ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В 10 РАМКАХ БРИКС
1.1. Предпосылки становления сотрудничества на пространстве 10 БРИКС
В декабре 2010 г. было официально объявлено о пополнении БРИК новым членом Южно-Африканской Республикой. Спустя несколько месяцев, в апреле, в китайском городе Санья руководители ЮАР приняли участие в третьем саммите в рамках данного формата, а его название, исходя из расширения состава, звучит теперь как БРИКС.
С точки зрения целей и главных направлений деятельности БРИК, которые в документах «четверки» формулируются как «обсуждение ключевых вопросов международной жизни», это событие, на наш взгляд, имеет весьма символическое значение, значение большее, чем простой технический шаг. Отныне, с включением в структуру одной из наиболее заметных стран Африки, «пятерка» БРИКС, в том числе по формально-географическому признаку усиливает свое «глобальное наполнение». Тем самым, по меньшей мере потенциально, возрастают ее возможности и влияние, увеличивается поле взаимодействия по широким вопросам глобальной и региональной политики. Кроме того, расширяются функции БРИКС как существенного фактора в области структурирования современных международных отношений, продвижения к более справедливому и рациональному экономическому и политическому миропорядку, поиска адекватных ответов на традиционные и новые вызовы, включая влияние кризиса и те негативные проявления, которыми, наряду с позитивными, обладает процесс глобализации.
Но, разумеется, расширенный формат это не только возможности, но и вызовы. Речь идет не только о том, что в ареал деятельности БРИКС могут быть вовлечены дополнительные вопросы, но и о новых акцентах в дискуссиях относительно общих черт и различий между странами данной структуры и вытекающих отсюда перспективах ее развития.
В фокусе таких дискуссий находится, как правило, вопрос о соотношения факторов, способствующих интеграции стран БРИК (БРИКС) и, напротив, разделяющих их, делающих таким образом общую повестку малореальной. Иными словами, речь идет, с одной стороны об импульсах и предпосылках взаимодействия, с другой о лимитах и ограничениях.
Споры среди экспертов и политиков по этому поводу продолжаются и ныне: уже после объявления о вступлении ЮАР в БРИК, вновь давались оценки. И хотя число скептиков по мере продвижения сотрудничества уменьшается, будет не лишним еще раз остановиться на этом вопросе, взвесив аргументы сторон.
В свою очередь, с будущим БРИК (БРИКС) тесно связаны подходы, которых придерживаются в отношении этого формата отдельные страны «пятерки», в частности Китай, в последние годы демонстрирующий наиболее высокую и устойчивую динамику развития и превращающийся в державу глобального порядка. Перед освещением основных в данной статье вопросов было бы уместно чуть более подробно обратиться к краткой пока истории и эволюции концепции БРИК (БРИКС) в целом, а также к общей характеристике роли и места стран БРИКС на политико-экономической карте планеты.
Краткая история.
Как известно, аббревиатура БРИК впервые была запущена в международный словарь десять лет назад. В 2001 г. эксперты американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» (Goldman Sachs) употребили его применительно к Бразилии, России, Индии и Китаю. Спустя два года банк подготовил специальный доклад, названный «Мечты БРИК Путь в 2050 год», в котором эти четыре страны были названы наиболее перспективными в плане экономического развития.
Показательно, что эксперты Goldman Sachs сделали тему мониторинга развития четырех стран регулярной, практических ежегодно выступая с новыми комплексными докладами и публикациями. В условиях глобального кризиса доклады стали выходить еще чаще. В последних из них, опубликованных весной и летом 2009 г., а также в мае 2010 г. тезис о растущей глобальной роли БРИК выглядит по-прежнему акцентированным. В частности их лейтмотив это то, что страны БРИК являются «движущей силой» в «наметившейся стабилизации глобального экономического цикла», а тенденция роста их глобальной экономической роли в первом десятилетия нынешнего века «как ожидается, будет продолжена и станет более очевидной».
Действительно, по подсчетам экспертов, в последние годы страны БРИК обеспечивали до 65 % роста мирового ВВП. На них приходится свыше четверти объема мирового ВВП по паритету покупательной способности; по официальному обменному курсу 17,8 %. Место в мировой экономике и политике теперь уже «пятерки» стран хорошо иллюстрируется и рядом дополнительных фактов. Даже без учета ЮАР в странах БРИК сосредоточено 45 % мировой рабочей силы, что больше соответствующего потенциала других 30 наиболее развитых стран. А по объемам золотовалютных резервов Китай, Россия, Индия и Бразилия занимают 1-е, 3-е, 6-е и 7-е места соответственно. Интересен и такой по своему показательный факт: в марте 2011 г., по оценке Forbs, число миллиардеров в странах БРИК впервые превысило их число в Европе. Всего же доля пяти стран БРИК в мировой экономики за истекшее десятилетие 2001-2010 гг. увеличилась почти вдвое с 9,1 до 17,8 %.
Динамика развития стран БРИК привела к корректировке прогнозов. Согласно уточненной экспертной оценке Goldman Sachs, сделанной в 2007 г., «четверка» БРИК по суммарному объему ВВП превзойдет аналогичный комплексный показатель сегодняшней «07» примерно к 2032 г. ранее назывался 2040 г. Это послужило толчком к новой волне тезисов о смещении «центра мировой экономики», о грядущих существенных переменах в мировом балансе экономических и политических сил. Собственно говоря, именно данный контекст, контекст структурных тенденций и перемен в развитии современного мира, как очевидно, объясняет степень интереса к проблематике БРИК/БРИКС, которая в последние годы неуклонно растет.
В первых разработках Goldman Sachs страны БРИК не рассматривались как некая институциональная единица, а тем более как политический альянс или официальная торговая ассоциация. Объединение «четверки» в некую общую группу носило во многом виртуальный характер, являлось своего рода перечнем определенных стран и преследовало, очевидно, экспертно-исследовательские цели: по сути, имело место введение в политологический и экспертный оборот еще одного более конкретного термина в ряду таких понятий, как «развивающиеся» и «развитые страны», «золотой миллиард» или популярный в свое время термин «тигры ЮВА». Но, как исподволь предрекалось в последующих исследованиях Goldman Sachs, в силу своей способности взаимно дополнять друг друга страны БРИК могут со временем сформировать некую модель сотрудничества и совместных действий. В частности, во втором комплексном докладе, опубликованном в 2005 г., подчеркивалось, что «вариативные особенности стран БРИК, когда сырьевые и ресурсные возможности одних балансируются потребностями других, наряду с демографическим фактором позволяют странам БРИК выступать на мировой экономической арене на интеграционной основе».
Такой прогноз весьма быстро оправдался. В сентябре 2006 и 2007 гг. на полях ГА ООН в Нью-Йорке состоялись первая и вторая встречи министров иностранных дел четырех государств. Была достигнута договоренность о постепенном развитии сотрудничества в этом формате, в частности в сфере торговли, экономики, по вопросам мировой финансовой системы. Представляется уместным отметить обстоятельство, которое, несмотря на свою очевидность, редко попадает в поле зрения специалистов. Шагом к формированию БРИК явились не только виртуальные выкладки Goldman Sachs. В не меньшей если не в большей степени структурированию «четверки» причем именно как реальной институциональной сущности способствовали уже существовавшие форматы взаимодействия. Имеется в виду, прежде всего, формат «Россия, Индия, Китай» (РИК).
Структура неформального сотрудничества РИК к 2005-2006 гг. имела уже целый ряд организационных и концептуальных наработок, которые, как показала практика, были затем успешно использованы в БРИК. В формате РИК была де-факто «обкатана» технологическая цепочка постепенного выстраивания как стимулов, целей и принципов взаимодействия, сходные внешние и внутренние приоритеты, прежде всего стремление к более справедливому мировому порядку; неблоковый характер; ненаправленность против третьих стран, так и его организационных форм. БРИК фактически унаследовал от РИК и поэтапную эволюционную схему: «от неформальных межмидовских встреч, через специальные форумы глав внешнеполитических ведомств к отдельно проводимым саммитам и поэтапной отраслевой диверсификации консультационных механизмов». Добавим, что регулярные встречи и конференции ученых, с 2001 г. ведущих экспертное сопровождение взаимодействия в РИК, становятся традицией и в системе БРИКС.
Итак, в 2006-2007 гг. в БРИК была активно начата работа по запуску межмидовского диалогового механизма. В марте 2008 г. в Бразилии прошла встреча заместителей глав внешнеполитических ведомств. В результате в мае 2008 г. министры иностранных дел провели первую, уже отдельную и специально подготовленную встречу в Екатеринбурге, которая впервые завершилась подписанием совместного коммюнике. 9 июля 2008 г. диалог БРИК был выведен и на высший уровень на полях встречи «большой восьмерки» в Японии свою первую неформальную встречу провели Президент Бразилии, Президент РФ, Премьер-министр Индии и Председатель КНР.
В сентябре 2008 г. на очередной встрече глав МИД четырех государств в Нью-Йорке стороны обсудили вопрос о проведении на этот раз специально подготовленного четырехстороннего саммита, который прошел бы отдельно от каких-либо форумов. Первый специальный саммит БРИК состоялся в июне 2009 г. в Екатеринбурге. По его итогам было принято Совместное заявление, было решено через год провести очередную встречу глав четырех государств. Она прошла в апреле в 2010 г. в Бразилии. В принятом совместном документе было, в частности, отмечено, что за короткий срок в БРИК образованы либо готовятся к старту секторальные диалоговые площадки уже примерно в 10 отраслях, сельском хозяйстве, банковской сфере, по линии антимонопольных, судебных ведомств, в рамках делового сообщества, структур по
Иллюстрацией такой, по существу, отраслевой диверсификации четырехсторонних консультаций, стал уже целый ряд форумов. В дополнение к межмидовским трижды 2008-2009 гг., Сан-Пауло, Хоршем, Стамбул отдельные встречи в связи с проблемами кризиса проводили министры финансов БРИК. Обсуждались в том числе различные вопросы реформирования и совершенствования международной финансовой системы и выработки соответствующих консолидированных позиций. В конце мая 2009 г. в Москве прошла встреча ответственных представителей стран БРИК, ведающих вопросами безопасности. А спустя три месяца в Казани провели консультации руководители антимонопольных ведомств четырех стран. Запущена переговорная площадка по линии сельскохозяйственных ведомств, а также деловых сообществ. Регулярный характер приобретает диалог академических кругов, задачей которого является выработка научных рекомендаций для развития сотрудничества. Представители крупнейших «мозговых центров» БРИК/БРИКС в канун проведения встреч высших руководителей собирались дважды в 2010 г. в Бразилии и в 2011 г. в Китае.
Заметным шагом в развитии взаимодействия стал третий официальный саммит, теперь уже БРИКС, прошедший в середине апреля 2011 г. в китайском г. Санья. Подтвердив плодотворный характер сотрудничества, стороны выразили намерение широко и активно развивать его и впредь, наметили для этого целый ряд конкретных мер. Составной частью принятой совместной Декларации стал План действий, «закладывающий» как сказано в документе, «основы сотрудничества». Помимо активизации ранее уже принятых программ и направлений сотрудничества, безопасность, финансы, сельское хозяйство и т. д. План предусматривает дать старт диалогу в ряде новых сфер таких, как здравоохранение, сотрудничество породненных городов и местных администраций, совместные торгово-экономические исследования. Кроме того, определены области, где возможности сотрудничества будут глубоко и предметно изучаться, культура, спорт, «зеленая экономика», научно-техническая и инновационная кооперация, в том числе в фармацевтическая отрасль. Важным итогом переговоров лидеров «пятерки» в г. Санья стали договоренности в финансово-экономической сфере, достижению которых способствовала, в частности, непосредственно предшествовавшая саммиту очередная встреча министров финансов и руководителей банковских сфер.
Первым практическим шагом на пути «ухода от долларовой зависимости», «запуском первого межправительственного проекта сотрудничества» авторитетные эксперты назвали подписанное в Санья «Рамочное соглашение механизма межбанковского сотрудничества в рамках БРИК». Ключевым положением документа стало декларированное намерение использовать национальные валюты стран «пятерки» во взаимных торгово-экономических, инвестиционных расчетах и кредитных операциях. Таким образом, Соглашение служит началом практической реализации Меморандума о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития стран-участниц, который был подписан в 2010 г. в Бразилии. Речь идет о том, что государства БРИКС намерены не только расширять масштабы расчетов в национальных валютах, но и, как отмечают специалисты, «активно вести сотрудничество по проектам, продвигать инвестирование и финансирование в
Кроме того, на состоявшейся в канун саммита здесь же в г. Санья встрече министров экономики и торговли «пятерки» было принято решение о создании Контактной группы, отвечающей за анализ нынешнего состояния и перспектив торгово-экономического сотрудничества между странами БРИКС. В ее задачу будет также входить «разработка механизма и конкретных мер в целях расширения экономического взаимодействия» как формате БРИКС, так и в более
Таким образом, в ходе своих уже нередких переговоров и консультаций представители пяти стран обсуждают глобальные вопросы взаимодействия как в экономической, так и политической сферах. В совместных заявлениях и декларациях высших и других руководителей БРИК/БРИКС нашли отражение в дополнение к перечисленным выше такие уже реализуемые и перспективные направления, как противодействие финансовому кризису, реформирование мировой финансово-экономическая архитектуры, включая улучшение международной торговли и инвестиционного климата, а также увеличение помощи беднейшим странам. Стороны намерены сотрудничать по проблемам продовольственной и энергетической безопасности, повышения энергоэффективности и противодействия изменению климата и стихийным бедствиям. Важными сферами неизменно и традиционно декларируются: поддержание более демократического и справедливого многополярного миропорядка, многосторонней дипломатии при центральной роли ООН, усилия по борьбе с терроризмом во всех его формах.
Плодом еще недолгой истории сотрудничества в БРИК уже стало перераспределение 5 процентов голосов в МВФ и 3 процентов во Всемирном банке в пользу новых и развивающихся экономик. О первых результатах в деле экономического взаимодействия непосредственно «внутри» БРИКС, связанных с подписанным Меморандумом о сотрудничестве крупных банков, было сказано выше. В перспективе речь, по существу, может идти не только о мерах, обеспечивающих двусторонние экономические связи между странами «пятерки», но и шагах в направлении создания механизма финансирования в БРИКС многосторонних совместных проектов.
Предпосылки сотрудничества и сдерживающие факторы.
Понятно, что для анализа перспектив БРИКС в качестве той или иной модели взаимодействия весьма актуален вопрос об имеющихся предпосылках, иными словами, о факторах, сделавших возможным старт сотрудничества «четверки» и благоприятствующих дальнейшему
Ряд предпосылок, составляющих интегрирующую основу сотрудничества, отражен в упомянутых выше, а также других совместных документах в заявлениях саммитов БРИК/БРИКС (2009-2011 гг.). Совместном коммюнике глав внешнеполитических ведомств «четверки», в документе, принятом министрами финансов стран БРИК в марте 2009 г. При этом оговоримся, что приводимые ниже факторы «сходства расхождений» касаются в основном «классической четверки» БРИК. Однако в целом они, на наш взгляд, вполне могут быть распространены и на пятисторонний формат.
Во-первых, речь идет об общности, сходстве или совпадении позиций по основным проблемам современности. Стороны отстаивают общие для каждой из стран приоритеты полицентричного мира, построения новой, более справедливой экономической архитектуры, центральной роли ООН, нерушимости норм международного права, неприменения силы и коллективного способа ведения мировых дел. Интегрирующим фактором являются совпадающие либо близкие подходы к вопросам обеспечения международной безопасности в самых разных ее измерениях, включая новые угрозы и вызовы. Исходя из этого, достаточно очевидно, что страны БРИК/БРИКС придерживаются сходных взглядов на геополитические и геоэкономические возможности для каждой из них, которые потенциально проистекают из объединения усилий в рамках неформальной структуры взаимодействия.
Во-вторых, важной сближающей предпосылкой является то, что в каждой из стран традиционной «четверки» решаются сходные по своей общей векторной направленности внутренние и внешние задачи возрождение и подъем социально-экономических комплексов, сохранение самоидентичности, обретение в рамках процессов глобализации достойного места на экономической и политической карте планеты.
В-третьих, на протяжении последних лет демонстрировались общие для «четверки» БРИК устойчиво высокие, прежде всего, в сравнении со среднемировыми темпы развития; это, собственно, послужило поводом для выделения стран БРИК в отдельную категорию крупных и влиятельных уже сегодня, но главное, быстро поднимающихся держав, на которые приходится значительная доля роста мировой экономики. Сохранение опережающих темпов, возврат к прежней динамике в посткризисный период объективно служат импульсом к поиску точек соприкосновения и к консультациям в возможных случаях расхождения
В-четвертых, предпосылкой, послужившей катализатором взаимодействия, прежде всего в сфере мировых финансов, представляется схожесть подходов к проблемам мирового экономического и валютно-финансового кризиса. Сложность задач, стоящих на пути рационального реформирования международных финансовых институтов, за которое, наряду с рядом других стран, скоординировано выступают страны БРИК/БРИКС, предопределяет необходимость в длительном и непрерывном характере такого взаимодействия.
В-пятых, страны «четверки» сближает позитивное развитие межгосударственных двусторонних отношений внутри формата БРИК/БРИКС. Практически каждая из пар таких отношений носит характер стратегического партнерства. Дальнейшее его развитие способно стать опорой многосторонней формы взаимодействия.
В-шестых, сближающим фактором является реально существующая взаимодополняемость экономик; наиболее очевидно данный фактор проявляется в высокой обеспеченности ресурсами одной группы стран РФ, Бразилия и потребностями в них другой. При рациональном подходе к сочетанию взаимных интересов на основе внедрения инноваций, поиска современных интеграционных форм экономическое сотрудничество сулит хорошие перспективы. Не случайно, объемы двустороннего товарооборота между странами БРИКС в последние годы росли опережающими темпами. К примеру, в 2011 г. торговля РФ с КНР и Бразилией взросла на 50,3 % и почти 29 % соответственно. А торговля Китая с Индией, Бразилией, ЮАР увеличилась в 2011 г. соответственно на 42,4 %, 47,5 и 59,5 %.
И, наконец, предпосылки развития взаимодействия в БРИК/БРИКС связаны с упомянутыми выше совместными заинтересованностями в других пересекающихся международных форматах, прежде всего в РИК. Общие интересы, давшие старт в 2001-2002 гг. взаимодействию в РИК, во многом были перенесены с учетом особенностей других партнеров и в формат БРИК. Это относится и к другому международному формату «Индия, Бразилия, ЮАР».
Однако очевидно, что наряду со сходством, между странами «четверки» или «пятерки» существуют и серьезные различия. Именно поэтому существуют объективные лимиты и ограничения сотрудничества в БРИКС: особенности географического расположения: отдаленность Бразилии, а теперь и ЮАР, в числе прочего объективно сужает повестку дня регионального взаимодействия «пятерки»; не имеющие критического характера, но, тем не менее, реально существующие культурно-цивилизационные и религиозные различия, которые могут сказываться, в том числе, на формировании атмосферы необходимого доверия, причем их преодоление требует длительной и сложной работы; особенности избранных моделей внутреннего устройства, способов управления обществом и экономикой; имеющиеся, а также потенциальные проблемы двусторонних отношений, в частности ряд нерешенных вопросов китайско- индийских отношений; потенциальные вызовы, связанные с возможным нарастанием диспропорций в развитии отдельных стран БРИКС, в том числе под воздействием глобального кризиса, что чревато утратой достаточных стимулов к сотрудничеству. Снижение взаимных заинтересованностей может быть связано с пробуксовкой или гипотетической утратой актуальности тех или иных совместных инициатив; подспудное противодействие Запада, роль и зоны влияния которого объективно сужаются по мере экономического развития самих стран БРИКС и тем более при их активном взаимодействии.
В перспективе, как представляется, формат БРИКС будет формироваться под разнонаправленным воздействием положительных предпосылок с одной стороны, и вызовов, лимитов, ограничений с другой. Однако нюансы и тенденции развития могут зависеть от оценок и подходов к взаимодействию каждого из участников «пятерки».
Особняком стоит группа факторов, которая касается лимитов не столько на интеграционные возможности структуры БРИК/БРИКС, сколько на потенциал и реальные перспективы ее глобального влияния и доминирования. Не секрет, что на фоне впечатляющих абсолютных цифр экономического роста и других показателей по ряду позиций страны БРИК, речь в данном случае вновь о традиционной «четверке» находятся на весьма низком уровне. Так, по показателю ВВП на душу населения Индия, Китай, Бразилия и Россия в 2011 г. находились на 95-м, 137-м, 55-м и 54-м местах в мире соответственно. Немногим лучше обстоят дела с таким важным показателем, как индекс человеческого развития 119-е, 89-е, 74-е , 65-е места в мировом рейтинге. И даже согласно прогнозам на 2050 г., когда по абсолютным объемам экономики «четверка» будет лидировать, по среднедушевым показателям ВВП Бразилия, Китай и Индия будут занимать все еще неблизкие от лидерства места соответственно 11-е, 12-е и 17-е. Иными словами, выдвижение в мировые лидеры по этим позициям потребует значительно большего времени и ресурсов.
Многие эксперты в данном контексте указывают, прежде всего, на качество экономического роста в странах БРИК, на их сохраняющуюся зависимость от западных технологий и инноваций. Подчеркивается и тот факт, что в странах БРИК существует весьма условное, если не сказать смутное представление о том, что конкретно группа может предложить мировому сообществу взамен существующей повестки дня, а главное готова ли она, отстранив традиционных лидеров, реально взять на себя бремя ответственности за ведение мировых дел.
Позиции сторон: основные положения.
Имея в виду совместные документы, принимавшиеся в формате БРИК/БРИКС, а также ряд положений, зафиксированных в последнее время в ходе тех или иных двусторонних переговоров внутри формата, можно констатировать, что в руководстве стран-участниц наблюдается высокая степень согласия по узловым параметрам взаимодействия, включая его цели, принципы и формы. Особенно важен солидарный тезис о том, что сотрудничество в БРИК/БРИКС способствует укреплению международных позиций каждой из участвующих стран.
Особое внимание хочется уделить характерным особенностям, своего рода оттенкам подходов каждой из стран к сотрудничеству в БРИК/БРИКС. Как свидетельствуют отечественные специалисты, интерес к развитию и «укреплению связей с Китаем, Россией и Индией» руководители Бразилии отчетливо декларировали еще в 1990-х годах до появления концепции БРИК. В 2002 г. в мире еще практически не слышали об акрониме, изобретенном в Goldman Sahcs, а бразильский президент, касаясь целей внешней политики страны, в частности подчеркивал, что динамично развивающиеся Россия, Китай, Индия страны, «похожие на Бразилию по размерам и потенциалу», стоят для нее в числе первых в котнектсе «поиска новых партнеров». О целесообразности развития связей в контексте БРИК президент Бразилии говорил и на ранней стадии дискуссий по этому вопросу, например, в ходе гостевых мероприятий в рамках заседаний «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
В более поздних заявлениях бразильских официальных лиц и экспертов отмечалось, что взаимодействие стран БРИК может быть вполне жизнеспособным, поскольку, по словам, к примеру, Президента торгово-промышленной палаты Бразилии и России Ж. Рамоса, у стран БРИК «много общего как в географическом, так и в макроэкономическом плане».