ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1.1 Понятие правовой культуры и ее структура
На современном этапе развития категория «культура» изучается различными науками, среди которых можно выделить философию, культурологию, социологию и, конечно же, право. В настоящее время выделяют более пятисот определений данного понятия, ни одно из которых не стало общим.
Одной из разновидностей культуры является правовая культура, посредством которой оценивается и санкционируется поведение индивидов. Представляется вполне естественным, что правовая культура является достаточно емкой социальной категорией. Обращаясь к юридической литературе можно заметить, что в настоящее время существуют различные трактовки данного понятия. Так, первая группа исследователей указывает на то, что правовая культура-это структурный элемент общей культуры общества, который является способом человеческого существования в правовой сфере. Данное понятие включает в себя способы правового регулирования отношений, социальное отношение субъектов общественных отношений к правовым явлениям, а также формы их взаимодействия. В свою очередь, вторая группа исследователей акцентирует внимание на том, что правовая культура является ничем иным, как глубоким знанием и пониманием права, а также сознательным исполнением его предписаний, как осознанной необходимости и внутренней потребности. Также нередко можно встретить определение, в связи с которым, правовая культура является отражением качества правовой жизни и общества, а также степенью гарантированности прав и свобод человека. Кроме того, правовую культуру нередко рассматривают через призму знания, соблюдения и понимания права всеми субъектами общественных отношений.
Объединяя представленные точки зрения, сформулируем следующее определение правовой культуры. Правовая культура-это общий уровень знаний, а также объективное отношение современного общества к праву, а также совокупность правовых знаний, выраженных в виде норм, установок и убеждений, которые создаются в рамках жизнедеятельности общества. Правовая культура находит свое проявление в труде, поведении и общении субъектов и может выступать в качестве структурного элемента культуры в целом и духовной культуры в частности. Первоначальным этапом формирования основ правовой культуры человека выступает процесс его обучения и правового воспитания.
Структурными элементами правовой культуры является правовая психология, правовая идеология, правовое поведение, а также правовая деятельность и правосознание. Так, правовая психология выступает в качестве элемента правосознания и представляет собой совокупность эмоциональных переживаний, традиций, настроений и иных психических процессов, отражающих субъективное оценочное отношение людей к праву. Из анализа данного определения можно заключить, что включение правовой психологии в состав правовой культуры является достаточно обоснованным.
С правовой психологией тесно взаимосвязана правовая идеология, которая выступает в качестве второго структурного элемента правовой культуры. Рассматривая правовую идеологию, стоит отметить, что под ней целесообразно понимать целостное осмысление права, которое осуществляется на максимально высоком уровне. Как правило, в рамках правовой идеологии познается не определенная норма, а право в целом, например, его правовая природа, назначение и суть. Правовая идеология отражает интересы целого государства, политической партии, класса и, как правило, выражается в письменной форме. Структурно правовая идеология включает в себя такие элементы, как правовые принципы, цели и задачи принятия нормативных актов, а также оценка перспективных направлений развития права. Стоит отметить, что на основании действующей Конституции Российской Федерации (далее-Конституция РФ) на территории нашей страны признается идеологическое многообразие. Одновременно с этим, никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной, что указано в ч. 1 ст. 13 Конституции РФ .
Следующий структурный элемент правовой культуры - правовое поведение. Определить данное понятие можно как социально значимое и осознанное поведение коллективных и индивидуальных субъектов, которое урегулировано нормами права и порождает определенные юридические последствия. Поведение людей можно рассматривать в качестве правового поведения только тогда, когда оно не выходит за рамки правового регулирования .
В завершении стоит рассмотреть такой элемент правовой культуры, как правовая деятельность. Традиционно правовая деятельность дифференцируется на теоретическую деятельность, практическую, например, правотворческую деятельность и образовательную деятельность. Представляется вполне естественным, что от правотворческой деятельности, а также от ее качества и уровня развития, в прямой зависимости находится уровень правовой культуры в государстве. Следовательно, при реализации правотворческой деятельности должны соблюдаться такие принципы, как принцип научности, системности и законности.
Определенное влияние на правовую культуру также оказывает правоприменительная деятельность, а именно деятельность компетентных органов, которые осуществляют индивидуальное регулирование общественных отношений. Данная деятельность имеет своей целью реализовать правовые нормы в практической деятельности. В настоящее время, на качество правоприменительной деятельности оказывает влияние широкая совокупность факторов, например, структура аппарата государственной власти, основы их взаимодействия и другие .
Что касается правосознания, то под ним стоит понимать одну из форм общественного сознания, представляющую собой систему правовых взглядов, теорий, идей и убеждений, в которых выражается отношение индивидов и всего общества в целом к существующему и желаемому праву. Можно констатировать, что правосознание выступает в качестве субъективного восприятия людьми правовых явлений. Правосознание целесообразно рассматривать не только через призму самостоятельного компонента и структурного элемента, который оказывает существенное влияние на правовую культуру.
Таким образом, под правовой культурой целесообразно понимать общий уровень знаний, а также объективной отношение общества к праву, равно как совокупность правовых знаний в виде норм, установок и убеждений, которые формируются в процессе жизнедеятельности. Структурно правовая культура состоит из правовой психологии, правосознания, идеологии, правовой деятельности и правового поведения. Каждые структурные элементы правовой культуры нередко тесно взаимосвязаны между собой.
1.2 Функции правовой культуры
Правовая культура выполняет достаточно широкий спектр функций. Так, первой функцией правовой культуры будет выступать познавательно-преобразовательная функция. Указанная функция непосредственно связана с созданием нравственных и правовых гарантий свободы выбора, достоинства и иных общечеловеческих ценностей. Рассматриваемая функция призвана помочь согласованию групповых, личных и общественных интересов, а также поставить личность человека в эпицентр общественного развития. Более того, данная функция непосредственно связана с организаторской и теоретической деятельностью, направленной на формирование правового государства и гражданского общества.
Следующая функция правовой культуры – это праворегулятивная функция. В рамках данной функции все структурные элементы правовой системы приобретают возможность функционировать максимально эффективно, а также слаженно и динамично. Выполняя данную функцию, правовая культура обеспечивает подчинение социальных интересов и стремлений, а также обеспечивает взаимность прав и обязанностей граждан. Практическая реализация данной функции осуществляется через социальные и правовые нормы. Особое значение в настоящее время приобретает прогностическая функция, в рамках которой осуществляется комплексный анализ тенденций, характерных для правовой системы общества .
Также нельзя не отметить такие функции правовой культуры, как ценностно-нормативная и коммуникативная функция. Так, ценностно-нормативная функция находит свое проявление в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в поступках, сознании и социальных институтах. В свою очередь, коммуникативная функция правовой культуры обеспечивает общение субъектов взаимодействия в области права. Кроме того, указанная функция осуществляет передачу правовой культуры последующим поколениям, прививая уважительное отношение к ранним политическим учениям. В завершении стоит отметить такую функцию правовой культуры, как интегративная функция которая
состоит в том, чтобы объединить все слои, нации и классы общества на основе общегражданских принципов, идей, норм и традиций.
Можно заключить, что ключевыми функциями правовой культуры выступают интеграционная функция, коммуникативная функция, ценностно-нормативная и иные. Каждая из функций правовой культуры имеет определенное значение для ее развития и существования, а также для всего общества в целом.
1.3 Виды правовой культуры и ее развитие в современной России
Рассматривая правовую культуру, стоит помнить о невозможности существования структурных элементов правовой культуры без ее носителя, в качестве которого выступает человек, группа людей, либо население в целом. На основании данного положения выделяют правовую культуру личности, правовую культуру населения и групповую правовую культуру. Рассмотрим каждый вид правовой культуры более детально.
Так, правовая культура отдельной личности представляет собой то, как именно личность осознает, понимает, а также реализует свои права и обязанности. В свою очередь, практическая реализация прав, свобод и обязанностей, а также степень активности при их реализации, находятся в прямой зависимости от того, насколько объективно они осознаются, а также оцениваются личностью человека. Приходим к выводу, что правовая активность выступает в качестве высшего уровня правовой культуры человека. Правовая активность находит свое проявление в том, что личность готова к активным, творческим и сознательным действиям, причем не только в сфере правового регулирования, но и в сферах законности поведения и реализации права.
Стоит учитывать, что правовую активность стоит отграничивать от правомерного поведения, так как данные понятия не являются тождественными. В качестве критериев для разграничения в данном случае может выступать цель и средства достижения такой активности, а также общественно значимый результат деятельности в области права. Кроме того, от правовой активности необходимо отграничивать инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом, так как такое исполнение непосредственно связано с его профессиональным долгом.
Второй разновидностью правовой культуры, как уже отмечалось ранее, является групповая правовая культура. Под групповой правовой культурой принято понимать уровень и степень правовой образованности, а также уровень правового воспитания того или иного класса, слоя и социальной группы.
Третий, завершающий вид правовой культуры - это правовая культура населения. Правовая культура населения – это уровень правосознания, а также правовой активности населения страны, а также степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Оценивая правовую культуру, стоит акцентировать внимание на том, каков уровень познания правовых явлений, а также каков уровень овладения ими. На основании данного анализа можно выделить уровни правовой культуры. Так, первым уровнем будет являться обыденный уровень правовой культуры. Данный уровень характеризуется наличием глубоких обобщений, в связи с чем, данный уровень является достаточно поверхностным. Данный уровень нередко проявляется в повседневной жизни людей при использовании ими субъективных прав и соблюдении юридических обязанностей. Одновременно с этим стоит помнить, что данный уровень нельзя назвать второстепенным.
Затем вполне естественно следует профессиональный уровень, который весьма характерен для лиц, которые занимаются правовой деятельностью профессионально. Стоит отметить, что для этого уровня характерна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения, которое формируется на фоне планомерного соприкосновения с правовыми явлениями и понятиями. Также стоит рассмотреть теоретический (научный) уровень, который представляет собой совокупность научных знаний о характере, сущности и взаимодействии правовых явлений между собой, а также знаний относительно механизма правового регулирования в целом. Стоит отметить, что совокупность указанных знаний разрабатывается общими усилиями ученых-правоведов, философов, а также юристов-практиков. Можно заключить, что правовая культура имеет несколько разновидностей и уровней, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.
Что касается современного состояния правовой культуры в Российской Федерации стоит отметить, что ранее отмечалось падение уровня правовой культуры в стране, что было обусловлено различными факторами. В частности, достаточно длительный период времени можно было наблюдать принятие законов, вступающих в противоречие с Конституцией РФ, несовершенство законодательства и несоблюдение конституционных прав и свобод граждан. Данные факторы неизбежно породили снижение правосознания и правовой культуры. В настоящее время ситуация несколько меняется, однако ее качественное улучшение едва ли представляется возможным на фоне существования и широкого распространения таких явлений, как правовой нигилизм, идеализм или демагогия.
ГЛАВА 2. ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВИДЫ
2.1 Правовой нигилизм
В рамках комплексного анализа правовой культуры, особое внимание стоит уделять существующим деформациям правовой культуры, которые широко распространены на сегодняшний день. В юридической литературе формы деформаций правовой культуры нередко определяют, как внешние формы поведенческой активности, которые доказывают, что субъект правового регулирования не считает необходимым для себя сверять личное поведение с существующими правовыми установками, а также открыто демонстрирует свое отрицательное или пренебрежительное отношение к таковым.
Наиболее распространенной формой деформации правовой культуры является правовой нигилизм. Термин «нигилизм» означает отрицание сформированных ценностей, культуры и моральных норм. В свою очередь, правовой нигилизм - это не что иное, как отрицательное отношение к праву, правовым формам организации общественных отношений и законам .
Полагаем, что на формирование характерных черт современного правового нигилизма, существенное влияние оказал советский период, в рамках которого правовой нигилизм активно способствовал укреплению коммунистической партии. Как следствие, в рамках данного периода право не рассматривалось как достаточно нужное и полезное явление. Как правило, правовой нигилизм существует в двух разновидностях. Так, выделяют теоретический нигилизм и практический нигилизм соответственно.
Рассмотрим причины появления и дальнейшего развития правового нигилизма на территории нашей страны. Так, большинство исследователей указывает, что в качестве причин распространения правового нигилизма на территории нашей страны выступают особенности исторического развития, включающие в себя деспотичный, самодержавный характер власти, существовавшее длительное время крепостное право, а также слаборазвитые демократические и правовые традиции. Кроме того, вторая группа исследователей также называет такие причины, как трудности современного переходного периода, несовершенства судебно-правоохранительной системы, а также несовершенство правовой системы в целом.
Правовой нигилизм на территории нашей страны имеет такие характерные особенности, как многообразие форм проявления, широкая распространенность и даже некая агрессивность. Одновременно с этим, несмотря на сложность возникшей ситуации, а также многоаспектность рассматриваемого явления, объективной необходимостью является борьба с правовым нигилизмом, а также купирование его развития, посредством таких методов, как поощрение, наказание, принуждение и убеждение. В качестве ключевых направлений борьбы с правовым нигилизмом можно выделить укрепление режима законности на территории страны, обеспечение верховенства Конституции РФ, планомерное совершенствование правовой системы и некоторые иные. Представляется, что использование данных мер позволит существенно сократить масштабы распространения нигилизма на территории страны.
2.2 Правовой идеализм
Одновременно с правовым нигилизмом в рамках рассматриваемой темы необходимо акцентировать внимание на такой деформации правовой культуры, как правовой идеализм. Нередко данное явление именуют правовым романтизмом. Как следует из его названия, указанное явление выступает в качестве противоположности правового нигилизма .
Идеализм имеет несколько понятий, которые тесно взаимосвязаны между собой. Так, в поверхностном смысле, под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем это необходимо, оценке жизненных явлений и лиц, то есть, к идеализации объективной действительности. В другом аспекте под идеализмом понимают преобладание у лица общих интересов над частными интересами, а также нравственных или умственных интересов над интересами материальными. Максимально глубокий смысл получает идеализм тогда, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными условиями жизни, на фоне веры в торжество «высших начал духовного и нравственного порядка».
Таким образом, правовой идеализм-это переоценка права, а также его возможностей, которая находит свое проявление в отношении к праву, которое оторвано от реальности и в достаточно буквальном восприятии права. Стоит отметить, что при буквальном восприятии права, оно рассматривается как единственное средство регулирования общественных отношений в связи с чем, игнорируется тот факт, что не только право может регулировать широкий спектр общественных отношений.
В качестве причин распространения правового идеализма на территории нашей страны, исследователи называют особенности исторического развития, идеализацию жизни западных государств, дефицит политико-правовой культуры и другие. Несмотря на то, что правовой идеализм кажется не опасным, это не так и данное явление представляет такую же опасность, как и правовой нигилизм. Отметим, что основные пути борьбы с данными явлениями похожи, несмотря на тот факт, что суть указанных явлений диаметрально противоположна. Так, в качестве средств борьбы с правовым идеализмом, выступают гарантированность прав и свобод в государстве, укрепление режима законности, правовое воспитание, а также создание эффективных механизмов для практической реализации законов. Представляется, что данные меры позволят решить проблему не только правового идеализма, но и правового нигилизма.
2.3 Демагогия
В рамках анализируемой темы, также необходимо акцентировать внимание на таком понятии, как правовая демагогия. Как особый вид социальной демагогии, правовая демагогия является юридически значимым воздействием на чувства, знания и действия людей.
Правовая демагогия непосредственно связана с обманом в определенных целях, а также с так называемым «активным влиянием» на разум, сознание и деятельность лиц, которые представляют собой значительный интерес для демагога. Таким образом, под правовой демагогией стоит понимать особый вид социальной демагогии, который состоит в общественно-опасном, конфликтном, обманном и внешне эффектном воздействии лица или объединения на чувства и действия людей, которые проявляют к ним определенное доверие. Указанное воздействие нередко осуществляется посредством различных форм одностороннего и ложного представления о правовой деятельности, что необходимо для достижения собственных корыстных целей. Как правило, корыстные цели скрываются под видом стремления оказать помощь государству и народу .