Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профессиональный спорт в молодежной .

irina_k200 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.08.2020
Объектом данного исследования является профессиональный спорт как аспект социализации в молодежной среде Предметом данного исследования является отношение молодежи к профессиональному спорту (на примере смешанных единоборств). Цель данного исследования – на основе результатов социологического исследования выявить социологические факторы, обуславливающие отношение современной молодежи к профессиональному спорту. Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач: 1. Охарактеризовать понятие «профессиональный спорт» и подходы к его определению. 2. Разработать методологию и методику социологического анализа факторов, обуславливающих отношение молодежи к профессиональному спорту (на примере смешанных единоборств). 3. Выявить основные факторы, формирующие отношение к профессиональному спорту в оценках современной молодежи. 4. Проанализировать экспертное мнение о влиянии профессионального спорта на молодежную среду. 5. Проанализировать визуальную составляющую современного образа профессионального спорта (на примере смешанных единоборств); Теоретической и методологической основой являются труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых можно выделать следующие работы: Книгу Бергера П., Лукмана Т. «Социальное конструирование реальности, в которой смешанные единоборства рассматриваются как конструкторы окружающей действительности; книги Бурдьё П. о формах капитала, их характеристиках, свойствах и практическом смысле. Тело как символический объект потребления в массовой культуре был рассмотрен в третьей части с точки зрения теорий потребления Бодрийяра Ж., Веблена Т. и других авторов. Специфику единоборств, её влияние на психику и поведение молодых людей, подробно рассматривают Передельский А., Гагонин, С. Г., Труфанов, Д. О., Скороходов В.В., Копытова Ю. Тело как объект социологии рассмотрено в трудах Бодрийяра Ж., Спорника А.П., Гегеля Г.Ф., Ильина В., Алкемайера Т., Бутовской М. Л. Информационную базу исследования составили статистические данные Госкомстата. Большую помощь в анализе влияние профессионального спорта на молодежную сферу оказали результаты социологических исследований различных исследовательских центров и организаций, в первую очередь материалы мониторинга Всероссийского центра изучения общественного мнения. Эмпирическую базу исследования составили: 1.Материалы исследования «Социологический анализ факторов, обуславливающих отношение молодежи к профессиональному спорту (на примере смешанных единоборств)», проведенного автором данной дипломной работы. Генеральную совокупность исследования составили молодые люди, практикующие здоровый образ жизни. Выборка была проведена на основе одноступенчатого способа формирования с применением направленной выборки разделения генеральной совокупности. Объемом выборки- 300 респондентов. 2.Материалы экспертного опроса, проведенного с целью получения мнения экспертов о влиянии профессионального спорта на молодежную среду; Экспертами выступили сотрудники юношеской школы по смешанным единоборствам в г. Москве. В опросе приняли участие 10 экспертов. В качестве основного критерия отбора выступала степень компетентности экспертов (ученая степень, стаж работы по специальности, служебное положение); 3.Материалы визуального исследования «Профессиональный спорт в молодежной среде», проведенного в декабре 2019 года. Метод – анализ фотографий. Цель визуального анализа – рассмотреть семейные фотографии и на их основе осуществить анализ социального взаимодействия поколений в семье. В качестве источников информации используются социальные сети «Вконтакте» и «Instagram». Рассмотрению подлежали фотографии, размещенные случайными пользователями в социальных сетях, объединенных ключевыми словами «спорт», «спортсмен», «профессиональный спорт», «смешанные единоборства», «здоровый образ жизни». Отбор фотографий осуществлялся стихийной выборкой, которая формировалась с учетом общего числа фотографий, транслируемых в один хештег. Экономическая и проектная значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе эмпирические и теоретические обобщения дополнят, на наш взгляд, имеющиеся знания по проблематики профессионального спорта. Выводы и рекомендации, сформулированные в ходе проведенного исследования, могут представлять интерес для государственных и муниципальных служащих, специалистов при подготовке и внедрении программ популяризации профессионального спорта в молодежной среде. Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав (5 параграфов), заключения, библиографии и 3-х приложений (анкета, линейное распределение результатов онлайн-опроса, вопросник и транскрипты проведенного интервью).
Введение

Актуальность исследования. В связи с постоянными изменениями в социуме, физическая культура и спорт вновь приобретают свою популярность, а общество осознает необходимость ведения здорового образа жизни. В данном процессе также происходят изменения социальных норм, а молодежь является той категорией населения, которая наиболее остро реагирует на все изменения. Спорт и физическая культура являются составной частью социализации, которая также отвечает за формирование систему ценностей, норм, мотиваций, жизненной позиции и личностных качеств. В связи с этим, стоит также обратить внимание на сферу профессионального спорта. Современный спорт со временем перерос в профессию, сферу деятельности, в которой человек может построить карьеру. Актуальность данной темы подкрепляется тем, что профессиональный спорт является мотиватором для занятий физическими упражнениями населения страны. Его влияние распространяется на обучение физической культуре, технике движений, включает в тренировочный процесс спортсменов различной квалификации, способствует воспитание нравственных, волевых и физических качеств, организации и проведению массовых соревнований различного уровня, а также активно влияет на молодежь, способствует поддержанию её физического и духовного здоровья. Основное противоречие, лежащие в основе исследования, состоит в следующем: с одной стороны, профессиональный спорт выступает в качестве стимула для занятия физической культурой населения страны, делает спорт универсальным явлением, раскрывающим новые возможности человека, с другой стороны в нем сугубо спортивные проблемы теснейшим образом переплелись с образовательными, организационными, правовыми, социально-экономическими и политическими. В первую очередь это связано с коммерциализацией спорта, порождающей эксплуатацию спортсменов с целью политической, коммерческой и финансовой наживы, ущемлением их прав, использованием допинга, обеспечением безопасных для здоровья условий. Эти проблемы возникают, разрешаются, но часть из них остаются острыми и в настоящее время. Степень научной разработанности проблемы. Изучаемая нами проблема носит междисциплинарный характер и предполагает обращение к таким научным дисциплинам как социология, социология физической культуры и спорта, социология личности. На современном этапе изучение отношения к физической культуре и профессиональному спорту является проблемой, которая изучена только в отдельных ее составляющих. В частности, в большей мере к данной проблеме исследователи обращаются в контексте изучения здорового образа жизни и принципов его формирования. Возможно отметить работы Е.Л. Барановой , И.С. Колесниковой , А.В. Мартыненко и др. Изучением приоритетности спорта и спортивных мероприятий для молодежи занимались такие исследователи, как Ю.А. Зубок, В.И. Чупров , А.Е. Жигулин и др. Изучением проблемы в русле социологии спорта занимались И.И. Переверзин , Г.Е. Васькина, М.А. Захаров и др. В целом, как возможно отметить, проблема отношения молодежи к спорту и физической культуре является темой малоизученной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 8 1.1 Профессиональный спорт как объект социологического исследования 8 1.2. Методология и методика социологического анализа факторов, обуславливающих отношение молодежи к профессиональному спорту 18 Выводы по первой главе 25 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СПОРТУ В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 26 2.1. Основные факторы, влияющие на мнение молодежи о профессиональном спорте (на примере единоборств) 26 2.2. Экспертная оценка влияния профессионального спорта на молодежную среду 32 2.3. Визуальный анализ профессионального спорта по средствам социальной сети 35 Выводы по второй главе 41 Заключение 42 Библиография 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
Список литературы

1. Авдеев Н. Н. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие //М. Академия. – 2001. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/265/699/1219/Zaharov_M.A._Sotsiologiya_sporta._Uchebno-metodicheskoe_posobie.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 2. Айзенберг К. Футбол как глобальный феномен. Исторические перспективы / пер. с нем. Л. Кортуновой // Логос. 2006. № 3. URL: https://ruthenia.ru/logos/number/2006_02_53.htm (Дата обращения: 25.10.2019) С. 99. 3. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты //Теория и практика физической культуры. – 2003. – Т. 1. – №. 5. – С. 19-22. URL: http://teoriya.ru/sites/default/files/article-files/lubysheva_l.i.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 4. Бергер П. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. 1995 URL:http://socioline.ru/pages/p-berger-t-lukman-sotsialnoe-konstruirovanie-realnosti (Дата обращения: 25.10.2019) 5. Боярский М. Д. Об одной математической модели индивидуального ранжирования в игровых видах спорта //Наука сегодня: история и современность [Текст]: материалы. – 2017. – С. 8. URL: http://volconf.ru/files/archive/01_25.10.2017.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 6. Бритвина В. В., Седенков С. Е. Исследование соревновательной деятельности каратистов-юниоров методами математической статистики //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – Т. 2. – №. 5 (120). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21408281 (Дата обращения: 25.10.2019) 7. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии : Алетейя. 2005. URL: http://socioline.ru/files/5/39/sociologiya_socialnogo_prostranstva.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 8. Введенский Б. А. Большая советская энциклопедия. – 1953. С. 239 URL: http://bookre.org/reader?file=752380 (Дата обращения: 25.10.2019) 9. Вебер М. 1990. О некоторых категориях понимающей социологии. — Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 495-546. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/index.php (Дата обращения: 25.10.2019) 10. Вебер М. Объективность» социально-научного и социально-политического познания //Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. – 1990. – Т. 4. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/sociologija/veber_m_izbrannye_proizvedenija_1990/25-1-0-2231 (Дата обращения: 25.10.2019) 11. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. URL: http://www.library.fa.ru/files/Veblen.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 12. Веракса А. Н., Кондратичев А. Н., Рассказова Е. И. Апробация диагностического инструмента по выявлению роли феномена «спортивное удовольствие» в завершении спортивной карьеры //Психологическая наука и образование – 2016. – Т. 8. – №. 1. – С. 137-155. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n1/veraksa.shtml (Дата обращения: 25.10.2019) 13. Визитей Н. Н. Социология спорта: Курс лекций //К.: Олимпийская литература. – 2005. – Т. 248. URL: http://padaread.com/?book=86823 (Дата обращения: 25.10.2019) 14. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие //ПА Виноградов, ВИ Жолдак, ВИ Чеботкевич—Пенза. – 1995. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/265/699/1219/Zaharov_M.A._Sotsiologiya_sporta._Uchebno-metodicheskoe_posobie.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 15. Воронов Н. А., Авдеева С. Н., Аршинова Н. Г. Влияние спорта на становление личности //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – №. 1. – С. 317-319. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1516896&selid=24931791 (Дата обращения: 25.10.2019) 16. Гаджиев Ханлар Аляр оглы политические институты неоинституциональный подход и институциональный / Власть 2015 07 С. 134-139 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-instituty-institutsionalnyy-i-neoinstitutsionalnyy-podhod (Дата обращения: 25.10.2019) 17. Грецов А. Г. и др. Психологические проблемы молодых спортсменов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2017. – №. 7 (149). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/7-149-2017/p217-221.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 18. Деева Е. В. Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности //Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №. 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-sotsialnoy-uspeshnosti-yunoshey-v-protsesse-sportivnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 25.10.2019) 19. Дергач Е. А. и др. Выявление факторов успешности спортивной карьеры спортсменов лыжного и бегового ориентирования //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. – 2015. – №. 4 (34). URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/06/14/feaa31d5ce3cedbdd0a22b81ff6b0277/nauchnyij-zhurnal-vestnik-kgpu-im-vp-astafeva-2015-4-34.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 20. Дуглас Н. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики //М.: Фонд экономической книги «Начала. – 1997. – Т. 2. С. 19. URL: http://www.library.fa.ru/files/North.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 21. Жолдак В. И. Социально-педагогические основы производственной физической культуры. – 1991. URL: http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/socialno-pedagogicheskie-osnovy-proizvodstvennoj-fizicheskoj-kultury.html (Дата обращения: 25.10.2019) 22. Жук А. А. Трансформация институтов конкурентной среды в современных условиях //Terra Economicus. – 2009. – Т. 7. – №. 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-institutov-konkurentnoy-sredy-v-sovremennyh-usloviyah (Дата обращения: 25.10.2019) 23. Иванов Д. В. и др. Социология: учебник/под ред. ДВ Иванова.–Москва: Проспект, 2016.–320 с. – 2016. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392192168.html (Дата обращения: 25.10.2019) 24. Ильясов Ф. Н. Мотивация и активность футбольных болельщиков //Социальные исследования. – 2016. – №. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-aktivnost-futbolnyh-bolelschikov (Дата обращения: 25.10.2019) 25. Институциональная экономика / под ред. А.Н. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2009. URL: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2017/02/IE-Uch.posobie-2015.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 26. Ирхин Ю. В. Управленческий потенциал, возможности и пределы институционализма и неоинституционализма //Ars Administrandi. – 2014. – №. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskiy-potentsial-vozmozhnosti-i-predely-institutsionalizma-i-neoinstitutsionalizma (Дата обращения: 25.10.2019) 27. Исаев А. А. Спортивная политика России //М.: Советский спорт. – 2002. – Т. 2. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000968781 (Дата обращения: 25.10.2019) 28. Исаев О. В., Демьянова Л. М., Усенко С. В. Позиционирование футбольных фанатов на примере болельщиков футбольного клуба «Ростов» //Студент года 2017. – 2017. – С. 190-192. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18568 (Дата обращения: 25.10.2019) 29. Исаев О. В., Демьянова Л. М., Усенко С. В. Позиционирование футбольных фанатов на примере болельщиков футбольного клуба «Ростов» //Студент года 2017. – 2017. – С. 190-192. URL: https://eduherald.ru/pdf/2018/3-6/18568.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 30. Кравченко И. И. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. URL: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/41_Novaya_filosofskay (Дата обращения: 25.10.2019) 31. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 5. С. 3-23. URL: http://ecsocman.hse.ru/articles/j16075282/y1996/number23418788/ (Дата обращения: 25.10.2019) 32. Латышев Н. Г. Практикум футбольного арбитра //М.: ФиС. – 1977. URL: http://www.vniifk.ru/content/files/VSN/2016/VSN_4_2016.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 33. Латышев Н. Г. Судейство соревнований по футболу. – 1966 URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006325547 (Дата обращения: 25.10.2019) 34. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М. : ИЦ "Академия". 2001. URL: https://www.studmed.ru/lubysheva-li-sociologiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta_b6b5bf19bb6.html (Дата обращения: 25.10.2019) 35. Лукашонок И. В. Социологические исследования процессов институционализации //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – №. 3. URL: https://gum.narfu.ru/ (Дата обращения: 25.10.2019) 36. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества //Социо-Логос.–М.: Прогресс. – 1991. – №. 1. – С. 194-218. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2970 (Дата обращения: 25.10.2019) 37. Малиновский Б. Научная теория культуры пер. с англ. ИВ Утехина.-2-е изд., испр. – 2005. URL: https://klex.ru/ot9 (Дата обращения: 25.10.2019) 38. Малкина М.Ю., Логинова Т.П., Лядова Е.В. Институциональная экономика: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 258 с. – 57 с. URL: http://lib.volpi.ru:57772/csp/lib/PDF/578229299.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 39. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учебник //М.: ФиС. – 1997. URL: https://bms7.ru/custom/default/books/book1.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 40. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. URL: http://www.osdusshor.ru/biblioteka/metodika-trenirovochnogo-protsessa/matveyev-lp/osnovy-sportivnoy-trenirovki/ (Дата обращения: 25.10.2019) 41. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 393–461. URL: http://textarchive.ru/c-1391316-pall.html (Дата обращения: 25.10.2019) 42. Нил Ф. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений //Экономическая социология. – 2001. – Т. 2. – №. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polya-vlast-i-sotsialnye-navyki-kriticheskiy-analiz-novyh-institutsionalnyh-techeniy (Дата обращения: 25.10.2019) 43. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З.Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. С.17. URL: http://www.library.fa.ru/files/North.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 44. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – Оникс, 2011. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (Дата обращения: 25.10.2019) 45. Ориу М. Основы публичного права: Монография //М.: НИЦ ИНФРА-М. – 2013 URL: http://lawlibrary.ru/izdanie2246845.html (Дата обращения: 25.10.2019) 46. Дерюгин П. П., И. А. Баруздин, Цзинь Цзюнькай, М. В. Сивоконь, А. С. Шиляева Сетевая диагностика ценностей предпринимательства (по материалам эмпирического социологического исследования российских и китайских предпринимателей) //Дискурс. – 2017. – Т. 4. – С. 68-89. URL: https://discourse.etu.ru/assets/files/deryugin-p.-p.-baruzdin-i.-a.-czin-czyunkaj-sivokon-m.-v.-shilyaeva-a.-s.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 47. Павлова М. М. Влияние физической культуры и спорта на экономику и общество. //Редакциялы? ал?а: Редакционная коллегия. – 2017. – С. 259. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-ekonomike (Дата обращения: 25.10.2019) 48. Парсонс Т., Седов Л. А., Ковалев А. Д. Система современных обществ. Аспект Пресс. 1998. URL: https://topuch.ru/parsons-t-p-18-sistema-sovremennih-obshestvper-s-angl-l-a-sedo/index.html (Дата обращения: 25.10.2019) 49. Починкин А. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие. – Litres, 2017. URL: https://www.litres.ru/aleksandr-pochinkin/menedzhment-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta-uchebnoe-posobie/ (Дата обращения: 25.10.2019) 50. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. – Аспект Пресс, 1996. URL: https://b-ok.xyz/book/3075904/132208 (Дата обращения: 25.10.2019) 51. Рокич М. Природа человеческих ценностей //Свободная пресса. – 1973. – №. 5. – С. 20-28. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6339/ (Дата обращения: 25.10.2019) 52. Ролз Д. Теория справедливости. – URSS, 2010. URL: https://royallib.com/book/rolz_dgon/teoriya_spravedlivosti.html (Дата обращения: 25.10.2019) 53. Серова Л. К. Психологическая классификация видов спорта //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2018. – №. 1. – С. 302-306. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/11718 (Дата обращения: 25.10.2019) 54. Серова Л. К. Психологическая классификация видов спорта //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2018. – №. 1. – С. 302-306. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/11718 (Дата обращения: 25.10.2019) 55. Синютин М. В. Противоречия социальных практик современного спорта: опыт социологического анализа //Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры». – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2015. URL: https://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/sportivnaya_nauka_rosssii_materialy_vserossiyskoy_nauchno-prakticheskoy_konferencii_posvyashchennoy_90-letiyu_zhurnala_tipfk_3-5_dekabrya_2015.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 56. Смирнов В. А., Захарова А. В., Мамаева И. И. Медико-биологическое функциональное тестирование спортсменов и управление тренировочным процессом //Язык в сфере профессиональной коммуникации.—Екатеринбург, 2017. – 2017. – С. 224-228. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/48906 (Дата обращения: 25.10.2019) 57. Спенсер Г. Основания социологии. Т.2. СПб., 1898. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003511186 (Дата обращения: 25.10.2019) 58. Столяров В. И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения (Sport Science. Encyclopedia of life support systems)/Редактор В. И. Столяров. – М.: Издательство ЮНЕСКО, Издательство EOLSS, Издательский Дом МАГИСТ-ПРЕСС, 2011. С. 22-67 URL: https://www.akc.ru/rucont/itm/543092/ (Дата обращения: 25.10.2019) 59. Столяров В. Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция. – Litres, 2017. URL: https://www.libfox.ru/656756-vladislav-stolyarov-sotsiologiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-vvedenie-v-problematiku-i-novaya-kontseptsiya.html (Дата обращения: 25.10.2019) 60. Суслонов П. Е. и др. Социально-психологические аспекты феномена спортивного экстремизма //Теория и практика физической культуры. – 2018. – №. 1. – С. 13-15. URL: http://teoriya.ru/ru/node/7496 (Дата обращения: 25.10.2019) 61. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. М.: Праксис. 2002. URL: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3578208 (Дата обращения: 25.10.2019) 62. Шевченко О. А. и др. Сложности определения правового статуса спортивных судей //Актуальные проблемы российского права. – 2017. – №. 8 (81). URL: https://aprp.msal.ru/jour/article/view/617 (Дата обращения: 25.10.2019) 63. Ясавеев И. Г. Конструирование" не-проблем": стратегии депроблематизации ситуаций //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – Т. 9. – №. 1. – С. 91-102. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/917/825/1219/006-Yasaveev.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 64. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения: 25.10.2019) 65. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73038 (Дата обращения: 25.10.2019) 66. Федеральный закон от 28.02.2008 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75176/ (Дата обращения: 25.10.2019) 67. Diermeier D., Krehbiel K. Institutionalism as a Methodology // Journal of Theoretical Politics. 2003. Vol. 15. № 2. URL: https://nestorbook.ru/uDrive/file/2375/97152c146716470556bde12789d2d139 (Дата обращения: 25.10.2019) 68. Hall P. A., Taylor R. C. R. Political science and the three new institutionalisms //Political studies. – 1996. – Т. 44. – №. 5. – С. 936-957. URL: https://www.mpifg.de/pu/mpifg_dp/dp96-6.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 69. Harris J. C. Sociology of sport: Expanding horizons in the subdiscipline //Quest. – 2006. – Т. 58. – №. 1. – С. 71-91. URL: https://www.researchgate.net/publication/253799230_Sociology_of_Sport_Expanding_Horizons_in_the_Subdiscipline (Дата обращения: 25.10.2019) 70. Hart O. Firms, contracts, and financial structure. – Clarendon Press, 1995. URL: http://www.library.fa.ru/files/Hart-Firms.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 71. Malcolm D. The social construction of the sociology of sport: A professional project //International Review for the Sociology of Sport. – 2014. – Т. 49. – №. 1. – С. 3-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2014-04-001-malkolm-d-sotsialnoe-konstruirovanie-sotsiologii-sporta-malcolm-d-the-social-construction-of-the-sociology-of-sport-a (Дата обращения: 25.10.2019) 72. Milne J. S. An identity theory of role exit among soccer referees : дис. – Virginia Tech, 2006. URL: https://vtechworks.lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/29134/RefereeRoleExitDissertation1.pdf (Дата обращения: 25.10.2019) 73. Parsons T. The Social System. London. Routledge. 1991. Р. 38 URL: http://paei.wikidot.com/parsons-talcott-a-g-i-l-functional-imperatives-for-social-sy (Дата обращения: 25.10.2019) 74. Powell W. W., DiMaggio P. J. (ed.). The new institutionalism in organizational analysis. – University of Chicago Press, 2012. URL: https://www.press.uchicago.edu/ucp/books/book/chicago/N/bo3684488.html (Дата обращения: 25.10.2019) 75. Proios M., Doganis G. Experiences from active membership and participation in decision-making processes and age in moral reasoning and goal orientation of referees //Perceptual and motor skills. – 2003. – Т. 96. – №. 1. – С. 113-126. URL: https://www.pubfacts.com/detail/12705518/Experiences-from-active-membership-and-participation-in-decision-making-processes-and-age-in-moral-r (Дата обращения: 25.10.2019) 76. Rubtcova M. Институт и Институциональность Как Социологические Категории (An Institute and an Institutionality as Sociological Concepts). – 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/277815624_Institut_i_Institucionalnost_Kak_Sociologiceskie_Kategorii_An_Institute_and_an_Institutionality_as_Sociological_Concepts (Дата обращения: 25.10.2019) 77. Snyder E and Spreitzer E (1974/1980) Sociology of sport: An overview. The SociologicalQuarterly 15: 467–487. Reprinted in Sage G (ed.) Sport in American Society: Selected Readings. Reading, MA: Addison Wesley, pp. 15–33. URL: https://www.researchgate.net/publication/227714986_Sociology_of_Sport_an_Overview (Дата обращения: 25.10.2019)
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 1.1. Профессиональный спорт как объект социологического исследования Спорт является неотъемлемой частью развития современного общества, объединяя разные социокультурные группы: спортсменов, основная деятельность которых направлена на работу со своими физическими данными; тренеров, которые разрабатывают программы тренировок для своих подопечных; докторов, работающих при спортивных клубах; бизнесменов, которые вкладывают свои финансы на развитие команды и так далее. Как важный социальный институт, спорт выполняет различные функции, число которых стремительно растет. К наиболее важным функциям относятся: оздоровительная, досуговая, образовательная, нормативно-ценностная, институциональная, экономическая и т.д. Многообразие социальных проявлений спорта позволяет ему выступать в качестве институциональной формы и общественной практики социализации и воспитания индивида. Также, спорт стоит рассматривать как способ преобразования объективной реальности, а также механизма, который способен удовлетворить различные потребности, такие как: личностные и групповые, культурные и досуговые, а также общественные . Несмотря на все вышесказанное, на сегодняшний день, в трудах социологических деятелей, так и не сформулировано четкое однозначное раскрытие термина «спорт». В научных исследованиях, посвященных анализу спорта как социологического объекта и его сущности, раскрывается его многосторонность: спорт рассматривается в ракурсе сложного социокультурного феномена, который выполняет функции удовлетворения общественных потребностей различного характера, которые сопряжены с физическими и психическими показателями разных категорий граждан, воспитанием личностных качеств через спортивную социализацию; как важный социальный институт с присущими ему специфическими признаками, структурой и функциями; как специфическая социальная сфера взаимоотношений между различными субъектами спортивной деятельности, связанных друг с другом особыми ценностями, нормами и правилами поведения. Также, в научной литературе, спорт в настоящее время рассматривается как специфический вид профессиональной деятельности или особая профессия, статус представителей которой определяется специальными нормативно-правовыми актами. Как вид профессиональной деятельности, спорт можно охарактеризовать через призму действий спортсмена в соревновательной ситуации, которые в свою очередь, продуманы, соподчинены, целенаправленны и рациональны. В профессиональном спорте спортсмены постоянно физически и духовно совершенствуются, для того, чтобы достигать высокие результаты на спортивных состязаниях и получать вознаграждения . Отметим, что федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет спорт как сферу социально-культурной деятельности, совокупность видов спорта, сложившихся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Что же касается научных публикаций по спортивной тематике, то в большинстве из них спорт рассматривается как «соревнование людей между собой в морфофункциональных и психических возможностях» . Стоит отметить, что в своих работах, многие ученные, считают, что спортивная деятельность ориентирована не только на телесные практики, атлетическое мастерство, но и на соревнования в целом, не смотря на их направления. Анализируя спортивную деятельность, стоит отметить, что она характеризуется соревновательной и публичной демонстрацией отдельным спортсменом или командой своих профессиональных, спортивных навыков на определенном уровне, владения тем или иным мастерством, как правило, физического характера. К специфических характеристикам также относится наличие правил в сопряжении с четко сформулированными институционально- организационными или организационно- правовыми формами. Спортивное состязание - определенная деятельность или процесс, являющийся четко регламентированным и осуществляющимся по определенным правилам. Иными словами, рассматриваемая деятельность отличается институциональной организацией, что находит воплощение в наличии спортивного сообщества, являющегося официальным и характеризующегося общественным признанием. Чаще всего данная институциональная организация подразумевает наличие федераций, представляющих интересы определенных видов спорта. Перейдем подробнее к изучению профессионального спорта. На наш взгляд свое начало современный профессиональный спорт, как социальный феномен возник в период формирования в обществе капиталистических отношений. Стоит отметить, что в данный период так же возникает такое направление, как любительский спорт, а чуть позже и рабочий спорт. С точки зрения известного социолога К. Посьелло современный спорт - это совершенно новый продукт, который сформировался в эпоху Нового времени прежде всего в Великобритании, из-за воздействия факторов, которые возникли в этот период времени, включая в себя «своеобразные формы политической жизни, специфический тип взаимозависимости между социальными группами и особый строй эмоциональной жизни ». Главными предпосылками возникновения профессиональных спортивных практик являются возможности коммерческого использования талантливых спортсменов и , как следствие, возможность наиболее выгодно продать этот талант. Попытка сформулировать развернутое определение понятия «профессиональный спорт» была предпринята И.В. Понкиным и А.И. Понкиной. По мнению данных авторов, профессиональный спорт следует рассматривать как совокупность форм занятия спортом и сопряженных с ними видов деятельности и общественных отношений по поводу организации и систематического проведения органами публичной власти, спортивными и другими организациями спортивных, в том числе спортивно зрелищных мероприятий в целях получения экономической выгоды и (или) развития вида спорта. Профессиональные спортсмены принимают участие в указанной деятельности за определенное вознаграждение в виде материальных или нематериальных благ от организаторов таких мероприятий, их спортивных организаций, спортивных спонсоров и т.д. единолично или в составе профессиональных спортивных команд в целях достижения высоких спортивных результатов или спортивного пространства . Рассматриваемые особенности профессионального спорта выделяются и другими исследователями: так, с точки зрения А.С. Гонашвили, профессиональный спорт отличается от других видов спортивной деятельности тем, что он включает в себя спортивные практики не только в виде процесса; он определяется в первую очередь «прагматической целью спортсмена, декларируемой усилиями тренеров, менеджеров и различными организациями или спонсорами» . Отметим, что подобная трактовка профессионального спорта представлена и в рамках зарубежных исследований: так, Д. Панагиотопулус в качестве неотъемлемых компонентов профессионального спорта, отличающих его от других видов спортивной деятельности, выделяет характерную для профессионального спорта экономическую деятельность в соответствующей области в комплексе со свободным выбором спортсменами спортивной ассоциации, наличие соответствующей спортивной профессии, а также договорных отношений, специфического спортивного маркетинга и спонсорства . Если профессиональный спорт рассматривать с позиции института, то стоит отметить ряд функций, которые он выполняет, а именно: оздоровительная, зрелищная, коммуникативная, рекламная и др. Также, стоит отметить, что в социологии возникают споры о наличии оздоровительной составляющей в рамках профессиональной деятельности. Если рассматривать спорт в целом, то его оздоровительная направленность не вызывает сомнений, ведь занятие спортом доводит жизненно важные органы до оптимального уровня развития двигательных качеств, систем организма человека и т.д. С другой стороны, спорт отличается от других видов деятельности, способствующих укреплению человеческого здоровья, тем, что предъявляет наиболее серьезные требования к функциональным возможностям организма. Сильные физические нагрузки, характерные современному спорту несут больше негативный характер для здоровья спортсмена, истощая организм. По этому поводу высказалась известный отечественный специалист в области физической культуры и спорта Л.И. Лубышева: «представления о том, что спорт является едва ли единственным и главным фактором сохранения и укрепления здоровья, являются одним из устойчивых мифов, а также относятся к числу наиболее острых противоречий, сопровождающих развитие спорта в современном обществе ». Так же стоит отметить воспитательную функцию профессионального спорта. Она направлена на формирование у индивидов моральных ценностей и определенного мировоззрения. Основной целью деятельности профессионального спортсмена является достижение определенных успехов в том или ином виде спорта: спортсмен таким образом показывает определенные возможности человеческого организма, становясь при этом примером для подражания, особенно воздействуя на молодое поколение. Это обстоятельство позволяет нам рассмотреть спорт как целый, так и в профессиональной частности, как один из важнейших социальных институтов, который непосредственно участвуя в становлении личности, закладывая при этом конкретную программу ее поведения, благодаря которой реализуется осознание необходимости осуществлять целенапрвленную и настойчивую деятельность индивида для достижения наибольших результатов. Спорт, по мнению С.И. Гуськова, «выражает, утверждает, реализует соревнования, которое превращено важный фактор в различных сферах жизни ». Несмотря на это, стоит учитывать тот факт, что профессиональный спорт – это важный инструмент воспитания личности не только по отношению к вовлеченным занятием спортом индивидам. Благодаря спорту, индивид адаптируется к нормам и правилам, существующим в обществе, являясь при этом компонентом социализации. С помощью спорта, человек приобщается к ценностным установкам и ориентациям, которые установлены в конкретном социуме. Так же стоит отметить, что профессиональный спорт выполняет такие функции, которые не присущи стандартным социальным институтам. К таким функциям можно отнести: зрелищная, коммерческая и рекламная. Некоторые социологи считают, что профессиональный спорт – наиболее развитое направление развлекательной индустрии. Соревнования между профессиональными спортсменами считаются фактически «идеальным» видом зрелищ, так как исход состязания непредсказуем, а также характеризуется наглядностью достижения успеха, ведь победа происходит на глазах у публики. Таким образом, профессиональный спорт является механизмом воздействия как на производителей в лице тренеров и самих спортсменов, так и на потребителей (зрителей, болельщиков и тд.). Проанализировав ключевые характеристики современного профессионального спорта, мы пришли к выводу, что это разновидность спортивной деятельности существенно отличается от других направлений в спортивной практике. Несмотря на то, что профессиональный спорт основные критерии подчеркнул у любительского и олимпийского спорта, он, в свою очередь, в отличии от них, организовывается и функционриует на основе других принципов, развиваясь как отрасль современного шоу-бизнеса. Также стоит рассмотреть негативные явления в профессиональной спортивной деятельности. В первую очередь, к таким явлениям стоит отнести специфический характер взаимоотношений между основными субъектами: спортсменами и тренерами, агентами и владельцами клубов, организаторами спортивных мероприятий и т.д. Также, стоит отметить, что в разных формах могут проявляться различные формы давления на спортсменов. Стоит отметить, что в профессиональном спорте теряется актуальность понятия «честная игра», ведь зачастую, к примеру, используются различные способы нейтрализации соперников, их запугиванием и т.д. Последнее наиболее часто используется в профессиональном боксе, смешанных единоборствах и других видах боев, где принято различными способами запугивать и оскорблять своих соперников. К сожалению, на сегодняшний день данные явления являются неотъемлемой частью этих спортивных дисциплин, составной частью бойцовского шоу. Современный профессиональный спортсмен во многом зависит от различных субъективных и объективных факторов. К таким относится: условия контракта, наличие или отсутствие спонсоров, взаимоотношения спортсмена и тренера, спортсмена и агента и т.д. Также стоит отметить, что профессиональная спортивная деятельность характеризуется высоким уровнем риска. Это связанно с тем, что карьера профессионального спортсмена, несмотря на затраченные усилия может закончится преждевременно, потому что спортсмены высокого уровня выкладываются на пределе своих возможностей, тем самым получают травмы, которые подрывают здоровье и, к сожалению, могут приводить к летальным исходам. Мы считаем, что профессиональный спорт не стоит идеализировать, потому что он во многом ориентирован лишь на реализацию коммерческих и практических целей, хотя и выполняет другие социальные функции. Также стоит отметить, что в последние годы происходит тенденция, связанная с омоложением спорта: максимальные результаты и победы на крупнейших спортивных соревнований зачастую достигаются детьми и подростками (эта тенденция ярко проявляется в таких видах спорта как: художественная спортивная гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание и некоторые другие виды спорта). Проблема в этой ситуации заключается в том, что под воздействием желания родителей, тренеров, менеджеров и т.д. составляется форсированная система подготовки, которая нередко реализуется без учета психологических и физических способностей юного спортсмена. В таких случаях на ребенка оказывается давление, а так же использования тех технологий, которые подходит лишь взрослым атлетам, что приводит в лучшем случае к крайнему завершению спортивной карьеры юношей, а в худшем – к физическим, нравственным, а так же психическим травмам и изменениям и разочарованию спортивной деятельности как таковой. С учетом вышеперечисленных проблем функционирования профессионального спорта очевидным выглядит критика в его сторону, которая характерна как для ученых и исследователей, которые изучают проблематику спорта, так и для обычных граждан, которые не связаны с профессиональными спортивными направлениями, не относящихся к категории болельщиков. Данное негативное восприятие, как правило, стоит связывать с ее коммерческой составляющей, в том числе и с высоким доходом ряда элитных спортсменов. Параллельно с профессионализацией, активно развивается коммерциализация спорта, проявляясь в рамках олимпийского движения, спорта высших достижений, порождая ситуацию, при которой интересы телевизионных компаний, рекламщиков и спонсоров проявляются более выражено, чем интересы самих спортсменов. Все эти негативные составляющие профессионального спорта вступают в противоречие классическими, традиционными спортивными принципами, идеалами олимпизма, основополагающими ценностями, сформулированными основоположниками современного олимпийского движения. Из-за этого, мы можем отчасти согласиться с теми учеными, которые говорят о кризисе современного спорта и профессионального как его разновидности. Но все же, стоит также отметить и кризис современного общества: очевидно, что сегодня спорт как социальный институт претерпевает ряд изменений под воздействием внешнего влияния. И те негативные ситуации, которые затрагивают социум в целом, проецируются и на спортивную сферу. Проанализировав все выше сказанное мы может сделать следующий вывод: можно выделить две группы ученых, изучающих спорт и его составляющие. Так, одни из них рассматривают его с позитивной точки зрения, отмечая его положительное влияние на молодежную среду и социум в целом. Другие же ученые, рассматривают профессиональный спорт в негативном ключе, говоря о том, что профессиональный спорт на сегодняшний день превратился лишь в коммерческую организацию, которая направлена лишь на получение финансовой выгоды. 1.2. Методология и методика социологического анализа факторов, обуславливающих отношение молодежи к профессиональному спорту Актуальность данной темы заключается в том, что профессиональный спорт является мотиватором для занятий физическими упражнениями населения страны. Его влияние распространяется на обучение физической культуре, технике движений, включает в тренировочный процесс спортсменов различной квалификации, способствует воспитание нравственных, волевых и физических качеств, организации и проведению массовых соревнований различного уровня, а также активно влияет на молодежь, способствует поддержанию её физического и духовного здоровья. Эмпирический объект исследования. Объектом исследования являются молодые люди, практикующие здоровый образ жизни. Предмет исследования. Основные факторы, выражающие отношение молодежи к профессиональному спорту в целом и к смешанным единоборствам. Цель исследования. Определить основные факторы, обуславливающие отношение молодежи к профессиональному спорту на примере смешанных единоборств. Задачи исследования. 1. Охарактеризовать понятие «профессиональный спорт» и подходы к его определению. 2. Разработать методологию и методику социологического анализа факторов, обуславливающих отношение молодежи к профессиональному спорту (на примере смешанных единоборств). 3. Выявить основные факторы, формирующие отношение к профессиональному спорту (на примере смешанных единоборств) в оценках современной молодежи. 4. Проанализировать экспертное мнение о влиянии профессионального спорта на молодежную среду. 5. Проанализировать визуальную составляющую современного образа профессионального спорта (на примере смешанных единоборств); Интерпретация и операционализация основных понятий. Определение основных понятий: Спорт — это неотъемлемая часть общественной жизни, один из элементов системы ценностей современной культуры. Спорт — это составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по этим упражнениям и система организации их проведения. Спортсмен — это физическое лицо, систематически занимающееся определенным видом спорта и участвующее в спортивных соревнованиях. Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Профессиональный спорт — это предпринимательская деятельность, целью которой является удов¬летворение интересов профессиональных спортивных организации, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Профессиональный спортсмен - спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg