1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
1.1. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды
Основное значение в количестве правовых вопросов, сведенных с формированием философии права, относится к группе вопросов о соотношении права и власти. Приступить здесь надо с тезиса - Право требует власти.
Даже в обстоятельствах, когда правовые положения, нормы, принципы непосредственно отображают обстоятельства жизнедеятельности людей (как это присуще для реализуемого в мононормах естественного права в доцивилизационную пору), располагают их интересам и поддерживаются непреклонным обычаем-табу, религиозным верованием, - даже в данной закономерности потребны некие страховочные и снабжающие механизмы, которые гарантировали быв любых, в каких бы то ни было, нестандартных обстоятельствах твёрдость и неукоснительность действия права. Основу подобных механизмов формирует обусловленная сила, а их трудовую долю - власть. Понятие "власть" анализируется в довольно жёстком, ограниченном, а не в обширном смысле.
Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или же связанных с природой, демонстрирует, собственно, что функционально предназначены они по-разному, существует разделение их на виды:
-Права, нацеленные на удовлетворение нужд человека за счет ресурсов природы.
-Права, нацеленные на обеспечение охраны здоровья от негативного влияния окружающей среды.
-Права, служащие способами обеспечивания соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и области охраны здоровья от негативного влияния находящейся вокруг среды.
-Право принадлежности на природные ресурсы.
-Экологические права будущих поколений.
Прав, нацеленные на удовлетворение нужд человека за счет ресурсов природы.
К ним относятся право на благоприятнуюокружающую среду и права на природопользование. К данной разновидности прав относятся еще право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Права, направленные на охрану здоровья от негативного влияния окружающей среды.
В той степени, в какойнаходится здоровья человека в зависимости от состояния находящейся вокруг среды, к данной разновидности прав возможно отнести конституционные права на охрануздоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), на работу в условиях, отвечающих притязаниям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской Федерации), а еще на радиационную защищенность, установленное ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "О радиационной защищенности населения".
Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Данная разновидность прав довольно многочисленна, и в этом один из плюсов передового экологического законодательства. В нее входят права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного самочувствию или же имуществу человека экологическими нарушениями закона, на защиту находящейся вокруг среды от неблагоприятного влияния, вызванного домашней и другой работой, чрезвычайными обстановками природного и техногенного нрава, на возмещение вреда находящейся вокруг среде и др.
К этой группе относятся права, установленные, в частности, в ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды": создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; и др.
Установление права частной собственности на природные ресурсы, прежде всего на землю, создает правовые предпосылки для развития рыночной экономики. В соответствии ст. 36 Конституции Российской Федерации жители вправе иметь в собственности землю.
Соответственно ст. 40 Водного кодекса Российской Федерации в собственности гражданина или же юридического лица могут быть пруд, обводный карьер, находящиеся в пределах земляного участка, являющегося собственностью физического или же юридического лица, в случае если иное не установлено федеральными законами. С учетом специфики природных объектов как объекта права собственности недра, воды, леса, животный мир должны находиться преимущественно в публичной собственности, прежде всего государственной. Государство, обслуживающее человека, обеспечивающее его права и интересы, реализует свои полномочия собственника по распоряжению природными ресурсами с учетом экологических прав и интересов человека и под контролем граждан и их объединений .
Экологические права будущих поколений определяют развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Данная разновидность экологических прав ещё не приведенав подобающий вид в Российском законодательстве. В согласовании с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г., следуя рекомендациям и основам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и оперируя ими, видется важным и вероятным реализовать в Российской Федерации последовательный переход к стабильному развитию, обеспечивающий равновесное заключение социально-экономических задач и задач хранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения нужд сегодняшнего и грядущих поколений людей .
Радиационная защищенность косвенно предусматриваются Федеральным законом Российской Федерации "О радиационной безопасность населения". Радиационная безопасность населения определяется Законодательством как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Эти права презюмируются и Федеральным законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды". В согласовании с преамбулой он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие равновесное заключение социально-экономических задач, сбережение благоприятной окружающей среды, биоконтраста и природных ресурсов в целях удовлетворения нужд нынешнего и грядущих поколений, закрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечивания экологической защищенности.
В связи ссуществующей почти все года в Российской Федерации работ по эксплуатации большими количествами ресурсов недр, реальной делается опасность возможностям удовлетворения, необходимости грядущих поколений в данных ресурсах. Это событие предназначает надобность законодательного установления права грядущих поколений на благоприятную окружающую среду и создания правовых устройств его соблюдения и защиты.
1.2. Эколого-экономический механизм природопользования и организационные основы его реализации
Проблема соотношения власти и права проявляется одной из главнейших в философии права и одной из самых непростых в социальной практике. Для изучения данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти довольно парадоксально. С одной стороны, «право не может быть без власти», т.к. исключительно государственная власть по своему естеству способна снабдить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством свойских правоохранительных учреждений и институтов. С противоположной стороны, «власть проявляется антиподом права».
Характер потребностей человека в природе менялся по мере изменения, развития самого человека. Эти надобности – экологические (или физиологические), экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. В разнообразномнраве(природе) нужд человека показывается его биосоциальная суть.
Благоприятная окружающая среда определяется ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «об охране окружающей среды» как окружающая среда, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В юридическом смысле качество окружающей среды определяется установленными в правовом порядке нормативами (предельно допустимые концентрации вредных веществ в компонентах природной среды, воде, атмосферном воздухе и почве (ПДК) и иные нормативы).
Элементами правового механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды являются: экологические нормирование; эколого-техническая регламентация; стандартизация; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; планирование; лицензирование; сертификация; аудит; плата за природопользование; страхование; экологическое воспитание, просвещении е и образование; контроль и т.д.
Вместе с тем основой права на благоприятную окружающую среду являются не охранительные меры воздействия, применяемые при разнообразных нарушениях, а его позитивное содержание. Право на благоприятную окружающую среду обитания означает обеспеченную законом возможность пользоваться здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной средой (дышать чистым атмосферным воздухом, употреблять чистую питьевую воду, ходить по незагрязненной земле, плавать в чистых водоемах и т.д.) и находиться в благоприятной для жизни и здоровья среде обитания (места проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания, потребляемая и используемая продукция народного хозяйства).
Аспектами оценки надлежащего состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств считаются нормативные запросы по применению (изъятию) природных ресурсов, поставленные Федеральным Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды", актами земляного, горного, аква, лесного и другого природоресурсного законодательства.
Поддержание надлежащего состояния окружающей среды с целью сохранения видового контраста, удовлетворения эстетических и других нужд человека, гарантируется созданием наиболее охраняемых природных земель и объектов, рекреационных зон и других земель и установлением в законодательстве их правовых режимов .
Право на благоприятную окружающую среду - одно из базовых и всеобъятных личных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием обычных экологических, финансовых, эстетических и других критериев его жизни. Другие экологические права людей - настоятельно запрашивать предоставление актуальной, абсолютной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного самочувствию или же имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими законами, по существу работают способами реализации права на благоприятную окружающую среду
Уголовная и административная ответственность
В Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении экологических правонарушений и преступлений возможно обнаружить аналогичные составы по методикам описания диспозиций общепризнанных мерок. К этим составам возможно отнести, к примеру, ст. 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов" и ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ". И в том, и в ином случае обязанность начинается за несоблюдение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на всевозможных стадиях своей работы: проектировании, размещении, строительстве, вводе в использование, эксплуатации компаний и других объектов, с тем же различием, собственно что для квалификации действия как правонарушения, нужно наступления вредоносных последствий в виде немаловажной конфигурации радиоактивного фона, причинения вреда самочувствию человека, глобальной смерти животных или других тяжких результатов.
Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасности, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.
Гражданско-правовая ответственность
В случае если речь идет о возмещениивреда причиненного окружающей среде, то нужно говорить о гражданско-правовой ответственности. Как показывает судебная практика и научные информаторы, область использования гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные дела. Гражданско-правовая обязанность считается одним из видов юридической ответственности и вследствие того владеет всеми присущими ей признаками: вероятностью использования государственно-принудительного воздействия, а еще наказаний, являющихся мерами юридическойответственности .
Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав, либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная обязанность за нарушения, связанные с загрязнением окружающей среды начинается при несоблюдении трудовых, должностных обязательств. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации и надлежащими особыми нормативными актами локального характера - уставами, правилами внутреннего распорядка, корпоративным контрактом и т.п.
Не обращая внимания на то, собственно, что дисциплинарная обязанность считается автономным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней сотрудников, осуществивших дисциплинарный проступок, выразившийся в несоблюдении указаний экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица - работодателя к административной или же гражданско-правовой ответственности.