Глава 1. Теоретические основы изучения отклоняющегося поведения подростков
1.1. Понятие отклоняющегося поведения
Исследования поведения в социальной, педагогической и возрастной психологии, а также в педагогике и юридической психологии показали, что подростков присущи различные типы «нарушенного» поведения.
«Нарушенное» поведение - это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к так называемому нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное по-ведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребе-нок», «педагогически запущенный школьник», «ненормальное поведение», «ребенок с нарушениями в аффективной сфере», «делинквентное поведение», «отклоняющееся поведение», «аддитивное поведение», «отклоняющееся поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др.
До вхождения в научный оборот понятия «отклоняющееся поведение» для характеристики отклоняющегося от социальной нормы поведения упо-треблялось понятие «делинквентное поведение». Понятие «делинквентного поведения» было предложено Bennett J. Термин «делинквентное поведение» распространялся в зарубежной литературе, характеризуя провинность, психологическую склонность, «психологическую тенденцию к правонарушению» (Л. Доддер, X. Каплан, Ф. Регди, Ф. Фелдман, Б. Шелдон и др.). Оно обозначало мелкие правонарушения и проступки, не достигающие преступления (криминала), наказуемого в судебном порядке.
Делинквентное поведение характеризовалось агрессивноетью, лживостью, прогулами школьных занятий, бродяжничеством, крайним непослушанием, враждебностью к учителям и родителям, жестокостью к младшим и животным, то есть к более слабым по сравнению с собой живым существам, дерзостью и сквернословием.
Дадим так же определение «нормы».
Социальные нормы - это точка отсчета социального поведения личности, поскольку социальное поведение, прежде всего, поведение нормативно-социальное. Единицей социального поведения является поступок, который определяется как «действие человека, рассматриваемого в его отношении с социальными, в том числе этическими и правовыми нормами, принятыми в обществе». Человек обладает необходимыми обществу свойствами и чертами, если он усвоил требования, т.е. нормы, принял их и сделал внутренними регуляторами своего поведения. Эта адаптивная линия в становлении личности, которая отражает, по мнению А.Г. Асмолова, тенденцию общественной системы к сохранению, устойчивости, обеспечивает включенность общественного индивида в систему социальных отношений; и только на ее основе личность может прийти к индивидуализации, которая выражается в активном поиске дальнейших путей развития общественной среды, во вмешательстве в жизнь общества, в перестройке его нормативной системы.
Сложность определения понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. К примеру, нравственные нормы просто не могут быть раз и навсегда зафиксированы в абсолютно всех сообществах людей. Это легко можно объяснить. Во-первых, сообщества людей, как правило, имеют национальную специфику, а во-вторых, с течением времени они изменяются, модифицируются.
Какое поведение человека следует считать нормальным, а в каких случаях его можно расценивать как отклоняющееся?
Ответ на этот вопрос зависит от критериев нормы, ко¬торые приняты в сообществе людей в данный исторический период и в конкретных экономических и политических усло¬виях. Психологические особенности конкретного человека на¬ходят выражение в его поведении, отличающемся, как прави¬ло, от общепринятых взглядов. Чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. В отличие от большинства, которое ведет себя более или менее «нормально», встречаются люди «слишком» или «недостаточно» общительные, ответс¬твенные, организованные, спокойные и т. д. «Ненормальным» в обществе принято считать человека, поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. В связи с этим важно выделить критерии, харак¬теризующие норму психического здоровья:
- соответствие субъективных образов отражаемым объ¬ектам действительности, а также соразмерность и соответс¬твие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально¬волевой и познавательной сфер личности;
- способность к адаптации социальной среде и професси¬ональной деятельности;
- способность к самоуправлению собственным поведени¬ем, его изме-нению в зависимости от смены ситуации жизне¬деятельности, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;
- критический подход к жизненным ситуациям, ответс¬твенность за близких людей.
Причем далеко не всегда «ненормальное» поведение че¬ловека следует ква-лифицировать в социальном смысле как негативное. Поведение будет считаться негативным, если не только противоречит нравственным, религиозным, этничес-ким, правовым нормам доминирующей в обществе культуры, но и представляет опасность для самого человека или для ок¬ружающих. Иными словами, основной критерий негативного отклоняющегося поведения - нарушение условий безопасности - личной, общественной, государственной.
Безусловно, подобное отклонение происходит не всегда. К примеру, среди аномальностей можно выделить факт, когда «расшифровка» окружающего мира головным мозгом проис¬ходит у человека не так, как у других. Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки поступающих от окружающего мира сигналов связано с риском неправильной адаптации че¬ловека. Так обстоит дело у людей с нарушениями зрения, слу¬ха, обоняния, а также у тех, кто склонен воспринимать взгля¬ды и жесты других людей как враждебные или, наоборот, как благожелательные. Проблема может состоять и в изменении уровня сознания, связанного с его «помрачением», что может стать причиной различных галлюцинаций. Внимание к чело¬веку, как к девианту, могут привлечь также и эмоциональные нарушения, например, преувеличенные проявления грусти или гнева, безосновательные страхи или депрессия, неспособ¬ность преодолеть жизненный стресс, что ведет к уходу в себя и к разрыву нормального общения с другими людьми. Вряд ли в подобных, и достаточно многочисленных случаях, возмож¬но, говорить о негативном отклоняющем поведении. В этом от¬ношении «идеальной» нормы не существует. Обычно всякий человек в определенной степени ненормален: у отдельных лю¬дей некоторые свойства выражены сильнее, чем у остальных и такие люди нуждаются в психологической поддержке и помо¬щи в адаптации.
Здесь хотелось бы отметить очень важный с нашей точки зрения момент: чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам поведения (или проявления личности). А вот тоталитарные режимы предпочитают строго регламентировать поведение человека, жестко, а порой и жестоко его наказывать, если он допускает отклонение от предписанных норм.
При этом важно помнить, что норма - это некое идеальное образование, так сказать условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность, но в ней не существующий.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма».
Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или соци-альных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения.
Социальные нормы делятся на две большие категории: универсальные (они распространяются на каждого человека в данном обществе) и частные (они относятся и регламентируют определенную сферу человеческой деятельности, например, профессиональную - есть свои социальные нормы у врачей, у учителей и т.д.).
Самым расхожим для многих психологов и педагогов остается понятие «норма» как, во-первых, что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное к окружающей среде. Это так называемый статистически-адаптационный подход, в соответствии с которым выделяют признаки нормальной здоровой личности:
-интерес к внешнему миру;
-наличие смысла жизни, определенной жизненной философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
-существование иерархии ценностей;
-способность юмористически окрашивать действительность;
-целостность личности, адекватность ее реакций на изменение обстоя-тельств; сбалансированность основных нервных процессов (возбуждения и торможения), уравновешенность корковой и подкорковой деятельности;
-способность к установлению душевных контактов с окружающими;
-соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе;
-подчинение общественным целям, выбор законных средств для дости-жения личных целей и ряд других признаков.
Большинство психологов сходятся во мнении, что в рамки критериев абсо-лютно здоровой, гармоничной личности вписываются немногие. Как не-однократно подчеркивал выдающийся отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин, «гармоничные» натуры по большей части есть лишь плод воображения, и разница между душевно здоровыми и нездоровыми людьми, если брать во внимание границы здоровья и болезни, вовсе не так уж велика.
Таким образом, границы между нормативным и отклоняющимся от норм поведением в обыденной жизни оказываются размытыми. Поэтому довольно сложно дать исчерпывающую характеристику поступкам, которые не соответствуют привычным поведенческим требованиям. Наиболее употребительным является термин «отклоняющееся поведение». Однако множественность социумов и, соответственно, систем социальных ценностей (а также норм, правил поведения и т.п.) порождает великое многообразие представлений о том, что именно является девиацией, то есть отклонением от нормы.
Большинство отнесенных к отклоняющим негативных черт и странностей в поведении (озорство, рассеянность, неорганизованность, неуверенность в себе и др.) свойственны всем здоровым детям и проявляются в процессе общения. Они были отнесены к отклоняющим из-за распространенной тенденции рассматривать поведение учащихся, прежде всего с точки зрения выявления от-клонений.
Под руководством С.И. Андреева был проведен интересный эксперимент. К преподавателям и мастерам профессионально технических училищ обратились с предложением перечислить положительные и отрицательные ка-чества учащихся. Мастера назвали всего четыре положительных качества и двенадцать отрицательных, а преподаватели отметили семь положительных и пятнадцать отрицательных.
Все увеличивающееся число негативных черт в оценке поведения подрост-ков современными исследователями объясняется тем, что, не имея на руках достаточно доказанных в научном и прикладном плане форм и видов от-клоняющегося поведения, они начинают приписывать учащимся черты, которые не относятся к отклоняющим. Дело в том, что приписываемые учащимся характеристики их поведения определяются субъективными особенностями воспитателя, его практическим опытом, общей подготовленностью к аналитическому восприятию и сравнительному анализу. Известные стандарты обыденного восприятия часто не соответствуют истине, особенно тогда, когда необходимо вписать в них конкретного человека. Поэтому дать точную характеристику и однозначную классификацию типов абсолютно отклоняющегося поведения, видимо, невозможно.
Объяснение причин отклоняющегося поведения теснейшим образом связана с пониманием природы этого социально-психологического феномена.
В поведении человека сочетаются компоненты трех уровней - биологиче-ские, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них придается главное значение, в рамках той или иной теории определяются основные причины такого поведения. Выделяют три основные концепции девиаций: биологическая, психологическая и социологическая. Скажем, упоми-навшееся уже уголовно-антропологическое направление сформировалось в рамках биологизаторских концепций, объединенных названием «социал-дарвинизм». Сторонники этого направления, как пишет В.Ф. Шевчук, биологическое содержание главных дарвиновских понятий (естественный отбор и борьба за существование) перенесли на человеческое общество.
Таким образом, при определении характерных особенностей отклоняющегося поведения каждый исследователь исходит из какого-то одного, предпочитаемого им подхода к определению нормы. Так как нет возможности однозначно определить, что есть норма, то и в определении отклоняющегося по-ведения существует большое многообразие.
Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый че-ловек вырабатывает и реализует свою индивидуальную систему норм, которая частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о нормах, а частично может противоречить им. Из всей совокупности социальных норм человек усваивает лишь часть из. них, те, которые из общественного сознания перешли в индивидуальное сознание, осознаны им как необходимые.
1.2. Виды отклоняющегося поведения
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные яв-ления, которые группируются по нескольким основаниям:
1) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;
2) по значению последствий - негативные (вызывающие вредные послед-ствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;
3) по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп (напри-мер, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);
4) по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;
5) по длительности - единовременные и длительные;
6) по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.
Каждая форма девиации имеет свою специфику. Рассмотрим некоторые ви-ды.
Алкоголизм - разновидность наркомании, характеризующаяся болез-ненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков(психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов в случае хронического злоупотребления спиртным. Ранняя алкоголизация возникает чаще всего как одно из следствий делинквентности. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин сравнивали контингента школьников с нарастающей делин-квентностью: «трудных» в школе, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитанников специального интерната и совершивших уголовнонаказуемые в этом возрасте правонарушения. Было обнаружено, что число страдающих хроническим алкоголизмом возрастает от 0 до 26, а злоупотребляющих алкоголем от 14 до 59 %. Первые выпивки совершаются, как правило, тайком от взрослых со «своей» группой сверстников. Мотивами здесь служат и нежелание отстать от товарищей, любопытство, и ложно понимаемый путь к взрослости. Но при повторных выпивках может появиться новый мотив - желание испытать «веселое настроение», чувство расторможенности, самоуверенности и т. п. Тогда алкоголизация становится формой токсикоманического поведения.
Можно выделить три группы факторов, способствующих раннему приобщению к алкоголю:
1. Индивидуальные биологические и психологические особенности лично-сти, включающее в себя наследственную отягощенность алкоголизмом, органическую церебральную недостаточность, умственное недоразвитие, психический инфантилизм, психические заболевания; неврозы, акцентуации характера и психопатии гипертимного, неустойчивого, эпилептоидного и конформного типов.
2. Нравственная незрелость личности, определяемая нежеланием учиться и работать, узким кругом интересов, отсутствием духовных запросов и со-циально значимых установок, жизненной перспективы и сложной мотивации по-ведения.
3. Неблагополучная микросоциальная среда в виде неполной семьи, неблагоприятного климата в семье, низкого образования родителей, несостоя-тельности воспитания, пьяного быта в семье и асоциальной компании. Особенности школьного возраста с усиленным ростом и развитием организма, глубокими эндокринными сдвигами, формированием системы отношений, взглядов и ценностей увеличивают чувствительность растущего организма к патогенным влияниям социального и биологического порядка. Эти факторы являются основными характеристиками «группы риска», то есть детей и школьников, имеющих высокую вероятность возникновения разных форм асоциального поведения, в том числе и ранней алкоголизации и алкоголизма.
Риск возникновения алкоголизма и быстрое его формирование характерны для школьников с неустойчивым или эпилептоидным характером. От алкоголизации в компании они переходят к выпивке в одиночку, добывая деньги на спиртные напитки путем вымогательства, краж, грабежа [12, c.47]. Довольно быстро наступают психические изменения. У одних на первый план выходят возбудимость, взрывчатость с угрюмостью и неприязнью к окружа-ющим, у других - развязность, беспечность, цинизм. У всех ослабевают высшие эмоции, угасают социальные и бытовые установки, утрачивается честолюбие, способность к рефлексии и сопереживанию. Чувства становятся брутальными. Духовное развитие прекращается. Эти расстройства сами по себе неспецифичны и наблюдаются при психоорганическом синдроме любого генеза, но при алкого-лизме на фоне молодого возраста пациента они особенно рельефны. Созвучность переживаний проявляется лишь в отношениях с собутыльниками, да и то носит показной характер. Непьющие сверстники подвергаются осмеянию, третируются как неполноценные.
На практике между появлением признаков хронического алкоголизма и началом противоалкогольного лечения проходят годы. Общие принципы антиалкогольной терапии, проводимой в школьно-юношеском возрасте: чем раньше начато лечение, тем больше надежд на обратимость болезни, так как на первых порах становления хронического алкоголизма еще нет стойких изменений личности; лечение более успешно, если ему предшествуют или с ним сочетаются усилия, направленные на коррекцию личностных установок; лечение должно быть длительным (не менее 45 дней стационара), индивидуализи-рованным, комплексным - включающем кроме лекарств психотерапевтические и социально-реабилитирующие усилия.
Наркомания - зависимость человека от веществ влияющих на его психику.
Возникновение наркомании связано со стимулирующим или эйфоризирующим эффектом наркотика. Чем сильнее выражены такие эффекты, тем быстрее наступает формирование привыкания. Причины злоупотребления наркотическими веществами разнообразны. Опасность заболеть этим недугом возрастает при эмоциональной неустойчивости, у психически незрелых людей. Часто зависимость может возникать в результате экспериментирования, любопытства. Этому способствуют неправильное воспитание, дурной пример, давление нездорового окружения. Возможно развитие наркомании вследствие приема обезболивающих препаратов при выраженном болевом синдроме. Не-малую роль играет отсутствие строгого контроля над потреблением и произ-водством наркотических веществ в обществе. В зависимости от вида наркоти-ческого вещества выделяют опийную наркоманию, каннобиоидную, амфетаминовую, кокаиновую и наркоманию, вызываемую галлюциногенами. Возможно пристрастие к одному наркотическому веществу (мононаркомания) или к нескольким (полинаркомания). При развитой наркомании жиз-недеятельность организма поддерживается только при постоянном приеме наркотика, что ведет к глубокому истощению всех функций. При резком прекращении приема этого вещества возникает абстиненция. В большинстве случаев наркоманы умирают от передозировки, а также от СПИДа или гепатита. Многие из них кончают жизнь самоубийством. Наркомания наносит огромный вред не только самому больному, но и всему обществу в целом. Такой человек исключается из нормальной жизни, так как становится психическим и физическим инвалидом. Его интересует только одно - как достать очередную порцию наркотика. Ради этого больной способен на любое преступление.
Понятие часто связывают с частой сменой места жительства, хотя в действительности бродяги часто не меняют территорию проживания. Как правило, это одинокие люди, хотя встречаются и семьи. Образ жизни бродяг может быть различным, они ночуют в ночлежках, нанимаются на работу с предоставлением временного жилья, проживают в семье или с друзьями. Работники жилищного хозяйства и социальные работники считают, что проблему бродяжничества следует рассматривать не столько в контексте индивидуальной патологии, сколько с позиции отсутствия жилья. Ночные приюты, таким образом, служат лишь первым шагом к предоставлению постоянного жилья одиноким бездомным. Существует сильная связь между бродяжничеством и психическими заболеваниями.
Суицид. Это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийств. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешенных проблем, от самой жизни.
При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидальное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.
Говоря об отклоняющем поведении, нельзя обратиться к исследованиям крупного социолога Я.И. Гилинского. Он, в частности, отмечает, что многие трудности при изучении преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других форм отклоняющегося поведения возникают при попытках рас-сматривать их как относительно самостоятельные явления, со своими специфическими причинами, закономерностями, а следовательно, и методами противодействия со стороны государства и общества. Такой подход в значительной степени объясняется научной традицией и профессиональной специализацией, когда криминолог изучает преступность, нарколог - аддиктивное поведение, суицидолог - самоубийства. Между тем, различные виды девиантности имеют общую первопричину, взаимосвязаны между собой, проявляют общие закономерности, что, однако, не исключает специфические «видовые» особенности.
1.3. Особенности методов изучения отклоняющегося поведения
и специфика отклоняющегося поведения подростков
Отношения педагогов с трудными подростками нередко сводятся к запретительным, даже карательным мерам воздействия, которые не только не устраняют причин отклоняющегося поведения, но, напротив, способствуют развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. Вступая в самостоятельные трудовые и другие отношения при слабой, незавершенной общеобразовательной подготовке, подростки могут сталкиваться с непреодолимыми трудностями, порождающими все новые и новые проблемы. В качестве закономерного результата такого развития событий налицо интенсивный рост числа педагогически запущенных учащихся. Дети все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индиви-дуализма.
Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведе-ния подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обста-новка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников.
Актуальность проблемы предупреждения отклоняющегося поведения школьников определяется противоречием между педагогической коррекций – ее содержанием, формами, методами и сущностью психологических механизмов девиантного поведения.
Необходимо, чтобы при применении методов при изучении отклоняю-щегося поведения отвечало следующим принципам:
• принцип предупреждения (выявление школьников «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
• принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых про-грамм, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия);
• принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, мастера производственного обучения, педагоги, медицинский и социальный работники).
Методы изучения отклоняющегося поведения в социологии наряду с общенаучными (логика, ее основные процедуры, анализ, синтез, индукция, дедукция) включает специальные методы эмпирического исследования.
Установление истинности научных утверждений в результате их эмпириче-ской проверки (принцип верификации) является важнейшим принципом социологии. Принцип верификации обусловливают следующие особенности социологического метода:
а) эмпиризм (опора на социальные факты, наблюдения);
б) рационализм (ничего не брать на веру, всегда рассматривать как ги-потезу);
в) уклонение от анализа явлений, которые не могут быть представлены эм-пирически и проанализированы с помощью фактов.