1. Общая характеристика конституционного строя РФ
1.1 Понятие конституционного строя РФ
Российское государственное право организовано таким образом, что практически каждый вопрос регулируется прямо или косвенно законом. А те вопросы, которые право не затрагивает. обычно исходят от естественного права человека. Чтобы поддерживать устоявшийся правовой механизм. необходимы точные и конкретные правовые нормы. которые устанавливают определенные правила поведения в жизни общества. Эти правила берут свое начал в основном законе РФ - Конституции РФ. а именно с главы 1 «Основы конституционного строя».
Действующая Конституция впервые применяет понятие «основы конституционного строя». В главе 1 юридически закреплен конституционный статус государства. его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми определяется место личности в государстве и обществе, организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.
Правовые нормы данной главы определяют главенствующее положение Конституции РФ. а также дают направление для развития всех нормативно- правовых актов Российского государства. Каждая норма является с одной стороны самостоятельной, с другой стороны - имеет взаимную связь с последующими нормами. Глава 1 Конституции РФ имеет характерные особенности. с помощью которых подтверждается своеобразие и оригинальность правовой системы России в отличие от иных государств.
Так или иначе. любое государство имеет свои определенные основополагающие характеристики, которые определяют его специфику. Это может быть демократическое государство. тоталитарное, авторитарное. Это может быть государство с республиканской формой правления или же вовсе быть монархией. Данные черты государства в совокупности определяют способ. форму его организации. Иными словами. государственный строй. Так как строй закрепляется в конституции. его именуют конституционным строем.
Говоря о конституционном строе. необходимо дать ему определение. а также понять. что собой представляют те самые основы конституционного строя. Основы конституционного строя — это система общих первоначальных конституционных принципов, которые определяют фундаментальные устои социально-экономического. правового. политического, конституционного строя. Важным представляется тот факт. что это - фундаментальные устои. они имеютстабильный характер. не поддающийся каким-либо простым изменениям: при необходимости предусмотрена особая процедура. закрепленная в статье 135 Конституции РФ .
Конституционный строй представляет собой систему правоотношений. которые закрепляют способ организации государства. при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву. Таким образом, все следуют Конституции РФ, подчиняясь ее основополагающим устоям.
Предполагаются различия между понятиями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Первое закрепляет устоявшиеся правила жизни общества и государства. Второе подразумевает под собой основополагающие принципы, которые закрепляют основы государственного и общественного строя. Общественный. конституционный. государственный строи - все. так или иначе. переплетаются вроссийской правовой системе. Государственный строй становится пол воздействием Основного закона РФ конституционным. Он же является началом конституционного: то есть без наличия каких-либо признаков государственного строя нельзя говорить о конституционном.
Как было сказано выше. чтобы побиться изменений. связанных с главой 1 Конституции. необходимо обратиться к статье 135. Нормы данной главы могут быть пересмотрены Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание либо разрабатывает проект новой Конституции. либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ.
Демократическим государство признается в статье 1 Конституции РФ. Демократия подкрепляется, прежде всего, волей народа. Государство является демократическим. если соответствует определенным критериям: единственный источник власти — народ, легитимность власти, демократическая организация государственной власти, а так же запрет захватак присвоения власти.
Принцип высшей ценности человека. его прав и свобод являться системообразующим. Он проявляется в статье 2 Конституции РФ. где закрепляется при этом соответствующая обязанность государства признать, соблюдать и защищать данное право.
Федерализм, закрепленный в статье 1, провозглашает Российскую Федерацию федеративным государством. В силу данной формы государственного устройства Россия разделяет предметы совместного ведения со своими субъектами - относительно самостоятельными частями единого государства.
Принцип правового и социального государства преследует две важные цели: обеспечение прав и свобод человека и гражданина и обеспечение достойной справедливой жизни и свободного развития человека.
Государство принимает необходимые меры. чтобы данные цели имели конкретный результат.
Принцип светского государства закрепляется в статье 14 Конституции. Он подразумевает самостоятельность и независимость государства от церкви и наоборот. Важным является тот фактор. что запрещается установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. Каждый вправе выбирать свой путь религиозного воспитания.
Принцип народовластия и государственного суверенитета представляет народу всю полноту власти, а также ее единство и верховенство. Суверенитет народа - это первоисточник власти. право на развитие в той форме. которая вбирает само общество. Основные каналы реализации народного суверенитета - это государственный и национальный суверенитет. Главный канал реализации национального и народного суверенитета - государство. закрепляющее суверенные права народов, этносов в правовой форме. Понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства.
Принцип, закрепляющий республиканскую форму правления. относит Россию именно к такому государству. При такой форме предусмотрена выборность государственных органов на определенный срок, а также ответственность перед носителями власти — непосредственно народом.
Принцип экономического многообразия подразумевает под собой свободу экономической деятельности. которая может проявляться в единстве экономического пространства. поддержке и ограничении конкуренции. равенстве всех форм собственности.
Наконец. принцип политического и идеологического многообразия связан также с определенными критериями, которые существуют в российской реальности: идеологическое многообразие в форме различных идей, взглядов; запрет на установление идеологии в качестве обязательной или государственной: политическое многообразие (многопартийность): свобода на создание общественных объединений и некоторые другие.
Подводя итог всему вышесказанному. можно сделать вывод. Российское право настолько многообразно. что сложно предусмотреть все и сразу. необходимо постепенно проводить государственную политику в области улучшения жизни граждан во всех сферах.
Часто бывает. что одна сфера развивается и процветает, в то время как другая находится «в застое». Нельзя такого допускать. важно проводить изменения равномерно, чтобы право успело приспособиться к новым условиям. Основы конституционного строя всегда останутся неизменными. а специальное регулирование должно только совершенствоваться. сохраняя устоявшиеся принципы, развиваться во благо российского народа.
1.2 Российская Федерация - демократическое, правовое, суверенное, светское государство
В современной науке определение сущности демократии остается проблемой в силу наличия разнообразных подходов к решению данного вопроса. В рамках современной политологии предложено несколько определений понятия демократии.
Во-первых, под демократией понимается прямое или осуществляемое через выборных представителей и потому косвенное публичное управление обществом через личное участие большинства его членов. Во-вторых, демократией называют государство, страну или сообщество, управляемое демократическим правительством, избранным путем демократических выборов. В-третьих, демократия в качестве политического режима может определяться как правление большинства.
В-четвертых, демократия представляет собой восприятие и реализацию в общественных отношениях принципа равенства прав и свобод граждан, позволяющих обеспечивать каждому гражданину равные возможности самореализации в политических отношениях как наиболее сложной и ответственной сфере общественных отношений. В современной науке сформировалось множество подходов и представлений о демократии, каждый из которых по-своему раскрывает ее сущностное содержание и потому заслуживает внимания.
Как подчеркивает М.Н. Марченко, у такого внутренне противоречивого понятия как демократический политический режим не может быть единственно верного определения, раскрывающего все его характерные черты и отражающего таким образом его целостное содержание. Усложняется решение данной проблемы тем, что в науке отсутствует также универсальное определение носителя власти при демократии, в качестве которого выступает такое широкое понятие как «народ». Аналогичная ситуация складывается и с определением понятия «власти», которое также подвержено изменениям в связи с развитием общественных отношений.
Проблема формы демократии, наиболее подходящей истории, культуре, ценностям и политической жизни общества, стала одним из наиболее значимых в дискуссии о перспективах развития социально-политического уклона. В соответствии с этим, в нашей стране сейчас создаются особенные теоретические модели, так называемого народовластия в которых их разработчики объясняют право на собственный, уникальный подход и учесть историческую и культурную особенность своих государств .
В современный период развития Россия, невзирая на ощутимые изменения в экономической и политической сферах, определяется рядом аналитиков как зарубежных, так и отечественных, как страна «переходного типа». В большинстве своем это связано, скорее как следствие, с первоочередной проблемой выбора между демократическим уклоном развития и авторитарным. Начиная с этапа возникновения подобного вопроса, скепсис в подходе к перспективам российской демократии позиционируется как определенная интеллектуальная мода. Он прослеживается, к примеру, у «традиционалистов», которые убеждены в отторжении российским менталитетом любых моделей развития зарубежных стран .
Существует так же мнение, что само российское общество, разочаровавшееся в демократическом режиме, требует наведения порядка строгими методами с авторитарной наклонностью. Так же следует указать, что демократический политико-правовой режим по своему содержанию, предназначен для выражения исторических, экономических, геополитических, социальных и нравственных особенностей русского народа. Суть суверенной демократии заключается в полной власти народа, демократических процессах и формах, созданных для непосредственного выражения данного полновластия в деятельности государства на основании его независимости от любой другой власти, как в самой стране, так и за ее пределами.
Существуют два наиболее общих подхода в трактовке демократического режима: плюралистический и элитарный . При плюрализме, демократический режим можно рассматривать как особенный механизм политической власти, способный регулировать взаимодействие между конфликтующими сторонами путем предоставления различным социальным группам полного, законного доступа к «принятию решений».
В следующем случае, демократия обозначается политическим процессом, который обеспечивает осуществление демократических принципов отбора и работы политической элиты. Существуют и иные формы демократического режима, к примеру, Громыко А.Л. в своей знаменитой работе «Политические режимы» , разделяет демократические режимы на либерально-демократические, консервативные и охлократические виды.
Таким образом, следует перечислить ряд признаков, свойственных демократическому режиму:
1. Правовое государство. Безусловно, государство должно быть ограничено правом, защищающим свободу, безопасность и интересы населения, подчиняющее власть воле народного суверенитета.
2. Свободные и регулярные выборы включают в себя условия:
- осуществление свободного выбора кандидатов;
- свобода избирательного права;
- равенство населения на получение информации, возможность вести агитацию.
3. Функционирование государственного механизма на основе принципа разделения властей.
4. Наличие политического плюрализма. А именно соперничества относительно независимых, автономных социальных групп в борьбе за власть или влияние на неё. В условиях политического плюрализма никто не претендуют на монополию власти. Уважение к оппозиции – основная обязанность большинства при демократическом режиме.
5. Развитое гражданское общество. В данном случае гражданское общество указывает на многообразие структуры лидерства, автономные по отношению к институтам государственной власти.
6. Фундаментальные права и свободы человека и гражданина – не только провозглашенные, но и гарантированные. В число основных фундаментальных прав и свобод человека входят: социально-экономические, политические и личные права и свободы. Политические права и свободы личности определяются как право на прямое участие в политической жизни общества. Настоящий демократизм приходит тогда, когда граждане обладают не только политическими, но и социально-экономическими правами.
7. Гласность и открытость в действиях государственных органов, партий и других общественных объединений. При этом преимущественно обеспечивается полный доступ СМИ и общественности к информации о деятельности высших органов власти. Для дальнейшего анализа, следует обратиться к истокам зарождения российской демократии. Согласно летописям первые признаки демократии возникли в Новгородской республике, когда во многих городах получила распространение так называемая прямая демократия .
На сегодняшний день, можно смело утверждать, что состояние политического режима России – переходное. При данном подходе, подобный вид является гибридным или смешанным, при этом он указывает на один важный аспект, что демократия пришла на смену авторитаризму.
Современный политический режим имеет сильного лидера, которому население страны, готово предоставить чрезвычайные полномочия, иногда даже в ущерб собственным интересам. Парламент страны, в большей степени поддерживает Президента страны, и при этом политический курс предполагает, наличие оппозиции.
Не случайно выдающийся российский правовед, один из авторов Конституции Российской Федерации 1993 года С.С. Алексеев утверждал, что демократия служит наиболее эффективным способом борьбы с бюрократизмом, понимаемым как игнорирование государственными служащими интересов общества: «Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика — надежное лекарство против этой болезни» .
Следовательно, ведущую роль в содержании демократии как политического механизма обеспечения интересов общества в отношениях с государственной властью, является сама идея политической свободы, степень принятия ее обществом как высшей ценности, достойной всемерной защиты и уважения.
Приверженность населения политической свободе обуславливает сохранение эффективных легитимных механизмов контроля общества на государственной бюрократией, что обеспечивает относительную эффективность ее деятельности в сфере защиты публичных интересов как корпоративных интересов граждан.
Современный этап политического режима России по сей день имеет свои противоречия, которые обусловлены резким переходом к демократическому строю. При этом, следует отметить так же и ряд позитивных тенденций: благодаря современным информационным технологиям в представленную демократию вливаются элементы прямой демократии, которые уже в свою очередь создают активное, и более того, заинтересованное участие граждан в управление через открытые каналы.
Таким образом, демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти. В качестве ведущей сущностной черты демократии при рассмотрении ее практического значения для реализации интересов всех членов общества предлагается выделить наличие претендующего на власть политически сплоченного и организованного «народа», состоящего из различных социальных сообществ и групп, все представители которых осознают общность политических интересов. Именно из этого осознания как духовно-идеологической основы политического сотрудничества формируется присущая демократии ценность равенства всех перед законом, ассоциируемая с социальной справедливостью. Отсюда можно дать следующее определение понятия демократии.
Демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти, призванных обеспечить реализацию политических прав и свобод граждан через следование принципам организации и деятельности органов публичной власти, которые состоят в их выборности, подотчетности, гласности, сменяемости, коллективности руководства.
Либерально-гуманистический смысл демократии проявляется в практической реализации социальных норм, придающих конституционный характер политическим правам и свободам граждан и процедурам, обеспечивающим их реализацию.
Рассмотренный демократический режим, обеспечивающий реализацию политических прав граждан, считается надежной гарантией обеспечения иных прав и свобод человека, наличие которых обеспечивает его самореализацию как личности в общественных отношениях.
2. Основы конституционного строя
2.1 Политический плюрализм
Конституционный строй относится к базовым институтам конституционного права и исследуется не только в качестве композиционной части, но и средоточия основополагающих начал, определяющих сущностные характеристики государства и общества. Поименованный «конституционной увертюрой» конституционный строй посредством отнесенных к нему принципов «настраивает», согласует и гармонизирует все иные конституционные институты. В действующей Конституции России основам конституционного строя посвящена первая глава, положения которой являются благодатным полем для конституционно-правовых исследований. Даже само понятие «конституционный строй» до сих пор вызывает научные дискуссии, не говоря о каталоге и смысловом спектре его основ. При этом обнаруживается единство в том, что конституционный строй установлен не в том государстве, где принята Конституция, а там, где государство подчинено ей, а права и свободы человека являются высшей ценностью. В свою очередь, основы конституционного строя – «это основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права».