1 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: СОВРЕ-МЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
1.1 Основные понятия: семья и социальная работа с семьей
Социальная работа - совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным. Основными функциями социальной работы являются: социальная помощь, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная терапия.
Социальная защита - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальная помощь – это такой блок социального обеспечения, который охватывает предоставление денежных выплат, натуральных выдач и (или) услуг семьям и гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Социальная поддержка как один из блоков социального обеспечения охватывает предоставление помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в помощи в связи с трудными жизненными обстоятельствами.
Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Семья - это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности семьи, нельзя. Однако семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно - историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре. В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.
Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.
1.2 Положение семей и детей в Российской Федерации в целом
В последние годы проблемы российской семьи во многом обуслов-лены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века. Главная проблема - массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. В числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени средний доход (по российским параметрам) слоя населения. В результате бедности и мало обеспеченности миллионов семей ослабевает их воспитательный и нравственный потенциал, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Такое состояние семьи при высоком уровне разводимости и низких показателях рождаемости несет в себе угрозу социальной безопасности Российской Федерации. Причем если доход семьи выше прожиточного минимума, то для нее исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Однако, размер прожиточного минимума, установленного в России, не покрывает всех расходов, которые несет на себе семья, при осуществлении функций по воспитанию и обеспечению потребностей всех ее членов.
Прожиточный минимум – это уровень доходов, обеспечивающий приобретения материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения .
Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:
• малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%;
• рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;
• увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;
• снижение воспитательного потенциала семьи.
Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. В Российской Федерации проживает 29 млн. детей
К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом. Уровень рождаемости не обеспечивает воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза.
Итак, можно сделать вывод, что в современном российском обще-стве преобладает бедность и малообеспеченность. Такой вывод представляется возможным сделать на основании анализа уровня финансового дохода семей в России (90% семей бедные). Результатом такой обстановки в стране мы можем наблюдать – ослабление семьи, не только как «ячейки общества», но и как правового института, снижение чувства ответственности родителей за содержание и воспитание детей.
1.3 Направления государственной семейной политики
Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой.
Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.
Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.
Существуют исполнительные органы власти, которые защищают права детей: Прокуратура РФ, подразделения по делам несовершеннолетних в полиции, органы опеки и попечительства, а также разные структуры в системе органов местного самоуправления (Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Учитывая все проблемы, с которыми сталкивается конкретная семья и трудности их самостоятельного решения, государство, в лице своих уполномоченных органов, берет на себя обязанность предоставления мер социальной защиты. Каждая семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, учитывается, контролируется и получает меры социального обеспечения и сопровождения. Одним из способов выявления такой семьи является постановка на учет семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Согласно Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ - это семья, находящаяся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В образовательном учреждении практически сразу видно детей из сложных семей, где родители либо не выполняют свои родительские обязанности, либо выполняют их минимально. Такие дети выглядят неопрятно, родители не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка, забирают его из учреждения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ребенок систематически пропускает учебные занятия, беседы с родителями не приводят к желаемому результату.
В соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа, ДОУ) возлагается обязанность:
? выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважи-тельным причинам;
? выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положе-нии, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;
оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;
? осуществлять систематический контроль за посещением заня-тий обучающимися;
? вести индивидуальную профилактическую работу с обучаю-щимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и соци-альной адаптации.
Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:
1. выявление учащихся и семей, находящихся в социально опас-ном положении.
2. постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.
Орган опеки и попечительства выявляет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, препятствующей получению образования и надлежащего воспитания. Нередко встречаются случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей, не забирают детей из образовательной организации, создают детям условия, которые несут угрозу жизни и здоровья ребенка. В этом случае ответственность за попечение ребенка возлагается на органы опеки (ст.121 СК РФ).
Нередко, в современных российских семьях наблюдается рост раз-личных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных прие-мов воспитания, допускается физическое и психологическое насилие. В результате чего подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь са-моубийством, совершают правонарушения.
Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опас-ном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.), занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.
Для решения проблем семьи и воспитания в ней детей разрабатывается и утверждается Комплексный план работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Перми .
Рисунок 1- КДН и ЗП проводят для семей с детьми различные мероприятия, акции.
Также для детей предоставляется путевка в летний профильный ла-герь, в целях привлечения несовершеннолетних, состоящих на учетах в Комиссии, органах и учреждениях системы профилактики к занятиям физической культурой и спортом, занятиям в кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования несовершеннолетних:
- проанализировать занятость каждого несовершеннолетнего, состоящего на учетах в Комиссии и других субъектах системы профилактики.
В заключение можно сказать, что российское государство в целом обеспечивает меры социальной поддержки, а сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления в частности, проводят профилактические работы с семьями СОП.
В соответствии с анализом ситуации риска, были определены следующие «проблемные зоны» в работе с семьями: алкоголизм родителей или детей; отсутствие работы у одного или обоих родителей; насилие в семье; нарушение детско - родительских отношений; безнадзорность детей и подростков.