Глава 1 Общая характеристика конституционного права на образование
1.1 Понятие и значение конституционного права граждан на образование
Право на образование считается одним из ведущих и базовых прав человека. Оно закреплено в таких международных актах как:
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в соответствии с которым, начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех, среднее образование должно быть открыто и доступно для всех. Также уважается право родителей на выбор между государственными и негосударственными школами .
• Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, страны, участницы которой обязуются запретить и ликвидировать дискриминацию во всех ее направлениях и обеспечить право равного доступа к гражданским правам, в том числе и к праву на образование . Закрепление данного права говорит о том, что мировое сообщество понимает всю степень важности получения образования, возможности развиваться, учиться и благодаря этим знаниям и умениям «продвигать» науку вперед, достигать более высокого уровня жизни в мире современных технологий.
Что же касается Российской Федерации, то право на образование получило своё закрепление в Основном законе страны – Конституции РФ, а также других законодательных актах. Интересным фактом является то, что законодатель не даёт нам определения понятия «право на образование» и поэтому, можно определить множество подходов к этому понятию, так, по мнению автора под определением «Право на образование», можно понимать сумму каких-либо определённых знаний и умений, профессиональной ориентации для жизнедеятельности в условиях современного общества.
Общество - это человеческая общность, специфика которой состоит в отношениях людей между собой, формы взаимодействия и объединения друг с другом. И для того чтобы определить перспективы его развития, необходимо понять, какие же ценности являются приоритетными. Именно в ценностях народа выражается культурное и историческое наследие.
Особое значение имеют те ценности, которые установлены Основным законом страны, ведь именно он носит главенствующий характер и принимается непосредственно народом.
В преамбуле Основного закона Российской Федерации перечислен ряд определенных целей. Максимальная реализация этих целей – важная задача государства. Права и свободы человека, закрепление демократических основ страны, гражданский мир и согласие, сохранение исторически сложившегося государственного единства, сложившегося исторически, обеспечение благополучия и процветания Российской Федерации - все это признается основными ценностями российского государства, поэтому, образовательная политика выстроена таким образом, чтобы соответствовать достижению целей, освещенных в преамбуле Конституции РФ.
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Таким образом, государство делает шаг вперед в закреплении права на образование потому что, провозглашается бесплатность и доступность всех ступеней образования, основное общее образование является обязательным, также, законодательство фиксирует обязанность родителей в обеспечении получения основного общего образования детьми. Статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования» . Именно родители играют главную роль в становлении ребенка как личности в будущем. Необходимо помнить, что в больше степени именно от родителей зависит уровень образования воспитания и развития ребенка, жизненных ценностей, умение получения и усовершенствования уровня образования.
Безусловно, и роль государства в этом тоже важна, так как необходима определенная система образования, необходимо принятие мер по совершенствованию образовательной политики. Только слаженными действиями и общими усилиями родителей и государства можно вырастить достойных граждан своей страны.
Право на образование в России имеет каждый - это одна из фундаментальных основ образовательной политики в Российской Федерации. Основному закону Российской Федерации в предоставленном положении вторит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» потому что конкретно в нем установлен принцип обеспечения права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности: адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям становления и развития, возможностям и интересам человека так же является одной из основ реализации прав на образование .
В заключении автор делает вывод о том, что право на образование включено в систему гражданских прав как одно из важных. Данное право занимает значительное место и на международном уровне. Возможность реализации обозначенного права не зависит от национальности, расы, вероисповедания, происхождения, материального положения, гражданства, пола. Гарантируется общедоступность и бесплатность всех уровней образования.
В связи с тем, что сфера образования имеет важное значение, обязанность в обеспечении прав на образование возлагается на Российскую Федерацию, но необходимо не забывать, что как бы государство не старалось создать условия для получения образования, очень важное значение в этом процессе имеет семья, именно поэтому законодатель закрепил обязанность родителей по воспитанию своих детей в Семейном кодексе Российской Федерации.
1.2 Система образования в Российской Федерации: понятие и классификация
Вместе с функциями производства и воспроизводства любое общество должно реализовывать функции развития, обучения, воспитания своих участников. Именно с этой целью создан комплекс институтов образования - разноуровневую образовательную систему, которая формирует, воспитывает и позволяет гражданам идти в ногу со временем, что очень важно в современных условиях жизни .
В законодательных актах Российской Федерации отмечается, что система образования включает в себя следующие составляющие: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательные учреждения, которые обеспечивают содержание, воспитание, обучение, или организуют одну или несколько программ образования - представляют собой основной институт образования.
Что касается форм, то образовательные учреждения бывают государственными и не государственными (частными), муниципальными. Но, необходимо заметить что независимо от того, какую организационно-правовую форму имеет образовательное учреждение- законодательство в области образования распространяется на все учреждения, оказывающие образовательные услуги на территории государства.
Рассмотрим виды образовательных учреждений на территории нашего государства:
• Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский развивающий центр ) – формируются для помощи семье в воспитании детей до шести лет, а также для укрепления их здоровья, как физического, так и психического. Помогают развивать личностные качества и способности, а также, производить коррекцию недостатков в развитии, если таковые имеются. Обучение в дошкольных учреждениях – подготовительный этап начального образования.
• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)- показаны, в основном, государственными общеобразовательными школами, гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа представлена тремя ступенями. К первой относится начальная школа, которая обеспечивает развитие способностей, формирует умение и желание обучаться. Именно на этой ступени обучающиеся приобретают нужные навыки и умения для учебной деятельности, учатся читать, писать, считать, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Ко второй ступени относится средняя школа, в которой ученик получает фундамент подготовки, необходимой ему для того чтобы продолжить обучение, а также, для полноценного включения в жизнь общества. Выпускник может продолжить обучение в средней школе, а также в профессиональных учебных заведениях разного типа, профиля и срока обучения.
Третья ступень - средняя школа. Здесь общеобразовательная подготовка на основе глубокого обучения подходит к концу. Создаются условия для включения выпускников в жизнь общества с учетом их интересов.
• вечерние и заочные школы открываются, обычно, на базе школ, относящихся к третьей ступени. Здесь желающие могут получить профильное образование с учетом своих интересов или же добавить профильную образовательную подготовку в уже имеющуюся;
• специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии – производят лечение, проводят обучение, занимаются воспитанием, а также социальной адаптацией и интеграцией в общество. Направляются в такое образовательное учреждение дети и подростки органами управления образования, обязательно с согласия родителей или лиц, их заменяющих только после заключения психолого-медико-педагогической консультации;
• учреждения дополнительного образования – создаются для удовлетворения образовательных потребностей населения, государства, общества, в специальных образовательных учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, различных курсах, центрах профессиональной ориентации, школах (художественных и музыкальных), станциях натуралистов, юных техников, домах детского творчества школах искусств.
• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – данные виды учреждений это - детские дома, задачами которых являются воспитание и обучение детей, сохранение жизни и здоровья, подготовка детей к трудовой деятельности и самостоятельной жизни. В России существует так называемая сеть детских домов, включающая в себя дошкольные детские дома; смешанные; детские дома для детей школьного возраста.
Профессиональные образовательные учреждения существуют, чтобы реализовывать образовательные программы различных уровней (начального, среднего, высшего).
• Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.
• Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена. Имеет цель в удовлетворении личностных потребностей индивида в повышении образования на базе любого из уровней образования (основного, общего, среднего и т. д.). Получить среднее профессиональное образование может любой желающий в образовательном учреждении – техникуме, колледже, или же на первой ступени высшего профессионального образования.
• Высшее профессиональное образование осуществляет подготовку, а также переподготовку специалистов, цель получения высшего образования схожа с целью получения среднего профессионального образования и в этом нет ничего удивительного, ведь гражданин стремиться к получению новых знаний, навыков, а за счет их поступить на более оплачиваемую должность, тем самым улучшив свою жизнь и уровень жизни населения страны. Получить высшее профессиональное образование любой желающих может в учреждениях профессионального образования – академиях, институтах, университетах. Те, кто уже имеет начальное и среднее профессиональное образование соответствующего уровня, могут получить высшее образование по ускоренной, сокращенной форме.
• Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Получить данный вид образования можно в институтах, аспирантурах, ординатурах .
Во всей системе воспитательных влияний на индивида, не умаляя значения семьи, главная роль отводиться школе, вед практически весь период, когда ребенок взрослеет, он находится под наблюдением специально обученных, квалифицированных педагогов. По мнению автора, именно в школе человек получает возможность для удовлетворения своих интересов и потребностей, может реализовывать свои способности(например, творческие), учиться достигать гармонии в развитии эмоционально- волевой и духовной сфер, все это способствует образовательной подготовке, которая составляет основу получения образования.
В заключении автор делает вывод о том, что многоуровневая система образования в Российской Федерации создает возможность для формирования разносторонней личности как основной составляющей части современного общества.
Глава 2 Реализация конституционного права на образование в РФ
2.1 Система Российского законодательства, регулирующего конституционное право на образование
Система законодательства об образовании имеет большую массу законодательных актов (законов и подзаконных актов), обеспечение законодательных основ для правового регулирования, возникающих в сфере образования и образовательных отношений, вытекающих из естественного права человека – все это является основной функцией данной системы. Как уже говорилось, процесс образования в Российской Федерации регулируется множеством нормативных актов .
Проанализируем часть законодательной базы:
Конституция РФ – как Основной закон страны закрепляет права, которые способствуют реализации права на образование, а также устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования в соответствии с принципом федерализма, отношений, возникающих в сфере образования. Законы, которые принимаются на уровне субъектов Федерации, получают своё развитие из законов, принимаемых на федеральном уровне, так как законы этого уровня дают общие направления и упорядочивают общие вопросы в сфере образования и помогают учитывать особенности различных регионов Российской Федерации.
Далее рассмотрим и сравним две редакции Закона «Об образовании». Один из них был принят 10.07.1992 г. и назывался Закон «Об образовании», а второй был принят 29.12.2012 г. и называется Федеральный закон «Об образовании». Рассмотрим, какие понятия и нормы изменились с принятием нового Закона.
Для начала необходимо обратить внимание на определение понятия «образование». В первой редакции Закона понятие образования давалось как конкретный (целенаправленный) процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Новая редакция дает этому понятию следующее определение: «образование» - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Таким образом, проводя анализ, автор увидел, что в новом законе не только расширяет понятие образования, но и вносит новые положения. Теперь образование начинается с дошкольного возраста и продолжается все жизнь, то есть, является единым процессом. Новый закон выделяет практическую и нравственную стороны образовательного процесса, отражает его задачи и цели. Так, в качестве цели современного образования выдвигается самообразование.
Далее рассмотрим немаловажный критерий о бесплатности и общедоступности образования в Российской Федерации. Так, в соответствии с новым Федеральным законом в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами всех уровней образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования), а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В прежний же Законе была установлена конкурсную основу получения любого уровня образования, начиная со среднего, заканчивая послевузовским образованием.
Таким образом, проведя анализ, автор делает вывод, что главной функцией Федерального закона «Об образовании» является интеграция в единую отрасль законодательства всей массы нормативных правовых актов, которые регулируют все правоотношения в сфере образования. Данный закон направлен на создание правовых условий, чтобы обновлять и развивать российскую систему образования в соответствии с современными условиями жизни общества и государства, потребностями развития экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение получения образования граждан; комплексное обновление законодательства об образовании, установление системного и более функционального правового регулирования общественных отношений, которые возникают в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования; обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Детство признается государством как важный этап жизни человека, так как именно в детстве дети проходят подготовку для полноценной жизни в обществе, в этот период происходит развитие творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, любви к своей стране. Поэтому, законодатель принял еще один закон, задачами которого является установление основных гарантий прав и интересов ребенка, указанных в Конституции РФ, в целях создания различных условий (социально-экономических, правовых) для возможности реализовать законные права и интересы. Таким законодательным актом является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .
Необходимо не забывать о том, что дети являются одной из наиболее незащищенных категорий населения, поэтому необходимо контролировать все процессы, связанные с ними. Поэтому, законодатель обращает внимание на такую категорию населения как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, таким детям сложнее адаптироваться в обществе, так как близкие для ребенка люди не могут дать им напрямую данную Семейный кодексом норму об обязательной обязанности – воспитывать своих детей. Их воспитанием занимаются учителя и воспитатели. Поэтому, было необходимо принять закон в поддержку данной категории населения. Таким законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя .
Российская Федерация - социальное государство и одним из приоритетных направлений социальной политики государства является решение проблем инвалидности. Инвалидность – это такое состояние человека, при котором его способность к различным видам деятельности ограничена ввиду физических, психических или умственных отклонений, исходя из этого, необходимо понимать, что категория граждан с различными ограничениями, называемая «инвалидами» нуждается в защите, так как таким людям сложнее адаптироваться к современным условиям, чем здоровым людям. Нужно не забывать, что инвалидность - не свойство человека, а препятствие, которое нужно преодолевать каждый день. В регулировании жизни данной категории людей важную роль играет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов», который ставит перед государством задачу создания такой государственной политики в защите инвалидов, чтобы инвалиды на ровне с другими гражданами могли реализовывать свои права и свободы (гражданские, политические, экономические), а также, право на образование, которое также важно для данной категории людей .
Таким образом, автор делает вывод о том, что на федеральном уровне принятые и применяющиеся законы реализуют и охраняют право граждан на образование, закрепленное в Конституции РФ.
Как упоминалось ранее, регулирование конституционного права на образование происходит на двух уровнях. Рассмотрим региональный уровень, где в настоящее время субъекты Российской Федерации активно пользуются своим правом на регулирование сферы образования. Многие регионы приняли свои законы об образовании, в которых предмет регулирования совпадает с предметом регулирования Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Суть данных законов состоит в том, чтобы можно было обеспечить законодательное регулирование вопросов, которые входят в компетенцию субъектов Федерации.
Возьмем для примера Закон Республики Карелия «Об образовании» регулирует общественные отношения, связанные с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, а также определяет полномочия ветвей власти в сфере образования конкретно на территории Республики Карелия .
Необходимо заметить, что не все субъекты воспользовались своим правом в принятии закона об образовании. В этом случае ситуации вопросы образования регулируют нормы федерального законодательства, которые имеют прямо действие на всей территории нашей страны.
Законы регионов очень часто получают своё развитие в законах, которые имеют узкий предмет регулирования. Примером таких законов может служить, например, Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании».
В регионах, которые не имеют своих принятых законов об образовании, принимаются законы, которые уточняют нормы Основного закона об образовании и учитывают специфику региона. Примером такого закона служат: Закон «О правовом регулировании сферы образования Курганской области» или же закон Тульской области «О правовом регулировании деятельности системы образования» .
Также, существует практика принятия так называемых «специальных законов». Они направлены на регулирование вопросов специфики труда в образовательной в образовательной среде, а также на вопросы по регулированию финансового обеспечения деятельности учреждений образования на территории того или иного субъекта страны. Примером «специальных законов» служит Закон Саратовской области «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ» .
Подводя итог, автор делает вывод о том, что на федеральном и региональном уровне приняты законы, которые защищают, охраняют, реализуют конституционное право на образование всех категорий граждан, путем создания большого количества законодательных актов и их реализации на практике.
2.2 Понятие, сущность, виды государственных гарантий на образование и основные принципы их обеспечения
Одним из важных ресурсов как общественно-политического, так и социально-экономического развития, является повышение эффективности образования и его доступности.
Проблемы реализации гарантий на получение образования приобретаю свою актуальность по тому, что на данный момент происходит постепенная интеграция России в единое европейское образовательное пространство, и с тем, что в нашей стране продолжается реформа в сфере образования, проблемы реализации конституционных гарантий на получение гражданами образования, приобретают свою актуальность.
Термин «гарантии» трактуется как совокупность факторов (как объективных, так и субъективных), направляемых на осуществление прав и свобод граждан, а также, устраняющих причины и препятствия ненадлежащего или неполного их исполнения, если таковые имеются. Именно гарантии осуществляют защиту прав граждан от различного рода нарушений.