ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1. Определение понятия, форм и видов культурно – досуговой деятельности детей
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости и т.д. [17, с. 53].
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть [4, с. 21].
Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры [8, с. 6].
Некоторые ученые, занимающиеся изучением процесса досуговой деятельности, приходят к выводу, что отдельные группы населения не имеют соответствующего уровня знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени. К их числу можно отнести и дошкольников, не владеющих необходимой культурой использования свободного времени. Поэтому их досуг имеет стихийный характер [5, с. 12].
Обеспечить целенаправленность процесса детской культурно-досуговой деятельности возможно при условии наличия педагога, методиста по работе с детьми, ориентирующего свободное время детей на освоение культурных ценностей и предоставляющего им свободу в выборе занятий, исходя из их индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Основная цель методиста по работе с детьми - воспитание свободной, активно действующей личности ребенка через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребенка. В этом случае культурно-досуговая деятельность детей предстанет как планируемый и специально организованный педагогический процесс, направленный на повышение культурного уровня ребенка [16, с. 73]..
Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Основанием для этого определения выступает сам характер культурно-досуговой деятельности, который строится на добровольном желании ребенка и по его инициативе, с учетом интересов и потребностей, что делает процесс наиболее привлекательным и востребованным детьми [14, с. 24].
Оказывая влияние на духовный образ жизни ребенка, процесс культурно-досуговой деятельности обеспечивает необходимые условия для личностного развития ребенка, формирования его общей культуры. В нем нет строгой регламентации, он направлен на интересы и потребности самих детей. Перечисленные характеристики позволяют рассматривать культурно-досуговую деятельность детей как средство формирования их культурного уровня в разнообразных сферах деятельности [9, с. 7].
Формы культурно-досуговой деятельности детей весьма разнообразны. Традиционно в работе с детьми определены следующие ее разновидности: слушание музыки, обще-развивающие упражнения, игры, развлечения, праздничные утренники, подвижные игры, интеллектуальные программы, квесты, мастер-классы, субботники. В современной литературе традиционные формы дополнены такими видами, как отдых, самообразование, творчество [10, с. 14].
Дадим характеристику отдельным формам культурно-досуговой деятельности, используемым в работе с детьми в учреждении культуры. Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка и является одним из путей расширения кругозора детей в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят представления кукольных театров, участвуют в игровых развлекательных программах. Использование развлечений в процессе досуга расширяет сферу влияния на культурное развитие детей, способствует созданию у детей приподнятого настроения, воздействует на моральный облик ребенка, воспитывает в нем гуманные чувства. Привнесение в развлечения эмоциональных и занимательных моментов повышает интерес детей к предложенному содержанию. Содержание развлечений складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство, жанровые особенности, костюмы и грим актеров. От содержания зависит форма проведения развлечений. С детьми дошкольного возраста организуются разнообразные развлечения, вид которых определятся характером участия в них детей: развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, обычно готовятся и проводятся взрослыми, деятельность детей несколько ограничена и прослеживается в каких-то организаторских моментах (оформить зал, группу; изготовить атрибуты или пригласительные билеты); развлечения, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку (выступление, участие в спектакле, разыгрывание роли и др.), что положительно сказывается на формировании основ культуры личности; развлечения, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые, помогут родителям правильно заполнять свободное время детей, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, культурный досуг в семье [12, с. 18].
Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности: концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и забавы, внесение новой игрушки, инсценировки, игры-драматизации, кукольные спектакли, хореографические и оперные миниатюры [11, с. 8].
По содержательной направленности в практике досуговой деятельности представлена следующая классификация развлечений:
• театрализованные (все виды театров и театрально-игровой деятельности);
• культурно-досуговые развлечения детские познавательные (КВН, разнообразные викторины: о жизни и творчестве великих людей, о традициях и обычаях своей страны, экологические и др.);
• музыкально-литературные концерты;
• спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты и т. д.) [13, с. 32].
Для того, чтобы развлечения способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательное планирование. Оно составляется с учетом времени года, знаменательных событий и дат этого периода, программного репертуара, а также в соответствии с требованиями программы для детей каждого возраста.
Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для методистов учреждения культуры праздники являются неотъемлемой частью повседневной работы с детьми [15, с. 34].
М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников:
• народные и фольклорные: Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);
• государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);
• международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);
• православные (Рождество Христово, Пасха, Покров, престольные праздники и др.);
• бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении);
• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп) [7, с. 34]
Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына: известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник весны, Пасха, День Победы и многие другие); малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.); неизвестные (праздник часов, праздник цветов, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки и многие другие) [21, с. 71].
Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения