1.Стратегические цели и анализ внешней среды АО «Катавский цемент»
1.1. Разработка стратегических целей предприятия
АО «Катавский цемент» четко ставит перед собой цели, ориентированные на конечный результат. В корпоративной стратегии прописаны:
Миссия:
Миссия «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» - созидание в гармонии с природой, реализуется по всем направлениям деятельности:
? увеличивая объемы производства и инвестируя в новые мощности, мы создаем условия для массового жилищного строительства и способствуем улучшению условий жизни;
? пополняя бюджеты регионов присутствия Холдинга, мы вносим свой вклад в развитие их экономик и обеспечиваем рост благосостояния жителей;
? приобретая и развивая предприятия, мы создаем новые рабочие места и стабилизируем социальный климат;
? реализуя комплекс природоохранных мероприятий, мы ведем постоянный контроль состояния окружающей среды и способствуем улучшению экологической обстановки.
Миссией АО «Катавский цемент» является обеспечение рынка цементом высокого качества в России в условиях конкуренции на внутреннем и мировом рынках (рынках ближнего зарубежья), поддержка социального окружения.
Ценности:
Доверие клиентов
Мы работаем для того, чтобы сохранить нашу самую большую ценность - доверие клиентов.
Надежность
Сочетание прочной позиции на рынке, международный опыт и масштаб. Это - гарантия нашей силы и надежности.
Открытость
Ориентированы на открытое партнерство и сотрудничество, мы прозрачны и понятны обществу.
Универсальность
Предлагаем комплексные решения любого уровня сложности благодаря присутствию в различных сегментах рынка.
Команда
АО «Катавский цемент» силен единой командой профессионалов - знания, потенциал, энергия и творчество каждого делают команду специалистов сильной и уникальной.
Идентичность:
АО «Катавский цемент»- одно из ведущих предприятий Холдинга АО «ЕВРОЦЕМНТ груп», которое специализируется в области производства и поставки цемента различных марок, в т.ч. высокопрочного используемого на строительствах ядерных реакторов.
Видение:
АО «Катавский цемент» (АО «ЕВРОЦЕМНТ груп») является в первым в своем сегменте рынка.
Тактика:
– взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками и потребителями;
– постоянное совершенствование всех процессов, а также любой деятельности на предприятии на основе процессного подхода;
– систематическое обучение и повышение компетентности персонала всех уровней;
– формирование корпоративной культуры и системы мотивации, обеспечивающей вовлечение всех работников в решение задач предприятия;
– регламентация полномочий, прав и ответственности всех работников от директора до рабочего.
Высшее руководство обязуется обеспечить постоянное улучшение Системы менеджмента качества, предоставить необходимые ресурсы и создать условия, способствующие полному раскрытию творческих способностей и интеллектуального потенциала каждого работника.
Бренд АО «Катавский цемент».
Входящие в АО «ЕВРОЦЕМНТ груп» предприятия ведут свою деятельность под единым брендом и руководствуются единым подходом к работе с клиентами.
1.2. Анализ внешней среды предприятия
Макроокружение АО «Катавский цемент» является одним из самых важных факторов, позволяющих осуществлять эффективную деятельность предприятия. Таких факторов очень много, но самыми важными, которые могут повлиять на деятельность предприятия, можно представить в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Анализ макроокружения АО «Катавский цемент»
Факторы Проявление факторов Возможные последствия
1 2 3
Состояние национальной экономики Экономический рост, рост уровня доходов населения, снижение уровня инфляции, укрепление рубля, как национальной валюты. Рост покупательной способности, привлечение инвестиций, увеличение спроса на рынке жилья и как следствие увеличение спроса на цемент различных марок.
Политические факторы Политическая нестабильность, грядущие выборы президента и в Городскую Думу. Государственная политика направленная на увеличение темпов жилищного строительства и объемов предложения Благоприятный инвестиционный климат,
уменьшение экспорта капитала, привлечение иностранных инвестиций, ликвидация дефицита предложения на рынке жилья
Правовые факторы Разработка законодательной базы в области жилищного строительства: в поддержку ипотечного кредитования, развития социальных программ, направленных на увеличение Удовлетворение спроса на жилье экономического класса, увеличение объема продаж строительных компаний
Продолжение таблицы 1.1
1 2 3
доступного жилья
Социальные факторы Традиции, жизненные ценности, невысокий уровень культуры, недостаток навыков управления финансами Низкий уровень руководства, тяга к расточительству, преступность, коррупция
Технологические факторы Низкие расходы государства на науку и технику, низкий технологический уровень Низкое качество и высокая себестоимость продукции, увеличение импорта, низкий уровень производительности и конкурентоспособности предприятий
Oпределение основных факторов кризиса (внутренних и внешних)
Таблица 1.2 – Факторы (PEST-анализ)
Факторы
Внешние факторы
1.Cоциально-экономические Последствия финансового кризиса осени 2014-2015гг., рост безработицы (5,4% в январе 2019 года)[10] ;
Инфляция по итогам 2019 года, несмотря на все пессимистичные ожидания и эффект от повышения НДС, опустится ниже целевого уровня и составит 3,8% год к году. 2020-2021 годах произойдет смена фазы кредитного цикла, инфляция в этот период прогнозируется на уровне 3,0% в 2020 году и 4,0% в 2021 году. Согласно предыдущей версии макропрогноза, ведомство ожидало 3,8% и 4,0% соответственно. В сентябре 2019 года уровень инфляции в России составил -0,16%, что на 0,08 больше, чем в августе 2019 года и на 0,32 меньше, чем в сентябре 2018 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2019 года составила 2,26%, а в годовом исчислении - 3,99%.
В 2019 Россия занимает 8 место по уровню инфляции в мире.
Инфляция в России, как и во многих странах, рассчитывается на основе Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги. Примечательно, что в России этот индекс рассчитывается только с 1991 года, т.к. во времена СССР и плановой экономики официально уровень инфляции не рассчитывался. [9]).
– Низкий рост заработной платы в России;
– Высокое бремя налогов.
– Зависимость от цен на сырье и материалы, необходимые для выпуска готовой продукции.
Продолжение таблицы 1.2
1 2
2. Pыночные факторы – Снижение цен со стороны конкурентов на аналогичную продукцию.
– Нестабильность , не ритмичность поставок.
– Рост дебиторской и кредиторской задолженности.
– Ужесточение требований к качеству продукции.
Внутренние факторы
4. Факторы, связанные с производственной деятельностью – Неполное использование мощностей имеющегося оборудования (75-81%) из-за сезонных снижений на поставку готовой продукции - цемента ( с апреля по октябрь)
5. Факторы, связанные с инвестиционной деятельностью – Кредитные организации доверяют предприятию.
Провести анализ по Модели пяти сил М. Портера.
В таблице 8 представим оценку угроз со стороны товаров заменителей
Таблица 1.3 - Оценка угроз со стороны товаров-заменителей
Оценка Товары -заменители Итоговый балл Итоговая оценка
3 существуют и занимают значительную долю рынка - -
2 существуют, но только вошли на рынок их доля мала 2 средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей
1 существуют и занимают не значительную долю рынка - -
Таким образом, существует средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей
Далее рассмотрим уровень внутриотраслевой конкуренции.
Таблица 1.4 - Уровень внутриотраслевой конкуренции
Оценка Параметр оценки
Количество игроков Темп роста рынка Уровень дифференциации продукта на рынке Ограничение в повышении цен
3 высокий уровень насыщенности рынка Стагнация или снижение объемов рынка Компании продают стандартизованный товар жесткая ценовая конкуренция
2 средний уровень насыщенности рынка (3-10) замедляющийся, но растущий товар стандартизован по основным параметрам, но отличается по дополнительным преимуществам есть возможность повышения цен только для покрытия роста затрат
1 низкий уровень
(1-3) высокий продукты значительно отличаются между собой всегда есть возможность повышения цен только для покрытия роста затрат и повышения прибыли
Итоговая оценка: 8 баллов
2
2
2
2
Таким образом, уровень внутриотраслевой конкуренции - средний уровень внутриотраслевой конкуренции
Далее проведем оценку угрозы выхода на рынок новых игроков
Таблица 1.5 -Оценка угрозы входа на рынок новых игроков
Оценка Параметр оценки
Экономия на масштабе при производстве товара Сильные марки с высоким уровнем значимости и лояльности Дифференциация продукта Уровень инвестиций для входа в отрасль
3 отсутствует низкий уровень низкий (окупаемость 1-3 месяца) низкий (окупаемость 1-3 месяца)
2 существует только у 2-3 крупных игрока держат существуют микро-ниши средний (окупаемость 6-12
Продолжение таблицы 1.5
1 2 3 4 5
нескольких игроков около50% рынка месяцев)
1
значимая 2-3 крупных игрока держат более80% рынка все ниши заняты высокий (окупаемость более года)
Итоговая оценка: 6 баллов
1
2
1
2
Таблица 1.5 - Оценка угрозы входа на рынок новых игроков (продолжение)
Оценка Параметр оценки
Доступ к каналам распределения Политика правительства Готовность существующих игроков к снижению цен Темп роста отрасли
3 полностью открыт нет ограничивающих актов игроки не пойдут на снижение цен Высокий
2
требует инвестиций гос-во вмешивается в деятельность отрасли крупные игроки не пойдут на снижение цен замедляющийся
1
полностью закрыт государство полностью контролирует отрасль при любом более дешевом предложении игроки снижают цену Стагнация или падение
Итоговая оценка: 8 баллов
2
1
3
2
Общая оценка по восьми параметрам угрозы выхода на рынок новых игроков составит: 6 +8 = 14 баллов - средний уровень внутриотраслевой конкуренции
В таблице 1.6 рассмотрим оценку рыночной власти покупателей.
Таблица 1.6 - Оценка рыночной власти покупателей
Оценка Параметр оценки
доля покупателей с большим объемом продаж Склонность к переключению на товары - субституты Чувствительность к цене Потребители не удовлетворены качеством
Продолжение таблицы 1.6
1 2 3 4 5
3 - более80% продаж приходится на нескольких клиентов товар не уникален есть аналоги всегда переключается на товар с более низкой ценой не удовлетворены ключевыми характеристиками
2
незначительная часть клиентов держит 50% закупок товар частично уникален есть отличительные черты важные для покупателя переключается на товар с более низкой ценой при значительной разнице не удовлетворены второстепенными характеристиками
1
объем распределен равномерно товар уникален аналогов нет не удовлетворены второстепенными характеристиками полностью не удовлетворены
Итоговая оценка: 8 баллов
3
2
1
2
Таким образом, оценка рыночной власти покупателей – средний уровень угрозы ухода клиентов.
В таблице 1.7 оценим рыночную власть поставщиков.
Таблица 1.7 - Оцениваем рыночную власть поставщиков
Оценка Параметр оценки
количество поставщиков ограниченность ресурсов поставщиков издержки переключения приоритетность направления для поставщика
2 незначительное, монополия ограниченность высокие низкая
1
широкий выбор неограниченность низкие
высокая
Итоговая оценка: 5 баллов
2
1
1
1
Таким образом, уровень влияния поставщиков средний.
Таблица 1.8 - Итоговая таблица
параметр Значение описание направление работ
угроза со стороны товаров-заменителей низкая Предприятие обладает уникальным предложением на рынке, наличие аналогов незначительное 1. Рекомендуется придерживаться стратегии укрепления уникальности товара и концентрироваться на таком целевом рынке, для которого важны уникальные характеристики. (придерживаться стратегии лидерства в определенной рыночной нише) – марки высокопрочного цемента; изготовление цветного цемента.
2. Основные усилия предприятие должно сосредоточить на построении высокого уровня знания товара и на построении осведомленности об уникальных особенностях товара.
3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков (Группа ЛРС; Lafarge; Сибирский цемент)
4. Снижать влияние ценовой конкуренции на продажи предприятия.
5. Акционную активность сконцентрировать на построении длительных отношений с покупателем.
6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов.
7. Требуются специальные программы для для VIP - клиентов и эконом-программы для потребителей, чувствительных к цене.
угроза внутриотраслевой конкуренции средняя Рынок предприятия является высоко конкурентным и перспективным. Отсутствует возможность полного сравнения товаров разных фирм. Есть ограничения в повышении цен.
угроза со стороны новых игроков средняя Присутствует риск входа новых игроков.
угроза потери текущих клиентов низкая Портфель клиентов обладает высокими рисками (при уходе ключевых клиентов - значимое падение продаж).
угроза нестабильности поставщиков средняя Стабильность со стороны поставщиков
Результаты проведенных исследований внешней среды (PEST– анализа) АО «Катавский цемент» показывают, что наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывает государство, формируя политическую обстановку и издавая законы, касающихся строительной отрасли.
2.Анализ внутренней среды и выбор корпоративной стратегии развития АО «Катавский цемент»
2.1. Анализ внутренней среды предприятия
Анализ внутренней среды
Сегодня АО «Катавский цемент» входит в один из крупнейших вертикально интегрированных холдингов не только России, но и Европы – Холдинг АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
Объектом исследования является: Акционерное общество «Катавский цемент».
Юридический адрес общества:
456110 г. Катав-Ивановск, Челябинской области, ул. Цементников, 1А
тел/факс (35147) 2-16-80, ОМПС 2-35-98, сбыт 2-40-31,
e-mail:katavcement@ katavcement.ru
Р/счет 40702810372250000067 в ОСБ №1662 г.Катав-Ивановска
К/счет 3010810700000000602; ИНН 7410005573, БИК 047501602
Основная производственная форма: Акционерное общество
Владелец: Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».
Округ: Уральский Федеральный округ.
Отраслевая принадлежность: промышленные и строительные материалы.
Способ производства: сухой.
Цель организации: извлечение прибыли.
Задача организации: Получение максимальной и стабильной прибыли от реализации цемента в условиях конкуренции на внутреннем и мировом рынках (перспектива) для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.
Направления деятельности организации:
? Производство цемента;
? Производство и реализация продукции производственно-технического назначения, оборудования, стройматериалов, товаров народного потребления;
? Формирование банка перспективных разработок и технологий и организация опытного производства;
? Финансовая, организационная технико-экономическая, сервисная, методическая помощь контрагентам по реализации товарной продукции и услуг;
? Консультационная деятельность;
? Информационная деятельность;
? Коммерческо-посредническая деятельность, торговая и торгово-закупочная деятельность, маркетинг товаров и услуг;
? Рекламная деятельность по развитию продажи собственной и реализуемой продукции, товаров и услуг;
? Внешнеэкономическая деятельность;
? Иная деятельность, не запрещенная законодательством РФ.
«Катавский цемент» выпускает цемент шести видов:
? ЦЕМ I 42,5H - портландцемент класса 42,5 нормальнотвердеющий;
? ЦЕМ II/A-Ш 32,5Б - портландцемент с минеральными добавками до 20%, класса 32,5, быстротвердеющий;
? ЦЕМ II/B-Ш 32,5H - портландцемент с минеральными добавками от 21 до 35%, класса 32,5, нормальнотвердеющий;
? ЦЕМ III/A 32,5H – шлакопортландцемент класса 32,5 нормальнотвердеющий;
? Цемент без минеральных добавок, нормированного состава ПЦ 400-ДО-H по ГОСТ 10178-85;
? Портландцемент тампонажный ПЦТ-II-50 ГОСТ 1581-91.
Номенклатура выпускаемой продукции АО «Катавский цемент» и сфера ее применения приведены в приложении А.
АО «Катавский цемент» находится в Челябинской области, Уральский федеральный округ (УрФО). Основные регионы отгрузки цемента – это Приволжский и УрФО (Челябинская область, Оренбургская область, Курганская область, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Омская, Свердловская, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ). Уральский федеральный округ (УрФО) характеризуется высокой концентрацией цементных производств:
АО «Сухоложскцемент» - выпуск цемента в 2019г. 1,9 млн. тн.;
АО«Невьянский цементник» - выпуск цемента в 2019г. 1,3 млн. тн;
АО «Уралцемент» - выпуск цемента в 2019г. 1.1 млн. тн;
АО«Горнозаводскцемент» - выпуск цемента в 2019г. 1,75 млн. тн;
АО «Сода» - выпуск цемента в 2019г. 0,7 млн. тн ;
АО «Катавский цемент» - выпуск цемента в 2019г. 1,60 млн. тн;
АО «Магнитогорский цементно-огнеупорный завод» - выпуск цемента в 2019г. 1,4млн. тн;
АО «Новотроицкий цементный завод»- выпуск цемента в 2019г. 1,2 млн. тн.
Структура потребления цемента представлена в приложении Б.
Основные регионы-потребители продукции АО «Катавский цемент»: Челябинская область, республика Татарстан и Башкорстан, структура потребления представлены в приложении В.