ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА
1.1. Бизнес - как экономическая система
Почти каждый человек хотел бы хорошо жить и ни в чём себе не отказывать. Многие думают, что бизнесмены зарабатывают большие деньги, но никто не задумывается, что успех зависит исключительно от усердного труда самого бизнесмена. Мы мечтаем об отпуске на Мальдивах, о безоблачной зарплате бизнесмена, но как мы можем вообще рассуждать о бизнесе и его прибыли, не зная даже его определения. Конечно, говоря научным языком терминов, это экономическая деятельность, но в чём она заключается и как не провалится на первых этапах её построения? В нашем мире нет чёткого понимания того, что означает слово «бизнес». Мы можем долго искать определение в книгах, интернете, но крайне сложно найти простое и чёткое определение. Еще несколько лет назад этим словом пользовались с некоторой осторожностью, во многих случаях даже избегали его, заменяя синонимами. Теперь же слово «бизнес» используют везде, где только можно. Особенно ярко это проявляется в сфере продаж, где почти к каждому продукту могут добавить слово «бизнес» с целью повышения продаж. По итогу получается путаница. Ориентируясь на название с приставкой «бизнес» большинство людей вообще не поймут, о чем идет речь. А все, кто смогут ответить, дадут очень неточные определения. Мы с вами постараемся вывести чёткое определение бизнеса и даже дадим пару советов начинающим бизнесменам.
Слово «бизнес» пришло к нам из западных стран, где предпринимательская деятельность имеет огромное влияние на жизнь. Поэтому слово «бизнес» получило очень широкое применение. Бизнес - это заключение сделок между людьми или между компаниями. Взаимоотношения государства и компании - так же бизнес.
Практически все открытия, изобретения также производились в предпринимательской среде в интересах бизнеса [1].
В России понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности появились 19 ноября 1986 года, когда в силу вступил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Следом за словом «предприниматель» в обиход вошло и слово «бизнес». До того оно не было востребованным и практически не применялось за ненадобностью. А потому можно считать, что слово «бизнес» в нашей стране появилось сравнительно недавно [1].
Предпринимательство и бизнес на Руси. Предпринимательство на Руси до XV было настолько хорошо развито, что даже в наше время многие методы и стратегии были заимствованы предпринимателями. Данные методики позволяли не только получать большую прибыль отдельными предпринимателями, но и вкладывать определенные денежные суммы в развитие государства. Именно поэтому бизнес тех времен подробно изучается, ведь для успешного ведения предпринимательской деятельности необходимо учитывать не только грамотное составление бизнес-плана, но и ошибки, допущенные другими бизнесменами. Начиналось все еще до крещения Руси. Уже в X веке прослеживалась тенденция объединения торговцев и промышленников вокруг больших городов, в результате чего выгодным оставалось положение и для предпринимателей, которые могли успешно развивать свою деятельность, а также в плюсе оставались и города, на развитии и процветании которых положительно влияла деятельность данных предпринимателей. С принятием крещения положение стало ухудшаться, но это не стало преградой для бизнесменов тех времён. Несмотря на то, что православие не одобряло предпринимательство, это ничуть не помешало его развитию. По итогу, к бизнесу подключились даже сами церкви, монастыри и храмы. В основном, подвалы и подсобные помещения церквей нередко сдавались в аренду для хранения промыслового и торгового инвентаря, а во многих монастырях налаживались производства различных товаров и изделий. Но производить товар – недостаточно: необходим и рынок сбыта. На Руси еще не было магазинов или больших частных лавок, и основная масса товара реализовывалась на ярмарках. Для торговли в таких условиях купцы объединялись в артели, так как такие формирования имели ряд преимуществ:
- в артелях существовала взаимовыручка: практически все финансовые трудности можно было решить с помощью поддержки товарищей по артели. Однако надо было быть готовым оказать взаимную помощь и отдать часть доходов в случае проблем у соседа;
- любое объединение нескольких людей – это увеличение уровня безопасности. На тот момент этот фактор был очень важен, так как торговцы периодически посещали другие страны и области. Одинокие путники на дороге всегда представляют потенциальную жертву для злоумышленников, а многочисленный и хорошо охраняемый караван мог успешно себя защитить;
- в артелях вся документация и касса находилась под централизованным управлением, за которое отвечал выбранный староста.
Удивительно, что именно тогда были заложены основы страховых обществ. Каждый участник артели был обязан платить в кассу определенную сумму, и если он по каким-то причинам терял своё имущество – ему полагалась компенсация из этих средств. Но так как эти взносы были регулярными, а «страховые случаи» были не такими частыми, средства постепенно накапливались. Из-за этого возникла необходимость каким-то образом заставить эти деньги работать на артель, в результате уже тогда появилось своеобразное кредитование и инвестирование. Как таковых банковских структур в те времена не существовало, но были ростовщики, которые проводили различные денежные операции, в том числе и с иностранной валютой. Именно ростовщики стали первыми кредиторами на Руси, однако проценты, под которые они давали ссуды, были слишком большими. Это привело к бунту 1113 года в Киеве и к погрому контор и домов ростовщиков, после чего государевым указом было запрещено давать ссуды более чем под 20%. В целом было много схожих с современными структур и способов заработка, в том числе существовали и подобия акционерных обществ. Они были выгодны как самим «учредителям», так и государству, которое в связи с такими успехами активно поддерживало предпринимательство на Руси [8].
Исходя из этого, слово «бизнес» в нашей стране пока что не имеет устойчивого характера. Его применяют, когда речь идет о предпринимательстве и обо всем, что с ним связано. Но чаще всего слово «бизнес» применяют для того, чтобы повысить ценность и значимость какого-то понятия, товара или организации [1].
Основные виды бизнеса. В зависимости от рода деятельности бизнес можно разделить на несколько категорий. Для открытия каждого из них потребуется наличие стартового капитала. Как правило, сумма первоначального взноса зависит от дохода, который приносит это дело. Выделяют следующие направления:
- торговля;
- питание;
- добыча;
- интернет;
- производство;
- услуги;
- инвестирование;
- недвижимость;
- финансы.
Каждое направление может быть как крупным концерном, так и относиться к
категории «малый бизнес» [2].
Для создания успешного бизнеса необходимо проанализировать основные его виды и выявить один, который несёт в себе наименьший риск убытков и представляет собой «стандартный шаблон» построения успешного бизнеса.
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение. Бизнесмены такого типа быстро привыкают к новым изменениям, обладают высокой приспосабливаемостью к любым условиям труда. Малый средний бизнес в основном отражает те черты рынка, которые выглядят слишком рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши – всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подстроить под себя и крупный бизнес. В США к числу малых предприятий относится более 6 миллионов компаний, каждая из которых формирует выручку до 10 миллионов долларов каждый год. В этих организациях задействовано больше трети всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу [3].
Законодательное закрепление малого бизнеса. В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены все возможные требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и максимальной выручке. Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года.
Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре [3].
Основные признаки малого бизнеса. В вышеуказанном Федеральном законе перечислены основные требования, по которым то или иное предприятие отбирается в необходимую категорию. Юридические лица не имеют все шансы владеть общей долей участников субъектов РФ, иностранных компаний, религиозных, благотворительных и социальных объединений выше 25%. Помимо этого, фирмой не могут обладать другие компании, не являющиеся субъектами малого среднего бизнеса, в сумме выше 49%. В 1 половине 2016 г. в РФ было сотворено в пределах 218.500 небольших компаний, в то время как базар покинуло 242.200 фирм. Всего год обратно желание была другой: в обмен одной организации, ушедшей с рынка, возникало 2 свежие компании. Наибольшее их численность в Центральном федеральном окружении – 1.636.987. Рекордсменом по количеству МСБ считается г. Москва: 451.979 микроорганизаций,170.000 коммерсантов: сравнимо с общественностью маленький европейской государства. В 1 половине 2016 г. в РФ было создано примерно 218.500 небольших компаний, в то время как рынок покинуло 242.200 фирм. Ещё в том году тенденция была другой: взамен одной организации, ушедшей с рынка, возникало 2 новых компании. Наибольшая их численность в Центральном федеральном окружении – 1.636.987. Рекордсменом по количеству малого среднего бизнеса считается г. Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сравнимо с населением небольшого европейского государства [3].
Основные направления малого бизнеса:
- строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
- программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
- дизайн помещений (10%);
- парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
- репетиторство (5%).
Проблемы малого бизнеса России:
- затруднённый доступ к поддержке, субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
- административные меры воздействия со стороны государственных органов;
- сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах;
- неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия большого количества ресурсов.
Отличие малого от среднего бизнеса. Малый бизнес - главным образом самозанятость или сезонный набор сотрудников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Фирма или же ИП локализован в одном населённом пункте и собирает незначительную выгоду. Средний бизнес – это неотъемлемое привлечение наибольшего числа сотрудников, вложений, интенсивных инвестиций средств в успешное развитие фирмы [3].
Впрочем, в реальное время более востребован средний бизнес. Состояние большого бизнеса в стране постоянно находится под пристальным наблюдением как государством, так и иных заинтересованных лиц. Крупный бизнес в РФ - это довольно объемное понятие. В него входят группа ряда компаний на базе конкретной технологии производства, управляющей фирмы, конкретной технологии производства, управляющей фирмы, определённой группы продукции, региональной направленности и собственников. Ключевым количественным показателем крупной фирмы является объём реализации продуктов и предложений, и численность работающих. Данные фирмы считаются ведущими налогоплательщиками, основными организаторами рабочих мест и основными участниками создания ВВП страны [4].
Крупный бизнес за счёт собственных объёмов и доли реализуемой продукции на рынке имеет возможность воздействовать на ценовую политическую деятельность и ассортимент продукции. Данное проявление монополизма ослабляет рыночную конкурентность, значит антимонопольная политика важна в отношении крупных фирм. Также следует обозначить, что крупные компании вносят значительный вклад в функционирование и становление множества промышленных производств, в том числе наукоемких, ресурсоемких и капиталоемких. Большие предприятия в силах самостоятельно улучшить разработку и глобальный выпуск конъюнктурной продукции, энергетического оснащения, автомашин, сельскохозяйственных машин и иной продукции. Помимо этого, крупный бизнес имеет возможность осуществить глобальную добычу полезных ископаемых и иного сырья. Это предопределяет как бы двоякое отношение государства к крупному бизнесу: с одной стороны, его пытаются регулировать с помощью антимонопольной политики, а с другой его поддерживают как основу для развития наукоемких ресурсоемких капиталоемких сфер [5].
Таким образом, бизнес - это экономическая деятельность, представляющая собой совокупность отношений между предпринимателями и покупателями, которая приносит прибыль и в то же время может терпеть убытки. Наиболее успешным видом бизнеса является малый бизнес. Но для того, чтобы построить успешный бизнес важно иметь грамотно построенный бизнес-план, о котором мы сейчас с вами и поговорим.
1.2. Методология разработки успешного бизнес-плана
Правильный бизнес-план считается основным документом при начале любой предпринимательской деятельности, потому что он позволяет определить идею и пути реализации бизнеса, нужные вложения и характеристики рентабельности
В экономике и менеджменте нет единого общепринятого шаблона написания бизнес-плана, все они считаются единичными и оформляются под каждый отдельно взятый старт-ап. Задача бизнес-плана структурировано отразить всю информацию о жизненном цикле бизнеса, его элементах, вывести стоимость проекта, время выхода на точку безубыточности и степень доходности [6].
Но, несмотря на индивидуальный процесс написания, есть стандартный образец составления документа, который содержит основные особенности:
Лицевой (титульный) оборот документа, на котором указаны данные учредителей, назван автор проекта, стоимость и суть его;
- резюме проекта, выделяющее инвестиционную привлекательность;
- аналитика рынка;
- главная идея проекта и краткое видение реализации;
- детальный маркетинговый план;
- разработанный производственный план;
- полный финансовый план на 3-5 лет;
- административно-организационный план;
- точный расчет рентабельности проекта;
- перечень рисков и гарантий;
- список необходимой нормативной документации;
- приложения.
Подход к написанию документа должен быть взвешенным и иметь нужную информационную основу – достоверный источник данных, на который можно будет уверенно опираться в построении сценария работы предприятия [6].
Титульный лист. Титульный лист считается обложкой и должен нести не эстетическую, а исключительно практическую функцию.
На нём необходимо разместить:
- название проекта. К примеру: «Проект производства шоколадных
батончиков с кусочками свежих фруктов «Сбалансированная ягодка»
- организационно-правовая форма проекта;
- название юридического лица или ФИО создателя проекта, контакты.
В случае, если таких лиц несколько, сделать перечень с указанием зон ответственности:
- автор проекта: Айнетдинова Э.А., учредитель, автор идеи, тел.: xx- xx-xx Соавторы: Кудинова Е.А. (специалист по финансам), тел.: xx-xx-xx Акопова Э.А. (специалист по маркетингу), тел.: xx--x-xx
- стоимость проекта, выраженная в сумме первичного капитала и аннотация проекта. К примеру: «Предоставленный документ содержит пошаговый бизнес-план создания и развития в течение трех лет интернет-магазина по продаже шоколадных батончиков со свежими кусочками фруктов «Сбалансированная ягодка», стоимость проекта 20 000 рублей. Окупаемость проекта 24 месяца»
- место, год создания: Ульяновск, 2018г.
Таким образом, лицевой оборот содержит краткую справку о проекте и его основных показателях [6].
Резюме проекта. Лаконичное отражение сущности предложения и всех
ключевых данных содержится в резюме бизнес-плана. Цель создания этого раздела - удержание внимания потенциального инвестора. Именно прочтение резюме определяет - будет ли уделено проекту внимание. Для этого необходимо включить в резюме следующую информацию:
- краткое описание идеи бизнеса, данные о ее своевременности на рынке, география влияния, срок реализации и окупаемости проекта и уровень его доходности;
- факторы, обеспечивающие ожидаемый уровень дохода, конкурентоспособность, жизненный цикл продукта [6].
Пример резюме бизнес-плана выше озвученного интернет-магазина по продаже сбалансированных шоколадных батончиков со свежими кусочками фруктов «Сбалансированная ягодка»
«Предлагаем к рассмотрению проект создания и развития Интернет-магазина «Сбалансированная ягодка» (не ограничено административной территорией РФ). Маркетинговые исследования, которые более отчётливо представлены в разделе «Анализ рынка», выделяют конкретные данные о востребованности среди российской аудитории 16-40 лет сбалансированного питания, подразумевающего собою шоколадного батончика с полезными фруктами, предназначенного для аудитории, занимающейся спортом или же соблюдающей правильное питание. В данный момент времени рынок сбалансированного питания включает в себя исключительно изделия с сушенными фруктами и горьким шоколадом, но ни одна компания в России ещё не занимается производством сбалансированных шоколадных батончиков с кусочками свежих фруктов. Конкурентоспособность и актуальность нашего предложения состоит в разработке различных видов батончиков с различными типами фруктов (к примеру, тропических), которые будут достаточно востребованы для населения людей, которые ведут здоровый образ жизни. Подобный план считается неповторимым и не имеет аналогов. Ожидаемые количественные показатели аудитории составляют 45% от проникновения Интернета в области. Основной финансовый продукт - продажа батончиков и различных ограниченных серий продукции (Ba&be New Year). Затраты на запуск проекта до момента выхода на точку самоокупаемости составляют 10 000. Срок реализации проекта 3 месяца. Ожидаемая точка безубыточности будет достигнута через 24 месяца, ожидаемый доход составляет 30 000 руб. мес. Собственный капитал составляет 5%, инвестиционный капитал 95% [6].
Аналитика рынка, обзор отрасли и её SWOT-анализ. Составляя эту главу, необходимо обговорить, что писать бизнес-план следует на основании качественных маркетинговых исследований и анализов, сделанных специалистами, что даст возможность обосновано подходить к продаже действительно сбалансированных батончиков.
Данный раздел бизнес-плана отображает важную информацию об отрасли, рынке, потребителе, рисках и пути развития, диктуемых тенденциями.
План главы таков:
- общая информация об отрасли, динамика развития, емкость, выраженная в финансовых показателях, тенденции и возможности рынка;
- основной состав (конъюнктура рынка), наиболее крупные игроки, их характерные черты и приоритеты в работе; определение конкурентных характеристик собственного продукта;
- создание портрета (портретов, если в оборот принимается несколько сегментов покупателей) потребителя, мотивов, которыми он будет движим при покупке;
- определение основных ценностей и якорных моментов, которые можно использовать для привлечения;
- определение наиболее продуктивных рынков сбыта (продвижения) и каналов продаж;
- выявление наиболее вероятных рисков в отрасли и пути их преодоления, перечень альтернативных решений. Как правило, данный раздел бизнес-плана занимает не менее 10% всего документа (6 - 10 страниц) сжатой информации, которая является фундаментом для дальнейшего построения расчетов и планирования. Если с подбором данных возникает сложность, то анализ рынка можно отдать на аутсорсинг профессионалам и включить в бизнес-план в качестве экспертной оценки [6].
Например, анализ рынка для «Сбалансированной ягодки» подразумевает широкомасштабное изучение пристрастий потенциальных покупателей полезных продуктов. Это делается для того, чтобы привлечь именно ту аудиторию, которая будет интересна потенциальному клиенту рекламодателю. А для такого изучения покупателя понадобится грамотный подход интервьюера.
В случае, если аналитика рынка производится для товаров массового применения, примеру, создание пивоваренной линии, то больше внимания уделяется динамике развития рынка и нынешней конкурентной среде, что потребует навыков экономического анализа. Само построение исследования во многом зависит от выбранного продукта, поэтому специфическим в каждом отдельном случае.
Основная идея проекта и описание реализации. Данный раздел документа представляет собой смысловой центр: тут сосредоточена сама идея бизнеса и краткое изложение се характеристик и реализации, описание жизненного цикла продукта, частота вторичных покупок, а также возможность создания дополнительных ассортиментных линеек, сегментирования основного предложения и прогноз видоизменения продукта вместе с развитием рынка.
К примеру, после описания идеи создания «Сбалансированных ягодок», следует раскрыть следующие вопросы: какая форма батончиков будет выбрана, как и где будет организована продажа и реклама, какие уникальные черты будут у этого необычного батончика, на какой срок рассчитана данная продукция и когда он потребует обновления, что и на каких этапах можно будет ввести в меню магазина для удержания интереса аудитории, как часто планируется поставка батончиков в магазины и на мероприятия [6].
Если эту же главу рассматривать в разрезе пивоваренной линии, то видоизменена она будет лишь в соответствии с продуктом: какое пиво будет выпускаться и чем оно должно привлечь потребителя. Ответом на этот вопрос могут выступать не только качественные характеристики самого пива, а фактором привлечения может быть и легенда торговой марки, например Тинькофф (Россия) или Львовское (Украина). Какие подвиды (ассортимент) пива планируется к выпуску, каков срок жизни будет у каждого из них, который будет центром продаж. Как станет видоизменена ассортиментная линейка по завершению первого жизненного цикла товара.
Конструкция бизнес-плана подразумевает, что после ознакомления с анализом рынка основной идеей, дальнейшее углубление в детали маркетинговой, производственной и административной организации не вызовет потенциальных инвесторов вопросов «Почему именно так им образом реализуется идея?». Ответ на этот вопрос должен содержаться в главе «Основная идея» и основываться на фактических рыночных показателях [6].