллиардеров в странах БРИК впервые превысило их число в Европе. Всего же доля пяти стран БРИК в мировой экономики за истекшее десятилетие 2001-2010 гг. увеличилась почти вдвое с 9,1 до 17,8 %. Динамика развития стран БРИК привела к корректировке прогнозов. Согласно уточненной экспертной оценке Goldman Sachs, сделанной в 2007 г., «четверка» БРИК по суммарному объему ВВП превзойдет аналогичный комплексный показатель сегодняшней «07» примерно к 2032 г. ранее назывался 2040 г. Это послужило толчком к новой волне тезисов о смещении «центра мировой экономики», о грядущих существенных переменах в мировом балансе экономических и политических сил. Собственно говоря, именно данный контекст, контекст структурных тенденций и перемен в развитии современного мира, как очевидно, объясняет степень интереса к проблематике БРИК/БРИКС, которая в последние годы неуклонно растет. В первых разработках Goldman Sachs страны БРИК не рассматривались как некая институциональная единица, а тем более как политический альянс или официальная торговая ассоциация. Объединение «четверки» в некую общую группу носило во многом виртуальный характер, являлось своего рода перечнем определенных стран и преследовало, очевидно, экспертно-исследовательские цели: по сути, имело место введение в политологический и экспертный оборот еще одного более конкретного термина в ряду таких понятий, как «развивающиеся» и «развитые страны», «золотой миллиард» или популярный в свое время термин «тигры ЮВА». Но, как исподволь предрекалось в последующих исследованиях Goldman Sachs, в силу своей способности взаимно дополнять друг друга страны БРИК могут со временем сформировать некую модель сотрудничества и совместных действий. В частности, во втором комплексном докладе, опубликованном в 2005 г., подчеркивалось, что «вариативные особенности стран БРИК, когда сырьевые и ресурсные возможности одних балансируются потребностями других, наряду с демографическим фактором позволяют странам БРИК выступать на мировой экономической арене на интеграционной основе». Такой прогноз весьма быстро оправдался. В сентябре 2006 и 2007 гг. на полях ГА ООН в Нью-Йорке состоялись первая и вторая встречи министров иностранных дел четырех государств. Была достигнута договоренность о постепенном развитии сотрудничества в этом формате, в частности в сфере торговли, экономики, по вопросам мировой финансовой системы. Представляется уместным отметить обстоятельство, которое, несмотря на свою очевидность, редко попадает в поле зрения специалистов. Шагом к формированию БРИК явились не только виртуальные выкладки Goldman Sachs. В не меньшей если не в большей степени структурированию «четверки» причем именно как реальной институциональной сущности способствовали уже существовавшие форматы взаимодействия. Имеется в виду, прежде всего, формат «Россия, Индия, Китай» (РИК). Структура неформального сотрудничества РИК к 2005-2006 гг. имела уже целый ряд организационных и концептуальных наработок, которые, как показала практика, были затем успешно использованы в БРИК. В формате РИК была де-факто «обкатана» технологическая цепочка постепенного выстраивания как стимулов, целей и принципов взаимодействия, сходные внешние и внутренние приоритеты, прежде всего стремление к более справедливому мировому порядку; неблоковый характер; ненаправленность против третьих стран, так и его организационных форм. БРИК фактически унаследовал от РИК и поэтапную эволюционную схему: «от неформальных межмидовских встреч, через специальные форумы глав внешнеполитических ведомств к отдельно проводимым саммитам и поэтапной отраслевой диверсификации консультационных механизмов». Добавим, что регулярные встречи и конференции ученых, с 2001 г. ведущих экспертное сопровождение взаимодействия в РИК, становятся традицией и в системе БРИКС. Итак, в 2006-2007 гг. в БРИК была активно начата работа по запуску межмидовского диалогового механизма. В марте 2008 г. в Бразилии прошла встреча заместителей глав внешнеполитических ведомств. В результате в мае 2008 г. министры иностранных дел провели первую, уже отдельную и специально подготовленную встречу в Екатеринбурге, которая впервые завершилась подписанием совместного коммюнике. 9 июля 2008 г. диалог БРИК был выведен и на высший уровень на полях встречи «большой восьмерки» в Японии свою первую неформальную встречу провели Президент Бразилии, Президент РФ, Премьер-министр Индии и Председатель КНР. В сентябре 2008 г. на очередной встрече глав МИД четырех государств в Нью-Йорке стороны обсудили вопрос о проведении на этот раз специально подготовленного четырехстороннего саммита, который прошел бы отдельно от каких-либо форумов. Первый специальный саммит БРИК состоялся в июне 2009 г. в Екатеринбурге. По его итогам было принято Совместное заявление, было решено через год провести очередную встречу глав четырех государств. Она прошла в апреле в 2010 г. в Бразилии. В принятом совместном документе было, в частности, отмечено, что за короткий срок в БРИК образованы либо готовятся к старту секторальные диалоговые площадки уже примерно в 10 отраслях, сельском хозяйстве, банковской сфере, по линии антимонопольных, судебных ведомств, в рамках делового сообщества, структур по Иллюстрацией такой, по существу, отраслевой диверсификации четырехсторонних консультаций, стал уже целый ряд форумов. В дополнение к межмидовским трижды 2008-2009 гг., Сан-Пауло, Хоршем, Стамбул отдельные встречи в связи с проблемами кризиса проводили министры финансов БРИК. Обсуждались в том числе различные вопросы реформирования и совершенствования международной финансовой системы и выработки соответствующих консолидированных позиций. В конце мая 2009 г. в Москве прошла встреча ответственных представителей стран БРИК, ведающих вопросами безопасности. А спустя три месяца в Казани провели консультации руководители антимонопольных ведомств четырех стран. Запущена переговорная площадка по линии сельскохозяйственных ведомств, а также деловых сообществ. Регулярный характер приобретает диалог академических кругов, задачей которого является выработка научных рекомендаций для развития сотрудничества. Представители крупнейших «мозговых центров» БРИК/БРИКС в канун проведения встреч высших руководителей собирались дважды в 2010 г. в Бразилии и в 2011 г. в Китае. Заметным шагом в развитии взаимодействия стал третий официальный саммит, теперь уже БРИКС, прошедший в середине апреля 2011 г. в китайском г. Санья. Подтвердив плодотворный характер сотрудничества, стороны выразили намерение широко и активно развивать его и впредь, наметили для этого целый ряд конкретных мер. Составной частью принятой совместной Декларации стал План действий, «закладывающий» как сказано в документе, «основы сотрудничества». Помимо активизации ранее уже принятых программ и направлений сотрудничества, безопасность, финансы, сельское хозяйство и т. д. План предусматривает дать старт диалогу в ряде новых сфер таких, как здравоохранение, сотрудничество породненных городов и местных администраций, совместные торгово-экономические исследования. Кроме того, определены области, где возможности сотрудничества будут глубоко и предметно изучаться, культура, спорт, «зеленая экономика», научно-техническая и инновационная кооперация, в том числе в фармацевтическая отрасль. Важным итогом переговоров лидеров «пятерки» в г. Санья стали договоренности в финансово-экономической сфере, достижению которых способствовала, в частности, непосредственно предшествовавшая саммиту очередная встреча министров финансов и руководителей банковских сфер. Первым практическим шагом на пути «ухода от долларовой зависимости», «запуском первого межправительственного проекта сотрудничества» авторитетные эксперты назвали подписанное в Санья «Рамочное соглашение механизма межбанковского сотрудничества в рамках БРИК». Ключевым положением документа стало декларированное намерение использовать национальные валюты стран «пятерки» во взаимных торгово-экономических, инвестиционных расчетах и кредитных операциях. Таким образом, Соглашение служит началом практической реализации Меморандума о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития стран-участниц, который был подписан в 2010 г. в Бразилии. Речь идет о том, что государства БРИКС намерены не только расширять масштабы расчетов в национальных валютах, но и, как отмечают специалисты, «активно вести сотрудничество по проектам, продвигать инвестирование и финансирование в Кроме того, на состоявшейся в канун саммита здесь же в г. Санья встрече министров экономики и торговли «пятерки» было принято решение о создании Контактной группы, отвечающей за анализ нынешнего состояния и перспектив торгово-экономического сотрудничества между странами БРИКС. В ее задачу будет также входить «разработка механизма и конкретных мер в целях расширения экономического взаимодействия» как формате БРИКС, так и в более Таким образом, в ходе своих уже нередких переговоров и консультаций представители пяти стран обсуждают глобальные вопросы взаимодействия как в экономической, так и политической сферах. В совместных заявлениях и декларациях высших и других руководителей БРИК/БРИКС нашли отражение в дополнение к перечисленным выше такие уже реализуемые и перспективные направления, как противодействие финансовому кризису, реформирование мировой финансово-экономическая архитектуры, включая улучшение международной торговли и инвестиционного климата, а также увеличение помощи беднейшим странам. Стороны намерены сотрудничать по проблемам продовольственной и энергетической безопасности, повышения энергоэффективности и противодействия изменению климата и стихийным бедствиям. Важными сферами неизменно и традиционно декларируются: поддержание более демократического и справедливого многополярного миропорядка, многосторонней дипломатии при центральной роли ООН, усилия по борьбе с терроризмом во всех его формах. Плодом еще недолгой истории сотрудничества в БРИК уже стало перераспределение 5 процентов голосов в МВФ и 3 процентов во Всемирном банке в пользу новых и развивающихся экономик. О первых результатах в деле экономического взаимодействия непосредственно «внутри» БРИКС, связанных с подписанным Меморандумом о сотрудничестве крупных банков, было сказано выше. В перспективе речь, по существу, может идти не только о мерах, обеспечивающих двусторонние экономические связи между странами «пятерки», но и шагах в направлении создания механизма финансирования в БРИКС многосторонних совместных проектов. Предпосылки сотрудничества и сдерживающие факторы. Понятно, что для анализа перспектив БРИКС в качестве той или иной модели взаимодействия весьма актуален вопрос об имеющихся предпосылках, иными словами, о факторах, сделавших возможным старт сотрудничества «четверки» и благоприятствующих дальнейшему Ряд предпосылок, составляющих интегрирующую основу сотрудничества, отражен в упомянутых выше, а также других совместных документах в заявлениях саммитов БРИК/БРИКС (2009-2011 гг.). Совместном коммюнике глав внешнеполитических ведомств «четверки», в документе, принятом министрами финансов стран БРИК в марте 2009 г. При этом оговоримся, что приводимые ниже факторы «сходства расхождений» касаются в основном «классической четверки» БРИК. Однако в целом они, на наш взгляд, вполне могут быть распространены и на пятисторонний формат. Во-первых, речь идет об общности, сходстве или совпадении позиций по основным проблемам современности. Стороны отстаивают общие для каждой из стран приоритеты полицентричного мира, построения новой, более справедливой экономической архитектуры, центральной роли ООН, нерушимости норм международного права, неприменения силы и коллективного способа ведения мировых дел. Интегрирующим фактором являются совпадающие либо близкие подходы к вопросам обеспечения международной безопасности в самых разных ее измерениях, включая новые угрозы и вызовы. Исходя из этого, достаточно очевидно, что страны БРИК/БРИКС придерживаются сходных взглядов на геополитические и геоэкономические возможности для каждой из них, которые потенциально проистекают из объединения усилий в рамках неформальной структуры взаимодействия. Во-вторых, важной сближающей предпосылкой является то, что в каждой из стран традиционной «четверки» решаются сходные по своей общей векторной направленности внутренние и внешние задачи возрождение и подъем социально-экономических комплексов, сохранение самоидентичности, обретение в рамках процессов глобализации достойного места на экономической и политической карте планеты. В-третьих, на протяжении последних лет демонстрировались общие для «четверки» БРИК устойчиво высокие, прежде всего, в сравнении со среднемировыми темпы развития; это, собственно, послужило поводом для выделения стран БРИК в отдельную категорию крупных и влиятельных уже сегодня, но главное, быстро поднимающихся держав, на которые приходится значительная доля роста мировой экономики. Сохранение опережающих темпов, возврат к прежней динамике в посткризисный период объективно служат импульсом к поиску точек соприкосновения и к консультациям в возможных случаях расхождения В-четвертых, предпосылкой, послужившей катализатором взаимодействия, прежде всего в сфере мировых финансов, представляется схожесть подходов к проблемам мирового экономического и валютно-финансового кризиса. Сложность задач, стоящих на пути рационального реформирования международных финансовых институтов, за которое, наряду с рядом других стран, скоординировано выступают страны БРИК/БРИКС, предопределяет необходимость в длительном и непрерывном характере такого взаимодействия. В-пятых, страны «четверки» сближает позитивное развитие межгосударственных двусторонних отношений внутри формата БРИК/БРИКС. Практически каждая из пар таких отношений носит характер стратегического партнерства. Дальнейшее его развитие способно стать опорой многосторонней формы взаимодействия. В-шестых, сближающим фактором является реально существующая взаимодополняемость экономик; наиболее очевидно данный фактор проявляется в высокой обеспеченности ресурсами одной группы стран РФ, Бразилия и потребностями в них другой. При рациональном подходе к сочетанию взаимных интересов на основе внедрения инноваций, поиска современных интеграционных форм экономическое сотрудничество сулит хорошие перспективы. Не случайно, объемы двустороннего товарооборота между странами БРИКС в последние годы росли опережающими темпами. К примеру, в 2011 г. торговля РФ с КНР и Бразилией взросла на 50,3 % и почти 29 % соответственно. А торговля Китая с Индией, Бразилией, ЮАР увеличилась в 2011 г. соответственно на 42,4 %, 47,5 и 59,5 %. И, наконец, предпосылки развития взаимодействия в БРИК/БРИКС связаны с упомянутыми выше совместными заинтересованностями в других пересекающихся международных форматах, прежде всего в РИК. Общие интересы, давшие старт в 2001-2002 гг. взаимодействию в РИК, во многом были перенесены с учетом особенностей других партнеров и в формат БРИК. Это относится и к другому международному формату «Индия, Бразилия, ЮАР». Однако очевидно, что наряду со сходством, между странами «четверки» или «пятерки» существуют и серьезные различия. Именно поэтому существуют объективные лимиты и ограничения сотрудничества в БРИКС: особенности географического расположения: отдаленность Бразилии, а теперь и ЮАР, в числе прочего объективно сужает повестку дня регионального взаимодействия «пятерки»; не имеющие критического характера, но, тем не менее, реально существующие культурно-цивилизационные и религиозные различия, которые могут сказываться, в том числе, на формировании атмосферы необходимого доверия, причем их преодоление требует длительной и сложной работы; особенности избранных моделей внутреннего устройства, способов управления обществом и экономикой; имеющиеся, а также потенциальные проблемы двусторонних отношений, в частности ряд нерешенных вопросов китайско- индийских отношений; потенциальные вызовы, связанные с возможным нарастанием диспропорций в развитии отдельных стран БРИКС, в том числе под воздействием глобального кризиса, что чревато утратой достаточных стимулов к сотрудничеству. Снижение взаимных заинтересованностей может быть связано с пробуксовкой или гипотетической утратой актуальности тех или иных совместных инициатив; подспудное противодействие Запада, роль и зоны влияния которого объективно сужаются по мере экономического развития самих стран БРИКС и тем более при их активном взаимодействии. В перспективе, как представляется, формат БРИКС будет формироваться под разнонаправленным воздействием положительных предпосылок с одной стороны, и вызовов, лимитов, ограничений с другой. Однако нюансы и тенденции развития могут зависеть от оценок и подходов к взаимодействию каждого из участников «пятерки». Особняком стоит группа факторов, которая касается лимитов не столько на интеграционные возможности структуры БРИК/БРИКС, сколько на потенциал и реальные перспективы ее глобального влияния и доминирования. Не секрет, что на фоне впечатляющих абсолютных цифр экономического роста и других показателей по ряду позиций страны БРИК, речь в данном случае вновь о традиционной «четверке» находятся на весьма низком уровне. Так, по показателю ВВП на душу населения Индия, Китай, Бразилия и Россия в 2011 г. находились на 95-м, 137-м, 55-м и 54-м местах в мире соответственно. Немногим лучше обстоят дела с таким важным показателем, как индекс человеческого развития 119-е, 89-е, 74-е , 65-е места в мировом рейтинге. И даже согласно прогнозам на 2050 г., когда по абсолютным объемам экономики «четверка» будет лидировать, по среднедушевым показателям ВВП Бразилия, Китай и Индия будут занимать все еще неблизкие от лидерства места соответственно 11-е, 12-е и 17-е. Иными словами, выдвижение в мировые лидеры по этим позициям потребует значительно большего времени и ресурсов. Многие эксперты в данном контексте указывают, прежде всего, на качество экономического роста в странах БРИК, на их сохраняющуюся зависимость от западных технологий и инноваций. Подчеркивается и тот факт, что в странах БРИК существует весьма условное, если не сказать смутное представление о том, что конкретно группа может предложить мировому сообществу взамен существующей повестки дня, а главное готова ли она, отстранив традиционных лидеров, реально взять на себя бремя ответственности за ведение мировых дел. Позиции сторон: основные положения. Имея в виду совместные документы, принимавшиеся в формате БРИК/БРИКС, а также ряд положений, зафиксированных в последнее время в ходе тех или иных двусторонних переговоров внутри формата, можно констатировать, что в руководстве стран-участниц наблюдается высокая степень согласия по узловым параметрам взаимодействия, включая его цели, принципы и формы. Особенно важен солидарный тезис о том, что сотрудничество в БРИК/БРИКС способствует укреплению международных позиций каждой из участвующих стран. Особое внимание хочется уделить характерным особенностям, своего рода оттенкам подходов каждой из стран к сотрудничеству в БРИК/БРИКС. Как свидетельствуют отечественные специалисты, интерес к развитию и «укреплению связей с Китаем, Россией и Индией» руководители Бразилии отчетливо декларировали еще в 1990-х годах до появления концепции БРИК. В 2002 г. в мире еще практически не слышали об акрониме, изобретенном в Goldman Sahcs, а бразильский президент, касаясь целей внешней политики страны, в частности подчеркивал, что динамично развивающиеся Россия, Китай, Индия страны, «похожие на Бразилию по размерам и потенциалу», стоят для нее в числе первых в котнектсе «поиска новых партнеров». О целесообразности развития связей в контексте БРИК президент Бразилии говорил и на ранней стадии дискуссий по этому вопросу, например, в ходе гостевых мероприятий в рамках заседаний «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. В более поздних заявлениях бразильских официальных лиц и экспертов отмечалось, что взаимодействие стран БРИК может быть вполне жизнеспособным, поскольку, по словам, к примеру, Президента торгово-промышленной палаты Бразилии и России Ж. Рамоса, у стран БРИК «много общего как в географическом, так и в макроэкономическом плане».
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 105 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 73 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 47 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg