Глава 1. Теоретические основы исследования защиты прав граждан в области социального обеспечения
1.1. Понятие, характеристика и конституционные гарантии прав граждан на защиту в области социального обеспечения
Обеспечение законных прав и интересов гражданина и человека является социальной ценностью и возможно только при наличии эффективного законодательного регулирования правоотношений, стабильности правовых институтов, соблюдения равенства в правоприменительной практике, неизбежной ответственности при совершении правонарушений, фактическом соблюдении законных прав человека в деятельности государственных органов.
На сегодняшний день в Российской Федерации довольно остро стоит вопрос о защите прав граждан на социальное обеспечение. Это связано со многими факторами, одним из которых является постоянная смена содержания законодательных актов в области социального обеспечения, наличие коллизионных норм, следствием чего является отсутствие устоявшихся решений, а порой и противоречивость. Многочисленные обращения граждан по поводу социальных выплат и услуг в различные государственные органы говорит о необходимости обратить внимание на защиту прав граждан в области социального обеспечения.
Как и любое другое право, право на социальное обеспечение действует только в случае обеспечения его возможностью защиты.
По определению П.П. Глущенко социально-правовая защита это «установленная законом процедура для правовых действий, обеспечивающих восстановление социальной справедливости и нарушающих социальные права и свободы человека и гражданина» .
В юридической литературе часто можно встретить отождествление понятий «защита прав человека» и «охрана прав человека». Согласно Н.В. Витрук эти два определения взаимозаменяемы, так как оба направлены на достижение одного и того же результата . По мнению А.В. Стремоухова, эти две категории не стоит равнять, ведь «охрана права» - это, скорее, предупреждение правонарушений, а вот «защита права» - это восстановление оспоренного или нарушенного права человека .
В многочисленных работах, посвященных данной теме, ученые-юристы представляют различные точки зрения, касательно понятия «защита прав гражданина».
Во 2 статье Конституции Российской Федерации закреплены обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции гражданам гарантируется защита их прав и свобод. В Российской Федерации каждый имеет право на защиту своих прав и свобод любыми способами, не запрещенными законом, согласно 2 части 45 статьи Конституции, из чего следует, что граждане вправе защищать свои права в сфере социального обеспечения, если таковые были нарушены, вправе отстаивать их в рамках законодательства Российской Федерации.
Юридические гарантии защиты прав граждан закреплены и в других статьях Конституции. 33 статья предусматривает внесудебную защиту прав граждан. В соответствии с ней, граждане вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом. Согласно 46 статье Конституции Российской Федерации защита прав и свобод гарантируется каждому человеку. Также в Конституции закреплено право граждан обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты. В том числе данное право предусмотрено статьями 22 и 28 Всеобщей Декларации прав человека . А также некоторые положения о защите прав граждан в этой сфере содержатся в других международных нормативно-правовых актах: конвенциях, декларациях, пактах, резолюциях, ратифицированных Российской Федерацией, к примеру: Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. ; Конвенция о правах ребенка 1989 г. , Конвенция о правах инвалидов 2006 г. , Конвенция № 118 "О равноправии в социальном обеспечении" 1962 г. и иные международные документы. Во многих странах, включая Россию, статус международного соглашения выше статуса «обычного» закона, но ниже статуса Конституции , соответственно решения Конституционного суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.
На международном уровне права граждан в области социального обеспечения защищаются специально созданными международными компетентными органами, такими, как: Экономический Суд СНГ (Содружества независимых государств), Европейский Суд по правам человека (в Страсбурге) (ЕСПЧ), Международная организация труда (МОТ), Совет по правам человека (СПЧ) и иными органами.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека на судебную защиту, а также право любого заинтересованного лица свободно обращаться в суд за защитой своих прав, свобод или интересов, право на рассмотрение его дела беспристрастным и независимым судом в течение разумного периода времени и право на исполнение решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации, наше государство гарантирует защиту прав и свобод граждан, а также создает условия для их реализации и механизма их защиты.
Конституционные гарантии защиты прав и свобод гражданина представляют собой систему социально-экономических, юридических, нравственных, организационных предпосылок, средств, способов и условий, создающих равные права граждан для осуществления их прав, свобод и интересов.
Гарантии конституционных прав можно подразделить на общие и специальные правовые (юридические).
К общим конституционным гарантиям можно отнести экономические, политические, социальные, идеологические гарантии.
Общие гарантии представляют собой совокупность базовых условий, предопределяющих в целом реальность конституционных социальных прав человека и гражданина, являющихся решающей предпосылкой формирования у человека заинтересованности в их реализации. Данные вид гарантий представляет собой совокупность общих принципов юридических гарантий, а именно принципы верховенства права, разделения властей, неуклонного соблюдения Конституции, а также неотчуждаемых прав и свобод человека, общепризнанных принципов и норм международного права и другие. Применение указанных принципов направлено на построение правового государства в нашей стране, создание достойных условий жизни и развития человека.
Специальные правовые гарантии включают в себя действующие принципы, нормы права, законодательно закрепленные меры, призванные «законодательно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод и в итоге пользование индивидом лежащими в их основе благами» . Данные принципы, являются принципами правосудия. К ним относятся такие принципы, как: право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите человека, в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международными договорами; право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; право на судебную защиту прав и свобод личности; право на квалифицированную юридическую помощь, принцип презумпции невиновности и иные принципы.
И общие, и специальные правовые конституционные гарантии защиты прав граждан действуют в совокупности друг с другом.
В специальной литературе было высказано мнение, что важно изучать Конституцию РФ как целостное явление, а не отдельные ее положения, и что Конституция РФ оказывает комплексное, системное воздействие на текущее законодательство.
Часть вторая статьи 39 Конституции Российской Федерации определяет, что социальные пособия и пенсии устанавливаются законом. К числу законов, регулирующих социальное обеспечение, относятся: Федеральный закон «О страховых пенсиях» ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ; «О занятости населения в Российской Федерации» ; «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ; «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , «О государственной социальной помощи» , "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и многие другие.
Необходимость в фактической защите конституционного права на социальное обеспечение может возникнуть в случае его нарушения. Это могут быть противоречащие Конституции нормативно-правовые акты, или же необоснованный отказ в получении гражданином положенного ему социального обеспечения. Охрана и защита конституционных прав и свобод граждан государством от противоправных действий в области социального обеспечения являются стадиями процесса их реализации.
Любое право действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты, контроля за его выполнением . К.Б. Бароцкая, безусловно, права, называя гарантом реализации социально-экономических прав, в том числе и права на социальное обеспечение, Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку он является органом конституционного контроля. Так, согласно ст.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
1.2. Виды правонарушений в области социального обеспечения
Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.
Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.
В процессе реализации своих прав на определенные виды социального обеспечения, между сторонами могут возникать разногласия, а также между государственными и муниципальными органами, организациями и учреждениями, обеспечивающими безопасность. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению определенных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях, касающихся социального обеспечения.
В правовых отношениях для установления фактов, имеющих юридическое значение, может возникать спор относительно отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причины инвалидности, относительно отказа в установлении факта иждивенства и другое.
Спор о социальном обеспечении, поданный гражданином и переданный в юрисдикционный орган, должен называться спором, связанным с защитой права на социальное обеспечение.
Данный спор возникает, когда гражданин заявляет, что орган социального обеспечения нарушил или оспорил его право на определенный тип социального обеспечения.
Иными словами, спор о защите прав в области социального обеспечения является следствием правонарушения в данной сфере.
Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, орган социального обеспечения, страхователь или иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права социального обеспечения, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт. Правонарушение как виновное противоправное поведение составляет лишь одну сторону юридического спора. Правонарушение выражает собой, прежде всего объективное противоречие между требованием юридических норм и виновным противозаконным деянием нарушителя. В отличие от этого юридический спор - это столкновение физических и юридических лиц, их действий и поступков.
Все правонарушения классифицируются в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений.
Рассмотрим некоторые преступления в сфере социального обеспечения:
– необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет;
– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений;
– разглашение информации с ограниченным доступом;
– непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение;
– нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации;
– незаконное получение гражданами социального обеспечения, например, в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений (сведения, предоставляемые для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также сведения, предоставляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета) повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ. Данные нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ, а именно в главе 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения». Согласно данным нормам лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли ;
– действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения;
- иные правонарушения.
Правонарушения в области социального обеспечения являются причиной возникновения споров о защите прав граждан в этой сфере.
При подаче заявления на получение пенсии споры могут быть связаны с задержками в оформлении документов по вине работодателя или задержками по вине территориального органа Пенсионного Фонда, органа военного управления или правоохранительного органа. В том числе, может возникнуть спор по поводу отказа в назначении пенсии, а также в случае несогласия гражданина с размером пенсии или сроком ее назначения.
Споры также могут возникнуть на этапе пенсионных выплат. Причиной таких споров могут быть задержки в выплате пенсии, выплата пенсии в меньшем размере, чем она была определена. Следовательно, в случае спора между гражданином, с одной стороны, территориальным органом Пенсионного фонда или пенсионного подразделения органа военного управления, или правоохранительного органа, с другой стороны, споры касаются таких вопросов, как: назначение пенсии, расчет стажа работы, определение размера пенсии, выплата пенсии, перерасчет, индексации, перевод с одной пенсии на другую, удержание из пенсии, приостановление и прекращение выплаты пенсии и другое.
Споры о назначении пособий гражданам могут касаться различных вопросов и возникать между гражданами и различными органами, учреждениями и организациями. Так, при назначении пособий по временной нетрудоспособности и декретному отпуску граждане вступают в отношения с медицинскими учреждениями в отношении установления временной нетрудоспособности, а также с страхователями (работодателями) в отношении назначения и выплаты пособий.
Данные споры возникают в связи с отказом в выдаче листа нетрудоспособности, периодом, на который он был выдан, отказом в назначении пособий, несогласием застрахованного лица с размером пособия и сроками его выплаты, а также в связи с отсрочкой выплаты пособий от страхователя (работодателя). Подобные споры между застрахованным лицом и страхователем могут возникнуть также при расчете срока страхования, при назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком и в иных случаях.
Между гражданами и органами, учреждениями и организациями существует целая группа споров относительно социальной поддержки. Речь идет о ежемесячной оплате наличными, а также о комплексе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, лекарственное обеспечение, проезд на транспорте.
Споры возникают по другим вопросам социального обеспечения: социальное обслуживание, медицинское обслуживание, дополнительное социальное обеспечение и по иным вопросам.
П.П. Глущенко определяет социально-правовую защиту как «установленную законом процедуру для правовых действий, обеспечивающих восстановление социальной справедливости и нарушающих социальные права и свободы человека и гражданина» .
Защитная функция суда состоит из нескольких элементов: предотвращение нарушения прав; восстановление нарушенного права; признание недействительными противоречащих закону подзаконных актов; возмещение причиненного гражданину вреда и морального вреда; решение вопроса об ответственности нарушителя прав гражданина.
Анализируя теоретико-правовые основы судебной защиты, А. П. Вершинин выделяет в структуре специальных правовых понятий основные категории: средства, методы и формы судебной защиты.
Разрешаемые в суде споры можно разделить на те, которые рассматриваются в порядке искового производства и в порядке производства из публичных правоотношений.
При рассмотрении данной категории дел, особая функция суда, согласно М.К. Треушникову , заключается не в разрешении спора о праве, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий государственных органов. Данный способ осуществляется путем подачи заявления, а не подачи иска.
В случаях, обращения гражданина в суд с просьбой восстановить нарушенное право на определенный вид социального обеспечения, возникает спор о защите права на социальное обеспечение, который рассматривается в порядке производства из публичных правоотношений. В таких случаях, где спор инициирован органом социального обеспечения или не связан с нарушением права гражданина на определенный вид социального обеспечения, споры рассматриваются в порядке искового производства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что осуществление прав граждан тесно связано с их защитой. Более того, под защитой прав понимается деятельность по устранению препятствий на пути реализации субъективного права. В данной деятельности участвуют граждане, государственные и муниципальные органы, должностные лица и иные субъекты.
При принятии более широкого подхода подчеркивается правовой механизм защиты субъективных прав и интересов, защищаемых законом, включающий в себя систему правовых средств, с помощью которых обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита интересов, охраняемых законом, разрешение правовых споров и устранение других препятствий на пути реализации субъективных прав.
1.3. Формы и методы защиты прав граждан в области социального обеспечения
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы способами, не запрещенными законом.
В соответствии с 46 статьей Конституции граждане вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты. В том числе данное право предусмотрено статьями 22 и 28 Всеобщей Декларации прав человека . А также некоторые положения о защите прав граждан в этой сфере содержатся в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах.
8 статья Всеобщей декларации прав человека закрепляет: «Каждый имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».
Согласно 33 статье Конституции Российской Федерации, в которой рассмотрена внесудебная защита прав, граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично, а также подать индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Основным средством защиты прав граждан в сфере социального обеспечения являются их обращения. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" закрепил три вида обращений: предложение, заявление, жалоба. Данный Закон содержит определения понятий этих видов обращений (ст. 4) .
Речь идет о следующих основных учреждениях и органах: вышестоящих учреждениях Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда Социального Страхования Российской Федерации, Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования; вышестоящих органах и учреждениях социальной защиты населения; вышестоящих органах военного управления и органах правоохранительной системы; органах прокуратуры; Уполномоченном по нравам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ; Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ; Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.
Методы защиты, выбранные гражданами, могут быть выражены путем направления жалоб и заявлений в государственные органы, местные органы власти, организации, а также в средства массовой информации и в устных обращениях.
Существует три основных типа заявлений о восстановлении нарушенного права с помощью внесудебной защиты прав: предложение, заявление, жалоба.
Предложение представляет собой вид обращения, целью которого является привлечение внимания на необходимость совершенствования работы социальных органов, предприятий и иных организаций.
Заявление в отличие от предложения не предлагает способы решения, а выражает просьбу личного или общественного характера, направленную на реализацию представленных законом интересов и прав граждан.
Жалоба содержит в себе информацию о нарушении прав, просьбе о их восстановлении, а также критику в адрес органов, организаций, должностных лиц, граждан, по вине которых было совершено нарушение предусмотренных законодательством прав заявитель.
Исполнитель несет ответственность, одновременно с подписавшими сторонами, за содержание, ясность изложения, достоверность ссылки на нормативные акты. Письма граждан считаются разрешенными в том случае, если учтены все поднятые в них вопросы, приняты необходимые меры и даны ответы в соответствии с действующим законодательством.
Предложения, направленные на совершенствование законодательства о социальном обеспечении и улучшение работы учреждений социального обеспечения, систематически обобщаются, а информация о них направляется в вышестоящие учреждения социального обеспечения.
В юридической литературе различают формы защиты прав, методы, меры и средства защиты. Форма защиты - это вид правовой деятельности, в которой имеют место защитные правоотношения. Различаются непосредственные, общественные, управленческие, судебные и международные формы защиты прав граждан.
Возможны и более обобщенные классификации форм защиты прав: юрисдикционные и неюрисдикционные. К юрисдикционным формам относят государственную, управленческую, судебную и международную.
Неюрисдикционные формы не применяются в системе социального обеспечения, поскольку реализация прав граждан в этой сфере невозможна без участия таких юридических лиц, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Защищать свои права могут также и государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения и организации, предоставляющие обеспечение. Например, в таких случаях, как нарушение гражданином своих обязанностей в отношениях по социальному обеспечению. Органы, учреждения, организации могут принять решение о приостановлении, прекращении выплаты пенсий, пособий, и иных отчислений.
Меры защиты, в отличие от методов защиты, состоят из действий компетентных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Меры могут применяться в ответ на обращения граждан, права которых нарушены, либо по инициативе этих органов. Понятие способов защиты прав в литературе трактуется по-разному. Так, Т. Ю. Барышникова считает, что способы (меры) защиты - это действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. Состав мер защиты зависит от: полномочий и статуса компетентного органа; вида нарушенного права; формы защиты прав; характера нарушения.